Как нарисовать ростральные колонны. Ростральные колонны

Ростральные колонны

В ансамбль Стрелки Васильевского острова по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона были включены две ростральные колонны-маяки. Архитектор долго и тщательно работал над совершенством пропорций колонн. Рострумом (в переводе с латинского означает «клюв») называли нос корабля. В Древнем Риме было принято отмечать победы на море колоннами, которые украшались носами захваченных кораблей неприятеля.

Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года.

Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны.

Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.


Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков. У подножия ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.


Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Первоначально Тома де Томон хотел, чтобы статуи рек были чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться.

Триумфальные колонны-маяки созданы при участии легендарного каменотеса С.К. Суханова, выходца из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все – и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.

В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 Колпинского района Санкт – Петербурга
КОНСПЕКТ НОД В ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Тема:
«ЗНАКОМСТВО С РОСТРАЛЬНЫМИ КОЛОННАМИ»
(старшая – подготовительная группа)
Составила и провела
Воспитатель ПшенниковаОльга Анатольевна
Санкт – Петербург 2016г.
Цель:
- знакомить детей с достопримечательностями Санкт – Петербурга (здание Биржи и Ростральные колонны);
- пробуждать познавательный интерес к родному городу.
Задачи:
- повышать узнаваемость достопримечательностей города;
- обогащать активный словарь;
- развивать художественное восприятие посредством рассматривания картин и скульптур малой формы;
- развивать продуктивную деятельность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Под песню О.Кваши «Санкт – Петербург – гордая, белая птица» дети входят в группу и садятся полукругом.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на остров.
- Здесь какая-то карта. Как вы думаете, что изображено на карте?
Ответы детей: река, острова, суша…
- Правильно, это остров. А что такое остров? (Ответы)
- А если окончание острова делит реку на два рукава, то такое место называется Стрелкой. Слайд: «Дельта Невы»
- Итак, перед нами Стрелка Васильевского острова. Стрелка разделила Неву на два рукава: влево от Стрелки ушла Большая Нева, а вправо – Малая Нева. С помощью насыпного грунта Стрелки придали форму правильного полукруга. Рядом устроили гранитные спуски к воде. На них установили идеально круглые гранитные шары. По преданию, талантливый мастер – каменотёс Самсон Суханов создал их без всяких приборов, «на глаз». Слайды: «Стрелка Васильевского острова», «Гранитный шар»
- На стрелке Васильевского острова раньше находился торговый порт.
-Как вы думаете, что такое ПОРТ? (Ответы)
-К пристани причаливало много кораблей. Они привозили в Российскую столицу товары со всего света. Сбылась мечта Петра I: Петербург стал европейским портом. В порту можно было купить все что угодно – от алмазов до шотландской лошадки - пони. И поэтому решено было построить здание Торговой Биржи. Слайд: «Порт на Стрелке Васильевского острова»
- Ребята, я вам принесла картинку, давайте мы её рассмотрим. (картинка рассыпается на части). РАССЫПАЛАСЬ… нам придётся её собрать, чтобы узнать, что же было на ней изображено.
(дети собирают картинку)
- И что же у нас получилось? (Ответы: здание, храм, дворец,…)- Да, это здание похоже на древний храм. Его опоясывают 44 колонны. И назвали это здание Торговой Биржей. А как вы думаете, для чего построили здание Торговой Биржи? (Ответы)
- Правильно, чтобы в здании можно было совершать торговые сделки (покупки, продажу, обмен) Слайд: «здание Торговой Биржи»
- У меня есть еще одна картинка, но и она рассыпалась.
(Дети собирают картинку)
- И что же у вас получилось? (Ответы)
- Правильно, получилась колонна, но не простая колонна, а Ростральная.
- А кто из вас знает, что такое ростральная колонна?
- Одновременно с постройкой Биржи в 1810 году французский архитектор Тома де Томон устанавливает две мощные 34-метровые Ростральные колонны, украшенные носовыми частями кораблей – рострами.
Поэтому и колонны на Стрелке Васильевского острова называются Ростральными. Слайд: «Тома де Томон», «Ростральная колонна»
Возвращаясь в древний Рим, победитель в морских сражениях привозил с собой носы кораблей – ростры (от латинского слова – клюв). Считалось, что чем больше ростров, тем значительнее победа. Слайд: «Ростры»
Поэтому 34-метровые Ростральные колонны являются памятниками морских побед России. Когда их только поставили они служили маяками – наверху пылали факелы, указывая кораблям путь к причалу. Слайд: «Колонны – маяки»
А как же зажигался огонь наверху колоны? (Ответы)
- Правильно. Служащий поднимался по винтовой лестнице в 135 ступеней на вершины колонн и зажигал масло, налитое в большие чаши. В прошлом веке к колоннам подвели газ, и теперь на вершину колонны можно не подниматься, а зажигать газ внизу, а он по трубам подаётся наверх. Слайд: «А что внутри Ростральной колонны?»
Теперь огонь горит на колоннах лишь по большим праздникам – это день снятия Блокады Ленинграда, день Победы и день города. Слайд: «Праздничный город»
Слайд: «Спасибо за внимание»
Далее организовывается коллективная работа по рисованию «Салют над Ростральными колоннами».

Ордерная система возникла в античные времена и получила широкое развитие в дальнейшей мировой архитектурной практике. Ордерная система выражает специфику стоечно-балочной системы и наиболее полно раскрывает ее художественно-конструктивную суть. Именно эти качества ордерной системы, а также богатство и разнообразие архитектурных форм делают детали классического ордера наиболее предпочтительными учебными моделями для рисования.

Один из важнейших элементов ордера - колонна, несущий элемент. Простая колонна состоит только из ствола, но более сложная имеет капитель - промежуточное звено между балкой и колонной и базу - некую плиту, распределяющую нагрузку на поверхность основания.

В различные исторические эпохи разрабатывались свои системы декорирования ордерных конструкций, но в капителях любого ордера можно обнаружить соответствующие конструктивные и орнаментальные элементы.

Наиболее полезна для изучения и рисования капитель дорического ордера. Эта капитель состоит из квадратной в плане абаки, круглого эхина, поясков шейки и астрагала. Абака венчается так называемым каблучком и полочкой. Эхин представляет собой четверть вала, под ним расположены три пояска. Астрагал, состоящий из валика и полочки, соединяется со стволом колонны через выкружку.

Рисунок капители выполняется поэтапно.

Первый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Композиционное размещение изображения на листе бумаги.
  2. Определение точных пропорций, пометки узлов абаки и низа капители, оси капители. После этого намечаются основные перспективные направления сторон абаки.

Второй этап. Рисунок колонны, капители

Разметка основных частей капители по вертикальным и горизонтальным направлениям, прорисовка их с учетом перспективных сокращений.

Третий этап. Рисунок колонны, капители

  1. Определение толщины колонны и пометка ее на рисунке.
  2. Прорисовка эллипса эхина, который примыкает к нижней части абаки.

Четвертый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Анализ объемных и линейных отношений, конструктивного строения, перспективы и внесение исправлений в рисунок.
  2. Прорисовка более мелких деталей капители.
  3. Завершение линейно-конструктивного рисунка капители.

Пятый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Разбор геометрии собственных и падающих теней с учетом перспективы.
  2. Построение на рисунке линий светоразделов с дальнейшим уточнением построения формы капители.
  3. Выявление больших тональных отношений.

Шестой этап. Рисунок колонны, капители

  1. Более глубокая проработка светотеневых отношений, выявление полутонов и рефлексов.
  2. Лепка формы капители на свету, выявление бликов.
  3. Гармоничное соподчинение всех тональных отношений.
  4. Обобщение рисунка.

ГБДОУ №12 детский сад комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по рисованию в старшей группе

«Ростральные колонны»

Воспитатель: Крылова В.А.

2018год

г. Санкт-Петербург

Цель : Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга (Ростральные колонны)

Задачи :

Вызывать желание интересоваться достопримечательностями города Санкт-Петербурга, его историей;

Воспитывать любовь к своему городу;

Развивать мышление, речь детей, словарный запас;

Воспитывать творческие способности, аккуратность и эстетический вкус.

Предварительная работа :

Рассказ детям об истории основания г. Санкт-Петербурга, разучивание стихотворений о Санкт-Петербурге, рассматривание изображений (фотографий) памятников архитектуры; заготовка голубого тона для рисования.

Материалы :

Презентация «Достопримечательности Санкт-Петербурга»;

Краски (гуашь), кисточки, вода.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Вступительная беседа .

Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки, вот для вас и загадка:

«Две высокие колонны
Замаячили вдали.
До чего они огромны,
Непонятны и чудны!
По бокам колонн скульптуры.
Тоже крупные фигуры -
Волга, Волхов,
Днепр, Нева...
Догадались, детвора?» (Ростральные колонны)

Молодцы, правильно отгадали, это Ростральные колонны. Их мы сегодня и будем рисовать.

2 . Рассматривание колонн (презентация):

- Ростральные колонны - маяки. Маяки зажигались ночью и в туман. Рострумом называли нос корабля. Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. У подножия ростральных колонн находятся статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.

Какой формы колонна? Что у нее наверху находится? Какой формы подножие колонны?

3 . Пальчиковая гимнастика:

Люблю по городу гулять, (шагают)

Невский – раз, Зимний – два, (загибают пальчики)

Три – красавица Нева

А четыре – мост Дворцовый,

Пять – гуляю по Садовой,

Шесть – к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь – конечно, Летний сад.

Как красив его наряд!

Восемь – крепость у Невы.

Были там, наверно, вы.

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять – из–за поворота

Вижу Нарвские ворота .

4. Показ рисования колонны :

Сначала мы рисуем подножие колонны прямоугольной формы темно-коричневого цвета.

Теперь рисуем саму колонну. Какого она цвета? (красно-коричневый).

Можно назвать кирпичным, для того, чтобы получить этот цвет смешиваем красный цвет с капелькой черной краски и небольшим количеством белой, красный цвет должен преобладать, и рисуем длинный прямоугольник над подножием.

Теперь приступаем к рисованию Ростр. Какого они цвета? (темно-зеленый) . Берем темно-зеленый цвет и по бокам колонны рисуем треугольники.

Сверху колонны находится смотровая площадка и чаша – фонарь, они тоже темно-зеленого цвета.

Осталось нарисовать огонь. Какого цвета огонь? (желтый, оранжевый).

Вот и все, колонна готова.

5. Дети приступают к работе.

Перед работой напомнить детям о правилах безопасности при работе с кистью.

6. Выставка детских работ.

Посмотрите какие замечательные работы получились, какая получилась красивая выставка. Вам нравится? Что бы вы еще хотели нарисовать из достопримечательностей Санкт-Петербурга? (ответы детей)

Дети рассматривают работы.


Ростральные колонны сегодня являются неотъемлемой частью ансамбля Стрелки Васильевского острова. Построены они по проекту Тома де Томона одновременно со зданием Биржи в годах.


Ростральные колонны напоминают о существовавшем в Древнем Риме обычае: в честь морских побед возводить триумфальные колонны, украшенные носами захваченных вражеских кораблей («ростр» - носовая часть корабля). Первоначально колонны выполняли функции навигационных маяков – они как бы освещали и указывали путь в столицу Российской империи.






Четыре фигуры у подножия Ростральных колонн высечены из пудостского камня. Первоначально предполагалось разместить здесь скульптуры из чугуна, но для такой сложной работы не нашлось исполнителей. Фигуры принято считать аллегориями русских рек: Волга и Днепр у северной Ростральной колонны, Волхов и Нева у южной.






В и годах проводилась реставрация Ростральных колонн. Утраченные металлические детали были заменены их копиями. Последние реставрационные работы проходили в годах.




Ансамбль стрелки - одно из самых романтических и впечатляющих мест Санкт-Петербурга. Всё здесь свидетельствует о том, что Петербург - морская столица, и несмотря на то, что облик города во многом изменился стрелка Васильевского острова - это одно из тех мест, где живёт дух петровской эпохи.