Картина три грации боттичелли. Высшая добродетель венеры

Мастерство флорентийских живописцев, их самоотдача и увлечённость делом давно стали образцом работы для современников. Но даже среди поклонников творчества былых лет трудно найти столь самобытного художника, каким был Сандро Боттичелли. "Весна" кисти этого живописца стала культовым полотном.

Возможно, феномен этой картины объясняется тем фактом, что Боттичелли в процессе работы руководствовался мотивами неоплатонической философии, что долго не могли оценить.

Кем был Боттичелли

Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения.

Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках. На самом деле это несколько противоречит истине. Но подробности пути мастера всегда интересовали последователей гораздо меньше, чем его творчество, глубина философии и, конечно, итальянская богиня Весна Боттичелли.

Биография

Начать следует с того, что Боттичелли - это псевдоним, а настоящее имя мастера - Филипепи. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Помимо Сандро в семье было ещё два его брата, занявшихся торговлей, и один, выбравший призванием ювелирное дело. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище - «botticelle» («бочонок»). Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио, и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello » - «серебряных дел мастер».

Карьера

В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи.

Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Ещё два года в учениках, и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. К числу его лучших картин за эти годы относят "Поклонение волхвов", где мастер изобразил семью Медичи в образах мудрецов Востока. А с правого края художник изобразил и себя. В период с 1475 по 1480 год появилась лучшая по мнению многих картина Сандро Боттичелли - "Весна". Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Возможно, близостью адресата картины объясняется необъяснимое спокойствие изображения, скрытая философия персонажей и теплота казалось бы холодных тонов.

Сюжет

"Весна" - картина Боттичелли, сочетающая Средневековье и эпоху Ренессанса. Надо сказать, что досконально объяснить это единение не могут до сих пор исследователи творчества живописца. Очевидно, что мотивом для написания послужили события в семье Медичи и излюбленная неоплатоновская космогония. Полотно демонстрирует девять центральных персонажей. Все они находятся в движении и, кажется, контактируют друг с другом, но это лишь на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении можно отметить, что здесь шесть сюжетов и, соответственно, шесть групп персонажей, которых соединил в гармонию Боттичелли. "Весна" очень специфична, а новичку в искусстве она и вовсе покажется сумбурной.

По сути, это одна из первых картин послеантичного времени, что сохранилась до сегодняшних дней. Главные герои - боги и нимфы со своими переживаниями. Изюминкой творения является его исполинский размер - у Сандро Боттичелли "Весна" нарисована в полный рост и потому явно предназначена для особняков высокопоставленных лиц. Кто ещё мог позволить себе лицезреть богов в натуральную величину?!

Ход творческого процесса

Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам. Можно заметить, что фигуры немного удлинённые, а у женщин несколько куполообразные животы, что в принципе отвечает нормам красоты того времени. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна - пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста; она внушает трепет и восхищение. Над богиней парит Амур. Этот крохотный младенец знает своё дело и целится своими верноразящими стрелами любви в трёх граций, подруг прекрасной Венеры, которые танцуют рондо. Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности. Одна из них - белокурая, а две другие - рыжие. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.

Второстепенные персонажи

На самом деле у Боттичелли "Весна" не имеет персонажей второстепенных, но можно обсуждать их, отступая от центра сюжета. Прекрасные грации нуждаются в охране, и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.

Его роль отважного хранителя спокойствия подчёркивает алый плащ, шлем на голове и меч на боку. Стремительного Меркурия, которого всё-же чаще именуют Гермесом, можно узнать по крылатым сандалиям и оригинальному оружию в руках, которым он отгоняет змей друг от друга, стараясь примирить их друг с другом. Змеи на картине Боттичелли "Весна" предстают в образе крылатых драконов. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.

Толкования сюжета

У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Независимо от истины, надо отметить глубину смысла и гуманизм живописи, что даёт представление о культурных ценностях тех времён. Говорят, что полотно "Весна" Боттичелли писал, основываясь на Фастах Овидия - описаниях древнеримского календаря праздников. В стихах там, относящихся к маю, богиня Флора говорит о своей жизни нимфой Хлоридой, ставшей предметом обожания бога Зефира. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Чтобы искупить свою вину, он превратил нимфу в богиню и подарил ей прекрасный сад, где вседа царит весна. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Всё изменила вечная весна. Картина Боттичелли охватывает всю историю и акцентирует внимание на разности двух женщин с единой историей. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.

«Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного . Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Но инвентарь от 1499 года, найденный лишь в 1975, перечисляя собственность Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни, констатирует, что в 15 веке Primavera была выставлена в городском дворце Флоренции. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.

Сандро Боттичелли. Весна. Ок. 1482

Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.

В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня , хозяйка сада любви. Над нею Амур целится одной из своих стрел любви в трёх граций, подруг Венеры, элегантно танцующих рондо. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Его лёгкий огненно-красный плащ, шлем на голове и меч на боку подчёркивают его роль хранителя сада. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Рядом с ней шествует , богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.

Боттичелли. Весна. Меркурий и грации

Есть различные истолкования этой сцены. Но, какое бы из них ни было истинным, налицо глубоко гуманистический характер живописи, отражающий тогдашние культурные тенденции.

Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. В стихах, которые Овидий относит к месяцу маю, богиня Флора рассказывает, что она когда-то была нимфой Хлоридой, и, как и сейчас, вдыхала запах цветов. До буйства возбуждённый красотой Хлориды бог ветра Зефир начал преследовать её и насильно сделал её своей женой. Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна.

Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня…
Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна - это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»

«Весна» Боттичелли изображает одновременно два разных момента рассказа Овидия: любовное стремление Зефира к Хлориде и ее последующее превращение во Флору. Вот почему одежды этих двух женщин, которые, кажется, не замечают друг друга, развеваются в разные стороны. Флора стоит рядом с Венерой и разбрасывает розы, цветы богини любви.

Боттичелли. Весна. Хлорида и Флора

Древнеримский классик Лукреций в своей философско-дидактической поэме «О природе вещей» славит обеих этих богинь в одной сцене Весны. В отрывке Лукреция упоминаются и другие персонажи «Весны» Боттичелли. Он, вероятно, был ещё одним главным литературным источником картины:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…

Божественный весенний сад с сотнями видов растений, цветущих в апреле и мае, принадлежит Венере, богине любви. Позади Венеры Боттичелли изобразил мирт, один из ее символов. Венера подняла руку в знак приветствия тем, кто любуется её весенним королевством. Над головой Венеры Боттичелли поместил ее сына, Амур, который с завязанными глазами стреляет стрелами любви.

Боттичелли. Весна. Венера

Боттичелли. Весна. Хлорида и Зефир

Боттичелли. Весна. Флора

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Боттичелли, Весна

    Шествие Весны (картина Боттичелли)

    Сандро Ботичелли. "Весна"

    «Неизвестный Боттичелли»

    Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, анализ картины

    Субтитры

    Мы смотрим на одну из величайших картин Сандро Боттичелли - и на одну из самых загадочных, «Primavera». Что значит «Весна». В центре мы видим Венеру в своей священной роще, она смотрит прямо на нас. Фигуры на переднем плане разошлись, чтобы Венера могла свободно смотреть на нас, а мы - на неё. И может, даже могли бы войти в это пространство. Деревья вокруг неё расходятся, чтобы показать нам небо, так что вокруг неё образуется даже своего рода нимб. Действительно, такой полукруг. Вообще-то, я читал, что это почти архитектура, почти как купол апсиды, и это напоминает нам, что обычно в период Ренессанса мы в таком оформлении видим Деву Марию, в церкви, но здесь у нас природный или мифический контекст, и Венера. Да. То есть, это и есть эпоха Ренессанса. Одно из его определений - это возрождение античной греческой и римской культуры, и здесь мы видим художника, который взял языческую тему, тему Венеры, и другие элементы из античной мифологии Греции и Рима. Да. Много фигур из античной Греции и Рима. Именно. Слева мы видим трёх граций. Давайте немного расскажем о том кто это. Этот сюжет был очень популярен в скульптуре Рима, для скульптора это была возможность показать человеческое тело сразу с трёх сторон, так что вы создаёте копии фигуры и слегка поворачиваете каждую из них, чтобы её можно было увидеть со всех сторон. А у левого края мы видим Марса, бога войны. Он отложил оружие. В её саду ему спокойно. Кому не было бы спокойно в её саду? Вы только посмотрите. Сад сказочно красив. Мы не знаем, что именно делает Марс. У него в руках палка. Может, он отталкивает облака, которые приходят слева. В раю всегда солнечно. Конечно. А справа мы видим ещё три фигуры, Зефира - бога ветров, который... Вот эта синяя фигура. Да, эта синяя фигура. Он похищает Хлориду, видите, у неё изо рта выходит веточка с листьями, и она сталкивается с соседней фигурой, это фигура Флоры. Может быть, это один и тот же персонаж. Другими словами, похищение Хлориды может происходить с Флорой. А что делает здесь Флора? Видите, она тянется к своей сумке, полной цветов, которые она роняет, как бы сеет в ковёр трав под ногами. В конце концов, это Primavera. Это весна. Весна. Да. Есть это ощущение плодородной природы. Есть ещё одна фигура, сын Венеры, чуть выше неё, с повязкой на глазах. Это Купидон, который вот-вот выпустит свою стрелу в одну из ничего не подозревающих граций. И, конечно, он не знает, в кого попадёт, но мы можем догадаться. Как обычно у Боттичелли, мы видим фигуры вытянутые, невесомые, стоящие в довольно невозможных позах. То, чего мы обычно не ждём в искусстве Ренессанса. Это, на самом деле, противоречит многим традициям, о которых мы знаем применительно к ХV веку. Эта картина не концентрируется на линейной перспективе. Есть немного воздушной перспективы, это видно в некоторых элементах пейзажа, между деревьями, но за этим исключением это очень фронтальная картина. Это практически фриз, и на нём показан, как мы думаем, буквально набор идей. Историки искусства не знают толком, какие выводы сделать из этой картины. Мы искали тексты, к которым она может отсылать. В любом случае, это, на самом деле, неважно тысячам людей, которые приходят ею любоваться, да и для меня, потому что она невероятно прекрасна. И может, именно потому, что у неё нет чёткого значения, нам в ХХI веке проще её оценить по достоинству. Здесь есть много элементов, которые, на мой взгляд, просто прекрасны. Посмотрите, например, на пышные складки ткани, в которую одеты грации. Или на эти кисточки. Они прекрасны. Меня особенно восхищает то, как руки граций соединяются в трёх местах, создавая прекрасную сложную картину, это очень красиво, это праздник для глаз, игривый и отражающий своего рода сложное представление о красоте. Один из возможных способов толкования этой картины - это особого рода неоплатонический трактат, своего рода размышления о разных возможных видах красоты. Сама Венера удивительно красива. Она слегка склонила голову на бок, она придерживает рукой ткань, делает жест другой рукой и смотрит прямо на нас. И очень сложно удержаться и не захотеть присоединиться к ней в её саду. Subtitles by the Amara.org community

История создания картины

Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный . Картина висела над софой, называемой летуччо. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр » (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Учитывая то обстоятельство, что 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани, исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Такие подарки были в то время обычным явлением . В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина, и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.

Источники

Первым источником для Боттичелли являлся фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей »:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом .

Из него на картине появились: Венера , Флора , («Венеры крылатый вестник») и Зефир .

Следующие четыре персонажа Боттичелли взял согласно отрывку из поэмы Овидия «Фасты» (Книга 5. 3 мая. Флоралии):

195 "Флорой зовусь, а была я Хлоридой…

Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,

Он полетел за мной: был он сильнее меня…

205 Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,

И на свой брачный союз я никогда не ропщу.

Вечной я нежусь весной, весна - это лучшее время:

В зелени все дерева, вся зеленеет земля.

Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…

Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,

Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»

Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,

Я никогда не могла: нет и числа их числу…

Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,

220 Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои .

Описание

На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковёр»). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).

Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов; Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору - у неё изо рта уже разлетаются цветы; и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.

Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.

Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Согласно Гесиоду , это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле .

Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем . Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».

Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.

Интерпретации

Существует огромное количество версий относительно интерпретации картины. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотические.

Философские версии связаны с неоплатонизмом . Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано , с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии . Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas) . В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия - вверх.

Различные мифологические версии трактуют изображённый сад на картине как сад Гесперид , в качестве источника рассматривают Апулея , и тогда вместо Венеры говорят о Исиде , вместо Меркурия говорят о Марсе , и т. д.

Религиозные версии исходят из того, что на самом деле речь идёт о Мадонне, а сад представляет собой Hortus conclusus . По одной версии, правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая - как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре - любовь к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.

Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Самый простой вариант - картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него - Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий - это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци . Утверждается, что деревья в саду - это mala medica, ожерелья на Харитах - цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д.

Есть и экзотические версии, в которых игнорируются литературные и исторические источники. Их сторонники считают, что в картине зашифровано некое послание. Например, восемь персонажей картины рассматриваются как ноты: Зефир соответствует «до», Хлорида - «ре», и так далее, а Меркурий - опять «до», но на октаву выше. Другая версия построена на соответствии Флора - Флоренция, в этом случае каждый персонаж - это итальянский город. Имеются сторонники алхимии, астрономии и т. д.

История картины

Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры » Вазари , он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них - это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью.» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.

В 1815 году она попала в запасники Уффици, её высоко не оценили, и в 1853 отправили в Академию для изучения молодыми художниками. Вернулась она в Уффици в 1919 , таким образом, на протяжении около 400 лет её мало кто видел, и лишь в начале XX века к ней пришли известность и слава. В 1982 году картина подверглась реставрации. Сейчас - это один из главных шедевров Уффици.

Галерея

«Весна» Сандро Боттичелли (1478 год, Галерея Уффици, Флоренция) – одно из самых известных произведений итальянского Возрождения. Картина была заказана герцогом Лоренцо Медичи по случаю свадьбы (по другой версии – дня рождения) его племянника. Все герои, изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. В центре – богиня Венера, слева от нее – три Грации (Красота, Целомудрие и Наслаждение) и их предводитель Меркурий. Справа – бог теплого, весеннего ветра Зефир, настигающий нимфу Хлориду, и богиня цветов Флора. В каких они отношениях? Что их связывает? И зачем Боттичелли понадобилось все эти герои, чтобы рассказать о весне – символе новой жизни, любви?

«Это диалектика любви, воплощенная в движении»

Марина Хайкина, искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. И поэтому очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Но давайте попробуем. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Она не просто богиня любви и красоты. Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью, и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования. Движение Венеры едва заметно, но направлено оно от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует, судя по всему, Меркурий. Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной. Любви, в которой есть не только радость и полнота жизни, но и печаль знания и печать страдания – мы не можем не видеть ее на лице Венеры. На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного».

«Гимн живому человеческому влечению»

Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин, их образы принципиально различны. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Меркурий (слева) нарциссически красив. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине.

Рядом с ним три Грации, однако между ним и девушками нет никакой телесной связи: грация Наслаждение стоит к Меркурию спиной. Взгляд Целомудрия обращен к Меркурию, но контакта между ними тоже нет. Словом, во всей этой группе нет и намека на пробуждение Весны, сексуальности. Но именно эту группу благословляет Венера. Она здесь – не богиня любви, а христианский символ Матери, Мадонна. В ней нет ничего женственно-сексуального, она – Богиня духовной любви и поэтому благосклонна к левой группе, лишенной чувственности.

А вот что мы видим справа: Зефир берет силой Хлориду, и девушка-нимфа превращается в женщину, Флору. И что же происходит потом? Флора уже не смотрит на Зефира (в отличие от Хлориды), ее не интересует мужчина, ее интересуют цветы и дети. Хлорида была смертной девушкой, а богиня Флора обрела божественное бессмертие. Получается, что идея картины такова: ты можешь быть бессмертным и всемогущим, только отказавшись от сексуальности.

На рациональном уровне символизм картины побуждает нас ощущать величие и божественность материнства, нарциссическую уверенность Меркурия, самодостаточность наших внутренних Граций. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Однако бессознательно он пишет обратное, и об этом говорит сама атмосфера картины. Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни. Быть живым, смертным, чувствующим, испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Гимн не Божественному, рациональному, символическому и целомудренному, но живому человеческому влечению, побеждающему нарциссизм и страх собственной смертности».

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Картина на самом деле не только о весне и любви, это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо известным флорентийским философом Марсилио Фичино. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.

Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Долгое время ее не выставляли, и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции.

1. Венера . Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). «Она, — пишет Фичино, — есть нимфа пригожести величайшей, рожденная от небес и более других возлюбленная Богом Всевышним. Душа ее и ум суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность. Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. О дивная красота! Сколь прекрасна для созерцания. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная полностью отдана в твою власть (вновь обыгрывается брачная тема. — Прим. авт.). Если ты сочетаешься с ней браком и назовешь ее своею, она сделает твои годы сладостными, а тебя самого — отцом превосходных детей».
2. Три грации. Это спутницы Венеры. Фичино называет их Чувством, Интеллектом и Волей. «И поскольку, — пишет он, — оно [чувство] не является мыслительным актом, то одну из граций рисуют с лицом, обращенным к нам, как бы двигающуюся вперед и не собирающуюся идти назад; двух других, так как они относятся к интеллекту и воле, которым свойственна функция размышления, изображают с лицом, обращенным назад, как у того, кто возвращается».
3. Меркурий. Посланник богов изображен в крылатых сандалиях. Он был сыном нимфы Майи, в честь которой в латинском языке назван месяц май, в котором состоялась свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо. С помощью кадуцея (жезла, оплетенного змеями) он разгоняет тучи, чтобы ничто не омрачало весеннего настроения сада Венеры. Считается, что в образе Меркурия Боттичелли изобразил Лоренцо Медичи, заказчика картины.
4. Зефир и нимфа Хлорида. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня… / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий.
5. Весна. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных... / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!» / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». На картине Боттичелли Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Также можно разглядеть в венке на шее Весны землянику — символ нежности, ромашку — символ верности и лютик — символ богатства.
6. Амур. Спутник богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа) целит огненной стрелой в одну из граций. Возможно, в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.
Фото: BRIDGEMAN/FOTODOM