Как сделать тетрадь по чтению. Образец и правила оформления читательского дневника

Уроки литературы в школе относятся к числу наиболее интересных и увлекательных. Многие современные дети с удовольствием читают былины и сказки, высказывают свое мнение о сюжете и героях, не боятся задавать вопросы. Но нередко этого бывает недостаточно для того, чтобы получить отличную отметку по этому предмету. Предлагаем познакомиться с несколькими рекомендациями, которые помогут разобраться, как оформить читательский дневник.

Что это такое

Читательский дневник для школьника представляет собой толстую тетрадь, в которую ученики выписывают цитаты из изучаемого произведения, пересказывают его сюжет. Польза такой работы бесспорна: при необходимости подготовиться к контрольной или написанию сочинения не нужно перечитывать текст, достаточно открыть свой дневник и освежить в памяти события или героев.

Секреты оформления

Как правильно оформить читательский дневник, чтобы им было удобно пользоваться?

  • Прежде всего необходимо сделать нумерацию страниц и содержание - это поможет быстро найти необходимое произведение.
  • Обязательно указывать разделы - «Устное народное творчество», «Литература 18-го века», «Литература 19-го века» и т. д. Названия этих разделов следует написать крупным шрифтом, можно использовать печатные заглавные буквы и цветные ручки. Чтобы дневник смотрелся аккуратно, необходимо использовать один цвет для заголовков одного уровня.
  • Внутри каждого крупного раздела нужно выделять подразделы. Так, «Литература 19-го века» обязательно будет включать в себя части «Творчество Пушкина», «Поэзия Лермонтова», «Гоголь» и прочее, в зависимости от школьной программы. Название подраздела также необходимо выделить цветом, подчеркнуть.

Как правило, в школе учителя не выдвигают четких требований к тому, как оформить читательский дневник, ведь это прежде всего подсказка для ученика. Поэтому можно свободно проявить фантазию.

Особенности формы

Очень удобной формой является таблица, включающая в себя такие графы:

  • Ф. И. О. автора;
  • название произведения;
  • основные герои;
  • место и время действия;
  • ключевые события или цитаты.

Очень важно делать в таблице столбики различной ширины. Последний должен быть самым широким.

Как оформить читательский дневник без таблицы? Можно писать сплошным текстом, подчеркивая или выделяя цветом названия произведений, авторов и основные мысли. Некоторые ученики, обладающие богатой фантазией, сами придумывают схемы, в которых отображают взаимоотношения персонажей литературного произведения и произошедшие с ними события. Работа над таким изложением материала потребует некоторого времени, зато вспомнить текст впоследствии труда не составит.

Специфика содержания

Как оформить читательский дневник, чтобы по нему было легко подготовиться к написанию сочинения? Прежде всего при пересказе обязательно необходимо указывать страницы книги или учебника, где речь идет о том или ином событии. Это позволит быстро найти в тексте необходимое место и процитировать.

Обязательной частью дневника являются цитаты из произведения, помогающие дать характеристику герою, понять авторский замысел, идею текста. Их можно при необходимости сокращать, помечая места сокращения многоточием. Нелишним будет указание жанра и года написания текста, эти данные можно использовать во введении к сочинению. Обязательно записывать трудные для произнесения имена персонажей, особенно из древней или зарубежной литературы. Это позволит сэкономить массу времени, ведь искать их по книге не придется.

Младшие школьники могут украшать свои тетради иллюстрациями и картинками.

Обложка

Рассмотрим, как оформить обложку читательского дневника. Есть несколько способов:

  • Самый простой - купить подходящую тетрадь, на которой так и будет написано «Читательский дневник», достаточно лишь указать свои Ф. И. О. и класс.
  • Можно купить обычную тетрадь с одноцветной обложкой и проявить фантазию: наклеить на нее иллюстрацию из любимого произведения, написать несколько понравившихся цитат, красивыми буквами (например, в старославянском стиле) вывести слова «Читательский дневник». Тогда тетрадь станет настоящим сокровищем любого ученика.
  • При помощи обычной тесьмы можно сделать закладку: берется тесьма, длина которой примерно на 7 см длиннее тетради, один ее конец аккуратно на скотче приклеивается в верхнем левом углу задней обложки, а оставшаяся часть закладывается на необходимой странице. Тесьмой можно оклеить и обложку.

Мы рассмотрели, как красиво оформить читательский дневник, чтобы долгие годы он радовал своего владельца. Выбрасывать такие тетради не стоит, ведь при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам по литературе потребуется вспомнить ранее изученные тексты. И владельцам дневников не придется идти в библиотеку.

Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.

Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.

Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.

Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.

Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.

Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:

  • Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
  • При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
  • У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
  • Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
  • Он развивает читательские навыки и культуру читателя.

Образец оформления

Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:

Раздел Описание
Титульный лист Это обложка, на которой должна содержаться важная информация – фамилия и имя ученика, класс, номер школы.

Также указывается название «Читательский дневник», «Дневник читателя», «Читаю с удовольствием».

Дополнительно можно красочно оформить обложку, нарисовать рисунки, узоры, наклеить картинки

Содержание В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
Разворот дневника В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
Дополнительные разделы Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

Ниже имеются образцы оформления:

Пример правильного заполнения

Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

Рассмотрим:

  • Название произведения.
  • Ф.И.О. автора.
  • Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
  • Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
  • Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
  • Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.

Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно.

Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание.

Готовый читательский дневник

  • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  • Предположи, о чём я тебе расскажу.
  • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  • Подумай, почему у меня такое название.
  • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
Б.Заходер «Птичья школа»
А.Барто «Катя»
Братья Гримм «Три брата»
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Пример оформления колонок читательского дневника:

При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

Рассказы, сказки и авторы Краткое содержание произведений
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
«Алые паруса», Александр Грин Произведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты.

Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась

«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк Когда кто-то попадает в беду, одни спешат на помощь, а другие не прочь воспользоваться слабостью.

Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть

«Белый пудель», А. И. Куприн Мальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты.

Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса

«Уроки французского», В.Распутин Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр.

Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка

«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин Автор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках.

По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее

«Малахитовая шкатулка» П.Бажов Повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков.

В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина

«Чудесный доктор», А. И. Куприн На семью валятся одна за другой болезни и несчастья.

Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем

«Дети подземелья», В. Короленко Мальчик из хорошей семьи сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира по отношению к нищим.

Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным

«Робинзон Крузо», Д.Дефо Книга о том, что безвыходных ситуаций не бывает, а вот порассуждайте вместе с ребенком над вопросом: «Какие люди окружали Робинзона, и чем они занимались?

Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными

«Хамелеон», А. П. Чехов Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
«Три толстяка», Ю. Олеша Благодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка Суок.

Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола

«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

Полезное видео

Зачем нужен читательский дневник?

Ведение читательского дневника - не цель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.

Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях - кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась, о чём заставила задуматься. Дневник поможет обращать внимание как на авторов книг, так и на художников-иллюстраторов - Вы сможете легче ориентироваться в "книжном море".

Как оформить читательский дневник?

За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке сделать надпись «Читательский дневник», указать имя и фамилию владельца. Оформить обложку (например,рисунками к книгам) можно по своему усмотрению.


Данную картинку можно распечатать и наклеить на обложку - нажмите на неё.

В начале дневника можно записать или вклеить Список книг для чтения и различные Памятки - подсказки ("Учись читать правильно", "Как рассказывать о книге?"...).

Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, а при необходимости вы сможете обратиться к книге. Время от вмени нужно обязательно просматривать дневник - тогда знания содержания и впечатления о книге закрепятся в памяти.

Как делать записи в дневнике?

Для тех, кто только учится самостоятельно читать, подойдёт самый простой способ - делать записи в таблице:

Если книга понравилась:

  • нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним
  • найти и приклеить портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество

Если книга очень понравилась:

  • сделай рисунки-иллюстрации (или комиксы) на основе прочитанного;
  • придумай загадки или ребусы о героях;
  • составь кроссворд по прочитанному;
  • написать и "послать” в дневнике письмо героям или автору книги;
  • узнать и записать интересные факты из биографии писателя.

Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:

2. Жанр произведения (сказка, рассказ, повесть, стихи, басня, былина...)

2. Расскажи о главном герое книги:

Возраст и внешность героя

Черты его характера

Его любимые занятия

Что он любит или не любит, его привычки и т.д.

Кто его друзья? Какие они?

Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?

А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?

Нарисуй портрет любимого героя

3. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Нарисуй к отрывку иллюстрацию.

4. Понравилась ли тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.

5. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать?

Внимание!

Данные пункты можно использовать не все, частично ! Можно переставить пункты так, как удобно владельцу читательского дневника. Можно придумать свои странички, добавить свои пункты.
Главное, чтобы читательский дневник стал помощником и собеседником его владельца.

Как может выглядеть Читательский дневник, посмотрите

Можно воспользоваться и готовым вариантом :

Начиная с первого класса, преподаватели дают детям конкретный перечень книг, которые они должны прочитать к началу учебного года. Дневниковые записи помогут школьнику вспомнить содержание книги. Кроме того, дневник читателя позволяет легко и быстро находить нужную информацию при подготовке к различным опросам, тестам и экзаменам. Зафиксированные впечатления от книги помогут вспомнить литературные образы даже спустя много лет после того, как вы прочитали последнюю страницу указанной книги.

Оформлять читательский дневник легко. Немного терпения - и у вас все получится.

Как оформить читательский дневник

Для начала определитесь с оформлением будущего помощника . Самым простым вариантом будет использование обычной тетради в клетку. На титульном листе напишите: «Читательский дневник», ниже укажите имя и фамилию его составителя, а также класс. После этого ваш ребенок может украсить тетрадку, как ему нравится.

Посмотрите, как можно оформить тетрадь.

Примерный образец оформления

Следующую и последнюю страницы тетради вы можете оставить для заметок. Либо на первой после титульной страницы укажите перечень прочитанных книг с указанием количества страниц.

Раскройте следующий разворот и расчертите таблицу , состоящую из 6 колонок:

  1. В первой колонке укажите фамилию, имя и отчество автора, название и год написания произведения. Желательно сразу приучать ребенка полностью писать имя и отчество писателя, чтобы ему или ей было проще готовиться к экзамену. Также попросите ребенка указать два-три значимых факта из жизни автора.
  2. Вторую колонку отведите под краткое описание. Объясните ребенку, что он должен записать все значимые факты произведения, выделить главных героев, определить все сюжетные линии таким образом, чтобы ему было проще сделать подробный пересказ.
  3. В третьем столбце укажите жанр, стилистические особенности и структуру книги.
  4. Четвертый столбец отведите полностью под персонажей. Можете предложить дочери или сыну начертить схему взаимоотношений главного героя с остальными действующими лицами, появляющимися в работе. Не забудьте особо подчеркнуть черты характера, внешность и прочие важные особенности героев. Также не забывайте описывать место и время действия, основной конфликт и способы решения его по ходу раскрытия сюжета.
  5. Попросите ваше чадо описать запомнившийся эпизод в пятой колонке. Интересные цитаты с указанием того, кто это сказал, можно фиксировать здесь же. Их можно впоследствии использовать для группового обсуждения в классе.
  6. В последней колонке напишите несколько строк о впечатлениях после прочтения. Затем через некоторое время снова вернитесь к этой колонке и напишите общее впечатление от книги. Если книга большая по объему, то впечатления можно записывать по ходу прочтения. Не забывайте просить ребенка делиться с вами мыслями о героях.

Электронный или бумажный

Иногда намного проще и полезнее вести электронный дневник . Благодаря ему, дети быстрее освоят пакет офисных программ компьютера. Вы можете подготовить шаблон читательского дневника в электронном виде и показать, как его заполнять. После чего вам останется только распечатать дневник.

Электронный дневник хорош еще и тем, что ребенок может постепенно начать осваивать поиск в Интернете, находить фотографии прочитанных им авторов. Вы можете придумывать и делать с малышом интерактивные задания. Например, найдите в Интернете несколько картинок, отражающих сюжет разных сказок, в том числе и той, которую вы читаете с ребенком. И попросите его или ее найти ту, которая соответствует смыслу прочитанного.

Или же вы можете найти раскраски с героями из сказок. Пусть малыш раскрасит героев, как пожелает, затем аккуратно вырежьте листки и вклейте их в дневник.

Еще один пример оформления - в этом видео.

Приучайте ребенка читать до того, как он пойдет в первый класс . Купите ему красочный букварь и кубики. Чтение развивает воображение, сострадание, помогает мыслить нестандартно. Вы можете под чутким руководством своего чада начать публиковать на страницах в социальных сетях его рисунки. Ведь дети так любят рисовать после того, как им прочитают какую-нибудь запоминающуюся сказку.

Как правило, дети, которым еще только предстоит пойти в первый класс, уже активно осваивают компьютерные игры. Предложите ребенку самостоятельно заняться оформлением электронного читательского дневника. Поищите шаблоны оформления, которые можно будет потом распечатать.

Вести электронный дневник будет намного проще и интереснее. Его основным преимуществом перед бумажным собратом является невозможность потерять его . Его ведение целиком и полностью зависит от детских идей и творческого подхода. Немаловажно также ставить для ребенка конкретные цели или задавать вопросы, связанные с содержанием произведения, например:

  • Прочитать такую-то книгу к такому-то числу.
  • Почему автор назвал своего главного героя так, а не иначе?
  • Как бы ты закончил произведение?

А затем отслеживать выполнение поставленной цели по мере заполнения дневника и ответов на поставленные вопросы.

Независимо от того, какой вариант ведения читательского дневника вы изберете со своим первоклашкой, это занятие само по себе принесет ощутимые плоды в ближайшем будущем .

Видео

Из этого видео вы узнаете о читательских дневниках для разных классов начальной школы.

Во время каникул школьникам приходится много работать с книгами. Заданные произведения необходимо не только прочитать, но и запомнить главные нюансы, героев, события, выписать цитаты, чтобы применить их в сочинениях. Для таких целей целесообразно завести читательский дневник.

Как оформить читательский дневник?

В магазинах продаются уже готовые читательские дневники, где по порядку надо заполнить пункты: название книги, автор, дата чтения, главные герои, краткий сюжет, что понравилось в книге, незнакомые слова и т.д. Чтобы сэкономить, можно из обычной тетради или блокнота сделать читательский дневник. В интернете существуют уже готовые шаблоны читательского дневника для распечатки. Некоторым ученикам нравится вести читательский дневник в электронном виде.

Начало читательского дневника

В самом начале вашей тетради выпишите полный список книг, которые вам следует прочитать за каникулы. После прочтения каждого произведения, поставьте галочку напротив или оценку. Так вы в конце сможете составить собственный рейтинг книг. Учительница наверняка поинтересуется, какая книга вам понравилась больше всего и почему. Так вы не растеряетесь и будете готовы дать четкий и структурированный ответ.


Зарисовки в читательском дневнике

Некоторым детям легче запоминать информацию через рисунки. Не ограничивайте себя только текстом. Сделайте небольшие зарисовки наиболее понравившихся моментов в книге. Можно нарисовать героев книги, какими вы их видите.


Сравнение книг в читательском дневнике

Для “продвинутых” читателей можно в отдельной колонке записать, какую другую книгу вам напомнило прочитанное произведение, и провести свое маленькое расследование. Это расширяет кругозор, развивает логику и способствует лучшему усвоению материала.


Цитаты в читательском дневнике

Особое внимание уделите цитатам из книги. Выпишите их отдельно. Подчеркните или выделите красным цветом те цитаты, которые на ваш взгляд самые “сильные” в произведении. Цитаты также можно украсить рисунками, набросками или вырезками из журналов. Проявите немного фантазии.


Существует ли читательский дневник для взрослых?

В глубине души все мы дети. Поэтому при огромном желании любой взрослый, любящий читать, может завести себе читательский дневник. Невозможно удержать в голове все произведения, прочитанные за год. Поэтому читательский дневник может завести любой взрослый лично для себя.


Читательский дневник – это очень полезная вещь как для детей, так и для взрослых. Он помогает быстро вспомнить сюжет книги. Некоторые школьники, вдохновившись ведением такого дневника, начинают вести свой блог в интернете, где делятся со всем миром своими впечатлениями о различных произведениях. Кто-то использует цитаты из читательского дневника для создания открыток, картин, написания личных писем и пожеланий.