Легар, франц- слушать онлайн, скачать, ноты. Биография Ранние годы и начало творчества

Франц Легар-старший дирижировал военным оркестром в городке Комарно, когда его жена венгерка произвела на свет сына. Кочевая жизнь молодых родителей ни капельки не изменилась после появления наследника.

Франц-младший рос, как сорная трава, и впитывал знания, как губка. Уже к пяти годам он играл на слух. К шести годам он сочинил песню и посвятил ее обожаемой матери. Выдержав сложный экзамен, Легар поступил в чешскую консерваторию. Юный талант наставляли профессор Ферстер и директор консерватории Беневиц.

Благодаря директору консерватории состоялось удивительное знакомство Франца Легара с Антонином Дворжаком. 70-и летний мастер оценил работы Франца и посоветовал ему отложить скрипку и посвятить себя сочинению музыки.

Бросив консерваторию, Легар продолжил частные уроки композиции, которые брал в тайне ото всех у профессора Фибиха.

На помощь родителей в финансовом плане рассчитывать не приходилось, и Легар занял должность скрипача-концертмейстера в музыкальном театре Бармен-Эльберфельд. Работа отнимала много сил и времени, а денег катастрофически не хватало.

Легар уже был готов отчаяться, но его выручил отец, пригласивший сына в свой оркестр в качестве солиста-скрипача. Наконец, у Легара-младшего появилось время для сочинительства.

Вальс «Чары любви» и два марша, написанные за это время, были изданы.

Окрыленный успехом Франц стал претендовать на место военного капельмейстера в городе Лошонце и не получил отказа.

Стройный, усатый, элегантный юноша покорил сердца провинциальных дам. Жизнь завертелась: Франц не только репетировал и выступал с оркестром, но и успевал давать частные уроки и даже основал квартет.

Его воображением всецело завладела опера, во сне и наяву он мечтал сочинить нечто грандиозное.

Оперы «Кирасир» и «Родриго», идеи которых пришли ему в голову в 1893 году, все время буксовали на месте. И хотя они не были закончены, работа над операми стала отличной школой для юного Легара.

«Кукушка», первое солидное произведение, которое Легар отважился представить взыскательной публики, определило судьбу композитора. Постановка была обласкана вниманием. Удивительно, но «Кукушка», видевшая многие европейские города, не знала ни равнодушия, ни ненависти, ни большой любви.

Франц Легар, наспех упаковав в чемодан свои бумаги, переехал в Вену, куда его пригласили в качестве капельмейстера 26-го пехотного полка.

Вена захватила Франца Легара сразу и без остатка, он понял, что оказался в правильном месте. И 26 пехотный полк покинул столицу Австо-Венгрии уже без капельмейстера.

Легар нашел место дирижера в театре «Ан дер Вин», но он желал большего. Он отказался от стабильной военной службы ради своей мечты, которую во чтобы то ни стало нужно было осуществлять. Франц долго искал подходы к прославленным драматургам, пока однажды ему не улыбнулась удача, и он не познакомился с Виктором Леоном, автором либретто многих оперетт и опер.

Оперетта Легара «Венские женщины» была поставлена в театре «Ан дер Вин» в 1902 году. На следующее утро после премьеры он получил на завтрак черный кофе и блюдо, которое всегда нужно подавать горячим, славу. Венские газеты наперебой расточали похвалы новому автору.

«Венские женщины» без штурма взяли все европейские города. Франц Легар не думал почивать на лаврах, и уже скоро он предоставил на суд публики «Решетника», «Шуточную свадьбу» и «Божественного супруга», написанного в соавторстве с Леоном.

Казалось, популярность Франца Легара медленно пошла на спад, но не тут-то было. Эффект разорвавшего в небе заряда фейерверка вызвал показ «Веселой вдовы». Перед премьерой директор театра Карчаг был настроен скептически и зловеще пророчил провал. Репетиции проводились под покровом ночи, а декорации и костюмы позаимствовали из других постановок.

Первый же акт оперетты сорвал бурные аплодисменты, после финальной сцены овациям не было конца. Поддавшись магнетизму успеха, на поклон выскочил даже директор.

Своей музыкой Легар опрокинул прежние представления об оперетте. Выродившийся аристократизм он заменил могучими силами народного фольклора, культурную позолоту - народной мудростью, европейскую размеренность - славянской необузданностью.

Оперетта «Веселая вдова» помогла Легару обрести себя, свой неповторимый музыкальный стиль. Франц понял, что время изменилось, что оперетта не могла больше оставаться пошлой, глупой и вульгарной. Он окончательно уяснил, что оперетта должна вызывать вихрь чувств и мыслей. Зритель должен сопереживать героям, всеми силами своей души участвовать в происходящем на сцене, а не просто сидеть в зрительном зале и глумливо усмехаться. Да, Легар уважал своей зрителя, и зрители полюбили его за это.

Оперетты «Княжеское дитя», «Цыганская любовь», «Граф Люксембургский» были написаны Легаром в кратчайшие сроки, но это не помешало спектаклям снискать феноменальный успех. Легар оседлал волну удачи, и его мелодии завладели всем миром.

Последней постановкой перед войной стала «Ева» или «Фабричная девушка», она пленила слушателей глубоким лиризмом. После Первой мировой войны для Франца Легара наступили трудные времена. Все, что он написал за этот период, не шло ни в какое сравнение с «Веселой вдовой». Критики обвиняли Франца в том, что он перенес на сцену театра социалистические склоки, что его оперетты больше не смешат людей.

Про Франца Легара, попробовавшего свои силы в «легариадах», говорили, что он выдохся, что он окончательно сдулся.

Но Легара было не так просто выбить из седла, и он решил дать оперетте еще один шанс. Не давая никому отчета, кроме своей совести, он создал ряд музыкально-комедийных произведений: «Паганини», «Страна улыбок», «Царевич», «Фредерика», «Джудита», которые стали новым словом в опереточном жанре.

Легар так упрямо и напролом шел к успеху, что просто не мог с ним разминуться. Его ждала счастливая семейная жизнь, финансовое благосостояние и мировая слава, не гаснущая с годами. Чего только стоил день 17 ноября 1929 года, когда в Берлине нельзя было найти театра, где бы не крутили легаровский репертуар?

День рождения композитора - 30 апреля 1930 года - отмечала вся Австрия, его мелодии играли во всех уголках страны. 60-й юбилей великого композитора отпраздновали плясками, песнями и банкетами. Легар был на вершине славы. Франц закончил свой путь в венском дворце в 1948 году, и ему решительно не о чем было жалеть. В своей жизни он успел всё.

Музыкальные Сезоны

24 октября 1948 года

Награды Франца Легара

Почетное кольцо города Вены

Корона Корвина

Медаль Гете

Творчество Франца Легара

Список оперетт

































Память о Франце Легаре

В честь Легара названы:




Семья Франца Легара


Мать - Христина Нойбрандт.

24.10.1948

Франц Легар
Franz Lehár

Венгерский и Австрийский Композитор

Франц Легар родился 30 апреля 1870 года в городе Коморн, Словакия. Мальчик появился на свет в семье военного капельмейстера и учительницы. Ребенок оказался очень одаренным. Уже в возрасте пяти лет прекрасно знал ноты и хорошо играл на фортепиано. В 1882 году юноша поступил в Пражскую консерваторию, где учился у замечательных учителей, таких как Антонина Бенневица, Йозефа Ферстера, Антонина Дворжака. Благодаря им учился с удовольствием. Оценив творческие способности Франца, Дворжак настоятельно советовал ему заняться композицией.

По окончании Пражской консерватории Легар некоторое время работал в театральном оркестре Бармен-Эльберфельда, а затем служил в австро-венгерской армии, капельмейстером. Музыкант много сочиняет, выпускает в свет свои первые композиции, пьесы для скрипки, марши, вальсы. Первая оперетта Легара: «Кукушка» появилась в 1895 году и высоко оценена публикой. Однако Франц ожидал большего, и поэтому создал новую редакцию этой оперетты «Татьяна».

После этого музыкант полтора года служил в оркестре 87-го полка. В 1898 году в Будапеште умер отец и Легар занял его место, став капельмейстером 3-го боснийско-герцеговинского пехотного полка австро-венгерской армии. В 1899 году Франц добился перевода в 26-й пехотный полк, расположенный в Вене, оговорив, что если полк покинет Вену, то Легар не будет обязан его сопровождать. В эти годы Легар продолжал сочинение вальсов, полек и маршей. Некоторые из них, например, «Золото и серебро», который написал для карнавала Паулины Меттерних, стали очень популярными и исполняются по сей день. Вскоре Вена оценила Легара и композитор становится известным.

С 1902 года Франц Легар являлся дирижером в венском театре «Ан дер Вин». В ноябре 1902 года успешно представил первую комическую оперетту «Венские женщины». В том же году, отдыхая в Бад-Ишле, встретил 25-летнюю Софи Пашкис, бывшую тогда замужем и носившую фамилию Мет. Вскоре они вступили в гражданский брак и больше не расставались. Бракоразводный процесс Софи продолжался еще много лет, так как до распада католической Австро-Венгрии оформить там развод было практически невозможно.

В 1905 году композитор написал и поставил новую оперетту «Веселая вдова», которую ожидал большой успех. Именно благодаря ей Легар прославился на весь мир. Далее появились успешные оперетты: «Граф Люксембург», «Ева», «Страна улыбок», «Джудитта», но успеха «Веселой вдовы» не достигла ни одна из них.

Легару было уже за пятьдесят, когда началось его сотрудничество с Рихардом Таубером, лучшим тенором Германии. В результате появились такие удачные оперетты, как «Паганини», «Царевич», «Фридерика», «Страна улыбок», «Как прекрасен мир!» и «Джудитта», поставленная в 1934 в Венской опере. Из четырех мастеров поздней венской оперетты, наряду с Оскаром Штраусом, Лео Фаллем и Имре Кальманом, Легар являлся самым ярким: его мелодическое дарование поистине неисчерпаемо, ритмический и гармонический язык отличается разнообразием, а оркестровое письмо: эффектностью.

Кроме венского и венгерского колорита Легар использует парижские, русские, испанские, польские и даже китайские элементы. Хотя его критиковали за подмену настоящей музыкальной комедии мелодрамой, то есть отходом от традиций основоположников жанра Жака Оффенбаха и Иоганна Штрауса, не вызывает сомнений, что именно творчество Легара принесло венской оперетте широкую международную известность.

Помимо музыки Легар занимался издательским делом и открыл музыкальное издательство. Во время Второй мировой войны жил в Австрии, затем переехал в Швейцарию.

Вернувшись в свой австрийский дом в Бад-Ишле великий композитор Франц Легар скончался 24 октября 1948 года . В этом доме располагается музей музыканта.

Награды Франца Легара

Почетное кольцо города Вены

Корона Корвина

Медаль Гете

Творчество Франца Легара

Отличительной чертой легаровской музыки является искренний, романтический лиризм, виртуозное мелодическое богатство оркестровки. Не все либретто легаровских оперетт достойны его музыки, хотя Легар немало экспериментировал в этом отношении, стремясь отойти от фарса в сторону реальной драмы и искренних чувств.

Список оперетт

Кукушка (Kukuschka) 27 ноября 1896, Stadtheater, Лейпциг
Венские женщины (Wiener Frauen), 21 ноября 1902, Театр Ан дер Вин, Вена
Решетник (Der Rastelbinder, название переводилось также как «Плетельщик корзин» или «Лудильщик»), 20 декабря 1902, Carltheater, Вена
Божественный супруг (Der Göttergatte), 20 января 1904, Carltheater. Вена
Шуточная свадьба (Die Juxheirat), 21 декабря 1904, Театр Ан дер Вин
Веселая вдова (Die lustige Witwe), 30 декабря 1905, Театр Ан дер Вин
Троеженец (Der Mann mit den drei Frauen), январь 1908, Театр Ан дер Вин
Княжеское дитя (Das Fürstenkind), 7 октября 1909, Театр Иоганна Штрауса, Вена
Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg), 12 ноября 1909, Театр Ан дер Вин, Вена
Цыганская любовь (Zigeunerliebe), 8 января 1910, Carltheater, Вена
Ева (Eva), 24 ноября 1911, Театр Ан дер Вин, Вена
Наконец одни (Endlich allein), 30 января 1914, Театр Ан дер Вин, Вена
Звездочет (Der sterngucker), 1916
Там, где жаворонок поет (Wo die Lerche singt), 1 февраля 1918, Королевская опера, Будапешт
Голубая мазурка (Die blaue Mazur), 28 мая 1920, Театр Ан дер Вин, Вена
Фраскита (Frasquita), 12 мая 1922, Театр Ан дер Вин, Вена
Танец стрекоз (Der Libellentanz), сентябрь 1922, Милан (переделка «Звездочета»)
Желтая кофта (Die gelbe Jacke), 9 февраля 1923, Театр Ан дер Вин, Вена
Кло-Кло (Clo-clo), 8 марта 1924, Bürgertheater, Вена
Паганини (Paganini), 30 октября 1925, Театр Иоганна Штрауса, Вена
Царевич (Der Zarewitsch), 26 февраля 1926, Deutsches Künstlertheater, Берлин
Жиголетта (Gigolette), 1926 (еще одна переделка «Звездочета»)
Фридерика (Friederike), 4 октября 1928, театр «Метрополь», Берлин
Страна улыбок (Das Land des Lächelns), 10 октября 1929, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция «Желтой кофты»)
Как чуден мир (Schön ist die Welt), 3 декабря 1930, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция оперетты «Наконец одни»)
Джудитта (Giuditta), 20 января 1934, Вена, Государственная опера

Основные инструментальные произведения

Фортепианные сонаты фа мажор и ре минор
Фантазия для фортепиано (1887-1888)
Концертино для скрипки с оркестром (1888)
Il Guado. Симфоническая поэма для фортепиано с оркестром (1894)
Вальс «Золото и серебро» (Gold und Silber). Opus. 79 (1902)
Eine Vision. Meine Jugendzeit. Увертюра для оркестра (1907)
Вальс «На сером Дунае» (An der grauen Donau) (1921)
Венгерская фантазия. Opus. 45 для скрипки с оркестром (1935)

Память о Франце Легаре

В честь Легара названы:

театр в Бад-Ишле (Kreuzplatz, дом 16);
улицы в Комарно и в других городах Австрии, Германии и Голландии;
ежегодный международный фестиваль оперетты в Комарно (англ. Lehar Days);
астероид 85317 Lehár (открыт в 1995 году).

Франц Легар почетный гражданин городов Вена, Шопрон и Бад-Ишль. В городском парке Вены (Stadtpark) поставлен памятник Легару. В Вене есть и его музей-квартира (Вена 19, Хакхофергассе 18).

Оперетты Легара стали мировой классикой и неоднократно экранизировались в разных странах. В Бад-Ишле регулярно проводятся памятные мероприятия, посвященные композитору - например, в 1978 году состоялся легаровский научный конгресс, в 1998 был организован гала-концерт с участием крупнейших оперных знаменитостей.

Легар изображен на венгерской почтовой марке 1970 года.

Семья Франца Легара

Отец - Франц Легар-старший, военный капельмейстер.
Мать - Христина Нойбрандт.

Братья и сестры - Анна-Мария (Маришка), Антон (1876-1962) и Эмми.

Жена - София Мет (брак с 1923).

Ранние годы и начало творчества

Легар родился в австро-венгерском городе Комаром (сейчас это Комарно, Словакия), в семье военного капельмейстера. Среди предков Легара были немцы, венгры, словаки и итальянцы.

Уже в пять лет Легар знал ноты, играл на скрипке и блестяще импровизировал на фортепиано. В 12 лет поступил в Пражскую консерваторию по классу скрипки и в 18 лет закончил её (1888). Антонин Дворжак отметил богатые творческие способности Легара и рекомендовал ему заняться композицией.

Несколько месяцев Легар работал скрипачом-концертмейстером в театре Бармен-Эльберфельда, затем стал скрипачом и помощником дирижёра в отцовском военном оркестре, расквартированном тогда в Вене. Одним из скрипачей в оркестре был молодой Лео Фалль. В австрийской армии Легар числился 14 лет (1888-1902).

В 1890 году Легар ушёл из оркестра и стал военным капельмейстером в Лошонце. К этому времени относятся его первые композиции - марши, песни, вальсы. Одновременно Легар пробует свои силы в музыке для театра. Две первые оперы («Кирасир» и «Родриго») остались незаконченными.

В 1894 году Легар переводится на флот и становится капельмейстером военно-морского оркестра в Поле (ныне Хорватия). Здесь в 1895 году появилась на свет его первая опера, «Кукушка» (Kukuschka), на сюжет из русской жизни. Герои - политический ссыльный Алексей и его возлюбленная Татьяна - с весенним зовом кукушки бегут из сибирской ссылки на запад, но трагически гибнут в пути. Оперу поставил в одном из лейпцигских театров Макс Штегеман, премьера состоялась 27 ноября 1896 года. Публика отнеслась к постановке доброжелательно; сенсации опера не произвела, однако газеты уже тогда отметили «сильный, своеобразный талант» автора. «Кукушку» позднее ставили, также с умеренным успехом, в Будапеште, Вене и Кёнигсберге. Впоследствии Легар предложил новую редакцию этой оперетты под названием «Татьяна» (1905), но большого успеха не добился и на этот раз.

В 1898 году в Будапеште умер отец. Легар занял его место, став капельмейстером 3-го боснийско-герцеговинского пехотного полка (австро-венгерской армии). 1 ноября 1899 года полк перевели в Вену. В эти годы Легар продолжал сочинение вальсов и маршей. Некоторые из них, например, Gold und Silber (Золото и серебро, 1899), стали очень популярными и исполняются по сей день. Вскоре Вена оценила Легара, он становится известным композитором и музыкантом.

В 1901 году Легар предпринял две попытки сочинить оперетту; оба наброска остались незаконченными. Год спустя (1902) он вышел в отставку из армии и стал дирижёром в знаменитом венском театре «Ан дер Вин». После ухода поколения Штрауса, Миллёкера и Целлера венская оперетта переживала кризис, и музыкальные театры искали новых талантливых авторов. Легар получил сразу два заказа - из «Карлтеатра» (Carltheater) на оперетту «Лудильщик» (Der Rastelbinder) и от своего театра «Ан дер Вин», на оперетту «Венские женщины». Первой состоялась премьера «Венских женщин» в «Ан дер Вин» (21 ноября 1902 года), приём был восторженным, оперетта с успехом шла позже в Берлине и Лейпциге. Месяц спустя успех Легара закрепил триумф «Лудильщика» в Карлтеатре (20 декабря 1902 года), эта оперетта выдержала 225 представлений подряд, почти все номера приходилось повторять на «бис». Зрители оценили искреннюю лиричность музыки, красочность фольклорных мотивов.

В 1903 году Легар, отдыхая в Бад-Ишле, встретил Софи Пашкис (Sophie Paschkis), бывшую тогда замужем и носившую фамилию Мет (Meth). Вскоре они вступили в гражданский брак и больше не расставались. Бракоразводный процесс Софи продолжался ещё много лет, так как до распада католической Австро-Венгрии оформить там развод было практически невозможно.

Две следующие оперетты Легара - «Божественный супруг» (1903) и «Шуточная свадьба» (1904) имели посредственный успех.

От «Весёлой вдовы» до «Графа Люксембург» (1905-1909)

Мировую славу Легару принесла представленная 30 декабря 1905 года в «Ан дер Вин» оперетта «Весёлая вдова». Либретто написали Виктор Леон и Лео Штейн, переработавшие сюжет комедии Анри Мельяка «Атташе из посольства». Первоначально музыку «Весёлой вдовы» поручили написать другому композитору, 55-летнему Рихарду Хойбергеру, однако результаты были признаны неудовлетворительными, и контракт был передан Легару. Однако и с его вариантом возникли проблемы. Позже Легар вспоминал:

Директора даже предложили Легару 5000 крон, если тот откажется от контракта. Но актёры театра, с увлечением репетировавшие спектакль, поддержали молодого автора.

Премьера оперетты состоялась в венском театре «Ан дер Вин» 30 декабря 1905 года, дирижировал сам Легар. Успех был грандиозным. Зрители вызывали на «бис» многие номера, а в финале устроили шумную нескончаемую овацию. Аншлаги спектакля имели место на протяжении всего 1906 года, оперетту спешно ставили по всему миру: Гамбург, Берлин, Париж, Лондон, Россия, США, даже Цейлон и Япония. Многие критики и ценители сравнивали музыку Легара начала 1900-х с лучшими творениями Пуччини, хвалили композитора за удачное сочетание венского стиля «со славянской меланхолией и французской пикантностью». Сам Легар позднее пояснил:

Реализация этой программы началась не сразу. Летом 1906 года в доме сына умерла мать Легара, Христина Нойбрандт. В этом и следующем году Легар написал два рядовых одноактных водевиля, а в 1908 году - оперетты «Троеженец» и «Княжеское дитя», имевшие небольшой успех. В этот период венская оперетта переживала возрождение, начали появляться работы таких мастеров, как Лео Фалль, Оскар Штраус и Имре Кальман.

12 ноября 1909 года появился ещё один шедевр Легара: оперетта «Граф Люксембург». Сюжет либретто был вполне традиционным (взят из старой оперетты Иоганна Штрауса), но обаяние проникновенной музыки Легара, то искренне-драматичной, то жизнерадостно-озорной, позволило этой оперетте почти повторить успех «Весёлой вдовы» - как в Вене, так и за рубежом.

«Легариады» (1910-1934)

Первой попыткой соединить оперетту с драматическим сюжетом стала «Цыганская любовь» (1910), работа над которой шла одновременно с «Графом Люксембург». Она открыла серию произведений, которые критики шутливо назвали «легариадами», а сам Легар - романтическими опереттами. Здесь всё было вызывающе нешаблонно - и музыка, больше похожая на оперную, и (нередко) отсутствие традиционного счастливого финала. В этих опереттах нет героев и злодеев, каждый прав по-своему.

Далее Легар с переменным успехом продолжил эту линию. После «Цыганской любви» международную популярность завоевала оперетта «Ева» (1911) с «роскошной музыкой». В следующем, 1912 году Легар посетил Россию, чтобы участвовать как дирижёр в петербургской премьере «Евы» (28-31 января, в «Пассаже»). Хорошо была принята и следующая оперетта «Наконец одни» (1914), позже переделанная и ныне известная под названием «Как чуден мир» (1930). Она известна своим вальсом, а её музыку сравнивали с симфонизмом Вагнера и называли «альпийской симфонией».

Летом 1914 года в Вену (на премьеру своей оперы «Девушка с Запада») приехал Пуччини и потребовал познакомить его с Легаром, с которым его часто сравнивали. Их зародившаяся дружба была прервана началом войны. Легар, захваченный общим милитаристским подъёмом, написал несколько патриотических песен и маршей, устраивал концерты для раненых солдат. Театры оперетты, несмотря на войну, возобновили свою работу в 1915 году; ошеломляющий успех имела оперетта Кальмана «Княгиня чардаша» («Сильва»), которую ставили даже на другой стороне фронта, в России. У Легара в эти годы появилась лишь малоудачная оперетта «Звездочёт», которую позже дважды переделывал («Танец стрекоз» в 1922 году, «Жиголетта» в 1926 году), но безрезультатно. Лишь в 1918 году Легар добился нового успеха, создав свою «самую венгерскую» оперетту «Там, где жаворонок поёт». Премьера, вопреки обыкновению, прошла сначала не в Вене, а в Будапеште. Несмотря на всё сказанное, по окончании войны, когда Венгрия обрела независимость, Легар решил остаться в Вене.

Восторженный отзыв о нежной и грустной музыке «Там, где жаворонок поёт» дал Пуччини, посетивший Легара в 1920 году. Он писал Легару из Италии:

Несколько следующих оперетт Легара - «Голубая мазурка», «Королева танго» (переделка «Божественного супруга») - не нашли отклика у зрителей. «Фраскита» (1922) была также принята прохладно, хотя знаменитый романс Армана из этой оперетты вошёл в репертуар ведущих теноров мира. Немного лучше была принята экзотическая «Желтая кофта» (1923) (будущая «Страна улыбок»), для которой Легар специально изучил и воплотил китайскую мелодику.

С 1921 года Легар сотрудничал с ведущим тенором Вены, «австрийским Карузо», Рихардом Таубером, специально для которого писал лирические арии, так называемые Tauberlied. Среди этих арий - знаменитая мелодия «Dein ist mein ganzes Herz» («Звуки твоих речей») из оперетты «Страна улыбок», которую охотно исполняют и в наши дни лучшие теноры мира.

В 1923 году формальности развода завершены, и Легар наконец смог оформить брак с Софи. В этом же году он начал работу над одной из лучших своих романтических оперетт - «Паганини». Партия Паганини была специально рассчитана на Таубера. Премьера в Вене прошла в 1925 году с посредственным успехом, но берлинская постановка 1926 года с Таубером стала триумфальной (сто аншлагов).

В 1927 году Легар вернулся к русской тематике и написал оперетту «Царевич» с трогательной историей несчастной любви. Премьера в Берлине вновь имела триумфальный успех. Хорошо была принята в 1928 году и следующая оперетта, «Фридерика», главный персонаж которой - молодой Гёте. Публика бисировала чуть ли не все номера, оперетта обошла сцены многих стран. В 1929 году появилась и также имела огромный успех «Страна улыбок», дополненная новая редакция «Жёлтой кофты». По опереттам Легара начали ставить кинофильмы, первоначально немые, а после 1929 года уже с музыкой.

30 апреля 1930 года вся Европа отмечала 60-летие Легара. Это был апогей его всемирной славы. Повсеместно по всей Австрии, в театрах и по радио, с 8 до 9 часов вечера исполнялась только его музыка

Последней опереттой Легара стала вполне успешная «Джудитта» (1934), поставленная в оперном театре и в самом деле близкая к оперному музыкальному стилю. Затем Легар отошёл от композиции и занялся издательским делом, основав музыкальное издательство «Glocken-Verlag».

Последние годы (1934-1948)

После аншлюсса Австрии (1938) 68-летний Легар остался в Вене, хотя его оперетты совершенно не соответствовали нацистским стандартам - в них участвовали евреи («Лудильщик»), цыгане («Цыганская любовь», «Фраскита»), русские («Кукушка», «Царевич»), китайцы («Жёлтая кофта», «Страна улыбок»), французы («Весёлая вдова», «Весна в Париже», «Кло-Кло»), поляки («Голубая мазурка»). Ему стоило невероятных трудов спасти от репрессий свою жену-еврейку Софи. Благодаря огромной популярности его музыки Легару удалось защитить жену (ей был предоставлен статус Ehrenarierin - «почётной арийки»), но его друзья и либреттисты Фриц Грюнбаум и Фриц Лёнер погибли в концлагерях, а многие из близких друзей, включая Таубера, были вынуждены эмигрировать. Сам Легар не пострадал, некоторые нацистские лидеры высоко ценили его музыку, а брат Геринга Альберт лично ему покровительствовал; Легар даже получил ряд новых наград и почестей к 70-летию (1940). Оперетты Легара шли в оккупированной нацистами Европе в сильно переделанном виде; например, «Цыганская любовь» была очищена от цыганских персонажей и поставлена в 1943 году в Будапеште под названием «Студент-бродяга» (Garabonci?s di?k).

75-летие (30 апреля 1945 года) Легар встретил в обществе американских солдат, просивших у него автографы.

По окончании войны Легар уехал к Тауберу в Швейцарию, где прожил 2 года. Однако семь лет нацистского кошмара не прошли бесследно для Софи; в 1947 году она умерла. Легар вернулся в свой дом в Бад Ишле, где вскоре умер, пережив жену всего на год. Могила его находится там же. В день похорон Легара по всей Австрии были вывешены траурные флаги. Над могилой прозвучала «Волжская песня» (Wolgalied) из оперетты «Царевич».

Свой дом в Бад Ишле Легар завещал городу; там сейчас музей Франца Легара.

Увековечение памяти

В честь Легара названы:

  • театр в Бад Ишле;
  • улицы в Комарно и в других городах Австрии, Германии и Голландии;
  • ежегодный международный фестиваль оперетты в Комарно (англ. Lehar Days);
  • астероид 85317 Leh?r (1995).

Он - почётный гражданин городов Вена, Шопрон и Бад-Ишль. В парке у венской ратуши поставлен памятник Легару. В Вене есть и его музей-квартира (Вена 19, Хакхофергассе 18).

Оперетты Легара стали мировой классикой и неоднократно экранизировались в разных странах. Арии из его оперетт занимают достойное место в репертуаре лучших певцов и певиц мира: Николая Гедды, Элизабет Шварцкопф, Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и многих других.

  • Памятники Легару
  • Памятник Легару в Вене (деталь)
  • Комарно
  • Бад Ишль

Список оперетт

Всего Легар написал более 20 оперетт, насыщенных яркой, нешаблонной музыкой. Отличительной чертой легаровской музыки является искренний, романтический лиризм, виртуозное мелодическое богатство оркестровки. Не все либретто легаровских оперетт достойны его музыки, хотя Легар немало экспериментировал в этом отношении, стремясь отойти от фарса в сторону реальной драмы и искренних чувств.

  • Кукушка (Kukuschka) 27 ноября 1896, Stadtheater, Лейпциг
  • Венские женщины (Wiener Frauen), 21 ноября 1902, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Лудильщик (Der Rastelbinder, название переводилось также как «Плетельщик корзин» или «Решетник»), 20 декабря 1902, Carltheater, Вена
  • Божественный супруг (Der G?ttergatte), 20 января 1904, Carltheater. Вена
  • Шуточная свадьба (Die Juxheirat), 21 декабря 1904, Театр Ан дер Вин
  • Весёлая вдова (Die lustige Witwe), 30 декабря 1905, Театр Ан дер Вин
  • Троеженец(Der Mann mit den drei Frauen), январь 1908, Театр Ан дер Вин
  • Княжеское дитя (Das F?rstenkind), 7 октября 1909, Театр Иоганна Штрауса, Вена
  • Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg), 12 ноября 1909, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Цыганская любовь (Zigeunerliebe), 8 января 1910, Carltheater, Вена
  • Ева (Eva), 24 ноября 1911, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Наконец одни (Endlich allein), 30 января 1914, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Звездочёт (Der sterngucker), 1916
  • Там, где жаворонок поёт (Wo die Lerche singt), 1 февраля 1918, Королевская опера, Будапешт
  • Голубая мазурка (Die blaue Mazur), 28 мая 1920, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Фраскита (Frasquita), 12 мая 1922, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Танец стрекоз (Der Libellentanz), сентябрь 1922, Милан (переделка «Звездочёта»)
  • Жёлтая кофта (Die gelbe Jacke), 9 февраля 1923, Театр Ан дер Вин, Вена
  • Кло-Кло (Clo-clo), 8 марта 1924, B?rgertheater, Вена
  • Паганини (Paganini), 30 октября 1925, Театр Иоганна Штрауса, Вена
  • Царевич (Der Zarewitsch), 26 февраля 1926, Deutsches K?nstlertheater, Берлин
  • Жиголетта (Gigolette), 1926 (ещё одна переделка «Звездочёта»)
  • Фридерика (Friederike), 4 октября 1928, театр «Метрополь», Берлин
  • Страна улыбок (Das Land des L?chelns), 10 октября 1929, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция «Жёлтой кофты»)
  • Как чуден мир (Sch?n ist die Welt), 3 декабря 1930, театр «Метрополь», Берлин (новая редакция оперетты «Наконец одни»)
  • Джудитта (Giuditta), 20 января 1934, Вена, Государственная опера
ФРАНЦ ЛЕГАР (30.04.1870 - 24.10.1948), крупнейший композитор венской оперетты

Франц Легар, сын военного капельмейстера Франца Легара и его жены венгерки Христины Нейбрандт, родился 30 апреля 1870 года в венгерском городке Комморне. Сюда забросила отца кочевая армейская жизнь. Рождение первенца не могло изменить ее уклада. В пять лет он не только знал ноты, но мог импровизировать на заданную тему, даже при накрытой полотенцем клавиатуре — трюк, приписываемый маленькому Моцарту. В шесть лет написал песню с собственным текстом, посвятив ее матери.

В 1882 году Легар успешно выдержал довольно трудный экзамен в Пражскую консерваторию. Франц стал учеником профессора Ферстера по теории музыки и директора Беневитца по классу скрипки.

В 1884 году полк отца перевели в Прагу. Теперь Франц-младший мог снова жить в семье. На старших курсах консерватории директор Беневитц познакомил его с Антонином Дворжаком, шестнадцатилетний юноша и семидесятилетний маститый композитор сблизились. Дворжак сыграл юному другу несколько своих новых композиций. Легар рискнул и, замирая от волнения, показал Дворжаку свои. Это были две сонаты, скерцо и каприччио. Дворжак просмотрел их очень внимательно. «Недурно, совсем недурно», — бормотал он. Дойдя до конца последней сонаты, он положил рукопись на стол и веско произнес: «Повесь скрипку на гвоздь и будь композитором!» Легар, давно уже бравший тайком частные уроки композиции у профессора 3. Фибиха, был окрылен. Он твердо решил бросить консерваторию и заниматься только у Фибиха.

Итак — полная самостоятельность и свобода! Конечно, Легар не хотел и думать о том, чтобы рассчитывать на помощь родителей. Представилась возможность поступать в музыкальный театр в Бармен-Эльберфельде первым скрипачом-концертмейстером, на жалованье 150 марок в месяц. Легар считал Бармен-Эльберфельд школой жизни, показавшей ему театр изнутри. Но интенсивная работа не позволяла сочинять. Громадная нагрузка не окупалась маленьким жалованьем.

В это время Легару-старшему удалось получить место военного капельмейстера в Вене. Ему нужен был солист-скрипач. Разумеется, он подумал о сыне.

Отец и сын отлично сработались. Они разделили между собой дирижерские обязанности. Здесь, в Вене, Легар провел десять месяцев. Он написал несколько небольших сочинений, из которых вальс «Чары любви» и два марша были изданы. Но желание быть независимым берет верх. Франц, узнав, что освободилось место военного капельмейстера в венгерском городке Лошонце, становится в двадцать лет самым юным капельмейстером в австрийской армии.

Стройный, элегантный, в красивом мундире, с маленькими русыми усиками, Легар покорял сердца обывателей Лошонца и, главным образом, разумеется, их дочек. Занятий ему хватало: помимо своих прямых обязанностей — репетиций и выступлений с оркестром, он основал квартет и давал уроки музыки. Но в нем крепла мечта об опере. Осенью 1893 года он начал сочинять две оперы: «Кирасир» и «Родриго». Ни одна из них не двинулась дальше первых сцен, но молодой композитор, что называется, набил руку, освоив многие технические трудности. Затем родилась «Кукушка» — первое крупное музыкально-драматическое произведение Легара.

«Кукушка» должна была решить судьбу Франца, быть ему композитором или же остаться капельмейстером. В вечер премьеры старый рабочий сцены театра в Лейпциге ободряюще похлопал по плечу трепещущего автора: «Поверьте мне, вы будете иметь успех». Это было 27 ноября 1896 года.

Действительно, успех был. Однако «Кукушка» выдержала не много представлений. После Лейпцига она прошла в Кенигсберге, Будапеште (под названием «Татьяна»), наконец в Венской опере. «Кукушку» постигла странная участь: она нигде не проваливалась и нигде не имела настоящего успеха. После нескольких спектаклей и благоприятных печатных отзывов публика переставала интересоваться оперой, и произведение исчезало с афиши.

1 ноября 1899 года стало одним из звездных часов Франца Легара. Началась его служба в Вене — столице Австро-Венгрии и мировой оперетты, — пока в качестве капельмейстера 26-го пехотного полка.

Когда его полк должны были перевести из Вены, он, не задумываясь, объявил командиру, что остается в Вене и навсегда покидает военную службу. Шел 1902 год.

Легар поступил в театр «Ан дер Вин» дирижером. Но он не оставил мысли о творчестве. Ему хотелось сотрудничать с профессиональным, маститым драматургом. Так он пришел к Виктору Леону — едва ли не самому талантливому и плодовитому театральному писателю того времени, автору либретто многих опер и оперетт.

Премьера «Венских женщин» состоялась в театре «Ан дер Вин» в ноябре 1902 года. Наутро Легар прочел в газетах, что он — новая величина современной оперетты. Вскоре оперетта «Венские женщины» пошла в Берлине (под названием «Настройщик роялей») и в Лейпциге, где называлась «Ключ от рая». Премьера «Решетника» состоялась 20 декабря 1902 года. Затем «Решетник» прошел 225 раз подряд!

В 1903 году Легар с Леоном и его соавтором Лео Штейном начали работу над опереттой «Божественный супруг». «Божественный супруг» шел и в других странах, в том числе и в России, но успех его был не долгим.

Аналогичная судьба постигла и следующее произведение, премьера которого прошла в конце того же 1904 года в театре «Ан дер Вин», — оперетту «Шуточная свадьба».

И вот пришло время «Веселой вдовы». До последнего момента директор театра «Ан дер Вин» Карчаг настаивал на том, что музыка «Веселой вдовы» — это «никакая не музыка», премьеру ждет провал. Репетиции оперетты шли по ночам. Декорации были составлены из фрагментов оформления других оперетт, не было сшито ни одного костюма. Для участников бала в посольстве Карчаг разрешил взять туалеты из «Гейши».

Перед самой премьерой директор предложил Легару отказаться от нее, получив некоторое вознаграждение, «лишь бы не позорить театр». Легар со слезами согласился; к счастью, исполнители главных ролей, Мицци Гюнтер и Карл Тройман, уговорили его не сдаваться: «Коли все уже потеряно, хоть раз, но сыграем».

Уже первый акт оперетты потряс зрителей, аплодисментам не было конца, после второго акта разразилась овация, неслыханная даже в «Ан дер Вин», публика потребовала выхода авторов, и на сцену вместе с Легаром и актерами вышел раскланиваться улыбавшийся Карчаг — поистине опереточная ситуация. Легар победил: «Веселая вдова» покорила мир.

«Фольклор против рафинированности, музыкальная наивность против сверхкультуры, экзотика против венского элемента. И все это смешано в едином новом, незнакомо переливающемся общем тоне, который завоевал весь мир» (Э Дечей). «Мерцающее, тремолирующее облачение в духе Пуччини пронизывает мелодические находки… Даже немузыкальным людям дарует эта музыка чувство мелодии», — писал биограф Легара С. Чех.

Эти отзывы дают представление о восприятии музыки Легара его соотечественниками и современниками, воспитанными на старой опереточной школе.

«С „Веселой вдовой", — писал Легар через несколько лет, — я нашел свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях… Направление, которое взяла современная оперетта, зависит от направления времени, публики, от всех изменившихся общественных отношений. Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики… Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель — облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости…» Примечательно, что осознание значения «Веселой вдовы» пришло к нему не сразу. По меньшей мере пять оперетт было написано за это время. Легар упивался пришедшей к нему, наконец, славой — настоящей, мировой славой, со всеми ее последствиями.

Новый крупный успех — оперетта «Княжеское дитя», поставленная 7 октября 1909 года в новом «Иоганн Штраус-театре», предназначенном специально для оперетты.

Легар сходится с драматургами А. Вильнером и Р. Боданским, которые написали для него пьесу «Цыганская любовь». Не лишенное политических намеков либретто в соединении с первоклассной музыкой обусловили мировой резонанс другой оперетты «Граф Люксембург», которую Легар сочинял почти одновременно с «Цыганской любовью» и написал всего за три недели: Такое возможно только в расцвете творческих сил Композитор не особенно был доволен своей работой, называл ее неряшливой. Но Карчаг в этот раз оказался прав: Легар «вытряс из рукава» мелодии, которые на несколько лет завладели миром. Премьера в театре «Ан дер Вин» была назначена на 12 ноября 1909 года. Легар боялся провала и надеялся только на невнимание зрителей к музыке. Он приятно ошибся. Спектакль имел ошеломляющий успех.

Премьера оперетты «Цыганская любовь» прошла 8 января 1910 года в «Карл-театре».

Пресса назвала лейтмотивы «Цыганской любви» недостаточно своеобразными и упрекнула Легара в чрезмерном эксплуатировании своего таланта. В самом деле — это была его третья премьера в сезоне! Ставили в упрек также недостаток комического элемента. За рубежом успех «Цыганской любви» был большим, нежели на родине.

«Ева» («Фабричная девушка») — так называлось новое произведение. Надо отдать должное либреттистам: они нашли место и лирике, и танцам, и даже роскоши в наивном социальном контрасте. Музыка «Евы», безусловно, удалась Легару. Самые пленительные темы, конечно, отданы героине. Ее мотив открывает увертюру, трансформируясь позже в тему дуэта.

Премьера прошла в «Ан дер Вин» в начале 1914 года, и уже к 8 мая оперетта прошла 100 раз.

Началась Первая мировая война. Для оперетты наступил трудный период. Творческая растерянность чувствовалась и у Легара. Почти десятилетие не появлялось из-под его пера ничего, равного по значению «Веселой вдове» или «Графу Люксембургу».

После «Евы», несколько растерявшись от упреков в «социалистических наклонностях», которых у него явно не замечалось, он покончил с «глупостями» и комизмом. Композитор начал писать так называемые «легариады» — оперетты, весьма мало схожие с «опереткой», предъявляющие драматизм, граничащий с трагедийностью, заканчивающиеся — вещь, запрещенная в оперетке, — несчастливо. Как правило, большого успеха «легариады» не имели. Достигшего мировой славы композитора обвиняли в том, что он исписался.

Он оказался «жестким орешком», не отступил в отличие от Оффенбаха и говорил: «Оперетта не умирает… Умирают только те, кто не умеет с ней обращаться, — любители штампов и эпигоны. Каждый настоящий художник — первопроходчик, пробивающий туннель через темные горы к свету. Новый материал, новые люди, новые формы! Я — человек настоящего времени, а все нынешнее время не что иное, как большая мастерская для следующего поколения. Оно перестраивает драму, роман, комедию, почему бы не оперетту? Нет последней волны в искусстве, как нет последней волны в Трауне… Есть только одна инстанция, перед которой я склоняюсь, — это моя совесть. В остальном я позволяю себя ругать и хвалить и делаю то, что должен».

Легар не один преодолевал трудности. В 1923 году он оформил брак с Софи. Уже 20 лет они были вместе, проверили глубокую взаимную привязанность и пришли к решению. Друзья справедливо уверяли, что «Легар женился для того, чтобы быть свободным». Софи умела незаметно заботиться о нем, ни в чем его не стесняя.

Легара ожидал новый взлет. Хотя мало кто сейчас помнит о написанных им произведениях после 1920 года. Однако оперетты «Паганини» (1925), «Царевич» (1927), «Фридерика» (1928), «Страна улыбок» (1928), «Джудита» (1934) живут хотя бы потому, что в отдельных мелодиях Легар не сошел с пьедестала, а поднялся выше. Пусть как бы для концерта, для исполнения их замечательным певцом Рихардом Таубером создал он арии Паганини и Су-Хонга, мелодии эти продолжают звучать, радуя человечество. До слез трогательный вальс Джудиты из одноименной оперетты исполнялся уже не Таубером, и все же это — одна из вершин опереточной музыки.

17 ноября 1929 года стало апогеем новой славы Легара. В этот день на четырех сценах Берлина было дано девять легаровских спектаклей. В день шестидесятилетия Легара, 30 апреля 1930 года, с 8 до 9 часов вечера по всей Австрии был объявлен легаровскии час: по радио, в дансингах и концертах исполнялись только его произведения. Легар в это время находился в Баден-Бадене. Он получил поздравления со всех концов света. Вена встретила его пышными юбилейными празднествами и банкетами.

За успехом творческим пришел и успех финансовый. В 1931 году Легар купил в Вене просторный дворец постройки 1740 года, принадлежавший моцартовскому либреттисту Людвигу Шиканедеру. Здесь композитор и жил до самой смерти.

В течение трех с половиной лет с момента своей премьеры, "Веселая вдова" перевалила за отметку более чем 18 000 спектаклей по всей Германии, Англии и Америке. Спустя 20 лет аудитория уже насчитывала миллионы.

Путешественник мог смотреть, например, спектакль в Родезии (ныне Зимбабве) в 1910 году, а год спустя европеец, посещая Китай, в поисках аутентичной китайской музыки натыкался на местный оркестр, наигрывающий "Вальс из "Веселой вдовы". До того, как в кино пришел звук, четыре киноверсии оперетты вышли на экран!

Франц Легар выбрал для себя жанр оперетты в качестве компромисса. На самом деле, он метил выше, - творить в области чистой классической музыки. В дни его молодости оперетта отстояла лишь на шаг от жанра, с которого он начинал: музыки к военному параду. Легар родился в 1870 году в тогда венгерской (а ныне словакской) области, в семье тамбурмажора полкового оркестра австро-венгерской императорской армии. В пражской консерватории он учился по классам скрипки и композиции, но затем последовал по стопам отца, дирижируя и сочиняя для военного оркестра. Он оставил оперный жанр после неудачной ранней попытки ("Кукушка", 1896г.) и, похоже, нашел удовлетворение в более легком жанре оперетты.

Легар утверждал, что до 32-х лет никогда не видел ни одной оперетты, пока не посмотрел премьеру своей собственной - "Венки". Те же, кто посещал маэстро дома, в дни его творческого расцвета, видели рояль композитора, заваленный классическими партитурами, включая "Саломею" и "Электру".

Был ли Легар удовлетворен своей карьерой "легкого" композитора или нет, но финансовый успех его был поистине велик. Он приобрел роскошную виллу (в дальнейшем ставшую, согласно его завещанию, "Музеем Франца Легара") и вкушал все радости жизни, включая общество красивых женщин. Двадцать лет он прождал, пока его "официальная" замужняя любовница не стала вдовой (все это время они снимали квартиры по соседству), а затем сочетался с ней счастливым браком, не отказывая себе при этом в дальнейшем в краткосрочных интрижках на стороне.

Был и другой источник компенсаций. Неважно, насколько его либретто были нудны и сентиментальны (говорят, когда ему устроили однажды разнос, он скупил в Вене все экземпляры газеты) музыка к ним постоянно удостаивалась похвал за мастерство в разнообразии применения стилей и мотивов, а также за изысканную оркестровку. Что касается сюжетов, то Легар также пытался расширить границы опереточной формулы. Герои его поздних созданий - исторические персонажи, такие как Гете ("Фридерика"), Паганини (в одноименной оперетте) и сын Петра Великого ("Царевич"), а также вымышленные экзотические личности, как, например китайский дипломат Су-Чонг-Куанг ("Страна улыбок").

В руках Легара т. н. "легкая муза" удачно сочеталась с рыночной прозорливостью, экономической деловитостью и определенным творческим цинизмом. Все это работает, когда приходится иметь дело с материалом, обозначенным в самых общих чертах, доставшимся в наследство от традиционной оперы. Сюжетные положения в "Веселой вдове" не сложно различить. Напыщенный, но безобидный старый простофиля Барон Цета, привлекательная наследница, и две пары временно разлученных влюбленных -вот мы уже и вписаны в общий ландшафт комической оперы.

Но "Веселая Вдова" предлагает зрителю все же несколько измененный пейзаж в этом жанре. Тот цинизм, который в классической комической опере адресован ее нелепым старикам-"злодеям" (например, Бартоло или Дон Паскуале), распространяется тут и на молодые, романтические парочки. Как и в комических операх, ухаживание - на первом плане сюжета, но теперь ему уже присущи некоторые адюльтерные элементы, более характерные для сюжета оперы трагической. Так молодой человек во "Вдове" уж не так молод как юноша в опере-буффа; когда замужние дамы говорят о "поцелуйчиках" и "вальсировании", то со смешком, вкладывающим в них более пикантный смысл; влюбленные влюблены, но не слепо, не питая иллюзий по поводу друг друга.

Наибольшая критическая ценность, заключающееся в "Веселой вдове" - это очарование, присущее здесь двум вещам: роскоши и цинизму. Данило является таким прожигателем жизни, что это делает его лень, пьянство и храп только привлекательными для публики. Его дурные привычки - своего рода привилегия, которой лишены зрители в своей каждодневной трудовой рутине.

Что может быть смешней для немецкой аудитории, чем герой, страдающий аллергией на работу и прекрасно высыпающийся только на рабочем столе? (Во времена Третьего рейха, в различных постановках оперетты ее сценарий часто переписывался из-за идеологических соображений).

Что касается чувств и романтики, выражаемых героями, то они предпочитают больше выказывать безразличие в диалогах, предоставляя музыке самой говорить за них. В знаменитом кульминационном вальсе-дуэте Данило и Ганна восхваляют самих себя в искусстве оставлять чувства не высказанными, в то время как эмоциональный заряд несет сама музыкальная ткань.

Как Легар признавался годы спустя, этот главный номер, "Lippen schweigen" (или "Вальс из "Веселой вдовы") не был частью спектакля до тех пор, "пока их число не перевалило за сто". В третьем акте Ганна и Данило первоначально пели дуэт, неожиданно называвшийся "Волшебство домашнего уюта", который остался частью партитуры, но теперь предназначался для дуэта Валенсьены и Камиля.**

Вальс же, напротив, существовал в виде оркестрового фрагмента. На первых представлениях оперетты публика неизменно требовала повторения вальса, и создатели поспешили заполнить нишу, переделали его в песню, подогнав слова, слепленные на скорую руку.

В оперетте условия рынка диктовали определенное музыкальное меню: смесь танцевальных мелодий, - романтических и фольклорных, наряду с быстрыми комическими ансамблями и запоминающимися любовными песнями, в которых нуждается любое шоу (Легар и его либреттисты окрестили для краткости такие шлягеры "номерами Таубера" - по имени своего любимого тенора, кумира венской публики Рихарда Таубера). Так, например, мелодия знаменитой арии Ганны "Вилия" была позаимствована Легаром из собственной же оперетты "Венки" во время репетиций, поскольку либреттисты потребовали мелодию, которая могла бы стать шлягером.

Конечно, оперные композиторы хотят уважить публику, не забывая и о своем личном преуспевании, но подлинная цель авторов оперетты - достичь наибольшей аудитории по возможности в наикратчайший срок. Трудно представить себе какую либо оперу, исполняющуюся вечер за вечером, год за годом с неизменным успехом.

С появлением оперетты такое стало возможным, поскольку она предъявляет скромные вокальные требования к исполнителям (разбавляя пение разговорными диалогами) и предполагает свободную альтерацию ролей для различных вокальных амплуа (тенор или баритон; сопрано или меццо). В те дни структура оперетты была максимально эпизодичной. Каждый номер или песню, понравившиеся публике, могли исполнять несколько раз на бис. Затем они плавно перемещались за пределы театра, становясь шлягерами в кафе, на концертной эстраде, танцзалах, и, наконец, в граммофонных записях.

В случае с "Веселой вдовой" практически все ее аспекты нашли отражение в повседневной жизни: буржуазная публика прогуливалась по улицам в костюмах, скопированных с покроев главных персонажей; манеры героев имитировались, а признаком утонченности считалось держать линию разговора в духе диалогов оперетты, цитируя из них отдельные "коронные" фразы.

Легар был прозорлив в отношении театра, как и его друг Пуччини. Он выказал себя бизнесменном, способным состязаться с издателем Риккорди.

Он с самого начала осознал, что обречен терять ощутимую долю доходов до тех пор, пока кто либо кроме него будет издавать ноты его музыки. Так на свет появилась его собственная издательская фирма, которая занималась только музыкой самого Легара. Он стал контролировать эту индустрию наряду с постановками, в том же роде, как сегодняшние голливудские студии владеют кинотеатрами наравне с павильонами.

Будучи плодовитым композитором, с 25-ю опереттами в портфеле, Легар неустанно адаптировал и переделывал свои прошлые работы, превращая ранние неудачи в нынешние успешные премьеры. Он постоянно разъезжал между Европой и Великобританией, координируя новые постановки и часто ими дирижируя. Его заторможенность сказывалась лишь в осознании широких возможностей кинематографа и грамзаписей, и он отклонял приглашения посетить Америку. Даже тогда, когда в 1938 году Австрия была аннексирована Третьим Рейхом и многие его коллеги вынуждены были эмигрировать, добровольно или по необходимости, Легар не смог оставить отчизну.

Комментарий Альмы Малер-Верфель, которая перебралась в США еще до войны: "Франц Легар не смог бы прожить здесь и месяца, рассчитывая зарабатывать столько, сколько он привык получать, поскольку в Америке нет театров оперетты. А для того, чтобы путешествовать в долгих турне у него уже не хватало ни сил, ни желания - он был слишком стар".

Даже угроза расправы над еврейкой-женой не смогла поколебать его решения остаться. Ему удалось вырвать ее из машины расистского законодательства благодаря прямому вмешательству Геббельса и даже заступничеству самого Гитлера.*** Этим, пожалуй, можно оправдать непростительное в глазах многих поведение Легара, посвящение его буклетов программок "моему дорогому фюреру" и ежегодные поздравительные открытки ко дню рождения Гитлера и других фашистских бонз. Многие сотрудники Легара, либреттисты, исполнители, театральные продюсеры были арестованы и депортированы нацистами. Ему удалось помочь некоторым. Однажды, сама София Легар была схвачена гестаповцами во время одной из облав, лишь чудом мужу удалось ее вовремя вызволить. По окончанию войны пара смогла вздохнуть свободно: София, наконец, могла уничтожить капсулу с цианидом, которую постоянно носила при себе на протяжении всех лет коричневой чумы.

Сопрано Марта Эггерт вспоминала (спустя 60 лет) каким очаровательным и скромным человеком был Легар.**** Она снималась в австрийских фильмах 1930-х гг., два из которых были с песнями Легара.***** Она также тесно была связана с "Веселой вдовой", которую исполняла "две тысячи раз на шести языках".

Но для самого Легара шанс оставаться активным возможно значил больше, чем судьба денег им заработанных. Его друг и конкурент Имре Кальман, перебравшись в США, не очень там преуспел.****** В военные годы Легар был при деле, как и прежде, дирижируя своими произведениями (столь дорогими сердцу его фюрера), часто в Берлине и по всей оккупированной Европе, координируя возобновления, адаптации, издательские операции и свои банковские счета. Он не создал ни одной новой сценической работы за период с конца 1930-х и до самой смерти в 1948 г.

Но музыка Легара всплывала во время войны в самом необычном контексте. Фактически, музыка из "Веселой вдовы" стала своеобразным символом - и не всегда в позитивном ключе - для двух больших композиторов, творивших в США и СССР. Бела Барток в своем Концерте для оркестра (1943) и Дмитрий Шостакович в своей "Ленинградской" Седьмой симфонии (1941) цитируют Легара для передачи легкомысленного настроения, беззаботной атмосферы жизни вдали от фронта. И оба выбрали для этой цели одну и ту же мелодию, которая так драматично контрастировала с условиями, в которых им приходилось жить и творить, - этот гимн, воспевающий безответственность - "У Максима". Если бы Легару довелось пожить подольше в послевоенные годы, он, возможно, получал бы оброк авторскими отчислениями с обоих своих коллег.

Публикация и перевод Кирилла Городецкого
(по материалам статьи Дэвида Бейкера для журнала "Opera News").