Конспект урока по изо "русский народный костюм". Конспект урока "рисуем русский народный костюм" Краски природы в наряде русской красавицы презентация

Мартышова Людмила Иосифовна – учитель высшей категории МОУ-СОШ №6 г. Маркса

Тема: « Русский народный праздничный костюм».

Урок – путешествие. Комбинированный урок.

Цели и задачи:

Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны. Научить различать «сарафанный» и «понёвный» комплексы одежды.

Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.

Прививать интерес к русской народной культуре.

Оборудование и материалы:

Фигурки человека,

иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,

детские работы,

презентация « Русский народный костюм»,

проект ученика «Русская национальная одежда»

русская народная музыка,

бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,

русские народные костюмы.

Эпиграф: Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин)

ХОД УРОКА

I . Оргмомент

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

II . Сообщение темы и цели урока

–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение (выходит ученица в русском костюме)

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

Да, верно, тема урока: «Русский народный праздничный костюм» (открывается тема урока в презентации). Прочтите эпиграф к уроку.

И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с русским народным праздничным костюмом. В путешествие отправляются 3 команды (по количеству рядов). На каждом из этапов путешествия команды будут получать баллы за правильные ответы, за лучшие практические работы. За каждый верный ответ на вопрос команде – 2 балла, За верный ответ на вопрос другой команде – 1 балл.. Команда, не получившая ни одного замечания - в конце путешествия получит +5 баллов. За каждое замечание членам команды -1 балл. Все члены команды, набравшей наибольшее количество баллов - получат «5».

III . Путешествие.

Итак, в путь!

1. Посещение картинной галереи-

просмотр репродукций картин русских художников, где изображаются женщины в русских народных костюмах.

(Просмотр презентации)

1. Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в русских народных костюмах

2. Чья команда назовёт больше элементов русского костюма, изображённого на картине.

1. Ответы учеников: И.Аргунов,Левицкий, К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин

2. (Отвечают поочерёдно. Для каждой команды предлагается картина).

2. Мы в музее русского национального костюма.

Повторение значений элементов русского костюма

1.Итак,что прежде женщины носили?

2.Объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении.

3.Итак, Саша нас проведёт по залам музея русского национального костюма

1. Стихотворение «Женский костюм» читает ученица в русском костюме.

2. Ответы учеников:

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.

Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.

Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

Повойник – головной убор типа чепца

3. Ученик представляет его проект «Русские национальные костюмы»

3. Путешествие на север и юг России.

Сравнение и анализ северного и южного русских народных костюмов .

(Просмотр презентации)

1.Я показываю элемент костюма на слайде, а вы его называете.

2. В чём сходство и в чём различие между северным и южным комплексами русской одежды?

3. Костюм крестьянки – он традиционно носил национальные черты. Прослушайте внимательно стихотворение и запишите элементы русского костюма, о которых вы услышите. Чья команда внимательнее слушает и больше сделает записей.

4. Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?

5.Сколько головных уборов было названо и какие?

1.Ответы учеников:

2.Ответы учеников: Северорусский сарафанный комплекс, а южнорусский- понёвный (юбочный) комплекс. Общее – вышитая рубаха.

3. 2 ученика читают стихотворение «Наряды женщин из северных и южных областей». Остальные слушают и делают записи в альбомах.

4. Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики – 9.

5. Кокошник, венцы, кики – 3

4. Отдых в пути.

Проведение динамической паузы. Физминутка

Говорит и показывает движения

Повторяют движения за учителем

5 . Практическая работа под русскую народную музыку. (Задание дифференцированно).

1.На основе увиденного материала о костюме надо выполнить эскиз костюма. На прошлом уроке вы построили общую форму костюма. А сейчас вам предстоит наметить места украшений на вашем костюме и выполнить в цвете работу.

2.Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе?

Ответы учеников:

1.По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин.

2.Работают индивидуально, получают консультацию учителя

6. Подведение итогов путешествия.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка

– Какой вид костюма вы выбрали?

– Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?

– О чем вам может рассказать русский народный костюм?

Первая команда называет лучшие работы второй команды (вторая – третьей, третья – первой). Объясняют почему им понравился выбранный костюм.

7. Домашнее задание

Подобрать зрительный материал о народных гуляниях (масленица и др.) Составим коллективную работу «Наш весёлый хоровод» из ваших сегодняшних работ.

Женский костюм

Итак, что прежде женщины носили?

У всех деталей имя есть свое:

Кафтан надет поверх рубахи длинной,

Орнаментом украшенный внизу.

На голове – убрус под шапкой чинной

Или повойник – оттенить красу.

Ну, горожанки шли в сапожках новых,

Крестьянки чаще бегали в лаптях.

Носились и запоны, и понёвы –

Детали поясню вам в двух словах.

Наряды женщин из северных и южных областей

1. И не касался Запад просвещённый

Его своеобразной красоты!

Все те же сарафаны надевались,

Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин различались

Из северных и южных областей.

На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканной.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала,

А на рубахах вышивка всегда

Событиям особым отвечала –

Для свадьбы, сельских праздников, труда,

2 .Крестьянки Юга – те предпочитали.

Поверх рубах понёвы надевать,

Узором по подолу украшались,

Нарядом женским, Девушки носили.

По верх рубахи фартук иль армяк ,

На совершеннолетие им шили

Понёвы – юбки, вот бывало как!

На Севере кокошник надевали,

Расшитые узорами венцы,

На Юге кики им предпочитали,

А к юбкам пришивали бубенцы.

Физминутка

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(вращение головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головой в разные стороны)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

(руки накрест перед собой)

5. Практическая работа учеников.

– Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)

нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,

наплечные – охраняли руки,

наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

– Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)

Задание дифференцированное:

1 группа : Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” – задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.

2 группа : “Одеть” бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

Этапы работы:

выбрать вариант костюма;

построить общую форму костюма;

наметить места украшений и орнамента;

определить колорит (цвет) костюма;

выполнить в цвете работу.

Литература:

Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006

Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.

Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Пояснительная записка

Программа и материал УМК рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует ОБУП в 1-х классах (1-4).
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе


    1. Цели преподавания дисциплины
обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента Государственного стандарта общего образования по предмету «Изобразительное искусство»
содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
способствовать усвоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);
содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности с различными материалами;
способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

1.2.Задачи изучения дисциплины

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать
значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешения;
эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

уметь
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учетом замысла;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные («листок», «травка», «усики», «завиток»);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
проявления положительного отношения к процессу труда и к результатам своего труда и других людей.
^ Искусство (ИЗО). Шпикалова Т.Я., Алексеенко Е.В., Ершова Л.В. 1 класс. УМК «Перспектива»

Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Практическая работа

^ Тип урока

Информационное сопровождение

Календарные

сроки


планируемые

фактические

^ I четверть. Уроки 1-8

Тема четверти: Осень золотая


1

Какого цвета осень? Творчество И.И.Левитана

Изображение золотой осени (акварель, гуашь)

Урок - путешествие

Какой видят осень поэты, художники, народные мастера. Творчество И.И.Левитана

2

^ Земля-кормилица. Натюрморт с натуры

Натюрморт из овощей и фруктов (акварель, гуашь)

Урок - сказка

Сочинение сказки про осень

3

^ Щедра осенью земля-матушка. Композиция по представлению

Композиции по представлению: «Богатый урожай», «Первый каравай» (акварель, гуашь)

Урок- импровизация

Отражение в произведениях искусств человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, поэзии, музыки

4

^ Природа-художница. Техника отдельного мазка

Рисование осеннего пейзажа по представлению (акварель, гуашь)

Урок- игра

Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка

5

^ В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен

Рисование с натуры ветки рябины (акварель, гуашь или аппликация из цветной бумаги)

комбинированный

Основы изобразительного языка живописи. Превращение пятна в изображение

6

^ Осенью капуста - барыня

Рисование с натуры или представлению сечки (акварель, гуашь)

комбинированный

Понятие о силуэте и симметричном изображении

7

^

Рисование золотого петушка (гуашь)

Урок - сказка

Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома

8

^ В золоте Хохломы - золото осени

Рисование кистью элементов травного узора Хохломы (гуашь черная, красная)

Урок - сказка

Повтор главных элементов травного орнамента Хохломы

9

^ В золоте Хохломы - золото осени

Повтор и вариация элементов орнамента Хохломы (гуашь)

Урок - сказка

Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. Хохлома

^ Рекомендуемые для ознакомления в I четверти:

Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень);
произведения народного декоративно-прикладного искусства: Н. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, изделия народного творчества из природных материалов (соломки, бересты, шишек, плодов).


^ II четверть. Уроки 10-16

Тема четверти: Зимняя сказка


10

В золоте Хохломы - золото осени

Импровизация по мотивам хохломской росписи (гуашь)

Урок - сказка

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла

11

^ Краски природы в наряде русской красавицы

Украшение наряда красавицы (акварель, фломастеры)

комбинированный

Ансамбль русского народного костюма

12

^ В гостях у зимней сказки

Изображение дома Деда Мороза (графические материалы)

Урок - сказка

Изображение по памяти фигуры человека

13

^ Герои русских народных сказок. Творчество В.М.Васнецова

Изображение героев зимних сказок (гуашь)

Урок - сказка

Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова

14

^ Снежный пейзаж

Изображение зимнего пейзажа чёрной и белой линиями (графические материалы)

комбинированный

Основы изобразительного языка графики

15

^ Цвет зимы - белый

Рисование снежных цветов на окне (акварель)

комбинированный

Линия и мазок в художественном изображении

16

^ В гостях у мастеров каргопольской

игрушки


Роспись силуэтов игрушек (гуашь)

комбинированный

Знакомство с каргопольской игрушкой

^ Рекомендуемые для ознакомления во II четверти:

произведения изобразительного искусства: Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»;
С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; изделия из текстильных материалов (народный костюм, вышитые изделия, тряпичные куклы).


^ III четверть. Уроки 17-25

Тема четверти: Весна-красна


17

В гостях у мастеров каргопольской игрушки

Роспись глиняных игрушек (гуашь)

комбинированный

Импровизация на тему каргопольских игрушек

18

^ Богатыри земли Русской

Украшение снаряжения русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер)

комбинированный

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников

19

^ Богатыри земли Русской

Портрет русского богатыря (гуашь)

комбинированный

Образ богатыря в живописи и графике

20

Конь-огонь

Декоративная композиция по представлению (гуашь)

Урок- игра

Изображение по воображению животных. Конь

21

^ Весна-красна - праздник света и тепла

Весенняя природа в произведениях русских художников. Рисование первых весенних цветов (акварель, гуашь)

комбинированный

Использование в своей работе разных приёмов живописи

22

^ Дымковская игрушка

Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь)

комбинированный

Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства

23

^ Дымковская игрушка

Вариация дымковских узоров (гуашь)

Урок - сказка

Передача настроения ярмарки в декоративной композиции

24

^ Красота весенней природы

Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь)

комбинированный

Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте

25

^ Вешней воды никто не уймет

Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь)

комбинированный

Использование разных технических приёмов при работе с красками

^ Рекомендуемые для ознакомления в III четверти:

произведения изобразительного искусства: Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка;
произведения народного искусства: И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; изделия из бересты.


^ IV четверть. Уроки 26-33

Тема четверти: Разноцветное лето


26

«У лукоморья дуб зеленый...»

Рисование героев сказок Пушкина по представлению (гуашь)

Урок - сказка

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой

27

^ Красуйся, красота, по цветам лазоревым

Рисование с натуры весенних цветов (акварель)

комбинированный

Пропорции и форма различных садовых цветов

28

^ Образ приближающегося лета

Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей (акварель, гуашь)

комбинированный

Знакомство с произведениями Куинджи, Ван Гога, К.Моне

29

^ Превращение красочного пятна в дерево

Экспериментирование с цветными пятнами и линией (акварель, гуашь)

комбинированный



30

^ Какого цвета страна родная



комбинированный



31

^ Пейзаж в разное время дня

Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору)

комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Государственная Третьяковская галерея

32

^ Найди краски ясного дня и теплого вечера

Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору)

комбинированный

Понятие о тёплых и холодных цветах, о множестве оттенков

33

Изовикторина

Актуализация знаний

урок- игра

^ Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти: произведения изобразительного искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; Е. Волошинов. Лук; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками;
произведения народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову.

По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративное рисование. Это авторские работы, творческие... (традиции и современность).Это изображение головных уборов.....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чёрный цвет - цвет кровной мести, символическое употребление цветов является языком,
традиционным средством передачи идеи и душевных состояний. Зло, темнота, страдания,
несчастье, болезнь, смерть.

Зловещий цвет ворона - воспринимается как приобретённый от соприкосновения с огнём
(или дым).

Чёрный - чисто животное начало. Смерть, обмороки, сон, тьма. Это эмблема всего
скрытого,

тайного, тёмного, неизвестного, это зло и дурные вещи, отсутствие удачи, чистоты, белизны,
и несчастье, болезнь и смерть, вдовство.

Чёрный цвет и подземный мир в Индии. Вода и дождь. Он надевает чёрную одежду ибо
такова природа дождя.

Чёрный цвет - это цвет самого тёмного времени года.

Белый цвет - цвет добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, цвет преумножения,
очищения, приобщения к миру добрых духов и культу предков, которым они приписывали
большое влияние на все свои дела.

Быть белым - значит быть чистым, безбедность и отсутствие неудач, воспитание, власть и
сила, отсутствие смерти и слёз, встреча с духами предков и поминание их дарами.
Жизнь и здоровье, зачатие или рождение ребёнка, смех, как знак дружелюбной
общественности (у стариков волосы белеют, созревание).

Быть белым - значит быть в правильных отношениях с
животными и мёртвыми, а значит быть здоровым и невредимым.

Белизна это цвет всеобщей осведомленности.
Белый как дневной свет и от солнца и от луны.
Красный и белый выражают сопоставление.

Белый феет, когда в (холодных) красках тёплых, и в холодных - согревает.

Белый - предки - традиции - прошлое - память.

Русские синонимы притвориться, перекраситься.

Белый соотноситься с женщинами, как хранительницами мифов. Именно женщины
красятся в белый цвет и носят белые одеяния.

Белый цвет - это когда покойник уходит в прошлое, ему подобает быть одетым в белые
одежды.

Смерть - как возрождение в новом качестве.
В красные и чёрные цвета раскрашиваются только живые.
Белым цветом могли краситься только мёртвые, духи предков.
Вода считается белой, так как очищает человека от грязи.

Предварительный просмотр:

Красный цвет - ассоциируется с огнём - важнейшим для первобытного человека явления. Огонь может быть созидательным (в очаге) и разрушительным на пожаре. Вероятно именно 1 свойство должно было почитаться людьми. Хранительница домашнего очага была женщина.

Многие народы представляли духа огня в виде старой женщины, а у нанайцев в виде дряхлой, сгорбленной старухи в красном халате.

В традициях Вьетнама самым верным способом сохранения себя от злых духов, считалось ношение амулетов, обычно красного цвета, которого бояться духи. К аналогичному амулету можно отнести детскую шапочку, сшитую из красных и серых лоскутков материи.

Во многих обществах красный цвет как обрядовый, обозначает переход от детства к юности. Этот цвет возбуждал и устрашал врагов одновременно.

В Австралии красный цвет по преимуществу цвет силы, энергии, видимой (огонь) и не видимой (духовной) - цвет радости. В Индии красный - свадьба и покойник раскрашен в красное.

Красный - обозначал восток, поскольку на востоке, каждый день рождается солнце. Красный цвет воскрешения.

Для возвращения солнца нередко использовались среди прочего предметы красного цвета. Жители Китая в канун Нового года наносят визит и оставляют карточки красного цвета. Красный - цвет счастья. Чтоб счастье не покинуло этот дом, зажигают красные свечи. Отметки 5 ставят красным цветом. Символ жары, лета, огня. Красный - смерть и счастье, погребения и воскрешения.

Красный одновременно может приносить добро и зло, поскольку красный цвет это кровь, а

кровь бывает чистой и не чистой.

Белый свет утра - красный свет вечера.

Контраст день и ночь, муж. и жен., красный и белый.

В мифах существует культ трёх рек.

Главной рекой является белая, средней - красная и младшей - чёрная.

Сохранение себя от злых духов считалось ношение амулетов обычно красного цвета.

Предварительный просмотр:

Использование наглядных пособий на уроках История С. Петербурга

Межпредметные связи

Уроки природоведения

Связь с уроками трудового обучения

Связь с уроками
математики.Счет ДО 10

Связь с уроком математики

Связь с трудовым обучением. «Художеств. труд».История С. Петербурга.

Подготовка к 4 кл.Связь с
природоведением.

Тема урока.Класс

I. 1.Знакомство с народным
костюмом «Подол рубахи» 1кл.

  1. Термины (словарь)
  2. Иллюстрации животных, сливающихся с природой
  3. Вышивка шов «роспись».Знак земли

П.Тема.Конь-огонь 1кл. Вышивка шов

«крест».Производиться отсчет по клеточкам в пределах до 10.

  1. Тема.Декоративное рисование.Птицы.2 кл.

Внимательность, наблюдательность.Отсчет клеточек в пределах 20 (задача усложняется)

  1. Тема «Декоративное рисование.Народный костюм «Южный» 3 кл.

Работа с ножницами Работа с разными бумажными плотностями(картон, аньбомный лист и лист в клетку)

  1. Тема «Костюм доброго молодца и красной девицы» 2 кл. Строение человека

Предварительный просмотр:

Методическая работа.
Практические рекомендации другим учителям.

1 .Работая над программой Шпикаловой, рекомендую в 1 классе использовать
на уроке «Плетение разноцветных ковриков». Знаки земли.Земля,вода,горы.
Или распаханное поле.

Потому как самый первый опыт запоминается детьми лучше, чем
последующие, как и первый учитель.

  1. Когда плетешь коврик, а потом пытаешься дать рисунок, то детям это уже
    не очень интересно.А когда сразу плетешь, используя основу и создаешь
    узор, детям очень нравиться.Но при этом не надо всех заставлять делать узор
    плетение «распаханное поле».У некоторых детей в 1 классе еще (в ноябре
    месяце) плохо развита мелкая моторика,внимательность, счет до 10 не
    усвоен. Поэтому используется плетение какое предложила Шпикалова (как
    знак земли). Для более способных детей, я предлагаю более сильную работу,
    из 24 человек половина класса справилась с рисунком, а половина класса
    выбрала более легкий вариант. Поэтому учитывается индивидуальность
    детей, к чему сейчас призывают учителя.
  2. При знакомстве с крестьянской вышивкой лучше начинать работу с шва
    «роспись», так как это самая древняя вышивка, т.е. шов.Начинать знакомство
    с рубахи, так как первая одежда до 13 лет у мальчиков и девочек была только
    рубаха. Повседневная одежда.
  3. На уроках математики очень хорошо использовать рисунок конь-огонь или
    другие рисунки, считая клеточки.Получаются рисунки. При этом дети очень
    аккуратны и внимательны. И с удовольствием рисуют и даже не хотят
    отдавать свои работы. Детям не интересно просто считать в воздухе, а
    интереснее когда цифры оживают (как живая математика) и (связь с
    кончиками пальцев) и превращаются в изображение.

Предварительный просмотр:

I класс.Шпикалова.

Урок - импровизация.

Краски природы в праздничном наряде русской красавицы.
Импровизация по мотивам народного орнамента.Подол рубахи.

Цель: Познакомить детей с народным костюмом и крестьянской вышивкой в северном
народном костюме.

Задачи.

Образовательная : 1 .Дать представление о том, что русский народный костюм - это
слияние человека со Вселенной.

2. Познакомить детей с азбукой чтения знаков-символов.
3.Определить и доказать на основе примеров,что краски природы
являются неотъемлимой частью русского народного костюма.
Развивающие : 4.Формировать связь с другими предметами, а именно с
Природоведением.Интеграция.

  1. Познакомить детей с нар. костюмом через художественный труд.
  2. Научить вышивать(писать) орнаменты и вкладывать в них смысл
    Воспитательные : Т.Формировать у детей только положительные мысли и чувства

В.Закрепить связь поколений.

Оборудование для учащихся:
1 .Бумага в клетку с аппликацией

  1. Фломастер
  2. Простой карандаш
  3. Резинка

Оборудование для учителя:
1 .Картины с животными

  1. Русский народный костюм
  2. Магнитофон и кассета
  3. Словарь: кокошник, рубаха, сарафан, красный, белый, свет, чистый, оберег, земля, вода,
    росток, горы.
  4. Свеча, спички
  5. Стих о колокольчике(добро и зло)
  6. Икона
    Литература:
  1. Н.В.Серов. Хроматизм мифа
  2. Журнал "Свет", статья "Одежда от предков"
  3. Энциклопедический словарь "Русский народный костюм"
  4. Лекции на занятиях УПМ

Предварительный просмотр:

ВОСКРЕШЕНИЕ

КРОВЬ

ЖИЗНЬ

Предварительный просмотр:

План урока.

I. Орг. Момент

П. Костюм - вселенная мира

б) Символика цвета 3 м.

в) Сливание с природой 3 м.

а) рубаха

б) кокошник

в) сарафан

  1. Физминутка.Кадриль.

а) аппликация

б) узор,орнамент

в) знаки-символы

  1. земля
  2. вода
  3. росток
  4. горы

а) стих «Колокольчик»

  1. Выставка работ
  2. Орг. момент

Ход урока.

Г.Орг. момент

П.Костюм - вселенная мира

  1. А почему ты так решил?
  2. Цветное изображение.

  3. мой вопрос


  4. вселенною

б) символика цвета


народном костюме?

  1. белый, красный, черный
  2. Красного

в) Сливание с природой.



Предварительный просмотр:

По программе Шпикаловой.

  1. КЛАСС
  1. Декоративное рисование. Народный костюм. Подол.
  2. Декоративное рисование. Конь - огонь.
  1. КЛАСС
  1. Декоративное рисование. Кокошник.
  2. Декоративное рисование. Птица.
  3. Декоративное рисование. Костюм красной девицы.
  1. КЛАСС
  1. Урок импровизации. Образ матушки - зимы...Народ, орнам.
  2. Декоративное рисование Южных стран. Народный костюм.
  1. КЛАСС

Предварительный просмотр:

План урока.

I. Орг. Момент

П. Костюм - вселенная мира

а) Беседа по картинам (фото) 5 м.

б) Символика цвета 3 м.

в) Сливание с природой 3 м.

Ш. Краски природы в наряде русской красавицы

а) рубаха

б) кокошник

в) сарафан

  1. Физминутка.Кадриль.
  2. Практическая работа.Знакомство со знаками-символами.

а) аппликация

б) узор,орнамент

в) знаки-символы

  1. земля
  2. вода
  3. росток
  4. горы
  1. Вкладывание смысла в орнамент добрых мыслей

а) стих «Колокольчик»

б) музыка «Ивана Купала «Несет Галя воду»

  1. Выставка работ
  2. Орг. момент

Ход урока.

Г.Орг. момент

П.Костюм - вселенная мира

Рассмотреть изображение людей, одетых в русский народный костюм.

а) беседа по картинам-фотографиям

  1. Ребята, перед вами висят 3 картины, рассмотрите их
  2. Кто скажет, о каких людях мы сегодня будем говорить?
  3. О тех, которые жили давным-давно?
  4. А в какой картине или картинах изображен современный человек,
    который просто оделся в костюм и сфотографировался?
  5. А почему ты так решил?
  6. Цветное изображение.
  7. А если бы все картины были черно-белыми, то тогда как бы ты ответил на
    мой вопрос
  8. Так как лицом, взором своим обращен человек к природе, но не только
    поведением он сливается с природой, но и сам костюм представлен
    вселенною

б) символика цвета

1 .Рассмотрите цветные иллюстрации и скажите, какие цвета присутствуют в
народном костюме?

  1. белый, красный, черный
  2. А какого цвета больше на костюмах?
  3. Красного
  4. Потому что люди красный цвет считали оберегом, который их защищает и
    оберегает.Поэтому сегодня мы будем рисовать красным фломастером.

в) Сливание с природой.

Смотрите, как животные сливаются с природой, еж и его иголки на спинке
сливаются с иголками хвоинок, белая шубка зверей сливается со снегом, и
человек тоже старался слиться с природой-матушкой.

Ш.Краски природы в наряде русской красавицы (кукольная игрушка).

  1. Здраствуйте, ребята!Я бабушка Маланья.А как вы думаете, что на мне
    одето?
  2. Рубаха
  3. Она у меня до самой земли.Женщины так и ходили.Вот внизу и
    изображали, что на земле растет.
  4. А на голове носили(достает кастрюлю)
  5. Ой, не то, совсем запамятовала(достает кокошник ).В небе птицы летают, а
    голова ближе всех к небу кокошник-курица.
  6. А что это у меня висит?
  7. (Дождик)
  8. А что еще можно увидеть на небе?
  9. (Солнце,звезды)
  10. Это все на кокошнике у меня.Вот солнце встает, а это зенит, а это
    закатное солнце.
  11. Ну а это сарафан.Ох,одену и пойду танцевать.
    ХУ.Физминутка.Танец «Кадриль».

У.Практическая работа.Знакомство со знаковой системой,
а) Аппликация

  1. Посмотрите, на костюме мы видим какие-то узоры, нам кажется, что это
    для красоты, а на самом деле это язык.Но не английский или немецкий,а
    декоративный прикладной. Мы научимся не только его читать, но и
    писать и оформим подол рубахи.

А начнем с упражнения. Возьмите в руки нашу аппликацию. Вспомните, что
обозначал этот узор.

  1. Земля.Распаханное поле.
  2. Где он вышивался чаще всего?
  3. На подоле.
  4. Значит сегодня мы будем расписывать подол рубахи,
    (тема урока на доске).Писать будем не сверху вниз, а наоборот.
  5. Как одним словом мы назовем эти знаки?
  6. Узор
  7. А как называется слово, когда мы говорим, что этот узор нужно повторить
    или продолжить?
  8. Орнамент

Давайте вместе превратим узор земли в орнамент. Возьмите в руки пока
простой карандаш.Вопрос на внимание!Мы будем писать сверху или снизу?

Скажите, а о чем вы думали, когда рисовали землю?

Ты один гулял по этой земле? Ведь главное , какие мысли и чувства вы испытываете

когда вышиваете...

Но прежде чем мы будем мыслями писать, хочу стихотворение я прочитать.И задать
вопрос.Одна дверь, один и тот же колокольчик.Но почему к первому мальчику вышла
добрая старушка, а ко второму Баба-яга?

Стоит небольшой старинный дом
Над зеленым бугром
У входа висит колокольчик.
Украшенный серебром
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь.
То поверь.

Что в доме проснется старушка.
Седая, седая старушка,
И сразу откроет дверь
Старушка приветливо скажет:
Входи, не стесняйся, дружок-
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она
Но если,
Но если,но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться.
Поднимешь тезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-яга,
И не слыхать тебе сказки
И не видать пирога.

Итак, я повторяю вопрос...

Вывод: только с добром и добрыми мыслями нужно садиться за работу и представлять то
место на земле, где ты был, а может быть еще будешь. Поможет нам музыка и свеча.
Возьмите красный фломастер и обведите карандашом линии.(музыка Ивана Купала).
А сейчас выставка работ (Возможно на замазку)
УШ.После музыки может кто-то захочет рассказать, о чем он думал

Изменился ли наш класс?

Какие чувства?

  1. Добрые
  2. А к какой части рубахи ты бы прикрепил свою вышивку?
  3. Почему?

Из какой одежды состоит народный костюм?

С какими знаками растительн. орнамента ты познакомился?
Орг.момент.


красавицы. Народный костюм (1 ч )

Восприятие русской женщины в нацио- нальном русском наряде на пахоте в живо- писи А. Венецианова, фотоизображений народных женских праздничных костюмов

Рассматривать произведения художника-живописца, посвящённые весенней пахоте и русской красавице в на- родном традиционном костюме, и произведения народ- ного и декоративно-прикладного искусства (народных

Продолжение

Т ематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

Архангельской, Вологодской, Рязанской гу- берний.

Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Пред- ставления о богатстве и разнообразии худо- жественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традици- онной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, пес- нях.

Диалог об искусстве. Особенности кроя и орнамента народного костюма разных реги- онов России. Элементы народного костюма Русского Севера и значение набивных и вы- шитых орнаментов в нём.

Творческое задание с учётом собственных представлений о красоте народного женско- го костюма, с использованием известных приёмов и техник, в том числе в технике аппликации.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, цветные карандаши (на выбор).

Советы мастера.

костюмов разных регионов России) и высказывать свои впечатления от их восприятия.

Сравнивать народный женский костюм из северных регионов России с народным костюмом из южных. Опре- делять , из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают, и объяснять , в каких местах костю- ма располагается орнамент и каково его значение в де- коре костюма.

Участвовать в обсуждении состава традиционного на- родного костюма северорусского сарафанного комплек- са и южного (отсутствие сарафана) комплекса, их отли- чительных особенностей в крое и декоре.

Выбирать художественные приёмы для осуществле- ния своего замысла творческой работы. Рисовать по- своему (или выполнить в технике аппликации) наряд девицы-красавицы. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму.

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности