Мавзолей в Галикарнасе. Мавзолей в галикарнасе

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире . Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Мавзолей в Галикарнасе: история создания и краткое описание

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы - Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Статуя Колесницы с Мавсолом и Артемисией

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола - злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса - битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Статуи Мавсола и Артемиссии

Мавзолей - слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

Великолепный памятник греческой архитектуры, признан одним из семи чудес света Древнего Мира.

Мавзолей в Галикарнасе — древнее чудо света

При упоминании слова «мавзолей», сразу вспоминается Мавзолей Ленина на Красной Площади. Мы привыкли, что мавзолей - это грандиозная усыпальница. Но откуда взялось это название?

В IV веке до н.э. в столице Карии городе Галикарнас (юго-восток Малой Азии) была построена великолепная усыпальница для карийского правителя Мавсола и его жены Артемисии II. Это сооружение впоследствии и стали называть по имени Мавсола (греч. Mausoleion) мавзолеем. Строительство началось еще при жизни Мавсола, но до окончания строительства он не дожил. По некоторым данным строительством руководила Артемисия, очень любившая своего мужа и мечтавшая таким образом увековечить его память. Именно поэтому Мавзолей в Галикарнасе считают памятником любви и одним из 7 чудес света, наряду с и .


был задуман как храм и усыпальница, его строили греческие архитекторы Пифей и Сатир, так же были приглашены знаменитые скульпторы того времени Скопас (его работы украшали второй Храм Артемиды в Эфесе), Леохар, Брикасид и Тимофей.

Мавзолей в Галикарнасе: архитектура

В архитектурном плане здесь наблюдалось смешение стилей, что делало мавзолей уникальным сооружением, т.к. в то время аналогов ему не существовало.

Мавзолей в Галикарнасе — великолепная гробница, которая была очень необычной формы для того времени и просто гигантских размеров. Основание мавзолея представляло собой пятиярусный прямоугольник (почти квадрат), облицованный плитами белого мрамора. Сверху его украшал скульптурный фриз - мраморные рельефы длиной 117 м с изображениями сражений греческих воинов с амазонками.

Усыпальница была расположена в периптере, помещенном на основании. Его окружали 39 одиннацатиметровых колонн, которые поддерживали крышу в форме ступенчатой пирамиды из 24 ступеней. На крыше возвышалась мраморная квадрига - античная колесница, запряженная четверкой лошадей. В колеснице стояли огромные скульптуры Мавсола и его жены Артемисии. Внутри усыпальницы стояли мраморные саркофаги царя и его жены. У подножия мавзолея расположились мраморные львы и статуи всадников.


Гробница была так не похожа на все усыпальницы, существовавшие ранее, что была названа по имени ее создателя «мавзолеем».

Мавзолей в Галикарнасе простоял почти 1800 лет но был разрушен во время сильного землетрясения. В 15 веке на его развалинах крестоносцы возвели замок Святого Петра. Для строительства использовали сохранившиеся мраморные блоки. После изгнания крестоносцев, на этом месте турки построили крепость Бодрум.

А Вы знали о том, что одно из семи чудес света находится (вернее, находилось) в шумном туристическом ? Мы, если, честно, узнали об этом только на месте. И сегодня я хочу рассказать, как мы наконец-то побывали на руинах знаменитого Галикарнасского мавзолея!

Галикарнасский мавзолей – ровесник знаменитого . Здание представляет собой зиггурат («три в одном»): памятник, гробницу и святилище. Кстати, «мавзолеем» подобные строения стали называть по аналогии именно с этим гигантским объектом — в честь жестокого Мавсола , бесстрашного воина и неплохого дипломата. В то время он был правителем Карии, провинции Империи персов.

Строительство собственной гробницы в Галикарнасе (столице Карии) Мавсол начал еще при жизни (IV век до н.э. ). По задумке царя, мавзолей должен был стать уникальным сооружением в самом центре города, в окружении дворцов и храмов. На строительство будущего чуда света были брошены лучшие архитекторы и скульпторы того времени: Леохар, Пифий, Сатир, Тимофей, Скопас, Бриаксид.

После смерти Мавсола его дело продолжила любимая жена (и по совместительству — родная сестра) Артемисия. Кстати, супружеская пара совместно управляла Карией на протяжении долгих 24 лет!

Трехуровневый мавзолей общей высотой в 46 метров сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей. Кирпичный цоколь, облицованный мрамором, над ним – храм с 36 колоннами , крыша в виде пирамиды с парой десятков ступеней… А на вершине – гигантская статуя царской пары в колеснице, запряженной четверкой лошадей.

Внутри задание украшали барельефы на тему древнегреческих легенд и мифов, с внешней стороны мавзолей охраняли статуи богинь и богов, а по углам несли свою службу гигантские каменные воины.

Такое великолепие не осталось незамеченным. Очень быстро уникальное строение в Галикарнасе по праву попало в список семи чудес древнего мира…

Величественное здание простояло девятнадцать веков (почти две тысячи лет)! Только в XIII веке мавзолей был практически полностью разрушен сильнейшим землетрясением. А в 1522 году его остатки разобрали рыцари-иоанниты и использовали их при строительстве .

К величайшему сожалению, сегодня от мавзолея осталась лишь горстка камней:


2. Полезная информация

2.1. Где находится

Галикарнасский мавзолей расположен в 400 метрах от центра Бодрума недалеко от главной площади Искеле Мейданы.

Расположение на карте:

С улицы вход в мавзолей выглядит так:



2.2. Как добраться

  • Пешком

Билет на три достопримечательности:


В той же кассе можно приобрести и музейную карту, правда доступна она только для местных:


3. Фотопрогулка по мавзолею

На этом самом месте и стоял когда-то легендарный мавзолей:


Слева от развалин мавзолея – вход в небольшой музей:


Выставочный зал:


Фрагменты былого великолепия:


Схемы мавзолея:


На фото видно, как со временем менялся внешний облик пятого «чуда света»:


Именно так много веков назад выглядел мавзолей. Все-таки безумно жаль, что такая красота не сохранилась до наших дней:


Схема объектов на территории Галикарнаса (Кария). Здесь и мавзолей, и замок, и рыночная площадь, и даже античный театр:


Часть фрагментов мавзолея заботливо спрятана от солнца под навесами:


На этом месте стояла гробница Мавсола:


Часть стены:


Обратите внимание, какая была кладка несколько тысяч лет назад:


Экскурсия в мавзолей наверняка понравится детям. Ведь на его территории много запутанных переходов и лабиринтов:


А в такой узкий проход может протиснуться только ребенок или очень худенький взрослый:


Еще один проход:


Он заканчивается небольшим помещением:


Ни одного кафе на территории мавзолея мы не увидели. Но при желании, здесь можно организовать собственный пикник:


Вид на Бодрум:


Вокруг мавзолея ухоженная территория с розами, здесь приятно прогуляться или просто посидеть в тени дерева:



4. Выводы

Галикарнасский мавзолей – одно из тех мест в , которые интересны своей историей, а не внешним видом. Осматривать там практически нечего: развалины, фрагменты стен и барельефов, стенды и макеты на тему: «Какая же красота здесь когда-то была!». Но сам факт, конечно, впечатляет – ведь чудес света на планете не так уж и много. А часть Мавзолея сейчас выставляется в Британском музее.

Теперь вы знаете точный ответ на вопрос: «Сколько чудес света в Турции?». Правильный ответ — два: Мавзолей в Галикарнасе и .

Народу в этом месте практически нет. Но планировать экскурсию все равно лучше ближе к вечеру – в это время сюда не приезжают большие экскурсионные группы.

5. Видео

Хотите прогуляться по древнему мавзолею? Тогда смотрите видео:

(2 голосов, оценка: 5,00 из 5)

Семь чудес света - эти слова прочно вошли в обиход повседневной жизни. Их употребляют, когда хотят подчеркнуть выдающиеся достоинства либо произведения искусства, либо грандиозного сооружения, либо научного открытия. Чаще других к числу семи чудес света древние авторы относили:

  • (Египет)
  • (г. Вавилон)
  • (г. Эфес)
  • (г. Олимпия)
  • (г. Геликарнас)
  • (о. Родос)
  • (г. Александрия)
  • Семью чудесами света считаются творения, которые своими техническим или художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков. В энциклопедиях указано, что впервые чудеса света, ограничив семью, классифицировал и описал Филон.

    (351 г. до н. э.)
    был современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени.
    Формально говоря, этот мавзолей также памятник любви, как Вавилонские сады или индийский Тадж-Махал. Но если мидийская царевна вряд ли могла принести вред человечеству, даже если бы и хотела, и приятнее всем думать, что она была мила, добра и достойна такого памятника, то в отношении Мавсола давно уже возникали тяжкие подозрения. Проспер Мериме, говоря о Галикарнасе, столице Карии, славном городе, знаменитом тем, что там родился Геродот, писал: "Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог... Он ввёл налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена последними к семи чудесам света".
    Но в Карии был всё-таки один человек, любивший царя, - его родная сестра и жена (нередкий обычай - также бывало в древнем Египте) Артемиссия. И когда процарствовав двадцать четыре года, Мавсол умер, Артемиссия была убита горем.
    "Говорят, что Артемиссия питала к своему супругу необыкновенную любовь, - писал Авл Геллий, - любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира... Когда он умер, Артемиссия, обнимая труп и проливая над ним слёзы, приказала перенести его с невероятной торжественностью в гробницу, где он и был сожжён. В порыве величайшей горести Артемиссия приказала затем смешать пепел с благовониями и истолочь в порошок, порошок этот затем высыпала в чашу с водой и выпила. Кроме того, её пламенная любовь к усопшему выразилась ещё иначе. Не считаясь ни с какими издержками, она воздвигла в память своего покойного супруга замечательную гробницу, которая была причислена к семи чудесам света".
    Очевидно, римский историк не совсем точен. Дело в том, что Артемиссия умерла через два года после Мавсола. Последние месяцы её царствования прошли в непрерывных войнах, где она показала себя отличной военачальницей и, несмотря на сложность положения маленькой Карии, окружённой врагами, смогла сохранить царство мужа. В то же время известно, что Александр Македонский спустя двадцать лет после смерти Мавсола, ознаменовавшихся в Карии отчаянной борьбой за власть, смутой и дворцовыми переворотами, осматривал мавзолей готовым и полностью украшенным. Вернее предположить, что мавзолей начали строить ещё при жизни Мавсола и Артемиссия лишь завершила его. Ведь сооружение такого масштаба должно было занять несколько лет.
    В отличие от храма Артемиды Эфесской и других подобных зданий Малой Азии Галикарнасский мавзолей, сохраняя во многом греческие традиции и строительные приёмы, несёт в себе явное влияние восточной архитектуры - прототипов ему в греческой архитектуре нет, зато последователей у мавзолея оказалось множество: подобного рода сооружения впоследствии возводились в разных районах Ближнего Востока.
    Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемиссии. Снаружи эта громадная погребальная камера, площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, была обложена плитами белого мрамора, отёсанными и отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шёл фриз - битва эллинов с амазонками - "Амазономахия" работы великого Скопаса. Кроме Скопаса там работали, по словам Плиния, Леохар, Бриаксид и Тимофей. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения, крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряжённой четвёркой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.
    Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства. Очевидно, он был слишком богат и торжественен, чтобы стать по-настоящему красивым. Даже на рисунках-реконструкциях он кажется таким же тяжёлым и статичным, как персидские гробницы, - в нём больше Востока, чем Греции. Возможно, виной тому пирамида, возможно, глухие высокие стены нижнего этажа. Впервые в греческом искусстве были объединены все три знаменитых ордера. Нижний этаж поддерживался пятнадцатью дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими.

    Плиний утверждает, что мавзолей достигал в высоту ста двадцати пяти локтей, то есть шестидесяти метров, другие авторы дают либо большие либо меньшие цифры.
    Мавзолей стоял в центре города, спускавшегося к морю. Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса - колоссальным святилищем Ареса, храмами Афродиты и Гермеса, которые стояли выше, на холме, по сторонам мавзолея.
    По всему античному миру строились копии и подражания мавзолею в Галикарнасе, но, как и положено копиям, они были менее удачны и поэтому вскоре забыты. Он стал так знаменит, что римляне называли мавзолеями все крупные усыпальницы. Построен мавзолей был столь прочно, что, хотя и обветшал, простоял почти две тысячи лет. А о том, как мавзолей погиб, известно из хроники историка позднего средневековья, где говорится о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.
    "В 1522 году, когда султан Сулейман готовился к нападению на родосцев, великий магистр ввиду предупреждения опасности послал нескольких рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и насколько возможно воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину (так именовался тогда Галикарнас), рыцари тут же принялись за укрепление замка. За неимением подходящих материалов они воспользовались мраморными плитами и глыбами, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани. Снимая глыбу за глыбой, они спустя несколько дней добрались до какой-то пещеры. Они увидели прекрасную четырёхугольную залу, украшенную мраморными колоннами, карнизами и различными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены украшениями из различных мраморов, по стенам и на потолке виднелись мраморные же рельефы, изображавшие различные сцены и даже целые сражения. Подивившись всему этому, рыцари, однако, воспользовались и этим материалом, так же как наружными глыбами. За этой залой они нашли ещё другую, меньшую, в которую вела низенькая дверь. В этой зале они увидели четырёхугольный мраморный надгробный памятник со стоящей на нём урною. Памятник этот был сделан очень искусно из белого мрамора, дивно светившегося в темноте. Вошедшие рыцари не имели возможности оставаться там дольше, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидели памятник разрушенным и могилу открытой. На земле были разбросаны кусочки золотой парчи и золотые пластинки. Это заставило их предположить, что пираты, сновавшие у побережья, ночью проникли туда и нашли много драгоценностей..."
    Так до нас дошло единственное достоверное описание погребального зала мавзолея, сделанного со слов археологов "наоборот" - последних, кто видел мавзолей стоящим, и сделавших все, чтобы от памятника ничего не осталось.
    В середине XIX века путешественники по Малой Азии обращали внимание на то, что стены турецкой крепости Будрун, перестроенной из ионнитского замка святого Петра, сложены не столько из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов всегда служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Будруна: неизвестный гений населил их барельефы неистовыми людьми и богами.
    Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции, он приехал в Будрун и после долгих переговоров и множества взяток купил разрешение выломать из стен двенадцать плит и перевезти их в Британский музей. Английские учёные по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса - "Амазономахии".
    Убедившись в том, что Галикарнасский музей надо искать в Будруне, сэр Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вставленные в стену крепости мордами к морю. Львы тоже были когда-то позаимствованы крестоносцами для военного строительства. Ньютон не тратил времени даром. Он облазил всю крепость, отыскивая и определяя "ворованные" плиты и статуи. В ожидании, как всегда нескорого, разрешения на изъятие плит он начал искать то место, где когда-то стоял мавзолей, который должен был находиться недалеко от крепости. Иначе бы ионнитам не было смысла таскать оттуда плиты и глыбы.
    За девять месяцев, проведенных в Будруне, Ньютон отыскал обломки мавзолея, а под слоем земли и мусора - ещё четыре плиты Скопаса. Когда же раскопки подходили к концу, обнаружили самую главную находку - расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, на верху мавзолея, и разрешавшую все сомнения почти целую мраморную лошадиную голову почти в метр длиной, с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками - украшениями. Удивительно то, что голова оказалась деформированной. Ньютон догадался, что лошади, запряжённые в колесницу карийских монархов, стояли на шестидесятиметровой высоте. Этим-то и объяснялась несоразмерность: на лошадей следовало смотреть издали и снизу.

    Последние оценки: 5 4

    Говорят, Мавсол, правитель Карии, был настолько властным, и самолюбивым правителем, что ещё при жизни решил построить себе шикарную гробницу. Может, не такую огромную, как у египетских правителей, но не менее роскошную и великолепную. Словом, настоящее чудо света.

    За задумкой правителя Карии, гробница должна будет не только служить усыпальницей для него и его супруги, но и являться храмом, в котором местные жители будут воздавать почести усопшей правящей чете. Ни гнева греческих богов, чьи храмы находились тут поблизости, ни общественного мнения он не испугался – и выделил для постройки лучшее место в городе, пригласив самых известных архитекторов и скульпторов древней Эллады.

    Правил Мавсол с 377 по 353 гг. до н. э в Карии (современный Бодрун, Турция). Многие историки сходятся на том, что он был чрезвычайно мудрым и прозорливым правителем – несмотря на сложную политическую ситуацию, на протяжении долгих лет сумел остаться при власти и сохранить относительную независимость своей страны.

    Он же перенёс столицу Карии из древнего города Миляс в молодой, но перспективный Галикарнас, расположенный на побережье Средиземного моря, в котором жил и правил вместе со своей супругой Артемисией, являющейся также и его родной сестрой (надо заметить, что подобные браки среди аристократов как Карии, так и Рима, были не редкостью).


    Вместе они прожили почти четверть века, причём современники утверждают, что Артемисия очень любила своего супруга – даже несмотря на то, что он был жесток настолько, что прослыл тираном, а правил властно и упрямо, пытаясь не прогибаться под давлением Персии (в то время - это государство было её колонией).

    С другой стороны, возможно, именно эта черта характера дала ему возможность сохранить относительную независимость своего государства и даже захватить часть Малой Азии (при этом интересно, что регулярной армии он не имел и всегда использовал наёмные войска).

    Мавсол являлся ярым поклонником греческой культуры, а потому собрал возле себя немало талантливых греков как литераторов, так и архитекторов, благодаря которым столица Карии прослыла одним из самых красивых городов света.

    Как выглядел Галикарнас

    Столица Карии была расположена у подножья гор на побережье Средиземного моря, а на берегу была возведена небольшая, но хорошо укреплённая гавань. Недалеко от причала был расположен базар, где также торговали заморскими диковинками. За рыночной площадью, в сторону гор, были построены широкие улицы с жилыми домами.

    Дворец Мавсола был расположен так, чтобы из него хорошо просматривались все подходы к Галикарнасу – как с суши, так и с моря (поэтому в случае нападения Мавсол узнал бы о нём практически сразу).

    Дом правителя и постройки вокруг него (а это в основном театр и храмы богов) были обнесены каменными стенами, протяжённость которых составляла около шести километров. Возведены они были с одной-единственной целью – обеспечить лучшую безопасность правителя.

    Центральная улица шла под небольшим уклоном в сторону гор. В конце её, уже на склоне, был расположен храм Ареса, справа – Афродиты и Гермеса. Главное здание Галикарнаса – мавзолей, был расположен посередине центральной улицы.

    Первый в мире мавзолей

    Чтобы построить мавзолей в Галикарнасе (началось строительство приблизительно в 359 г. до н.э.), правитель и его жена пригласили самых именитых архитекторов и скульпторов Греции, которые, работая над проектом здания (в основном это были архитекторы Сатир и Пифей), приняли решение сочетать между собой три традиционных стиля греческой архитектуры – коринфский, дорический и ионический.

    Уникальная гробница оказалась первым в мире зданием, где при декорировании были использованы все основные архитектурные направления древней Эллады (мало того, после окончания работ в мавзолее просматривались ещё и черты азиатских храмов). А удивительная усыпальница вошла в историю как одно из Семи чудес света – даже не столько из-за своего размера и красоты, сколько из-за уникального дизайна и внутреннего оформления.

    Интересный факт состоит в том, что за каждым скульптором был закреплен свой участок работ:

    • Мавзолей в Галикарнасе с восточной стороны декорировал Скопас;
    • с западной – Леохар;
    • с северной – Бриаксид;
    • с южной – Тимофей;
    • мраморную колесницу на крыше создавал Пифей.


    Высота одного из семи чудес света составляла 46 м, а площадь основания имела параметры 66 на 77 м. Мавзолей с внешней стороны охраняли всадники и львы. Первый этаж со стороны фасада был богато украшен скульптурами богов, а в середине – мифическими статуями и барельефами (охота, война с амазонками, битва лапифов с кентаврами). Мавзолей в Галикарнасе имел три яруса.

    Первый этаж возведён был из кирпичей и изнутри декорирован мраморными плитами белого цвета. Здесь в одной из комнат была расположена усыпальница, где сначала похоронили прах Мавсола, затем – Артемисии, после чего вход в помещение замуровали.

    На втором этаже было расположено святилище с 36 колоннами, каждая из которых имела около семи метров высоты – место для поклонения усопшей правящей чете. Специально для этого здесь были установлены изготовленные Скопасом скульптуры Мавсола и Артемисии (примечательно, что обе статуи сохранились до наших дней и на данный момент считаются лучшими изваяниями греческой культуры IV в. до н.э.).

    На колоннах была установлена крыша, построенная в форме ступенчатой пирамиды (всего 24 ступеньки). На её вершине находилась огромная мраморная колесница с четырьмя запряжёнными конями, возницами которой были Мавсол и Артемисия (по приблизительным данным, высота монумента составляла около шести метров).

    Смерть Мавсола

    Своей гробницы правитель Карии так и не увидел: он умер на несколько лет раньше, не дождавшись окончания строительных работ, приблизительно в 353 г. до н.э. Тело его, прежде чем похоронить, кремировали. По слухам, Артемисия настолько любила мужа, что приказала часть его праха смешать с ароматическими веществами и водой – и выпила смесь в надежде, что уйдёт вслед за ним.

    Этого не случилось, и она пережила мужа ещё на два года. Этого времени ей хватило, чтобы почти завершить возводить чудо света – работы в середине были уже закончены, и скульпторы как раз работали над барельефами с внешней стороны здания. Как и тело Мавсола, остатки правительницы были сожжены и захоронены возле мужа, а строительство мавзолея было окончено приблизительно в 531 г. до н.э.

    Крушение мавзолея

    Просуществовал мавзолей в Галикарнасе на свете довольно долго – около девятнадцати веков. Он не только пережил захват страны Александром Македонским, но и увидел упадок столицы и её превращение в маленькое поселение. Но в XIII веке сильнейшее землетрясение сделало своё дело, и практически полностью разрушило его.


    А ещё через какое-то время, в XVI в., пришедшие сюда крестоносцы окончательно разобрали усыпальницу и использовали мраморные плиты и камни для возведения церкви св. Петра, которая стоит и поныне.

    Содержимое мавзолея, в том числе и золотые урны с остатками давно усопшей четы, исчезли навсегда. Факты говорят, что полностью обвинять рыцарей не стоит: археологические раскопки показали, что тайные ходы под мавзолеем появились намного раньше, чем сюда пришли крестоносцы – и вряд ли они появились просто так, здесь однозначно было чем поживиться.