Когда был создан роман дубровский. Анализ «Дубровский» Пушкин

Урок 16 6 класс

Тема: История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Цели: расширить представления учащихся об исторической эпохе начала 19 века, познакомить с историей создания романа «Дубровский»

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- познавательная сфера: проявлять внимательное отношение к художественному слову, к художественной детали;

- ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к творчеству А. С. Пушкина, к роману «Дубровский», его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

- коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения и актерского мастерства;

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

Регулятивные: организовывать место выступления; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

- коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении проекта.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Александр Сергеевич Пушкин... Трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь с детства и остается с нами навсегда. «Язык Пушкина сладостен и певуч», говорил В. Г. Белинский. Для кого-то Пушкин – непревзойденный поэт, светлая, изысканная поэзия которого человеку нужна, как воздух. Для кого-то – это добрый волшебник, создатель многих детских сказок, вспомните их названия: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»...

Для всех нас Пушкин – великий мастер художественного слова, написавший роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанскую дочку», роман «Дубровский».

Везде, всегда себя достойный

Ты нас, волшебник, изумлял,

Пленял ли ты картиной стройной,

Язвил ли ты, иль тосковал.

П. Марков

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Целеполагание.
  2. Работа над темой урока.

Среди прозаических произведений А.С.Пушкина роман «Дубровский» занимает особое место. Роман остался незавершенным и был опубликован уже после его смерти. Как мастера слова Пушкина всегда интересовал человек, движения его души. В основу сюжета этого произведения лег рассказ близкого приятеля П. Нащекина (как один помещик судился из- за земли с соседом и тот забрал у него все и ему пришлось вместе со своими крестьянами грабить других). Действие романа происходит в 1820 годы. Вместе с героями своих произведений автор искал ответы на жизненно важные вопросы, так часто возникающие в жизни. В романе «Дубровский» таких вопросов много: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти.

  1. Работа с учебником.

Комментированное чтение 1 главы.

  1. Работа над составлением плана. Запись плана в тетрадь.

Примерный план.

А) Старинный русский барин Кирила Петрович Трекуров.

Б)Старинный русский барин Андрей Гаврилыч Дубровский.

В)Дружба Троекурова и Дубровского.

Г)Ссора между друзьями.

Д) Коварный замысел Троекурова.

Е) Приглашение Дубровского в суд.

7. Беседа по вопросам.

За что любил и уважал Троекуров Дубровского?

Прав ли был Дубровский на псарне?

Почему два лучших друга стали врагами?

Кто виноват в их ссоре?

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

О благородном разбойнике, который выступил против насилия самодурствующих угнетателей, повествует роман «Дубровский», краткое содержание по главам которого будет изложено далее. Автор рассказывает историю о свободолюбивом мстителе, неразделенной любви и верности данному слову.

Детям, которые посещают 6 класс средней школы, учитель литературы дает задание написать по роману «Дубровский» аннотацию: краткое содержание для читательского дневника. Чтобы легче запоминалось краткое содержание романа «Дубровский», полезно написать план произведения.

Обратите внимание! А.С. Пушкин никак не назвал своё творение. На месте названия стоит дата начала работы над романом – 21 октября 1832 год.
Наименование роману дали издатели по фамилии главного героя Владимира Дубровского, когда в 1841 году публиковался 1 том произведения.

События развиваются следующим образом:

  1. Однажды псарь Троекурова сделал оскорбительное для Дубровского замечание, чем рассмешил хозяина. Вскоре Андрей Гаврилович высек троекуровских крепостных, которые воровали лес.
    Между соседями происходит ссора. Кирила Петрович затевает тяжбу по отторжению деревни Кистеневка в свою пользу.
  2. В суде зачитывается решение суда о передаче Кистеневки во владение Троекурову. Отставной генерал-аншеф доволен. Потрясенный Андрей Гаврилович устраивает скандал в судейской комнате. Старик заболевает, его отвозят в имение, уже принадлежащее соседу.
  3. Старая нянька отправляет Владимиру Дубровскому письмо о болезни отца. Гвардейский офицер, взяв отпуск, приезжает домой. На почтовой станции молодого человека встречает Антон, крепостной кучер. По пути в имение крестьянин рассказывает о произошедших событиях. В деревне сына встречает больной, обессилевший Андрей Гаврилович.
  4. Молодому барину Дубровскому трудно разобраться в тяжбе без помощи поверенного. Троекурова мучит совесть. Неблаговидный поступок, совершенный в пылу гнева, не дает покоя своенравному помещику. Кирила Петрович решает помириться со старинным другом.
    При виде въезжающего во двор генерал-аншефа, Андрей Гаврилович выходит из себя, его охватывает приступ ярости. Бедного старика хватил удар. Владимир Дубровский приказывает выгнать Троекурова. Отец умирает.
  5. Аркадия Гавриловича похоронили рядом с могилой матери Владимира. Молодой человек отсутствовал на поминальном обеде. В лесу он думал о будущей жизни. Вечером приехали приказные для исполнения решения суда об отторжении имения Дубровского в пользу Троекурова.
    Дворовые люди едва не устроили бунт. Заступничество Владимира спасло чиновников от расправы.
  6. В кабинете Владимир Дубровский, разбирая бумаги Андрея Гавриловича, наткнулся на письма матери, адресованные отцу в армию во время турецкого похода. Горестные чувства охватили молодого человека.
    Не желая, чтобы семейное гнездо попало в чужие руки, сын покойного сжигает дом. В здании остались только уснувшие пьяные приказные. Уезжая из имения, барин назначает крестьянам встречу в Кистеневской роще.
  7. Выяснять причины пожара приехал Троекуров. Виновником происшествия признали кузнеца Архипа. В причастности к делу подозревался и сын Андрея Гавриловича Владимир.
    Вскоре в округе появилась шайка разбойников, которая грабила и сжигала дома помещиков. Только троекуровские владения оставались в неприкосновенности.
  8. Дочь Троекурова семнадцатилетняя Маша воспиталась на французских романах. Обучением сына Саши, рождённого помещику гувернанткой дочери, занимался мсье Дефорж (переодетый Владимир Дубровский), которого Кирила Петрович выписал из Москвы.
    Барин любил шутки ради вталкивать незадачливого гостя в помещение с голодным медведем. Такому испытанию подвергся и учитель сына. Дефорж не растерялся и, вынув пистолет, застрелил разъярённого зверя. Маша влюбляется во француза.

Красоту русского языка не позволит ощутить очень краткое содержание романа «Дубровский». Роман следует читать полностью. Учителя школы также рекомендуют слушать краткое содержание, исполненное мастерами художественного слова.

2 часть романа

С 11 ноября по 14 декабря 1832 года Пушкин не работал над романом. Дата окончания XIX главы – 6 февраля 1833 года. Произведение осталось незаконченным.

О чем повествует 2 том романа «Дубровский»:

  1. Первого октября в Покровском отмечался храмовый праздник. После богослужения многочисленные гости собрались на обед в усадьбе Троекурова. Во время застолья обсуждались последние новости, связанные с разбойниками.
  2. Троекуров приказал не отпускать гостей до завтрашнего дня. Вечером начался бал. После полуночи приглашенные начали расходиться по отведенным им комнатам. Антон Пафнутьич Спицын решил переночевать во флигеле Дефоржа.
    Помещик опасался ограбления, поскольку все деньги он спрятал на груди в кожаной сумке. Мужественный француз казался надежной защитой. Ночью учитель ограбил Спицына, назвавшись Дубровским.
  3. За месяц до этого происшествия Владимир Дубровский выкупил паспорт и рекомендации у настоящего учителя, который, добираясь в имение Троекурова, ожидал на почтовой станции смену лошадей. Завладев документами Дефоржа, разбойник поселился в Покровском.
    На следующее после празднества утро хозяина и гостей удивлял бледный вид Спицына, с опаской поглядывавшего на француза. Наскоро выпив чай, помещик поспешил откланяться.
  4. Однажды учитель передал Маше записку, в которой предлагал встретиться в саду. На свидании молодой человек называет своё настоящее имя. Атаман разбойников признаётся, что Троекуров должен был стать первой жертвой его мести.
    Но любовь Владимира к девушке спасла Кирила Петровича от гибели. Маша обещает обратиться за помощью к Дубровскому в случае крайней необходимости. Главарь разбойников покидает Покровское. В усадьбу приехал исправник, чтобы арестовать мнимого учителя.
  5. В родное поместье, которое располагалось в 30 верстах от Покровского, вернулся князь Верейский. Кавалер двух орденов и хозяин 3000 крепостных был приглашен в гости к Троекурову. Красота Марии Кирилловны производит впечатление на пожилого светского льва.
    Спустя два дня отец с дочерью наносят ответный визит. Весь день проходит в развлечениях. Старый холостяк рассказывает о собранных им картинах. Хозяин и гости катаются на лодке по озеру. Вечером состоялся изысканный ужин. Ночью небо украсил фейерверк в честь Троекуровых.
  6. Прошло несколько дней. Когда Маша занималась вышиванием в своей комнате, неизвестный подкинул в окошко записку. Девушка не успела прочесть послание, слуга позвал ее к Троекурову.
    Отец, рядом с которым находился Верейский, объявляет о намерении выдать дочь замуж за князя. Заплакав, Маша осознает, насколько отвратителен старый жених.
    Оставшись одна, девушка читает записку, в которой влюбленный разбойник назначает свидание.
  7. В ночном саду Владимир Дубровский предлагает возлюбленной избавиться от ненавистного князя. Маша не желает стать причиной гибели другого человека и обещает умолить родителя не выдавать ее замуж за развратного богача.
    Если понадобится помощь Дубровского, дочь Троекурова положит кольцо в дупло дуба на месте их встреч.
  8. Маша пишет письмо князю с просьбой отказаться от брака. Верейский делает все возможное, чтобы ускорить венчание.
    Помещик игнорирует угрозу дочери найти защитника в лице Дубровского и назначает день свадьбы. Запертая в комнате, Маша не в состоянии предупредить возлюбленного о своем несчастье.
  9. На следующее утро брат Сашенька по просьбе сестры относит кольцо в условленный тайник. Выскочивший из кустов рыжий оборванец похищает кольцо. Между мальчиками начинается потасовка.
    На помощь барчуку спешит садовник Степан. Кирила Петрович выясняет обстоятельства происшествия. Троекуров и исправник, приехавший из города, составляют план захвата атамана разбойников.
  10. В приходской церкви состоялось венчание Верейского с Марьей Кириловной. По дороге в имение князя на карету нападает отряд Дубровского. Владимир объявляет, что Маша свободна. Но девушка отвечает, что помощь пришла поздно.
    С сегодняшнего дня она жена князя и будет верна мужу. Разбойники уезжают, не причинив никому вреда. Молодожены продолжили путь к свадебному пиру.
  11. Рота солдат атаковала лесной лагерь разбойников. Убив офицера, бывшие крепостные отбили нападение. Владимир Дубровский объявляет сообщникам о намерении прекратить грабежи и уехать.
    Крестьянам, которые разбогатели во время лесной жизни, хозяин советует перебраться в отдаленные губернии и начать мирную жизнь.

Среди незавершённых произведений светила русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина экстраординарным для современной русской прозы стал роман «Дубровский». Он оригинален за счёт сочетания наболевших в обществе проблем с динамичной сюжетной линией. Работа над произведением длилась чуть более полугода, но опубликована она была лишь восемь лет спустя, в 1841 году, в томе посмертных сочинений Пушкина. Ходят слухи, что по замыслу автора конец мог бы быть другим, но уже много поколений читателей, увлекающихся этой книгой, не могут себе представить иного развития событий.

Восприятие романа

Роман «Дубровский», автор которого гениален в представлении всех без исключения жителей страны, воспринимается как вполне законченный, хотя и не получил окончательной художественной обработки; остались непроработанными некоторые сюжетные эпизоды, не до конца ясны мотивы поведения героев, а в изображении главных героев нет должной глубины. По сути, они весьма статичны, и читатель вынужден самостоятельно домысливать их человеческие черты. Лишь детальное изучение черновиков позволило понять замысел романа «Дубровский». Автор дал пищу для размышлений своим последователям. Был выдвинут ряд гипотез о причинах незавершённости романа и его возможном продолжении.

Процесс написания

Роман «Дубровский» Пушкин писал увлеченно, а потом внезапно остыл к процессу и далее к работе не возвращался. Возможной причиной охлаждения называют интерес к «Истории Пугачёва» и первым наброскам романа о пугачёвщине. Среди произведений Пушкина это произведение стало одновременно этапом на пути от «Повестей Белкина» к современному социально-психологическому роману и шагом к историческому роману «Капитанская дочь». В романе «Дубровский» Пушкин руководствуется ключевыми для его творчества понятиями краткости, точности и простоты. Основным повествовательным принципом стало чередование сжатых авторских характеристик героев с изображением конкретных сцен с их участием.

Появление замысла романа

Весьма сдержанно и лаконично произведение Пушкина «Дубровский» характеризует быт и нравы поместного дворянства. Автор использует точную аналитическую прозу, стараясь быть максимально объективным, но оставаясь человеком и давая время от времени прямые оценки действиям и отпуская иронические замечания.

Своей свежестью и оригинальностью роман вызывает ассоциации с творениями западноевропейских и русских писателей 18-го-первой трети 19-го века. Многие исследователи творчества Пушкина думают, что толчок к созданию романа дала драма Шиллера «Разбойники», комедия Капниста «Ябеда» и многие обличительные пьесы о продажных служителях российского правосудия. Но на деле писатель был вдохновлён историей белорусского дворянина Островского, которую ему рассказал московский друг П. В. Нащокин. Суть истории в том, что у помещика незаконно отняли имение, после чего он стал разбойником и попал в острог.

Этот рассказ, дополненный фактами судебного производства, стал основой романа. Таким образом, писатель добивался максимальной достоверности и даже документальности романа. Есть свидетельства такой правдивости - во второй главе практически без изменений приведён текст документа судебного решения по делу одного из помещиков, потерявшего своё имение. Лишь имена героев тяжбы заменены на вымышленные - Троекуров и Дубровский.

Но автор книги «Дубровский» не ограничился судебной хроникой и устными рассказами о беззакониях, которые давно стали типичным бытовым явлением. В сюжет органично вплелись многие общественные и нравственные проблемы жертв произвола высших инстанций. По словам великого В. Белинского, роман Пушкина «Дубровский» является одним из «поэтических созданий», отражающих русское общество.

«Дубровский» - кто написал и какие конфликты были положены в основу?

За некоторое время до начала работы над романом, а именно в феврале 1832 года, Александр Сергеевич был удостоен особого презента от императора Николая I. Это было собрание законов империи в 55-ти томах. Такой знак царской расположенности должен был показать поэту всю мощь законодательства. В романе «Дубровский» (кто написал его, знает каждый) уже нет романтического пафоса, присущего ранним творениям поэта. Здесь поэт демонстрирует влияние законов на повседневную жизнь дворян, их зависимость от власти и полное подчинение. Главная мысль произведения в том, что, по сути, в романе все законы заменены законом силы, богатства и знатности.

Сюжет романа развивается весьма динамично, объединяя два различных по своей природе конфликта. Первый конфликт, основные события которого случаются в первом томе, внутрисословный, имеющий яркую социальную окраску. В нём сталкиваются соседи, бывшие сослуживцы и даже давние друзья. Это богатый помещик, генерал-аншеф в отставке Кирилл Петрович Троекуров и мелкий дворянин, поручик в отставке Андрей Гаврилович Дубровский, кто написал заявление в суд по поводу дерзкой реплики троекуровского псаря, который унизил достоинство Дубровского. Тут произошёл конфликт самолюбия Дубровского и Троекурова, который перерос в имущественный конфликт с акцентом на социальном неравенстве, предрешившим исход тяжбы. Троекурову помогли продажные судьи и соседи-лжесвидетели.

Второй конфликт романа - семейно-бытовой. Это типичная житейская ситуация - замужество по неволе. Маша Троекурова вынуждена выйти замуж за старого князя Верейского. Широко освещается проблема семейного бесправия, вопрос о праве любить независимо от общественных взглядов и предрассудков. Также затронута тема борьбы любовной страсти и нравственного долга.

Центральные герои конфликтов

В обоих конфликтах главной фигурой является Кирилл Петрович Троекуров, который угнетает и Дубровских, и собственную дочь. Образ русского барина становится истинным воплощением самодурства и самоуправства. Это настоящий деспот, которому безразличны чужое мнение и чужие желания. Он такой не по своей вине, но вследствие социального положения. Он груб, избалован и сластолюбив. Стоит прибавить к этим чертам отсутствие образования, и получается человек «пылкого нрава» и «ограниченного ума». Произвол Троекурова ярко демонстрируется в его обращении с домашними, с гостями, учителями дочери. Автор, однако, находит в герое и несколько благородных черт. Например, он испытывает угрызения совести, переживая из-за отнятого у Дубровского имущества, и даже пытается помириться и вернуть отнятое.

Андрей Гаврилович Дубровский располагает к себе читателя, сочувствующего его печальной участи. Но автор отнюдь не идеализирует своего героя, отмечая присутствие в его характере вспыльчивости и упрямства, а также подверженность минутным эмоциональным перепадам. И зависть ему знакома, да и как управленец он не блещет, ведь поправить состояние ему не удаётся. Главной чертой Дубровского является дворянская гордость, не позволяющая ему принимать покровительство Троекурова. Дубровский оказывается тоже своего рода деспотом и исключает саму возможность свадьбы своего сына и Маши Троекуровой, считая это милостью, недостойной дворянина. В суде герой проявляет беспечность и неуступчивость, полагаясь на справедливость судей. Его судьба - это демонстрация превосходства беззакония над честностью.

Владимир Дубровский - праведное чувство или кровная месть?

Главный герой Дубровский продолжает судьбу своего отца. Судебный произвол и самодурство Троекурова буквально вытолкнули Владимира из родной среды в беззаконие. Герой воспринимается благородным разбойником и честным мстителем, так как он не стремится завоевать чужое, а хочет вернуть то, что принадлежит ему по праву. Это не отечественный Робин Гуд, но человек, который волей случая оказался в подобных обстоятельствах и не может иначе. Неординарность судьбы Дубровского основывается на житейских обстоятельствах. Автор романа «Дубровский», кто написал художественные портреты романтических злодеев в «Евгении Онегине», отрешился от героев с «мировой скорбью» в душе и создал своего благородного разбойника, выражающего открытый протест в адрес государства, которое отнимает у него будущее. Философ С. П. Шевырев заметил, что разбойник Дубровский - это плод общественного беззакония, прикрытого законом.

кто он на самом деле?

Не зря отметил Александр Пушкин: Дубровский, благодаря частой смене облика и моделей поведения, становится похож на других героев-самозванцев - Отрепьева и Пугачёва. В романе он появляется то как гвардейский офицер, привыкший к беззаботной жизни, то как любящий сын, то как мститель и атаман шайки разбойников. Он отважен и хладнокровен, когда проникает в дом Троекурова под видом учителя Дефоржа, но сентиментален и нерешителен в сценах романтических свиданий.

Описание Дубровского отличается умолчанием и недосказанностью. Читатель между строк может понять, что за качества характеризуют эту личность. До 11-й главы не говорится о подлинной сущности невозмутимого и смелого учителя Дефоржа. Также покрыто дымкой существование Дубровского в шайке разбойников. Есть упоминания о том, что главарь шайки славится умом, отважностью и великодушием. Слухи и толки испуганных помещиков делают Дубровского-разбойника личностью поистине легендарной. Второй том романа, несмотря на большое количество умолчаний, даёт больше информации о чувствах разбойника. Он умён и расчетлив, а также хорошо осведомлён обо всех событиях в доме Троекурова, особенно о появлении князя Верейского и его сватовстве к Маше. Под видом учителя француза он поступает к Троекурову на содержание. Дубровский - мститель, но мстить Троекурову он не может, так как влюблён в Машу и не поднимет руку на её семью.

Любовная страсть в герое оказывается выше жажды мщения, и Дубровский прощает Троекурова.

Главной во втором томе становится трагедия несбывшейся любви героя, недоступность для него простого семейного счастья, к которому он стремится всей душой. Только перед тем как покинуть дом Троекуровых, он открывается Маше и признаётся в своих чувствах. Маша в растерянности. Она не отвечает взаимным признанием, но даёт обещание прибегнуть к помощи Дубровского в случае нужды.

Главная героиня романа - Маша Троекурова и её переживания

Семнадцатилетняя Маша Троекурова красива и свежа. Она привлекает не только Дубровского, но и престарелого денди князя Верейского, который к ней сватается. Маша слишком молода, чтобы даже думать о замужестве. Её тянет к Дубровскому, который под маской Дефоржа поражает девушку своей смелостью, а под настоящим именем интересует её своей необычностью, но даже брак с ним её страшит, ведь в ней глубоко укоренились нравственные нормы о возможном бракосочетании с человеком её круга, но никак не учителем или разбойником. А вот замужество с князем Верейским приводит девушку в ужас. Она умоляет отца не губить её, не лишать жизни и прислушаться к ней. Поняв тщетность своих просьб, она пишет письмо князю Верейскому, умоляя отказаться от свадьбы, но письмо имеет обратный эффект, и свадьба неотвратимо надвигается. Несмотря на свою молодость, Маша оказывается решительной девушкой и в безвыходной ситуации она находит в себе силы обратиться за помощью к разбойнику Дубровскому. Она ждёт помощи до последнего момента, но после того как ею принесена клятва вечной верности, она понимает, что выхода нет, и когда Дубровский нападает на их карету в лесу, она отказывается уйти с ним. Это показывает не только честность, но и самоотверженность девушки, а также нравственность разбойника, который предоставил ей право выбирать и смирился с её выбором.

Честный разбойник Дубровский

Повесть Пушкина, несмотря на свою незавершённость, привлекает своей искренностью и наболевшими проблемами. Автор словно хочет указать на то, что нахождение вне закона не всегда говорит о природном жесткосердии. Но каждое зло влечёт за собой неизбежное возмездие. Появление в имении Дубровского людей Троекурова становится причиной массового возмущения крестьян и проявления жестокости с их стороны. А ночной пожар в Кистенёвке, который организовал Владимир Дубровский, ничего не знавший о запертых посланниках Троекурова, стал предвестием народного бунта.

Почему не устаревает роман?

Роман «Дубровский» - повесть Пушкина о причинах массовых волнений, стихийного недовольства крестьян, полномасштабной войны, которая полноценно изображена в последующих произведениях автора.

Из тех, кто исследовал роман «Дубровский», кто писал о разбойниках его банды? Можно лишь предполагать, что это бывшие рабочие Кистеневки, беглые крестьяне и солдаты. Лишь в конце романа становится очевидно, что интересы главаря банды и его сообщников не совпадают. Внутри их группы нет товарищества, есть те же барски-униженные отношения, когда слуги подчиняются своему хозяину. Последняя глава романа вызывает ассоциации с романом «Капитанская дочка», где поются одинаковые песни, а конец романа навевает мысли о продолжении настоящей народной войны. После того как для героя потеряна мысль о возможном семейном счастье с Машей, он распускает свою банду и скрывается за границей. На прощание он говорит своим сообщникам, что вряд ли они вернутся к честной жизни, но тем не менее после его ухода дороги становятся свободны и грабежи прекращаются. Последняя мысль романа весьма пессимистична, так как отъезд героя за границу - это и его личное поражение, и поражение всей страны в борьбе за свободу, честь и любовь.

«Дубровский» роман о любви и предательстве, о жестокости и несправедливости.

Над своим романом Пушкин работал целый год. Однако так его и не закончил. Даже название произведению не дал. В заглавии поставил только дату начала работы 21-е октября 1932-й год. Последняя глава романа была окончена датой шестого февраля 1933-го года. Александр Сергеевич так и не дождался публикации романа. Его напечатали спустя четыре года после его смерти. Произошло это в 1941-м году. Уже в издательстве произведению присвоили название «Дубровский».

В основу романа легла реальная история. История про одного небогатого дворянина, который жил в Белоруссии. Островский, это фамилия дворянина, судился с другим помещиком по поводу земли. Его соперник подкупами и обманом отсудил у Островского землю. В результате Островского силой заставили покинуть имение.

Крестьяне, которые после того как хозяина вынудили покинуть родную обитель, должны были принадлежать новому барину и подчиняться ему. Но они этого сделать не захотели. Остались с прежним.

Однако Островский решил отомстить всем богачам. Он вместе со своими крестьянами стал совершать грабежи. Сначала нападали на подьячих, а потом и на других. Но вскоре Островского задержали и посадили в острог. Там с ним познакомился друг Пушкина Павел Воинович Нащокин. Он же и поведал эту историю Александру Сергеевичу. В свою очередь Пушкин отразил все события в романе «Дубровский». В первоначальном варианте произведения фамилия главного героя была Островский. И только после знакомства Александра Сергеевича с другим обманутым помещиком изменило его решение. У помещика была фамилия Дубровский. Он и стал прототипом главного героя романа.

Итак, основная сюжетная линия в произведении ненависть помещика Троекурова к соседу Дубровскому. Вначале Кирилл Троекуров и Андрей Дубровский дружили. Но маленькая ссора перевернула всё. Они стали лютыми врагами. Троекуров подкупает нужного человека и Дубровского выживают из собственного поместья. У Дубровского случается лихорадка. Тем временем, со службы вынужден вернуться сын Андрея Гаврилович Владимир. Сын ухаживает за больным отцом. Однако вскоре он умирает. Похоронив Андрея Гавриловича, Дубровский младший сжигает своё имение вместе со всеми чиновниками, которые пришли предъявлять права на землю.

В произведении есть также линия любви. Владимир и Маша, дочь Кирилла Петровича Троекурова, влюбляются друг в друга. Однако им не суждено быть вместе. После того как Дубровский не смог вызволить возлюбленную из-под венца, он начинает промышлять грабежами и разбоем.

Литературные критики считают роман «Дубровский» неудачным произведением автора. А Анна Ахматова сравнила его с бульварным романом того времени. В то же время она отмечала, что в Дубровском есть чем зацепить читателя.

Вариант 2

Писательский замысел произведения основывается на реально происходящих событиях того периода времени, случающихся на территории России повсеместно. При работе над романом писатель использовал несколько историй, услышанных им от товарищей, герои которых стали прототипами персонажей произведения.

В одной из них рассказывался случай, произошедший с белорусским дворянином Островским, лишившимся собственного имения, отданное в руки богатого соседа. Совместно со своими крепостными крестьянами, нежелающими признавать нового хозяина, обнищавший Островский поселяется в лесной глухомани и занимается нападением на проезжающих путников, желая отомстить за жестокую несправедливость, за что впоследствии оказывается в тюремном заключении.

Кроме того, до сведения писателя доходят материалы судебного разбирательства, связанного со спором двух дворян, Ивана Яковлевича Муратова и Семена Петровича Крюкова относительно права собственности на имение Новоспасское. Усадьба вместе с несколькими сотнями крепостных душ продается более семидесяти лет назад отцу Муратова папашей Крюкова, однако документы по продаже имения в виде купчей крепости в результате пожара оказывается сожженными, а архивные копии, хранящиеся в уездном суде, чиновники не желают запросить. Судебный процесс длится шесть лет и решение выносится в пользу Семена Петровича Крюкова, являющегося более влиятельным господином в отличие от Муратова. Помимо этого, Крюков настаивает на возврате доходов Муратова, полученных им в течение прошедших лет, считая из незаконно полученными. Однако суд отказывается в удовлетворении денежных требований наглого дворянина, сочтя отобранное им у Муратова имение более чем достаточным. Выписка из несправедливого судебного решения попадает в руки писателя, который впоследствии вставляет ее в текст рукописи романа после литературной обработки.

Таким образом, в образах Дубровского и Троекурова писатель использовал жизненные перипетии реально существующих людей, судьбы которых произвели неизгладимое впечатление на писателя, решившего изложить несправедливые истории благородных разбойников на бумаге, максимально используя мельчайшие детали реальности.

Структура романа задумывалась писателем в трех частях, две из которых пишутся автором за один год, однако последняя часть так и не была начата, а издание произведения, оставшегося без авторского названия, происходит лишь через четыре года после смерти поэта. Первая публикация романа подверглась жесточайшей цензуре, в результате которой часть произведения пришлось вырезать.

Сюжетная композиция романа выстраивается вокруг описания исключительной, сильной, дерзкой личности, способной за восстановление попранного права на справедливое отмщение.

Будучи приверженцем к тем слоям общества, которые ратуют за права человека на свободомыслие, писатель применяет в качестве основы для произведения описание классовой непримиримой вражды общественных слоев населения, ярко выраженной в драматических, контрастных эпизодах романа, а также иллюстрируется душевными метаниями как основных героев, так и второстепенных персонажей произведения.

Роман «Дубровский» А.С. Пушкина является наиболее известным русским разбойничьим романом, созданном в духе популярного в Англии, Франции и Германии XVIII-XIX веков жанре литературного сочинения, в центре которого находится образ благородного разбойника.

В основе романа лежит мысль о моральном разложении русского дворянства и его противостоянии простому народу. Раскрыты темы защиты чести, семейного бесправия, крестьянского бунта.

История создания

Роман в 3-ех частях был начат Александром Пушкиным (1799 - 1837) после окончания работы над сочинением «Повести Белкина» осенью 1832 года.

Пушкин написал из задуманной трехтомной работы только 2 тома, второй из них был закончен в 1833 году, то есть работа над романом шла довольно быстро. Третий том так и не был начат.

Первая публикация сочинения состоялась спустя 4 года после гибели поэта на дуэли в 1841 году. Пушкин не оставил в рукописи названия романа и ему было предпослано название по имени главного героя «Дубровский».

Основой для произведения стал случай, рассказанный поэту его товарищем Нащокиным. Согласно рассказу помещик Островский, разоренный по вине высокопоставленного соседа, собрал своих крепостных и создал разбойничью банду. История заинтересовала Пушкина, как реалистичная основа для прозаического сочинения.

Анализ произведения

Основной сюжет

(Иллюстрация Б. М. Кустодиева "Троекуров выбирает щенят" )

Помещики Троекуров и Дубровский, отец главного героя Владимира, являются соседями и дружат. Ряд конфликтных ситуаций разводят друзей друг от друга и Троекуров, пользуясь своим особым положением, заявляет права на единственное имение соседа. Дубровский не в силах подтвердить свое право на имение и сходит с ума.

Приехавший из города сын Владимир находит отца при смерти. Вскоре старший Дубровский умирает. Не желая мириться с несправедливостью Владимир сжигает имение вместе с чиновниками, которые приехали оформлять его на Троекурова. Вместе с преданными крестьянами он уходит в лес и наводит ужас на всю округу, однако, не трогая людей Троекурова.

На службу в дом Троекуровых едет учитель-француз и благодаря подкупу Дубровский занимает его место. В доме врага он влюбляется в его дочь Машу, которая отвечает ему взаимностью.

Спицын опознает в учителе-французе разбойника, который обокрал его. Владимиру приходится скрываться.

В это время отец выдает Машу замуж за старого князя против воли. Попытки Владимира расстроить брак не дают успеха. После венчания Дубровский и его банда окружают карету молодых и Владимир освобождает возлюбленную. Но она отказывается идти с ним, так как уже обвенчана с другим.

Власти губернии делают попытку окружить банду Дубровского. Он решает прекратить разбой и, распустив верных ему людей, уезжает за границу.

Главные герои

Владимир Дубровский в творчестве Пушкина предстает одним из наиболее благородных и смелых героев. Он является единственным сыном своего отца, потомственного обедневшего дворянина. Молодой человек окончил Кадетский корпус и является корнетом. На момент новости об отобранном у отца имении Владимиру 23 года.

После смерти отца Дубровский собирает верных крестьян и становится разбойником. Однако, разбой его окрашен благородными тонами. Всеми жертвами банды становятся богатые люди, ведущие недостойный образ жизни. В этом образ главного героя во многом пересекается с образом Робин Гуда.

Целью Дубровского является месть за отца и она направлена на Троекурова. Под видом учителя Владимир селится в доме помещика и заводит хорошие отношения со всеми членами семьи, а в дочь Машу влюбляется.

О смелости и решительности Дубровского говорит случай в доме Троекурова. Оказавшись в шутку запертым в комнате с медведем, Дубровский не теряет самообладания и убивает медведя одним выстрелом из пистолета.

После встречи с Машей главная цель героя меняется. Ради воссоединения с возлюбленной Дубровский готов отказаться от стремления отомстить ее отцу.

Отказ Маши последовать за Дубровским после ее венчания с Верейским, а также облава на банду, заставляют Владимира отказаться от своих планов. Он благородно отпускает своих людей, не желая втягивать их в неприятности. Отказ от возлюбленной и бегство за границу свидетельствуют о покорности юноши и нежеланию идти против судьбы.

В существующих набросках к третьему тому прослеживается возвращение Владимира в Россию и попытки вернуть Машу. В связи с этим можно говорить о том, что герой не отказывается от своей любви, а лишь принимает желание возлюбленной жить согласно церковным законам.

(прим. от редакции -Кирила Петрович- не путать с Кириллом)

Троекуровв романе выступает главным отрицательным персонажем. Богатый и влиятельный помещик не знает границ в своем самодурстве, может шутки ради запереть гостя в комнате с медведем. При этом он уважает независимых людей, к которым относится отец Владимира Андрей Гаврилович. Их дружбе приходит конец из-за пустяков и самолюбии Троекурова. Решив наказать Дубровского за дерзость, он присваивает себе его имение, используя свою неограниченную власть и связи.

При этом образ Троекурова выстроен не только в отрицательных тонах. Герой, остыв после ссоры с другом, сожалеет о своем поступке. В его поведении Пушкин закладывает схему русского социального устройства, в котором дворяне чувствовали себя всесильными и безнаказанными.

Троекуров характеризуется как любящий отец. Его младший сын рожден вне брака, однако воспитывается в семье на равных со старшей дочерью Машей.

Преследование выгоды прослеживается в выборе мужа для любимой дочери Маши. Троекуров знает о нежелании дочери выходить замуж за старика, но организует свадьбу и не дает дочери сбежать с возлюбленным Дубровским. Это является отличным примером того, как родители пытаются устроить жизнь своих детей наперекор их желаниям.

Маша Троекурова на момент действия является 17-летней девушкой, которая воспитывается в одиночестве большой усадьбы, она молчалива и замкнута в себе. Ее главной отдушиной является богатая отцовская библиотека и французские романы. Появление в доме учителя-француза в виде Дубровского для романтической барышни перерастает в любовь, похожую на многочисленные романы. Правда о личности учителя не пугает девушку, что говорит о ее смелости.

Важно отметить, что Маша принципиальна. Обвенчавшись с нежеланным мужем - стариком-графом - Маша отвергает предложение Дубровского бежать с ним и говорит о своем долге перед супругом.

Произведение драматично по своей композиции и стоится на ярких противопоставлениях:

  • дружба и суд,
  • встреча главного героя с родными местами и смерть отца,
  • похороны и пожар,
  • праздник и ограбление,
  • любовь и побег,
  • венчание и сражение.

Таким образом, в основе композиции романа лежит конфликтный метод, то есть столкновение контрастных сцен.

Роман «Дубровский» Пушкина под оболочкой романтического сочинения содержит ряд глубоких размышлений автора о проблемах русского быта и устройства.