Кто такая богиня афина в древнегреческой мифологии, чем известна. Афина – богиня войны и мудрости в греческой мифологии



Афина Паллада, Великая Богиня-Мать

Афина Паллада – представительница высшей мировой всепобеждающей силы, одна из самых почитаемых богинь Древней Греции, входящая в число двенадцати великих олимпийских богов. Она почиталась как богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности.

Образ Афины Паллады вызывает неподдельный интерес многих исследователей, рассуждающих о сакральном значении мифов о её деяниях, имени и атрибутах.

Афина выделяется на фоне остального греческого пантеона. В отличие от других женских божеств она одета в доспехи, держит в руках копьё, и её сопровождают священные животные.

Обязательными атрибутами её изображения являются:

  • шлем (как правило, коринфский – с высоким гребнем),
  • эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Медузы Горгоны,
  • богиня Ника в качестве сопровождения,
  • олива – священное дерево древних греков,
  • сова,
  • змея.

Что же означают данные атрибуты?

Шлем и щит – это традиционные военные символы, ведь Афина – дева-воительница, что многие толковали как символ равенства между мужчинами и женщинами, а также символ мастерства в военном искусстве, поскольку Афина – богиня справедливой войны.

Ника – в древнегреческой мифологии крылатая богиня победы, она часто сопровождает Афину Палладу, так как является символом успешного результата, счастливого исхода чего-либо.

Олива – священное дерево, являющееся символом мудрости. Одно из толкований символики данного дерева дает неоплатоник Порфирий: «…маслина как символ Божественной Мудрости. Это – дерево Афины, Афина же есть мудрость… Будучи вечноцветущей, маслина обладает некоторыми свойствами, наиболее удобными для обозначения путей души в космосе… Летом белой стороной листья обращаются вверх, зимой же более светлые части поворачиваются в обратную сторону. Когда в молитвах и мольбах протягиваются цветущие масличные ветви, надеются, что мрак опасностей будет превращён в свет… Так и космос управляется вечной и вечноцветущей мудростью интеллектуальной природы, от которой даётся победная награда атлетам жизни и исцеление от многих тягостей» .

Сова – в древнегреческой мифологии это символ мудрости и познания в силу того, что природное поведение птицы напоминало эллинам образ жизни стремящихся к уединению философов, а способность совы видеть в темноте сделала её символом проницательности.

Змея – также традиционный символ мудрости.

Афина Паллада является героям в древнегреческих мифах и помогает им совершать подвиги. Она помогает Персею победить Медузу Горгону, а Кадму победить дракона и стать царем Фив. Именно дева-воительница стала покровительницей Геракла и не единожды помогала ему в его подвигах. Также Афина покровительствует героям Илиады и Одиссеи. И таких примеров в греческой мифологии множество. Богиня Афина всегда сопутствует героям.

Кто же такие герои? «Герой» дословно с древнегреческого означает «доблестный муж, предводитель». И мне кажется, что определяющим здесь является слово «предводитель», т.е. тот, кто ведёт других людей, и, согласитесь, что как бы ни был удачлив и смел правитель, но если он лишён мудрости, то очень многие его начинания будут обречены на провал. Мудрый же человек руководствуется мыслью, но не хаотичной, как это часто бывает в нашей повседневной жизни, а той, в основе которой лежит любовь, иначе говоря, обожествлённой. «Человек должен уметь управлять своими мыслями» .

Обратимся к легенде о рождении богини-воительницы.

Её появление на свет необычно. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода, где повествуется о том, что отцом Афины был Зевс – главный из богов-олимпийцев, владеющий всем миром, а матерью – Метидаили иначе Метис, в древнегреческой мифологии она олицетворяла мудрость и была первой супругой Зевса.

Уран (бог Неба) и Гея (богиня Земли) предсказали Зевсу, что его жена родит ему сына, который превзойдёт его. Чтобы не допустить этого, когда Метида забеременела, Зевс усыпил её ласковыми речами и проглотил, после чего из его головы на третий день родилась соединившая мудрость отца и матери Афина. Её рождению помогали бог Огня Гефест и один из титанов, защитник людей Прометей. Гефест ударил молотом по разболевшейся голове Зевса, а принял Афину Прометей (его имя буквально означает «мыслящий прежде», «предвидящий»).

Что же представляет собой легенда в иносказательном плане?

Вот что пишет Геродот в своём историческом трактате: «Что до обычаев персов, то… Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом . То есть Геродот ассоциировал персидского бога Ахура Мазду с древнегреческим отцом богов Зевсом.

В книге Марка и Элизабет Профет «Владыки и их Обители» написано: «Вознесённые Владыки учат, что верховный Бог зороастризма Ахура Мазда – это Санат Кумара. Имя «Ахура Мазда» означает «Мудрый Господь» или «Господь, который наделяет знанием».

Иными словами, Зевс (Ахура Мазда – Санат Кумара) – это бог Разума, который, соединившись с мудростью (Метидой), создал дочь Афину Палладу.

Сейчас нам кажется странным такое необычное рождение богини. Однако в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской, в частности, в приводимых фрагментах из книги Дзиан, написано: «…Волею-Рожденные Владыки, устремленные Духом Жизне-Дателем…»

Вот толкование, которое приведено в книге Т.Н. Микушиной по этому поводу:

В различных древних учениях… упоминается о Высших Духах… которые являются «перворожденными» Брамою, рожденными Разумом…»

Иначе говоря, мысль была первоосновой всего сущего, и Высшие Владыки, или Боги, изначально рождались именно с помощью её животворящей мощи.

Отсюда можно смело сделать вывод, что Афина Паллада – это воплощение божественной мысли, божественное волеизъявление, или пространственная мысль. А нам известно, что мысль – это энергия, и в Агни-Йоге написано, что «из всех созидательных энергий самой высокой остаётся мысль», отсюда и такое почитание древних греков к богине, которая стоит рядом с Зевсом. «Даже земная мысль может двигать плотными предметами – можно себе представить всю творящую мощь мысли Высшего Мира

Отсюда же и разнообразие деятельности Афины Паллады. Она не только богиня-воительница, но и покровительница ремёсел, искусства, городов, целительница, предсказательница, ткачиха, т.е. она везде и во всём, что требует присутствия мысли.

И если мы будем помнить, что легенды не зря даны людям, то можно представить себе, какой космической мощью была наделена богиня Афина, в ней сочетается мудрость Метиды, сила огня Гефеста и мощь предвидения Прометея. «Космическое Дыхание есть огонь Пространства. Все космические проявления насыщаются огнём, и мысль… есть огонь» .

Афине Палладе давалось множество имён и эпитетов, которые раскрывали функции богини, помогая понять людям её значение: Арея – искупительница, Булайя – советная, Аглаврасветовоздушная, Полиухосградозащитница, Эргана – труженица – всё это имена богини, так или иначе олицетворяющие Божественную Мудрость. Ей давались различные эпитеты, помогающие понять и объяснить её функции.

У Гомера, например, используется эпитет «главкопис» (греч:), т.е. совоокая или светлоокая. И действительно, в описаниях часто подчеркиваются большие сияющие глаза богини. Даже в этой мелочи проскальзывает великая мудрость, символически зашифрованная в древних легендах: «Огонь… замечается лишь в глазах. Слово не выражает его, и начертание не изображает его, ибо пламя его в той мысли, которая не выражается через телесную оболочку. Только зеркало глаз пропускает искры высшей мысли. Те глаза различат искры космических лучей, которые грубое зрение назовёт просто светом солнца» .

Неудивительно, что для древних греков значимость Афины была приравнена к Зевсу, а иногда даже превосходила его.

Не обойдём вниманием и самое известное второе имя богини – Паллада. По одной из легенд, Афина получила второе имя, когда одержала победу над козлоподобным летающим гигантом Паллантом, который хотел совершить насилие над Афиной, когда титаны восстали против богов, но богиня сокрушила гиганта, содрала с него кожу и сделала из неё свой щит.

Если расшифровать данное иносказание, то мы получим следующее толкование.

В человеке соединяются мир духовный и мир физический. Когда человек проявляет через себя божественный мир, то становится богоподобным, когда же он отказывается от Бога, то, всё больше и больше погружаясь в материю, он становится подобен зверю. Именно поэтому в древних легендах (и не только в греческих) полулюди-полузвери чаще всего изображаются существами дикими, злобными, не умеющими себя контролировать и приносящими разрушения, например, вспомним всем известные легенды о кентаврах или оборотнях. Именно поэтому победа над звериной, т.е. плотской, частью себя самих возвышает этих существ (например, мудрый кентавр Хирон – учитель героев). Поэтому аллегорически победа Афины над титаном с животными чертами – это победа над низшей материей и использование её в божественных целях.

В результате, как утверждает русский философ и филолог А.Ф. Лосев, Афина и все её свершения являются перед нами как бы непосредственным продолжением Зевса. Она исполнительница его замыслов и воли, его мысль, осуществленная в действии. Она как судьба и Великая Богиня-Мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого.

О сакральном значении Афины Паллады писала профессор З.С. Шеломенцева в эссе «Афина-София-Менфра»: «Богиня на Земле, несущая Божественность в наш мир как Божественную Благодать. Ей было дозволено Всевышним нести не только мудрость Отца, но и Его план для нашего земного мира. Она выступает как идеолог Божественной Мудрости, как теоретик, руководитель и организатор. Она – Богиня мудрости, ремёсел и справедливой войны и, когда есть необходимость, вступает в бой, выражая своими доспехами постоянную готовность защищать Истину» .

Сегодня мало тех, кто чтит Афину Палладу как богиню Истины и божественной Мудрости, которая до сих пор стоит на страже этого мира. Поэтому мне бы хотелось завершить данную статью стихотворением, посвящённым ей.

Посвящение

«…весь мир представляет собой подарок Бога для вас…
чтобы познавать себя и окружающий мир».

Афина Паллада. «Слово Мудрости»

В дожде золотом рожденная,
В тронном зале царящая мать,
Ясноокая, мудрая, строгая,
Божественной Истины Страж!

Ты в искусстве дарила гармонию,
Красоту и покой ремесла,
Справедливость и мужество воинам,
Когда приходила беда.

Прими благодарность великую
За то, что, забытая, в мир
Продолжала отстаивать Истину,
Ясно мыслить и мудро любить.

Журкова Е.Г.



Источники:

1. Агни Йога / Под ред. Каган Г.И., Кальжанова Г.И., Родичев Ю.Е. – Самара: Рериховский центр духовной культуры, 1992. – В 3-х томах.

2. Геродот. История в девяти книгах / Перевод Г.А. Стратановского, под ред. С.Л. Утченко. – Ленинград: Наука, 1972.

3. Карчевская Лека. Посвящение (Электрон. данн.) / Стихи.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stihi.ru/2015/07/15/5117 , свободный. – Заглавие с экрана.

4. Лосев А.Ф. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х тт. – М.: Советская Энциклопедия, 1980. – Т. 1.

5. . – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2008. – 166 с.

6. Порфирий. О пещере нимф (Электрон. данн.) / Платонополис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный. – Заглавие с экрана.

7. Шеломенцева З.С. Афина-София-Менфра. Философско-культурологическое эссе (Электрон. данн.) / Beesona.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beesona.ru/id531/literature/ , свободный.

2. Шри Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. / Библиотека ведической литературы. – Пенза: Золотое Сечение, 1999 г. – 384 с.

АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справед-
ливой войны.
Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости",
греч. metis - "мысль", "размышление") - периода оформления
классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героичес-
кой мифологии периода патриархата, в которой особенно выделя-
лось мужское организующее начало. Афина является как бы непос-
редственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов
и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Посте-
пенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и да-
же символический характер, так что Афина считается порождением
одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости,
так же как Зевс воспринял их от Метиды.

Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды
лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем
при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову
топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его
головы в полном боевом вооружении. Поскольку это событие про-
изошло якобы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получи-
ла прозвище Тритониды или Тритогенеи.

Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской
мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже

Превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития гре-
ческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна
Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - бли-
жайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мо-
щи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проя-
влявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.
Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями
крито-микенского периода. Изображение богини со щитом микенс-
кого времени - прообраз олимпийской Афины. Среди непременных
атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой зме-
евласой Медузы, который обладает огромной магической силой,
устрашает богов и людей.
Многочисленны сведения о космических чертах образа Афи-
ны. Её рождение сопровождается золотым дождем, она хранит
молнии Зевса. Её изображение, т.н. палладий, упало с неба
(отсюда Афина Паллада).
По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды.
Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всев-
лажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("поле-
бороздной").
Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины счи-
тались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба
и Великая богиня-мать.
Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в пе-
риод героической мифологии направляет свою силу на борьбу с
титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного
из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с
третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сра-
жения.


Она - убийца горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы".
Афина требует к себе священной почтительности, ни один смерт-
ный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила
зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот
случайно увидел её омовение.

Классическая Афина наделена идейно-организующими функци-
ями: она покровительствует героям, защищает общественный по-
рядок и т.п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел
из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и
смелый герой. В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно
важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она -
главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев,
хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница гречес-
ких городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя
"градозащитницы".
Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с
копьем, сияющим на солнце, украшал акрополь в Афинах, где бо-
гине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.
Памятником прославления мудрой правительницы Афинского
государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхи-
ла "Евмениды".

Афина всегда рассматривается в контексте художественного
ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачи-
хам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афина помогла Про-
метею украсть огонь из кузни Гефеста.

Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре
на ней Апполона. Одного её прикосновения достаточно, чтобы
сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом,
наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекатель-
ностью). Она наделила Пенелопу накануне встречи с супругом
удивительной красотой.
Афина - богиня мудрости. Для неё характерна мудрость в
государственных делах. Для поздней античности Афина явилась
принципом неделимости космического Ума и символом всеобъемлю-
щей мировой мудрости. Как законодательница и покровительница
афинской государственности почиталась Афина - Фратрия
("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"),
Пронойя ("провидящая").

Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и
островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фесса-
лия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Атти-
ке, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем
богини - покровительницы города). Ей были посвящены земле-
дельческие праздники. Во время этих празднеств происходило
омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского
служения богине.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празд-
нествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Ови-
дия. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетель-
ством организующей и напрвляющей силы разума, который упоря-
дочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие
устои государства, основанного на демократическом законода-
тельстве.


Образ Афины нашел отражение во многих значительных па-
мятниках греческой пластики. Гигантская статуя "Афины Парфе-
нос" Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 г. до
н.э., не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным
копиям. Сохранились многочисленные статуэтки богини. Отдель-
ные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике
храмов, например, многофигурная группа на восточном фронтоне
Парфенона изображает рождение Афины из головы Зевса, на за-
падном фронтоне воплощен спор Афины с Посейдоном за обладание
землей Аттики.
В греческой вазописи были распространены сцены, посвя-
щенные рождению Афины, её участию в Троянской войне, спору с
Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фрес-
ках.
В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с
античной художественной традицией - в панцире и шлеме. В ряде
сцен Афина предстает олицетворением мудрости и символизирует
триумф разума ("Минерва побеждает невежество" Б.Спрангера,
"Царство Минервы" А.Эльсхаймера), добродетели и целомудрия
("Паллада и кентавр" С.Боттичелли, "Победа добродетели над
грехом" А.Мантеньи), мира ("Минерва и Марс" Я.Тинторетто,
П.Веронезе и др.).
В музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине пос-
лужили сюжетом для либретто нескольких произведений 17-18
вв., в числе которых оперы "Рождение Афины" А.Драги, "Минер-
ва" Р.Кайзера, "Паллада и Марс" М.Гримани, "Паллада торжест-
вующая" Ф.Б.Конти; кантаты "Спор Паллады и Венеры" Л.Кальдары
и "Паллада" П.В.Гульельми.

Древнегреческая мифология очень яркая, в силу представленного в ней множества богов и богинь. Одной из неординарных представительниц является прекрасная светловолосая богиня Афина Паллада. Отец ее, никто иной, как сам верховный бог Зевс властелин небес. По своей значимости Афина не уступает, а иногда и превосходит своего властного отца. Ее имя увековечено в названии греческой города - Афины.

Кто такая Афина

Появление Афины окутано тайнами, из текста древнего источника «Теогонии» следует, что Зевс узнал: его мудрая жена Метида должна родить великих дочь и сына. Правитель не захотел отдавать свои бразды правления кому-либо, и проглотил беременную жену. Позднее, почувствовав сильную головную боль, Зевс попросил бога Гефеста ударить его молотом по голове – так появилась во все своем вооружении Афина богиня войны и мудрости. Владея стратегиями и тактикой ведения справедливых войн, Афина преуспела и стала также покровительницей во многих видах ремесел:

  • общественный порядок – Афина в государственных делах, учредила высший суд в Афинах;
  • корабельное дело и мореплавание - зодчие Ферекл, Арг и Данай, под наставничеством Афины создали свои корабли, один из которых Арго был отправлен богиней на небо;
  • мастерица по металлу – статуя Афродиты считается работой самой Афины;
  • ткацкое и прядильное ремесло – изготавливала одежду для себя и других богинь. Афина обучила ткать женщин. Прялка – символ Афины;
  • музыка – труба и двухрожковая флейта изобретение Афины;
  • целительство – исцеляла и воскрешала с помощью крови медузы Горгоны;
  • покровительница – во многих других положительных аспектах. Афину любят за вовремя оказанную помощь. Геракл, Одиссей, Персей, Ахилл, Ясон, Телемах герои древнегреческой мифологии, призывали в трудные моменты Афину.

Как выглядит Афина?

Греческая богиня афина традиционно изображена в военном одеянии, с величественной осанкой в руке копье, блистающее на солнце. Гомер, древний сказитель эпической поэмы «Иллиада», описывает Афину как светлоокую, с зорким взглядом, полную мощи в золотых доспехах прекрасную, но «немягкую сердцем» Деву. Художники изображали богиню с суровым, задумчивым лицом, в длинном балахоне (пеплосе) или панцире.

Символ Афины

В мифологии, каждый предмет одеяния, фона вокруг божества изобилует различной символикой, имеющей сакральный смысл. Эти архетипы – связующее звено между людьми и богами. Зная эти символы, в возникают образы, с помощью которых можно идентифицировать того или иного персонажа. Символика Афины легко узнаваема:

  • шлем Афины - из железа, украшен 4 конями, или чудовищем со змеиным хвостом;
  • копье – одна из статуй богини украшала древний акрополь в Афинах, ее сияющее золотом копье, первое, что видели мореплаватели, возвращавшиеся в город;
  • эгида – щит из козье шкуры, с изображением медузы Горгоны;
  • Ника - статуэтка богини Победы в руке Афины;
  • сова – символ мудрости;
  • змея – дар предвидения.

Дети Афины

Древнегреческая богиня Афина считалась целомудренной девой, сам Эрот игнорировал просьбу своей матери богини Афродиты пустить в Афину стрелу любви, так как боялся даже пролетать мимо из-за грозного взгляда богини. Тем не менее, радости материнства были не чужды Афине и она воспитала приемных детей:

  • Гигиея – богиня здоровья, считается по одним источником дочерью Асклепия (врачевателя) и Афины;
  • Эрихтоний – сын Геи и Гефеста, по легенде Гефест гнался за Афиной и обронил семя на землю, Гея посчитала это позором для себя и отказалась воспитывать сына. Афина тайно воспитала Эрихтония. Богиня Афина часто изображается со змеей, исследователи полагают - это символ Эрихтония.

Миф о богине Афине

Древнегреческая мифология описывает богов, которые подобно людям: любят, ненавидят, стремятся к власти, жаждут признания. Интересен миф о Афине, в котором Кекропс, первый афинский царь, не мог решить, кому быть покровителем города. Афина и Посейдон (бог океана) начали спорить, Кекропс предложил богам решить спор следующим образом: изобрести самый полезный предмет. Посейдон высек трезубцем источник воды, Афина ударила копьем в землю и появилось оливковое дерево. Женщины проголосовали за Афину, мужчины за Посейдона, так у Афин стало два покровителя.

Афина рождается из головы Зевса. Богиня Афина — любимая дочь Зевса. Появилась она на свет необычным образом. Предсказательницы судеб (мойры) открыли Зевсу, что у него будет отнята власть над миром. И это сделает сын богини разума Метиды, который вскоре должен появиться на свет; еще будет у Метиды дочь; оба ребенка окажутся необычайного ума и силы.

Испугался Зевс и, чтобы избежать судьбы, проглотил Метиду. Но через некоторое время почувствовал он страшную головную боль. Долго мучился громовержец, и, наконец, попросил своего сына Гефеста разрубить ему голову. Тот выполнил просьбу отца, и из разрубленной головы Зевса выскочила Афина, в полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом. Прекрасная и величественная предстала она перед богами: мудростью светились ее глаза, неземной красотой поражал облик. После Зевса Афина — самая могущественная среди богов. В ней воплотилась мудрость и сила отца богов и людей, только ей одной Зевс доверяет свою эгиду. [Греки почитали Афину как покровительницу войн и героев, городов, искусств и ремесел.]

Афина — одна из трех богинь греческой мифологии, которые считались богинями-девами. Она соблюдала безбрачие, и потому ни один герой на земле не мог похвастать тем, что его матерью была Афина. Зато Афину Парфенос («Деву») чтили как свою покровительницу все девушки Греции, а особенно — афинянки.

Центром города Афины был холм, на котором располагался Акрополь — городская крепость. Здесь находились главные святыни, важное место среди которых занимал великолепный храм Афины Девы — Парфенон. Парфенон был построен из мрамора особой породы. Почти белый после добычи, он приобретал со временем теплый золотистый оттенок благодаря присутствию в нем железа. Храм имел по восемь колонн по фасадам, западному и восточному, и семнадцать колонн по длинным сторонам. Строение было украшено скульптурами, которые изображали сцены из мифов, в которых участвовала богиня. Но главным украшением Парфенона была находившаяся внутри него огромная статуя Афины Парфенос работы Фидия.

Открытые части тела — лицо, шея, руки — у этой статуи были изготовлены из слоновой кости; одежда, украшения и шлем — из золота. Согласно сведениям, сохранившимся у древних авторов, для изготовления золотой одежды Афины Парфенос потребовалось свыше сорока талантов (т.е. более тонны) золота.


Статуя Афины

Богиня стояла прямо, в спокойной, полной торжественного величия позе. Шея и грудь богини были покрыта чешуйчатой, отороченной змеями, эгидой, волшебной шкурой козы Амалфеи, некогда вскормившей Зевса, которая служила оружием Афины, способным вселять ужас в сердца людей. В центре эгиды была помещена голова Медузы Горгоны, изготовленная из слоновой кости. Длинное копье Афины было прислонено к левому плечу. Левая рука богини покоилась на круглом щите, в центре которого также сверкала золотом голова Медузы, окруженная рельефными картинами битвы греков с амазонками. Внутренняя сторона щита была расписана изображениями олимпийских богов, сражающихся с гигантами. На протянутой руке Афина держала золотую статую Ники, богини Победы, своей постоянной спутницы, выполненную в человеческий рост. Рука опиралась на подставку в виде колонны. На голове Афины был шлем, украшенный изображением сфинкса между двумя крылатыми конями — Пегасами. Эти мифические чудовища магическими символами, оберегающими от несчастий. Над сфинксом и Пегасами возвышались пышные золотые султаны.

Колоссальная статуя Афины Парфенос была помещена в храме так, чтобы на нее падал свет, лившийся из специального отверстия в крыше. В полусумраке храма сверкающая золотом статуя производила внушающее особый трепет впечатление. Пришедший поклониться богине грек проникался верой в ее могущество — и в могущество государства, символом и покровительницей которого она была.

Стало известно, что сын, рожденный Метидой, восстанет и сбросит его с Олимпа. Не раздумывая, Зевс поглотил жену. И тут же случилась напасть - у него нестерпимо заболела голова. Не в силах вынести мучительную боль, он приказал расколоть себе голову. Кузнец Гефест одним ударом рассек череп Зевсу, и из разбитой головы появилась богиня Афина. А сын так и пропал, не родился.

Богиня Афина, обладала храбростью льва и осторожностью кошки, она всегда была вооружена копьем и щитом, на голове носила шлем. По краю ее одежды скользили змеи, олицетворявшие неотвратимость. Однако при всей вооруженности, у девы-воительницы был вполне мирный характер. Она никогда не выпускала из рук копье, но и никогда не поднимала его на кого-то. Только один раз богиня слегка царапнула им Гефеста, сопротивляясь его домогательствам.

Статная и гордая, Афина была единственной богиней на Олимпе, одетой в боевые доспехи. Забрало ее шлема всегда было поднятым, божественное лицо являлось всему миру. Когда богиня Афина дала и целомудрия, ее именем стал называться главный греческий город. Отныне это был город Афины.

Богиня покровительствовала военному искусству и боевому мастерству. Под ее опекой также находились многие мирные ремесла, ткачество и гончарное дело, кузнечное и скорняжное. Афина дарила людям умение делать такие необходимые вещи, как упряжь для лошадей, повозки, плуги, грабли, хомуты, она обучала виноградарей, кожевенных дел мастеров и бондарей. Под ее покровительством появлялись искусные корабельщики, умеющие строить прочные суда для дальних странствий.

Часто богиня Афина Паллада изображалась в военных доспехах, держащей в одной руке копье, а в другой веретено с намотанной на него пряжей. При этом на плече у нее сидела сова, символ мудрости. Афина стремилась к превосходству ума над инстинктами, отдавала предпочтение сдержанной стратегии в решении всех жизненных вопросов. Учила людей практичности, честолюбию и упорству в достижении поставленных целей.

Главная позиция, которой неукоснительно следовала богиня Афина Паллада, это последовательное освоение дикой природы, подчинение ее людским нуждам. За такой подход богиню осуждала Артемида, которая считала, что все живое в природе должно быть вне влияния человека. А вот стремление Афины к соблюдению законодательства, всех без исключения законов, почтительное отношение к государственности на Олимпе приветствовалось, многие боги поддерживали в этом богиню-воительницу Афину.

Однажды Афина Паллада поссорилась с морским богом Посейдоном. В схватке с ним она одержала победу. После этого богиня Афина стала безраздельно владычествовать над Аттикой. Затем она помогла Персею уничтожить страшную Тогда же с помощью Афины Ясон строит корабль и уплывает за Золотым Руном. Афина Паллада покровительствует Одиссею, и тот благополучно возвращается домой после победы в Ни одно событие на Олимпе не обходится без участия Афины, богини знаний и ремесел, искусств и изобретений, покровительницы военных баталий и обычной жизни простых людей. Некоторые критически настроенные люди доказывают, что Афина - богиня чего-то неопределенного, берет под свое покровительство все, без разбора. С этим нельзя согласиться. Афина Паллада - богиня разносторонняя и многогранная.