Конспект занятия по разделу "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе на тему: "Чтение рассказа Н. Носова "Фантазеры"

Татьяна Силантьева
Занятие по чтению художественной литературы

Занятие по чтению художественной литературы

«Путешествие в сказку (старшая группа)

Цель : создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения по средствам художественной литературы .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» в аудио обработке.

Формировать потребность детей слушать и рассказывать сказки.

Развивающие :

Совершенствовать речевую и двигательную активность детей.

Развивать умение детей в построении полных, выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанной сказки, в узнавание героев знакомых сказок.

Совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи, интерес к малым фольклорным жанрам.

Воспитательные :

Вызвать интерес к любимым героям сказки.

Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки.

Словарная работа :

Коромысло, кадка, прорубь.

Оборудование :

Ноутбук

Презентации «Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» ,

Коробка “посылка»

Разрезные картинки к русским народным сказкам в конвертах

Предварительная работа :

Чтение сказки .

Инсценировка сказки.

Настольные игры.

Рисование сказочных героев.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

Дети сидят на стульях, напротив экрана ноутбука (экрана) .

Воспитатель :

Ребята, к нам пришли гости. Поздороваемся с гостями.

Вы любите сказки?

Дети. Да. Любим.

Воспитатель :

Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения.

Кто сочиняет русские народные сказки? (Русский народ.)

Какие русские народные сказки, вы знаете? (Перечисляют.)

Вы хотите очутиться в сказке?

Скажем волшебные слова. (Хором)

Крибли, крабли, бумс!

И покружились.

Воспитатель включает музыку.

Утром в нашу группу принесли посылку

Давайте посмотрим, что в ней. (Открыть.)

В ней лежит книжка! (Достать, показать детям.)

Кто догадался, как называется сказка? («Лисичка-сестричка и серый волк» .)

Проговаривают хором название сказки.

Вы хотите послушать сказку? (Да.)

Давайте присядем на стулья.

Воспитатель : «Слушайте внимательно, запоминайте старательно» :

«Сказка в двери к нам стучится.

Скажем сказке – заходи.

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди».

Слушание аудио-сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» (презентация) .

Понравилась сказка?

Давайте отдохнем.

Физминутка

А проверим мы осанку

И сведем лопатки, (дети сводят руки сзади)

Мы походим на носках, (ходьба на носках)

А потом на пятках. (ходьба на пятках)

Пойдём мягко, как лисята, (изображают лисью походку)

И как мишка косолапый, (изображают медвежью походку)

И как заинька-трусишка, (согнуться, ладошки к голове)

И как серый волк-волчишко. (выставить согнутые руки и показать «когти» )

Вот свернулся ёж в клубок, (сесть в глубокий присяд - как бы свернуться)

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся, (коснуться детей рукой)

Ёжик сладко потянулся. (потягиваются)

Присаживайтесь на стульчики.

Беседа с детьми по содержанию сказки.

1. Как называется сказка?

2. Кто главные герои в сказке? (Лиса, волк)

3. Почему лиса обманула деда (Потому, что ленивая, хитрая, голодная, но идти на охоту ловить мышей не хочет. Холодно, зима.)

4. Как лиса обманула деда? (Ответы детей.)

5. Кого еще обманула лиса? (Волка.)

6. Как лиса обманула волка? (Сказала, что можно опустить хвост в прорубь и приговаривать.) Давайте посмотрим на прорубь (слайд) . Прорубь – это отверстие, дыра во льду на реке.

-Скажем хором : прорубь. (Проговорить хором слово «прорубь» )

7. Что приговаривал волк, когда ловил рыбу? (Ловись, рыбка, и мала и велика) .

-Скажем хором, как волк : .

А теперь мальчики скажите, как волк : «Ловись, рыбка, и мала и велика» .

8. Что приговаривала лиса, когда ходила вокруг волка? (-Ясни, ясни на небе звезды. Мерзни, мерзни волчий хвост.)

А теперь девочки скажите, как лиса : «Ясни, ясни на небе звезды. Мерзни, мерзни волчий хвост» .

9. Что случилось, когда волк пытался вытащить хвост из реки? (Хвост приморозило.)

10. О чем подумал волк? (Сколько много наловил рыбы.)

11. Кто пришел утром на реку? (Бабы.)

12. Чем они били волка? (Кто ведром, кто коромыслом.)

Давайте посмотрим на коромысло (слайд) . Коромысло – это деревянная дуга с крючками, на которые вешают ведра.

-Скажем хором : коромысло. (Проговорить хором слово «коромысло» .)

13. Что в это время делала лиса? (Залезла в дом)

14. Куда залезла лиса головой? (В кадку.)

Давайте посмотрим на кадку (слайд) . Кадка – это деревянное ведро.

-Скажем хором : кадка. (Проговорить хором слово «кадка» .)

Попала лиса головой в кадку с тестом и вся вымазалась.

15. -Встретились лиса и волк снова.

Как лиса опять обманула волка? (Наводящие вопросы, если дети не могут ответить.)

Что приговаривала лиса, едя верхом на волке? (Битый не битого везет, битый не битого везет.)

16. Какой волк в этой сказке? (Глупый, доверчивый, простодушный)

17. Что вы можете сказать про лису? (Если не скажут, то спросить : «Лиса какая?» ) (Лиса хитрая, плутовка, обманщица)

18. Почему все-таки эту плутовку и обманщицу называют так ласково : лисичка-сестричка? (Она красивая, обаятельная, не злая, рыжая)

19. Вспомним, что приговаривали волк и лиса у проруби (слайд) .

Андрей, ты будешь волком, а Лиза будет лисой.

Похлопаем артистам.

А теперь Лёша будет волком, а Вероника – лисой.

Одеть шапочки на мальчика и на девочку

Похлопаем артистам.

Воспитатель :

Ребята, вы хорошо знаете русские народные сказки? Сейчас проверим!

Назовите сказку.

(Игра «Назови сказку» презентация показ эпизодов из знакомых р. н. сказок)

Молодцы, хорошо знаете русские народные сказки!

Включить музыку :

В волшебной посылке есть еще кое что!

Достать подарок детям.

Публикации по теме:

«Дрема». Занятие по чтению художественной литературы во второй младшей группе «ДРЕМА». Занятие по чтению художественной литературы во второй младшей группе «1» Цель: Познакомить детей со сказкой «Дрема». Помочь понять.

Годовое тематическое планирование по чтению художественной литературы во второй младшей группе ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Задачи образовательной деятельности -Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Кот в сапогах» Ересектер тобында йымдастырылан оу іс-рекетіні технологиялы картасы Білім.

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Стихотворение Я. Акима «Мама» КОНСПЕКТ-НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Чтение художественной литературы». Стихотворение Я Акима «МАМА» Задачи: - вызвать радостный эмоциональный.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе «Путешествие по сказкам» Цель: Систематизировать знания детей о сказках через игру – путешествие. Програмное содержание Образовательные задачи: -продолжать знакомить.

Конспект по чтению художественной литературы Конспект по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе на тему: К. Ушинский «Слепая лошадь». Цель: Подведение.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «Сказочное путешествие». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №26 Кораблик» Конспект занятия по.

НОД по чтению художественной литературы «Как муравьишка домой спешил» Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе общеразвивающей направленности Провела: воспитатель Закутяева.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы для первой младшей группы Месяц Название произведения октябрь 1. Чтение потешки «Водичка,водичка» 2. Обыгрывание потешки «Чики-чики-чикалочки…» 3. Разучивание потешки.

Перспективный план занятий по чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь 1 Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Подарки осени» 2 Пересказ сказки «Козлята и волк» Октябрь 3 Ознакомление с малыми фольклорными.

Библиотека изображений:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35 «Лейсан» комбинированного вида ЕМР

Составила: воспитатель Юсупова М.М.

Елабуга

Конспект занятия по речевому развитию «Чтение художественной литературы»

на тему: «Чтение сказки «Живая ель»

Цель:

    Сформировать представления у детей о деревьях, их значимости в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о деревьях.

    Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям дерева.

    Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.

    Совершенствовать речь детей, расширять запас слов.

    Развивать разговорную речь, внимание, память.

Методические приемы: чтение сказки вопросы воспитателя; загадки; пальчиковая гимнастика «Большая ель» ; физкультминутка «Деревце»; Дидактическая игра «Собери елку» (пазлы); анализ занятия; домашнее задание «Экология».

Предварительная работа: Чтение сказки, рассматривание и рисование иллюстраций к ней; рассуждения на тему «Экология».

Материалы и оборудование: картинки с деревьями (пазл), сказка Юсуповой М.М. «Живая ель».

Ход занятия

Организационный момент

Вот стоит большая елка, Пальцы рук – «в замок», большие пальцы – верхушка.

А на ней растут иголки. Сжать кулачки.

Есть на елке также шишки, «замок» - пальцы сложены,

А внизу – берлога мишки. большие пальцы соединить кончиками – вход в берлогу.

Загадки

Зимой и летом Одним цветом. (Ель, сосна)

Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ель)

Чтение сказки «Живая ель»

Воспитатель читает детям экологическую сказку «Живая ель»
Давным-давно, в тёмном лесу, жила-была ель. Своей красотой она славилась на всю округу. Только не всем свою красоту показывало деревце.
Вот как-то раз проезжал мимо леса купец. Захотелось ему полюбоваться на деревце. Долго плутал по лесу купец. Наконец на поляне он увидел её. Только ничего в ней необыкновенного не было. «Врут люди, - подумал купец, и собрался уходить. Тут ему навстречу вышел лесничий. Он спросил у купца, понравилось ли ему ель, но купец только махнул рукой. Тогда лесничий повёл купца обратно, а по дороге рассказал, что много людей приходило к ели и, увидев её красоту, хотели срубить её и оставить себе на забаву. С тех пор ель стала хорониться от злых умыслов людей. Вот они пришли обратно. Тут лесничий подошёл к деревцу и, протянув руку, погладил её по веткам. Говорил с ней как с человеком, спрашивал о житье, о здоровье. Слушал купец и дивился. Вдруг ель преобразилась: стала стройная, ветки распустились, иголочки излучали изумрудный свет. Потрогал купец ветку ели и вдруг, вместо колючих иголок появились маленькие листья. Понял купец, что ель тоже живое, сказочно-красивое дерево.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо «машут» кистями рук к себе.

И качает деревцо. Руки подняты, кисти качаются вправо – влево.

Ветерок все тише, тише. Плавные движения кистями вверх-вниз

Деревцо все выше, выше. Руки поднять вверх, потянуться.

Беседа по содержанию сказки «Живая ель»

1. Вам понравилась сказка?

2.. Как она называется?

3. Почему ель не показывала своей красоты людям?

4. Как лесничий обращается с елью?

5. А почему, как вы думаете, сказка называется «Живая ель»?

6. Чему учит нас эта сказка?

7. В чем польза деревьев?

Воспитатель. И вообще лес – это источник здоровья. Деревья в лесу очищают воздух от пыли и копоти, насыщая его кислородом. Послушайте стихотворение о пользе, которую приносит лес.

Лесом можем мы гордиться,
Лес – зелёная больница.
Воздух там – сплошной озон.
Все болезни лечит он.
Лес, как сказочное царство:
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке,
В каждой ветке –
И лекарство, и таблетки.

Воспитатель. С давних времён ёлка используется как растение-лекарь. Её хвоя богата многими полезными для человека веществами, в том числе витамином С. При простудах хорошо помогает отвар шишек ели в молоке. Еловая смола, смешанная с воском и мёдом, хорошо заживляет раны. Но ёлка служит не только человеку, но и птицам, белкам и другим животным, которые лакомятся её семенами. Вот какую пользу приносит лес.

Дидактическая игра «Собери елку» (пазлы).

Дети собирают из отдельных геометрических фигурок елочки. Сравнивают их по высоте.

Итог:

Воспитатель: Лес – это наше богатство. Лес – это зеленый наряд нашей земли. Там. где лес, всегда свежий воздух. Лес – это дом для птиц и зверей. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.

Так давайте к деревьям мы будем относиться, как друзья!

Воспитатель: Ребятки, мы сегодня с вами послушали сказку о ели. Я предлагаю сегодня вечером вам тоже пофантазировать с мамами и папами, нарисовать рисунок к сказке «Живая ель», а завтра показать их друг другу в детском саду.

Продолжать знакомить детей с творчеством других народов. Расширять знания о жизни народов севера. Познакомить с бытом народа севера. Воспитывать любовь и уважение к матери. Учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем. Работать над развитием навыка диалогического выразительного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Конспект занятия по чтению художественной литературы.

Сказка «Айога»

Воспитатель: Исаева Ф.В.

Цели: Продолжать знакомить детей с творчеством других народов. Расширять знания о жизни народов севера. Познакомить с бытом народа севера. Воспитывать любовь и уважение к матери. Учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем. Работать над развитием навыка диалогического выразительного чтения.

Ребята, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. Сейчас закроем глазки и окажемся в сказках.

Оказавшись в сказке, вдруг, повернемся мы вокруг.
Поворот на раз и два дружно сделаем друзья.
Удивительно кругом: тут Кощей и Кошкин дом.
По дорожке мы пойдем. Дуб волшебный мы найдем.
Мы посмотрим вверх и вниз, чудо дуб вознесся ввысь.
В темном небе звезды блещут, в синем море волны плещут.
Но пора и возвращаться, чтобы в сказке не остаться.
Ждут нас в садике дела, возвращаться нам пора.
А сейчас, ребята, пройдите к стульчикам, присаживайтесь. (Воспитатель предлагает взять каждому ребенку зеркало). По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу!

Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей). - Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают!)

Как вы думаете, часто смотреть в зеркало - это хорошо или плохо? Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)

Ребята, зеркало - это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Сегодня мы с этой сказкой познакомимся. Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.

Нанайцы – народы Дальнего Востока. Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа.

Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Они отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, из которых варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные. Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками.

Рассказывание сказки с выставлением иллюстраций.

Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая из них похожа на Айогу. Какая она была? (ленивая, хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям).
А соседская девочка, какой была? (Доброй, отзывчивой, внимательной, щедрой, трудолюбивой, бескорыстной, послушной, вежливой, ласковой).
Почему мама отдала лепешку соседской девочке? - О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)

Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить.) Вспомнить, как это было помогут нам 3 девочки. Инсценирование сказки.

Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая…)

Кто помог матери? (Соседская девочка.)

Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).

- Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Ребята, я просила вас дома подобрать пословицы о труде, доброте, помощи, давайте их сейчас послушаем.

(Ответы детей)

"Жизнь дана на добрые дел", “Не одежда красит человека, а его добрые дела.” ; "Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.”; "Не с лица воду пить”; "Всякий человек в деле познаётся.”; "Без труда нет добра”; "Маленькое дело лучше большого безделья”; "Живи для людей, поживут и люди для тебя” ; "Труд кормит, а лень портит” …

По добру - добро, а по худу - худо.
Не гляди высоко: запорошишь око.
Лениться да гулять - добра не видать.
Не по виду суди, а по делам гляди.


Молодцы! Очень порадовали меня, надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?

Продолжите фразу:
- Я похвалю своего друга за то, что…
А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги. Проводится разминка для рук:
Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять
Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать
В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем
Левой ручке отдаем
В ручку левую возьмем и опять ее пожмем
И опять чуть-чуть пожмем и на стол быстрей кладем.
Присаживайтесь за столы и сейчас мы с вами будем делать гусочку путем складывания бумаги. Как это можно назвать по-другому? (оригами). (Или сделать волшебство: положить мятые бумаги в коробку и оттуда достать готовых гусей, сделанных оригами и предложить их украсить)

Эту гусочку поставьте дома перед зеркалом и не забывайте историю про девочку Айогу.
Ребята, вы молодцы, очень хорошо поработали.


Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

1. Учить детей пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели.

2. Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

3. Продолжать учить создавать из предметов заместителей реальные предметы.

4. Закреплять название птиц, частей тела птиц.

5. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память. 6.Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке.

Материалы:

Книга - сказка: В. Сутеев «Это что за птица», игрушка Гусь, фланелеграф с крупными частями туловища разных птиц, картинки с изображением птиц (гусь, ворона, лебедь, пеликан, журавль, петух, павлин) картинка с изображением лисы.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Это что за птица», рассматривание иллюстраций к сказке.

Дети сидят полукругом

В. Ребята, посмотрите, кто это к нам в гости пришёл? (показывает детям игрушечного гуся).

Гусь: Здравствуйте ребята! Я гусь! Красивый, важный, смелый гусь.

В. Какой хвастун. А мы с ребятами читали сказку про гуся, похожего на тебя. Как она называлась ребята?

Ответы детей.

В. Эта сказка про глупого гуся, который завидовал всем птицам.

Дети «Это что за птица».

В. Правильно, «Это что за птица». Давайте вспомним эту сказку и расскажем ее.

На фланелеграфе с одной стороны висит изображение большого гуся.

Сейчас мы будем рассказывать сказку «Это что за птица», используя фигуры - заместители персонажей этой сказки.

Рассказы детей с помощью условных заместителей.

Дети вспоминают сюжет сказки и на фленелеграфе, рядом с изображением гуся выкладывают «Чудо птицу».

Начинаем рассказывать сказку. Жил-был гусь. Он был глупый и завистливый. И всем Гусь завидовал, на всех шипел. Как-то, раз Гусь увидел ………. Понравилась гусю ………. Гусь предложил лебедю ……. И они ……

Увидел гусь ……………. Понравился гусю ……..С журавлем гусь ногами поменялся. У вороны свои большие белые крылья на ее маленькие черные выменял. С павлином на яркий хвост поменялся. А добрый петух подарил Гусю свой гребешок, бородку и «кукареку». Стал гусь ни на кого не похож.

Кого встретил гусь? (Стадо гусей)

Куда позвали его стадо гусей? (На луг)

Что гуси делали на лугу? (Травку щипали)

А наш необычный гусь? (Не мог щипать травку)

Почему не мог травку щипать? (Гусю мешал клюв пеликана)

Что гуси делали на пруду? А наш гусь? Почему плавать не мог?

Кто появился на берегу? (На фленелеграфе появляется фигура лисы)

Какие выводы сделал гусь? Чему нас учит эта сказка ребята?

Ответы детей

В. Молодцы! Мне и гусю очень понравилось, как вы рассказали сказку.

Гусь: Спасибо ребята! Я больше не буду хвастаться.

Занятие переходит в свободную игровую деятельность детей у фланелеграфа.


Полный текст материала Конспект занятия по чтению художественной литературы с использованием технологии моделирования «В. Сутеев. "Это что за птица"» смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.