Как написать сочинение по картине "Грачи прилетели" А.Саврасова. Сочинение по картине А.К

На картине А.К. Саврасова изображена ранняя весна. Это подтверждает тот факт, что грачи уже вьют свои гнезда на березах. Снег еще не везде растаял, но, кажется, что уже совсем скоро природа оправится от долгой зимней спячки.

У подножия берез лежит снег, на который деревья отбрасывают тени, но он уже прогрелся под лучами солнца и скоро растает. Возле одной березы грач нашел материалы для строительства своего гнезда.

Для того, чтобы сделать снег более реалистичным, художник использует великое множество оттенков. Здесь и белый, и серый, и желтый, и коричневый, и даже сиреневый.

За деревянным забором стоит деревушка. Здесь всего несколько домов и церковь. Дома построены из дерева. А.К. Саврасов так детально изобразил на картине поверхности стен, они кажутся настоящими.

Вдали виднеется прекрасный пейзаж. Почти вся земля уже видна. Лишь на небольшом участке все еще лежит снег. На линии горизонта, как будто в тумане, расположен лес.

Темные силуэты берез и грачей, предвестников весны, так контрастно смотрятся на фоне неба. Оно такое светлое и красивое, кажется, будто что это именно оно делает эту картину такой живой, придает ей динамики, притягивает взгляды зрителей.

Для создания картины художник в основном использует темные, мрачные, сдержанные цвета, лишь еще не растаявший снег искрится в лучах слабого солнца. Но стоит взглянуть на это голубое, свежее, весеннее, бескрайнее небо, затянутое облаками. Здесь Саврасов использовал все оттенки голубого цвета: самые темные и невыразительные внизу, а самые насыщенные и яркие – сверху.

Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели» очень красива и правдоподобна. Смотришь на нее и, кажется, будто ты стоишь посреди той самой деревушки, любуешься окрестными пейзажами и дышишь свежим воздухом ранней весны.

Сочинение по картине Грачи прилетели Саврасова 2 класс

На одном из наиболее известных полотен русского художника передвижника А. Саврасова – «Грачи прилетели» изображено начало весны. Пейзаж срисован был с окраины русской деревни в Костромской области в 1871 году. Здесь изображено самый обыкновенный хмурый день. Кажется, что весна наступила именно в этот момент, в эту секунду.

Еще совсем черные без листвы стоят старые кривые березы, неоднократно пережившие бурю, слегка намекают на окончание зимних холодов. Вокруг грязный подтаявший снег, который уже не дает тот отблеск, который был зимой, сырость и только грачи уныло сидят на ветвях. Они совсем недавно вернулись издали, отдохнув после долгого и опасного пути – вьют новые гнезда, реставрируют старые покинутые осенью и мило переговариваются между собой на непонятном для человека языке. Еле заметны следы птиц на снегу среди обломков маленьких веточек. Облепив почти все деревья, грачи суетятся и хлопочут, тем самым пробуждают природу после долгой зимы. На хмуром, мрачном, сером небе проплывают белые с голубоватым оттенком тучки.

На этой картине весна только началась, а уже вовсю дает о себе знать. Взять хотя бы большую лужу справа с отражением небольших облаков. Позади какие-то угрюмые дом, часовня, церковь, мокрый усталый забор и черно белые поля. Еще не весь снег растаял и немного напоминает о холодных зимних днях. Солнышко уже не только светит, а и начинает прогревать землю. Посмотрев на данную картину, пахнет весной и свежим легким воздухом. Несмотря на то, что Саврасов изобразил лишь начало тепла и весенней красоты без цветов, зелени и палящего солнца, мы прекрасно понимаем, что все это уже не за горами. До воли обыденный пейзаж мы видим – свежесть и пробуждение природы.

Изображены старые потрепанные, пережившие десятки, а то и сот ни зим деревья, дома, часовня и уставшая земля. Эта печальная серая картина предоставляет полный контраст грядущей весне и веселым суетливым грачам. В природе начинаются яркие, теплые долгожданные дни с теплым ветерком и приятные перемены погоды.

Данный художник один из немногих кто мог так реалистично изобразить воздух, такое ощущение, что мы находимся там внутри картины в той русской деревне и смотрим на реальный, а не написанный пейзаж. Вдыхаем теплый весенний дух и слышим гул птиц.

Грачи – это один из самых выдающихся примет наступления весны. Это перелетный вид птиц и если уж они прилетели, то вместе с ними и пришла весна.

2 класс, 3, 4, 6, 8 класс

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Разбойники Шиллера (драмы)

    Произведение по жанровой направленности определяется отдельными литературоведами в виде трагедии, поскольку финал пьесы имеет трагическую развязку сюжетного неразрешимого конфликта при столкновении любви

  • Сочинение Что такое страх

    В какой-то старинной книжке мною было прочитано про концепцию различных эпох, через которые проходит человечество и идет оно от золотого века, когда ситуация просто великолепна и до железного – современного периода

  • Образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    Вместе с резким Базаровым молодое поколение представляет Аркадий Кирсанов. Это юный человек, который изо всех сил ищет признание в окружающем мире.

  • Образ и характеристика Максима Максимыча в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Образ Максима Максимыча подробно рассматривается М. Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени» для того, чтобы через характер, миропонимание этого опытного человека раскрыть более подробно образ Григория Печорина.

  • Сочинение по картине Зимнее утро Грабаря 5 класс

    Картина зимнее утро Грабаря имеет очень интересное и даже в какой-то степени необычное исполнение. Смотря на эту картину, мы можем видеть сказочную зимнюю пору, большие сугробы снега.

На данной картине изображена весенняя пора. Это именно то время, когда все вокруг пробуждается ото сна: прилетают птицы, распускаются деревья, оживает природа. Снег еще не растаял, а солнце уже опускается все ниже. Воздух переполняет дух. Он стал теплее и свежее. Все благоухает и порхает.

Не зря художник изобразил картину в солнечно-голубых тонах. Это то время, когда зима еще не прошла, а весна вот-вот на подходе. И главными ее вестниками можно назвать прилет грачей, которые усердно трудятся на деревьях. Прыгание грачей по талому снегу указывает на некую радость, что-то веселое.

Птицы уже успели свить гнезда, готовясь к весне. Только птицы умеют слушать природу, так как слиты с ней воедино и являются ее неотъемлемой частью. Поэтому, грачи изображены на первом плане картины Саврасова. Спереди нам видны свежие следы, напоминающие следы от маленьких лапок. Это и есть следы грачей, которые прилетели совсем недавно. Большую часть грачей мы видим с распахнутыми крыльями. Сразу понятно, что они вот только что присоединились к своим собратьям.

Талая вода так же символизирует наступление весны. Она изображена в небольшой низине, что указывает на то, что снег постепенно тает. В то же время, большую часть картины занимает снег, нежели растаявшая вода. Это нам говорит о том, что снег тает очень медленно и зима не торопится нас покидать. Мы не видим солнца напрямую, а лишь догадываемся что оно светит. Солнечный свет на картине можно определить по тени, которая располагается под деревьями. Художник изобразил солнце блеклым, тем самым показывая нам то, что весна еще не наступила, а лишь на подходе.

На заднем плане небольшая старая часовенка, которая напоминает нам что-то древнее и средневековое. То же самое можно определить по постройкам вокруг. Сама часовня окружена сооружениями из дерева. По темно-серому цвету дерева можно сказать, что оно уже настолько старое, что прогнило. Небольшой купол, завершающий часовню, тоже сооружен по старым традициям. Нам видны три арки спереди. Скорее всего их шесть. Белая побелка часовню посерела и начинает слазить.

Справа от часовенки располагается домик. Нам видна только его верхняя часть - это крыша белого цвета и чердак. Неподалеку от дома расположились большое количество кустарников. Посередине, между часовенкой и домом, стоит трех-купольный храм. Он желтовато-белого цвета. Три купола темного цвета. Такой вида купола характерен для древнейших церквей 17 века.

Художник с наибольшей точностью смог изобразить русский пейзаж. В то же время он дал нам место подумать. Мы не можем с точностью сказать, что это деревня, потому что на самом дальнем плане мы видим простирающуюся реку, окруженную лесом. Так же, рядом с домом мы не видим других домов, а видим только кустарники. Все сооружения указывают нам на свою изношенность. Но в то же время нам виден дом со светлой крышей, что может значить присутствие в нем жителей.

Саврасов передал нам то, что видел и чувствовал сам. Вот так, с помощью красок, можно изобразить весенний приход, передать запах, настроение и жизнь.

Описание живописного произведения с изображением пейзажа традиционно является традиционным заданием и в начальном, и в среднем звене школы. Многие годы русским школьникам предлагается написать сочинение по картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасова. Ее сюжет прост, и именно эта простота вызывает трудности, так как, чтобы увидеть глубину, скрывающуюся за ней, необходим довольно богатый эстетический опыт, которого чаще всего еще нет у школьника.

Смысл задания и общие цели сочинения

Смысл задания и состоит в том, чтобы расширить границы понимания ребенком живописного произведения, развить способность созерцания и осмысления живописи.

Для того чтобы сочинение получилось не простым перечислением деталей, автору текста нужно помочь обратить внимание на значимые детали и на то, как каждая из них участвует в создании настроения произведения и в создании эстетического впечатления. Кроме того, в сочинении будет уместна фактографическая часть, отражающая общеизвестные сведения о создании картины.

Тема сочинения обычно не конкретизируется (например: А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Описание картины), поэтому школьники чаще всего не ограничены ни в композиции, ни в акцентах рассуждений.

История создания

Картину «Грачи прилетели» Саврасов впервые представил зрителям в 1871 году. Известно, что это произведение написано в мастерской, по мотивам эскизов, написанных им на природе недалеко от Костромы. Первоначально бытовало мнение о том, что холст написан «на одном дыхании», под впечатлением от увиденного, однако анализ набросков, в первую очередь манеры и техники письма, говорит об обратном. Картину «Грачи прилетели» Саврасов писал постепенно, в несколько этапов. Художник тщательно прорабатывал в мастерской и композицию, и игру света и цвета.

Произведение вызвало такой резонанс и было настолько востребованным, что А. К. Саврасов не раз создавал его копии или картины по его мотивам.

Для осмысления полотна стоит иметь в виду, что этот пейзаж написан в один из тяжелейших периодов жизни художника: сразу после смерти маленькой дочери и во время тяжелой болезни жены.

Краткое описание

Сочинение по картине «Грачи прилетели» стоит начать с краткого описания того, что на ней изображено.

На картине изображена ранняя дружная весна и начало половодья. На переднем плане - изображение берез с гнездами грачей и с суетящимися вокруг них птицами в разных позах. За ними - типичная для русского пейзажа церковь, обнесенная деревянным забором. На заднем плане - за церковью - бескрайнее поле, где вода перемежается с островками то оттаявшей земли, то снега. Фоном для пейзажа служит мартовское небо: высокое и голубое, с низкими тяжелыми облаками.

Центр картины

Сложно сказать, где именно находится композиционный и смысловой центр картины. В целом полотно написано так, что взгляд блуждает от грачей на вершинах берез к церковной колокольне, затем переходит на задний план, задерживается на голубом небе в верхнем левом углу и снова возвращается на передний план, чтобы остановиться на весенней воде и граче с веточкой в клюве. Такое динамичное восприятие картины далеко не случайно. Эту особенность должно обязательно отражать сочинение. «Грачи прилетели» - один из первых примеров нестатического пейзажа в русской живописи. Динамичны и сам сюжет, и цветовая гамма. Привычный русский пейзаж воспринимается как воплощение движения и жизни.

Динамика цветового восприятия

Сочинение по картине «Грачи прилетели», конечно же, невозможно без рассказа о цветовом восприятии полотна. Описывать цвета и оттенки следует именно на фоне общей динамики произведения.

Отражая типичные и привычные краски ранней весны, художник добивается того, чтобы каждый цвет контрастировал с другими. Оставаясь сдержанным и скромным по колористике, произведение воспринимается как яркое. Голубые, белые и коричнево-зеленые фрагменты так сочетаются и так контрастируют с черными пятнами грачей и теней, что создается ощущение игры цвета. Это также создает особенную динамику восприятия, не позволяя зрителю остановиться в созерцании произведения. Взгляд блуждает между черными пятнами грачей, голубым небом, белым снегом и зеленой водой.

Динамика сюжета

Как уже говорилось выше, удивительная динамика, увиденная и отраженная автором, - причина той популярности и неугасаемого интереса к картине зрителей, и именно тому, за счет чего достигается это впечатление, стоит посвятить сочинение. «Грачи прилетели» А. К. Саврасова методически выгодно анализировать путем исключения деталей композиции. Как бы выглядел пейзаж, если бы на нем не было такой-то детали?

Грачи

Начать, видимо, нужно с птиц, сосредоточив на них внимание и попробовав понять, какое место они занимают в сюжете. Из подобного анализа, который каждый зритель построит по-своему, получится интересный рассказ. «Грачи прилетели» - название, которое дает ключ к прочтению картины. Если птицы недавно появились, значит легко представить себе тот же самый пейзаж без них. Как он выглядел? Если представить это, картина лишается огромной доли своей динамики, так как она сосредоточена именно в птицах. Грачи снуют вокруг гнезд, куда-то улетают от берез, а затем возвращаются, один из них - на земле - спешит строить или ремонтировать гнездо, подобрав веточку и, видимо, собираясь взлететь. Неслучайно с прилетом этих птиц ассоциируется начало весны, так как именно с ними в окружающем пейзаже появляются жизнь и движение.

Другие детали

Тот же прием можно применить и к другим деталям картины. Вода, видимо, буквально за несколько дней залила землю, без нее совсем недавно была снежная равнина. Совсем недавно и расступились облака, показав небо, а значит, добавив и голубых красок, и игры света и теней на снегу, и уточнив цвета церкви, преобразив серые и неопределенные в зеленые и голубые.

В таком ключе и далее можно продолжать сочинение. «Грачи прилетели» на многих вариантах картины неизменно содержит именно церковь. Возможно, мировоззрение художника XIX века предполагало, что без нее русский пейзаж - только бескрайняя снежная равнина. Именно с появлением церкви на русской земле появляется жизнь.

Следы на снегу, направление ветвей берез, движение облаков - все это тоже может быть включено в описание. «Грачи прилетели» - богатое поле для наблюдений и интерпретаций. Будучи изображением одного мига, эта картина удивительно передает наступление весны, движение жизни и - так как в него включена церковь - ход человеческой истории.

Закончить работу можно общими выводами о впечатлениях от картины. Всегда будет выгодно смотреться сравнение первых ощущений от полотна и мыслей после того, как были проанализированы его детали.

Таким образом, сочинение по картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасова может стать увлекательным занятием и тестом на наблюдательность и умение анализировать свои впечатления.

Зульфия Валетдинова
Составление рассказа по картине Саврасова А. К. «Грачи прилетели» в подготовительной группе детского сада

Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Цели :

Развитие художественного восприятия произведений искусства (картины , развитие эстетических чувств, эмоций при рассматривании картины

Задачи :

Художественно-эстетическое развитие :

Развитие эстетического отношения к рассматриваемой картине , умения увидеть природу глазами художника, умения осознать свои чувства, эмоции, которые вызывает рассматриваемая картина

Познавательное развитие :

умение подмечать изменения в природе

Социально-коммуникативное развитие :

Обогащение словаря, умение пользоваться распространенными предложениями. последовательное описание картины по плану

1. Оргмомент : Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица ….(грач )

Какие птицы прилетают весной первыми ? (грачи )

О чем говорит прилет грачей ? (весна наступила)

2. Объявление темы : Сегодня мы будем рассматривать и описывать пейзажную картину «Грачи прилетели » , которую написал около 150 лет назад русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов . Пейзаж – это картина , изображающая природу. Про художников говорят «написал картину » (а не «нарисовал» )

Выставляется картина .

3. Рассматривание картины , ответы на вопросы :

Какое время года изображено на картине ? (весна)

Это начало весны, середина или конец? (начало)

Какой снег на переднем плане слева? (потемневший, рыхлый, мокрый)

Что видим справа? (снег растаял и деревья стоят в холодной воде)

Что можем сказать о деревьях? (Тонкие березки пока стоят голые)

Какие птицы облюбовали березы? (грачи )

Что делают грачи ? (обустраивают, ремонтируют старые гнезда, строят, вьют новые, кричат. галдят, суетятся, торопятся, спешат, волнуются)

О чем говорит прилет грачей ? (наступила весна)

Какие строения видны на среднем плане? (церковь, крыши стареньких домов, забор)

Что за забором? (поле)

Есть ли в поле снег? (в поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины)

Какое небо на заднем плане? (серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака иногда проглядывает яркое, голубое, весеннее небо)

Какие краски преобладают в картине , яркие или, наоборот, неяркие? (неяркие, но несмотря на это ощущается, что природа пробуждается после холодной зимы и весна уже наступила - об этом говорит прилет грачей )

Скажите кратко, о чем эта картина ? (о наступлении весны, о прилете грачей , о пробуждении природы).

4. Какие чувства (эмоции) вызывает эта картина : грусть, тоску, печаль. радость? Почему?

(радость от того, что прошли холода, морозы; что грачи с оживлением готовят жилища для будущих птенцов; что небо яркое, весеннее и на смену пасмурным дням обязательно придут теплые, солнечные).

Нравится ли тебе эта картина ? Почему? (потому что нарисовано очень похоже; все как настоящее – и снег, и вода, и деревья; как будто слышу крик грачей ; ощущаю прохладный воздух; у нас около дома высокие тополя и там грачи так же вьют гнезда ; чувствую как радуются грачи тому , что вернулись после долгой дороги домой, в родные края; и я хочу научиться так же рисовать).

5. Физминутка : Весной долгожданное тепло к нам пришло (встать на носочки, «потянуться» к солнышку)

От ветра качаются деревья (руки вытянуты вверх, раскачиваются)

На деревьях гнезда (сложить ладошки)

В гнездах - птенцы (соединять большие пальцы поочередно с остальными – клювики птенцов) .

6. Лексико-грамматические упражнения :

1. Скажи про несколько :

Дерево – (деревья, гнездо – (гнезда, облако – (облака, сук – (сучья, перо – (перья, крыло – (крылья)

2. Подбор определений :

Снег какой? (темный, рыхлый, влажный, грязный, мокрый, холодный, тяжелый, талый)

Земля какая? (мокрая, влажная, черная, холодная)

Небо какое? (серое, пасмурное, блеклое, темное, яркое, голубое, ясное)

Грачи какие ? (черные, радостные, заботливые, крикливые, суетливые)

3. Скажи иначе :

Снег стал темным – потемнел,

Строят гнезда – вьют гнезда

Пробуждается – просыпается

Строения - постройки

4. Объясни значение слов :

Облюбовали-понравилось,

Обустраивают – наводят порядок

Преобладают – больше всего

7. Примерный образец рассказа

Эта картина называется «Грачи прилетели » . Ее написал художник Саврасов .

На переднем плане слева мы видим снег. Он уже потемневший, рыхлый, мокрый (влажный, а справа снег уже растаял и деревья стоят в холодной воде. Высокие березы облюбовали грачи . Они обустраивают старые гнезда и заботливо строят новые. Прилет грачей говорит о том . что весна уже наступила.

На среднем плане мы видим строения : церковь, крыши стареньких домов, забор.

За забором- поле. В поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины. Когда весь снег растает и земля просохнет, в поле начнутся весенние работы.

На заднем плане мы видим небо. Оно серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака уже проглядывает иногда яркое весеннее голубое небо. Художник показал в своей картине как пробуждается природа.

8. План рассказа

Как называется картина ?

Кто написал картину ?

Описать снег, деревья, грачей

Перечислить строения, описать поле

Описать небо

Какие чувства вызывает эта картина ? Почему?

Почему понравилась эта картина ?

9. Рассказы детей

Материал можно разделить на 2 занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Куры» с использованием ИКТ» Цель – создание условий для развития навыков речевого общения. Задачи: Обучающая: - учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ.

«Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». НОД в старшей группе Вид НОД: Коммуникация Тема: Рассказывание по картинке «Лошадь.

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе «Грачи прилетели» (оригами) Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание - продолжать учить создавать композиции с изделиями, выполненными из.

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада «Составление сюжетного рассказа» Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада. Тема: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.