Как выглядит духовой инструмент зурна. К какому типу музыкальных инструментов относится зурна

Сайт Спринт-Ответ продолжает пополнять рубрику «Телеигра» новыми вопросами и ответами на них, на этот раз мы рассмотрим вопрос о типе музыкального инструмента под названием зурна.

Верный ответ традиционно выделен синим цветом и полужирным шрифтом в списке вариантов ответа.

К какому типу музыкальных инструментов относится зурна?

В народной музыке при исполнении применяются сразу 2 зурны. Плетущийся звук получается с помощью носового дыхания. Для игры инструмент ставят перед собой с легким наклоном. Для короткой музыки музыкант дышит ртом. При длительном звучании исполнитель должен дышать через нос. Зурна обладает диапазоном от «си бемоль» малой октавы до «до» третьей октавы.

Зурна (сурнай, карач.-балк. сарнай, сырыйна, буквально - праздничная флейта) - язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии.

  • духовые
  • струнные
  • ударные
  • клавишные

Как видим, правильный ответ на вопрос игры: духовые .

На данный момент зурна является одним из инструментов духового оркестра. При этом может исполнять роль сольного инструмента.

Музыканты Производители

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Связанные статьи Звучание инструмента Логотип Викисклада Зурна на Викискладе

Представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8-9) отверстиями (одно из которых находится на противоположной остальным стороне). Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников.

История

Множество разновидностей зурны нашли очень большое распространение у народов Среднего Востока, Кавказа и Китая. В одном из древнейших мест пребывания человека, на территории Мингечаура во время археологических раскопок были обнаружены 4 экземпляра зурны, изготовленных из рогов оленя. Считается, что эти инструменты были изготовлены 3 тысячи лет назад .

Описание

Зурна, в основном, вытачивается из древесины абрикоса , ореха или дерева. Ствол инструмента, имея на верхнем конце диаметр в 20 мм, книзу расширяется до 60-65 мм в диаметре. Общая длина инструмента - 302-317 мм.

На лицевой стороне ствола просверливаются 7 отверстий, а на тыльной - одно. В верхний конец ствола вставляется втулка («маша»), имеющая в длину 120 мм и вытачивается из дикорастущей ивы , ореха или абрикоса. Назначение втулки в том, чтобы регулировать настройку пластины. Мундштук, изготовленный особым способом из камыша , произраставшего в сухом месте, имеет в длину 7-10 мм. Чтобы извлечь звук из инструмента, исполнитель, набирая воздух в полость рта, выдувает его соответствующим образом через этот мундштук.

Диапазон зурны охватывает звуки от «си бемоль » малой октавы до «до » третьей октавы; при мастерстве исполнителя этот диапазон можно расширить ещё на несколько звуков. Эти звуки в среде исполнителей именуют как «сефир сесляр».

Зурна, главным образом, используется для исполнения образцов фольклорной музыки во время народных празднества на открытом воздухе. В истории существовали такие разновидности этого инструмента, как «гара зурна », «араби зурна», «джура зурна », «аджеми зурна », «габа зурна», «шехаби зурна ». Зурна, как правило, входит в состав ансамблей духовых инструментов. В качестве же солирующего инструмента зурна в составе ансамблей или оркестров используется для исполнения некоторых танцевальных мелодий, в том числе «джанги» и других музыкальных образцов.

Напишите отзыв о статье "Зурна"

Примечания

Ссылки

  • Соловьёв Н. Ф. Зурна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Зурна

На этом и закончилась (вернее – была истреблена) самая одарённая династия в Европе, нёсшая свет и силу непросвещённому европейскому народу. Как видишь, Изидора, трусы и предатели во все времена не осмеливались бороться открыто, зная наверняка, что выиграть честно у них никогда не было, и не будет никаких, даже малейших шансов. Но зато ложью и низостью они побеждали даже самых сильнейших, используя их честь и совесть в свою пользу... совершенно не беспокоясь о своей же «погибающей во лжи» душе. Таким образом, уничтожив «мешающих просветлённых», Думающие Тёмные после придумывали угодную им «историю». А люди, для которых такая «история» создавалась, тут же с лёгкостью принимали её, даже не попытавшись задуматься... Это, опять же, наша Земля, Изидора. И мне искренне грустно и больно, что не удаётся заставить её «проснуться»...
Моё сердце вдруг горько и болезненно заныло... Значит, всё же, во все времена были светлые и сильные люди, мужественно, но безнадёжно боровшиеся за счастье и будущее человечества! И они все, как правило, погибали... В чём же была причина столь жестокой несправедливости?.. С чем же всё-таки был связан такой повторяющийся смертельный исход?
– Скажи мне, Север, почему всегда погибают самые чистые и самые сильные?.. Знаю, что уже задавала тебе этот вопрос... Но я всё ещё не могу понять, неужели же люди и вправду не видят, сколь прекрасна и радостна была бы жизнь, послушай бы они хоть одного из тех, кто так яро за них сражался?! Неужели ты всё же прав, и Земля настолько слепа, что за неё пока ещё рано болеть?!.. Пока ещё рано бороться?..
Грустно покачав головой, Север ласково улыбнулся.
– Ты сама знаешь ответ на этот вопрос, Изидора... Но ты ведь не сдашься, даже если тебя и пугает столь жестокая правда? Ты – Воин, и ты таковой останешься. Иначе предала бы себя, и смысл жизни навсегда был бы для тебя потерян. Мы есть то, что мы ЕСТЬ. И как бы мы не старались меняться, наш стержень (или наша основа) всё равно останется таким, каковой по-настоящему является наша СУТЬ. Ведь если человек пока ещё «слеп» – у него всё же есть надежда когда-то прозреть, не так ли? Или если мозг его всё ещё спит – он всё же может когда-нибудь проснуться. Но если человек по сути своей «гнил» – то каким бы хорошим он быть ни старался, его гнилая душа всё равно в один прекрасный день выползает наружу... и убивает любую его попытку выглядеть лучше. А вот если Человек истинно честен и смел – его не сломает ни боязнь боли, ни самые злые угрозы, так как его душа, его СУТЬ, навсегда останется такой же смелой и такой же чистой, как бы безжалостно и жестоко он не страдал. Но вся беда и слабость его в том, что так как Человек этот поистине Чист, он не может узреть предательство и подлость ещё до того, как оно становится явным, и когда ещё не слишком поздно что-либо предпринять... Он не может такое предусмотреть, так как эти низкие чувства в нём полностью отсутствуют. Поэтому на Земле всегда будут гибнуть самые светлые и самые смелые люди, Изидора. И продолжаться будет это до тех пор, пока КАЖДЫЙ земной человек не прозреет и не поймёт, что жизнь не даётся даром, что за прекрасное надо бороться, и что Земля не станет лучше, пока он не наполнит её своим добром и не украсит своим трудом, каким бы малым или незначительным он ни был.

Но как я уже говорил тебе, Изидора, этого придётся ещё очень долго ждать, ибо пока что человек думает только о своём личном благополучии, даже не задумываясь, для чего он пришёл на Землю, для чего был на ней рождён... Ибо каждая ЖИЗНЬ, какой бы незначительной она ни казалась, приходит на Землю с какой-то определённой целью. В большинстве своём – чтобы сделать лучше и радостнее, могущественнее и мудрее наш общий ДОМ.
– Ты думаешь, обычного человека когда-нибудь заинтересует общее благо? Ведь у многих людей это понятие совершенно отсутствует. Как же их научить, Север?..
– Этому нельзя научить, Изидора. У людей должна появиться потребность к Свету, потребность к Добру. Они должны сами желать изменения. Ибо то, что даётся насильно, человек инстинктивно старается побыстрее отвергнуть, даже не пытаясь что-либо понять. Но мы отвлеклись, Изидора. Желаешь ли, чтобы я продолжил историю Радомира и Магдалины?
Я утвердительно кивнула, в душе сильно сожалея, что не могу вот так просто и спокойно вести с ним беседу, не волнуясь об отпущенных мне судьбой последних минутах моей искалеченной жизни и не думая с ужасом о нависшей над Анной беде...
– В библии очень много пишется об Иоанне Крестителе. Был ли он по-настоящему с Радомиром и рыцарями Храма? Его образ так удивительно хорош, что иногда заставлял сомневаться, являлся ли Иоанн настоящей фигурой? Можешь ли ты ответить, Север?
Север тепло улыбнулся, видимо вспоминая что-то, очень для него приятное и дорогое...
– Иоанн был мудрым и добрым, как большое тёплое солнце... Он был отцом для всех идущих с ним, их учителем и другом... Его ценили, слушались и любили. Но он никогда не был тем молодым и удивительно красивым юношей, каким его обычно рисовали художники. Иоанн в то время был уже пожилым волхвом, но всё ещё очень сильным и стойким. Седой и высокий, он был скорее похож на могучего былинного воина, чем на удивительно красивого и нежного юношу. Он носил очень длинные волосы, как впрочем, и все остальные, находящиеся с Радомиром.

обычно музыкальные инструменты претерпевают в разных странах изменения, их подстраивают под музыку того или иного народа, однако не в случае зурны. Диапазон А вот трость у зурны двойная,
с ней весьма схожи современные трости для гобоя, что не только делает их родственными инструментами, но и позволяет предположить, что зурна стала предшественником гобоя. К тому же у нее яркий и пронзительный тембр, что также ставит ее в ряд с такими инструментами, как жалейка и английский рожок.

Зурна – музыкальный инструмент с диапазоном в полторы октавы, причем, что немаловажно, как в диатоническом, так и в хроматическом звукоряде. Нижняя нота, которую можно сыграть на зурне, – это си-бемоль малой октавы, а верхней считается до третьей октавы, однако возможно расширение диапазона еще на несколько тонов. Для этого требуется особое мастерство, и эти ноты сверх обычного диапазона исполнители называют «сефир сесляр».

О дереве Если спросить о том, что такое зурна, у музыкальных мастеров, они скажут, что это деревянный духовой музыкальный инструмент. Поэтому в ней самое важное – это древесина. Как правило, изготавливают зурну из тутового дерева, орешника или абрикоса. В верхнем конце (там, где крепится трость) трубка имеет диаметр 20 мм, а внизу резко расширяется до 60-65 мм. При этом общая длина обычно колеблется от 30 до 32 сантиметров. Также в конструкции имеется существенная деталь – «маша». Это втулка, которая изготавливается обычно из той же древесины (однако может использоваться дикорастущая ива) и вставляется в верхний конец инструмента, что позволяет настраивать пластину.

Мундштук изготавливается из камыша и имеет длину от семи до десяти миллиметров, что почти вдвое короче, чем у современного гобоя. История Что такое зурна, можно судить и по археологическим раскопкам. Если верить им, то она существовала уже три тысячи лет назад: таким возрастом датируется находка на территории современного Мингечевира – четвертого по размеру города в Азербайджане. Археологами были найдены четыре экземпляра зурны, однако материалом было не дерево, а олений рог. Там же были найдены экземпляры родственного инструмента — балабана. Музыкант, играющий на зурне, зовется зурначи. «Уста» — это зурначи, играющий мелодию в ансамбле. Как правило, коллектив состоит из трех музыкантов, и второй зурначи играет протяжные, основные в гармонии ноты, что роднит музыку с шотландской и ирландской, где бурдоны волынки сопровождают мелодию непрерывными монотонными звуками, создающими аккорд. Третий музыкант в ансамбле – ударник, он создает сложный, затейливый ритм. В таких этнических ансамблях используются архаичные ударные инструменты, например нагара или дхол, представляющие собой большие или средние барабаны. Ударник может выбивать ритм одной рукой или использовать палочки.