Караваджо медуза описание. Музейные открытия: Медузы - cicerone2007 — LiveJournal

Медуза Горгона,Караваджо,1597-1598гг. Галерея Уффици, Флоренция.Холст, натянутый на деревянный щит, масло. 60 ; 55 см(Кто видел оригинал,тот может подтвердить,картина на щите производит неизгладимое впечатление).

Заказ написать картину на сюжет Овидия на парадном щите художник получил от своего покровителя кардинала Франческо Мария Дель Монте, посланника Великого герцогства Тосканского при Папском дворе в Риме, который хотел преподнести щит в подарок великому герцогу Фердинанду I де Медичи.

Предположительно Караваджо создал «Медузу» в 1597-1598 годах, поскольку, согласно документам, 7 сентября 1598 года щит уже был вручен хранителю герцогского оружия Антонио Мария Бьянки, и с того момента он находился во Флоренции, а с 1601 года был выставлен в личной коллекции оружия герцога вместе с парадными рыцарскими доспехами, подаренными ему персидским шахом Аббасом Великим.

Подлинность первой версии, находящейся сейчас в частной коллекции, не была установлена вплоть до XXI века, пока не прошла экспертизу средствами рентгенофлуоресцентного анализа.

Была и еще одна загадка.
Генуэзский поэт Гаспаре Муртола, посетивший Рим в 1600 году, в одном из стихотворений описывает «Медузу» Караваджо, которую он мог видеть в его мастерской.

Однако в то время щит, подаренный великому герцогу Фердинандо, находился уже во Флоренции. Позже, в 1605 году, был сделан инвентарный список вещей художника, среди которых был щит, который он предположительно держал под матрасом, завернутым в одеяло. Возможно ли, что поэт Муртола видел еще одну, абсолютно идентичную работу Караваджо?

Загадка постепенно начала разрешаться, когда в начале 90-х годов в частной коллекции в Милане появился щит с изображением Медузы, меньший по размерам, чем тот, что хранится в Уффици, но в остальном совершенно идентичный работе Караваджо.

Находка сразу же привлекла к себе внимание историков искусства, хотя вначале многие сомневались в подлинности этой работы, предпочитая видеть в ней превосходную копию известного образа. Только профессор Эрманно Дзоффили настаивал на рентгеновском анализе «Медузы», чувствуя в ней руку Караваджо.

Вышедший недавно альбом на итальянском и английском языках под его редакцией «Первая Медуза Караваджо» рассказывает о проведенных за последние двадцать лет исследованиях, которые не только подтвердили принадлежность этой работы кисти Караваджо, но и то, что именно она была первым вариантом «Медузы», которую художник впоследствии сам повторил для подарка великому герцогу.

Рентгеновский анализ помогает понять, как Караваджо искал образ, передумывал, переделывал его, добиваясь наиболее совершенного исполнения.

Вначале был сделан предварительный рисунок углем, который художник много корректировал и менял его положение, приспосабливаясь к выпуклой поверхности щита.

Первоначально глаза находились ниже, рот был сдвинут влево, а нос доходил до положения нынешней верхней губы. Затем поверх рисунка Караваджо сделал первый этюд кисточкой, в котором черты лица и размеры образа очень отличались от первого варианта. Однако, в окончательной версии мастер вернулся к рисунку, сохранив размеры этюда и сделав черты Медузы более похожими на человеческие, а не на театральную маску.

В отличие от флорентийской «Медузы», эта работа подписана. Караваджо поставил свое имя красной краской: подпись сделана как бы кровью из потоков, хлещущих из отрубленной головы. Это напоминает подпись художника на картине «Обезглавливание св. Иоанна Крестителя», хранящейся в соборе Валлетты на острове Мальта.

Обезглавленные персонажи библейской или античной истории сопровождали Караваджо на протяжение всей его жизни. Многим из них он придавал собственные черты, и в первой «Медузе» (которую историки искусства называют «Медузой Муртола» в память о стихах генуэзского поэта) также угадываются черты художника, которые несколько смягчены во втором варианте, где просматривается слабое сходство с Филлиде Меландрони, моделью Караваджо.

Наконец-то с точностью установлено, что художник создал вначале более маленькую Медузу, которую впоследствии почти досконально повторил на большем по размерам щите, используя распространенные для того времени способы копирования через стекло или выпуклое зеркало.

Дэнис Мэхон считает, что, учитывая важность заказа, кардинал Дель Монте посоветовал Караваджо вначале сделать первый вариант, а уже потом приступать к основной работе.

Тогда как «большая» «Медуза», предназначавшаяся для коллекции Медичи, отправилась во Флоренцию, первая оставалась в Риме. Впоследствии она оказалась в собрании князей Колонна, покровителей Караваджо, которые помогли художнику бежать из города после убийства Рануччо Томмазони.

Эта работа, начиная с 2000 года, выставлялась в Милане, Дюссельдорфе и Вене, и можно не сомневаться, что в будущем ее смогут увидеть многие любители искусства.

(Из статьи Ирины Баранчеевой, Рим.06.04.2012)

Описание картины Инны Гусаковой.

"В свое время Леонардо да Винчи для рода Медичи изготовил щит с изображением Медузы Горгоны на нем. Долгие годы щит был талисманом рода, считалось, что щит помогал избежать неудач и врагов, но со временем он был утерян. И почти одновременно с потерей, Медичей стали преследовать беды и неудачи.

Кардинал дель Монте, чьим официальным художником был Караваджо, решил сделать подарок Фердинанду 1 Медичи и поручил мастеру изготовить такой щит. Караваджо нашел подходящий деревянный щит, и натянув на него холст, изобразил своего помощника и близкого друга Марио Миннити в образе отрубленной головы Медузы. С помощью кисти он решил запечатлеть на картине крик, исходящий из отрубленной головы. Вместо волос художник рисует извивающихся, яростно шипящих, злобных змей, которые пытаются броситься в рассыпную с поверхности щита. Караваджо добивается совершенно реалистичной картины.

Если внимательно посмотреть на картину, то голова выглядит утопленной в щит, как будто она находится не на выпуклом щите, а на вогнутой поверхности. Голова от боли и ужаса, захлебываясь в предсмертном крике,фонтанируя потоками крови, в судорогах тонет внутри щита. Караваджо удается передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертной агонии.

Художника часто упрекали в статичности его картин. Эта картина, не производящая никакого движения, на самом деле наполнена движением. Она живет, движется и звучит одновременно. Караваджо совершенно по- своему истолковывает известный миф и выдает революционное видение картины.
Сам он часто говорил, что ему знакомы все эти эмоции, и он часто переживает подобные состояния, поэтому и эта картина несет в себе личные переживания автора, как практически все его работы. Много было сказано лестных слов в адрес мастера, но лучше всех сказал поэт Джамбаттиста Марино: " Ты победил-злодейка пала, И на щите Медузы лик, Такого живопись не знала, Чтоб на холсте был слышен крик"

Рецензии

На сколько же был талантлив этот художник! Не понятно здесь одно: как при такой короткой жизни можно было столько натворить, чтобы еще оставалось время для драк, скандалов и всяких приключений! Столько последователей, да каких! А если бы он взял тогда тень в цвете, где бы он был?!

Медуза Горгона.1598-1599гг.Галерея Уффици.Флоренция.

Несколько слов об авторе картины.Жизнь Микеланджело Караваджо 1571-1610гг. Была полна приключений.Он очень любил азартные игры и часто вступал в драки.За что его и преследовали.В живописи он выступил,как смелый новатор.Его искуство было демократично и реалистично.

Герои Караваджо-это уличные торговцы,музыканты,простодушные щёголи,люди с улицы.Эти яркие персонажи,Залитые ярким светом,вплотную предвинуты к зрителю,изображены с подчёркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.Таким крайним случаем является история создания полотна "Воскрешение Лазаря".Как известно по библии,это произошло на третий день после погребения.

Чтобы достичь достоверности,Караваджо приказал двум нанятым работникам выкопать недавно захороненное тело и держать его,пока он рисует.Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать.Но Караваджо,пригрозив им ножом,заставил их продолжить держать труп,пока не закончил рисунок.

О КАРТИНЕ

Картину художнику заказал кардинал Франческо Мария дель Монте, собираясь преподнести её в качестве подарка (оригинального щита) Фердинанду, великому герцогу Тосканскому.

Легенды о Горгонах.

Горгоны, в греческой мифологии чудовища женского пола. Гомер в «Илиаде» повествует о том, что голова Горгоны находится на эгиде Зевса, а в «Одиссее» горгоны представлены, как страшилища подземного царства Аида.

Как у Гомера, так и у Еврипида, по рассказу которого Горгона рождена землей и убита богиней Афиной, речь идет об одной Горгоне; между тем у Гесиода их три, живущие за океаном на западе.

Позднейшие писатели (Геродот и другие) относят пребывание горгон в Ливии и сопредельных африканских землях.

Горгоны представляются в виде крылатых существ с несоразмерно большой головой, высунутым языком, оскаленными зубами и часто со змеями на голове или туловище.

Из них Медуза, которую по преимуществу и называют просто Горгоной, была самой ужасной. Она одна была смертна, отчего Персей и мог отрубить ей голову.

По версии, она была девушкой с красивыми волосами, и хотела состязаться с Афиной в красоте. И победила в этом импровизированном поединке, так как именно ее предпочел бог Посейдон. Посейдон овладел ею в храме Афины, куда Медуза бросилась в поисках защиты. Мстительная Афина не только не помогла ей, но и превратила её волосы в гидр. Посейдон соблазнил Медузу. Из ее крови, оплодотворенной Посейдоном (раньше смертоносного удара Персея), был рожден крылатый конь Пегас.

Джованни Лоренцо Бернини " Голова Медузы Горгоны"

Голова Медузы окаменяла всех, кто на неё смотрел или до неё дотрагивался.

Кровь,котороя текла из левой части головы, несла смерть,а из правой-оживляла людей.

Изобразительное искусство долгое время изображало её в отвратительном виде, но позднее, после Пиндара, у которого она представлена красивой, художники стали изображать ее прекрасной, хотя и внушающей ужас, обыкновенно — с крыльями над висками и змеями в волосах.

Внешне ужасное стращилище, изображаемое художниками в позднее средневековье и в эпоху возрождения, постепенно сменилось изображениями ужасного выражения красивого лица.

Многие художники и скульпторы запечатлели Медузу на своих картинах и скульптурах.Но лучшей работой считается Медуза Караваджо.

"Персей с головой Горгоны"Бенвенуто Челлини 1571-1610гг.

Рубенс.Голова Медузы Горгоны.1617-1618гг.

Согласно рационалистическому истолкованию,она была дочерью Форка и царствовала над народом у озера Тринодиды,водила ливийцев на войну,Но ночью была изменчески убита.

Карфагенский писатель Прокл называет её женщиной из ливийской пустыни.По другому толкованию,была гетерой,влюбилась в Персея и истратила свою молодость и состояние.

Много легенд о Горгоне Медузе.В славянских легендах она превратилась в деву с волосами в виде змей-девицу Горгонию.Также в славянских апокрифах-зверь Горгоний,охраняющий рай от людей после грехопадения.

В романе "Александрия"головой овладевает Александр Македонский.Этим объяснялись его многочисленные победы.

Голова Горгоны Медузы как эмблема.Например,остров Сицилия традиционно считается местом,где жили горгоны и была убита Медуза.Её изображение до сих пор украшает флаг этого региона.

Какое изображение Горгоны вам понравилсь больше Рубенса или Караваджо?

Найден первый вариант знаменитой работы Караваджо

В последнее время великому итальянскому художнику было приписано несколько картин при большем или меньшем скепсисе историков искусства. Однако ни одна из этих находок не может сравниться по своей значимости с атрибуцией Микеланджело Меризи да Караваджо еще одного варианта знаменитой «Медузы», который проливает свет на ранний период творчества мастера и на метод его работы.

Этот широко известный образ, написанный на холсте, натянутом на щит, находится в галерее Уффици во Флоренции. Сюжет для него Караваджо взял из «Метаморфоз» Овидия. Герой греческого эпоса Персей отрубил голову горгоне Медузе, глядя на ее отражение в медный шит, данный ему богиней Афиной, чтобы не окаменеть от ее страшного взгляда. Караваджо изобразил на холсте отрубленную голову Медузы в момент смерти: ее глаза и рот в ужасе открыты, а из шеи потоками хлещет кровь.

Этот сюжет часто повторялся в итальянской живописи и до и после Караваджо. Известно, что Леонардо да Винчи работал над картиной, вдохновленной тем же мифом, но она осталась незаконченной и впоследствии была утрачена. Не исключено, что свою «Медузу» Караваджо создавал в молчаливом соперничестве с Леонардо, пытаясь довести до совершенства то, что не удалось мастеру.

Заказ написать картину на сюжет Овидия на парадном щите художник получил от своего покровителя кардинала Франческо Мария Дель Монте, посланника Великого герцогства Тосканского при Папском дворе в Риме, который хотел преподнести щит в подарок великому герцогу Фердинанду I де Медичи.

Предположительно Караваджо создал «Медузу» в 1597-1598 годах, поскольку, согласно документам, 7 сентября 1598 года щит уже был вручен хранителю герцогского оружия Антонио Мария Бьянки, и с того момента он находился во Флоренции, а с 1601 года был выставлен в личной коллекции оружия герцога вместе с парадными рыцарскими доспехами, подаренными ему персидским шахом Аббасом Великим.

Научные исследования с помощью рентгена и инфракрасных лучей за прошедшие десятилетия позволили ученым проникнуть в тайны многих произведений искусства. Исследования «Медузы» из галереи Уффици, однако, не принесли никаких особых открытий.

Под слоем живописи, в отличие от других работ Караваджо, не было обнаружено подготовительных рисунков, и это удивляло. Казалось невозможным, что художник сразу же написал образ на выпуклой поверхности щита, сделав лишь минимальные исправления.

Была и еще одна загадка. Генуэзский поэт Гаспаре Муртола, посетивший Рим в 1600 году, в одном из стихотворений описывает «Медузу» Караваджо, которую он мог видеть в его мастерской. Однако в то время щит, подаренный великому герцогу Фердинандо, находился уже во Флоренции. Позже, в 1605 году, был сделан инвентарный список вещей художника, среди которых был щит, который он предположительно держал под матрасом, завернутым в одеяло. Возможно ли, что поэт Муртола видел еще одну, абсолютно идентичную работу Караваджо?

Загадка постепенно начала разрешаться, когда в начале 90-х годов в частной коллекции в Милане появился щит с изображением Медузы, меньший по размерам, чем тот, что хранится в Уффици, но в остальном совершенно идентичный работе Караваджо. Находка сразу же привлекла к себе внимание историков искусства, хотя вначале многие сомневались в подлинности этой работы, предпочитая видеть в ней превосходную копию известного образа. Только профессор Эрманно Дзоффили настаивал на рентгеновском анализе «Медузы», чувствуя в ней руку Караваджо.

Вышедший недавно альбом на итальянском и английском языках под его редакцией «Первая Медуза Караваджо» рассказывает о проведенных за последние двадцать лет исследованиях, которые не только подтвердили принадлежность этой работы кисти Караваджо, но и то, что именно она была первым вариантом «Медузы», которую художник впоследствии сам повторил для подарка великому герцогу.

Рентгеновский анализ помогает понять, как Караваджо искал образ, передумывал, переделывал его, добиваясь наиболее совершенного исполнения.

Вначале был сделан предварительный рисунок углем, который художник много корректировал и менял его положение, приспосабливаясь к выпуклой поверхности щита. Первоначально глаза находились ниже, рот был сдвинут влево, а нос доходил до положения нынешней верхней губы. Затем поверх рисунка Караваджо сделал первый этюд кисточкой, в котором черты лица и размеры образа очень отличались от первого варианта. Однако, в окончательной версии мастер вернулся к рисунку, сохранив размеры этюда и сделав черты Медузы более похожими на человеческие, а не на театральную маску.

В отличие от флорентийской «Медузы», эта работа подписана. Караваджо поставил свое имя красной краской: подпись сделана как бы кровью из потоков, хлещущих из отрубленной головы. Это напоминает подпись художника на картине «Обезглавливание св. Иоанна Крестителя», хранящейся в соборе Валлетты на острове Мальта. Обезглавленные персонажи библейской или античной истории сопровождали Караваджо на протяжение всей его жизни. Многим из них он придавал собственные черты, и в первой «Медузе» (которую историки искусства называют «Медузой Муртола» в память о стихах генуэзского поэта) также угадываются черты художника, которые несколько смягчены во втором варианте, где просматривается слабое сходство с Филлиде Меландрони, моделью Караваджо.

Наконец-то с точностью установлено, что художник создал вначале более маленькую Медузу, которую впоследствии почти досконально повторил на большем по размерам щите, используя распространенные для того времени способы копирования через стекло или выпуклое зеркало.

Дэнис Мэхон считает, что, учитывая важность заказа, кардинал Дель Монте посоветовал Караваджо вначале сделать первый вариант, а уже потом приступать к основной работе.

Тогда как «большая» «Медуза», предназначавшаяся для коллекции Медичи, отправилась во Флоренцию, первая оставалась в Риме. Впоследствии она оказалась в собрании князей Колонна, покровителей Караваджо, которые помогли художнику бежать из города после убийства Рануччо Томмазони. Эта работа, начиная с 2000 года, выставлялась в Милане, Дюссельдорфе и Вене, и можно не сомневаться, что в будущем ее смогут увидеть многие любители искусства.

Специально для Столетия


Миф о горгоне Медузе неисчерпаем по своему содержанию. Этот монстр являлся в кошмарных снах не одному поколению детей, воспитывавшихся на древнегреческих мифах. Ну еще бы: чудовище, покрытое чешуей, с огромными ручищами, стальными когтями, длинными острыми клыками, извивающимися змеями вместо волос и с ужасающим взглядом, превращающим в камень любого, кто осмелился посмотреть ему в глаза. Кто на самом деле был этот зловещий монстр, и можно ли себе представить, что Зло может породить Добро и, что Красота наказуема. В этом обзоре вы сможете найти ответы на эти и другие вопросы.

Горгона Медуза. Миф о происхождении зловещего чудовища


Однако горгона Медуза не всегда была хтоническим чудовищем. Если быть точнее - Медуса (от древнегреческого - «защитница, повелительница»). Согласно преданию древнегреческой мифологии Медуза была самой красивой из троих сестер - морских дев, родители которых были боги бурного моря и пучины. Прекрасная девушка с золотистыми длинными локонами вызывала восхищение у мужчин и губительную для нее самой зависть у женщин.


Сам бог моря Посейдон был очарован ею. Как-то пытаясь укрыться от его посягательств, Медуза спряталась в храме Афины, но хитрый владыка морей, обернувшись птицей, настиг девушку и насильно овладел ею. Богиня Афина, питавшая к ней неприязнь, страшно разгневалась и превратила красавицу в чудовищного монстра, покрытого толстой чешуей. По одной из версий древнего мифа лицо ее стало "широким и круглым, как львиная морда, с расширенными застывшими глазами, с густой гривой волос, вздыбленных и извивающихся, тысячами змей, с бычьими ушами, с разверстым ртом, где торчали страшные кабаньи клыки. Язык ее высовывался наружу и свисал на щетинистый подбородок".


Основная же версия гласит, что лицо у Горгоны было женским, с длинными клыками желтого цвета, страшными глазами, которые могли убить каждого одним лишь взглядом и волосами превратившимися в ядовитых змей.


Сестры Медузы, решив разделить ее судьбу, также превратились в горгон. А по иной версии сама Афина превратила их в чудовищ, у которых"вместо волос были змеи, а вместо зубов - клыки наподобие кабаньих; руки их были из бронзы, а крылья из золота. Глаза их злобно сверкали. И кто бы ни встретился с ними взглядом, бог или человек, он обращался в камень". Но в отличии от Медузы ее сестры они были бессмертны. Желая укрыться от людей, они отправились на "край земли", и местом их обитания стал затерянный в океане остров.


А среди людей стали ходить страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах и предания о том, что тот кто смог бы завладеть головой Медузы, тот получил бы священное звание «повелителя страха». Богиня Афина, так и не простившая Медузе ее неземной красоты, сподвигла на этот подвиг Персея - сына Данаи и Зевса, юношу горячего и честолюбивого. Стоило ей лишь слово молвить, и Персей опрометчиво заявил, что может добыть все: «Если нужно, то и голову Медузы горгоны».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219411024.jpg" alt="Персей убивает Медузу горгону." title="Персей убивает Медузу горгону." border="0" vspace="5">


Затем спрятав трофей в мешок, Персей скрылся от разъяренных сестер горгоны в шлеме-невидимке. А из пролитой крови Медузы появились на свет ее дети - красавец великан Хрисаор и знаменитый крылатый белоснежный конь Пегас, любимец муз и покровитель поэтов, которые были плодом ее связи с Посейдоном. Попавшие же в воды морей и океанов капли крови Медузы стали кораллами, а капли, упавшие на земли Ливии, превратились в ядовитых змей и гидр.


По дороге домой отважный Персей, используя отсеченную голову горгоны как грозное оружие, совершил немало подвигов. Он спас Андромеду, царскую дочь, отданную на съедение морскому чудовищу отвергнутым женихом. Спас свою мать от притязаний Полидекта, превратив его и всех его приверженцев в каменные статуи.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219412086.jpg" alt="Античная ваза. «Персей передает Афине голову Медузы горгоны»." title="Античная ваза. «Персей передает Афине голову Медузы горгоны»." border="0" vspace="5">


И это всего лишь одна из множества версий легенды о горгоне Медузе, несправедливо наказанной за свою красоту.

Горгона Медуза, воспетая поэтами, художниками, скульпторами

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219414317.jpg" alt="«Голова Медузы Горгоны». (1597-1598). Автор: Микеланджело Караваджо." title="«Голова Медузы Горгоны». (1597-1598).

Приобретенный в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски послужил для Караваджо основой для натяжки холста, на котором художник попытался передать на языке живописи невыразимое, то есть запечатлеть крик, вырывающийся изо рта отсеченной головы горогоны. Художнику удалось достичь поразительной иллюзии - посредством живописных приемов. Выпуклый щит он превратил в вогнутую поверхность, на которой отрубленная голова с искаженным от ужаса лицом и злобно шипящими змеями вместо волос, вопит от боли, источая потоки крови.

Ты победил - злодейка пала,
И на щите Медузы лик.
Такого живопись не знала,
Чтоб на холсте был слышен крик."

Голова горгоны Медузы".

Стремление художника напугать, шокировать и поразить современников своей работой, запечатлевшей отсеченную голову Медузы, достигло цели. Голова мифического чудовища, с живыми змеями вместо волос, лицом искаженным гримасой боли, глазами полными ужаса и страха перед смертью; пролитой кровью, из которой рождаются все новые и новые змеи, расползающиеся в разные стороны, потрясает зрителя до глубины души и вводит в оцепенение.


Голова Медузы как символ защитницы и повелительницы

В Древней Греции горгонейон, изображающий голову Медузы, превратился в популярный талисман, призванный оберегать от зла, а коралловые бусы стали служить как защитный оберег.


С веками голову Медузы перестали изображать так ужасно, и ее образ стал ассоциироваться с доброй богиней. А горгонейон превратился в обычный декоративный элемент, украшающий многие архитектурные памятники, возведенные на протяжении долгих столетий античности и средневековья.
жми .

Для меня поход в музей состоялся, если удалость открыть для себя что-то новое. Это может быть хорошо знакомая по репродукциям вещь, которая на самом деле выглядит совершенно иначе. А может быть произведение, которое только здесь и сейчас привлекло внимание и изменило твое представление о художнике.
Уффици не относится к моим любимым музеям. В нем трудно общаться с вещами, в нем всегда толпы людей. В этот музей идешь как на работу, и выходишь страшно уставшим. Фотографировать нельзя. Последнее понять можно – если разрешат туристам снимать себя любимых на фоне произведений, то и вовсе будет ужасно. Но выставки в Уффици делать умеют. И на выставках вещи раскрываются лучше, чем в экспозиции.
Открытием этого года в Уффици стала для меня «Медуза» Караваджо. Вживе ее раньше видеть не доводилось. С нее начиналась юбилейная выставка (Караваджо умер 400 лет назад), где были представлены работы флорентийских караваджистов. «Медуза» экспонировалась в отдельном зале. Она не висела, а лежала, поскольку ее устрашающий лик украшает реальный щит, выполненный для Фердинанда, великого герцога тосканского:

А дальше, на выставке, тему Медузы подхватывали сцены с другими отрубленными головами: Олоферна, Голиафа, Иоанна Крестителя, святых. К счастью, море крови слегка разбавлялось пирушками и традиционными религиозными сюжетами в исполнении караваджистов.

Картина Караваджо производит столь сильный эффект, поскольку мастер изображает миг, когда голова только что отлетела от тела. Хлещет кровь, шевелятся змеи, кажется, что еще слышен предсмертный крик.

Передача конкретного мгновения интересовала и Лоренцо Бернини, изваявшего голову Медузы в мраморе. Эту работу я рассматривала через день в Риме, в Капитолийских музеях:

Медуза Бернини еще жива, но словно предчувствует свою страшную судьбу. Нахмурен лоб, полуоткрыты губы. Как и у Караваджо, мы видим красивую женщину, лицо которой искажено страданием.

Очень похоже, что моделью для Медузы послужила возлюбленная скульптора – Констанция Буонарелли, чей портрет находится во флорентийском Барджелло:


http://www.wga.hu/art/b/bernini/gianlore/sculptur/1630/bonarell.jpg

В соседнем зале с Медузой Бернини находится знаменитая Капитолийская волчица. И это этрусское соседство невольно вызвало в памяти самый симпатичный мне со студенческих лет образ Медузы, которая была антефиксом храма в Вейях, а сейчас обитает на римской Вилле Джулия: