Кто правит во франции какой президент. Макрон победил на президентских выборах во франции

Владимир Путин. Фото пресс-служба Кремля kremlin.ru

На фоне появившейся в СМИ полемики о том, поздравлял ли президент Франции Эмманюэль Макрон с переизбранием на очередной президентский срок Владимира Путина, RFI предлагает вспомнить, сколько французских президентов уже поздравляли Путина с победой на выборах и скольких французских лидеров успел поздравить за последние 18 лет сам Путин.

В понедельник, 19 марта, на следующий день после переизбрания Владимира Путина, СМИ обратили внимание на расхождения в коммюнике Елисейского дворца и Кремля относительно телефонных переговоров между французским и российским президентами.

На следующий день после президентских выборов в России, в момент, когда господин Владимир Путин готовится в очередной раз встать во главе исполнительной власти, президент Республики пожелал России и российскому народу от имени Франции успеха в политической, демократической, экономической и социальной модернизации страны

Оба коммюнике упоминают, что Макрон с Путиным обсудили Украину, Сирию и отравление Скрипаля.

Так или иначе Макрон стал уже четвертым президентом Франции, поздравляющим Владимира Путина с различными победами.

Первое поздравление с избранием на пост президента Путин получил из Парижа еще в апреле 2000 года от президента Жака Ширака. Тогда Ширак обсудил с Путиным ситуацию на Северном Кавказе и пригласил молодого президента в Париж.


Жак Ширак и Владимир Путин во время прогулки по Санкт-Петербургу, июль 2001 года. GEORGES GOBET / AFP

В свою очередь, Владимир Путин спустя два года, 6 мая 2002 года, поздравил Ширака с переизбранием на второй президентский срок.

Как сообщала пресс-служба президента России, в поздравительной телеграмме говорилось:

Уверен, что Ваша убедительная победа откроет новые возможности развития двусторонних отношений, поскольку в России Вас знают как искреннего друга нашей страны, много сделавшего для укрепления многогранного российско-французского взаимодействия

«Президент Франции передал Путину самые искренние поздравления в связи с большим успехом, достигнутым на только что завершившихся президентских выборах в России. Ширак подчеркнул, что впечатляющим достижением является как высокий уровень участия избирателей, так и сам результат», - так Жак Ширак поздравлял Путина с переизбранием на второй срок в 2004 году.


Президент Николя Саркози (слева) и премьер-министр Владимир Путин в Елисейском дворце. 2010 г. AFP

В 2007 году президент Владимир Путин поздравлял с избранием в президенты Франции бывшего министра внутренних дел Николя Саркози.

«Франция была и остается для России одним из основных партнеров в глобальной политике и европейских делах», - говорится в послании президента.

В российско-французских отношениях установился очень высокий уровень доверительности и взаимопонимания. Связываю с Вашим избранием надежду на их дальнейшее укрепление

***
Николя Саркози, уже в статусе президента, поздравить Путина с возвращением в президентское кресло перед самым окончанием своего мандата. Хозяин Елисейского дворца передал «наилучшие пожелания России и российскому народу» и призвал Путина «продолжать работу по демократической и экономической модернизации страны».

Владимир Путин победил на президентских выборах в марте 2012 года, а в мае того же года его французский коллега уступил свой пост кандидату-социалисту Франсуа Олланду.


Франсуа Олланд и Владимир Путин на встрече в Кремле 28 февраля 2013 г. REUTERS/Alexander Zemlianichenko/Pool

День второго тура президентских выборов во Франции совпал с датой инаугурации Владимира Путина.

«Граждане Франции доверили Вам возглавлять страну в непростой и весьма важный период», - говорится в телеграмме Кремля только что избранному президенту Олланду, отправленной после разгона демонстрантов на Болотной площади в Москве.

Государства? На эти и многие другие вопросы будут даны ответы в статье.

Правительство Франции: общая характеристика

Конституция Франции подразумевает под понятием "правительство" два основных элемента: премьер-министра и министров. Министры объединяются в две группы: Совет министров - под предводительством президента, и кабинет министров - под руководством премьер-министра. И глава правительства Франции, и все остальные министры назначаются непосредственно президентом Франции.

С юридической точки зрения выбор президента ничем не обусловлен и никак не ограничен: он может назначить председателем правительства кого угодно. Однако на практике все происходит несколько иначе. Так, президент выбирает, как правило, лидирующее среди большинства лицо. В противном случае возможны частые противоречия с парламентом: насчет законодательных инициатив, программ и т. д.

Смещение с должности министров также осуществляется президентом. Однако происходит это с согласия премьер-министра.

Об институте парламентской ответственности правительства Франции

Статьи 49 и 50 Конституции Франции вводят специальное положение об институте парламентской ответственности. Что оно собой представляет и как оно относится к правительству? Основной закон страны прописывает, что глава правительства Франции должен своевременно подавать заявление о собственной отставке президенту. Однако происходить это должно лишь в некоторых случаях, среди которых следующие:

Сразу стоит отметить, что отставка французского премьер-министра всегда ведет за собой полную отставку всего Кабинета министров. Допускается как добровольная отставка председателя правительства, так и принудительная.

Весь порядок, описанный выше, является классическим примером и есть институт парламентской ответственности.

Правительство Франции как институт законодательной инициативы

Согласно французской Конституции, правительство является основным институтом, выпускающим подавляющее число законодательных инициатив. В отличие от тех же парламентариев, именно правительство Франции способно выпустить такие законопроекты, которые пройдут все стадии и твердо укрепятся в виде законов.

Оно выпускает два основных типа законопроектов: декреты и ордонансы. Ордонансы представляют собой специальные акты делегированного законодательства. Декреты же носят характер так называемой регламентарной власти: согласно ст. 37 Конституции, вопросы могут носить регламентированный характер, несмотря на то что они не входят в сферу законодательства.

О роли премьер-министра Франции

Премьер-министр Франции является, как уже было сказано выше, председателем правительства. французской Конституции закрепляет его статус и основные полномочия, среди которых:

  • руководство правительством;
  • контроль над национальной обороной (в данном случае премьер несет персональную ответственность);
  • обеспечение исполнения законов;
  • осуществление регламентарной власти;
  • назначение определенных лиц на военные или гражданские должности.

Помимо всего вышеперечисленного, председатель правительства способен принимать различные правовые и нормативные акты. Министры же, в свою очередь, способны эти акты контрассигнировать. Данный процесс закрепляет статья 22 Конституции Франции.

Президент и премьер-министр: схемы взаимоотношений

Как и в Российской Федерации, французский президент и премьер-министр - первое и второе лицо в государстве. Дабы не возникало противоречий или иных проблем, во Франции закреплены две схемы взаимоотношений между этими двумя политическими деятелями. Что представляет собой каждая из схем?

Первая именуется как "де Голль - Дебре". По своей сути она довольно проста. Система предполагает пропрезидентское большинство в Национальном собрании. Более того, премьер-министр и правительство не имеют никакой собственной и независимой политической программа. Вся их деятельность контролируется и парламентом.

Вторая программа называется системой "кохабитации", или схемой "Миттеран-Ширак". Суть этой программы - формирование оппозиционного парламентского большинства. Обязанность президента - выбрать из этого большинства председателя правительства. Вследствие этого образуется крайне интересная система: президент и премьер-министр становятся конкурентами, поскольку имеют, по-сути, две различные программы. Вопросы внутренней политики отходят Совету Министров; внешняя политика регулируется главой государства.

Безусловно, вторая система в несколько раз лучше и эффективнее. Доказательств этому множество, однако можно привести одно и самое важное: умеренная конкуренция и борьба в политических верхах почти всегда ведет к прогрессу.

во Франции: 1944-1946 гг.

Дабы обладать более четким и ясным пониманием того, как работает правительство во Франции, можно привести в пример систему временного правительства, образованную в Четвертой республике.

Создание произошло 30 августа 1944 года. Возглавил орган генерал Шарль де Голль, лидер и координатор движения "Свободная Франция". Удивительная особенность правительства заключалась в том, что в него вошли самые неординарные и непохожие друг на друга группы: социалисты, христианские демократы, коммунисты и многие другие. Была проведена серия различных социально-экономических реформ, благодаря которым уровень жизни в государстве значительно повысился. Стоит упомянуть и про принятие в сентябре 1946 года новой Конституции.

Президент Франции: порядок избрания

Разобравшись с тем, какие существуют полномочия правительства Франции и какой структурой оно обладает, стоит перейти к следующему вопросу, посвященному французскому президенту.

Избирается глава государства на прямых всеобщих выборах. Срок полномочий президента ограничивается пятью годами, при этом одно и то же лицо не способно занимать президентский пост более чем два срока подряд. Кандидату в президенты должно быть как минимум 23 года. Кандидатура должна быть одобрена выборными должностными лицами. Процесс выборов проходит по мажоритарной системе, в 2 этапа. Большинство голосов должен набрать будущий президент Франции. Правительство объявляет выборы и оно же их завершает.

Если президент досрочно прекращает свои полномочия, заместителем становится председатель Сената. Обязанности этого лица несколько ограничены: он не способен, в частности, распускать Национальное собрание, назначать референдум или изменять конституционные положения.

Процесс смещения президента

Высокая Палата Правосудия принимает решение о снятии с президента его полномочий. Закрепляется это в статье 68 французской Конституции. По сути, подобная процедура является импичментом главы государства. Главное основание для смещения президента с его поста - невыполнение своих обязанностей или исполнение, никак не совмещенное с мандатом. Сюда же можно отнести выражение недоверия главе государства, которое способно подавать правительство.

Парламент Франции, вернее, одна из его палат, инициирует создание и смещение Высокой Палаты. При этом другая парламентская палата обязана поддержать решение первой. Происходит все только в том случае, если за инициативу выступили две трети парламентских голосов. Стоит также отметить, что решение Высокой Палаты должно вступать в силу немедленно.

Об иммунитете президента

Еще одна тема, которую обязательно стоит затронуть, - это президентский иммунитет. Что он представляет собой во Франции? Согласно статье 67 Конституции страны, президент освобождается от ответственности за все деяния, совершаемые им на посту. Более того, во время исполнения полномочий глава государства имеет право не являться ни в один из французских судов для дачи каких-либо показаний. Судебное преследование, следственные действия, сбор судебной информации - все это также не должно касаться главы государства во время исполнения им своих полномочий.

Французский президент обладает, помимо всего прочего, иммунитетом от судебного преследования. Однако иммунитет этот временный и может быть приостановлен спустя месяц после сложения президентом своих обязанностей. Стоит также отметить, что иммунитет не распространяется на международный уголовный суд. Французский президент не способен скрываться от вызова в эту инстанцию. Закрепляют это и положения 68 и 532 французской Конституции.

"Личные" полномочия президента Франции

Стоит, наконец, рассказать об основных обязанностях и полномочиях главы французского государства. Все они делятся на две группы: личные и разделяемые. Чем характеризуются личные полномочия?

Они не требуют министерской контрассигнации, а стало быть, президент способен исполнять их самостоятельно и самолично. Вот какие моменты сюда относятся:

  • Президент выступает в качестве арбитра и гаранта. Это относится к назначению референдума, подписанию ордонанса, назначению трех членов Совета и т. д. Во всем этом президенту должен помогать Высший Совет магистратуры.
  • Президент взаимодействует с различными политическими органами и институтами. Парламент, судебные органы (арбитражное, конституционное, мировое), правительство - Франция диктует, что всеми этими органами глава государства обязан постоянно контактировать. В частности, президент должен обращаться с посланиями к парламенту, назначать премьер-министра, созывать Совет Министров и т. д.
  • Глава государства обязан принимать все необходимые действия для предотвращения кризиса. Сюда относится и принятие чрезвычайных полномочий (данное право закрепляет ст. 16 Конституции). Однако президент обязан проводить консультацию с такими органами, как правительство Франции (состав его должен быть полным), парламент, Конституционный Совет и др.

"Разделяемые" полномочия президента Франции

"Разделяемые" президентские полномочия, в отличие от "личных", требуют контрассигнирования со стороны министров. Какие обязанности главы государства здесь можно выделить?

  • Кадровые полномочия, или формирование правительства Франции. Речь, как уже понятно, идет о назначении председателя правительства и министров.
  • Подписание ордонансов и декретов.
  • Созыв внеочередных парламентских сессий.
  • Назначение референдума и контроль над его проведением.
  • Решение вопросов о международных отношениях и обороне.
  • Промульгация (обнародование) законов.
  • Решения о помиловании.

Франция – это уникальная страна, в которой впервые зародилось президентское правление. Именно здесь в результате революции появилась высшая гражданская должность – президент страны. При этом власть президента сразу была не номинальной, так как обязанности высшего государственного лица заключались в управлении государством любыми способами, которые были закреплены в Конституции.

Особенности президентского правления во Франции

Статус президента Франции сразу после революции был очень высоким. Этому способствовал тот факт, что от французской монархии новой президентской власти досталась вся государственная управленческая машина. Так как Франция всегда имела вес на европейской политической арене, смена власти не повлияла на международную роль страны. За счёт сильного государственного аппарата, который новая власть не разрушила, французский президент получил те же полномочия, что и монарх. При этом простой народ был доволен, так как теоретически пост президента Франции мог занять любой из простых французов.

Несмотря на многочисленные реформы, которые произошли в результате смены государственной формы власти в стране, Франции удалось не только удержать в своих руках бразды правления страной, но и не потерять большинство её колоний.

Причины французской революции конца XVIII века

Конец XVIII века был для Франции переломным моментом. Начиная с 1789 по 1799 годы, страна сотрясалась от многочисленных восстаний, причём в них были вовлечены не только крестьяне, но и представители других слоёв общества, включая буржуазию и аристократию. Люди просто устали содержать королевский двор, который с каждым годом требовал всё больше и больше денег, добывавшихся за счёт увеличения налогов.

Основными причинами, которые привели к Великой французской революции стали:

  • Власть французского монарха была безграничной. Ни один житель Франции не мог чувствовать себя в безопасности, так как его жизнь полностью зависела от прихотей короля;
  • Страна накопила огромный внешний долг, что привело к увеличению налогов;
  • Чиновники погрязли в бюрократии;
  • Высокопоставленные лица на местах вели себя ничуть не хуже своего монарха, обирая подданных до нитки;
  • Налоги росли из года в год, крестьяне и простые горожане голодали;
  • Крестьян эксплуатировали очень жёстко, совершенно не считаясь с их интересами;
  • Знать постоянно соперничала между собой в роскоши, что ложилось тяжким бременем на плечи простых французов.

Последним королём Франции был Людовик XVI. Его власть была безгранична, а все указы король принимал самостоятельно, опираясь на помощь немногочисленной группы верховной знати и духовенства. В результате революции, целями и задачами которой было свержение монархии, Людовик XVI был низложен и заперт вместе с семьёй в Тампле. На суде бывшего короля обвинили в предательстве. Низложенный король до самого конца оставался самоуверенным, и верил, что суд его оправдает. Он даже отказался от адвокатов на суде и защищал себя сам, опираясь на Конституцию.

Несмотря на уверенность в своей правоте, король Людовик XVI был признан виновным. Приговор вынесли 24 депутата, которые посчитали, что короля нужно казнить. 21 января 1793 года его казнили. Через некоторое время была казнена и его супруга Мария-Антуанетта. Это произошло 16 октября 1793 года.

Именно после казни монарха во Франции началась эпоха республиканского правления. Несмотря на то, что Первая республика во Франции просуществовала только семь лет, именно этот период были заложены основы президентского правления. Пришедший к власти Наполеон Бонапарт сумел заложить эффективную систему государственного управления. Статус императора в конечном итоге трансформировался в новую государственную должность – президент.

Рождение президентской формы правления

Образованная после революции Первая республика была достаточно несовершенной. Каждый из лидеров революции старался встать у руля управления огромной страной. Только благодаря государственному аппарату, который создали ещё французские монархи, страна смогла выдержать все экономические потрясения этих лет.

Вскоре на смену Национальному Конвенту и Комитету общественного спасения пришла Директория. Именно она породила будущего французского императора Наполеона Бонапарта. 9 ноября 1799 года состоялся военный переворот, в результате которого власть хотя формально осталась республиканской, на самом деле она сосредоточилась в руках трёх консулов:

  • Роже Дюко;
  • Сийеса;
  • Генерала Наполеона Бонапарта.

Именно они стали председателями временного правительства.

В 1804 году Первая французская республика была упразднена, а генерал Наполеон Бонапарт провозглашён императором всех французов. При Наполеоне страна добилась огромных успехов в своём развитии, и именно тогда были заложены основы президентского правления.

После поражения Наполеона в России, он был вынужден отречься от престола. В 1815 году он опять стал императором, хотя в этот раз ему удалось пробыть в этой должности 100 дней. Франция после отречения Наполеона от престола возродила династию Бурбонов, которые пробыли на престоле до 1830 года. Бурбоны были свергнуты в результате очередной революции, после которой на трон взошел Луи-Филипп.

Новый французский король пробыл на троне до 1848 года. Эпоха его правления была настоящим господством буржуазии, которая, надо сказать, пользовалось властью весьма неумело. В 1848 году случилась очередная революция, после которой в стране установилась Вторая республика.

Во времена второй республики во Франции появился первый настоящий президент. Им стал племянник Наполеона I — Луи-Наполеон Бонапарт. Первый французский президент был выбран в результате прямых выборов, в которых он смог получить 75% голосов от всех участвующих. Не стоит думать, что большинство населения Франции поддержало Луи-Наполеона, так как в выборах участвовала лишь небольшая часть населения.

Инаугурация первого французского президента прошла 20 декабря 1848 года. В ходе данного события, первый президент принёс присягу на Конституции.

Президентство Луи-Наполеона, закончившееся возвращением к монархии

Избрание Луи-Наполеона на пост президента было явно спланировано французской буржуазией. Во время президентства Луи-Наполеона Франция добилась следующих успехов:

  • Стала экономически развитой державой с мощной экономикой;
  • Смогла соперничать с Британской Империей не только на европейском континенте, но и на мировой арене;
  • Французские войска помогли объединить Италию.

Вместе с тем обстановка в самом государстве не отличалась стабильностью. Распоряжения президента часто игнорировались, а различные заговоры и попытки государственных переворотов следовали одна за другой. В результате первый президент Луи-Наполеон сделал вывод, что Франция не готова к президентской форме правления, и усилил свою власть.

Теперь распоряжения президента приняли форму законов, все демократические институты в стране упразднили. Франция превратилась в полицейское государство, во главе которого стоял президент и его помощники, которые являлись марионетками Луи-Наполеона. В конечном итоге роль президента настолько усилилась, что он решил объявить о падении Второй республики и возрождении империи.

В 1852 году в стране была установлена Вторая империя, а сам президент стал французским императором Наполеоном III. Император смог удержаться на престоле до 1870 года. Именно в этом году французская армия потерпела поражение от прусских войск, а сам император Наполеон III был пленён 2 сентября 1870 года. Таким образом был положен конец Второй французской империи. Последующая революция дала жизнь очередной французской республике, которая просуществовала до окончания Второй мировой войны.

Президенты Франции времён Третьей республики

Начиная с 1871 года, все президенты Франции имели строго определённые полномочия. Обязанности президента теперь были записаны в Конституции. Каждое переиздание Конституции определяло взаимоотношения президента с правительством. Изначально президент Франции выбирался на три года. Третья французская республика началась во Франции с 1870 года и продолжалась до 1940 года. За это время её президентами были следующие личности:

  1. Первым президентом Третьей республики и втором президентом в истории страны, стал Адольф Тьер. Так как в стране царил бардак, он не смог выдержать все три года, на которые выбирался в соответствии с Конституцией президент, и через полтора года подал в отставку. Главными законами, которые приняли при президенте Тьере, стали закон о всеобщей воинской повинности, упразднение национальной гвардии и разрешение Орлеанским принцам вернуться на родину с возвращением им всего имущества;
  2. Следующим президентом стал генерал Мак-Магон. Он занимал пост с 1873 по 1879 годы. Граф старался всеми силами возродить монархию в республике. Он планомерно заменял всех республиканцев в правительстве на монархистов. Именно по этой причине он настоял на изменении срока президентства. В 1875 году были приняты новые конституционные законы, которые определили срок президентства в семь лет. Кроме того, в Конституции закрепили право президента быть выбранным на два срока подряд. Несмотря на все старания Мак-Магона так и не выбрали на второй срок;
  3. Следующим президентом стал Франсуа-Поль-Жюль Греви. Он занимал президентский пост дважды, хотя со второго срока ему пришлось уйти досрочно. Когда Франсуа-Поль-Жюль Греви стал президентом, все граждане Франции вздохнули с облегчением, так как новый президент был ярым республиканцем. Он многое сделал для упрочнения президентской власти в республике. Во время своего второго срока президент был скомпрометирован громким скандалом, произошедшим с его зятем Даниэлем Вильсоном. Президентство Франсуа-Поль-Жюль Греви продлилось с 1879 по 1887 годы;
  4. Следующим президентом стал Мари-Франсуа-Сади Карно. Он был республиканцем, который за семь лет своего президентства не был замечен ни в каких махинациях. Жизнь президента трагически оборвалась в 1894 году, когда во время выступления в Лионе его смертельно ранил анархист Санте Казирио. Несмотря на то, что шансов быть выбранным на второй срок у президента Мари-Франсуа-Сади Карно было очень много, он не собирался подавать на второй срок, так как это противоречило его понятиям о демократии;
  5. Жан-Поль-Пьер-Казимир Казимир-Перье прославился как президент, который находился у власти всего шесть месяцев. Он не смог найти общий язык с кабинетом министров, в результате чего был отстранён от дел и вынужден был подать в отставку;
  6. Феликс-Франсуа Фор был президентом с 1895 по 1899 годы. Считал свой пост королевским, в связи с чем ввёл в Елисейском дворце королевские церемонии. Умер в 1899 году от инсульта;
  7. Эмиль-Франсуа Лубе правил страной с 1899 по 1906 году. Прославился как инициатор союза Антанта. Смог завоевать уважение правительства, так как умел договориться и с правыми, и с левыми;
  8. Клеман-Арман Фальер был президентом с 1906 по 1913 годы. Имел скромное происхождение. Способствовал созданию союза Антанта, но не хотел войны с Германией. Прославился как ярый противник смертной казни;
  9. Раймон-Никола-Ландри Пуанкаре был президентом с 1913 по 1920 года. Прославился как сторонник Первой мировой войны. Сумел вместе со своими единомышленниками достойно организовать национальную оборону;
  10. Поль-Эжен-Луи Дешанель пробыл на посту президента всего восемь месяцев. 24 мая 1920 года президент выпал из окна поезда, в результате чего повредился рассудком. После этого инцидента был вынужден подать в отставку. Многие считают, что президент выпал из окна в результате покушения;
  11. Этьен-Александр Мильеран был президентом с 1920 по 1924 годы. Не нашёл общего языка с палатой депутатов, поэтому подал в отставку раньше, чем кончился его срок президентства;
  12. Пьер-Поль-Анри-Гастон Думерг занимал пост с 1924 по 1931 годы. При нём Франция ухудшила отношения с Советским Союзом и развязала две колониальные войны;
  13. Жозеф-Атаназ-Поль Думер был президентом всего 11 месяцев, с 1931 по 1932 годы. Его жизнь оборвалась трагически – он погиб от рук русского эмигранта Горгулова;
  14. Последним президентом Третьей республики стал Альбер-Франсуа Лебрен. Он правил с 1932 по 1940 годы.

Уже в конце XIX века во Франции стали появляться различные политические партии. Все президенты Франции до Эмиля-Франсуа Лубе были независимыми личностями. Начиная с Лубе, все последующие президенты Франции стали представителями различных партий. Конец третьей республики наступил вскоре после начала Второй мировой войны. 11 июля 1940 года Франция была разгромлена немецко-фашистскими войсками. В свете этих событий президент Альбер-Франсуа Лебрен был отстранён от власти.

Президентская власть во Франции времён Четвёртой и Пятой республик

Четвёртая республика во Франции установилась после разгрома Германии в 1945 году. 13 октября 1946 года был готов и вынесен на референдум проект новой Конституции, который устанавливал в стране парламентско-президентскую республику. Полномочия президента стали носить представительский характер, так как главной политической силой в стране стал парламент.

Первым послевоенным президентом стал Жюль-Венсан Ориоль, избранный в 1947 году. После него, в 1954 году на пост президента был выбран Жюль-Гюстав-Рене Коти. Именно во время его президентства главным французским политиком стал генерал Шарль де Голь. В 1958 году правительство, послушное воле генерала, выставило на референдум проект новой Конституции, которая провозглашала президентскую власть главенствующей во всех сферах. Благодаря авторитету генерала, Конституция была принята. С её принятием во Франции закончилась Четвёртая республика, и началась Пятая.

Теперь французский парламент существенно ограничили в правах, а президент получил множество полномочий. В соответствии с новой Конституцией, президент получает следующие полномочия:

  • Становится главой исполнительной власти в республике;
  • Все распоряжения президента получают силу законодательных актов;
  • Президент должен заниматься формированием кабинета Министров;
  • Принимает и подписывает различные указы и декреты;
  • Назначает на важные государственные должности;
  • Президент является Верховным Главнокомандующим вооружённых сил Франции.

В 1959 году пост президента Франции занял генерал Шарль-Андре-Жозеф-Мари де Голль. За десятилетний срок своего правления генерал Шарль де Голль смог сделать президентскую власть в стране по-настоящему сильной и независимой. Благодаря президенту де Голлю Франция начала активную деколонизацию. Камбоджа, Алжир и Вьетнам получили независимость.

В 1962 году во Франции появляется новое избирательное голосование. Теперь президента избирают на прямом всенародном голосовании. При Шарле де Голле Франция начала мирную политику, которая выразилась в следующих событиях:

  • Когда США начали агрессивные военные действия в Индокитае, Франция в знак протеста вышла из НАТО;
  • Были нормализованы отношения с Федеративной Республикой Германией;
  • Наладились отношения и с Советским Союзом.

Несмотря на все многочисленные реформы Шарля де Голля, общество осталось недовольно политикой президента, так как многие цели в экономических и социальных отраслях оказались недостигнутыми. В результате акций гражданского неповиновения, которые вспыхнули в стране в мае 1968 года, президент был вынужден подать в отставку.

Следующими президентами Пятой республики стали:

  1. Жорж-Жан-Раймон Помпиду. Он оставался у власти с 1969 по 1974 годы. Достаточно хорошо относился к Советскому Союзу и старался укрепить дружеские отношения между странами, которые возникли ещё во время президентства Шарля де Голля;
  2. Следующим президентом стал Валери-Рене-Мари-Жорж Жискар д’Эстен (1974-1984 годы). При этом президенте Франция начала постепенный возврат в НАТО;
  3. Франсуа-Морис-Адриен-Мари Миттеран находился у власти в течении двух президентских сроков. Правил страной с 1981 по 1995 годы;
  4. Жак-Рене Ширак был президентом с 1995 по 2007 годы. Во время его правления президентский срок правления сократился до пяти лет;
  5. Никола-Поль-Стефан Саркози де Надь-Боча занимал пост президента с 2007 по 2012 годы. Баллотировался на второй срок, но проиграл Олланду, став вторым президентом Франции, которому не удалось выиграть в предвыборной кампании;
  6. Франсуа-Жерар-Жорж-Никола Олланд выиграл предвыборную гонку у президента Саркози. Был президентом с 2012 по 2017 годы.

В настоящее время президентом Франции является Эмманюэль-Жан-Мишель-Фредерик Макрон.

Резиденция президентов Франции

Резиденцией французских президентов с 1848 года является Елисейский дворец. Там расположена и приёмная президента. Первым французским президентом, который заседал в Елисейском дворце, был Луи-Наполеон Бонапарт.

Сам Елисейский дворец был построен в 1722 году. Тогда он считался самым роскошным парижским зданием. В Елисейском дворце проходят официальные приёмы зарубежных делегаций.

За время «Пятой республики» во Франции сменилось восемь президентов: «Слово и Дело» подготовило инфографику об их политических платформах и уровне поддержки избирателями.

Безусловно, самым известным и популярным из президентов Франции по сей день остается генерал Шарль де Голль, который является символом сопротивления французского народа немецкой оккупации. Он возглавил страну в 1958 году, получив 80% поддержки действовавшего на тот момент института выборщиков.

Де Голль и его последователи исповедовали правую политическую идеологию – сильную власть президента, идею величия французского государства, а также идеи сильной социальной политики и прямой демократии.

Благодаря экономической политике «голлизма» Франция сумела с 1958 по 1965 год увеличить свой золотой запас с нуля до 4,5 миллиардов долларов и стать одним из крупнейших мировых кредиторов, при этом рост промышленности ежегодно составлял около 5,5%.

В 1965 году де Голля избрали на второй срок на всенародных выборах, на которых он получил поддержку 54,2% избирателей.


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook , чтобы первыми получать важные новости и аналитику.

В отличие от своих англо-саксонских союзников Франция вышла из Первой мировой войны сильно обескровленной, а ее военно-морской флот уже не мог претендовать на былое могущество. И в наиболее жалком состоянии находились торпедные силы. Пестрая компания из уцелевших «800-тонников» и японских «подарков» (см. «Моделист-конструктор» № 5 за 2000 г.) выглядела совершенно устаревшей и к тому же находилась в сильно изношенном состоянии. На этом фоне как нельзя кстати пришлись немецкие и австрийские трофеи.

Если англичане и американцы почти все отошедшие им эсминцы своих бывших противников незамедлительно пустили на слом, то французы поступили иначе. Восемь германских «церштёреров» последней генерации и лидер S-133 составили основу французских торпедных сил в первые послевоенные годы, причем их эксплуатация оказала огромное влияние на дальнейшее развитие класса эскадренных миноносцев флота этой страны.

Морская стратегия Франции в 20-е годы претерпела существенные изменения. Главным потенциальным противником для нее стала Италия, а основным морским театром возможной войны - Средиземное море. Для того, чтобы создать преимущество быстро и без чрезмерных затрат, французы пошли необычным путем: они решили строить крупные торпедно-артиллерийские корабли, которые должны были иметь скорость большую, чем у зарубежных эсминцев, и мощное вооружение. Конечно, таких кораблей не могло быть много, но предполагалось, что внушительные боевые возможности компенсируют их недостаточное количество. А в качестве дополнения к ним планировалось строить также относительно небольшим числом «стандартные» эсминцы.

К разработке проектов новых кораблей французы приступили уже в 1920 году. Однако первые варианты лидера и эсминца с вооружением соответственно из пяти и четырех 100-мм пушек устарели буквально на чертежной доске. Началась гонка калибров: сначала руководство флота предложило вооружение из 120-миллиметровок. Но поскольку и это не соответствовало доктрине превосходства в артиллерии, было решено остановиться на 130-мм орудиях с 32-кг снарядом, которые могли пробивать 80-мм броню на дальности в 50-60 кабельтовых. Немудрено, что вместо предполагавшихся 1780 т водоизмещение первой серии лидеров типа «Ягуар» достигло 2100 т, а их ввод в строй задержался на несколько лет.

Хотя «Ягуар» и его систершипы развили на испытаниях ход свыше 35 узлов, их нельзя назвать особо удачными кораблями. Мощная пушка имела малую скорострельность (4-5 выстрелов в минуту), а плотно набитый механизмами корпус не допускал сколь-нибудь серьезной модернизации.

Тем не менее, французы твердо продолжали следовать избранным путем, и следующая серия 2400-тонных лидеров типа «Бизон» оказалась более соответствующей их доктрине. От 130-мм калибра перешли к еще более мощному 138-мм. Снаряд весил теперь 40,4 кг. Возросла скорострельность, а место в торпедных аппаратах заняли новые торпеды модели 1923 года с 415-кг зарядом. С 1927 года предполагалось закладывать по шесть единиц ежегодно, поскольку будущие «легкие дивизионы» должны были состоять из трех лидеров каждый.

Следующая шестерка лидеров типа «Эгль» отличалась от «бизонов» усовершенствованной пушкой того же калибра, разработанной на основе германской 150-миллиметровки с «Амираль Сенэ» (бывшего немецкого S-113). Клиновой затвор позволил удвоить скорострельность, которая всецело зависела от скорости подачи. Для облегчения трудной работы орудийной прислуги вокруг каждой артиллерийской установки располагались кольцевые «поручни», по которым двигалась тележка со снарядом, сопровождая перемещения орудия. Эти устройства стали отличительной чертой большинства французских лидеров.

Наряду с артиллерией от типа к типу прогрессировала и механическая установка. Перегрев пара позволил повысить мощность, и один из лидеров типа «Эгль» - «Жерфо» - на испытаниях показал ход свыше 41 узла, а более поздний «Милан» достиг почти 42 узлов. Прекрасные результаты продемонстрировали так же корабли следующей серии типа-«Кассар», отличавшиеся лишь небольшими изменениями в составе зенитного вооружения.

Однако настоящий фурор произвела шестерка лидеров типа «Фан-таск», заложенных в 1931 году. Новые корабли несли все те же 138-миллиметровки, но более длинноствольные и снабженные элементами полуавтоматики. Дальность их стрельбы превышала 100 кабельтовых, а мощный снаряд мог пробивать броню легких крейсеров главного «супостата» - итальянцев - на большинстве реальных дистанций боя. Если же противник оказался бы сильнее, то французы могли легко уклониться от сражения, ведь один из «2600-тонников», «Терибль», развил ход в 45 с небольшим узлов - рекорд скорости для крупных надводных кораблей, так и не превзойденный до настоящего времени. Да и остальные единицы серии немногим уступали рекордсмену, сумев держать скорость не менее 41,4 узла в течение нескольких часов. Отличная энергетика «фантас-ков» дополнялась очень элегантным внешним видом: оснащенные двумя широкими трубами и высоким полубаком лидеры являли собой воплощение стремительности.

Но французские конструкторы не остановились на достигнутом и пошли еще дальше. В конце 1934 года на стапелях Лорьяна и Нанта были заложены два лидера - первые из очередной шестерки. «Вольта» и «Могадор» внешне напоминали своих сверхскоростных предшественников, но отличались значительно более мощным вооружением. Число 138-мм орудий достигло восьми, причем они располагались теперь в легких башнях, что позволило механизировать подачу боезапаса (40,4-кг снаряды для ручной подачи были все-таки тяжеловаты). Правда, весьма смелый проект автоматизации установок на практике оказался не вполне удачным. Сложная механика часто отказывала, и вместо предполагавшихся 14-16 выстрелов в минуту орудия давали только половину. Тем не менее, артиллерийская мощь лидеров в своем классе была вне конкуренции. Хорошо выглядела и система управления огнем, соответствовавшая крейсерским стандартам. Дальнейшему усовершенствованию подверглась механическая установка. Так, .лидеры могли поднять пары для повышения скорости с экономичных 14 узлов до 35 в течение 5-7 минут, то есть в три-четыре раза быстрее, чем их современники из других стран. Ходовые возможности «Вольты» и «Могадора» так и остались не раскрытыми до конца, оба превысили 43,5 узла, однако ввиду напряженной международной обстановки (они вступили в строй перед самым началом Второй мировой войны) испытания проводились по несколько сокращенной программе. А вот остальным единицам серии совсем не повезло: сначала сроки их закладки отодвигались, а затем Франции вообще стало уже не до постройки новых боевых кораблей.

227.Лидер «Ле Фантаск», Франция, 1935 г.

Строился на верфи в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 2600 т, полное 3420 т. Длина наибольшая 132,42 м, ширина 12,25 м, осадка 5,0 м. Мощность двухвальной турбинной установки 74 000 л.с., скорость проектная 37 узлов. Вооружение: пять 138-мм орудий, четыре 37-мм зенитных автомата, три трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1935-1936 годах построено шесть единиц: «Ле Фантаск», «Л’Одосье», «Л’Эндомтабпь», «Ле Мал эн», «Ле Террибпь» и «Ле Триомфан». «Эндомтабль» затоплен в Тулоне, «Одосье» выбросился на берег в сентябре 1940 г., затем отбуксирован в Бизерту, где погиб от воздушных атак союзников. Оставшиеся на стороне «Свободной Франции» «Фантаск», «Малэн» и «Террибпь» модернизированы в 1943 г. в США и служили до 1957-1964 годов. Немодернизированный «Триомфан» исключен из списков в 1954 г.

228. Эскадренный миноносец «Бурраск», Франция, 1926 г.

Строился фирмой «Ателье э Шантье де Франс» в Дюнкерке. Водоизмещение стандартное 1300 т, полное 2000 т. Длина наибольшая 105,77 м, ширина 9,64 м, осадка 4,3 м. Мощность двухвальной турбинной установки 33 000 л.с., скорость проектная 33 узла. Вооружение: четыре 130-мм орудия, два 37-мм зенитных автомата, два 13,2-мм пулемета, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1926-1928 годах построено 12 единиц: «Бурраск», «Цикпон», «Мистраль», «Ораж», «Ураган», «Симун», «Сирокко», «Темпет», «Торнад», «Трамонтан», «Тромб» и «Тифон».

229. Лидер «Ягуар», Франция, 1926 г.

Строился на верфи в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 2130 т, полное 3070 т. Длина наибольшая 119,7 м, ширина 11,2 м, осадка 3,65 м. Мощность двухвальной турбинной установки 50 000 п.с., скорость проектная 35 узлов. Вооружение: пять 130-мм и два 76-мм зенитных орудия, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1926-1927 годах построено шесть единиц: «Шакал», «Ягуар», «Леопард», «Линке», «Пантер» и «Тигр».

230.Лидер «Кассар», Франция, 1933 г.

Строился фирмой «Ателье э Шантье де Бретань» в Нанте. Водоизмещение стандартное 2440 т, полное 3170 т. Длина наибольшая 129,3 м, ширина 11,84 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной турбинной установки 64 000 л.с., скорость проектная 36 узлов. Вооружение: пять 138-мм орудий, четыре 37-мм зенитных автомата, четыре 13,2-мм пулемета, один трехтрубный и два двухтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1932-1934 годах построено шесть единиц: «Кассар», «Шевалье Поль», «Керсэн», «Майе Врезе», «Тартю» и «Воклен». «Майе Брезе» погиб от взрыва собственной торпеды в 1940 г., «Шевалье Поль» потоплен британскими торпедоносцами в 1941 г., остальные затоплены командами в Тулрне.

Эволюция класса обычных эсминцев во французском флоте оказалась более продолжительной и не столь прямой. Опять-таки старт был дан в 1920 году в виде проекта относительно скромного корабля водоизмещением в 1350 т с четырьмя 100-миллиметровками. Но к моменту закладки во второй половине 1923 года калибр орудий решили увеличить до 130 мм, а массу снаряда - до 32 кг. В результате корабли типа «Бурраск» стали наиболее тяжело вооруженными эскадренными миноносцами своего времени. Но на этом их достоинства исчерпывались. По ходовым качествам они уступали практически всем своим соперникам: скорости в 33 узла им удалось достичь только на испытаниях, а в реальных условиях эксплуатации они могли развивать не более тридцати. В течение трех лет - с 1927 по 1930 год - в состав флота вошло 26 единиц, отличавшихся друг от друга только типом паровых турбин.

Затем в создании эскадренных миноносцев наступил небольшой антракт - кораблестроители сосредоточили все усилия на лидерах. Только необходимость в судах сопровождения для быстроходных линкоров типа «Дюнкерк» и современных крейсеров заставила конструкторов вновь обратиться к разработке традиционных эсминцев. Опыт постройки быстроходных и сильных «эглей» и «фантасков» не прошел даром. Проект «Ле Арди» предусматривал мощное вооружение из шести 130-мм орудий в легких башенных установках, развивавших скорострельность до 15 выстрелов в минуту и имевших возможность (правда, ограниченную) вести зенитный огонь. Три торпедных аппарата располагались как в диаметральной плоскости (один трехтрубный), так и по бортам (два спаренных) - решение, вообще характерное для торпедных кораблей Франции межвоенного периода.

Новички обещали быть завидными скороходами, хотя, как и в случае с «Могадором», их точные характеристики так и не удалось определить. Частичные ходовые испытания прошли только два головных корабля, причем в тяжелых условиях начала крушения англо-французского фронта. Но и предварительные итоги показали, что скорость в 40 узлов для них не станет пределом.

Капитуляция Франции в 1940 году поставила ее флот в крайне тяжелое положение. Бывшие союзники, англичане, опасались возможности захвата прекрасных кораблей немцами; немцы и итальянцы, конечно же, в самом деле желали прибрать флот побежденной страны к рукам, а сами французы хотели лишь благополучно пережить смутное время, сохранив свою боевую технику. Большая часть лидеров и эсминцев осталась в распоряжении марионеточного правительства Виши. Мат-часть быстро приходила в негодность: для приведения боевых судов в порядок и учений не хватало ни средств, ни топлива, ни запчастей. В первой же стычке с одиночным британским эсминцем около Гибралтара два новейших корабля типа «Ле Арди» опозорились. Один из них, «Эпе», выпустил всего полтора десятка снарядов - и из строя вышли все шесть его орудий! Другой, «Флёре», вообще не смог начать стрельбу. Если бы в этом случае англичане проявили к своим недавним друзьям меньше снисходительности, французам пришлось бы совсем плохо, и вряд ли им удалось ретироваться.

Впрочем, «благосклонность» англосаксов к бывшим союзникам быстро прошла: в сентябре 1940 года тяжелый крейсер «Австралия» превратил в груду обломков великолепный лидер «Одосье» недалеко от Дакара, а при высадке англо-американского десанта в Северной Африке после отчаянных, но безрезультатных атак пришлось выброситься на берег четырем французским «2400-тонникам». Однако настоящее бедствие случилось 2 ноября 1942 года, когда германские войска вторглись на еще неоккупированную территорию Франции и захватили главную базу вишистских ВМС - Тулон. Подавляющее большинство лидеров и эсминцев было подорвано собственными командами и погибло от взрывов и пожаров. Больше повезло отдельным кораблям, волей случая оказавшимся на стороне союзников по антигитлеровской коалиции. Почти все они благополучно пережили войну и стали важной составной частью послевоенных ВМС Франции, но, увы, число их было невелико: только пять лидеров из 32 и ни одного нового эсминца.

В общем, французский флот, построенный между двумя мировыми войнами, можно назвать флотом нереализованных возможностей. Это утверждение особенно справедливо для торпедных сил. Оригинальные проекты и тактические задумки проверить в боевых условиях не удалось. Напротив, отчетливо выявились лишь отрицательные черты лидеров и эсминцев - недостаточность зенитного и противолодочного вооружения. Корабли жестоко страдали от атак авиации, особенно от немецких пикирующих бомбардировщиков, а вот им самим не удалось потопить ни одного сколь-нибудь крупного надводного боевого корабля. Раннее поражение страны в войне и тулонская трагедия надолго отбросили назад один из наиболее интересных в техническом отношении военных флотов мира.

В. КОФМАН

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.