Кто написал сказку новогодняя быль. С.Михалков «Новогодняя быль», А.Барто «Дело было в январе…

Цели:

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова; продолжить работу над совершенствием навыка чтения, осознанность, беглость, скорость, выразительность, формировать умение “вдумчиво читать”, т.е. думать над произведением до, во время, после чтения.
  2. Развивать устную речь, образное и логическое мышление, дикцию, словарный запас; умение анализировать, обобщать, сопоставлять
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.

Оборудование: учебник “Родная речь”, выставка книг С. В. Михалкова, портрет писателя; компьютерная презентация; слоговые таблицы; листы с текстами пословиц.

Ход урока

1. Организационный момент:

Учитель: Прозвенел звонок на наш открытый урок литературного чтения. (1слайд)

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся.

Готовы вы к уроку? Да
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас.

2. Сообщение темы урока и постановка цели.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”, совершим путешествие в сказочный зимний лес и попробуем помочь его жителям.

Чтение с доски “Мы в ответе за всё на этой планете”

3. Проверка домашнего задания.

И первым нас встречает в лесу красавица белоствольная берёза. Давайте представим, что мы подошли к ней, дотронулись до веточек, осыпанные снегом. А какой замечательный русский поэт тоже любовался красотой русской берёзы?

Дома вы учили наизусть стихотворение С. А. Есенина “Берёза”. Давайте послушаем ребят, которые постараются донести до слушателей красоту есенинского стиха. Оценивая чтение мы говорим о 3 слайд .

Чтение наизусть – 3 ученика. Оценивается карточками 5 4 3(без комментирования)

Физкультминутка:

1)Ветер дует нам в лицо....

2) Зайка серенький сидит.....

4. Подготовительная работа

Учитель: Под берёзой кто - то написал на снегу слова, но их запорошил снежок. Разгадаем эти слова.

Учитель: О каком же празднике мы вспоминаем, прочитав эти слова?

Учитель: А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!”

Стук в дверь – телеграмма.

Прочитаем её. Подумайте, с какой интонацией нужно прочитать эту телеграмму в зависимости от содержания (радостно, тревожно, с призывом о помощи)

Учитель: Кто из жителей леса мог прислать эту телеграмму?

Учитель: Ель- дерево, которое мы называем птичьей столовой (свиристели, белочки, кабаны, лоси, все приходят сюда в зимний холод).

Из древесины ели делают музыкальный инструмент пианино. Ель - лесная долгожительница. Она живёт 150-200 лет. Представьте, что эту красавицу срубят и на неделю всего принесут в дом, а потом выкинут. Как же нам помочь ёлочке?

Стихотворение “Живи, ёлочка!” И. Токмаковой.

Учитель: А свой совет даёт нам замечательный детский писатель, книги которого у нас на выставке – читаю названия книг. Вы догадались – кто это.

Это С. В. Михалков

Учитель: Ребята приготовили нам небольшое сообщение о творчестве С. В. Михалкова (2 сообщения)

Учитель: Михалков популярен во всём мире, его книги переведены на многие языки. Их общее число (тираж) 230 млн. экземпляров.

5. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Сегодня мы прочитаем его произведение, которое называется “Новогодняя быль”

Как вы думаете, что обозначает это слово “быль”?

Это было на самом деле. Может быть, эту историю автор помнит из своего детства, а может быть, ему рассказал кто-то из знакомых.

Учитель: Во время первого чтения постарайтесь понять, о чём эта быль, представить себя среди героев, стать участником событий.

6. Первичное восприятие текста.

1 часть - читает учитель.

2 часть - инсценировка/Диалог Сороки и Ёлочки.

3 часть - ученик.

4 - у читель.

5 часть - ученик и учитель.

7. Проверка первичного восприятия текста.

Что вы можете сказать о прочитанном?

(радость, тревога, страх и т. д.)

С кем произошла прочитанная история.

8. Чтение и анализ произведения.

1 раз - медленно

2 раз - в среднем темпе

затем - 3 раза быстро

*Прочитаем родственные слова, некоторые из которых встретятся в тексте (8 слайд )

*Уточним значение некоторых слов с помощью “Толкового словаря”

/Индивидуальная работа/.

*Трудные слова – по слогам, плавно, затем – целыми словами. (10 слайд)

9. Минутка отдыха. /Психологическая гимнастика/

/Звучит музыка./

Закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу.

Покажите, что вы замёрзли и съежились, отогрелись и улыбнулись.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение, А теперь смахните снежинки, улыбнитесь и с отличным настроением продолжим урок.

*Учитель (при подготовке я поделила текст на смысловые части для анализа во время второго чтения).

1 часть - чтение по “цепочке”

Как жилось ёлочке в лесу? Было ли ей одиноко или скучно? Почему?

Найдите слова, рассказывающие о деревце, как о человеке.

Вспомните, как называется этот приём в литературе.

2 часть - чтение диалога “про себя”

Расскажите, какой вы представили Ёлочку, а какой Сороку.

Чтение по ролям.

3 часть - Найдите и прочитайте, как стала жить Елочка после разговора с Сорокой?

Эти слова несут особый эмоциональный оттенок.

О каком дне говориться в следующей части?

Кого испугалась Ёлочка?

Как вёл себя человек, пришедший в лес?

Я начну предложение, а вы закончите его словами из текста:

“Он не заметил,....”

Это самый волнующий, напряжённый момент были.

Что случилось с Ёлочкой, когда она проснулась?

Была ли рада Ёлочка, стала новогодней?

Кто радовался вместе с ней?

10. Вторичный синтез.

Как вы думаете, какие чувства испытывала Ёлочка потеряв сознание, а потом очнувшись,

Работа с картинным планом.

Я приготовила для вас 5 иллюстраций к “Новогодней были” Назовите их по порядку (работа в группах) (11 слайд)


Сейчас поработаем в парах.

На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”? (12 слайд)

Для кого эта история закончилась хорошо? Только ли для Ёлочки?

Читаем афоризм “Спешите делать добрые дела”.

А С.В. Михалков написал и стихотворение про новогоднюю ёлочку.

Чтение стихотворения С. Михалкова “Событие”.

11. Итог урока.

Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес.

С творчеством какого детского писателя мы продолжили сегодня знакомиться?

Какие моменты его жизни вам запомнились?

Что вы можете сказать о героях “ Новогоднеё были”?

Как вы думаете, что хотел донести до вас С.В. Михалков?

Что бы сказала вам Ёлочка, если бы пришла к нам на урок?

* * * * * * *
с п а с и б о (на снежинках)

12. Выставление оценок. Похвала.

И я вместе с Ёлочкой благодарю вас за отличную работу.

13. Домашнее задание.

стр. 203-207 . Подготовить выразительное чтение. Постарайтесь передать чувства каждого героя.

Новогодняя быль

Сергей Михалков
Новогодняя быль

В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья – сосны и ели – издали смотрели на неё и не могли налюбоваться – такая она была стройная и красивая.
Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом.
Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой…
Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая, села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.
- Пожалуйста, не раскачивайся на мне! – вежливо попросила Ёлочка. – Ты мне сломаешь макушку!
- А на что тебе твоя макушка? – прострекотала Сорока. – Тебя всё равно срубят!
- Кто меня срубит? Зачем?! – тихо прошептала Ёлочка.
- А кому надо, тот и срубит! – ответила Сорока. – Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду!..
- Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! – неуверенно возразила Ёлочка.
- Ну так тронут! – сказала Сорока и улетела в лес…
В страхе и беспокойстве прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал снег, она совсем потеряла покой. Она ведь никуда не могла убежать, чтобы спрятаться, затеряться в лесу среди таких же ёлочек.
В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью обламывались сучья.
А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.
- Это даже хорошо! – решила Ёлочка. – Теперь меня никто не заметит!
Наступил последний день уходящего года – тридцать первое декабря.
- Только бы пережить этот день! – не успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося к ней человека, он шёл прямо на неё. Подойдя к ней, человек схватился за её верхушку и встряхнул её. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветви.
- Я правильно тебя выбрал! – сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание…
Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте, только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда..
А утром, в первый день нового года, из дома лесничего вышли его дети – брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Из дома вышел лесник и пошёл за ними следом. Когда все трое оказались рядом, мальчик сказал:
– Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год!..
Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети. А в лесу посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и под каждый Новый год она вспоминает своё детство…

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Составила:Полещук Татьяна Юрьевнаучитель МБОУ СОШ №11Сергей Владимирович Михалков«Новогодняя быль». Речевая разминка.Есть одна игра для вас:Я начну стихи сейчас.Я начну, а вы кончайте!Хором дружно отвечайте.На дворе снежок идёт, Скоро праздник ……Новый годМягко светятся иголки,Хвойный дух идёт отёлкиВетви слабо шелестят,Бусы яркие…..И качаются игрушки-Флаги, звёздочки,…блестятхлопушкиЧитайте медленно и постепенно ускоряйте темп.Читайте шёпотом и постепенно усиливайте голос.

Сергей ВладимировичМихалков(1913-2007)Родился в Москве. Отец привил любовь сыну к русской литературе, познакомил со стихами В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина. Влияние поэзии сказалось на детских и юношеских поэтических опытах юного Михалкова. В 1930 г окончил среднюю школу. Переезжает в Москву и работает чернорабочим на Москворецкой ткацко- отделочной фабрике. Принимал участие в геологоразведочной экспедиции на Волгу и Казахстан. Стихи Михалкова всё чаще публиковались в столичной печати, передавались по радио. В 1935-1937г учился в Литературном институте им. М. Горького. В 1935г в журнале «Пионер» опубликовал стихи. Окрылённый успехом, Михалков рискнул сочинить целую поэму для детей. Так родился «Дядя Стёпа». Михалков дописывал «Дядю Стёпу» почти десять лет.В 1939г был призван в ряды Красной Армии, впервые попробовал себя как военный корреспондент.Продолжая работать в армейской печати, не забывает и своего маленького читателя. Пишет для малышей стихи.Писал басни. Им написано 36 пьес для детских и взрослых театров. Является автором сценариев, как художественных, так и мультипликационных. ТВОРЧЕСТВО С. МИХАЛКОВА Проверка восприятия.Почему автор назвал эту сказку былью?Что в этой сказке реально, а что вымышлено?Что вам понравилось в этой истории?От чьего лица ведётся рассказ? Эту же историю С. Михалков записал в стихах.В снегу стояла ёлочка-Зелёненькая чёлочка,Смолистая, здоровая, полутораметровая.Произошло событиеВ один из зимних дней:Лесник решил срубить её!Так показалось ей.Она была замечена, была окружена….И только поздним вечеромПришла в себя она.Какое чувство странное!Исчез куда-то страх….Фонарики стеклянныеГорят в её ветвях.Сверкают украшения-Какой нарядный вид!При этом, без сомнения,Она в лесу стоит.Несрубленная! Целая!Красива и крепка!...Кто спас, кто разодел еёСынишка лесника!Какой вариант истории вам больше понравился? Найдите в тексте отрывки, подходящие к иллюстрациям. Зачитайте. РЕФЛЕКСИЯ.На сегодняшнем уроке я узнал…..На этом уроке я похвалил бы себя…….После этого урока мне захотелось…….Сегодня я сумел…..ВЫБЕРИТЕ И ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»(слайд 1)
Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к
литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха,
памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова
«Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать и пересказывать произведение,
используя соответствующую лексику.
Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и
знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения
действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной
задачей.
Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным
произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая
общую позицию.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.
Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы
для каждого ученика; словари по русскому языку; выставка рисунков
учащихся, карандаши.
I. Мотивация учебной деятельности.
Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам
литературного чтения.
Регулятивные УУ
Д: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в
действие после его завершения на основе оценки учителя.
Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по
теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и
сопоставляя его ответы.

I.
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(Н. Некрасов)
­ Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).
II. Проверка домашнего задания.
1)Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза».
2)Объяснить одну из пословиц:
«Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть
калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит»,
«Береги нос в большой мороз».
III.Актуализация знаний.
­ Скажите мне, пожалуйста, о каком времени года вы читали произведения на
последних уроках литературного чтения? (о зиме) Слад 2
­ Вы любите зиму? Почему?
­ Ребята. Сегодня утром по дороге я увидела на снегу под деревом странные
слова. Я не смогла прочитать их полностью, так как снежок их запорошил.
Слайд 3
­ Помогите мне. Давайте расшифруем эти слова (праздник, подарки, веселье)
­ К чему бы это? О каком празднике мы можем вспомнить, прочитав эти
слова? (О Новом годе)
­ А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта
(начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1
сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад
царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый
год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым
годом!”, “С новым счастьем!”
1V. Постановка целей урока.
­ Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник?
(Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма

деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные –
сказочные события.)
­ Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
Определение темы урока.
­Откройте учебник на странице 203.
­Определите тему урока.
V Организация познавательной деятельности
1) Введение в тему урока. Актуализация опорных знаний.
­Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении.
­ Кто автор произведения?
Какие произведения С. Михалкова вы помните?(слайд 4­6)
Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Кроме Сергея в
семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи
Сергей начал еще в детстве. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске.
В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было
опубликовано его первое стихотворение «Дорога». Затем Михалков обучался
в Литературном институте имени Горького. В это же время Михалковым
была издана первая книга стихов. В годы Великой Отечественной войны поэт
находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.
Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены:
"Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен", ­ также принадлежит
Михалкову.
После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою
литературную деятельность и прожил долгую интересную жизнь.
2) Подготовительная работа перед чтением. (слайд 7)
а) Проговорите скороговорку
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже
­ Начните читать медленно и постепенно ускоряя темп.
б) ­Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
На­лю­бо­вать­ся – налюбоваться
По­зна­ко­ми­лась – познакомилась
Рас­ка­чи­вай­ся – раскачивайся
Бес­по­кой­ство – беспокойство
Спря­тать­ся – спрятаться
Об­ла­мы­ва­лись – обламывались
При­бли­жа­ю­ще­го­ся – приближающегося
­Читайте целыми словами: (слайд 8)

Лес – лесная, лесничий
Ночь – переночевал
Цвет – цветные
Стекло – стеклянные
Серебро – серебряные
­ Какие это слова?(однокоренные)
V1Этап первичного восприятия текста
1) Открытие нового знания. Первичное знакомство с рассказом С.
Михалкова
Сказку читает учитель, Проверка усвоения понимания
1 часть
 Где жила ёлочка?
 Почему елочка не чувствовала себя одинокой?
 Были ли у неё друзья?
2 часть
 Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
 О чем рассказала сорока?
 Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
 Какой характер был у елочки?
(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила,
тихо прошептала, неуверенно возразила)
 Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)
3 часть
 О чем мечтала елочка вплоть до последнего дня уходящего года?
 Как вы думаете, с каким намерениями к ней мог идти человек?
 Для чего срубают ёлки под новый год?
 Что может случиться, если перед новым годом будут производить
массовую вырубку ёлок?
 Для чего нужны нам эти деревья? (древесина используется в
строительстве, при производстве бумаги, музыкальных инструментов;
из нее добывают смолу, скипидар, и пр.)
 Что нужно сделать, чтобы росли елки?

 Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к
ёлке)
 Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с елочкой? (выросла)
 Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250-300, редко 500 лет,
достигает высоты 20-50 м и в диаметре до 1 м.)
VII Физ. минутка.
Дети проговаривают чистоговорки и выполняют синхронные движения
­ ма­ма­ма – пришла снежная зима,
– ег­ег­ег – все засыпал белый снег,
– ки­ки­ки – любим мы играть в снежки,
– оз­оз­оз – щиплет щеки нам мороз,
– лю­лю­лю – зиму снежную люблю.
Этап Осмысления, анализа художественного текста
­ Помогите мне разобраться с некоторыми словами: Слайд 6
1.Лесничий 1. Верхняя оконечность, вершина чего­либо.
2.Копошиться 2.Специалист по защите, использованию и сохранению
лесного
хозяйства.
3.Макушка 3. Шевелиться, двигаться в разных направлениях.
(читают слово и соответствующее значение
Вторичное чтение.
­ Выразите своё мнение о произведении одним словом.
­ Докажите, что это сказка.
­ Почему автор назвал эту сказку былью?
­ Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки
изображён?
­ Что произошло с Ёлочкой дальше?
­ Что с ней случилось, когда она очнулась?
­ Что вам особенно понравилось в этой истории?
­ Какова основная мысль сказки?
­ От чьего лица ведётся рассказ?
­ Чему учит это произведение?

­ Принесла ли Ёлочка кому­нибудь радость? Почему?
­ Поднимите руки те, кто переживал вместе с елочкой
3)Художественный анализ
Выборочное чтение
Откройте свои учебники на странице 203.
­ Какой вид работы нам может сейчас пригодиться?
­ Где жила Ёлочка? (В лесу, недалеко от дома лесничего)
­ Прочитайте, как автор описывает Елочку. Какая она была?
(Она была стройная и красивая)
­ Чувствовала ли себя Ёлочка одинокой? Докажите словами из текста.
­ Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?
­ Ёлочку­дерево автор наделил человеческими чертами.
­ Вспомните, как называется этот приём в литературе (олицетворение)
­ Что же заставило Елочку забеспокоиться?
­Найдите в тексте диалог Елочки и Сороки.
­ Какой вы представили Ёлочку, а какой Сороку? (ёлочка ­ добрая, тихая,
вежливая, доверчивая; сорока ­ болтливая, назойливая)
­ Кто может прочитать выразительно для всех разговор Елочки и Сороки,
чтением выразить свое к ним отношение? (читают в масках)
­ Оцените работу своих товарищей, похлопайте в ладоши, если вам
понравилось их чтение.
­ Сорока улетела. А как стала жить Елочка после разговора с Сорокой?
Прочитайте.
­ Долго ли Ёлочка жила в беспокойстве и тревоге? (до тридцать первого
декабря)
­ Что случилось 31 декабря? (в лес пришёл человек)
­ Как вёл себя человек, пришедший в лес? Прочитайте.

­ Я начну предложение, а вы закончите его словами из текста:
“Он даже не заметил,…”.
­А что значит «потеряла сознание»? (ничего не видела и не слышала)
­ Что вы можете сказать об этом леснике? (добрый)
­ Какое слово использовал автор, после чтения которого стало понятно,
какой человек пришел в лес? (улыбнулся)
­ Что увидела ёлочка, когда очнулась? Прочитайте.
­ Какие чувства испытала Ёлочка?
­ Какой подарок лесничий сделал Елочке? (игрушки, жизнь – самый лучший
подарок)
­ Кто радовался вместе с Ёлочкой?
Работа с картинным планом.(слайд 9)
­Я приготовила для вас иллюстрации к “Новогодней были”.
Назовите их по порядку.Озаглавьте
­На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая
из них отражает главную мысль “Новогодней были”?
 Добро помни, а зло забывай.
 За всякое дело берись умело
 Все хорошо, что хорошо кончается.
­ С.Михалков эту историю записал и в стихах. Послушайте всё стихотворение
(читает подготовленный ученик).
В снегу стояла ёлочка –
Зелёная иголочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…

И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда­то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!...
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
­ Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?
X. Постановка учебной проблемы. Применение нового знания. . Тест.
(слайд 10)
Дети работают над тестом в парах.
1. Кто автор сказки?
а) С.Маршак;
б) С.Михалков;
в) Н.Сладков.
2. Недалеко от чего росла ёлочка?
а) от леса;
б) от города;
в) от дома лесника.
3. С кем она однажды познакомилась?
а) с зайцем;
б) с лисой;
в) с волком.
4. Кто рассказал ёлочке про Новый год?
а) ворона;
б) сорока;
в) сова.
5. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:
а) весну и лето;
б) лето и осень;
в) осень и зиму.
6. Когда нашли Ёлочку?
а) 30 декабря;
б) 31 декабря;
в) 1 января.

7. Ёлочку:
а) срубили;
б) нарядили;
в) срубили и нарядили.
­ Проверим фронтально, сверяя ответы с доски.
XI. Рефлексия.
­ Что у вас особенно получилось на уроке?
­ За что вы похвалили бы себя?
­ Где пригодятся знания, полученные на уроке?
XII. Подведение итогов урока.
­ Какое произведение читали на уроке?
­ Что хотел донести до нас С.Михалков?
­ О чём должен помнить каждый человек на планете?
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки и пересказ от лица Ёлочки.

Тютрина Оксана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Ульканская СОШ №2"
Населённый пункт: посёлок Улькан, Иркутская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "С.Михалков "Новогодняя быль"
Дата публикации: 06.04.2016
Раздел: начальное образование

Урок литературного чтения во 2 в классе.
Тема: «С.Михалков «Новогодняя быль»

Цели:

Предметные:
познакомить учащихся с произведением С.Михалкова «Новогодняя быль; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
Метапредметные:
учить работать в парах; развивать умение услушать товарищей..
Личностные:
воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно.
Оборудование:
учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой и др., карточки для работы в парах; новогодняя ель; таблички «Какая была», «Как вела» Ход урока
I.Организационный момент

II. Работа с заголовком
- Ребята, какой праздник у нас скоро наступит? - Любите ли вы этот праздник? - Что вы от него ждёте? Слайд 1 - Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным произведением, которое для нас написал писатель Сергей Михалков. - Давайте откроем учебник с.203 и прочитаем, как называется произведение. -Что значит Новогодняя? - Как вы думаете, почему автор назвал быль?
III. Первичное восприятие текста.
подарки праздник сбываются мечты дед Мороза снегурочку сказочного настроения бенгальских огней
Дети читают произведение по ролям (сорока, ёлка, автор, лесничий, мальчик). - Вы, сейчас прослушали произведение. - Почему же автор назвал произведение Новогодняя быль? - Как вы думаете, что такое быль? - Давайте, с вами объясним, что же такое быль? (на столах листы в них начатая таблица, продолжают дети сами) -Итак, вот, что такое быль! - А вас ничего не смущает в произведении? Что же необычного в произведении? -Чего не бывает? - Какой вывод можно сделать? В каких произведениях такое бывает? - и именно поэтому Михалков назвал свою сказку новогодней былью. Зачем он это сделал. Нам предстоит об этом узнать на уроке. - Почему именно быль и почему сказка?
IV. Вторичное восприятие
- а сейчас очень внимательно прочитаем сказку быль и попробуем разгадать замысел автора. - посмотрим, как жила Ёлочка, какой она была и как она себя вела. - итак, будем внимательно читать текст. Походу объяснять, останавливаться, и рассуждать, почему именно так. ….. Как вы думаете, зачем автор поставил здесь троеточие. Значит, какая она была, продолжите. Быль В лесу растут Живет лесничий Летают сороки живут зайцы В лесу выпадает много и засыпает маленькие деревьяснега Наряжают елку в лесу и дома На новый год ходят срубать елку сказка Пишется с большой буквы Взрослые деревья Птицы разговаривают Ель упала в обморок
Как вы думаете, а звери ее любили? Почему она раскачивалась? (сорока была незнакомая) Как елочка себя вела? (вежливо попросила) Что имела сорока введу, когда говорила Такая как ты?(красивая, пушистая) Почему неуверенно возразила Елочка? (беспокоилась) Зачем она хотела спрятаться, затеряться в лесу? (ей было страшно, ей не хотелось, чтобы её срубили) Что здесь происходит? (приободрилась) Какая она был? (пушистая, зелёная) Почему он так сказал? (она ему понравилась) Какая она стала? (нарядная) , но при этом она где осталась (стояла на этом же месте) Какая Ёлочка стала? (НОВОГОДНЯЯ) что испытывала Ёлочка (радость) Какая стала Ёлочка (высокая, стройная ель) Как вы думаете, что произошло дальше? Как закончилась сказка - быль? А почему, как выдумаете? Зачем Михалков написал. Что хотел нам показать Михалков?
V. Рефлексия.
Если вас это произведение чему- нибудь научило то возьмите..желтый бантик Если вам было сложно работать, но понравилось, возьмите ….синий бантик Ели вам нужно еще поучиться работать с текстом ……зелёный бантик
VI. Итог урока.
Д/ З выберите любой отрывок произведения и почитайте по ролям.