Как нарисовать лицо: основы и пропорции. Пропорции лица человека при рисовании портрета: схема

Мы можем теперь тщательно присмотреться к деталям. И начнём мы с лица. Лицо человека – первое, на что мы обращаем внимание в любой ситуации, и это тоже определённым образом применимо к искусству: наблюдатель в первую очередь будет рассматривать лицо с вашими характерными особенностями. Перенесение лица на бумагу, особенно рисование живых экспрессивных выражений, несомненно, стоит приложенных усилий.

В этом уроке мы познакомимся с основными компонентами рисования лица – пропорциями, чертами и ракурсом , а в следующих уроках уже подробнее разберем разнообразные выражения лиц.

1. Пропорции лица

Анфас:

В этом положении череп будет плоской окружностью, к которой добавляются очертания челюсти, что в целом образует форму яйца, заострённое внизу. Две перпендикулярные по центру линии делят «яйцо» на четыре части. Чтобы распределить черты лица:

— Отметьте середины левой и правой половин горизонтальной линии. В этих точках будут глаза.

— Разделите вертикальную нижнюю линию на пять равных частей. Кончик носа будет на второй точке от центра. Губная складка будет на третьей точке от центра, на одну току ниже от кончика носа.

— Разделите верхнюю половину головы на четыре равные части: линия роста волос (если у человека нет залысин) будет располагаться между второй и третье й точкой от центра. Ухо будет располагаться между верхним веком и кончиком носа (в том случае, если лицо на одном уровне). Когда человек смотрит вверх или вниз, положение ушей меняется.

Полезно знать, что ширина лица – это ширина пяти глаз или чуть меньше. Расстояние между глазами равняется ширине одного глаза. Для людей нехарактерно иметь широко поставленные или слишком близко расположенные глаза, но это всегда заметно (широко поставленные глаза придают человеку невинное детское выражение, а узко поставленные по какой-то причине возбуждают в нас подозрительность). Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется ширине одного глаза.

Еще одним критерием меры является длина указательного пальца над большим пальцем. В схеме ниже все длины размечены в соответствии с этим критерием: высота уха, расстояние между уровнем роста волос и уровнем бровей, расстояние от бровей до носа, расстояние от носа до подбородка, расстояние между зрачками.

Профиль:

Со стороны форма головы также напоминает яйцо, но заостренное в сторону. Центральные линии теперь делят голову на переднюю (лицо) и заднюю (череп) части.

Со стороны черепа:

— Ухо располагается прямо за центральной линией. По своим размерам и расположению оно также находится между верхним веком и кончиком носа.
— Глубина черепа варьируется между двумя разделёнными точками линиями (как показано в Шаге 4).

Со стороны лица:

— Черты лица располагаются так же, как в анфас.

— Углубление переносицы либо совпадает с центральной линией, либо расположена чуть выше.

— Самой выдающейся точкой будет уровень брови (1 точка от центра).

2. Черты лица

Глаза и Брови

Глаз строится из двух простых дуг, по форме напоминающие миндаль. Здесь нет строгих правил, так как формы глаз может быть совершенно разными, но есть и общие рекомендации :

— Внешний уголок глаз выше внутреннего, а не наоборот.

— Если сравнивать глаз с миндалём, округленная часть зрачка будет со стороны внутреннего уголка, уменьшается по направлению к внешнему уголку.

Детали Глаза

— Радужка глаза частично спрятана за верхним веком. Она пересекает нижнее веко только в том случае, если человек смотрит вниз или щурится (поднимается нижнее веко).

— Ресницы изгибаются наружу, и они короче на нижнем веке (на самом деле, необязательно прорисовывать их каждый раз).

— Если вы хотите изобразить овал слёзного канала во внутреннем уголке глаза, а также показать толщину нижнего века, это полностью зависит от ваших предпочтений; избыток деталей не всегда выглядит уместно. Добавление таких деталей пропорционально сложности рисования.

— То же самое может быть применимо к рисованию складки века – это добавляет выразительности и делает взгляд менее встревоженным. Я думаю, что лучше не добавлять складку, если вы выполняете стилизованных рисунок или ваш рисунок слишком маленький.

Глаз в профиль напоминает по форме кончик стрелы (стороны могут быть вогнутыми и выпуклыми), с небольшим обозначением верхнего века и, выборочно, нижнего. В жизни мы не видим радужку в профиль, но мы видим белок глаза. Когда я работала над уроком, многие говорили, что «это выглядит странно», поэтому радужку нужно всё-таки обозначить.

Что касается бровей, проще всего рисовать их после глаз, чтобы повторить изгиб верхнего века. Большая часть длины брови смотрит внутрь, а её кончик всегда немного короче.

В профиль форма брови меняется – она становится похожей на запятую. Эта «запятая» продолжает уровень ресниц (там, где они изгибаются). Иногда бровь кажется одним целым с ресницами, поэтому вы тоже можете нарисовать одну кривую для верхней части глаза и границей брови.

Нос обычно клинообразной формы – её проще визуализировать и придать трёхмерность, прежде чем дополнять деталями.

Перегородка и боковые стороны носа плоские, что будет заметно на готовом рисунке, однако уже на этапе наброска необходимо обозначить их, чтобы впоследствии правильно распределить детали. В нашем клине нижняя плоская часть – усечённый треугольник, соединяющий крылья и кончик носа. Крылья изгибаются по направлению к перегородке, образуя ноздри – обратите внимание, что, если смотреть снизу, линии, образующие боковые стороны перегородки, находятся на переднем плане, параллельно лицу. Перегородка выступает ниже, чем крылья (если смотреть прямо), что означает, что при ракурсе ¾ дальняя ноздря не будет видна соответственно.

Самым сложным моментом при рисовании носа может быть принятие решения, какие части носа лучше не изображать для естественно выглядящего результата. Вам не всегда придется полностью прорисовывать крылья носа (там, где они соединяются с лицом), и в большинстве случаев рисунок выглядит лучше, если вы просто нарисуете нижнюю часть носа. То же самое касается четырёх линий перегородки носа, в том месте, где они соединяются с лицом – в большинстве случаев будет лучше, если вы нарисуете только нижнюю часть носа (крылья, ноздри, перегородка) – можете поочередно закрывать пальцем линии, чтобы в этом убедиться. Если голова повернута на ¾, появляется необходимость дорисовать линии переносицы. Вам потребуется много наблюдать, методом проб и ошибок распознавать уникальные черты носа. Этой особенностью обладают карикатуристы – нужно внимательно рассматривать очертания носов, чтобы понять, почему они изображены именно так. Мы снова вернемся к этому вопросу в следующих уроках.

Губы

Советы по изображению рта и губ:

— Сначала нужно нарисовать губную складку, так как это наиболее линная и тёмная из трёх почти параллельных линий, которые образуют рот. На самом деле, это не сплошная прямая – она состоит из нескольких неявных кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть гиперболизированные примеры движения линии рта – обратите внимание, что они повторяют линию верхней губы. Эту линию можно «смягчить» несколькими способами: впадинка над губой может быть уже (для различения уголков) или настолько широкой, что она становится незаметной. Может быть и наоборот – нижняя губа настолько полная, что создает ощущение надутых губ. Если вам сложно придерживаться симметричности на этом этапе, попробуйте начать от центра и рисуйте по одной линии с каждой стороны.

— Верхние уголки губ более заметны, но вы можете смягчить их, изобразив двумя широкими кривыми, или смягчить настолько, что они перестанут быть заметными.

— Нижняя губа, безусловно, напоминает обычную кривую, но и она может быть почти плоской или довольно округленной. Мой совет – обозначать нижняя губу хотя бы обычной черточкой под нижней границей.

— Верхняя губа почти всегда уже нижней, и она меньше выдаётся вперёд. Если ее контур обведён, он должен быть ярче выражен, так как нижняя губа и так выделяется своей тенью (по размеру не должна превышать размеры губы).

— В профиль губы напоминают по форме наконечник стрелы, и выступ верхней губы становится очевидным. По форме губы также разные – верхняя плоская и расположена диагонально, а нижняя более округлая.

— Губная складка в профиль отклоняется вниз, начиная с пересечения губ. Даже если человек улыбается, линия спускается ниже и вновь поднимается в области уголков. Никогда не поднимайте уровень линии, если рисуете в профиль.

Уши

Основная часть уха (если она нарисована правильно) имеет форму буквы С с внешней стороны и форму перевернутой буквы U с внутренней стороны (граница верхнего хряща уха). Часто рисуют меньшую U над мочкой уха (вы можете приложить палец к своему уху), которая переходит дальше в меньшую букву С . Детали уха изображают вокруг самого ушного отверстия (но не всегда), и их формы могут быть совершенно разнообразными у разных людей. Рисунок может быть стилизованным – например, на рисунке внизу ухо в своем общем виде напоминает вытянутые символы «@».

Когда лицо повернуто в анфас, уши изображают в профиль соответственно:

— Мочка, прежде обозначенная в форме перевёрнутой буквы U теперь видна отдельно – то же самое, когда вы наблюдаете за тарелкой сбоку и затем видите ее дно, как если бы оно было ближе к вам.

— По форме ушное отверстие напоминает каплю и выделяется на общем фоне уха.

— Толщина уха с этого ракурса зависит от близости к голове, это еще один индивидуальный фактор. Тем не менее, ухо всегда выдаётся вперед – так сложилось в ходе эволюции.

Если смотреть сзади, ухо кажется отдельным от тела, в основном это мочка, соединённая с головой с помощи канала. Не преуменьшайте размеры канала – его функция в том, чтобы уши выступали вперёд. В этом ракурсе канал весомее мочки.

3. Ракурсы

Так как в основе головы лежит круг, где контурами обозначены черты лица, изменять ракурс головы проще, чем это кажется на первый взгляд. Тем не менее, еще важнее наблюдать за положением голов людей в разных ракурсах в жизни, чтобы запомнить все выступы и впадины, накладывающиеся друг на друга самым неожиданным образом. Нос, несомненно, значительно отступает от головы (также выступают брови, скулы, центр губ и подбородок); в то же время глазницы и боковые стороны рта образуют некоторые впадины на нашем «круге».

Когда мы с вами рисовали лицо в анфас и в профиль, мы упростили задачу до двухмерного изображения, где все линии были плоскими. Для всех остальных ракурсов нам понадобится перестроить наше мышление в трёхмерный мир и осознать, что форма яйца – это на самом деле яйцо, а линии, которыми мы пользовались раньше, чтобы расположить черты лица, пересекают это яйцо подобно экватору и меридианам на глобусе: при малейшем изменении положения головы мы увидим, что они округлые. Расположение черт лица – это всего лишь рисование пересекающихся линий под определенным углом – теперь их три. Мы можем снова делить голову на верхнюю и нижнюю части, «разрезая» наше «яйцо», но теперь нужно иметь в виду: самые ближние к нам компоненты выглядят толще. То же самое относится к рисованию лица в поднятом или опущенном состоянии.

Человек смотрит вниз

— Все черты изгибаются по направлению вверх, а уши «поднимаются».

— Так как нос выдаётся вперёд, его кончик опускается ниже первоначальной отметки, поэтому кажется, что он теперь ближе к губам, а если человек опустит голову еще ниже, то ном частично закроет губы. С этого ракурса не нужно рисовать дополнительные детали носа – достаточно будет переносицы и крыльев.

— Дуги бровей достаточно плоские, но могут снова быть изогнутыми, если слишком сильно наклонить голову.

— Верхнее веко глаз становится более выразительным, и достаточно лишь немного изменить положение головы, чтобы они полностью скрыли орбиты глаз.

— Верхняя губа практически невидима, а нижняя увеличивается.

Человек смотрит вверх

— Все линии черт лица стремятся вниз; уши также перемещаются вниз.

— Верхняя губа видна в полном объёме (чего не случается в анфас). Теперь губы кажутся надутыми.

— Брови изгибаются сильнее, а нижнее веко поднимается, из-за чего глаза кажутся сощуренными.

— Нижняя часть носа теперь полностью видна, обе ноздри явно отображены.

Человек поворачивается

  1. Когда мы видим человека почти полностью отвернувшимся, из видимых черт остаются надбровные дуги и скулы. Линия шеи накладывается на линию подбородка и находится рядом с ухом. Когда человек поворачивается, мы также видим ресницы.
  2. Также при повороте мы можем видеть часть линии брови и выступ нижнего века; также появляется кончик носа прямо из-за щеки.
  3. Когда человек поворачивается почти в профиль, появляются глазные яблоки и губы (хотя складка между губами небольшая), а линия шеи сливается с линией подбородка. Мы все еще видим часть щеки, закрывающую крыло носа.

Пора практиковаться

Пользуйтесь методом быстрого наброска, накидывая на бумагу выражения лиц, которые вы замечаете вокруг себя в кофейне или на улице.

Не старайтесь детализировать все черты и не бойтесь ошибиться, главное — передать черты из разных углов.

Если вам сложно рисовать в объёме, возьмите настоящее яйцо (можете сварить его, на всякий случай). Нарисуйте три линии по центру и добавьте разделяющие линии. Понаблюдайте и зарисуйте яйцо контурными линиями с разных сторон – таким образом вы прочувствуете, как будут вести себя линии и расстояния между ними в разных ракурсах. Можете наметить черты лиц на поверхности яйца по основным линиям и проследить как они меняются в размере при вращении яйца.

Рисунок лица в профиль – это изображение лица сбоку. Голова и лицо человека рисуются с использованием нескольких основных правил: сначала визуально определяется ширина головы, соотношение ее лицевой части к волосам, наклон и длина носа, форма и расположение глаз. Для рисунка лица в профиль можно использовать как живой объект – своих знакомых, так и статуи или архитектурные постановки.

Давайте нарисуем мужское лицо в профиль поэтапно.

  1. Для начала определим высоту лица и ширину головы и нарисуем линии-границы верхней и боковых частей головы. Наметим линии бровей и носа, определим точку подбородка.

  1. Теперь придерживаясь контуров головы и лица рисуем форму головы. Обратите внимание, самые выступающие линии лица – брови, нос подбородок – находятся на пересечении ранее намеченных линий.

  1. Рисуем на профиле лица бровь, глаз, крылья носа и рот. За пересечением горизонтальной линии носа и вертикальной рисуем ухо. Также на этом этапе можно нарисовать шею.

  1. Теперь рисуем линию волос на лице и сами волосы. И стираем все вспомогательные линии.

  1. Нанесем последние штрихи на профиль лица – детализируем волосы, затемним глаза и губы. Рисунок лица в профиль готов!

Профиль лица - удивительные очертания, способные передать всю сущность индивидуума, создать эскиз всего человеческого облика. Но дело это кропотливое и сложное. Поэтому чтобы нарисовать профиль лица, начинающему художнику нужно знать, как это делать.

Связь между и формой его головы

Интересуясь, как нарисовать лицо в профиль, художнику для начала следует определить тип формы головы человека, которого он выбрал в качестве натуры. Часто этот факт зависит от расовой принадлежности индивидуума, которого рисовальщик собирается изобразить. В чём же это выражается?

Лицевой угол

Этот угол определяется между воображаемыми линиями, которые на рисунке являются вспомогательными, горизонталью и линией, соединяющей точку непосредственно под носом с выступом бровей.

У европеоидов этот угол практически прямой, у монголоидов острее, где-то около 75 градусов. Самый острый угол у негроидов, он приближается к 60 градусам.

Форма затылка

У европеоидов форма затылка округлая, практически приближена к правильной окружности. У монголоидов он более вытянут, напоминает овал. У негроидов затылок в профиль имеет форму ещё более вытянутого овала, чем даже у монголоидов.

Хотя расовая принадлежность не всегда может служить точным критерием, эти данные достаточно обобщённые. Индивидуальные черты присущи каждому отдельно взятому человеку: может быть европеец со значительно скошенным лбом, а узбек - с европеоидной формой черепа. Негроиды также бывают различными: форма головы у представителей одной национальности негроидов может быть приближена к европеоидной, а для другой национальности будет характерна форма черепа, напоминающая монголоида.

Мастер-класс: «Рисуем профиль лица ребёнка»

Чтобы правильно изобразить что-то, художник не только должен владеть навыком рисования, но и тщательно изучить строение того, образ чего он пытается донести до зрителя. Например, изображая профиль лица ребёнка, рисовальщику необходимо знать, что у детей лицевой угол отличается от такового у взрослого человека. В частности, у мальчика этот угол будет не прямой, а тупой, то есть линия, соединяющая точку выступа бровей с точкой под носом с горизонталью, образует

  1. Перед тем как начать изображать детское лицо в профиль (рисунок карандашом), нужно сделать вспомогательные построения. Сначала чертят круг.
  2. Затем проводят три горизонтальные прямые, они не должны быть абсолютно параллельными друг другу, но угол наклона вверх совсем небольшой. Нижняя прямая является касательной окружности, а верхняя - диаметром.
  3. Теперь нужно построить вертикальные прямые: одна - диаметр, а вторая - линия лицевого угла, составляющая с вертикальным диаметром 115 градусов (его величина зависит от возраста мальчика и его индивидуальных особенностей). Линия лицевого угла является касательной окружности - это важно.
  4. Вычерчивать линию профиля нужно таким образом, чтобы подбородок и лоб лежали на линии лицевого угла, ухо располагается между верхней и средней вспомогательной горизонтальной, нос - между средней и нижней.
  5. Глаз изображается примерно на одном уровне с ухом.
  6. Вспомогательные линии нужно убрать ластиком, а основные очертания обвести карандашом. Можно дорисовать шевелюру, наложить тени на лицо - это уже зависит от умения художника и поставленных перед ним целей.

Профиль девушки

Рисовать женский профиль лица нужно практически так же, как и мужской, только должна быть более изящной. Вспомогательные построения делаются подобно построениям для изображения детского профиля: окружность, три горизонтальные линии, три вертикальные. Причем крайняя вертикальная и верхняя горизонтальная - диаметры, а нижняя горизонтальная и противоположная диаметру крайняя вертикальная - касательные окружности.

Следует учесть, что вертикальная касательная - это линия лицевого угла. И если художник поставил перед собой задачу изобразить профиль девушки европейской внешности, то этот угол должен быть максимально приближен к прямому. Чем моложе девушка, которую рисуют, тем тупее будет лицевой угол.

Линия носа в профиле человека

Можно провести такой эксперимент: заставить человека считать, а потом быстро, не раздумывая, дать ответ на вопрос: «Назови часть лица!» 98% респондентов ответят, что это нос.

Это потому, что данная часть лица определяет практически весь образ. Можно при помощи косметики увеличить глаза, придать другую форму бровям, нарисовать губы, но нос изменить без вмешательства хирургии практически невозможно.

Немудрено, что именно изображению носа в профиле художники придают самое большое значение. Носовая линия также связана с национальной принадлежностью человека. Физиогномисты доказывают, что а носа в особенности, могут рассказать о характере человека больше, чем он сам о себе знает.

Например, выдаёт человека консервативного, высокоинтеллектуального, часто высокомерного. А открытые, общительные и дружелюбные люди имеют короткие носы.

Заострённые кончики носа указывают на мстительного человека, с ленцой. Длинный кончик носа, нависающий над верхней губой, выдаёт предателя, лицемера и лжеца - так утверждают физиогномисты. Однако как и во всех утверждениях, здесь тоже даются обобщённые и приближенные результаты, а среди индивидуумов нередко встречаются люди, не соответствующие указанным характеристикам.

Рисуя лицо в профиль, каждый художник должен быть внимательным, изучить строение человеческого черепа, знать правила его изображения - этому и посвящена данная статья.

Один из самых сложных видов искусства это . Телосложение нужно детально изучать по частям. Мы уже рассматривали некоторые элементы. Перед началом работы обязательно прочтите эти несколько рекомендаций профессиональных художников:

  1. Сначала необходимо продумать примерное расположение всех элементов
  2. Для набросков возьмите остро заточенный карандаш средней жесткости (я использовал НВ и 2В, напишите в комментариях, какие карандаши вы использовали), который позволит набросать тонкие линии.
  3. Не стирайте линии наброска, пока не будет чётко виден нужный результат.
  4. Соблюдайте пропорции
  5. Учтите, что лицо имеет снизу заостренную форму, а сверху более округленную
  6. Практикуйтесь! Чем больше вы тренируетесь, тем лучше вы научитесь передавать нужные эмоции и ньюансы человеческой мимики.

А теперь перейдём к уроку.

Как нарисовать лицо человека поэтапно:

Шаг первый. Лицо этой овальной формы. Сначало сделаем овал и разделяем его линиями. Вертикальная линия ровно посредине пересекает его, а горизонтальные линии расположены следующим образом. Первая разделяет лицо чуть ниже половины, а вторая еще половинку от оставшейся нижней части лица. Точные размеры задать мы не можем, так как лица у всех разные. Но задача этих линий наметить (это вертикальная), а также расположение и губ (горизонтальная нижняя линия). Не забывайте, что их позже придется стереть, так что не давите сильно грифелем о бумагу. Если сильно нажимать на бумагу, она деформируется, и рисунок станет похож на девушку, которая готовится к пластической хирургии. (Будет ) Шаг второй. Сделайте ориентировочные штрихи на месте, где . А также добавьте линии для , и на полпути между носом и подбородком. Линию, которая обозначает нижнюю губу сделайте шире. Шаг третий. Переходим к прорисовке . Они расположены чуть выше носа. Внешние края носа указывают, где будут идти внутренние уголки глаз. Сделайте эскиз, как показано на рисунке. Тут учтите еще один важный фактор. Анатомия человека устроена так, что расстояние между глаз равно величине еще одного глаза. На рисунке это указано красной стрелкой. Теперь добавим брови. Совет: даже если одна бровь поднимается, и брови имеют одинаковую высоту, начинайте рисовать с внутренней стороны (точки ближе к носу). Чтобы получить представление о том, как высоко расположены брови следует добавить еще один мнимый глаз над левым глазом — это должно дать вам более или менее правильную высоту для бровей. Шаг 4. Добавим рот. В предыдущем уроке мы уже рассатривали некоторые моменты. Например мы пытались изобразить . Но есть еще один важный момент, много вопросов у начинающих художников о том, какой величины должен быть рот? Проведите мысленно две линии от внутренних краешков глаз вниз. Это будет примерная величина рота, при улыбке может быть чуть шире. Шаг 5. Теперь стираем вспомогательные линии, которые мы сделали в первых двух шагах. Смотрим, что у нас получилось. В принципе эскиз готов. Теперь осталось разукрасить, добавить теней. Шаг шестой. Придайте форме лица больше конкретики. Обратите внимание на скулы и форму подбородка. Эта женщина имеет сильный подбородок, но постарайтесь, чтобы это не слишком сильно, иначе она превратится в мужчину. Зарисуйте чёрные зрачки, и добавьте веки. требует сосредоточенности. Это зеркало души. Посмотрите внимательно на анимацию. Вы увидете в какой последовательности лучше всего это сделать. Шаг последний. Простым карандашом добавляем тени, чтобы придать рисунку объема и сделать его более реалистичным. На этом всё. Более подробно о других частях человеческого тела мы рассмотрим в следующих уроках. Оставляйте также свои работы, и пишите комментарии о том, Такие уроки есть только у нас, смотрите сами.

Как нарисовать профиль - такой вопрос возникал у каждого начинающего художника. Лицо человека, как известно, рисуется поэтапно и имеет геометрические пропорции. В зависимости от пола - голова чертится совершенно по-разному.

Профиль женщины

Как рисовать профиль женщины?

Шаг 1. Сначала чертится квадрат, который делится на 4 ровные внутренние квадраты.

Шаг 3. Делается линия D, которую нужно поделить на 4 одинаковые части и по ним нарисовать линию челюсти для профиля.

Шаг 4. Изображение линии носа начинается внутри квадрата. Начало - немного выше линии средины.

Шаг 6. По форме нарисованный глаз напоминает изогнутый треугольник. Линия рта чертится схожим образом. Потом нужно соединить нос и верхнюю губу женщины. Добавляем бровь, ухо.

Шаг 7. Чтобы начертить правильную шею - линии Е, F делятся пополам.

Шаг 8. Добавляются мелкие элементы.

Шаг 9. Изображается прическа женщины.

Шаг 10. Картинку насыщаем тенями.

Шаг 11. Изобразив женский профиль по схеме, можно переходить к изображению реального. Особое внимание стоит уделить углам размещения носа, губ. Также изучите уровень наклона бровей и крыльев носа.

Профиль мужчины

Форма мужского профиля отличается. Чтобы правильно изобразить лицо, нужно следовать следующим инструкциям.

Шаг 1. Чертится прямоугольник. Пропорции: ширина меньше высоты 1/8. Прямоугольник, как и в предыдущем случае, разделяем на четыре одинаковые части.

Шаг 2. Линия носа составляет - 1/4 - 1/5 часть треугольника. Начало чуть выше угла высоты.

Шаг 3. Пропорция: длина промежутка от подбородка до верхней губы равняется высоте линии носа.

Шаг 4. Изображаются губы.

Шаг 5. Линии треугольника надбровных дуг рисуются за пределами начерченного прямоугольника. А вот линии, которые обозначают, пространство от нижней части губы к подбородку - внутри.

Шаг 6. Пропорция: линия волос равняется длине «нос-бровь».

Шаг 7. Изображается треугольник перехода ото лба к волосам.

Шаг 8. Начало линии челюсти от средины прямоугольника.

Шаг 9. Изображаем подбородок, очерчиваем форму головы вместе с прической.

Шаг 10. Глаз, как и в прошлом случае, немного выше линии середины.

Шаг 11. Линия бровей низко, сразу над глазом.

Шаг 12. Нужно добавить несколько кротких линий: а) над глазом (1); б) линии ноздрей (2); в) складки губ (3).

Шаг 13. Волосы, шея, задние линии головы. Ухо - на уровне носа, немного выступает за вертикальное черчение средины прямоугольника.

Шаг 14. Рисуем тени, штрихуем.

Человек, изображенный в профиль, - красиво и необычно. Если художник в совершенстве владеет техникой рисования - портреты выйдут неописуемой красоты, обрадуют самого требовательного клиента.