Какие звуки можно услышать из шарманки. Цвето-тональный план детского альбома чайковского

Мелодия

Мелодия

В каждой мелодии есть кульминация – высшая точка развития.

Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

_____

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ

Франца Шуберта «Серенада»

Д/З

ФАКТУРА

Фактура (музыкальный склад

ВИДЫ ФАКТУР

1. Аккордовая (хоральная) .

Роберт Шуман Хорал

2. Гомофонно-гармонический

П. Чайковский Шарманщик поет

__

3. Полифонический

И.С. Бах Маленькая прелюдия ре минор

___

Определите виды фактур в музыкальных примерах:

П. Чайковский «Итальянская песенка»

________________________________________________________

П. Чайковский «Утренняя молитва»

Л.Моцарт Менуэт __________________________________________

Д/З запомни названия трех видов музыкальной фактуры. Послушай и запиши вид фактуры в следующих пьесах:

1. Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя»

__________________________________________________



2. И.С.Бах. Инвенция Фа-мажор

__________________________________________________

3. Р.Шуман. Северная песня

__________________________________________________

(слушаем музыку в группе Домик Дилидона в vk)

МЕТР. РИТМ

МЕТР (греч.- мера, размер) – ровные шаги в музыке. Пульс сердца. Маятник часов.

А. Островский «Есть часы во всех домах»

С. Прокофьев Балет «Золушка» Бой часов

Метроном – это устройство, которое отстукивает ____________ в определенном ____________________.

РИТМ (греч. – теку) – чередование коротких и долгих длительностей.

Без ритма не может существовать музыкальное произведение, как человек не может жить без сердца. Ритм организует движение, от него зависит характер произведения.

У многих народов ритм играет первостепенное значение (африканская музыка, музыка народов Кавказа и Закавказья)

Лезгинка (зурна, барабан)

____________________________________________________________

Выразительная роль ритма ярко проявилась в оркестровой пьесе французского композитора Мориса Равеля «Болеро»

Ритмическая формула испанского танца выдержана на протяжении всего произведения:

Д/З Записать длительностями музыкальные шаги: слона, лисицы и синички (длительности выберите сами):

Слон______________________________________________________________Лисичка___________________________________________________________Синичка___________________________________________________________

ТЕМП

Темп (лат. –время) – скорость движения музыки, частота пульсации метрических долей.

Медленные темпы Очень медленные темпы

Andante -спокойно Largo - широко

Sostenuto - сдержанно Lento - медленно

Умеренные темпы Adagio - медленно

Moderato - умеренноБыстрые темпы

Andantino – скорее, чем анданте Allegro- скоро

Vivo – очень скоро

Presto- очень скоро

А.Петров Балет «Сотворение мира»

«Сотворение Адама» ______________________________________

«Веселая погоня» _________________________________________

ТЕМБР

ТЕМБР (фр. – колокольчик, метка) – окраска звучания голоса или инструмента.



1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

6.____________________________________________________________

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Симфонический оркестр – коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

В симфоническом оркестре 4 группы инструментов.

В оркестр могут быть включены фортепиано и арфа.

Руководит оркестром дирижер. На пульте перед дирижером лежит партитура. Партитура – это полная запись всех партий инструментов.

Рабочий инструмент дирижера– дирижерская палочка.

Викторина: определить тембры музыкальных инструментов

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

6.____________________________________________________________

П. ЧАЙКОВСКИЙ

«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»

№8 «Вальс»

Образ _________________________________________________________

Размер ___________________Фактура ________________________________

Лад ______________________

№9 «Новая кукла»

Образ_________________________________________________________

Темп____________________ Размер ___________

№10 «Мазурка»

Мои впечатления ________________________________________________

_______________________________________________________________

№11 «Русская песня» - обработка народной песни «Голова ль ты, моя головушка»

Образ: звучание удалого мужского хора.

Лад то мажор, то минор – ладовая переменность

№12 «Мужик на гармонике играет»

Это маленькая музыкальная сценка.

Что вы представили? ___________________________________________

______________________________________________________________

Чайковский подражает звучанию ливенской гармоники (г. Ливны, Орловской губернии). Д7 звучит 30 раз!

№13 «Камаринская»

В основе пьесы знаменитый плясовой наигрыш. Образец варьирования.

№14 «Полька»

Характер_____________________________________________________

Размер _______________Форма___________Регистр _________________

№15 «Итальянская песенка»

Мелодию этой песенки Чайковский услышал в Италии в исполнении мальчика 10-11 лет и записал.

П. ЧАЙКОВСКИЙ

«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»

№16 «Старинная французская песенка»

Композитор использовал в этой песенке напев 16 века «Куда вы ушли». Воссоздается колорит средневековой Франции.

Знакома ли вам эта пьеса? Штрих ____________________________

№17 «Немецкая песенка»

Жанр крестьянского танца лендлера.

Плавное движение мелодии сочетается со скачками, которые называются йодлями. Они распространены среди жителей Альп.

Размер _________________________

№18 «Неаполитанская песенка»

Образ веселого итальянского карнавала. Чайковский использовал эту мелодию в балете «Лебединое озеро»

№19 «Нянина сказка»

Штрихи__________________________________________________________

№20 «Баба-Яга»

Характер ______________________________________________________

№21 «Сладкая грёза»

Характер______________________________________________________

Мелодия _____________________________________________________

Ваши мечты ____________________________________________________

_

№22 «Песня жаворонка»

Регистр ___________________________________________________________

№23 «Шарманщик поет» Подлинная мелодия.

№24 «В церкви»

Фактура _________________________________________________________

Это переложение для фортепиано православной молитвы «Царю небесный»

РОБЕРТ ШУМАН (1810-1856)

«АЛЬБОМ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА» (1848 год)

Р.Шуман - немецкий композитор –романтик, музыкальный писатель, пианист.

Для детей Р.Шуман написал «Детские сцены» (13 пьес), «Лесные сцены» (9 пьес), «Альбом для юношества» (43 пьесы)

Рассмотрим некоторые из пьес цикла:

№2 «Солдатский марш»

Что общего с «Маршем деревянных солдатиков» П. Чайковского? ______________________________________________________________

№16 «Первая утрата»

Характер______________________________________________________

Музыкальный образ ____________________________________________

№18 «Смелый наездник»

Характер ______________________________________________________

Регистр 1ч. _______________2ч. ______________

№25 «Отзвуки театра»

Ваши впечатления _______________________________________________

_______________________________________________________________

№10 «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

Характер _______________________________________________________

Лад _________________________Регистр______________________________
Мелодия вокальная или инструментальная (подчеркнуть)

Викторина по «Альбому для юношества» Р.Шумана

1. _____________________________________________________

2. ______________________________________________________

3. ______________________________________________________

4. ______________________________________________________

5. ______________________________________________________

КЛОД ДЕБЮССИ (1862-1918)

«ДЕТСКИЙ УГОЛОК» (1809год)

Клод Дебюсси – французский композитор–импрессионист, пианист, дирижер, критик.

Фортепианный цикл «Детский уголок» состоит из шести фортепианных пьес. Данный альбом был посвящен дочери композитора Эмме.

Характер ____________________________________________________

Лад _____________________ Жанр ______________________________

Темп _____________________________

Кто такой Доктор Gradus ad Parnasum»? ____________________________

______________________________________________________________

№2 «Колыбельная Джимбо»

Характер ____________________________________________________

Лад _____________________

Регистр ____________________Темп _____________________________

Динамика_____________________________________________________

Кто такой Джимбо»? ___________________________________________

Развитие музыкального действия ___________________________________

_______________________________________________________________

№3 «Серенада кукле»

Красива ли кукла? ___________Кто поёт ей серенаду? ___________________

Характер ______________________________________________________

Фактура _______________________________________________________

№4 «Снег танцует»

Самая большая и сложная пьеса цикла. Её отличают живописность звучания.

Характер _______________________________________________________

Регистр ________________________________ Лад______________________

№5 «Маленький пастух»

Что ты чувствуешь, когда слышишь наигрыш маленького пастушка?

_____________________________________________________________

Лад ____________________ Фактура_____________________________

№6 «Кукольный кэйкуок» - блестящий финал. Кейкуок – американский танец (шествие с пирогами)

В пьесе пародируется модный тогда танец регтайм.

Характер _________________________________________________

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ (1915-1998)

ПЛАН РАЗБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2. Название_____________________________________________________

3. Жанр________________________________________________________

4. Характер_____________________________________________________

5. Лад, тональность______________________________________________

6. Форма_____________________________________________________

7. Мелодия (речитатив, кантилена)_________________________________

8. Размер ______________________________________________________

9. Ритмические особенности_____________________________________

10. Фактура (гомофонно-гармоническая, аккордовая, полифоническая, унисон)______________________________________________________

11. Темп_____________________________________________________

12. Штрихи______________________________________________________

13. Динамика____________________________________________________

14. Тембр________________________________________________________

15. Музыкальный образ_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рисунок по музыкальному произведению

МОЙ РИСУНОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ

__________________________________________________________________

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

ПРЕЛЮДИЯ. ТОККАТА

Музыкальный жанр – это род и вид музыкального произведения.

ПРЕЛЮДИЯ (лат. играю вступление) – инструментальная пьеса импровизационного характера или вступление к другой пьесе.

Ф. Шопен Прелюдия ЛяЬ мажор

Характер________________________________________________________

Самостоятельная пьеса или вступление (подчеркнуть)

Этюды Карла Черни

КАРЛ ЧЕРНИ (1791-1857) – австрийский композитор, пианист и педагог. Родился в семье пианиста-педагога. Брал уроки музыки у Бетховена. Обладал феноменальной памятью. Знал наизусть все сочинения Бетховена. Унаследовал от своего учителя виртуозную технику, громадную работоспособность, беззаветную преданность музыке.

Их играют и начинающие, и опытные пианисты. Знаменитый ученик Черни Ф. Лист говорил: «Играйте прилежно Черни»

К.Черни Этюды

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каприсы Н. Паганини

НИККОЛО ПАГАНИНИ (1782-1840) – итальянский скрипач и композитор.

Его виртуозная игра, демонический облик и ореол тайны приводили современников в восторг. Паганини открыл новые технические возможности скрипки: быструю игру щипком и смычком, разнообразное стаккато, игру на одной струне.

Каприс или каприччио (итал. - каприз, прихоть) – пьеса изменчивого характера. Каприсы Паганини – это инструментальные виртуозные пьесы свободной формы для скрипки .

Композитор написал 24 каприса для скрипки соло (1820 год). Современники объявили их неисполнимыми.

Н. Паганини Каприс №24 ля минор

Характер_______________________________________________________

Технические приемы _____________________________________________

_______________________________________________________________

Есть партия аккомпанемента ______________________________________

Д/З Принести ноты этюда. Определить вид техники в данном этюде.

ЭТЮДЫ ШОПЕНА И ЛИСТА

В творчестве Шопена и Листа жанр этюда преобразился: он стал этюдом –настроением. Из учебного этюда он превратился в подлинно художественное произведение.

ЭТЮДЫ ШОПЕНА

ФРИДЕРИК ШОПЕН (1810-1849) – польский композитор, пианист.

27 этюдов Шопена – это новый этап в развитии фортепианной виртуозности. В каждом своя техническая задача.

ЭТЮД №1 До мажор

Характер__________________________________________________________

Вид техники _____________________________________________________

Музыкальный образ ______________________________________________

ЭТЮД № 13 ЛяЬ мажор

Характер _________________________________________________________

Вид техники ____________________________________________________

Музыкальный образ _____________________________________________

Какому этюду соответствуют данные стихи по настроению:

Ф Тютчев «Конь морской» _______________________________________

В. Гюго «Маргаритки» __________________________________________

ЭТЮДЫ ЛИСТА

Венгерский композитор и пианист –виртуоз Ференц Лист (1811-1886) не уставал напоминать своим ученикам: «Путь к сложному лежит через простое». К вершинам виртуозности сам Лист шел через этюды: этюды-упражнения, этюды по каприсам Паганини, «Этюды высшего исполнительского мастерства»

Этюд № 12 «Метель»

Музыкальный образ _______________________________________________

______________________________________________________________

________________________________________________________________

Д\з: Выучить определения жанров Прелюдия, Токката, Этюд.

СКЕРЦО. ЮМОРЕСКА

У человека бывает разное настроение: иногда ему грустно, иногда хочется пошутить, посмеяться, Шутка может быть добродушной, задиристой, насмешливой и даже злой.

И.С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты си минор

Юмореска (от слова юмор) – пьеса веселого, шутливого характера .

П. Чайковский «Юмореска»

Характер добрый и безобидный или задиристый и дразнящий?

Форма _________________________________________________________

Средний раздел _________________________________________________

СКЕРЦО (итал. –шутка) – произведение шутливого характера . Скерцо бывают юмористические, лирические, драматические, фантастические и зловещие.

П. Чайковский «Скерцо»

Какое это скерцо? ________________________________________________

Форма __________________ Средняя часть__________________________

СЕРЕНАДА. НОКТЮРН

СЕРЕНАДА (итал. – ясный, открытый, латин. – поздний вечер)

- пение или игра на музыкальном инструменте внчером или ночью под окном возлюбленной. Серенады распевались под аккомпанемент щипковых инструментов – лютни, мандолины, гитары. Серенады бывают вокальные и инструментальные.

Й. Гайдн Серенада

Вокальная или инструментальная?

Характер ______________________________________________________

Ф. Шуберт Серенада

Образ: грусть и волнение, радость и нежность.

Характер______________________________________________________

Вокальный или инструментальный вариант понравился больше?

_________________________________________________________________

Ф. Шопен Ноктюрн ми минор

Характер______________________________________________________

Образ__________________________________________________________

Э.Григ (1843-1907) – основоположник норвежской музыки, композитор, пианист, дирижер.

Э.Григ «Ноктюрн»

Характер __________________________________________________________

Образ__________________________________________________________

ЭКСПРОМТ. РАПСОДИЯ

ЭКСПРОМТ (фр.- наготове, лат. – готовый)- инструментальная пьеса импровизационного характера . Сочинить экспромт – значит мгновенно, без подготовки.

Классические образцы жанра экспромта представлены в творчестве Ф. Шуберта, ф. Шопена, Ф. Листа.

Франц Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор-романтик.

Написал 8 экспромтов в 1827 году.

Ф. Лист Рапсодия №2

Ваши фантазии____________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Иногда рапсодии представляют собой фантазию на темы другого композитора. Например, «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова.

ПЕСНЯ, РОМАНС

ПЕСНЯ жанр, в котором сочетаются слово и музыка . Мелодия выражает общее настроение текста, не выделяя детали. Строфа песни называется куплетом, который состоит из запева и припева.

Ваша любимая песня:

__________________________________________________________________

«Песенка о капитане» муз. И. Дунаевского, сл. Лебедева-Кумача

Характер_________________________________________________________

Форма____________________________________________________________

Основоположником классической песни стал австрийский композитор Франц Шуберт. Им написано более 600 песен.

Ф. Мендельсон Песня без слов «Весенняя»

Особенность сочинения_____________________________________________

РОМАНС – пьеса для голоса с инструментальным сопровождением. Исполнялись на испанском «романском» языке, относящемуся к группе романских языков. Термин романс возник в Испании в средние века и обозначал светскую песню. В России романсами можно считать российские песни на стихи Сумарокова, Ломоносова. Чем отличается романс от песни? В романсе более тесная связь музыки и поэтического текста, большая образность партии фортепиано.

Самостоятельная работа

Что такое песня? ________________________________________________

________________________________________________________________

Что такое романс?________________________________________________

________________________________________________________________

Чем отличается романс от песни ___________________________________

__________________________________________________________________

Определите жанр этих произведений:

1._______________________________________________________________

2_________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

КАНТАТА

КАНТАТА (итал. –петь) – вокально-симфоническое произведение для хора, солистов и оркестра . Составные части кантаты: арии, хоры, ансамбли и оркестровые эпизоды.

Первые кантаты возникли одновременно с оперой на рубеже 16-17 веков в Италии.

И.С. Бах создал классические образцы кантатного жанра. Им написано около 300 кантат. Светские и духовные кантаты.

И.С. БАХ «Кофейная кантата» для баса, тенора, сопрано и инструментального ансамбля (струнные, флейта, клавесин).

Ария Шлендриана (бас)

Характер _______________________________________________________

Ария Лизхен (сопрано)

Характер______________________________________________________

Инструментальное сопровождение флейта или клавесин? _________________

ОРАТОРИЯ

ОРАТОРИЯ (лат. – говорю, молю) – монументальное вокально-симфоническое произведение для хора, солистов и оркестра . Составные части: арии, речитатив, ансамбли, хоры, оркестровые эпизоды.

Жанр оратории возник в Италии на рубеже 16-17 веков. Классический тип оратории создал Г. Гендель (1685-1750). Всего Гендель написал 32 оратории.

Первая русская оратория «Минин и Пожарский» была написана в 1811 году

композитором С. Дегтяревым.

КРОССВОРД

Ю
М
О
Р
Е
С 7
К 8
А

1. Ночная музыка

2. Инструментальная пьеса импровизационного характера

3 Виртуозная пьеса для клавишных инструментов (в переводе удар)

4 Пение на открытом воздухе вечером или ночью

5 Вокальный жанр, где соединяются слово и музыка

6 Вокальный жанр, возникший в Испании в средние века

7 Жанр, обозначающий в переводе «шутка»

8 Вокально-инструментальный жанр для хора, солистов и оркестра

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК

1. СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:

(вписать соответствующий термин)

Мелодия

Мелодия – законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Строение мелодии похоже на строение речи. Мотивы объединяются во фразы, фразы в предложения.

Итальянская песня «Санта Лючия»

В каждой мелодии есть кульминация – высшая точка развития.

Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Д/З 1. Отметить в данной мелодии мотивы, фразы, предложения, кульминацию, каданс.

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ (греч. стройность, соразмерность) – аккорды и их последовательность. «Дело гармонии дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии», -писал М.И. Глинка.

Благодаря гармонии мелодия становится ярче и богаче по звучанию. Сравним мелодию и аккомпанемент в песне Франца Шуберта «Серенада»

Мелодия _____________________________________________________

Аккомпанемент ________________________________________________

Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер и настроение пьесы. Например, прелюдия До мажор И.С. Баха из 1 тома «Хорошо темперированного клавира»

______________________________________________________________

В этой прелюдии нет мелодии. Плавная смена разложенных аккордов создают настроение возвышенного покоя.

Д/З В пьесе по специальности показать мелодию и гармонию и дать им характеристику

ФАКТУРА

Фактура (музыкальный склад ) – способ изложения музыкального материала.

ВИДЫ ФАКТУР

1. Аккордовая (хоральная) фактура – движение всех голосов в одном ритме.

Роберт Шуман Хорал

__________________________________________________________________

2. Гомофонно-гармонический склад или фактура (гомо – равный, фоно – звук) вид многоголосия, при котором один из голосов главенствует, а остальные сопровождают его.

П. Чайковский Шарманщик поет

__________________________________________________________________

3. Полифонический склад или фактура – вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более голосов.

Среди затейливых старинных музыкальных ящиков самой популярной была шарманка. Ее встреча со слушателями обычно происходила так: «...Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто - сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки, и с ншпением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые...» (Л.Михеева).
В музыкальной истории всех народов звуки шарманки соотносятся с непростой судьбой ее владельца.
Каждый день под окошком он заводит шарманку. Монотонно и сонно он поет об одном.
Плачет старое небо, мочит дождь обезьянку.
Пожилую актрису с утомленным лицом...
А.Вертинский
Если вы выбрали для урока по описанию предмета пьесу П.И.Чайковского «Шарманщик поет», познакомьте учеников с историей шарманки.
Вот как рассказывает о ней искусствовед Л.Михеева дальше:
«Что же такое шарманка? Это небольшой переносной орган с механизированным звукоизвлечением. На его валиках записано несколько пьес, которые и начинают звучать, когда шарманщик крутит ручку.
Одной из первых пьес, исполненных на этом органчике, была французская песенка «Прекрасная Катрин». От нее и пошло название шарманки: «шарман» по- французски - «прекрасная». Но запись стиралась, шарманка начинала фальшивить, а ее бедный владелец, который жил на те жалкие гроши, что бросали ему слушатели, не мог купить новую. И постепенно слово «шарманка» стало ассоциироваться с фальшивым и однообразным звучанием.
Поэтому и сейчас, когда давным- давно шарманок нет и в помине, можно услышать укоризненное и сердитое; «Ну, опять свою шарманку завел!..»

В русской классике шарманщик со своим музыкальным ящиком появлялся довольно часто. О его судьбе писали А.Куприн, Д.Григорович, Н.Лесков.

Проводя подготовку к высказываниям детей о пьесе Чайковского, вы можете предложить им анализ таких литературных фрагментов.
«...За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку с щеглом, обученньм вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы - дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.
Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» - обе бывшие в моде лет тридцать - сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной - дискантовой - пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовито ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать...
...Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что- то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью... где- нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:
- Что, брат? Жалуешься?.. А ты терпи...
...Дедушка одной рукой непрерывно вертел ручку шарманки, извлекая из нее дребезжащий, кашляющий мотив...» (А.Куприн).

Порядок расположения пьес в Детском альбоме Чайковского имеет необычную историю. Складывается впечатление, что композитор испугался собственного замысла. Уже в пером издании изменен порядок пьес в сравнении с автографом. Изменения коснулись пьес философского характера. В цикле написанном для детей, затрагиваются темы, присущие взрослому миру. История «Куклы» может быть решена и как трагедия — с гибелью главного героя, а может иметь счастливый финал. Но покупка новой куклы взамен погибшей — счастливый финал с весьма сомнительным воспитательным эффектом. Эта тема затрагивается в книге С.А. Айзенштадта «Детский альбом П.И. Чайковского».

«Поразительно велико различие в восприятии этого микроцикла в традиционной последовательности и в последовательности автографа. Кажется, что с давно известных образов снимается оболочка, приоткрывается сокровенное… В варианте автографа исключительно ярко ощущение эфемерности, эфемерности, невесомой хрупкости проносящихся вальсовых мотивов «Новой куклы» (существенно, что эта пьеса — самая короткая по продолжительности в «Детском альбоме»). Гораздо яснее выступает возвышенная печаль элегии, скромно названной «Болезнь куклы». Точку ставит не радостная пьеса (что в варианте публикации как бы говорит о несерьезности, преходящем характере детских горестей), а мрачный траурный марш.

Тональные связи цикла — сильный инструмент расшифровки скрытых смыслов заложенных композитором. Но маленьких детей достаточно сложно заинтересовать теоретическими знаниями. Содержание цикла эффективнее донести не переводя на вербальный язык. Детям ближе язык эмоции и образов.
Мостом, соединяющим мир музыкальных образов и мир детских эмоций может стать цвет. Цвето-тональные соответствия предложенные Элькиным, не могут быть однозначно применимы к любому музыкальному стилю. Но творчество Чайковского вполне адекватно соотносится с предложенной схемой.
Я предлагаю на своих уроках разыгрывать свою «Истории игрушки», выстраивая сюжетные повороты в согласовании с цветовыми «кодом».

Племянник П.И. Чайковского В.Л.Давыдов

Последовательность пьес в нашей истории предполагает музыкально терапевтический эффект. Используя инструменты сказкотерапии мы проживаем день наполненный играми и впечатлениями ребенка из дворянской семьи.

Первый микроцикл — 4 пьесы в ярких красках зеленого и желтого цветов. Соотношение тональностей тонико-доминантовое: Соль- мажор (Тоника) и Ре -мажор (Доминанта). Утренняя молитва и мама — тот духовный и душевный мир, интонации которого воспитывают любовь к родителям: и небесным и земным. Общая цвето-тональность Соль-мажор (зеленый) помогает услышать единство этих пьес.
Вторые две пьесы первого микроцикла «Игра в лошадки» и Марш деревянных солдатиков» контрастны по отношению к первым двум. Их объединяет общая моторика и цвето-тональность. В нашей истории на ретивых лошадках гарцуют деревянные солдатики — так устанавливается связь между пьесами написанными в одной тональности.

Прорыв в новую тональную сферу — к новым ярким тональным краскам — совершается в пьесе «Вальс». В ней представлен новый нежный образ героини нашего рассказа. Кружась в вихрях вальса в нашем герое пробуждаются романтическое чувство — неслучайно композиторы — романтика так любили бемольные тональности для выражения романтической мечты об идеальной любви. В тональности Чайковского еще только 3 бемоля — и его чувства не эфемерны как в ре-бемоль мажоре Шопена с 5 знаками. Потому и цвет тональности яркий и открытый — если красный ставят на первое место — это знак активной жизненной позиции.

Второй микроцикл уводит нас в сферу контрастов — как в образном, так и цветовом плане. Бемольные тональности пьес «Вальс» и «Новая кукла» — связанных тонико-доминантовым соотношением — соответствуют красному цвету по таблице Элькина. Вальс служит мостом соединяющим два микро — цикла. В нашей версии «истории игрушек» здесь происходит драматическая завязка сюжета. Деревянный солдатик, покружившись в вальсе с куклой, вскоре знакомится с «новой» куклой.
Болезнь «новой» куклы открывает драматические страницы нашей истории — минорная тональность и темные краски черного цвета. Тень пережитой драмы ложится на следующий танец — Мазурку — написанную в ре- миноре (коричневый цвет). Я намеренно пропускаю трагическую пьесу «Похороны куклы» оберегая нежный возраст моих слушателей.

Чтобы отвлечься от тяжелых переживаний наш герой «идет в народ», пытается погрузиться в народное веселье, народные музыку и танцы. Такой же выход Чайковский ищет и в своих симфонических полотнах: вспомним 4 симфонию с финальной темой написанной в форме вариаций на русскую народную песню «Во поле березка стояла».

Следующий микроцикл 3 русские темы: «Русская песня» , «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская». Цвето-тональные соответствия передают ощущение яркой энергии народной жизни:

Если представить, что наш герой решил исцелять себя музыкой и выбрал эту музыку, то расшифровав соответствующие цвета по «Ключевым программам цветовыбора» мы получим:

Ищет новое — и находит в путешествиях по разным странам. Следующий микроцикл посвящен песням и танцам разных стран.

Большое путешествие в юные годы в 19 веке считалось хорошим источником знаний: не только в качестве «сбора информации», а скорее как путь обретения философии жизни и познания себя. Наш герой начал свое путешествие с провинции Богемия, где зародился танец «Полька». Танец окрашен воспоминаниями о «Новой кукле», той, которой мы ее помним в ее прекрасном образе — обе пьесы написаны в одной цвето-тональности: си бемоль мажор — красный. Остальные пьесы этого микроцикла тоже овеяны воспоминаниями: все используемые тональности уже встречались и связаны с прошлым нашего героя:

«Нянина сказка» рассказанная на ночь возвращает нас на родину, в мир русских образов и интонаций.

Следующий микроцикл выстраивает в ряд образы русской культуры. Сказки о Бабе-яге по прежнему передаются из уст в уста, формируя защитные механизмы детской психики. Формируя таким образом, языком сказки, представление о мире, ребенок учился не бояться и доверять этому миру. Поэтому и «Сладкая греза» написана в тональности «Няниной сказки» — до-мажор.

Последние две пьесы менялись местами. Порядок этих пьес особенно важен, так как определяет финальную пьесу. В публикации финальной оказывается пьеса «В церкви» написанная в ми-миноре. Темный коричневый цвет напоминает нам о пережитых утратах и страхах, через которые прошел наш герой. В ми — миноре была написана «Мазурка» на которой лежала тень о только что пережитой «Болезни куклы». И пьеса «Баба-яга» тоже звучала в ми-миноре. Создается впечатление, что герой так и остался в кругу своих тяжелых переживаний, не найдя выхода из него.

Шарманщик

А вот светлая тональность Соль — мажор пьесы «Шарманщик поет», которая стоит финальной в автографе композитора, дает нам надежду на счастливое будущее. Сложный образ бедного уличного музыканта, представлен Чайковским увиденным детскими глазами. Детям неведомы тяготы жизни бродячего музыканта. Есть ли в песне Шарманщика из Детского альбома те интонации, которые слышны Цветаевой в ее стихотворении «Шарманка весной»?

Не осилить тоске леденца!
О великая жизни приманка!
На дворе без надежд, без конца
Заунывно играет шарманка.
ШАРМАНКА ВЕСНОЙ
Марина Цветаева

Это во многом зависит от интерпретации исполнителя. Одну и ту же интонацию исполнитель может трактовать по разному. И если в ниспадающих секундах мы слышим вздохи, но все-таки эта печаль не безысходная. Напротив, она наполнена светом мажорной тональности, которая открыла нам весь цикл распахнув окно и обратив взгляд к небу в «Утренней молитве».
Бесконечно повторяющееся мелодия напоминает нам о круге самой жизни и о ее весне — детстве.
В этой тональности только что пел нам «Жаворонок», символ чистоты и весеннего возрождения. Приведу польскую легенду об этой удивительной птичке:

Бог подбросил высоко вверх комочек земли, из которого и появилась на свет эта серая, как земля, птичка. Как почитаемую, «божью» птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пишу, а убивать считалось грехом. Жаворонок вынимал колючие тернии из тернового венца распятого Христа, пел, сочувствуя его мукам: «Страдает, страдает» (у поляков), ежедневно приносил вести о Нем Божьей Матери, утешал ее в горе и предсказывал воскресение Христово. За это он был взят на небеса и с тех пор неустанно славит Пресвятую Деву своим пением «Аве Мария». Летом высоко в небе жаворонок часами проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает вверх и идет на исповедь к самому Богу.

В этой же тональности — Соль мажор — написаны две пьесы духовного и душевного круга образов: «Утренняя молитва и «Мама». К этим образам отсылает нас наша тонально-цветовая память, напоминая о том стержне, на котором строилось воспитание личности в дворянских семьях.

© Мария Студеновская, 2010-2011. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Способности юного композитора проявились в раннем возрасте. Уже с 5 лет Чайковский свободно играл на фортепиано. А в восемь начал записывать свои первые музыкальные впечатления.

Мировую славу композитора и дирижера оставил после себя Петр Ильич Чайковский. Его жизнь полностью посвящена музицированию. Более 80 произведений написано композитором. Это оперы и балеты, симфонии и концерты для фортепиано, сюиты и струнные квартеты.

Ярким музыкальным языком обладает «Детский альбом» Чайковского. Содержаниецикла напоминает один день ребенка, с его играми и огорчениями. Фольклорность материла, удивительная мелодика сделали этот цикл востребованным и в наши дни.

Чайковский: «Детский альбом». История создания

Замысел композитора о написании детского цикла можно отнести к февралю 1878 года. Чайковский находился в заграничном путешествии. В одном из писем к знакомым он сообщает о желании создать небольшой сборник легких пьес для детского исполнения. По аналогии с «Альбомом для юношества» Шумана.

Опус был полностью окончен в мае 1878 года. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы. Глубину подтекста, сложный жизненный период скрыл под мелодичными интонациями Чайковский. «Детский альбом», история созданиякоторого связана с семьей сестры композитора, заслуживает того, чтобы называться шедевром...

Семья Давыдовых

Александра Ильинична, ее муж и дети всегда радовались приезду Чайковского в их дом. Село Каменка возле Киева - родовое поместье дворянской семьи Давыдовых. Сестра Чайковского, в замужестве Давыдова, с удовольствием принимала брата в этом большом, уютном доме.

Петр Ильич много времени уделял детям своей сестры. Он подолгу играл и гулял с ними. Умел рассказывать интересные истории о странах, в которых побывал. Со вниманием прислушивался к рассказам племянников о проведенном дне или разных событиях из их жизни.

Семь детей Александры Ильиничны наполняли поместье задорным смехом, веселыми играми. Под впечатлением от этой дружной семьи и был написан «Детский альбом». Он посвящен автором своему племяннику, Володе Давыдову.

«Детский альбом» Чайковского: содержание

Программное содержание цикла выстроено композитором в определенной последовательности. Искусствоведы логично делят опус на утро, день и вечер детского дня.

Игры, песни, танцы - просты и незатейливы пьесы Чайковского. «Детский альбом»по праву является источником вдохновения для детского творчества. Стихи, картины, в основе которых лежат миниатюры опуса, развивают детей. Позволяют интегрировать различные виды искусства, формируют целостное восприятие окружающего мира.

По неизвестной причине порядок миниатюр был изменен. Существуют отличия в рукописном варианте автора и печатном виде. Скорее всего, композитор, Чайковский Петр Ильич,не придал значения небольшим перестановкам. Поэтому «Детский альбом» печатается с изменениями до наших дней.

Непростой период жизни

В непростой жизненный период создавал Чайковский «Детский альбом». Все началось с его женитьбы на Антонине Милюковой. Она была студенткой консерватории и большой поклонницей композитора.

Их семейная жизнь не сложилась. Трудно сказать, почему. На этот счет есть разные версии. Известен факт, что Чайковский хотел покончить жизнь самоубийством в связи с этой неудачной женитьбой. Его нежелание жить именно с этой женщиной вынудило разорвать отношения.

Чайковский на полгода отправляется в заграничное путешествие. Именно там ему приходит мысль о написании альбома для детей. В работе и творчестве видел композитор выход из душевного кризиса.

Две версии «Детского альбома»

Существуют две версии трактовки «Детского альбома». Искусствоведы уверены, что трагичность некоторых миниатюр напрямую связана со сложными брачными отношениями автора.

Первая версия. Обычный день ребенка - с его играми, танцами, чтением книг и мечтательностью.

Вторая версия. Она символизирует человеческую жизнь. Пробуждение чувств и личности, размышления о религии и боге. и радость молодости сменяются первыми утратами, горем. Затем идут целые годы странствий по разным странам в желании восстановить Возвращение домой, размышления о смысле жизни и равноправии смерти. А в заключение - покаяние и подведение итогов, примирение с собой.

Номера «Детского альбома»

  1. «Утренняя молитва».
  2. «Зимнее утро».
  3. «Игра в лошадки».
  4. «Мама».
  5. «Марш деревянных солдатиков».
  6. «Болезнь куклы».
  7. «Похороны куклы».
  8. «Вальс».
  9. «Новая кукла».
  10. «Мазурка».
  11. «Русская песня».
  12. «Мужик на гармонике играет».
  13. «Камаринская».
  14. «Полька».
  15. «Итальянская песенка».
  16. «Старинная французская песенка».
  17. «Немецкая песенка».
  18. «Неаполитанская песенка».
  19. «Нянина сказка».
  20. «Баба-Яга».
  21. «Сладкая греза».
  22. «Песня жаворонка».
  23. «Шарманщик поет».
  24. «В церкви».

Утренний цикл

Утренний цикл состоит из пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама». Чайковский «Детский альбом»писал под впечатлением от своих многочисленных племянников. Их распорядок дня, игры и забавы он передал в своем сочинении.

«Утренняя молитва» . С нее начинался и заканчивался день взрослых и детей. В музыкальной пьесе композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской непосредственностью проникнута интонационная беседа ребенка с богом.

«Зимнее утро» . Встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.

«Игра в лошадки» . Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.

«Мама» . Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы. Душевные переживания находят свое отражение в гибкой интонации. Мелодичным голосоведением передает общение с мамой музыка. «Детский альбом» Чайковскогопроникнут богатыми нюансами гармонизации и детских переживаний.

Дневной цикл

Дневной цикл состоит из игр и развлечений, танцев и песен. Энергичные, полные веселья пьесы сменяются первыми детскими потерями и горем. «Детский альбом» Чайковского, содержание его дневного цикла в частности, имеет четкое подразделение на игры девочек и мальчиков, на песни разных стран и танцы.

«Марш деревянных солдатиков» . Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.

«Болезнь куклы» . Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными средствами. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами.

«Похороны куклы» . Первое детское горе всегда глубоко и значительно. Искренние переживания, слезы композитор рисует с уважением к трагедии и личности ребенка.

«Вальс» . Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передаетЧайковский. «Детский альбом» (вальс в особенности) наполнен легкими аккордами, напевной мелодией, которая увлекает в кружение танца.

«Новая кукла» . Радостью и счастьем проникнуто настроение миниатюры. Живой бег, взволнованное биение сердца передает музыка пьесы. Стремительная мелодия вобрала в себе целую гамму чувств - восторг, изумление, радость.

Песни и танцы

В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские песни и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты детей, их разговоры, прогулку в деревню. Различными по звучанию танцами чередуются песни Чайковского. «Детский альбом»передает всю непоседливость детского возраста.

«Мазурка». Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у русских композиторов. Шумными, живыми акцентами, ритмичностью проникнута мазурка. «Детский альбом» Чайковский задумывал как насыщенность внутренних переживаний и действий ребенка. Поэтому даже в подвижной мазурке прослушивается легкий переход на грусть и мечтательность.

«Русская песня» . Мелодия пьесы - обработка русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Ладовые изменения с мажора на минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применил их в своей обработке.

«Мужик на гармонике играет» . Эта пьеса - образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.

«Камаринская» . Это народная плясовая песня с вариациями. Чайковскому удалось точно передать звук волынки в басовом остинато, интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники.

«Полька» . Задорный чешский танец использовал в цикле Чайковский. Полька из «Детского альбома» легка, как бальный танец того времени. Грациозный мотив рисует девочку в нарядном платье и туфельках, которая танцует на носочках изящную польку.

Песни дальних стран

Этот раздел посвящен песням дальнего зарубежья. Колорит стран с легкостью передает композитор. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии, Турции и Швейцарии.

«Итальянская песенка» . В ней Чайковский точно передает аккомпанемент гитары или мандолины, столь любимых в Италии. Энергичная, игривая песенка напоминает вальс. Но в ней нет плавности танца, а есть южная оживленность и порывистость.

«Старинная французская песенка» . Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность была присуща средневековой Франции с ее менестрелями. Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную.

«Немецкая песенка» . Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются интонации йодля. Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп.

«Неаполитанская песенка» . Звучание слышится в этой пьесе. Неаполь - один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан.

Вечерний цикл

Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва.

«Нянина сказка» . Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки.

«Баба Яга» . Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра - настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.

«Сладкая греза» . И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.

«Песня жаворонка» . Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. А с ним - и пение жаворонка с его трелями и высоким регистром.

«Шарманщик поет» . Протяжные звуки движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.

«В церкви» . Начинает и заканчивает «Детский альбом» молитва. Такая арка обозначает подведение итогов дня (вечер) или настрой на хорошие поступки (утро). Во времена композитора обязательными были ежедневные молитвы. В них благодарили бога за проведенный день, просили милости и помощи в трудностях.

Цикл для детей

Чайковский Петр Ильич стал одним из первых русских композиторов, который написал цикл фортепианных пьес для детского исполнения. Это технически несложные пьесы, доступные пониманию ребенка. Цикл полностью состоит из занимательных музыкальных миниатюр.

Каждая пьеса представляет собой цельное произведение. Проигрывая миниатюры из цикла, ребенок решает разные художественно-исполнительские задачи. Плавность и напевность сменяются отрывистым маршем, минорность грусти - радостным мажором.

Из 24 пьес состоит«Детский альбом» Чайковского. Содержаниецикла передает простоту и насыщенность детской жизни. Огорчение, веселье, игры, забавные танцы выстроены композитором в сюжетную линию.

Сотрудничество и творчество

В музыкальных школах, кружках вот уже более ста лет звучат пьесы Чайковского. Различие их интерпретаций зависит от музыкального образа, который вкладывает в миниатюры тот или иной исполнитель.

Яркая драматургия альбома позволяет сотрудничать с композитором. После прослушивания опуса дети создают картины, стихи, пьесы собственного сочинения. Творческий процесс позволяет полностью погрузиться в эмоционально-музыкальную интерпретацию «Детского альбома».

Шарманка

Многие из нас в детстве с увлечением читали произведение замечательного французского писателя Г. Мало «Без семьи». История, которая наверняка никого не могла оставить равнодушным. В этом трогательном повествовании героям, находящимся в нелегких жизненных ситуациях, помогал выживать один интересный предмет, механический музыкальный инструмент – шарманка. Чтобы играть на ней, не нужно было учиться и даже знать нот, крути ручку - мелодия звучит.

В настоящее время шарманка - это уже диковина. Мы слушаем музыку с цифровых носителей, которым предшествовали проигрыватели и магнитофоны, а еще раньше - граммофоны и патефоны. Прародительницей всей этой техники и являлась шарманка, в прежние времена бывшая настолько популярной, что многие великие поэты посвящали ей свои стихи.

Звук шарманки создается с помощью труб, размещающихся в акустическом корпусе. Очень важным элементом в инструменте является валик, со встроенными в него шпильками. Шпильки размещены в определенном порядке, соответствующем мелодии, которую мы хотим услышать. Если шпильки переставить, то музыка получается совсем иная. Инструмент начинает звучать при повороте ручки шарманки, которая приходит в движение довольно не простой механизм.

Фото :

Интересные факты

  • В каждой стране шарманка имеет свое название. В Германии - Leierkasten, в Англии - Barrel organ, во Франции - orgue de barbarie, в Испании – organillo, а Италии – organistro, в Болгарии – латерна, в Венгрии – kintorna.
  • Французский «король-солнце» Людовик XIV первым из монархов оценил шарманку и ввел моду на инструмент.
  • Многие великие русские поэты, среди которых А. Вертинский, А. Фет, П. Антокольский О. Мандельштам, И. Анненский, Л. Семенов, М. Цветаева, В. Брюсов, Б. Окуджава, посвящали шарманке свои стихи.


  • Музыкальный инструмент шарманка очень часто встречается в детской литературе, например в сказках Х.К. Андерсена «Свинопас», К. Коллоди «Пиноккио», А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», в произведениях А. Куприна «Белый пудель». О.Ф. Уолтон «Старая шарманка Кристи», Г. Мало «Без семьи».
  • Во всем мире к инструменту относятся с большим почтением. Во многих европейских странах, таких как Швейцария, Франция, Финляндия, Венгрия, Эстония, Германия, Чехия регулярно проходят международные фестивали шарманщиков. Наиболее массовое празднество, которое собирает не одну сотню исполнителей, проводится ежегодно обычно в июле в Берлине, столице Германии. Впечатляющее шествие шарманщиков одетых в старинные костюмы, проходит по знаменитому бульвару Курфюрстендамм привлекает внимание и вызывает живой интерес не только жителей столицы, но и гостей города.
  • В Бразилии под звуки шарманки даже танцевали танго.
  • В Дании до сих пор считается, если шарманщика пригласить на свадьбу, то молодожены всю жизнь будут счастливы.
  • В столице Австрии Вене звук шарманки всегда можно услышать на площади Святого Стефана около главного городского собора.
  • В Праге шарманщиков всегда можно встретить у главных исторических достопримечательностей города - Карлова моста и Староместской площади.
  • В Австралии ежегодно проводятся много самых разнообразных, иногда весьма эксцентричных и чудаковатых парадов и фестивалей. Они, как правило, яркие и интересные нередко сопровождаются звуками шарманок.
  • Памятники шарманке и шарманщикам можно встретить в разных городах по всему миру: Москве (Россия), Санкт - Петербурге (Россия), Киеве (Украина), Гомеле (Белоруссия), Берлине (Германия), Ньюпорт (США).
  • В русском языке бытует выражение «завести шарманку», означает надоедливо говорить об одном и том же.
  • В настоящее время шарманка пользуется большой популярностью в виде детской игрушки, развивающей мышцы и пальчиковую моторику ребенка, а также имеющий успокоительный эффект.
  • Шарманкой радиолюбителями называется радиопередающее устройство собственного изготовления.

Конструкция


Конструкция шарманки не так проста, как может показаться. Она состоит из рукоятки, которая называется воротом, меховой камеры, штырька, звукового валика, шпилек, рычагов, тростей, клапанов и труб.
Рукоятка шарманки заставляет двигаться штырек и звуковой валик. При помощи штырька воздух закачивается в меховую камеру, находящуюся в нижней части инструмента. На звуковом валике находятся шпильки, при соприкосновении с которыми рычаги поднимаются и опускаются. Рычаги в свой черед заставляют двигаться трости, открывающие и закрывающие клапаны, контролирующие воздушный поток в трубы, воспроизводящие звук.

История

Шарманка в свое время была настолько популярна, что несколько государств Европы: Франция, Голландия, Швейцария и Италия до сих пор спорят и ищут доказательства того, в какой стране шарманка впервые появилась на свет. Однако история инструмента теряется в древних веках. О применении кулачковых устройств, которые служат для образования звука в шарманке, было известно еще с античных времен. Уже тогда их использовали в конструкциях различного рода развлекательных механизмах. Например, в Древней Греции были театры, представляющие самодвижущиеся фигурки, которые назывались андроидами и передвигались под сопровождение звуков, извлекаемых механическим способом. А известный китайский философ Конфуций, живший в VI столетии до нашей эры, целую неделю, не прерываясь, слушал звучание мелодий, извлекаемых из устройства, называемого «ребрами тигра» и состоящего из пластин, издающих звуки разной высоты. Возможно, этот музыкальный механизм и был прародителем шарманки. И даже пневматический орган, изобретенный в III веке до рождества Христова знаменитым древнегреческим изобретателем Ктезибием, имел косвенное отношение к появлению шарманки.

В эпоху Возрождения механизмы для извлечения звука продолжали совершенствоваться и для утехи знати уже создавались механические музыкальные инструменты, воспроизводящие мелодии: шарманки, музыкальные шкатулки и табакерки.

Первым инструментом, сохранившимся и дошедшим до нас, был примитивный экземпляр, созданный во Франции в XVII веке. Он мог воспроизводить только одну мелодию и служил для обучения певчих птичек, поэтому и назывался «птичьим органчиком». Шарманку очень быстро взяли на вооружение бродячие артисты, ведь на ней можно было исполнять мелодии даже не зная ни одной ноты, просто нужно было крутить ручку инструмента. Например, жители Савойи, области, находящейся на юго–востоке Франции у подножья Альп, в голодные времена отпускали детей самостоятельно зарабатывать на пропитание. Дети, путешествуя по большим городам, под звуки шарманки с участием их четвероногих питомцем – сурков, устраивали различные уличные представления. Под впечатлением одного из таких выступлений появилась знаменитая во всем мире песня «Сурок» на стихи знаменитого немецкого поэта И.В. Гете и музыку Л.В. Бетховена .

Инструмент, очень полюбившийся народу, постоянно эволюционировал. Мастера из разных стран постоянно усовершенствовали его. Итальянец Д. Барбьери, француз Ж. Вакансон и швейцарец А. Фавр – это механики и изобретатели, которые внесли в конструкцию шарманки очень значительные изменения. Инструмент стал маленьким механическим органом без клавиатуры – ящиком, в котором рядами располагались звуковые трубки, мех и валик с небольшими выступами - шпильками. На шарманке можно было уже исполнять не одну мелодию как раньше, а шесть или восемь и даже больше, так как валик можно было снимать самостоятельно, тем самым изменять репертуар инструмента. Сфера применения шарманки значительно расширилась. Например, в английских церквях её использовали для озвучивания гимнов и псалмов.

В России инструмент появился из Польши в конце XVIII века и в короткий срок был освоен странствующими музыкантами, а также артистами цирка шапито. Мелодией, впервые услышанной россиянами в исполнении шарманки была мелодия песенки, которая по-французски называлась «Сharmant Katarina». Существует версия, что именно от этого названия в нашей стране инструмент и получил такое необычное имя – шарманка, иногда его также называли «катаринка». Рассматривается и другой вариант происхождения наименования инструмента. Возможно, изначально его называли ширманка, от слова ширма, так как исполнители на инструменте во время своих выступлений часто объединялись с кукольниками, которые во время представлений работали за ширмой.

Благодаря шарманщикам популярность инструмента в России росла очень быстро. Зарабатывая на пропитание, бродячие музыканты иногда в сопровождении детей - сирот, поющих жалостными голосами, ходили по дворам домов. Шарманщики в своих выступлениях задействовали также маленьких обезьянок, которые под звуки шарманки строили рожицы, кувыркались и даже кружились, танцуя, а также больших попугаев. Птицы вытаскивали из коробки свернутые бумажки, на которых были написаны предсказания будущего.

Шарманка, будучи очень востребованной, постоянно модифицировалась. На рубеже 19 и 20-х веков было создано несколько разных типов инструмента. Валики были заменены лентами с отверстиями, каждое из которых соответствовало определенному звуку. Это значительно увеличивало возможности инструмента и записи на нем не только популярных песен и танцев, но даже отрывков из опер. Такие инструменты получили название аристоны. Уже в таком в таком виде шарманки просуществовали до 30-х годов прошлого столетия, а после появления более совершенных средств воспроизведения звуков: патефонов, граммофонов, электропроигрывателей, магнитофонов, были совсем вытеснены и ушли в прошлое.

В нынешнее время шарманка является диковинкой, которую чаще можно увидеть в музее, чем услышать ее звучание на улице. Правда, жители Парижа, Вены, Берлина, Амстердама и некоторых других городов мира все еще помнят о ней, ведь там по-прежнему можно встретить одиноко играющих шарманщиков. И отдавая дань шарманке, которая прошла испытания временем, постоянно устраиваются различные праздники и фестивали с участием старинного инструмента, сегодня значительно усовершенствованного.

Видео: слушать шарманку