Как нарисовать ростральные колонны. Ростральные колонны
Ростральные колонныВ ансамбль Стрелки Васильевского острова по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона были включены две ростральные колонны-маяки. Архитектор долго и тщательно работал над совершенством пропорций колонн. Рострумом (в переводе с латинского означает «клюв») называли нос корабля. В Древнем Риме было принято отмечать победы на море колоннами, которые украшались носами захваченных кораблей неприятеля.
Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года.
Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны.
Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.
Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков. У подножия ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.
Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Первоначально Тома де Томон хотел, чтобы статуи рек были чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться.
Триумфальные колонны-маяки созданы при участии легендарного каменотеса С.К. Суханова, выходца из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.
Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все – и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.
В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 Колпинского района Санкт – Петербурга
КОНСПЕКТ НОД В ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Тема:
«ЗНАКОМСТВО С РОСТРАЛЬНЫМИ КОЛОННАМИ»
(старшая – подготовительная группа)
Составила и провела
Воспитатель ПшенниковаОльга Анатольевна
Санкт – Петербург 2016г.
Цель:
- знакомить детей с достопримечательностями Санкт – Петербурга (здание Биржи и Ростральные колонны);
- пробуждать познавательный интерес к родному городу.
Задачи:
- повышать узнаваемость достопримечательностей города;
- обогащать активный словарь;
- развивать художественное восприятие посредством рассматривания картин и скульптур малой формы;
- развивать продуктивную деятельность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Под песню О.Кваши «Санкт – Петербург – гордая, белая птица» дети входят в группу и садятся полукругом.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на остров.
- Здесь какая-то карта. Как вы думаете, что изображено на карте?
Ответы детей: река, острова, суша…
- Правильно, это остров. А что такое остров? (Ответы)
- А если окончание острова делит реку на два рукава, то такое место называется Стрелкой. Слайд: «Дельта Невы»
- Итак, перед нами Стрелка Васильевского острова. Стрелка разделила Неву на два рукава: влево от Стрелки ушла Большая Нева, а вправо – Малая Нева. С помощью насыпного грунта Стрелки придали форму правильного полукруга. Рядом устроили гранитные спуски к воде. На них установили идеально круглые гранитные шары. По преданию, талантливый мастер – каменотёс Самсон Суханов создал их без всяких приборов, «на глаз». Слайды: «Стрелка Васильевского острова», «Гранитный шар»
- На стрелке Васильевского острова раньше находился торговый порт.
-Как вы думаете, что такое ПОРТ? (Ответы)
-К пристани причаливало много кораблей. Они привозили в Российскую столицу товары со всего света. Сбылась мечта Петра I: Петербург стал европейским портом. В порту можно было купить все что угодно – от алмазов до шотландской лошадки - пони. И поэтому решено было построить здание Торговой Биржи. Слайд: «Порт на Стрелке Васильевского острова»
- Ребята, я вам принесла картинку, давайте мы её рассмотрим. (картинка рассыпается на части). РАССЫПАЛАСЬ… нам придётся её собрать, чтобы узнать, что же было на ней изображено.
(дети собирают картинку)
- И что же у нас получилось? (Ответы: здание, храм, дворец,…)- Да, это здание похоже на древний храм. Его опоясывают 44 колонны. И назвали это здание Торговой Биржей. А как вы думаете, для чего построили здание Торговой Биржи? (Ответы)
- Правильно, чтобы в здании можно было совершать торговые сделки (покупки, продажу, обмен) Слайд: «здание Торговой Биржи»
- У меня есть еще одна картинка, но и она рассыпалась.
(Дети собирают картинку)
- И что же у вас получилось? (Ответы)
- Правильно, получилась колонна, но не простая колонна, а Ростральная.
- А кто из вас знает, что такое ростральная колонна?
- Одновременно с постройкой Биржи в 1810 году французский архитектор Тома де Томон устанавливает две мощные 34-метровые Ростральные колонны, украшенные носовыми частями кораблей – рострами.
Поэтому и колонны на Стрелке Васильевского острова называются Ростральными. Слайд: «Тома де Томон», «Ростральная колонна»
Возвращаясь в древний Рим, победитель в морских сражениях привозил с собой носы кораблей – ростры (от латинского слова – клюв). Считалось, что чем больше ростров, тем значительнее победа. Слайд: «Ростры»
Поэтому 34-метровые Ростральные колонны являются памятниками морских побед России. Когда их только поставили они служили маяками – наверху пылали факелы, указывая кораблям путь к причалу. Слайд: «Колонны – маяки»
А как же зажигался огонь наверху колоны? (Ответы)
- Правильно. Служащий поднимался по винтовой лестнице в 135 ступеней на вершины колонн и зажигал масло, налитое в большие чаши. В прошлом веке к колоннам подвели газ, и теперь на вершину колонны можно не подниматься, а зажигать газ внизу, а он по трубам подаётся наверх. Слайд: «А что внутри Ростральной колонны?»
Теперь огонь горит на колоннах лишь по большим праздникам – это день снятия Блокады Ленинграда, день Победы и день города. Слайд: «Праздничный город»
Слайд: «Спасибо за внимание»
Далее организовывается коллективная работа по рисованию «Салют над Ростральными колоннами».
Ордерная система возникла в античные времена и получила широкое развитие в дальнейшей мировой архитектурной практике. Ордерная система выражает специфику стоечно-балочной системы и наиболее полно раскрывает ее художественно-конструктивную суть. Именно эти качества ордерной системы, а также богатство и разнообразие архитектурных форм делают детали классического ордера наиболее предпочтительными учебными моделями для рисования.
Один из важнейших элементов ордера - колонна, несущий элемент. Простая колонна состоит только из ствола, но более сложная имеет капитель - промежуточное звено между балкой и колонной и базу - некую плиту, распределяющую нагрузку на поверхность основания.
В различные исторические эпохи разрабатывались свои системы декорирования ордерных конструкций, но в капителях любого ордера можно обнаружить соответствующие конструктивные и орнаментальные элементы.
Наиболее полезна для изучения и рисования капитель дорического ордера. Эта капитель состоит из квадратной в плане абаки, круглого эхина, поясков шейки и астрагала. Абака венчается так называемым каблучком и полочкой. Эхин представляет собой четверть вала, под ним расположены три пояска. Астрагал, состоящий из валика и полочки, соединяется со стволом колонны через выкружку.
Рисунок капители выполняется поэтапно.
Первый этап. Рисунок колонны, капители
- Композиционное размещение изображения на листе бумаги.
- Определение точных пропорций, пометки узлов абаки и низа капители, оси капители. После этого намечаются основные перспективные направления сторон абаки.
Второй этап. Рисунок колонны, капители
Разметка основных частей капители по вертикальным и горизонтальным направлениям, прорисовка их с учетом перспективных сокращений.
Третий этап. Рисунок колонны, капители
- Определение толщины колонны и пометка ее на рисунке.
- Прорисовка эллипса эхина, который примыкает к нижней части абаки.
Четвертый этап. Рисунок колонны, капители
- Анализ объемных и линейных отношений, конструктивного строения, перспективы и внесение исправлений в рисунок.
- Прорисовка более мелких деталей капители.
- Завершение линейно-конструктивного рисунка капители.
Пятый этап. Рисунок колонны, капители
- Разбор геометрии собственных и падающих теней с учетом перспективы.
- Построение на рисунке линий светоразделов с дальнейшим уточнением построения формы капители.
- Выявление больших тональных отношений.
Шестой этап. Рисунок колонны, капители
- Более глубокая проработка светотеневых отношений, выявление полутонов и рефлексов.
- Лепка формы капители на свету, выявление бликов.
- Гармоничное соподчинение всех тональных отношений.
- Обобщение рисунка.
ГБДОУ №12 детский сад комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга
Конспект НОД по рисованию в старшей группе
«Ростральные колонны»
Воспитатель: Крылова В.А.
2018год
г. Санкт-Петербург
Цель : Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга (Ростральные колонны)
Задачи :
Вызывать желание интересоваться достопримечательностями города Санкт-Петербурга, его историей;
Воспитывать любовь к своему городу;
Развивать мышление, речь детей, словарный запас;
Воспитывать творческие способности, аккуратность и эстетический вкус.
Предварительная работа :
Рассказ детям об истории основания г. Санкт-Петербурга, разучивание стихотворений о Санкт-Петербурге, рассматривание изображений (фотографий) памятников архитектуры; заготовка голубого тона для рисования.
Материалы :
Презентация «Достопримечательности Санкт-Петербурга»;
Краски (гуашь), кисточки, вода.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Вступительная беседа .
Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки, вот для вас и загадка:
«Две высокие колонны
Замаячили вдали.
До чего они огромны,
Непонятны и чудны!
По бокам колонн скульптуры.
Тоже крупные фигуры -
Волга, Волхов,
Днепр, Нева...
Догадались, детвора?»
(Ростральные колонны)
Молодцы, правильно отгадали, это Ростральные колонны. Их мы сегодня и будем рисовать.
2 . Рассматривание колонн (презентация):
- Ростральные колонны - маяки. Маяки зажигались ночью и в туман. Рострумом называли нос корабля. Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. У подножия ростральных колонн находятся статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.
Какой формы колонна? Что у нее наверху находится? Какой формы подножие колонны?
3 . Пальчиковая гимнастика:
Люблю по городу гулять, (шагают)
Невский – раз, Зимний – два, (загибают пальчики)
Три – красавица Нева
А четыре – мост Дворцовый,
Пять – гуляю по Садовой,
Шесть – к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, Летний сад.
Как красив его наряд!
Восемь – крепость у Невы.
Были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять – из–за поворота
Вижу Нарвские ворота .
4. Показ рисования колонны :
Сначала мы рисуем подножие колонны прямоугольной формы темно-коричневого цвета.
Теперь рисуем саму колонну. Какого она цвета? (красно-коричневый).
Можно назвать кирпичным, для того, чтобы получить этот цвет смешиваем красный цвет с капелькой черной краски и небольшим количеством белой, красный цвет должен преобладать, и рисуем длинный прямоугольник над подножием.
Теперь приступаем к рисованию Ростр. Какого они цвета? (темно-зеленый) . Берем темно-зеленый цвет и по бокам колонны рисуем треугольники.
Сверху колонны находится смотровая площадка и чаша – фонарь, они тоже темно-зеленого цвета.
Осталось нарисовать огонь. Какого цвета огонь? (желтый, оранжевый).
Вот и все, колонна готова.
5. Дети приступают к работе.
Перед работой напомнить детям о правилах безопасности при работе с кистью.
6. Выставка детских работ.
Посмотрите какие замечательные работы получились, какая получилась красивая выставка. Вам нравится? Что бы вы еще хотели нарисовать из достопримечательностей Санкт-Петербурга? (ответы детей)
Дети рассматривают работы.
Ростральные колонны сегодня являются неотъемлемой частью ансамбля Стрелки Васильевского острова. Построены они по проекту Тома де Томона одновременно со зданием Биржи в годах.
Ростральные колонны напоминают о существовавшем в Древнем Риме обычае: в честь морских побед возводить триумфальные колонны, украшенные носами захваченных вражеских кораблей («ростр» - носовая часть корабля). Первоначально колонны выполняли функции навигационных маяков – они как бы освещали и указывали путь в столицу Российской империи.
Четыре фигуры у подножия Ростральных колонн высечены из пудостского камня. Первоначально предполагалось разместить здесь скульптуры из чугуна, но для такой сложной работы не нашлось исполнителей. Фигуры принято считать аллегориями русских рек: Волга и Днепр у северной Ростральной колонны, Волхов и Нева у южной.
В и годах проводилась реставрация Ростральных колонн. Утраченные металлические детали были заменены их копиями. Последние реставрационные работы проходили в годах.
Ансамбль стрелки - одно из самых романтических и впечатляющих мест Санкт-Петербурга. Всё здесь свидетельствует о том, что Петербург - морская столица, и несмотря на то, что облик города во многом изменился стрелка Васильевского острова - это одно из тех мест, где живёт дух петровской эпохи.