Какой опыт жизни стоит за плечами флягина. Путь духовного восхождения Ивана Флягина в повести «очарованный странник»

Русский писатель XIX века Н. С. Лесков был знатоком русской патриархальной жизни. Его называли бытописателем за прекрасное знание психологии и нравов крестьянства, ремесленников и рабочих артелей, чиновников различных рангов, духовенства, интеллигенции и военных. Он прославился как оригинальный мастер русского языка и талантливый сатирик, обличающий несправедливость властей.

В 60-е годы XIX века, когда Лесков начинал свою творческую деятельность, перед писателями остро встал вопрос о создании положительного героя в произведениях. В отличие от подавляющего большинства авторов, положительные герои которых являлись революционно настроенными искателями свободы, Лесков не видел в революционере идеал для русского человека. Писатель создал свою разнообразную галерею положительных типов. Его положительные герои были из разных слоев общества, но неизменно наделены нравственным началом, цельностью души и характера. Персонажи Лескова были честными, стойкими, мужественными, а также религиозными и терпеливыми к жизненным невзгодам. Лесков верил, что нравственное самосовершенствование является единственным средством преодоления зла.

Герой повести «Очарованный странник» воплощает собой талантливость русского человека, его жизнелюбие, почитание родной земли. Судьба главного героя Ивана Северьяныча Флягина необычна. Он является символом бессмертия и могучей силы русского народа, которому и «смерть на роду не написана». О себе он рассказывает: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть». Писатель изображает Флягина как очарованного странника по русской земле.

Само появление Флягина на свет было Божьим чудом. Его вымолили родители, пообещав отдать монастырю. Герой знает и помнит об этом, во всем видит промысел Божий и в конце жизни оказывается в монастыре. Флягин отнюдь не святой, хотя и чувствует в себе иногда пророческий дар, с ним происходят настоящие чудеса. Иван грешен, как и все люди. Из-за него случайно погибает монах, он убивает татарского князя, толкает в воду Грушеньку, которую любит. Он скитается по земле и, когда ему некуда было деться, попадает в монастырь. Флягин борется с дьявольскими искушениями, он всеми силами жаждет сразиться и «помереть за народ», совершить подвиг.

Описывая внешний вид своего героя, Лесков сравнивает его с былинным богатырем: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь… он был в полном смысле богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Иван ищет свое место в жизни, пытается найти равновесие между стихийной силой своей личности и законами общества.

Писатель видел глубокий смысл в русском странничестве. Мотив дороги, пути имеет для него большое значение. Каждое новое место жительства Флягина - это еще один этап нравственного развития души героя. Живя в господском доме, Иван спасает семью хозяев от смерти, когда повозка с людьми чуть не срывается в пропасть. При этом он не ждет благодарности, не думает, что совершил подвиг. Позже Иван служит нянькой, с любовью и состраданием воспитывая чужую девочку. Здесь он получает опыт общения с душой другого человека, учится милосердию и доброте. Далее по воле судьбы девять лет Флягин проводит в плену у татар. Самым тоскливым для него здесь был однообразный степной пейзаж, сводящие с ума сплошные ковыли, простирающиеся до горизонта. Иван не может понять жизни татар, тоскует по родине, думает о побеге.

Возвратившись на родину, Иван чуть не пропал от пьянства, но от этой беды его спасает высокая, чистая любовь к цыганке Грушеньке. Герой полностью перерождается, отдавая все любимой женщине. После смерти Груши Флягин опять пускается в путь, чтобы искупить грех. Вместо незнакомого человека он идет в солдаты, пожалев его престарелых родителей. На войне он совершает подвиг, но все еще считает себя «великим грешником».

Лесков заканчивает повесть о жизни Ивана Флягина, когда тот, оказавшись в монастыре, все еще хочет пойти на войну и умереть за народ. Писатель создал обобщенный образ русского национального характера. Герой понял, что смысл жизни - отдавать себя другим людям, быть полезным народу и стране.

Приветствие, проверка готовности к уроку, запись в тетрадь числа и темы урока. -Какой сегодня урок по данной теме? -Закончили мы изучать жизнь и поступки Ивана Флягина? -Значит, какова цель 3-го урока? -А для чего нам нужно исследовать жизнь героя? План урока. 1.Как раскрывается характер Флягина в повести: 1) служба в няньках; 2) в плену у татар; 3)испытание любовью как высшая проверка его человечности; 4)дальнейшие испытания героя жизнью: 15 лет службы на Кавказе под именем Петра Сердюка; в Петербурге в артистах; в монастыре; финал – снова в пути. 2.Вывод: Каковы основные черты русского национального характера Ивана Северьяновича Флягина? Д/з: подготовиться к тесту по повести, написать мини-сочинение на одну из тем: «В чем очарование Ивана Флягина?», «Русский национальный характер Ивана Флягина.», «Флягин - грешник или праведник?» Индив-но: составить тест из 15 вопросов. -На прошлом уроке мы выяснили, что Иван – сын « моленный и обещанный», что это значит? -Какой девиз выткан у него на пояске? -Флягин много раз в повести рассказывает свою историю и писарю, и барину, и русским миссионерам в татарском плену, и отцу Илье на исповеди, и полковнику на Кавказе, и лекарю в монастыре. Зачем он это делал? (Заново переживает жизнь, связывает разрозненные куски, уясняет для себя смысл собст. бытия.) -Что узнали о происхождении, даре героя? (Крепостной, дар – насквозь видеть коня) -О каких двух поступках юности вспоминает Флягин? (Убийство монашка и спасение господ) - Давайте послушаем эти истории, так как они в дальнейшем не раз будут влиять на жизнь Флягина Пересказ 1-го эпизода «Смерть монашка». - Осознал ли Флягин, что совершил? Испытывает угрызения совести? (Нет, смерть монашка воспринимает как досадное недоразумение). Пересказ эпизода «Спасение семьи графа». - Как можно расценить этот поступок? (Как благородный. Но воспринимается как должное, гармонь дарят, обещают вспомнить. И вспомнят, отблагодарят: не единожды высекут.) - А теперь давайте исследуем несколько эпизодов из жизни героя с целью выявить, какие черты характера проявились у Флягина. Для этого разделимся на три группы. Каждая группа получит карточку с заданием и в течение 10 минут поработает, а потом расскажет. Что сделано. 1-й эпизод – Служба Флягина в няньках; 2-й эпизод – Флягин у татар в плену; 3-й эпизод: испытание Флягина любовью (Задания смотри в приложении к уроку) Пока ученики работают в группах, у доски 2 ученика записывают уже изученные черты характера героя ФИЗКУЛЬТМИНУТКА! Проверка на нравственность в повести идет постоянно. В истории с Грушей он берет на себя всю полноту ответственно-сти за грехи чужого человека, губящего собственную душу. Иначе Груша убила бы себя и еще не рожденного ребенка. Любовь героя беззаветная, чувство чистое и великое, потому что оно свободно от себялюбия и собственничества. После смерти Груши он думает не о себе, а о ее душе: «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее отстрадать и из ада ее выручить. После смерти Груши – опять дорога, но это дорога к людям, к встрече с ними уже на новых основаниях.Он уже «зачеркнул» себя и живет с этого момента для других, за других, обретает родство с убитыми горем старичками и идет служить под именем их сына Петра Сердюкова, т.е. меняется судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел. И опять герой не размышляет, действует по велению сердца и не считает это жертвой. Просится на Кавказ, так как там, говорит он, «могу скорее за веру умереть». 15 лет прослужит на Кавказе, все происходит как в сказке: и не убили, и в офицеры произвели, и наградили Георгиевским крестом за храбрость. Изменилась нравственная самооценка. В исповеди полковнику он так оценит свою жизнь: «Большой грешник… я на своем веку много неповинных душ погубил». Он уже осознает свою ответственность перед другими людьми. Через страдания герой постигает смысл своей жизни. -После службы полковник дает ему рекомендательное письмо в Петербург. Что ждет его в Петербурге? (Принадл-ть к привилегированному сословию не способствует карьере, не дает вернуться к привычному делу – быть кучером. Герой идет в артисты). - Куда же, наконец, попадает Иван Северьяныч? (В монастырь) -Чье пророчество сбылось? -Почему же монастырь не оказался последней пристанью, а стал этапом нового пути? (Дух его не успокоился, внутренний голос говорит ему: «ополчайся»…) - О чем мечтает герой, уходя из монастыря? Прочтите текст в последней главе со слов: «Я, в ожидании невозможного исполнения…» и найдите строки в которых выражается его переживание(«Исполнился страха за народ русский и начал молиться… все я о родине плакал…»; « Умереть за народ хочется» - былинная мечта.) -Каков же он, герой Лескова? Какие черты русского национального характера отразились в Иване Флягине? (Мягкий, добрый, правдивый, честный, бескорыстный – что в меркантильный век выглядит как глупость, живущий интересами других, ради других и за других, умеет чувствовать красоту, отзывчив на чужое горе, человек высоко духовный – готов умереть за народ. - Чему учит нас повестью Лесков? -Какие черты характера героя хочется вам развить в себе?

1873г. С точки рения жанра – рассказ-эпопея. Внешне-авантюрная повесть, цепь приключений. Этот мотив странничества связан с осмыслением жизни. Истинный сюжет – внутренний психологизм.

«Очарованный странник » - повесть со сказовой формой пoвecтвoвания. Форма сказа - устной речи от первого лица - необходима автору для создания образа героя-рассказчика. Таким образом, в произведении несколько стилистических пластов, отличающихся друг от друга, и сказ - не единственная форма повествования, хотя и преобладающая. Она является средством выражения характера главного героя.

Вместе с тем сказовая форма определяет сюжет и композицию произведения. «Очарованный странник» является хроникой жизни одного героя, где нет центрального события, к которому стягивались бы все остальные, но где разнообразные эпизоды свободно следуют друг за другом. Создание подобной повествовательной формы носило для Лескова принципиальный характер. Он замечал, что форма романа искусственна и неестественна, она требует закругления фабулы и сосредоточения повествования вокpyг главного центра, а в жизни так не бывает: судьба человека как развивающаяся лента, и изображать ее нужно именно так. Многими критиками не была принята подобная сюжетно- композиционная структура лесковского текста. Критик Н. К. Михайловский.

Вступление к повести является экспозицией, в которой читатель с помощью повествователя знакомится с местом действия и с героями. Основная часть - pacсказ Ивана Флягина о своей жизни. Таким образом, композиция представляет собой рассказ в рассказе.

В очарованном страннике как ни в дном другом произведении Лесковы, высвечено затейливое мироотношение, свойственно русском человеку. Под иконической одеждой повествователя, Ивана Флягина напоминающего собеседникам легендарного русского богатыря, дедушку Илью Муромца, скрывается могучая жизнеутверждающая натура дерзновенного скитальца, всю вою жизнь самовластно испытывающего свою судьбу, с Божией помощью преодолевающего свое самовластии, смиряющего свою гордыню, но нисколько не потерявшего при этом чувства собственного достоинства душевной широты и отзывчивости.

Сама фигура странника связана с художественной традицией русского фольклора и древней литературы, с образами калик перехожих, искателей счастливой доли, Да и поэтика повести в значительной степени восходит к хождениям, одному из наиболее распространенных жанров древнерусской литературы. Повествование в них велось, как правило, от первого лица и представляло монологическое неторопливое, величавое и в то же время пристрастное описание путешествия, в котором окружающие получает глубокое личное и заинтересованное суждении.

Такова и необыкновенная жизнь Флягина, его скитания по градам и весям родной земли. Все это удивительно соответствует его деятельному, в чем-то дерзкому и одновременно мирному и доброму характеру Замечателен и весь облик чистосердечного героя: сила духа, богатырское озорства, неистребимая жизненная сила и широта его души, и отзывчивость к чужому горю. Лесков, однако, не идеализирует героя. Писатель отмечает проявление его дикости порывы анархического своеволия и в отрочестве, когда по озорству случайно убивает он лежащего на возу монашка, и в молодсоти, когда запарывает до смерти честном бою татарина Савакирея. От свои греховных дел герой постепенно очищается, достигая в своем отношении к жизни истинно народной мудрости.

Есть еще одна сторона странничества Флягин: оно для его лишь переход от одного бестия к другому пока не обретает успокоение в том, что было определено промыслом испытание судьбы. Испытание характеры и испытание души – вот триединством им преодолеваемое. Судьба приготовила ему, моленному и обещанному сыну Характер в тяжких испытания он укрепляет, сохраняя высоту человеческого достоинства и нигде не опускаясь до лицемерия, нескромности, бесчестия и бесстыдства, нигде не отрекаясь от глубинной веры, Простодушие и бескорыстие, великодушие и мужество, добросердечие и миролюбие, твердость и терпении составляют его неизменные черты.

В то же время испытание души, самое трудное испытания, приводит к достижению ранее отсутствующих качеств героя. О приобретая смирение, великую добродетель, которая связана с познанием свое греховности и не достоинства, своей немощи и ощущения Божия величия Ведь смирение, приходящее от самопознания, приближает человека к Богу, таким образом, вся жизнь Флягина становится осмысленной и душеполезной как освобождение через смирение и покаяние к спасению.

Он ощущает прекрасное, очарован красотою мира. Это очарование миром проявляется и в захватывающем его чувстве восхищения, для которого находятся такие пронзительные и непосредственные слова, И о чем бы они говорил, чем бы он ни восхищался, обнаженная душа его трепещет в живом слове.

Лесков изображает героя много пережившего, перестрадавшего и обретающего не только личной, но и огромный народно-исторический опыт в суждениях о мире. И поэтому далеко не случайны слова Ивана как бы подводящие итог его размышлениям о прожитой жизни: Мне за народ очень помереть хочется. И воистину, что может быть прекраснее, чем отжать жизнь свою за свой народ!

В повести Лескова, опубликованной в 1873 году, представлен необычный образ Ивана Флягина, русского странника, жизнеописание которого дается им самим в манере устного народного сказа просторечным, но удивительно поэтическим языком.

В то же время изложение событий жизни героя, его биография напоминает каноны жанра жития.

Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»

В произведении образ главного героя при внешней незатейливости и простоте неоднозначен и сложен. Автор, изучая глубинные слои русской души, ищет святость в поступках грешника, показывает нетерпеливого правдолюбца, который совершает немало ошибок, но, страдая и осмысливая содеянное, приходит на путь покаяния и истинной веры.

Ключевые слова, раскрывающие образ Ивана Флягина: глубоко верующий человек, некорыстная и простодушная натура, независимость и открытость, чувство собственного достоинства, исключительная физическая и духовная сила, знаток своего дела.

Портрет, характерные черты и описание главного героя

Внешности был примечательной: богатырского роста, смуглолицый, с густыми, вьющимися волосами с проседью, по-гусарски закрученными седыми усами, одет в монашеское одеяние. Его облик автор сравнивает с простодушным, добрым русским богатырем Ильей Муромцем с картины Верещагина. Герою шел пятьдесят третий год, и в миру его звали Иваном Северьяновичем Флягиным.

Жизненный путь Ивана

Впервые героя встречаем на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру на Валаам. Беседуя с попутчиками, он рассказывает историю своей непростой жизни. Краткая, но откровенная исповедь этого благообразного черноризца увлекает слушателей.

По происхождению герой принадлежал к крепостному званию, мать рано умерла, а отец служил на конюшне кучером, куда определяют и мальчика. Однажды он спас от гибели семью графа, рискуя своей жизнью. Чудом выжив, мальчик в награду просит гармонику.

Как-то, забавы ради, хлестнул Иван кнутом по задремавшему в телеге монаху, чтобы не загораживал дорогу, а тот спросонья свалился под колеса и погиб. Этот монах явился к нему во сне и объявил Ивану, что для матери он сын не только долгожданный и намоленный, но еще и обещанный Богу, потому нужно идти ему в монастырь.

Всю жизнь его это пророчество преследовало в неожиданных ситуациях. Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода.

За издевательство над кошкой, которая съела его голубят, ему назначили суровое наказание: дробить камни для садовых дорожек. Не вынеся издевательств и тягот, решает покончить с собой. Но жизнь ему спасает цыган, уговорив украсть лошадей и вместе с ним уехать на свободную жизнь. И Иван решился на это, до того ему было тягостно. Цыган обманул и обсчитал, и Иван, выправив себе фальшивые документы за нательный крест, идет в услужение в няньки к барину, которого бросила жена.

Там герой привязался к девочке, кормил козьим молоком, по совету лекаря стал носить ее на берег лимана и закапывать ее больные ножки в песок. Безутешная мать разыскала ребенка, и, рассказав Ивану свою историю, стала умолять отдать ей дочку. Но Иван был неумолим, упрекал ее за то, что христианский долг нарушила. Когда ее сожитель предлагает герою тысячу рублей, тот, говоря, что никогда не продавался, брезгливо плюет на деньги, бросает их военному в ноги и дерется с ним. Но, увидев бегущего с пистолетом хозяина, сам отдает ребенка и убегает с тем, кого только что бил.

Оставшись без документов и денег, опять попадает в переплет. На конских торгах видит, как татары бьются за коней, забивая нагайками друг друга, и хочет тоже попробовать свои силы. В поединке за коня, который был его лишь минуту, выстоял, но его соперник погибает. Татары его прячут и увозят с собой, спасая от полиции. Так Флягин попадает в плен к иноверцам, но в уме зреет план о побеге и однажды ему удается осуществить задуманное.

Вернувшись на родину, помогает мужикам покупать коней на ярмарках. И тогда, благодаря молве, берет его на службу князь. Наступила жизнь спокойная и сытая, только иногда от тоски срывается в загулы. И в последний выход сводит судьба с цыганкой Грушенькой, которая покорила его, и Флягин, как завороженный, бросил к ее ногам все деньги, что имел. Князь, узнав про Грушу, увлекшись ее красотой и пением, привозит в имение.

Иван искренне привязался к этой необыкновенной девушке, опекал ее. Но когда обедневший князь решил бросить надоевшую возлюбленную ради выгодной женитьбы, Иван, жалея обезумевшую от горя и ревности Грушу, умолявшую спасти ее от постыдной доли, сталкивает с обрыва в реку.

Мучась от содеянного, ища себе погибели, уезжает вместо другого рекрута воевать на Кавказ , где пробыл он более пятнадцати лет. За верную службу и храбрость был награжден Георгиевским крестом и пожалован офицерским чином. Получив от полковника рекомендательное письмо, устраивается в столице на должность справщика в адресный стол, но не по нему работа: скучная, безденежная. А в кучера уже не берут, его благородное положение не позволяет седокам его обругать или ударить. Пристроился в балаган, где не погнушались его благородством, играть демона. Но и там не задержался, подрался, защищая молоденькую актрису от домогательств.

Опять, оставшись без крова и пищи, решился уйти в монастырь. Приняв имя Измаил, исполнял свое послушание в монастырской конюшне, чем был весьма доволен, потому что не надобно все службы в церкви посещать. Но мается его верующая душа, что не по нему служение в храме, не может он даже свечку нормально поставить, весь подсвечник уронит. А то еще корову пришиб, случайно приняв за беса.

Не раз принимал наказание за свою нерадивость. И стал он пророчить войну, чтобы с верой за отечество постоять. Устав от этого чудного монаха, отправляет его игумен в паломничество на Соловки. Вот в пути на богомолье, встречает очарованный странник своих благодарных слушателей, которым поведал об этапах своего житейского пути.

Профессии в жизни Ивана Флягина

В детстве определяют мальчика в форейтеры помогать в управлении шестеркой лошадей, сидя на одной из первых. После побега из графской усадьбы с цыганами, служит в няньках. В плену у татар лечит людей и лошадей. Вернувшись из плена помогает выбирать коней на ярмарках, затем работает конэсером в услужении у князя.

После гибели Грушеньки уезжает на Кавказ под чужим именем, где служит пятнадцать лет солдатом и за храбрость производят его в офицеры. Вернувшись с войны, устраивается в адресную контору справщиком. Пытался уйти в кучера, но не взяли из-за офицерского звания. Из-за безденежья идет в актеры, но его выгоняют за драку. И тогда он уходит в монастырь.

Почему Флягин назван странником

Всю жизнь Иван странствовал, не довелось ему вести оседлый образ жизни, обрести семью и дом.

Он «вдохновенный бродяга» с младенческой душой, которого никто не гонит, он сам бежит в поисках счастья.

Но все его скитания были бесцельны, лишь уйдя в монастырь, он становится паломником, ездит на богомолье по святым местам.

Какие нелепые поступки совершает Флягин

Все его деяния продиктованы душевными порывами. Не раздумывая, часто совершает нелепые поступки. То убегает с офицером, с которым сначала дрался, не отдавая ребенка. То, когда чудятся ему бесы, сбрасывает свечи в церкви, корову случайно спросонья убивает.

Сколько времени провел Флягин в плену

Иван попадает в долгий десятилетний плен к степным кочевникам-татарам. Чтобы он не убежал, ему вшивают в разрезанные пятки конскую щетину, таким образом сделав калекой. Но называют другом, дают жен, чтобы те за ним ухаживали.

Но мается он, что не венчан, что дети его некрещеные, рвется на родину. Улучив момент, когда на кочевке остались только старики, женщины и дети, убегает.

Можно ли назвать Ивана Флягина праведником

Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни. Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?

Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью. Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.

Цитатная характеристика Флягина

Читая произведения Николая Семеновича Лескова, неизменно отмечаешь оригинальность и яркую самобытность этого писателя. Его язык и стиль совершенно неповторимы и удивительно гармонируют с сюжетом того или иного произведения. Столь же оригинальны его произведения и по содержанию.
Основная их тема – духовная жизнь страны и народа. Главным для писателя является исследование жизни России, размышления о ее прошлом и будущем. Но, в отличие от Островского, Некрасова и Толстого, Лесков основное внимание уделяет изображению судеб отдельных

Людей.
Герои его произведений – русские в полном смысле этого слова. Они настоящие богатыри, их судьбы неразрывно связаны с судьбой всего народа.
Таков Иван Северьяныч Флягин (“Очарованный странник”). Перед нами повесть о жизни простого человека, богатой приключениями и необычными ситуациями. Однако при более вдумчивом чтении за простым, бытовым повествованием можно рассмотреть глубокое исследование судьбы целого народа. Иван Северьяныч честен и беспристрастен в суждениях о себе. Поэтому читатель имеет возможность всесторонне оценить этого героя, его положительные и отрицательные качества.
Многое пришлось пережить Флягину: и барский гнев, и татарский плен, и неразделенную любовь, и войну. Но из всех испытаний выходит он с честью: не унижается перед господами, не покоряется супостатам, не дрожит перед смертью и всегда готов пожертвовать собой ради правды. Он никогда и ни при каких обстоятельствах не изменяет своим убеждениям, принципам и вере.
Иван Флягин – человек глубоко религиозный, и вера помогает ему оставаться самим собой. Ведь не принял он в плену мусульманскую веру, хотя этим мог значительно облегчить себе жизнь. Более того, Иван пытается бежать, терпит неудачу и снова совершает побег. Зачем он это делает? Ведь на родине его ждет не лучшая жизнь. Ответ Ивана Северьяныча прост: затосковал по родине, да и негоже русскому человеку жить среди “бусурман”, в неволе. Бог всегда живет незримо в душе “очарованного странника”.
И заканчивает свой путь Иван в монастыре послушником. Это единственное место, где он наконец обретает покой и благодать, хотя поначалу и повадились бесы искушать его: при виде людей в Иване Северьяныче “дух поднимался”, напоминая о былой неспокойной жизни.
Иван Северьяныч следует туда, куда гонит его судьба, и всецело отдается на волю случая. Ему не свойственно какое-либо планирование жизни. И это, считает Лесков, характерно для всего русского народа. Ивану Флягину чуждо всякое корыстное деяние, ложь и интриги. Он откровенно рассказывает о своих приключениях, ничего не утаивая и не скрашивая перед слушателями. Его, на первый взгляд, беспорядочная жизнь имеет особую логику – от судьбы никуда не деться. Иван Северьяныч корит себя за то, что сразу не пошел в монастырь, как было обещано матерью, а пытался найти лучшую долю, познав только одни страдания. Однако куда бы он ни стремился, где бы он ни был, перед ним всегда оказывалась черта, за которую он ни за что не смел переступить: он всегда чувствовал четкую грань между праведным и неправедным, между добром и злом, хотя некоторые поступки его иногда кажутся странными. Так, он убегает из плена, оставляет своих некрещеных детей и жен, ничуть не сожалея о них, бросает деньги князя под ноги цыганке, отдает порученного ему ребенка матери, отняв при этом его у отца, убивает брошенную и опозоренную женщину, которую любит. И более всего поражает в герое то, что даже в самых сложных ситуациях он не задумывается над тем, как надо поступить. Им руководит какое-то интуитивное нравственное чувство, которое его никогда не подводит. Лесков считал, что эта врожденная праведность – неотъемлемая черта русского национального характера.
Присуще русскому человеку и так называемое “расовое” сознание, которым в полной мере наделен Иван Флягин. Этим сознанием проникнуты все поступки героя. Пребывая в плену у татар, Иван ни на минуту не забывает, что он русский, и всей душой стремится на родину, наконец совершает побег. Никто и никогда не говорил ему, что нужно делать и как надо поступить. Иногда его поступки, казалось бы, совершенно алогичны: он вместо воли просит у барина гармонику, из-за каких-то птенцов рушит свою благополучную жизнь в помещичьем имении, добровольно идет в рекруты, пожалев несчастных стариков и т. п. Но поступки эти раскрывают перед читателем ту безграничную доброту, наивность и чистоту души странника, о которой он сам даже не подозревает и которая помогает ему с честью выходить из всех жизненных испытаний. Ведь душа русского человека, по глубокому убеждению Лескова, неисчерпаема и несокрушима.
Тогда в чем же причина несчастной судьбы русского человека? На этот вопрос писатель ответил, раскрыв причину трагической судьбы своего “очарованного странника”: не по предназначенному ему Богом пути следует русский человек, а, сбившись однажды, вновь найти дорогу не может. Еще в начале повести задавленный лошадьми монах предсказывает Ивану: “.будешь ты много раз погибать и не разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы”. И в этих словах воплощает писатель судьбу всей России и ее народа, которому суждено пережить множество горестей и бед, пока не найдет он свой единственный, праведный путь, ведущий к счастью.

  1. Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. В своих произведениях он неоднократно обращается к этой теме, раскрывая характер и душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят благородные...
  2. Вся жизнь Ивана была трудна: его и “подщетинивали”, и служил он за другого человека. По всей повести Лесков показывает, что Иван наивен, как младенец, но в тоже время его нельзя...
  3. Лесков с самого начала литературной деятельности сосредоточивает главное внимание на изучении народной жизни. Однако уже в ранних своих произведениях писатель не ограничивается изображением общего потока жизни народа, в котором теряется...
  4. Николай Семенович Лесков вошел в литературу как создатель сильных человеческих натур. “Леди Макбет Мценского уезда” (1864) – история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой. Выступив соперником автора “Грозы”, Лесков сумел...
  5. “Очарованный странник” вошел в задуманный уже после его создания цикл о праведниках, создававшийся Лесковым в восьмидесятых годах прошлого века. Идея этого цикла родилась в ходе спора с Писемским, который в...
  6. Тся от творчества других русских писателей XIX века. Лескова интересуют те же проблемы, которые интересовали его современников, он пытается ответить на те же вопросы. И тем не менее при жизни...
  7. В рассказе “Тупейный художник” не случайно сопоставляются два необычных художника, и развитие сюжета предваряется рассуждениями повествователя о самом понятии “художник”. “У нас многие думают, что “художники” – это только живописцы...
  8. Н. С. Лесков. “Очарованный странник” – рассказ-повествование Ивана Флягина о своей жизни и судьбе. Ему предначертано было стать монахом. Но другая сила – сила очарования жизни – заставляет его идти...
  9. Катерина Львовна Измайлова – сильная натура, неординарная личность, мещанка, пытающаяся бороться против поработившего ее мира собственности. Любовь превращает ее в страстную, пылкую натуру. В замужестве Катерина не видела счастья. Дни...
  10. Повествование произведения Н. Лескова Павлин начинается с описания острова Валаам. Произведение состоит из шестнадцати глав. В первой главе автор говорит, что этот остров – прибежище монахов. Повествование ведется от лица...
  11. Одним из наиболее интересных произведений Н. С. Лескова является сказ “Левша”, или “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”. За завесой иронии, даже некоторой нереальности описываемых событий писатель...
  12. Манеру письма Лескова литературоведы называют “коварной”. Читатель его произведений попадает на своеобразный перекресток различных смыслов, своего рода “семантическое распутье”, когда невозможно выбрать один вариант прочтения, но необходимо учитывать диапазон различных...
  13. Искусство должно и даже обязано сберечь сколь возможно все черты народной красоты. Лесков Повесть Лескова “Очарованный странник” была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения – жизнь...
  14. Главный герой рассказа – человек необразованный, не лишенный свойственных русским недостатков, в том числе дружбы с “зеленым змием”. Однако основное свойство Левши – необыкновенное, чудесное мастерство. Он утер нос “аглицким...
  15. Одна из тем, которая довольно часто встречается в творчестве Н. С.Лескова – это тема русского трудового человека, талантливого умельца, мастера с золотыми руками. Таков герой произведения Левша, тульский мастер, подковавший...
  16. ЛЕВША – герой рассказа Н. С.Лескова “Левша” (1881, первая публикация под названием “Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)”). Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют...
  17. К началу семидесятых годов, после явной неудачи романа “На ножах”, Н. С. Лесков оставляет этот жанр и стремится утвердить права того литературного рода, который стихийно складывался в его творчестве. С...
  18. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе “Левша” – это проблема невостребованности талантов русского народа. Лескова переполняют не только чувства любви и привязанности к своему народу, но и гордость за...