Как появилось первое кубанское войско. Кубанские казаки, Кубанское(казачество) казачье войско

Кубанские казаки. 1916 год.

Эта старинная фотография представляет большую историческую ценность. Что особенно важно, к ней прилагается список фамилий и имен земляков-героев. Это Дмитрий Мартынов, Дмитрий Мартынов (полный тезка), Яков Катасонов, Петр Семенов, Иван Рублёв, Иван Баёв, Иван Лукьянов, Иван Греков, Василий Власов, Василий Воронов, Василий Козлов, Дмитрий Мурзинов, Михаил Коваленко, Владимир Цирульников, Павел Киреев, Павел Зеликов, Пантелион Теняев, Максим Каракондов, Елизар Шутко, Егор Канищев, Григорий Титов, Андрей Фуников, Никифор Удбинов, Иван Мясников, Алексей Пликов, Трофим Ерохин, Михаил Кабаков, Трофим Поливин, Петр Пайков, Дмитрий Масалыкин.
Данный снимок, а вместе с ним и другие редкие кадры начала XX века с изображением доблестных кубанских казаков в военном обмундировании.

Кубанские казаки - часть русского казачества Северного Кавказа, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкессия. Войсковой штаб - город Екатеринодар - современный Краснодар. Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска, которое «упрозднялось за ненадобностью» в результате завершения кавказской войны. Первоначально войско управлялось кошевыми (от «кош») и куренными (от «курень») атаманами, позже - наказными атаманами, назначаемыми Российским императором.

История происхождения кубанских казаков.


В 1696 году, когда Петр I брал Азов, донские казаки Хоперского полка принимали в этой операции непосредственное участие. Этот считается началом истории кубанского казачества, хотя географически оно возникло несколько позже. Во время бунта Булавина 1708 года городки, в которых жили хоперцы, были разорены, хоперские казаки ушли на Кубань и осели там, основав новое казачье сообщество.

В 1775 году вольные казаки Запорожской Сечи приняли решение подчиниться Российской империи. Тогда же, по велению императрицы Екатерины II все поселения Запорожских казаков были разрушены, а само слово «Сечь» было запрещено произносить. Часть вольных казаков ушло в Турцию, где была создана «Новая Сечь». Но далеко не все запорожцы ушли на «чужие берега», многие решили служить России официально, получая за это жалование и земли.

Малороссии были нужны люди, которые охраняли бы пустующую границу Черноморья. Одним из первых, кто выступил за создание нового казачьего войска, был князь Потемкин-Таврический. Фаворит государыни призвал на службу запорожцев. Из их числа было сформировано Черноморское казачье войско. Вскоре казаки во главе с Сидором Белым, Захарием Чепегой и Антоном Головатым отличились в войне с Турцией: взяли Измаил и Очаков. За отвагу и преданность Черноморским казакам даровали новые земли на Тамани. В рескрипте Государыни Екатерины II говорилось: «Войску верных казаков черноморских был пожалован остров Фанагория с землями между Кубанью и Азовским морем». Наградой стали также войсковое знамя с надписью «За веру и верность» и право торговать вином и товарами. С этого времени казаки навсегда попрощались с Украиной. На Кубань прибыло более 20 000 тысяч казаков, которые и занялись колонизацией. Были построены десятки станиц, которые черноморцы называли куренями. Новорожденную столицу окрестили в честь Императрицы – Екатеринодаром. Поселенцы старались сохранить свои традиции, культуру и уклад жизни, даже традиционный чуб каждый носил. Но власть старалась унифицировать жизнь казаков, тем самым усилить контроль над ними.

В конце XVIII века в результате успешных для России русско-турецких войн линия границы сместилась в сторону Северного Кавказа. Северное Причерноморье полностью стало русским, и запорожские казаки «остались без работы». Поэтому запорожцев переселили на Кубань и выделили в войсковое пользование кубанские земли в обмен на службу по укреплению границы Кавказа. Тогда же Запорожское войско стало Черноморским. Юго-восточнее Черноморского войска базировалось Кавказское линейное, состоящее из донских казаков. Для того чтобы заселить нежилые предгорья Кавказа, в 1862 году было принято решение о переселении 12 400 кубанских казаков, 800 служащих Азовского казачьего войска, 600 человек из Кавказской армии, а также 2000 государевых крестьян, в число которых записаны и запорожские казаки (не так-то и много на общем фоне). Всех их включили в Кубанское войско.

С той поры этнический состав Кубанского войска разделился. И хоть до XX века разделение проходило больше по сословному принципу, но уже в конце ХIX века увеличилось число казаков, не состоящих на военной службе. Связавшись с национальным украинским движением, бывшие черноморцы стали развивать идею «казачьей нации».

Автономное казачество.

Октябрьская революция дала толчок к возникновению открытого противостояния казачества с новым государством: революцию казаки не признали и были готовы войти в состав России только на условиях федерального образования. Все было бы неплохо, но кубанцы никак не могли сообразить, с какой из Россий они готовы объединяться – с «Белой» или с «Красной». Тогда же началась борьба за статус казачества. Одни выступали за независимость от государства, другие стояли за неделимость России и ратовали за вхождение казаков в ее состав.

В 1918 году была провозглашена Кубанская народная республика. Столицей стал город Екатеринодар, который через два года станет Краснодаром. Но уже к марту город оказался занят красными, и правительство новой Республики бежало. Тогда же произошло подписание соглашения между казачьими атаманами и добровольческой армией генерала Деникина. В нем говорилось, что деникинцы признают Кубань как отдельное административное образование с полной внутренней автономией, а кубанцы признают военное лидерство деникинцев. Ирония в том, что это пафосное соглашение заключалось в момент, когда ни та, ни другая сторона не имели никакого политического веса ни на каких исторических весах. Чуть позже армия Деникина после нескольких успешно проведенных операций сумела отвоевать немалую часть Кубанской области, заодно захватив и территории, принадлежавшие Ставрополью.
С одной стороны, для Деникина Кубань была единственным тылом, да и армия его на 70 % состояла из казаков. А с другой стороны – пришло время изменить ранее утвержденное соотношение полномочий. Все же земли добывал Деникин, а не правительство кубанцев. Разгорался нешуточный конфликт. Представители Рады обвиняли Деникина в централизме и имперской политике, черноморская ее часть видела в нем источник национального притеснения и угнетения украинского народа. В среде деникинцев нарастало раздражение, в том числе и к топорной местечковой демократии в парламенте черноморцев, к их привычке горлопанить в Раде на украинском языке, которого русскоязычные офицеры не понимали. Кстати, вопрос притеснения языка был, мягко скажем, преувеличен: украинский был принят вторым государственным языком и использовался в госучреждениях (и Раде) на равных с русским.


Постепенно сторонам удалось сформулировать набор компромиссов – но поздно! Создание Южно-Русского правительства, возглавленного Деникиным, Законодательная палата, совет министров и автономия – все это пошло прахом, потому что к январю 1920 года судьба белых фронтов уже была предрешена. Они стремительно отступали к Черному морю, в марте красноармейцы взяли Екатеринодар, и кубанское правительство практически прекратило существование.

До тридцатых годов прошлого столетия на Кубани имел хождение украинский язык, а некоторые кубанские казаки называло себя этническими украинцами.


С приходом большевиков была образована Кубано-Черноморская область. Украинцев уважили, назвав украинский язык государственным наравне с русским. Но ни к чему хорошему это не привело. Сколько ни было попыток вести на украинском языке делопроизводство или обучение – дальше разговорного применения дело не шло. Потом Кубань включили в состав Северо-Кавказского края, близлежащие Ставропольские и Донские земли говорили на русском языке, так что русификация Кубани закончилась уже к 1932 году, когда украинский язык лишился статуса государственного.



Дехтярева Елена Андреевна

Казак, казачество, казачий край…

Казалось бы, очень много мы уже знаем об этой тематике, возрождение казачества открыло перед нами широкий пласт истории, культуры, литературы.

Однако нет, остаются непознанными или хорошо забыты отдельные страницы быта, обрядности, традиций, которые существенно отличают казачество как этносоциальную единицу великой и многонациональной России.

И именно этому посвящена моя работа: «неизвестное об известном» из жизни, службы, быта, фольклора кубанского казачества, их бесценного вклада в общую сокровищницу матери России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Краснодарский край , Новокубанский район , МОУСШ № 3 г . Новокубанска

Краевой конкурс « Моя малая родина »

Учебно - исследовательская работа в номинации

« Гуманитарно - экологические исследования »

Работу выполнила :

Дехтярева Елена Андреевна

10 « Б » класс МОУСШ № 3

Руководитель :

Дехтярева Ирина Викторовна

учитель ОиД высшей кв . категории

2007 – 2008 учебный год

Введение

Ликуй, свободная Россия

Красуйсь на многих ты реках,

И просветляйся, как зарница,

На горизонтных облаках.

Лелей своих сынов Кубани,

Вскорми своих ты удальцов,

Они народные герои,

И в них кипит казачья кровь.

Казак, казачество, казачий край…

Казалось бы, очень много мы уже знаем об этой тематике, возрождение казачества открыло перед нами широкий пласт истории, культуры, литературы.

Однако нет, остаются непознанными или хорошо забыты отдельные страницы быта, обрядности, традиций, которые существенно отличают казачество как этносоциальную единицу великой и многонациональной России.

И именно этому посвящена моя работа: «неизвестное об известном» из жизни, службы, быта, фольклора кубанского казачества, их бесценного вклада в общую сокровищницу матери России.

Слово «казак» не русское. Оно взято из киргизского языка: киргизы с древнейших времен называют себя казаками. Полагают, что слово это перешло к нам от татар, у которых казаками назывались передовые отряды, служившие для разведок неприятеля. В эти отряды набирались лучшие наездники, которыми всегда были киргизы, т.е. казаки, потому и отряды эти назывались казаками.

Понятия «казак», «казаки», «казачество» издавна живут в сознании народов нашей страны. Уже в героическом былинном эпосе, восходящем к Киевской Руси, среди древнейших образов богатырей одним из самых значительных и привлекательных является «старой казак да Илья Муромец да сын Иванович». Первое упоминание о казаках – дозорных южных рубежей – зафиксировано в летописи 14 века, после Куликовской битвы.

В памяти народной старинное вольное казачество запечатлелось как носитель идеалов независимости и справедливости, как принципиальный противник всякого угнетения.

Казаки сыграли важную роль в освоении обширных территорий. Их отряды во главе с такими отважными руководителями, как Ермак, С.И. Дежнев, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, смело проникали в малоизвестные районы Сибири, Дальнего Востока. Но широкую признательность казачество заслужило особенно тем, что на протяжении всей своей истории оно было верным, умелым и мужественным защитником Отечества от посягательств чужеземных захватчиков и поработителей.

Во все времена к казачеству люди относились по-разному. Кто-то восхищался ими, а кто-то ненавидел и бранил их. Тем не менее, лучшие умы прошлого и настоящего посвящали этому сословию сложной судьбы страницы своих литературных произведений: Н. В. Гоголь, И. Варавва, А. Знаменский.

В настоящей работе дана попытка комплексного анализа истории, культуры, обрядности казачества, они имеют очень важное значение для дальнейшего развития этой многогранной общности.

В главе I уделяется внимание переселению запорожского казачества на Кубань и становлению Черноморского Казачьего войска.

Глава II обращает внимание на отличительные черты кубанского казачества: внешний облик, казачий гардероб.

В главе III определена система развития верховой езды и джигитовки у кубанских казаков.

И в IV главе рассматриваются народные традиции, песни, обрядность казачества Кубани.

Наследие кубанского казачества многомерно и многогранно, тем оно и интересно.

I. Начало существования Черноморского казачьего войска

В 1775 году, непосредственно после усмирения бунта в Яицком войске, положен конец существованию Запорожской Сечи на Днепре. На требование правительства сложить оружие часть запорожцев дерзнула отвечать непослушанием и бежала на лодках вниз по Днепру искать преступной службы у султана, большинство же покорилось приговору, произнесенному правительством, и разошлось по ближайшим губерниям для приписки к мирным сословиям.

Немного спустя, по договору, заключенному с Турцией в 1783 году, река Кубань объявлена нашей границей со сторон турецких владений на Кавказе. Имело ли правительство в виду заселение новой границы народом, приученным к войне, или предвидело новую вону с турками, но только оно обратилось к бывшим запорожским казакам с призывом на службу по старому казацкому уряду, только не на старом месте. Призыв нашел много сочувствии у тех, к кому был обращен: разбросанные сечевики охотно стягивались на сборный пункт между Днестром и Бугом, и к 1787 году из них составилось войско в двенадцать тысяч вооруженных и снаряженных для службы казаков.

Кош верных казаков, разделенный на зиму и лето , т.е. на конницу и гребную флотилию, служил с одинаковым рвением и мужеством как на сухом пути, получил имя «верного войска Черноморского», был осыпан царскими милостями, напутствован на свое кавказское новоселье грамотой и хлебом-солью от Матери-Царицы и перебрался на Кубань окончательно в 1792 году.

Зима двигалась сухим путем, а лето водой, по Черному морю. В обоих прибыло на новую Украйну под ружьем около тринадцати тысяч человек.

Запорожские казаки, получили грамоту от императрицы на вечное пользование кубанской землей и Антон Головатый, написал песню в честь этого события

«Ой, тысяча семьсот девяносто першого року»

Ой, тысяча семьсот

Девяносто першого року, гэй!

Выйшов указ вид нашой царици

З Петербургу городу, гэй, гэй.

Ой, вы прощавайтэ, курени казацьки,

Уже ж нам у вас бильш нэ жыты.

Ой вы, прощавайтэ, вы, стэпы буджацьки,

Вжэ ж нам по Вас бильш нэ ходыты, гэй, гэй.

Там будэмо пыты, там будэм гуляты

И рыбу ловыты, гэй!

А вражого турка, та як того зайця,

По скалам гоняты, гэй, гэй!

Ой, що пан Чепига и пан Головатый,

Зибравшы всэ вийско Запорижськэ,

Гэй, выступае та на Кубань-ричку,

На вишне время всэ, гэй, гэй.

Бувай же здорова, Днипр-вода мутная,

Пидэм на Кубань, иншои напьемся.

Бувайтэ здорови, вси курени наши,

Тут вам бэз нас розвалыться, гэй, гэй!

Сообразно с двойственным состоянием казака, поселянина и воина, войско имеет двоякое учреждение – гражданско-военное. По гражданской и по военной частям в совокупности управляет войском наказной атаман.

Казаки служат обязательно 22 года в гарнизонной по войску службе, однако безусловной отставки не получают, но обязываются и в самой отставке соблюдать готовность для полевой службы, когда особенные обстоятельства того потребуют.

Полки, батальоны и батареи Черноморского войска постоянно сохраняют свои личные составы. При сменах с очередных служб они не разрушаются, как это бывает в других казачьих войсках, удаленных от границы, но, можно сказать имеют характер войск постоянных. Поставленный на такую ногу, преданный душой и телом службе царской, черноморец переходит без запинки с недожатой нивы на походный бивак. В военную заповедь обратилась для него поговорка: «як дзвонять, так свьято».

Казак снаряжается для службы из собственного достояния: конем, сбруей, амуницией, обмундированием и холодным оружием; одним огнестрельным оружием он снабжается на счет войсковой казны. Если казак благоденствует в домашнем быту, то и на службу является исправным и бойким молодцом. «Хорош на гумне, хорош и на войне».

Войско Черноморское имеет неотъемлемые достоинства

Вон охоч, бачиш, и негарне,

Як кажуть то нерегулярне,

Та до вiйни самий злий гад.

В скором времени оказалось, что войско Черноморское несшее кордонную службу, стало незаменимой единицей русского воинства.

II. Отличительные черты: народность, вера, казацкий гардероб. Роль женщин в казацкой судьбе.

Черноморцы, а сейчас и некоторые кубанские казаки в станицах говорят малороссийским языком, хорошо сохранившимся. На столько же сохранились под их военной кавказской оболочкой черты малороссийской народности в нравах, обычаях, поверьях в быту домашнем и общественном. Напев на клиросе, веснянка на улице, щедрованье под окном, и выбеленный угол хаты – все напоминает вам на этой далекой кавказской Украйне гетманскую Украину, Наливайка и Хмельницкого.

За исключением небольшого числа инородцев, все кубанские казаки и жители исповедуют православную веру, за неприкосновенность которой их прадеды пролили потоки крови в борьбе с нетерпимостью польского католичества. Жертвующая преданность народа к церкви беспредельна. Не бывает наследства, самого скромного, из которого бы какая-нибудь часть не поступила на церковь. В этом отношении черноморцы остаются верны святому обычаю своих предков: от всех приобретений приносить лучшую часть храму Божию.

Любому кубанцу, интересующемуся историей края и Отечества любопытно посмотреть на казачий гардероб.

Многое было позаимствовано у тех народов, с кем были соседями и с кем воевали.

Первоначально одежда казака была бедна. Слова казак и нищета были синонимами. В старинных песнях можно встретить следующее:

Сыдыть козак на могыли

Тай штаны латае.

Козак – душа правдыва –

Сорочки нэмае.

Со временем казацкое одеяние изменилось неузнаваемо. По признанию знатоков истории казачества (а всего было 12 казачеств в России), одежда запорожских, а затем и кубанских казаков была лучшей из всех.

На голову надевали высокую острую шапку – в полторы четверти высоты, со смушковым околышем в четверть ширины, с суконным чаще красного или зеленого цвета дном, на вате, с серебряной китыцей на самом верху. Околыш шапки часто служил казаку вместо кармана – туда он клал табак, огниво, люльку или рожок с табаком.

Как надел шапку – то он уже и казак.

Кафтан длины до колен, цветной, с травами и разводами, с пуговицами, на шелковых снурках, с двумя сборами назади, с двумя крючками для пистолетов на боках, с небольшими отворотами из бархата на концах рукавов.

Пояса делались из турецкого или персидского шелка. Концы на поясе золотились или серебрились, и к краям привязывались шелковые снурочки.

Надел шапку, кафтан, подпоясался, повесил кинжал, саблю – тогда одевает жупан или черкеску. Это уже просторная одежда, длинная с широкими рукавами. Жупан должен быть другого цвета, чем кафтан.

Поверх черкески надевалась бурка – до пят.

А вот как описаны запорожцы у Кулиша в 1856 году:

« Бывало, каждый год приезжают запорожец в г. Смелу на ярмарку. Разодеты так, что, Боже, твоя воля! Золото да серебро!

Шапка бархатная, красная, с углами, а околыш пальца в три шириною, серый или черный.

С исподи у него жупан из самого дорогого красного сукна, горит как огонь, просто глаза ослепляет. А сверху черкеска с вылетами, или голубая. Штаны суконные синие, широкие- так и нависли почти на переда сапог. Сапоги красные, на ладунке золото или серебро. А сабля при боку вся в золоте – так и горит.

Идет казак и земли не касается, походка легкая!

А как сядут на коней да проедут по ярмарке – то словно искры сверкают. А уж какая храбрость! Бывало, идет казак, смотришь – ну, ей Богу, земли не касается. Только шам, шам, шам – пошел, и пошел!

Общеизвестен факт, что у прародителей кубанских казаков – запорожцев обычно семьи не бывало, и женщины в Сечь не допускались. Однако известно, что в ходе переселения на пожалованные кубанские земли казаки были семейными людьми. Таким образом, следует рассказать и о роли женщины-казачки в судьбе кубанского казака. Традиционно у кубанского казачества было обязательным участие женщин в обычаях и обрядах, связанных с военной службой (проводы на службу и возвращение с нее и другое).

Многие традиции были заимствованы казачками Кубани у населения тех районов, откуда они были переселены, но к середине 19 века сформировались и локальные особенности.

Традиционной обязанностью женщин являлась подготовка амуниции мужа к службе. Они следили за исправностью и чистотой одежды и белья, за свежестью сухого пайка. Если при проверке на построении оказывалось что-то не в порядке, то виноватой в этом считалась жена. Военное снаряжение очень берегли, потому что стоило оно дорого. Главной ценностью считалась лошадь, ее берегли и тщательно за ней ухаживали. Встретив мужа со службы, казачка должна была в первую очередь «коня разнуздать, напоить, накормить, поставить в стойло» и только после этого идти заниматься своими делами.

Если казак был женат, то в проводах на службу главную роль играла жена; если холост – мать.

Женщина всегда выводила коня за ворота. Почему? Если конь споткнется, то казак не вернется… Братья меньшие подавали оружие, это был целый ритуал. По тому, как проходили проводы, женщины пытались угадать вернется ли казак домой, или погибнет. В одной из песен поется:

Свалилась черная шапочка – тебе вбитому, сынок быть.

Оторвался золотой кинжалик – твоей жене вдовой быть.

Посыпались мелкие стрелочки –

Твоим детям сиротами быть.

Плохой приметой считалось, если конь выходил со двора понурив голову; ржание коня было предвестником смерти его хозяина на военной службе.

В некоторых кубанских линейных станицах казак, уже сидя на коне, повязывал жене черную шаль – «печальник». Этот головной убор она должна была носить в праздничные дни на протяжении всего периода службы мужа. Если казак погибал, то жена теряла право носить печальник.

Таким образом, казачки Кубани традиционно играли значительную роль в военно-обрядовой сфере, что объясняется спецификой жизни и быта казачества.

III. Искусство верховой езды и лихости

Кубанские казаки в силу исторически сложившихся условий жизни являлись природными кавалеристами. Поэтому неслучайно большое распространение на Кубани получили различные физические упражнения и состязания, связанные с верховой ездой и джигитовкой.

Внимание родителей к обучению детей искусству управления лошадью проявлялось на ранних этапах их жизни.

Через 4о дней после рождения «…отец нацеплял мальчугану саблю, сажал его на коня… возвращая, матери, говорил: «Вот тебе казак». Впоследствии, к началу 20 века, этот обычай несколько упростился: казачонка в раннем возрасте торжественно сажали на коня.

После посвящения начиналось обучение. Когда сыну исполнялось три года, отец сажал его на лошадь. Во время скачки по кругу, темп которой регулировался отцом, ребенок осваивал приемы верховой езды.

В освоении детьми навыков верховой езды и джигитовки осуществлялся принцип постепенности и последовательности, перехода от простых элементов к более сложным.

Подготовка начиналась с индивидуального обучения: «Став против левого бока лошаденки, один мальчуган… с разбега старается сделать прыжок в седло. Поборовшись немало, вскарабкался на спину лошаденки мальчишка».

Образ казака всегда ассоциировался со всадником, что нашло отражение в многочисленных пословицах и поговорках, распространенных на Кубани: «Казак без седла, что черкес без кинжала», «Не гони коня кнутом, а гони овсом», «Не давай коню тощать – в дороге не станет».

Существовало множество изречений, отражавших отношение казака к коню: «Все можно отдать товарищу, кроме боевого коня», «Учи белого лебедя плавать, а казачьего сына – на коня садиться».

Анализируя джигитовку как явление культур, в том числе культуры двигательной деятельности, целесообразно рассмотреть основные понятия, ее характеризующие, и их значение в современной науке.

По определению, данному В. Далем, термин «джигитовать» означает: « гарцевать, наездничать, упражняться в конном ристании».

К основополагающим физическим и морально-волевым качествам, необходимым казаку для совершенствования в этом искусстве относят смелость, ловкость, уверенность в себе. Кроме того, важное значение придается постоянной практике в выездке коня.

Различают индивидуальную и групповую джигитовки.

Индивидуальная:

1. Доставание земли

2. Соскакивание с коня

3. Езда стоя

4. Скачка вниз головою

5. Скачка задом наперед

6. Кладка коня (принуждение лошади лечь на землю)

Групповая: (на одной лошади)

  1. Качели (два всадника находятся лицом друг к другу и боком к направлению движения, держась руками за седло; ноги переплетены).
  2. Стоя сзади на чемоданчике (один всадник находится в седле, другой стоит сзади, на крупе лошади, держась за плечи сидящего).
  3. Перевозка пехотинца (всадник поднимает на лошадь стоящего или лежащего человека).
  4. Пирамида и др.

Показательные выступления и соревнования по джигитовке всегда проходили торжественно, при стечении большого количества жителей станиц, в присутствии гостей из соседних аулов.

Известный кубанский историк и общественный деятель П.П. Орлов, обращаясь к казачьей молодежи, призывал: «Пусть кипит у нас военная здоровая жизнь! Не забывайте своего товарища коня. Выезжайте на нем на войну, на игру, на маневры, а после… с лихой джигитовкой неситесь домой мимо ахающей, любующейся вами цветной толпы станичных красавиц».

Благодаря эстетической красоте и спортивной зрелищности джигитовка кубанских казаков получила широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.

IV. Этнокультурные традиции кубанского казачества (песни, пословицы и поговорки, праздники и обряды)

  1. Читаем у Гоголя: «Покажите мне народ, у которого бы не было песен, праздников, обрядов, традиций, устного творчества.

Под песни рождаются и умирают люди, провожают в дальнюю дорогу и славный поход. Я не распространяюсь о важности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа».

Столетиями летят над краем, над кубанскими хуторами и станицами прекрасные народные песни. Они, как бессмертные души наших славных пращуров, живут среди нас, напоминая, что вечность – это память народная. Народные песни – это река времени. Река полноводная, могучая своей духовностью, питающая наши души, нашу добрую память. А у того человека, который забывает о песне, душа чахнет, сердце черствеет.

В России трудно найти более песенный край, чем Кубань. Почему? Потому, что здесь проявился синтез народов и культур самых разных вероисповеданий, языков и наречий.

Вообще –то каждому народу свои песни кажутся самыми красивыми и понятными.

Мне же более всего нравится песенная культура кубанских казаков: то лиричная, то маршевая – то свадебная, то провожающая в последний путь. В качестве примера я хочу привести песни как известные широкому кругу слушателей, так и малоизвестные.

Известно такое высказывание Суворова о музыке и военных оркестрах: «Музыка нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, ровняет его шаг; по ней мы танцем и на самом сражении. Старик с большой бодростью бросается на смерть, молокосос, отирая со рта молоко маменьки, бежит за ним. Музыка удваивает, утраивает армии».

Невольно соглашаешься с этими словами полководца, когда слушаешь казачий вариант известной солдатской походной песни суворовских времен.

Козачушки, Браво ребятушки!

А где ж ваша маты?

Э, гей, да! Наша маты – разбиты палаты,

Вот где наша маты!

Козачушки, браво ребятушки,

А где ж ваши сестры?

Э, гей, да! Наши сестры – шабельки да востры,

Вот вам наши сестры!

Козачушки, браво ребятушки,

А где ж ваши дети?

Э, гей, да! Наши дети – за поясом плети

Вот вам наши дети!

Козачушки, браво ребятушки,

А где ж ваши жены?

Э, гей, да! Наши жены – ружья заряжены,

Вот вам наши жены!

Данная песня показывает нам жизнь военного казака, чья жизнь в военных походах и битвах, чем и были заняты казаки.

Совсем иная песня, лирическая, мало кому известная, которую пели когда наряжали ветку.

Кукушичка, вои, мая душичка

1. Кукушичка, вои, мая душичка, вои,

Чиво ходишь нивиселая?

2. Чиво ходишь нивиселая, ои,

Нивиселая, зажуренная?

3. Нивиселая, зажуренная, вои,

Чи ни с милым дружком разлученная?

4. Чи ни с милым дружком разлученная,

Пайду с таски ва зиленый сад.

5. Пайду с таски ва зиленый сад,

Сарву цвиток, да свяжу винок.

6. Сарву цвиток, да свяжу винок

Сваиму дружку на галовочку.

7. Сваиму дружку на галовочку, вои

Наси, дружок, да й не скидывай.

8. Наси ж ты, дружок, да й не скидывай,

А миня, ни спакидывай.

Грустная и веселая, широкая и раздольная, песня всегда была спутником русского человека. И не обязательно, чтобы каждый мог хорошо спеть ее. Русский человек испокон веков умел и любил слушать свои родные песни. Они для него – что цветы на нескошенном лугу, что звезды на необъятном куполе теплого летнего неба. Они боль и радость его души. Они сама душа русского человека.

  1. Пословицы и поговорки, относящиеся к малым фольклорным жанрам, широко распространены на территории Кубани. Люди, чья речь была наполнена пословицами, всегда пользовались уважением у населения, считались интересными собеседниками.

Самосознание, т.е. осознание своей общности («родства») и своего отличия от других – важнейший признак, свидетельствующий о появлении новой этнической общности (кубанское казачество).

1. На территории Кубани, наряду с общерусскими пословицами, существовали и их варианты, возникшие в результате замены социальных (статусных) определений индивида на этноним «казак»:

  1. Грим нэ грянэ, казак нэ пэрэхрэстэця – Гром не грянет – мужик не перекрестится.
  2. Казак воюе, а жинка горюе – Воин воюет, а жена горюет.
  3. Казак на кони, а дивка – в пэлэни – Невеста родится, жених на коня садится.

2. Значительное место в пословичной традиции Кубани занимают изречения, содержащие в своих текстах этноним «казак». Основная часть этих пословиц, так или иначе, связана с военизированным бытом казаков:

  1. Казакови без ратища, як дивчине без намиста
  2. Биз коня козак кругом сырота
  3. Умер козак та й лэжить, та й никому затужыть

3. В пословицах отразились и такие категории системы ценностей, как «воля», «отвага», «смелость», «терпение».

  1. Стэп та воля – козацька доля
  2. Колы козак в поли, то вин и на воли
  3. Козак не бойиться ни тучи, ни грому
  4. Тэрпы, козак, горе – будэш пыть мэд
  5. Тэрпы, казак, атаманом будэш

Таким образом, можно отметить следующее:

  1. Исторические пословицы не только свидетельствуют об исторических событиях, но и, что важно, отражают народную оценку этих событий
  2. В пословицах ярко отражается этническое самосознание казачества, как самостоятельной этнической единицы.

Традиционная культура подавляющего большинства этносов не является однородной на всем пространстве, занимаемом народом. Обитание в различных природно-климатических условиях, разнообразие хозяйственной деятельности, миграции и контакты с другими народами и культурами, способствует формированию культурных диалектов, региональных особенностей, которые в различной степени проявляются в календарных праздниках и обрядах. В результате действия этих причин и процессов в культуре этноса образуются региональные особенности.

К числу локальных традиций относится культура кубанского казачества. В данной работе будет отведено должное место одному из календарных христианских праздников, с обрядовой сущностью кубанского казачества.

МАСЛЕНИЦА

Праздник был популярен и в станицах, и в городах и длился неделю, которая в народе называлась – «масныци».

Обязательными блюдами на Масленицу были вареники с творогом, блины и яичница. Особенно обильным был ужин в последний день масленицы, накануне поста. Однако пищи готовили так много, что ее за неделю не съедали. С остатками пищи поступали по-разному: закапывали, отдавали курам, свиньям.

Игровая и развлекательная сторона Масленицы разнообразна и включает элементы, имевшие в прошлом обрядово-магическое значение: ряжение, катание на санках с горы и пр.

Столь же широко были распространены скачки, джигитовки, стрельба в цель, рубка чучел и кулачные бои.

Основным же моментом этого праздника были взаимные гостевые визиты, в первую очередь к родственникам по линии жены, подтверждение дружеских связей, т.к. в эту неделю «нельзя ссориться, завидовать».

Помимо основных моментов, в кубанской Масленице встречается немало интересных и важных деталей, бытовавших в пределах отдельных населенных пунктов.

В ст. Николаевской существовало поверье, что блины необходимо печь в первый день, чтобы деньги водились. Практически повсеместно существовал запрет на прядение. В той же станице существовало поверье о том, что можно заполучить власть над ведьмами, если в последний день праздника перед сном положить в рот кусочек сыра, а утром зашить его под кожу ладони.

Рубежом Пасхи является Прощеное воскресенье.

В каждом доме накрывали столы, ходили друг к другу в гости, целовались, кланялись до земли и просили друг у друга прощения: «Кума-сваха, прости меня Христа ради!» - «Бог тебя простит!» или «Бог тебя прощает и я прощаю!».

На следующий день начинался Великий пост.

Заключение

Всплеск общественной активности в и интерес общества к вопросам поиска своих исторических корней, родовой памяти, истории семей в значительной мере стимулировал деятельность по изучению данной тематики.

Активная разработка на Кубани казачьей проблематики заострила внимание на изучении истории, культуры, обычаях этнонима – «казачество».

Наше мнение состоит в том, что самобытность, особость казаков позволяет, в любом случае, говорить о них как о чем-то этнически специфическом: будь это - самостоятельный этнос, этнографическая группа русских или особая этносословная группа населения.

Ведь замечательно, что практически каждая составляющая этой работы подчеркивает своеобразие казачества, его глубокое отличие от остального русского населения, на что и была попытка обратить внимание.

КРАТКАЯ ХРОНИКА КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА

Старшинство войска установлено с 1696 года, со времени участия казаков Хоперского в походе на Азов. В 1861 году Хоперский Кавказского линейного войска (был сформирован в 1767 году) вошел в состав Кубанского казачьего войска и стал самым старым войска.

Кубанское казачье войско входило в состав Кавказского казачьего войска.

Штаб Наказного Атамана располагался в г. Екатеринодаре.

Основой Кубанского казачьего войска были выходцы из Запорожской Сечи. В 1556 году из малороссийских казаков, не желавших подчиниться Польше, на островах Днепра образовались поселения казаков, получивших название Запорожская Сечь. Запорожцы с переменным успехом вели боевые действия против польских и турецких войск. В 1654 году запорожские казаки совместно с малороссийских казаков Богданом Хмельницким приняли на верности России, однако уже через 4 года атаман Запорожской Сечи Иван Выговской изменил присяге и поддержал Польшу в войне с Россией. С 30 января 1667 года по условиям перемирия Запорожское войско стало считаться одновременно в российском и польском подданстве.

28 июля 1670 года. Измена запорожцев была предана забвению, и та их часть, которая находилась на русской стороне Днепра, получила название Низового Запорожского, войска. Во главе этого войска встал Демьян Многогрешный.

26 апреля 1686 год. По мирному договору с Польшей вся Запорожская Сечь опять была передана в российское подданство.

26 мая 1709 года. После очередной измены запорожцев, перешедших на сторону Мазепы, укрепления Запорожской Сечи были срыты, у запорожцев были отняты артиллерийские орудия. Многие запорожцы во главе с атаманом Гордиенко бежали в Крым под защиту турецкого султана и организовали там так называемую "Новую Сечь».

1725 год. Запорожцы ходатайствовали о возвращении в Россию.

27 июня 1892 года. Число пластунских батальонов было увеличено: для первой очереди - на 5-й и 6-й, номера батальонов второй и третьей очереди соответственно изменились на 7-й - 10-й и 11-й - 14-й.

9 ноября 1896 года. Число пластунских батальонов второй очереди было увеличено на два - 11-й и 12-й, а батальоны третьей очереди остались 13-й, 14-й, 15-й, 16-й. К ним в 1900 году были добавлены 17-й и 18-й.

Кубанское войско в мирное время выставляло на службу:

Два гвардейских эскадрона в состав Собственного Его Величества конвоя,

10 конных (по 6 сот.) полков (1-й Таманский, 2-й Полтавский, 3-й Екатеринодарский, 4-й Уманский, 5-й Урупский, 6-й Лабинский, 7-й Хоперский, 8-й Кубанский, 9-й Кавказский, 10-й Ейский),

2 пеших (в 5 сот.) пластунских батальона (№ 1 и № 2),

5 конно-артиллерийских (4 ор.) батарей (№ 1 - № 5),

Конный дивизион в Варшаве и

Учебный дивизион.

В означенных частях состоит на службе не более 1/3 всего числа служилых казаков, остальные-же находились на льготе, имея строевых лошадей и будучи в полной готовности для полевой службы.

Нижние чины, по мере выслуги сроков, сменяются очеред-ными, состоящими на льготе. Срок пребывания казаков на службе и на льготе, а также что все ли вдруг казаки, состояние в строевых частях, должны быть сменяемы очередными или только известными частями, определяется: Кавказскою армией, когда эти части находятся в пределах Кавказского округа, и военным министром - когда вне этого округа.

В военное время или по особому ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению число полков или батальонов увеличивается призывом льготных казаков, а батареи приводятся в 8 ор. состав.

Примечание.

В мирное время строев, частя Кубанского войска употребляются для содержания передовых линий в Кубанской области, Закавказском крае и в Сухумском отделе.

Образование войска

Кубанское казачье войско было образовано в 1860 г. Его основу составили Черноморское казачье войско и Хоперский и Кубанский полки Кавказского линейного казачьего войска, насчитывавшие в совокупности 22 конных полка, 3 эскадрона, 13 пеших батальонов и 5 батарей. Ведет свое старшинство с 1696 г., по старшинству Хоперского полка.

Большая часть войска - черноморские казаки, проживавшие в Ейском, Екатеринодарском и Темрюкском отделах Кубанской области. Вторая часть войска - так называемые «линейцы» - потомки переселенных на Кубань в конце XVIII в. донских казаков, занявших территории Баталпашинского, Кавказского, Лабинского и Майкопского отделов Кубанской области.

Решением от 10 мая 1862 г. для заселения предгорий Западного Кавказа переселялись 12400 кубанских казаков, 800 казаков Азовского казачьего войска, 2000 государственных крестьян и 600 женатых нижних чинов Кавказской армии. Они также вошли в состав Кубанского войска.

1 августа 1870 г. было утверждено Положение о воинской повинности и о содержании строевых частей Кубанского казачьего войска. Устанавливался порядок войска в мирное время. Он включал 2 Лейб-Гвардии Кубанских казачьих эскадрона Собственного Его Величества, 10 конных полков, 2 пеших пластунских батальона, 5 конно-артиллерийских батарей, 1 дивизион в Варшаве, 1 учебный дивизион.

Положением о военной службе Кубанского казачьего войска, утвержденного 24 июня 1882 г., служилый состав делился на 3 разряда, а строевой состав еще на 3 очереди.

Решением от 24 декабря 1890 г. для войска устанавливался день войскового праздника - 30 августа.

Боевые подвиги войска

Кубанское казачье войско принимало участие во всех военных кампаниях, проводимых Российской империей во второй половине XIX - начале XX в. В 1861 г. Сборно-Линейный полк и два конных Кубанских полка подавляли Польский мятеж. 20 июля 1865 г. войско удостоилось получения войскового Георгиевского знамени «За Кавказскую войну». В 1873 г. казаки Ейского полка Кубанского казачьего войска участвовали в Хивинском походе в Среднюю Азию. Все войско сражалось в Русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. на территории Болгарии; обороняли Шипку, Баязет, защищали Зорский перевал, Деве-Бойну, брали Карс.

Примерно 2 тыс. казаков - кубанцев приняли участие в Русско-турецкой войне 1904 - 1905 гг. В Первой мировой войне сражались 37 конных полков, 1 отдельная казачья дивизия, 2,5 гвардейские сотни, 24 пластунских батальона и 1 отдельный пластунский батальон, 6 батарей, 51 различная сотня, 12 команд казаков Кубанского войска (всего около 90 тыс. человек).

Казаки в событиях XX в.

В годы Гражданской войны некоторые казаки совместно с Кубанской Радой высказались за создание независимой Кубани. Казаки во главе с атаманом А.П. Филимоновым в союзе с Добровольческой армией поддержали идею создания «Единой и неделимой России».

28 января 1918 г. Кубанская Рада на землях бывшей Кубанской области провозгласила независимую Кубанскую народную республику. Столицей стал Екатеринодар. Республика просуществовала до 1920 г. После занятия территории красными республика была ликвидирована, а Кубанское войско упразднено.

В 1920 - 1925 гг. на землях кубанских казаков действовали сторонники П.П. Скоропадского - атаманы М. Пилюк, В. Рябоконь и др. В 1920 - 1930-х гг. в Красной Армии были организованы кубанские казачьи части. Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. кубанские казачьи дивизии сражались на фронте. Особенно отличился 4-й гвардейский Кубанский казачий корпус во главе с генералом Н.Я. Кириченко.

В начале 1990-x гг. Кубанское казачье войско начало свое возрождение путем организации ряда общественных казачьих объединений. В настоящее время действует общественная казачья организация «Кубанское войсковое казачье общество», внесенное в Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации и имеющее в своем реестре более 40 тыс. казаков.

Устройство казачьего войска

Основу Кубанского войска составили свободные военизированные сельскохозяйственные жители. Во главе войска стоял наказной атаман, параллельно исполнявший обязанности начальника Кубанской области. В его ведении находилось назначение атаманов отделов, перед которыми отвечали выборные атаманы станиц и хуторов.

Высший орган станичной власти - станичный сход, в ведении которого находилось избрание атамана и правления. Последнее на первоначальном этапе состояло из атамана и двух избранных судей, а с 1870 г. должностной состав правления увеличился и включал атамана, судей, помощников атамана, писаря и казначея.

Среди обязанностей станичных обществ были: войсковая, «общие по поиску» (содержание почтовых станций, ремонт дорог и мостов), станичные (содержание «летучей почты», сопровождение арестантов, караульная служба).

К концу XIX в. Кубанское войско делилось на 7 отделов: Баталпашинский, Ейский, Екатеринодарский, Кавказский, Лабинский, Майкопский, Таманский.

Военное искусство всегда являлось достаточно значимой частью жизни многих народностей и государств. Ведь как только человек взял в руки палку, он начал использовать свою силу для подчинения себе подобных. Эта негативная любовь к насилию преследовала человечество на протяжении всей его истории. Данный факт привел к тому, что в каждой народности появился отдельный класс воинов, отличающихся профессионализмом и беспощадностью.

Следует отметить тот факт, что на территории славянских государств также существовали подобные воинственные касты. История их формирования достаточно интересна, если учитывать тот факт, что на территории современной России, Украины, Белоруссии и других стран СНГ велись постоянные войны за территориальное господство между различными государствами. Таким образом, постоянные военные конфликты существенно закалили живущее в представленных странах население.

Если говорить конкретно о Российской Федерации, то в данном государстве наиболее известной воинской общиной являются кубанские казаки. Создание этого войска осуществлялось годами, а их деятельность жива по сей день.

В статье будут рассмотрены наиболее яркие этапы развития кубанского казачества, а также специфика данного военного формирования.

Кто такие кубанские казаки?

История Кубанского казачьего войска восходит к очень далеким временам. Сегодня представить всю хронологию существования данного военного формирования достаточно сложно, так как оно до сих пор действует на территории Российской Федерации, о чем пойдет речь далее в статье. Тем не менее, если учитывать исторические факты, то Кубанское казачье войско - это часть всего казачества в Российской империи, которая базировалась на Северном Кавказе. Иными словами, это формирование играло роль современных пограничников.

Из исторических источников известно, что военный штаб кубанского казачества базировался в Екатеринодаре (современное название города - Краснодар). Невзирая на тот факт, что Кубанское казачье войско было типичной военной группой, одним из элементов армии Российской империи, на его базе сформировался свой этнос. Этот факт сегодня позволяет говорить о казаках не просто как о воинах, а как об отдельной национальности, наряду с россиянами, чеченцами, казахами и т. п.

История создания

Казаки Кубанского казачьего войска первоначально не были однородной этнической массой патриотов своего государства. Ведь, как уже указывалось ранее, история создания данного формирования достаточно сложна. Кубанское казачье войско сформировалось из нескольких групп казаков, которых к середине XVIII века было достаточно много на территории Российской империи.

Конечно, прародителями казачьих полков Кубани нужно по праву считать запорожских казаков, которые появились еще в XVI веке. Как мы знаем, они изначально базировались на территории современной Украины, на который находится близ современного города Запорожье. Впоследствии стали угрозой для имперской власти, потому что из организованного военного формирования превратились в обычные разбойничьи группы. Поэтому уже к концу XVIII века казачество как таковое получило статус «вне закона». Однако этот факт не стал окончательной точкой в развитии подобных формирований.

Черноморские казаки

В 1774 году Российская империя получает выход к Черному морю. На этом этапе Турция перестала представлять угрозу, а Речь Посполита, одно из наиболее сильных государств на западе, находилось на грани полного развала. Поэтому потребность удержания казаков на их историческом месте более не требовалась. Помимо этого данные формирования к концу XVIII века стали превращаться в бандитские структуры. Подтверждением этого факта является поддержание казаками Пугачевского восстания. Таким образом, в 1775 году было принято решение о полном уничтожении и всех её обитателей. В этой бойне смогли уцелеть лишь 12 тысяч казаков, которые впоследствии сбежали в устье Дуная.

Войско верных запорожцев

Следует отметить, что появление Задунайской Сечи стало весомым аргументом для Турции, которая заполучила дополнительные силы в составе 12 тысяч воинов. В свою очередь, Российская империя, видя угрозу своим территориальным интересам на юге державы, останавливает процесс ликвидации казаков. Более того, в 1787 году создает Войско верных запорожцев из числа ранее преследуемых участников одноименных полков. С их помощью Российская империи не только укрепляется на юге, но и выигрывает русско-турецкую кампанию 1787-1792 годов.

Создание кубанского казачества

Кубанское казачье войско, фото которого представлены в статье, было сформировано в 1792 году. После русско-турецкой кампании в столицу Российской империи отправляется делегация, во главе которой был поставлен судья Черноморского войска Антон Головатый. Делегация была собрана для того, чтобы просить у «просвещенной монархии» земли для расселения черноморских казаков. Переговоры проходили с марта по май 1792 года. «Руководство» империи не хотело выделять казакам окрестности Тамани и земли на правом берегу Кубани. В данном случае позиция имперской власти была понятна - нежелание создавать подобное запорожцам формирование, которое может в любой момент предать. Однако согласие все-таки было достигнуто. Таким образом, с 1792 года полки Кубанского казачьего войска стали располагаться на территории Тамани и Кубани. Эти земли были переданы им «в вечное и потомственное владение», что в целом подтверждается существованием кубанского казачества сегодня.

История линейных казаков

Следует отметить, что Кубанское казачье войско было сформировано не только исключительно из черноморских казаков. В состав кубанских полков также входили так называемые «линейные казаки», которые стали частью большого военного формирования в 1860 году. Однако история кавказского линейного казачьего войска начинается еще с середины XV века. Прародителем линейных полков были хоперские казаки.

История хоперских полков

Хоперские казаки проживали на территории и Медведица с 1444 года. Но в XVIII веке данные полки предприняли восстание против власти Петра I. Реакция монарха была незамедлительной и жестокой.

В период с 1708 по 1716 года на территориях между указанными реками фактически никто не жил. Однако с 1716 года сюда возвращаются казачьи полки, которые были участниками Северной войны. За военную доблесть во время войны со Швецией хоперским казакам разрешили выстроить свою крепость на исторической родине. Впоследствии войско настолько развилось, что его часть была переведена на Северный Кавказ для защиты границ Российской империи. А в 1860 году, как уже указывалось ранее, данная часть казацкого войска была переведена в состав кубанского военного формирования.

Современный этап развития кубанского казачества

Кубанское войско казаков существует по сей день на территориях, которые были им выделены в конце XVIII века. Это военное формирование исполняет роль негласных пограничников. Нужно отметить факт того, что кубанские казаки были участниками Первой мировой и Великой Отечественной войн. Последний исторический период, который начался с 1945 года, существенно упразднил роль казаков в сфере государственного управления и службы. Тем не менее данное формирование никто так и не расформировал, даже с учетом политической доктрины Советского Союза.

Атаманы Кубанского казачьего войска на протяжении всей истории его существования всеми силами отстаивали права своего народа, который к 1945 году уже можно было назвать совершенно отдельным этносом. После развала Советского Союза на территории Российской Федерации было произведено объединение казацких общин с целью повышения самобытности и прославления этнических меньшинств государства. С того времени существует такая организация, как Кубанское войсковое казачье общество (КВКО).

КВКО

Свою историю КВКО начинает с 1990 года. Первым атаманом данной военной организации стал Владимир Громов. Необходимо отметить, что боеспособность подразделений КВКО находится на достаточно высоком уровне. Подтверждением тому является участие упомянутой организации в Абхазской войне. В 1993 году подразделения КВКО первыми вошли в город Сухум. Позднее Кубанское казачье войско было включено в «Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации». Это значит, что деятельность КВКО стала легальной. Помимо того, существуют регалии Кубанского казачьего войска и своеобразная структура общества. На сегодняшний день организация играет роль больше правоохранительного, нежели военного органа.

Территориальная структура КВКО

Кубанское войсковое казачье общество имеет свою территориальную структуру, что позволяет говорить о значительной развитости не только организации в целом, но и её деятельности. На сегодняшний день структура КВКО состоит из следующих территориальных единиц:

  1. Еёский казачий отдел.
  2. Кавказский казачий отдел.
  3. Таманский казачий отдел.
  4. Екатеринодарский казачий отдел.
  5. Майкопский казачий отдел.
  6. Баталпашинский казачий отдел.
  7. Черноморский казачий округ.
  8. Сухумский особый казачий отдел.

Данная структура позволяет КВКО осуществлять свои правоохранительные функции намного эффективнее и максимально оперативно.

Культура кубанских казаков

Помимо значительной роли в военном секторе Российской Федерации Кубанское казачество является достаточно интересным этническим социальным образованием. Его культурные традиции восходят к запорожским казакам. Кубанские вояки достаточно близки в культурном вопросе с коренными украинцами. Также существует казачья форма Кубанского казачьего войска, дизайн которой также был сформирован исторически.

В статье было представлено Кубанское казачье войско. Истоки формирования и структура данной организации восходят ко времени существования запорожских казаков, которые, по сути, стали прародителями кубанского воинства. Это этническое формирование все еще действует на территории современной России. Будем надеяться, что этот остров славянской культуры не затеряется в пучине веков!