Малютин Сергей Васильевич – русский живописец. Малютин сергей васильевич Художник малютин картины

Сергей Малютин родился 22 сентября 1859 года в Москве в зажиточной семье фабриканта. Когда ему исполнилось три года, его родителей не стало, и он остался сиротой. Далее его детство проходило в Воронеже, куда его тетка, чей муж ее был простым чиновником, взяла на воспитание.

Окружение и воспитание мальчика не способствовало развитию его художественного таланта: он учился в коммерческом училище, а затем окончил бухгалтерские курсы и служил конторщиком в Воронеже. В конце 1870-х годов в Воронеже состоялась выставка передвижников. На Сергея эта настоящая живопись, созданная выдающимися художниками, произвела неизгладимое впечатление, он почувствовал в себе силы заняться рисованием.

Малютин вернулся в Москву в 1880 году. Несмотря на то, что он родился в этом городе, все ему было незнакомо и интересно: образ жизни, люди, архитектура, контраст между центральными районами города и его пригородами. Он поступил на службу чертежником Управления Брестской железной дороги. После службы, закончив свой рабочий день, он мог подолгу гулять по окраинным московским улочкам.

В 1883 году Малютин поступил на обучение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и проучился там 3 года. В 1888 году совет Московского художественного общества удостоил его творчество двумя малыми серебряными медалями. Малютин хотел получить звание классного художника - он выполнил эскиз и этюды для картины, изображавшей труд плотовщиков на Москве-реке, но его преподаватель В.Е.Маковский сделал много критических замечаний по поводу этой работы, и Малютин, будучи человеком эмоциональным, оставил работу над этой картиной.

В 1890 году он получил звание неклассного (свободного) художника. С этих пор Малютин без остановки совершенствовал свои навыки, а на жизнь зарабатывал уроками рисования. С 1891 года он три года преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте. В 1890-х годах Малютин выполнил декорации для Нижегородской оперы Саввы Мамонтова, а затем для Московской частной оперы. В конце этого же периода он выполнил иллюстрации к книгам Пушкина, а в 1896 году стал членом Московского товарищества художников.

«Сказка о мертвой царевне (А.С.Пушкин)»

В эти годы Малютин работал в различных жанрах: его пейзажи имели связь с поленовской техникой (например, «Подмосковный пейзаж» в 1883 году). Затем пейзаж стал составной частью других жанров, сохранившись только в форме этюда. Художник все чаще писал на пленэре (например, «Окно в вишневый сад» в 1887 году и «Пейзаж с цветущей ивой» в 1892 году), в его работах присутствовало все больше импрессионистских элементов, которые позволяли эмоционально передать взаимодействие света и цвета в природе, при этом Малютин много внимания уделял форме. Об этом можно судить по его крымским пейзажам, где все более была заметна его связь с поленовской школой. Также он работал над жанровыми (например, «Подруги» в 1889 году и «В гостях у соседки» в 1892 году) и историческими картинами, в том числе картиной «Нашествие татар».

Особо примечательная картина этого периода «По этапу», написанная в 1890 году. В этой работе Малютин рассказывал о судьбе разных сословий, что было традиционно для передвижников. Художник создавал обобщенный образ низшего сословия ловко воссозданными деталями и позами, а также смелой, фрагментарной композицией. Картина была пропитана трагизмом положения и страданиями этих арестантов: зрителям были видны сонный стражник, кричащий городовой, отсутствие дневного неба и глухие плоскости стен.

«Подруги»

В 1900 году Сергей Малютин поселился в Талашкино - усадьбе княгини М.К.Тенишевой, проявлявшей огромный интерес к народным художественным ремеслам и всеми силами способствовавшей их возрождению. Малютин руководил художественными мастерскими до 1903 года, по его эскизам резчики и столяры выполняли внутреннее и внешнее убранство зданий в усадьбе, Москве и Смоленске. Но из всех этих построек сохранился лишь домик-библиотека «Теремок». Известные художники Н.К.Рерих, К.А.Коровин, В.М.Васнецов и М.А.Врубель создавали эскизы для художественных изделий. Работы, проводимые в талашкинских мастерских, стали толчком для развития русской художественной промышленности. В этом своем творчестве Сергей Васильевич брал за основу образы народного творчестве, избегая слепого копирования традиций народного искусства. Поэтому Малютин считается основателем оригинального русского модерна. Уже в конце своей жизни, пытаясь обобщить свои достижения, он превозносил роль декоративного искусства, ставя его на одну ступень с другими видами изобразительных искусств.

Первая матрешка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девушку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. Выточил ее в московской мастерской-магазине «Детское воспитание» токарь В.П.Звездочкин, а расписал Сергей Малютин.

Также в 1900 году Малютин вошел в состав объединения художников «Мир искусства». Имя Сергея Малютина не раз фигурировало на страницах журнала «Мир искусства», и публику все больше интересовало творчество художника.

Городок. Дерево, резьба, темпера

«Теремок»

Но душевное состояние Малютина в этот период можно назвать кризисным, несмотря на бурную творческую деятельность. В его жизни наступила пора зрелости, но он не мог определить область своего творчества.

В 1903 году Малютин вернулся в Москву, вступил в «Союз русских художников» и начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где проработал 14 лет до 1917 года. Наиболее значимой работой Малютина в этот период стало оформление интерьеров и фасадов доходного дома П.Н.Перцова, совместно с архитектором Н.Жуковым. Эта работа явилась модерновым явлением в зодчестве XX века.

В 1908 году умерла жена Сергея Васильевича, и все его внимание сосредоточилось на детях: он часто рисовал их портреты, наблюдая, как они растут, изменяются, как формировался их характер и образ мыслей. Эти произведения стали одними из самых пронзительных в его творчестве, и были представлены на выставках «Союза русских художников». Далее Малютин создал серию потрясающих, характерных портретов. В 1909 году он стал руководителем в училище портретно-жанрового класса. Он поставил себе целью создать портретную галерею выдающихся русских деятелей (такая же задача была поставлена П.М.Третьяковым перед передвижниками): положил этому начало портрет В.В.Переплетчикова, а затем портреты М.В.Нестерова, В.Я.Брюсова, А.М.Васнецова, В.А.Гиляровского, Н.П.Богданова-Бельского и многих других известных людей. Малютин прославился именно своими неповторимыми портретами русской интеллигенции предреволюционных лет, а после - деятелей Советского государства.

В 1913 году Малютин вступил в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, а в 1914 году художнику было присвоено звание академика.

Скульптурная мастерская

«Портрет дочери художника»

«Портрет В.В.Переплетчикова»

«Рыбаки на Черном море»

«Портрет М.В.Нестерова»

С 1918 по 1923 год года Сергей Малютин преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Он хранил верность реалистической традиции в живописи, продолжая писать портреты. Он не оставался в стороне, когда зарождалась молодая Советская республика, участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА» (серия специфических агитационных плакатов, созданная советскими художниками и поэтами, работавшими в Российском телеграфном агентстве - РОСТА). В 1922 году художник стал одним из организаторов «Ассоциации художников революционной России» (АХРР). В 1927 году он вошел в художественную группу «Объединение художников-реалистов», где состоял до 1931 года.

Одно из самых показательных и известных произведений Малютина советского времени - портрет Д.А.Фурманова, написанный в 1922 году. Дмитрий Фурманов, комиссар знаменитой дивизии Чапаева, был человеком нового времени: он сочетал в себе черты и представителя искусства, и яркого революционера. На полотне он сидел в естественной, расслабленной позе, его простой взгляд был обращен прямо. Зритель сразу замечал на спокойном, сероватом фоне яркое пятно - орден. Художник неслучайно обращал внимание зрителя на эту награду: писатель был ранен, но, не смотря на это, продолжал работу над романом.

Сергей Васильевич Малютин родился в Москве, в купеческой семье. В три года он остался круглой сиротой. Начал рисовать в раннем детстве, с 14-и лет сам заботился о своем заработке. В 1890-е годы Малютин писал портреты и пейзажи. Манера его картин в то время была очень далека от стиля модерн. В первой половине 1900-х годов художник увлекся народным искусством и русской стариной. Началась его дружба с Саввой Мамонтовым, хорошо известным другом и покровителем художников. По заказу Мамонтова Малютин писал картины - панно и оформлял спектакли.
На произведения Малютина обратил внимание Сергей Дягилев. Работы художника показались С. Дягилеву очень похожими на полотна каких-то дорогих и редких тканей, такими они были яркими и красивыми.
На 1900-е годы приходится расцвет искусства Малютина. Он работает в стиле модерн и создает множество предметов декоративно-прикладного искусства.
С конца 1900-х годов его творчество приняло другое направление. Он возвращается от декоративно-прикладного искусства к живописи, пишет портреты и пейзажи, сохранив свой собственный взгляд на мир.
В 1900 - 1903 годах художник работал в Талашкине. Княгиня М. К. Тенишева пригласила Малютина руководить столярной керамической мастерской, где по рисункам изготавливали мебель, сани, вышивки, расписывали балалайки. По проекту Малютина в Талашкине был построен «Теремок» - нарядное здание в нарядном стиле.
В керамической мастерской делали изразцы - расписные керамические плитки для облицовки печей или украшения для фасадов домов. Малютин делал эскизы рисунков, по которым затем изготавливались изразцы. В них художник соединял традиции народного искусства с характерными чертами стиля модерн.
Сергей Малютин был одним из создателей матрешки, любимой игрушки детей и взрослых. Матрешка так полюбилась в России, что многие считают ее народной русской игрушкой, придуманной много веков назад. Но это не так - Матрешку придумали в начале ХХ веке художники стиля модерн.. В матрешке соединились черты русской «неваляшки», «Ваньки-встаньки» и японской игрушки «фукурума», это было слиянием традиционного и нового.
Иллюстрировал книги: А. С. Пушкин - «Руслан и Людмила»; Б. С. Житков - «Что бывало»; В. В. Маяковский - «Конь - огонь»; С. В. Михалкова - «А что у вас?».
Работы художника







Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства, архитектор

Из купеческой семьи. Юношеские годы провел в Воронеже; с конца 1870-х жил в Москве. В 1881 поступил на вечерние подготовительные курсы при МУЖВЗ. Учился в МУЖВЗ (1884–1890) у Е. С. и П. С. Сорокиных, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского. В 1886 за рисунки с натуры награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1890 получил звание неклассного (свободного) художника и, не завершив конкурсную картину, оставил учебу.

Жил в Москве. Писал пейзажи, портреты, картины на бытовые и исторические сюжеты; занимался монументальной живописью и оформлением интерьеров. В 1890-х работал для Российского Исторического музея над монументальным панно «Куликово поле» (1896–1898; не осуществлено); сблизился с историками И. Е. Забелиным и В. О. Ключевским. В 1896 по приглашению К. А. Коровина участвовал в оформлении павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде.

Как сценограф сотрудничал в театрах Г. Г. Солодовникова (1890-е), Русская частная опера С. И. Мамонтова в Москве (1896–1902), Мариинском театре в Петербурге (1911–1913). Создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кащей Бессмертный» (1902), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1909), «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского (1912), балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1913) и другим.

В конце 1890-х по инициативе С. И. Мамонтова иллюстрировал сказки А. С. Пушкина и русские народные сказки. С конца 1890-х разрабатывал эскизы мебели, утвари, вышивок, предметов ювелирного искусства. С токарем кустарных мастерских Сергиева Посада создал первую русскую матрешку (1899). В 1899–1903 жил в имении М. К. Тенишевой Талашкино под Смоленском, где руководил столярной и керамической мастерскими; работал над проектами и декоративным убранством построек в Талашкино, Флёново (павильон «Теремок», Спасская церковь-усыпальница; обе - 1901–1903). Совместно с В. М. Васнецовым создал проект здания музея «Русская старина» в Смоленске (1904–1905). Член артели художников-гончаров «Мурава» (1904–1918). Автор проекта доходного дома П. Н. Перцова в Москве (1905–1907; совместно с инженером Н. К. Жуковым).

В 1914 был удостоен звания академика.

После Октябрьской революции входил в состав Коллегии ИЗО Наркомпроса (с 1919); участвовал в работе секции ИЗО Мосгубрабиса (1919–1923). Выполнил эмблему («Согласие художников Москвы») для Профессионального союза художников-живописцев (1917).

С 1881 - участник выставок (ученическая, МУЖВЗ). Член и экспонент Московского общества любителей художеств (1888, 1890, 1892; член с конца 1890-х), «Мира искусства» (1899–1901, 1903, 1921; член с 1900), Союза русских художников (1903–1905, 1907–1922; член с 1903), ТПХВ (1891, 1913–1918, 1922; член с 1914), Общества художников-реалистов (1927–1928, член с 1928). Один из основателей АХРР (1922–1926, 1928). Член объединения «Изограф» (с 1917), Московского художественного общества (с 1923). Участвовал в выставках Московского товарищества художников (1893, 1896, 1903), мюнхенского Сецессиона (1898), 36-ти художников (1901–1903). Экспонент Всемирной выставки в Париже (1900), выставок русского искусства в Париже (1906), Берлине (1906–1907, 1922), передвижных выставок в США (1924–1925, 1929), выставок «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930, 1931) в Москве, «Художники РСФСР за XV лет» в Москве, Ленинграде (1932–1934) и других.

Преподавал в московском Елизаветинском институте (1891–1893; рисование), МУЖВЗ (1903–1917), Первых и Вторых государственных свободных художественных мастерских - Вхутемасе (1918–1920).

Малютин - выдающийся русский художник рубежа XIX - XX веков, проявивший себя в различных областях: живописи, архитектуре, театрально-декорационном и декоративно-прикладном искусстве. В раннем творчестве (1890-е) был близок передвижникам повествовательностью, часто - социально-критической направленностью работ. В работах 1900-х преобладают черты модерна; для живописи этого времени характерны свободная, динамичная манера письма, экспрессия, яркий насыщенный колорит. Живописным произведениям 1910–20-х, напротив, присущи строгость и графичность (в 1910-х иногда смягченная пастелью). Ярким новатором выступил в декоративно-прикладных работах, оказав значительное влияние на формирование неорусского направления в искусстве.

Произведения Малютина находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Сергей Васильевич Малютин — русский живописец, портретист, архитектор, мастер самобытного . Родился 22 сентября 1859 г. в Москве, в зажиточной семье фабриканта. Когда ему исполнилось три года, его родителей не стало, и он остался сиротой. Далее его детство проходило в Воронеже, куда его тетка взяла на воспитание, муж ее был простым чиновником. Окружение и воспитание мальчика не способствовало развитию его художественного таланта: он учился в коммерческом училише, а затем окончил бухгалтерские курсы и служил конторщиком в Воронеже. В конце 1870-х гг. в Воронеже состоялась выставка передвижников. На Сергея Васильевича эта настоящая живопись, созданная выдающимися художниками, произвела неизгладимое впечатление, он почувствовал в себе силы изменить своей нелюбимой работе и заняться рисованием.

Малютин возвращается в Москву в 1880 г. Несмотря на то, что он родился в этом городе, все там было ему незнакомо и интересно: образ жизни, люди, архитектура, контраст между центральными районами города и его пригородами. Он поступил на службу чертежника Управления Брестской железной дороги. Закончив свой рабочий день, он мог подолгу гулять по окраинным московским улочкам.

В 1883 г. Малютин С.В. поступил на обучение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и пробыл там 3 года. В 1888 г. совет Московского художественного общества удостоил его творчество двумя малыми серебряными медалями. Малютин хотел получить звание классного художника; он выполнил эскиз и этюды для картины, отображавшей труд плотовщиков на Москве-реке, но его преподаватель (В.Е.Маковский) сделал много критических замечаний по поводу этой работы. Малютин, будучи человеком эмоциональным, оставил эту картину и в 1890 г. получил звание неклассного (свободного) художника. С этих пор Малютин без остановки совершенствовал свои навыки, а на жизнь зарабатывал уроками рисования: с 1891 г. он три года преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте.

В 1890-х гг. Малютин выполняет декорации для Нижегородской оперы Мамонтова С.И., а затем для Московской частной оперы. В конце этого же периода он выполняет иллюстрации к книгам А.С.Пушкина. В 1896 Малютин С.В. становится членом Московского товарищества художников.

Сказка о мертвой царевне (А.С.Пушкин)

В эти годы Малютин работает в различных жанрах: его пейзажи имеют связь с поленовской техникой (например, «Подмосковный пейзаж» 1883 г.). Затем пейзаж станет составной частью других жанров, сохранившись только в форме этюда. Художник все чаще пишет на пленэре (например, «Окно в вишневый сад» 1887 г., «Пейзаж с цветущей ивой» 1892 г.), в его работах присутствует все больше импрессионистических элементов, которые позволяют эмоционально передать взаимодействие света и цвета в природе, но его картины тяжеловаты, так как Малютин много внимания уделял форме. Об этом можно судить по его крымским пейзажам, где все более заметна его связь с поленовской школой. Также он работал над жанровыми (например, «Подруги» 1889 г., «В гостях у соседки» 1892 г.) и историческими картинами («Нашествие татар» 1890-е).

Особо примечательная картина этого периода, написанная в 1890 г., «По этапу». В этой работе Малютин рассказывает о судьбе разных сословий, что традиционно для передвижников. Художник создает обобщенный образ низшего сословия ловко выхваченными деталями и позами, а также смелой, фрагментарной композицией. Вся картина пропитана трагизмом положения и страданиями этих арестантов: сонный стражник, кричащий городовой, ни капельки дневного неба, глухие плоскости стен.

Портрет девочки

Ребенок в кресле

В гостях у соседки

В 1900 г. Малютин Сергей Васильевич поселяется в Талашкино - усадьбе княгини М.К.Тенишевой. Княгиня проявляла огромный интерес к народным художественным ремеслам и всеми силами способствовала их возрождению. Сергей Васильевич руководил художественными мастерскими до 1903 г., по его эскизам резчики и столяры выполняли внутреннее и внешнее убранство зданий в усадьбе, Москве и Смоленске (из всех построек сохранился лишь домик-библиотека «Теремок»). Известные художники Н.К.Рерих, К.А.Коровин, В.М.Васнецов, М.А.Врубель создавали эскизы для художественных изделий. Работы, проводимые в талашкинских мастерских, стали толчком для развития русской художественной промышленности. В этом своем творчестве Сергей Васильевич брал за основу образы народного творчестве, избегая слепого технического копирования традиций народного искусства. Поэтому Малютин считается основателем оригинального русского модерна. Уже в конце своей жизни, пытаясь обобщить свои достижения, он превозносил роль декоративного искусства, ставя его на одну ступень с другими видами изобразительных искусств.

Также в 1900 г. Малютин вошел в состав объединения художников «Мир искусства». На страницах журнала «Мир искусства» имя Сергея Васильевича не раз фигурировало, публику все больше интересовало творчество художника.

Городок. Дерево, резьба, темпера

«Теремок»

И все же душевное состояние Малютина в этот период можно назвать кризисным, несмотря на бурную творческую деятельность. В его жизни наступила пора зрелости, а он еще никак не может определить область своего творчества.

В 1903 г. Малютин С.В. возвращается в Москву, вступает в «Союз русских художников» и начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (там он проработает 14 лет до 1917 г.). Наиболее значимая работа Малютина в этот период - оформление интерьеров и фасадов доходного дома Перцова П.Н. совместно с архитектором Жуковым Н.К. Эта работа явилась модерновым явлением в зодчестве XX века.

В 1908 г. жена Сергея Васильевича умирает, все его внимание сосредотачивается на детях: он часто рисует их портреты, наблюдая, как они растут, изменяются, как формируется их характер и образ мыслей. Эти произведения, одни из самых пронзительных в его творчестве, были на выставках «Союза русских художников». Далее Малютин создает серию потрясающих, характерных портретов. В 1909 г. он стал руководителем в училище портретно-жанрового класса. Он поставил себе целью создать портретную галерею выдающихся русских деятелей (такая же задача была поставлена П.М.Третьяковым перед передвижниками): положил этому начало портрет В.В.Переплетчикова, а затем портреты М.В.Нестерова, В.Я.Брюсова, А.М.Васнецова, В.А.Гиляровского, Н.П.Богданова-Бельского и множество других. Малютин С.В. прославился именно своими неповторимыми портретами русской интеллигенции предреволюционных лет, а после - деятелей Советского государства.

В 1913 г. Малютин вступил в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, а в 1914 г. художнику было присвоено звание академика.

Автопортрет в шубе

Хованщина

Скульптурная мастерская

Портерт дочери художника

Пейзаж с деревьями

Дебаркадер. Крым

Пейзаж с домами

Портрет В.В.Переплетчикова

Рыбаки на Черном море

Портерт В.Я.Брюсова

Портерт М.В.Нестерова

С 1918 г. Малютин С.В. преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) до 1923 г. Он хранил верность реалистической традиции в живописи, продолжал писать портреты. Он не оставался в стороне, когда зарождалась молодая Советская республика. Он участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА» (серия специфических агитационных плакатов, созданная советскими художниками и поэтами, работавшими в Российском телеграфном агентстве — РОСТА). В 1922 г. художник стал одним из организаторов «Ассоциации художников революционной России» (АХРР). В 1927 г. вошел в художественную группу «Объединение художников-реалистов», где состоял до 1931 г.