Кто является основоположником русского эпического симфонизма. Александр Бородин

В исполнении струнного квартета Ла Скала
Франческо Манара (скрипка), Пьеранджело Негри, Симониде Брачони, Массимо Полидори(виолончель)

Бородин, Александр Порфирьевич — (31 октября (12 ноября) 1833, Санкт-Петербург - 15 (27) февраля 1887, там же) - русский композитор, учёный - химик и медик. Участник «Могучей кучки». Основоположник русского эпического симфонизма.

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал недовольство своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.
А. П. Бородин по возвращении в Россию в 1862 познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка»). Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.
Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.
А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.
Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Симфония впервые прозвучала в 1869 году под управлением М. А. Балакирева, партитура её была издана В. В. Бесселем в 1882 году. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора. Первое исполнение состоялось в 1877 году под управлением Э. Ф. Направника. Партитура вышла в свет в 1887 году, посмертно, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения. Обе симфонии уже при жизни Бородина получили признание за рубежом, значительно популярнее в то время была Первая.
К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. В последние годы жизни Бородин работал над Третьим квартетом.
Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в ХХ веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф. П. Савинова).
Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).
Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.)

January 16th, 2013 , 02:40 am

Отечественные музыковеды выделяют два типа русского симфонизма:
конфликтный (лирико-драматический),
эпический.
Представитель первого типа – Чайковский, например; второго – Бородин.
Цельность в эпической симфонии иного рода, нежели в конфликтной.
Цикл эпической симфонии не распадается, потому что каждая часть представляет одну грань жизни (лирику, драму, комедию).
Вмести эти части создают целостную картину мира.
Бородин – автор эпической симфонии, признанной эталонной.
Эталон первый: цикл.
Первая часть воплощает героику.
Интересно соотношение темпа (Allegro) и плотной оркестровки.
Создается сугубо бородинский эффект симфонического динамического монументализма.
Динамический монументализм – это объемная, малоподвижная звуковая масса, которой предан не соответствующий ее возможностям стремительный темп.
Бородин первый в русской музыке нарушил закон массы и скорости.
Вторая часть – скерцо.
Для Бородина это – традиция.
Вторая часть воплощают идею – мира как игра.
Мелькающие маски.
Эта часть в наибольшей степени раскрывают характерную черту личности Бородина – юмор.
Третья часть содержит две образные сферы – лирику и драму.
Финал повторяет идею первой части в обобщенном виде.
Идея слияния героя и массы.
Эталон второй: трактовка сонатной формы.
Сонатная форма эпической симфонии отличается от сонатной формы конфликтной симфонии.
Во-первых, тематизмом.
Тематизм эпической симфонии строится на общих интонациях; имеет связь с русским фольклором.
Такой тематизм не имеет необходимости в дальнейшем развитии; он принципиально имеет завершенную структуру.
Все темы симфонии не имеют развития, Бородин лишь повторяет их на другой высоте.
Тема ГП – уникальное явление.
Она содержит национальную двойственность:
тяжелые терции и кварта с грузным «падением» к основному тону – чисто русское,
ее интонационный начальный абрис – нечто восточное.
Уникально ее ладовое решение:
русская переменность III ступени,
фригийский минор с IV пониженной (встречается в восточной музыке).
Ее опорные тоны намечают главные тональные зоны части:
начало разработки – c-mill,
ПП в репризе – Es (Dis)-dur.
ГП и ПП имеют общие интонации.
Вторая «колокольная» часть ГП схожа с начальной интонацией ПП.
Это – база для последующего сближения тем.
Разработка эпической симфонии тоже отличается от р. конф. симф.
В ней господствует идея цельности (неизменности).
Дробление темы направлено не на разрушение темы, а на ее сближение с другими темами на основе общих интонаций.
Гибрид ГП и ПП возникает почти сразу – 5 такт от ц.6.
Он развивается самостоятельно.
На его основе создается политональный канон (ц.7).
После этого ГП и ПП звучат одна за другой как естественное продолжение друг друга.
Очень интересен тональный план ГП в разработке: c (фригийский, с колеблющейся терцией) – g – f – d.
Принцип крупного штриха:
в качестве носителя ладовой функциональности Бородин выдвигает не аккорд, тон или тональность, а целостные ладовые комплексы.
Другое проявление этого принципа: развитие в разработке направлено к все более мощному проведению тем.
Скерцо.
Его темп на пределе исполнительских возможностей – целая =108 (!).
Тональность F-dur обретается постепенно.
В начале звучит доминантовый нонаккорд без квинты к h-moll.
Благодаря энгармонической замене (бас с fis уводится на с), образуется тональность F-dur.
По бетховенскому принципу ГП постепенно зарождается.
Трио имеет восточный характер.
Третья часть.
Andante, Des-dur.
Сонатная форма.
ГП – лирико-эпическая сфера.
Блок СП и ПП (e-C-As) – драматическая.
Общая программность – Бородин хотел нарисовать фигуру Баяна:
вначале гусельные переборы (арфа), затем песня о «делах давно минувших дней» (соло валторны).
Разработка вытекает из ЗП, что создает необычайную гибкость формы.
Финал.
Н-dur.
Тема ГП близка к народной песне «Пойду под Царьгород».
(Ее использовал Балакирев в «100 лет»).
ГП и ПП составляют эпическую оппозицию мужского начала – женского начала.

Бородин Александр Порфирьевич

Дата жизни: 31.10.1833 - 15.02.1887
Место рождения: Санкт-Петербург

А.П. Бородин - русский композитор, ученый-химик и медик. Основоположник русского эпического симфонизма.

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября 1833 г. от внебрачной связи 62-летнего князя Луки Степановича Гедианова и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. В первой половине ХIX века внебрачные связи не афишировали, поэтому имена родителей скрывались и мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны.

Образование.

В 9 лет Бородин написал свое первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Медицина и химия.

Улился в Первой Санкт-Петербургской гимназии, в сентябре 1850 года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н.Н. Зинина.

В 1858 году Бородин получил степень доктора медицины. С 1859 года Александр Бородин совершенствовал свои познания в области химии за границей - первоначально в Германии. В сентябре 1860 г. Бородин наряду с Зининым и Менделеевым участвовал в международном школ гречке химиков в Карлсруэ. В 1862 году получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии. С 1883 - почётный член Общества русских врачей.

Музыкальное творчество.

А.П. Бородин в 1862 году познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошел в его кружок "Могучая кучка". Также Бородин был активным участником Беляевского кружка. Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера "Князь Игорь", над которой он работал в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов.
А. П. Бородин - одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. В последние годы жизни Бородин работал над Третьим квартетом.

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

Государственный Квартет имени А.П. Бородина
- Симфонический оркестр Центрального Дома Ученых РАН им. А. П. Бородина, Москва
- Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
- Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот

Александр Порфирьевич Бородин / Alexander Borodin
"Спящая княжна"; 2 польки (Helen)

Александр Порфирьевич Бородин (31 октября (12 ноября) 1833, Санкт-Петербург — 15 (27) февраля 1887, там же) — русский композитор, учёный — химик и медик. Участник «Могучей кучки». Основоположник русского эпического симфонизма

Александр Порфирьевич Бородин был незаконорожденным сыном 62-летнего имеретинского князя Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили), (1772—1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.
До 8 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался (по воле матери преимущественно дома) игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.

Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.
После окончания академии Бородин некоторое время работал ординатором во Втором военно-сухопутном госпитале, где познакомился с лечившимся там офицером, никому еще не известным Модестом Мусоргским. В 1858 г. после серьезных исследований Бородин стал доктором медицины, защитив диссертацию по химии. В том же году по направлению Военно-медицинского ученого Совета он поехал в Солигалич, чтобы изучать состав минеральной воды в лечебнице купца А. А. Кокорева. Отчет об этих исследованиях А. Бородина был опубликован в «Московских ведомостях» (1859), став серьезной научной работой по бальнеологии, что принесла ученому широкую известность.
Продолжил изучение химии Бородин в Гейдельбургском университете (Германия). В г. Карлсруэ был участником знаменитого Международного конгресса химиков вместе со своим учителем Зининым и другом Менделеевым. На этом конгрессе окончательно закрепилась атомо-молекулярная теория строения веществ. Зиму 1860 г. Бородин провел в Париже, где серьезно занимался наукой, прослушал много лекций известных ученых, часами просиживал в библиотеках.
Вернувшись в Гейдельберг, весной 1861 г. Бородин познакомился с Е. С. Протопоповой, которая находилась в Германии на лечении серьезного хронического бронхо-легочного заболевания. Она была замечательной пианисткой. Под ее влиянием у Бородина возродился совсем было угасший интерес к композиции. Вскоре здоровье Екатерины Сергеевны сильно ухудшилось, и Бородин уже в качестве ее жениха сопровождал женщину в Италию, где климат был более благоприятным.
На родине пара вынуждена была расстаться: Екатерина Сергеевна осталась в Москве у матери, а Александр Порфирьевич уехал в Петербург, где получил место адъюнкт-профессора в Медико-хирургической академии. Из-за материальной и бытовой неустроенности свадьба состоялась только через несколько месяцев – весной 1863 г. Занятия наукой Бородин не прекращал до конца жизни. Его авторству принадлежит более сорока фундаментальных трудов по химии.
Музыкой Бородин занимался с юности, писал романсы, камерно-инструментальные и фортепианные пьесы. Эти занятия он был вынужден скрывать от коллег по научной работе. Вопреки всему, творчество А. Бородина является неоценимым вкладом в сокровищницу не только русской, но и мировой музыкальной классики. Восемнадцать лет Бородин работал над своей знаменитой оперой «Князь Игорь», но окончить ее так и не успел, ее заканчивали, следуя замыслу автора, Римский – Корсаков и Глазунов. Это был настоящий национальный героический эпос в музыке. Первая постановка «Князя Игоря» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге (1890). Опера Бородина до сих пор с успехом идет в театрах всего мира.
Вершина русской мировой симфонической музыки – Вторая симфония Бородина, известная под названием «Богатырская» (1876). В ней, как и в опере «Князь Игорь», слышатся мотивы русского народного песенного творчества, а в симфонической картине под названием «В Средней Азии» - народная музыка Востока. В жанре вокальной лирики композитор создал множество романсов. Самым знаменитым является романс на стихи А. Пушкина «Для берегов отчизны дальной». В других его романсах живут образы богатырского эпоса и освободительной идеи («Спящая княжна», «Песня темного леса»).
Не смотря на то, что Бородин посвятил науке всю свою жизнь, мир знает и чтит его как великого композитора. Он умер внезапно, не дожив до старости, от инфаркта в феврале 1887 года. Ему было всего 53 года. Похоронили А.П. Бородина в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище.



Сказка
Посвящается Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову

Спит. Спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном,
Спит под кровом тёмной ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Спит, спит.

Вот и лес глухой очнулся,
С диким смехом вдруг проснулся
Ведьм и леших шумный рой
И промчался над княжной.

Лишь княжна в лесу глухом
Спит все тем же мёртвым сном.
Спит, спит.

Слух прошёл, что в лес дремучий
Богатырь придёт могучий,
Чары силой сокрушит,
Сон волшебный победит
И княжну освободит, освободит.

Но проходят дни за днями,
Годы идут за годами...
Ни души живой кругом,
Все объято мёртвым сном.

Так княжна в лесу глухом
Тихо спит глубоким сном;
Сон сковал ей крепко очи,
Спит она и дни, и ночи.
Спит, спит.

И никто не знает, скоро ль
Час ударит пробужденья.

А.П. Бородин, 1867



Однажды маленькая Ганя Литвиненко попросила его поиграть с ней в четыре руки.

— Но позволь, — сказал он, — ты ведь ничего не умеешь играть, детка.

— Да нет же, смотри, я умею играть вот что.

И она сыграла одним пальцем каждой руки самый простенький мотив, то, что дети называли «котлетной полькой».

Уступив желанию ребенка, Александр Порфирьевич сымпровизировал на этот мотив своеобразную, забавную польку. Он показал ее приятелям — Римскому-Корсакову и Лядову. Они много смеялись и тоже попробовали написать вариации на эту неизменную тему. Присоединился к их затее и Кюи. В конце концов получились 24 вариации и 14 маленьких пьес для фортепьяно, которые были изданы под названием «Парафразы».

«Парафразы» очень понравились Листу. Кто-то написал об этом в музыкальном фельетоне. Тут-то и поднялась настоящая буря в стакане воды. Враждебные русской музыкальной школе критики обрадовались случаю напасть на Бородина и его товарищей. Они заявили, что Лист не мог одобрить такое сочинение, которое только компрометирует его авторов. Узнав об этом, Лист написал Бородину: «Разрешите и мне скомпрометироваться вместе с Вами». И он добавил к польке свое вступление…

Так Бородин, несмотря на все свои дела и заботы, умел оставаться веселым и жизнерадостным человеком и быть добрым отцом своих «многочисленых приемных дочурок».

Откуда только он черпал силы!

Музыкальная шутка, написанная на неизменяемую тему так называемой «котлетной польки» (А. П. Бородин), или, как ее еще называли в балакиревском кружке,— «та-ти-та-ти», посвящалась маленьким пианистам, способным сыграть тему одним пальцем каждой руки. В окончательном варианте «Парафразы» состояли из 24 вариаций и 15 маленьких пьес. На тему, которую мог сыграть любой ребенок одним пальцем, композиторы с замечательной изобретательностью и неподдельным юмором написали целую серию танцев (вальсы, менуэты, польки, галопы, жиги, тарантеллы), а также «Колыбельную песнь», «Трезвон» и несколько других пьес. Весь цикл завершается праздничным «Торжественным шествием» Лядова. Кюи в этом сочинении принадлежит «Вальс», который, по словам Стасова, «искрится, как шампанское, и увлекает своею страстностью».
«Парафразы» получились настолько удачными и оригинальными, что сразу привлекли внимание Листа, как только он познакомился с этой музыкой. Обращаясь с письмом от 15 июня 1879 года к авторам цикла, Лист писал: «В форме шутки вы создали произведение огромного достоинства. Меня очаровали ваши „Парафразы"... Вот наконец замечательный свод науки, гармонии, контрапункта, ритма, фигурационного стиля и того, что по-немецки называется „Formenlehre"— учением о форме. Я охотно предложу профессорам композиции консерваторий Европы и Америки принять ваши „Парафразы" как практическое руководство в их преподавании. Уже на первой странице вариации II и III — настоящие драгоценности; не менее ценны и следующие номера, до „Комической фуги" и „Шествия", которые со славой венчают произведение. Благодарю вас, господа, за доставленное мне наслаждение...» Заканчивая свое письмо, Лист подчеркнул: «Мои симпатии и глубокое уважение, которое я к вам питаю, длятся много лет».
Листу настолько пришлось по душе это произведение, что он прислал свою небольшую вариацию на ту же тему, которая вошла в цикл и была издана в факсимильном воспроизведении.





Вторая ("Богатырская") симфония Бородина

Вторая («Богатырская») симфония Бородина

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) был одним из наиболее выдающихся и разносторонних деятелей русской культуры девятнадцатого века. Гениальный композитор, неутомимый общественный деятель и педагог, Бородин известен также как крупный ученый, обогативший отечественную науку ценными исследованиями в области химии.

В начале шестидесятых годов позапрошлого столетия Бородин сблизился с замечательным русским композитором Милием Алексеевичем Балакиревым, вокруг которого сплотились в те годы многие передовые музыканты. Теперь, когда мы говорим о «Могучей кучке», как назвал балакиревский кружок В.В. Стасов, то имеем в виду прежде всего содружество пяти русских композиторов - Балакирева, Бородина, Кюи, Мусоргского и Римского-Корсакова. Творческая деятельность остальных участников балакиревского кружка оставила менее значительный след в истории русской музыкальной культуры.

В статье «25 лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, В.В. Стасов писал: «Бородин сочинил в количественном отношении немного, гораздо менее прочих своих товарищей, но произведения его, все без исключения, носят печать полного развития и глубокого совершенства… Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой».

В этой характеристике, которую дал Бородину один из корифеев русской музыкальной мысли, содержится немногословная, но глубокая и точная оценка творческого наследия великого композитора. Действительно, оно не отличается обширностью. Опера «Князь Игорь», три симфонии (третья осталась неоконченной) и симфоническая картина «В Средней Азии», два струнных квартета, фортепьянный квинтет и некоторые другие камерно-инструментальные ансамбли, десяток небольших фортепьянных пьес и два десятка песен и романсов - вот перечень основных произведений Бородина.

Список этот содержит «немного, но многое», как говорится в старинной поговорке. Ибо и «Князь Игорь», и симфонии, и квартеты, и романсы Бородина принадлежат к высшим достижениям русской музыкальной классики. Бородин глубоко постиг и гениальной силой раскрыл в своем творчестве национальную мощь русского народа, его величие, строй его мыслей, красоту и благородство чувств. Продолжая глинкинские традиции русской музыки, Бородин обращался к неисчерпаемым богатствам русской песенности, к образам русского героического эпоса и проникновенной народной лирики.

В 1869 году композитор начал работу над оперой «Князь Игорь», в которой получили воплощение образы величайшего памятника древнерусской литературы - «Слова о полку Игореве». К 1869 году относится и замысел Второй симфонии Бородина, названной впоследствии друзьями композитора «Богатырской».

Замысел симфонии стоял в прямой связи с ярко проявившимся в шестидесятых годах и неуклонно возраставшим интересом передовой русской общественности к отечественному былинному эпосу. В самом начале шестидесятых годов начали публиковать, например, обширные собрания былин русские ученые П.В. Киреевский и П.Н. Рыбников. Большой интерес проявляли к русским былинам и мастера «Могучей кучки», которых привлекали в этих поразительных памятниках творчества нашего народа не только отзвуки героического прошлого нашей Родины, но и художественные образы, созданные народной фантазией и отображавшие титаническую мощь, бесстрашие и сметливость русского человека.

Ближайший друг Бородина, великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков еще в 1867 году создал симфоническую картину «Садко», которая в первой редакции называлась «Эпизодом из былины». В девяностых годах Римский-Корсаков, будучи уже зрелым мастером, переработал это произведение, а затем написал одну из своих лучших опер «Садко» на сюжет той же новгородской былины, глубоко раскрыв ее содержание и смело введя в оперную партитуру приемы народного распевного повествования. Сам композитор отметил в «Летописи моей музыкальной жизни»: именно былинный речитатив «выделяет моего Садко» из ряда всех моих опер, а может быть, и не только моих, но и опер вообще». И тут же пояснил: «Речитатив этот - не разговорный язык, а как бы условно уставный былинный сказ или распев… Проходя красною нитью через всю оперу, речитатив этот сообщает всему произведению тот национальный, былевой характер, который может быть оценен вполне только русским человеком».

Известно также, что и другие участники «Могучей кучки» живо интересовались русскими эпическими, в частности былинными, напевами. Записывали эти напевы М.А. Балакирев (в начале шестидесятых годов) и М.П. Мусоргский, частично использовавший свои записи в процессе работы над оперой «Борис Годунов», частично же сообщивший их Римскому-Корсакову, который обработал некоторые из них и включил затем в свой сборник «Сто русских народных песен». Так, например, былинный напев «О Вольге и Микуле» («Жил Святослав девяносто лет»), вошедший в этот сборник, был записан Мусоргским и передан им Римскому-Корсакову, который создал на этой основе свою обработку данной севернорусской былины. Встречаем мы в сборнике Римского-Корсакова и другие былины, например, «Про Добрыню». Мелодию и текст былины композитор взял из «Собрания русских народных песен», публиковавшегося М. Стаховичем в 1952-1856 годах.

Таким образом, великие мастера «Могучей кучки» и в этом отношении продолжали дело Глинки, в своем «Руслане» заложившего прочные основы русской эпической музыки. Нельзя не вспомнить здесь и бессмертное имя Пушкина, который в поэме «Руслан и Людмила» и в других произведениях создал классические примеры художественного претворения образов былинного эпоса. Пушкин не располагал еще научно достоверными записями былин. Но в «словах», «повестях», «сказаниях» и «историях», как назывались некогда былины, он с гениальной прозорливостью увидел неисчерпаемые художественные сокровища. Ценность их великий русский поэт понял прежде всего потому, что уже с юных лет постиг обаяние и красоту русского народного творчества. В детстве слушал он сказки няни своей Арины Родионовны, а затем сам искал и записывал народные песни, былинные сказы и напевы.

Напомним также, что за год до смерти Пушкин начал работу над комментированием «Слова о полку Игореве» и, сравнивая этот гигантский памятник русского эпоса с творчеством поэтов XVIII век, заметил, что они «не имели все вместе столько поэзии, сколько находится оной в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства». Не будет преувеличением сказать, что от некоторых страниц Пушкина, отмеченных особой, ни с чем не сравнимой, ему одному присущей торжественностью русской речи, тянутся нити к величественным образам «Слова».

Итак, приступая к работе над «Князем Игорем» и над Второй симфонией, Бородин опирался не только на глинкинские традиции, продолжателями которых были участники балакиревского кружка, но и на творческий опыт Пушкина, впервые поднявшего русскую эпическую поэзию до высот художественной классики.

Начатая в 1869 году, Вторая симфония Бородина была закончена только в 1876 году, так как часть этого времени ушла на работу над оперой и первым струнным квартетом, да и сочинял музыку композитор только урывками, ведя в эти годы напряженную научно-исследовательскую деятельность. Первая часть симфонии, законченная в 1871 году, произвела необычайно сильное впечатление на друзей композитора, которым он показал эту часть. Впервые симфония была исполнена 2 февраля 1877 года под управлением Э.Ф. Направника (1836-1916) - выдающегося дирижера и композитора, чеха по происхождению, нашедшего, подобно многим своим соотечественникам, вторую родину в России.

В упоминавшейся уже статье В.В. Стасов пишет, что Вторая симфония Бородина имеет программный характер: «… сам Бородин рассказывал мне не раз, что в Adagio он желал нарисовать фигуру «баяна», в 1-й части - собрание русских богатырей, в финале - сцену богатырского пира, при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы». Эти слов Стасова являются для нас ключом к пониманию программы «Богатырской» симфонии Бородина. Начинается симфония энергичной первой темой, которая проводится всей струнной группой оркестра, в то время как валторны и фаготы подчеркивают остановки на выдержанных нотах:

Уже с первых тактов создается здесь у слушателя впечатление той «великанской силы», о которой писал Стасов. Краткие, выразительные мелодические фразы чередуются с тяжелыми «втоптывающими» ударами, усиливающими ощущение богатырской мощи, которое возникает в самом начале симфонии.

Следует обратить внимание на построение первых тактов, своеобразное не только в ритмическом, но и в ладовом отношении. Несмотря на то, что симфония написана в тональности си минор, в приведенном нами примере чередуются звуки ре и ре-диез, хотя последний принадлежит, казалось бы, не си минору, а си мажору. Подобная переменность является одной из характерных черт русского народнопесенного творчества. Необходимо еще подчеркнуть, что мелодические богатства русской народной песни не укладываются в привычные рамки «европейского» мажора и минора и что русские композиторы широко разрабатывали и разрабатывают эти богатства в своем творчестве. Именно в национальных истоках русской музыкальной культуры коренится и многообразие средств, примененных Бородиным во Второй симфонии для раскрытия образов богатырского эпоса русского народа.

Развитие первой темы выводит ее за пределы низкого и среднего регистров. Вслед за первым отрезком этой темы, рождающим представление о богатырской поступи витязей и о могучих ударах доспехов о землю, в верхнем регистре слышится радостный, оживленный отклик деревянных духовых инструментов, будто солнце заиграло на золоченых шлемах и щитах:


Мастерски сопоставляя оба отрезка первой темы, композитор достигает удивительной картинности, почти физической осязаемости образов «собрания русских богатырей», изображаемого в первой части симфонии. Образы эти выразительно оттеняются второй темой, по мелодическому строению своему также чрезвычайно близкой к русской народной песенности:

Тему эту вначале поют виолончели, а затем она переходит к флейтам и кларнетам, приобретая характер свирельного наигрыша, и, наконец, полнозвучно излагается струнной группой. Проведение обеих тем (иначе говоря, «главной партии» и «побочной партии») образует первый раздел сонатно-симфонической формы, в которой написана эта часть, то есть ее экспозицию. Заканчивается она заключительной партией, построенной в основном на материале первой темы и завершающейся торжественными аккордами.

Центральный раздел (разработка) данной части содержит развитие музыкальных образов первого раздела (экспозиции), приводящее к большому нарастанию, которое подготовляет еще более мощное, еще более торжественное изложение первой темы. Здесь, в третьем разделе (то есть в репризе), оба отрезка «богатырской» темы проходят в блестящем полнозвучном изложении. Несколько отличается от экспозиции и изложение второй темы, которая поручена в репризе гобою, а затем уже переходит к струнным инструментам. Завершается первая часть величественным унисоном оркестра, с огромной силой провозглашающего первую тему.

Вторая часть симфонии называется Скерцо. Стасов ничего не говорит нам о программе этой части, но мы легко догадываемся по характеру музыки, что здесь композитор нарисовал картину богатырских игр и забав, часто встречающуюся в русских былинах. Написано Скерцо в трехчастной форме, причем его первый раздел, повторяющийся вслед за проведением второго раздела, построен на двух темах.

Начинается Скерцо кратким вступлением. На фоне гулких ударов литавр звучит яркий призывный аккорд медной группы. И вот в ответ на этот призыв возникает стремительный звуковой поток, вызывающий представление о скачке или беге, сменяющемся как бы взмахами оружия, чудящимися в коротких, акцентированных фразах второй темы данного раздела:

богатырский симфония бородин композитор


Большого напряжения достигает проведение этой «темы богатырских забав», чередующейся с первой, более легкой и стремительной, темой. А средний раздел Скерцо построен на контрастирующей с обеими темами первого раздела чудесной напевной мелодии, получающей широкое развитие:


Проходя вначале в наигрышах деревянных духовых инструментов, данная тема звучит затем и в струнной группе. В момент кульминации в сопровождение мелодии врываются звонкие аккорды арфы, уже здесь вызывая в памяти «струны громкие баянов», которые зазвучат еще более выразительно в третьей части симфонии. Заключительный раздел Скерцо построен на двух первых темах, являясь повторением, а отчасти и развитием первого раздела этой части симфонии.

Третья часть симфонии рисует, по словам самого композитора, сказанным им Стасову, образ древнерусского певца-сказителя, Баяна. Название это происходит от ставшего нарицательным имени упоминаемого еще в «Слове о полку Игореве» легендарного Баяна, который «не десять соколов пускал на стадо лебедей, но свои вещие персты возлагал на живые струны». В период создания «Князя Игоря» Бородин особенно внимательно изучал «Слово». Образ Баяна, опоэтизированный Пушкиным и Глинкой в «Руслане и Людмиле». Привлек и автора «Богатырской» симфонии.

В начале третьей части симфонии аккорды арфы, сопровождающие краткий запев кларнета, звучат как вступление гуслей, предшествующее былинному повествованию. И первая тема этой части, порученная валторне, солирующей на фоне аккордов арфы и струнной группы, имеет характер именно повествования, напевного и неторопливого:


Последующие темы уже вносят элементы драматизма, связанные с эпическим характером этой части, с ее содержанием, которое мы воспринимаем как рассказ о богатырских подвигах. Тревожно звучит перекличка духовых инструментов на краткой, выразительной теме:


Постепенно усиливающееся тремоло струнных приводит к возрастанию напряжения, подчеркиваемого угрожающими нисходящими ходами. На их фоне возникает в низком регистре, переплетается с ними и стремительно развивается затем еще одна краткая драматическая тема:


Вслед за непродолжительным нарастанием, мощной кульминацией всего оркестра и четырехтактной перекличкой деревянных духовых инструментов, построенной на второй теме, могуче звучит первая эпическая тема, возвещающая о победном исходе битвы, повествованием о которой, несомненно, были предыдущие эпизоды этой части. Их отголоски проходят в оркестре еще раз, перед тем, как знакомые вступительные аккорды арфы, начальный запев кларнета и краткая фраза валторны возвращают нас к образу вещего Баяна, под звуки гусель воспевающего ратные подвиги русских богатырей.

Третья и четвертая части «Богатырской» симфонии по указанию композитора исполняются без перерыва. Замирает гул литавр, но выдержанные ноты вторых скрипок связывают эти части симфонии. Финал ее, как уже говорилось, изображает, по замыслу автора, «сцену богатырского пира, при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Понятно поэтому, что образы повествования о богатырских подвигах, прозвучавшего в третьей части симфонии, композитор решил непосредственно связать с образами народного празднества, содержащимися в ее финале.

Во многих былинах упоминается «почестен пир», завершавший ратные труды богатырей, которых чествовал народ. В начале финала мы как будто слышим поступь людей, собирающихся на такой пир. Возникают оживленные короткие фразы скрипок, звучат наигрыши свирелей и гуслей, имитируемых арфой, и, наконец, в оркестре гремит тема народного веселья:

Ее меняет другая тема, тоже оживленная, но несколько более лирического склада:


Появляется она сперва у кларнета, более всех инструментов приближающегося по тембру к свирели поэтому вообще играющего очень значительную роль в русской симфонической музыке. Но вскоре и эта тема включается в картину народного веселья. Композитор стремится и здесь к сохранению национального колорита русской народно-инструментальной музыки: «свирельная» мелодия звучит в верхнем регистре деревянных духовых, а сопровождают ее «гусельные» аккорды арфы, поддержанные струнной группой, звуки которой извлекаются здесь не смычками, а щипком - тоже для создания тембра, близкого к гуслям.

Изложение этих двух тем составляет экспозицию, то есть первый раздел финала симфонии, построенного в сонатно-симфонической форме. В разработке, то есть во втором разделе данной части, композитор мастерски развивает обе темы: в зычных возгласах тромбонов мы без труда узнаем, например, мелодические очертания первой темы, а в большом нарастании (незадолго до репризы) - вторую тему. Но, каковы бы ни были внутренние контрасты, которые композитор применяет для изображения отдельных эпизодов народного празднества, общее настроение финала отличается удивительной цельностью, начиная с его первых тактов и кончая заключительным разделом, содержащим обе основные темы.

Композитор блистательно воплотил в музыкальных образах свой замысел, сообщенный нам Стасовым: в финале симфонии, действительно, развертывается картина народного празднества, венчающего славные подвиги, искрящегося бурным весельем и богатырской удалью.

Итак, в «Богатырской» симфонии Бородина воспеваются «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». И все же произведение это - глубоко современно. Творчество великих русских мастеров отличается силой художественных обобщений, идейной направленностью, которая во многом созвучна передовым устремлениям нашей общественности.

Продолжая патриотические традиции русской музыки, восходящие к глинкинскому «Ивану Сусанину», Бородин и в «Князе Игоре» и в «Богатырской» симфонии воплотил идею национальной мощи русского народа, идею, развивавшуюся революционными демократами прошлого века, которые видели в этой мощи залог победы освободительного движения в России и раскрепощения созидательных сил нашего великого народа. Поэтому Вторая симфония Бородина сыграла особенную роль в истории развития русской инструментальной музыки, положив начало эпической, «богатырской» линии русского симфонизма.

Эта линия получила продолжение и развитие в творчестве таких выдающихся русских композиторов, как Танеев, Глазунов, Лядов и Рахманинов еще в юные годи создавший симфоническую поэму «Князь Ростислав» на сюжет из «Слова о полку Игореве». Творческий опыт Бородина оказал благотворное воздействие и на музыкальную культуру западнославянских народов. Так, например, последняя симфония («Из Нового света») Антонина Дворжака, в которой ярко воплотились национально-освободительные идеи передовой чешской общественности, благодаря своей эпической окраске и, в особенности, мужественной героике финала, позволяет говорить о непосредственной близости к богатырским образам бородинского симфонизма.

«Богатырская» симфония Бородина, отличающаяся глубиной и благородством патриотического замысла и яркой конкретностью музыкальных образов, принадлежит к числу высших достижений русской музыкальной классики, знаменуя собой новый этап на пути развития отечественной симфонической музыки.

О плодотворности усвоения эпических традиций Бородина говорят лучшие произведения тех композиторов, в творчестве которых особенно отчетливо ощущается преемственная связь с музыкой Бородина, с ее героической мужественностью и богатырской силой.

В качестве примеров можно назвать хотя бы симфонии Р.М. Глиэра (наиболее монументальной из них является третья - «Илья Муромец»), Н.Я. Мясковского, Б.Н. Лятошинского, В.Я. Шебалина, кантату С.С. Прокофьева «Александр Невский», симфонию-кантату Ю.А. Шапорина «На поле Куликовом» и его же ораторию «Сказание о битве за Русскую землю».

И, хотя «Александр Невский» и «На поле Куликовом» переносят нас, казалось бы, в далекое прошлое, произведения эти, так же как и «Сказание о битве за Русскую землю», повествующее о годах Великой Отечественной войны, глубоко современны по замыслу, по содержанию музыкальных образов, рожденных героикой дней социалистического периода. В творчестве талантливых поэтов и композиторов той эпохи также отмечается тяготение к героико-эпическим образам.

Использованная литература: Игорь Белза,Вторая «Богатырская» симфония Бородина (изд. 2) Москва,Музгиз 1960.