Милосердие тита моцарт. Милосердие тита

Опера-сериа в двух действиях; итальянское либретто К. Мадзола по тексту П. Метастазио.
Первая постановка: Прага, 6 сентября 1791 года.

Действующие лица:

  • Тит Веспасиан, римский император (тенор)
  • Вителлия, дочь свергнутого императора Виттелия (сопрано)
  • Секст, друг Тита (кастрат-сопрано)
  • Сервилия, его сестра (сопрано)
  • Анний, его друг, возлюбленный Сервилии (сопрано)
  • Публий, начальник императорских телохранителей (бас)
  • Народ, сенаторы, стража

Действие происходит в Риме во время правления императора Тита (79-81 годы).

История создания

Когда в середине августа 1790 года Моцарт получил заказ на сочинение «Милосердия Тита», он находился в расцвете творческих сил. Уже написаны «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», три последние симфонии, в разгаре работа над «Волшебной флейтой» и в самом начале - над Реквиемом. Впереди оставалось менее полутора лет жизни... Заказ пришел из Праги, где особенно ценили Моцарта с тех пор, как здесь в 1787 году состоялась премьера «Дон Жуана». Теперь представители чешских сословий решили отметить постановкой оперы Моцарта важное государственное событие - коронацию чешской короной недавно взошедшего на престол австрийского императора Леопольда II. В качестве либретто был предложен неоднократно использованный для подобного рода торжеств, прославляющих государя, текст Пьетро Метастазио (1698-1782). Один из самых знаменитых итальянских либреттистов, он с 1729 года был придворным поэтом в Вене и создал около 60 либретто, считавшихся образцовыми. Многие из них использовались разными композиторами до 50 раз, а «Милосердие Тита» (1734) вдохновило не менее десятка композиторов, в том числе Глюка. В начале правления Леопольда старый жанр итальянской оперы-seria вновь вошел в моду, ибо отвечал консервативным вкусам нового австрийского императора.

Для Моцарта либретто Метастазио обработал венецианец Катерино Мадзола (1745-1806), автор около 30 либретто, преимущественно опер-буффа. Некоторые из них использовались не раз, а одно дошло до XIX века и легло в основу оперы Россини «Турок в Италии». Первое либретто Мадзола написал в 1780 году, тогда же стал придворным поэтом саксонского курфюрста в Дрездене и занимал эту должность 16 лет. В те же годы, благодаря рекомендации лучшего либреттиста Моцарта Лоренцо да Понте, Мадзола работал в Вене, где сотрудничал, в частности, с Сальери, а в 1790-е годы, когда да Понте впал в немилость, популярность Мадзола особенно возросла. В мае - июле 1791 года он обсуждал с Моцартом сочинявшуюся композитором «Волшебную флейту» и тогда же получил приглашение работать над «Милосердием Тита». Он сократил три традиционных акта либретто Метастазио до двух, убрав почти весь II акт, и написал половину из 26 номеров (все ансамбли и 4 арии II акта), причем использовал не только мотивы, но и целые строки Метастазио. Как обычно в опере-seria, исторические события, связанные с именами прославленных героев, не имеют значения для развития драмы. Тит Флавий Веспасиан (41-81), римский император в 79-81 годах, известный своими воинскими подвигами, разгромом Иудейского восстания и разрушением Иерусалима, предстает чувствительным любовником. По словам друга Гёте руководителя Берлинской певческой академии К. Ф. Цельтера, этот Тит «был влюблен во всех без исключения девушек, которые все как одна хотели его убить». Историческая Вителлия не могла претендовать на трон, поскольку ее отец, император Вителлий, правил всего несколько месяцев 69 года, и после него на протяжении 10 лет трон занимал отец Тита.Получив либретто, Моцарт из Вены поспешил в Прагу - до коронации оставалось менее 20 дней. Работа над оперой началась в дороге: днем в карете Моцарт делал наброски, которые заканчивал вечером в гостинице. В Праге он остановился, по всей вероятности, на загородной вилле «Бертрамка» у своих друзей Душеков, композитора и певицы, у которых жил и в прошлый приезд, когда ставил «Дон Жуана». Однако на этот раз встреча была невеселой: Моцарт чувствовал себя больным и постоянно принимал лекарства, хотя бодрился и шутил. Музыка «Милосердия Тита», по утверждению жены композитора Констанцы, сопровождавшей его в поездке, была написана за 18 дней. Речитативы secco, отсутствующие в авторской партитуре, принадлежат, вероятно, ученику Моцарта Францу Зюсмайру. Одна из главных мужских ролей - роль Секста первоначально предназначалась для тенора, однако на премьере, судя по приведенному списку исполнителей, в ней выступила певица, тогда как друга Секста Анния пел кастрат. Современные исследователи доказывают, что Секста исполнял кастрат, а Анния - сопрано.

За четыре дня до коронации по повелению императора Леопольда был показан «Дон Жуан», которым, предположительно, дирижировал сам Моцарт. А в день коронации, 6 сентября 1791 года, состоялась премьера «Милосердия Тита». Успех был средним, пражане отнеслись к опере без энтузиазма, а императрица (испанская принцесса) обозвала по-итальянски моцартовскую музыку «немецким свинством». Правда, авторский гонорар составил значительную сумму в 200 дукатов. Вслед за премьерой прошло еще несколько спектаклей: по одним сообщениям, с нарастающим успехом, по другим - при полупустом зале. Последний из них состоялся уже после отъезда Моцарта из Праги, 30 сентября - в тот самый день, когда он в Вене дирижировал премьерой «Волшебной флейты».

Сюжет

Покои Вителлии. Она убеждает Секста убить Тита, чтобы корона перешла к ней, истинной наследнице императорской власти. Секст, ослепленный любовью, готов принять участие в заговоре против друга, ведь наградой ему будет рука Виталии. Анний сообщает, что Тит расстался со своей любовницей, иудейской царевной Береникой, и отослал ее из Рима. Анний признается Сексту, что любит его сестру Сервилию и просит похлопотать перед императором, чтобы тот дал согласие на их брак.

Форум перед Капитолием, украшенный победными арками и трофеями. Под звуки марша появляется приветствуемый народом Тит. Император жаждет не славы и власти, а любви. Он просит у Секста руки его сестры Сервилии. Тот растерян. Анний, скрывая свои чувства, поддерживает императора, но Сервилия объявляет императору, что сердце ее отдано другому. Тит мечтает, чтобы рядом с каждым властителем было такое же верное сердце, и он мог бы услышать голос правды. Вителлия, не подозревая, что Тит отказался от своего намерения, хочет помешать сопернице занять трон и торопит Секста с осуществлением заговора. Секст спешит исполнить все ее желания: он отомстит за обиды Вителлии и вернется победителем. Появляется Публий, начальник императорских телохранителей, с известием о том, что Тит желает видеть Вителлию своей супругой. Она бросается за Секстом, но поздно. Публий и Анний приветствуют будущую императрицу, не замечая ее ужаса. Секст в одиночестве терзается отчаянием: предатель и злодей, он станет палачом самого справедливого и милосердного императора. Увидев вооруженную толпу и подожженный Капитолий, Секст убегает, надеясь успеть остановить заговорщиков. Собираются охваченные ужасом Анний, Сервилия, Публий и Вителлия. Вернувшийся Секст бессвязно обвиняет себя в убийстве Тита.

Роскошный дворцовый сад. Секст, мучимый раскаянием, признается Аннию в преступлении. Поддавшись уговорам Анния и Вителлии, он готов бежать, но Публий берет его под стражу.

Тронный зал в сенате. Тит, спасшийся от заговорщиков, встречен ликующим народом. Анний надеется на помилование друга, если Тит последует голосу своего сердца. Секста приводят на суд, он ужасается суровому виду императора, а тот страдает, видя, как муки изменили друга. Тит готов его простить, если Секст признается во всем, но Секст молчит, боясь погубить Вителлию. Тогда император утверждает смертный приговор сената. Оставшись один, в ожидании смерти Секст вспоминает о своей первой любви. Тит размышляет о долге властителя быть милосердным. Любящая Сервилия понимает, что ее слезы не спасут осужденного брата, и умоляет Вителлию просить императора о помиловании. Вителлия в смятении: из-за нее гибнет тот, кто любит ее больше жизни и кого любовь сделала предателем; Гименей не увенчает ее цветами, образ погубленного Секста будет преследовать ее повсюду. Вителлия кается перед Титом и отказывается от всех честолюбивых притязаний. Тот рвет приговор и прислушиваясь к благословениям народа предается раздумьям о подлости изменников и о милосердии, которое должно одержать над ними победу. Все славят доброту и величие императора.

Музыка

В своей последней опере-seria Моцарт следует давно сложившимся традициям, почти не обогащая их. Господствуют высокие голоса и виртуозные арии, рисующие типизированные обобщенные чувства. Три дуэта и три терцета напоминают разложенные на голоса арии, и даже два финала - секстеты с хором - гораздо менее разнообразны, чем в созданном за 10 лет до того «Идоменее».

Образец блестящей традиционной арии - ария Секста «Тотчас, тотчас спешу идти я» из 2-й картины I акта. Она расцвечена виртуозными пассажами концертирующего кларнета, с которым во второй, быстрой части соревнуется голос. Во 2-й картине оригинален предваряющий финал речитатив Секста «О боги! что за смятенье в моем сердце царит!». Выделенный Моцартом в развернутый самостоятельный номер, он рисует лихорадочное самобичевание героя. Разнообразными переживаниями насыщена одна из наиболее интересных сцен оперы - речитатив и ария Вителлии с солирующим бассет-горном из 2-й картины II акта. Отчаянные возгласы уступают место идиллической мечтательной мелодии «Цветов не жду я от Гименея», которая вновь сменяется контрастной - страстной и пылкой темой в быстром движении, с глубокими низкими нотами.

Приблизительная продолжительность спектакля – 175 мин.

Дирижёр: Гарри Бикет
Режиссёр-постановщик: Жан-Пьер Поннель
Художник-постановщик и художник по костюмам: Жан-Пьер Поннель
Художник по свету: Джил Векслер
Состав: Сервилия – Люси Кроу, Вителлия – Барбара Фриттоли, Секст – Элина Гаранча, Анний – Кейт Линдси, Тит – Джузеппе Фильяноти

«Милосердие Тита» – предпоследняя опера Моцарта, написанная в чрезвычайно короткий срок по случаю восхождения императора Леопольда II на чешский трон. Хотя либретто Пьетро Метастазио принадлежало к числу самых популярных в Европе (на этот текст было сочинено более 40 опер!), а Катерино Маццола сделал для Моцарта удачную обработку, сократив три акта до двух, пражская премьера «Милосердия» в 1791 году не стала столь же успешной, сколь прежние постановки моцартовских творений. Сыгранную «к дате» оперу отложили на долгие годы, и заслуженную репутацию ей принес уже ХХ век.

Одним из тех, кому «Милосердие Тита» обязано нынешней известностью, можно смело назвать режиссера Жана-Пьера Поннеля: его спектакль в Кельне в 1969 привлек всеобщее внимание и интерес к почти забытому шедевру. В 1976 Поннель снова поставил «Милосердие Тита», на этот раз в Зальцбурге, в соавторстве с Джеймсом Ливайном, а с 1984 их совместная работа появилась на афише Метрополитен, откуда не сходит все эти долгие годы.

Жан-Пьер Поннель начинал свою театральную карьеру в первую очередь как художник. Именно потому его спектакли всегда беспроигрышно красивы и гармоничны. В своих моцартовских работах (и «Милосердие Тита» не исключение) он соединяет исторический антураж с костюмами эпохи Просвещения, выстраивая сюжет из римской жизни так, как он мог бы привидеться самому Моцарту и его современникам. Рецензенты американской премьеры тридцать лет назад упрекали Поннеля в том, что сцена Мет оказалась велика для камерных мизансцен «Милосердия». Однако трансляция на киноэкраны, ориентированная на крупные планы, с легкостью нивелирует этот недостаток постановки, а ее классический дух, проверенный временем, донесёт в полной мере.

В нынешнем сезоне роль милосердного императора Тита исполнит Джузеппе Фильяноти, раздираемого страстями Секста – Элина Гаранча, Барбара Фриттоли споёт мстительную Вителлию, Кейт Линдси и Люси Кроу сыграют молодую влюблённую пару, Анния и Сервилию. За дирижерским пультом – специалист по музыке барокко Гарри Бикет.

Акт первый

Рим, первый век нашей эры. Римский император Тит любит Беренику, дочь царя Иудеи. Вителлия, дочь предыдущего императора, считает, что трон должна занять только она, и просит своего юного обожателя Секста убить Тита. Секст – близкий друг императора, но ради Вителлии он готов на все (дуэт Come ti piace imponi ). Анний, друг Секста, сообщает ему, что в интересах государства Тит не женится на Беренике. У Вителлии зарождается новая надежда, и она просит влюбленного отложить заговор (ария Deh se piacer mi vuoi ). Анний напоминает Сексту о своем желании взять в жены его сестру Сервилию. Молодые люди рады скрепить этим браком свою дружбу (дуэт Deh prendi un dolce amplesso ).

На форуме римляне восхваляют Тита (хор Serbate, oh Dei custodi ). Император сообщает Сексту и Аннию, что избрал в жены римлянку – Сервилию. Анний дипломатично отвечает, что приветствует этот выбор. Тит высказывает мысль о том, что единственная радость власти состоит в возможности помочь другим. Анний рассказывает Сервилии о нависшей над ними угрозе, она отвечает, что любит его одного (дуэт Ah perdona al primo affetto ).

В своих покоях во дворце Тит излагает свою философию прощения начальнику стражи Публию. Входит Сервилия и признается императору, что она обещала стать женой Анния. Тит благодарит ее за честность и отвечает, что не женится на ней против её воли (ария Ah, se fosse intorno al trono ). Вителлия, еще не знающая, что Тит изменил свое решение, гневно обрушивается на Сервилию и просит Секста тотчас же убить императора. Он клянется любимой, что её желание – приказ для него (ария Parto, ma tu ben mio ). Когда он уходит, Публий и Анний сообщают Вителлии, что император избрал в жены её. Та отчаянно пытается остановить Секста, но уже поздно (терцет Vengo... aspettate... ).
Заговорщики под предводительством Секста поджигают Капитолий. Секст, мучимый стыдом, встретившись с Аннием, избегает отвечать на его вопросы и бросается прочь. Появляется Сервилия, затем Публий и, наконец, Вителлия. Они все ищут Секста и считают, что Тит мертв. Секст возвращается в поисках укрытия. Он признается в своем преступлении, умалчивая о соучастии Вителлии.

Акт второй

Анний рассказывает Сексту, что император жив. Секст кается в своем преступном покушении, не называя, однако, причины, Анний советует ему признаться во всем Титу и надеяться на прощение (ария Torna di Tito a lato ). Вбегает Вителлия и молит Секста спасаться бегством, но уже поздно: один из заговорщиков выдал его, и входит Публий с солдатами, чтобы взять его под стражу. Секст просит Вителлию помнить о его любви, та раскаивается в своем решении, но в то же время опасается за себя (терцет Se al volto mai ti senti ).

Римский народ ликует, что император остался жив (хор Ah grazie si rendano ). Тит пытается понять причины заговора и сомневается в неверности Секста. Публий предостерегает его от чрезмерной доверчивости. Когда объявляют, что Секст во всем сознался и приговорён сенатом к смерти, Анний просит императора проявить сострадание (ария Tu fosti tradito ). Тит не подпишет смертный приговор, пока не поговорит с Секстом лично (речитатив Che orror! che tradimento! ).

Наедине с императором мучимый раскаянием Секст всё же не произносит имени Вителлии, принимая всю вину на себя. Перед тем, как его уводят, Секст просит императора помнить об их дружбе (ария Deh per questo istante solo ). Тит подписывает смертный приговор, но затем разрывает его: он не может стать тираном и казнить друга. Он обращается к богам, говоря, что если они хотят видеть его жестоким блюстителем закона, они должны забрать у него человеческое сердце (ария Se all’impero, amici dei ). Сервилия и Анний просят Вителлию помочь спасти осуждённого. Та понимает, что скорее признается в преступлении, чем заплатит за трон жизнью Секста (речитатив и ария Ecco il punto, o Vitellia…Non più di fiori ).

Тит должен вот-вот произнести приговор Сексту, когда входит Вителлия и сознается, что она одна ответственна за покушение. Смущённый император отвечает, что так или иначе намеревался простить Секста. Он объявляет о помиловании всех заговорщиков (речитатив Ma che giorno è mai questo? ). Римский народ славит Тита за его доброту и просит богов даровать ему долгую жизнь (секстет с хором Tu, è ver, m"assolvi ).

В.А. Моцарт опера «Милосердие Тита»

Парадоксально, но у великого Моцарта есть сочинение, которое до сих пор вызывает много противоречивых суждений – это опера «Милосердие Тита». Некоторые считают, что только гениальный композитор способен написать такое произведение за 18 дней, другие же наоборот предполагают, что из-за поспешности сочинения данного творения «Милосердие Тита» не является шедевром достойным великого маэстро. Да, действительно в этом произведении Моцарта нет «хитов», как в других его операх, тем не менее музыка потрясающе красива и заслушивает восхищения.

Краткое содержание оперы Моцарта «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Тит Веспасиан тенор правитель римской империи из династии Флавиев
Вителлия сопрано дочь низвергнутого императора Авла Виттелия
Секст меццо-сопрано патриций, друг Тита, влюблённый в Вителлию
Сервилия сопрано сестра Секста
Анний меццо-сопрано патриций, друг Секста, возлюбленный Сервилии
Публий бас префект, командир преторианской гвардии

Краткое содержание «Милосердия Тита»


Рим. Последняя четверть первого века нашей эры. Время властвования императора Тита из династии Флавиев.

Самолюбивая Виттелия, дочь низвергнутого, а затем и убитого правителя Авла Вителлия, возмущёна тем, что правитель отверг её, увлёкшись «варварской» царевной Береникой. Она побуждает Секста, близкого друга Тита, принять участие в заговоре и убить императора, в награду за это пообещав свою любовь. Как только безрассудно влюблённый в Виттелию Секст даёт своё согласие.ю появляется Анний и сообщает другу, что император срочно хочет его видеть, при этом добавляя, что благоразумный Тит на радость римлянам отправил свою возлюбленную израильтянку на родину. Виттелия, услышав приятную новость, тут же повелела Сексту приостановить исполнение коварного замысла. Анний, когда юноши остались одни, просит своего друга получить у императора разрешение на его брак с Сервилией - сестрой Секста, которую давно любит. Секст с радостью обещает помочь.

На центральной площади города римляне, ликуя, прославляют императора. Туда же приходят Секст и Анний. Оставшись с друзьями наедине, Тит поведал им, что в угоду жителям Рима он хочет взять в жёны достойную девушку и его выбор пал на Сервилию – сестру Секста. Анний поражён таким решением императора, но возразить ему не смог. Оставшись один, юноша сам себя успокаивает тем, что его возлюбленная займёт достойное для неё место императрицы, а он будет только ей преклоняться. Появляется Сервилья, которой несчастный Анний сообщает, что выбор Тита пал на неё и она теперь невеста императора. Девушка, поражённая услышанной новостью, заявляет своему избраннику, что она искренне его любит и больше никого другого не сможет наделить этим чувством.

Дворец императора. К Титу, погружённому в раздумья, подходит Сервилья. Девушка откровенно признаётся повелителю о любви к Аннию, но добавляет: если император будет настаивать на намерении сделать её своей женой, то она покориться. Тит, поражённый жертвенным поступком Анния, а так же честностью Сервильи, изрёк, что такой любви он препятствовать не может. Далее разгневанная Виттелия, услышав новость о намерении Тита жениться на Сервильи, вновь подстрекает Секста на убийство императора. Как только юноша отправляется, чтобы исполнить коварный замысел своей возлюбленной, появляются Публий и Анний с последним известием, что своей избранницей правитель объявил Виттелию. Девушка потрясена, ведь остановить Секста она уже не может.


Мятежники поджигают храм на Капитолийском холме. Анний, Сервилия, Виттелия и Публий подходят к Капитолию. Секст, терзаемый муками совести, извещает их, что император убит.

Анний уединившись с Секстом в императорском саду, хочет успокоить его своим сообщением: Тит чудом остался жив. В ответ Секст признаётся другу, что он был зачинщиком мятежа и поэтому намерен покинуть Рим. Анний советует приятелю остаться и делами доказать свою преданность императору, однако Секст, поддавшись затем на уговоры Виттелии, всё же собрался бежать. Его планы нарушает прибывший Публий, который арестовывает и сопровождает организатора заговора на суд Сената. Тит не верит в измену Секста, и даже когда Публий приносит ему решение о смертном приговоре, вынесенное Сенатом, правитель сомневается. Он просит префекта привести к нему юношу, чтобы самому удостовериться в измене друга. Секст, никого не выдавая, признаёт свою вину и Титу ничего не остаётся, как согласиться на смертную казнь.

Виттелия потрясённая тем, что любовь Секста к ней настолько велика, что он её не выдал, в день казни подошла к императору с признанием своей вины. Тит поразмыслив, милосердно прощает всех, а ликующая толпа прославляет его милосердие и мудрость.


Фото



Интересные факты

  • Опера «Милосердие Тита» является самым малоисполняемым произведением Моцарта .
  • Итальянец Пьетро Метастазио, на текст которого написана эта опера, в своё время считался одним из самых популярных либреттистов. Его оперные сценарии расценивались современниками как образцовые. В результате на 26 оперных текстов, сочиненных драматургом, в 18-ом веке композиторами было создано более 2000 музыкальных спектаклей.
  • «Милосердие Тита» написано Метастазио в 1733 году, а впервые было представлено с музыкой итальянского композитора Антонио Кальдара в 1734 году как подношение на именины Карла VI - императора Священной Римской империи. С тех пор на этот текст разными композиторами, среди которых И. Бах , К. Глюк , И. Хассе, Н. Йоммелли, Д. Скарлатти было написано более четырёх десятков оперных произведений, обычно исполняемых в день коронации или именин монарших особ.


  • В центре сюжета оперы «Милосердие Тита» был представлен римский император Тит Флавий Веспасиан. Он правил в Риме с 79 по 81 год первого века нашей эры и отличался милостью, великодушием, благородством и особым снисхождением к своим подданным. Император Тит был первым римским правителем, к которому власть перешла по наследству.
  • Всех удивляло, что Моцарт смог написать такую оперу всего за 18 дней. Но особый удар по чувству собственного достоинства был нанесён композитору Антонио Сальери, который занимал пост придворного композитора и при императорском дворе пользовался особым авторитетом, однако из-за сокращённых сроков отказался выполнить заказ.
  • Моцарт, работая в Праге над оперой «Милосердие Тита», для того, чтобы немного отвлечься, почти каждый день посещал питейное заведение, развлекаясь там игрой на бильярде. Компаньоны замечали, что во время сеанса он постоянно напевал какие-то мотивы, затем доставал блокнот, что-то там отмечал и далее вновь продолжал игру. Каково же было удивление друзей, когда уже знакомые им мелодии, услышанные впервые в трактире, прозвучали в опере «Волшебная флейта ». Это говорит о том, что мощь творческого гения позволяла Моцарту заниматься одновременно разными делами, а его творческая работа была непрерывной.
  • В России впервые оперу «Милосердие Тита» представили артисты немецкой труппы в 1809 году. Русская постановка музыкального спектакля была осуществлена в 1817 году, а вот запланированному на июль 1826 года показу оперы помешала казнь декабристов. Николай I не захотел следовать примеру милосердного римского императора: революционеров повесили, а спектакль запретили.
  • Особый интерес к данному творению Моцарта начал возрастать в конце 60-х годов прошлого столетия и «Милосердие Тита» очень часто стало появляться в записях (на сегодняшний день их насчитывается более сорока). Помимо этого известно несколько замечательных экранизаций произведения, среди которых наиболее примечательны фильмы-оперы: 1980 года (Германия), 1991 года (Великобритания), 2005 года (Франция), 2012 года (США.)

Популярные номера из оперы «Милосердие Тита»

Дуэт Вителлии и Секста «Come ti piace imponi» (слушать)

Ария Вителлии «Deh se piacer mi vuoi» (слушать)

Ария Тита «Ah, se fosse intorno al trono» (слушать)

История создания «Милосердия Тита»

В последний летний месяц 1791 года, незадолго до своей безвременной кончины, Моцарт получил от импресарио Доменико Гуардазони предложение, на которое, несмотря на плохое самочувствие, с удовольствием согласился. Это был заказ на сочинение оперы «Милосердие Тита», постановкой которой дирекция Пражского Сословного театра намеревалась отметить предстоящее значимое событие в жизни чешского государства: коронацию императора Священной Римской империи Леопольда II в качестве короля Богемии.

Это поручение пришлось Моцарту по душе: во-первых, Вольфгангу очень нравилась Прага, где в отличие от Вены его музыку принимали с большим радушием, во-вторых, композитору нужны были деньги, так как болезнь его жены требовала значительных затрат, ну а кроме того Моцарт всё же не оставлял надежды приблизиться к императору. Однако дав согласие написать эту оперу, он, прежде всего очень выручил Гуардазони, поскольку о дате коронации, назначенной на 6 сентября, все узнали только за два месяца до знаменательного события, а такой важный исторический факт полагалось обязательно отмечать грандиозной театральной премьерой. Чехи соответственно обратились с просьбой к известному импресарио, хотя тем самым поставили его в затруднительное положение, ведь времени на подготовку такого мероприятия оставалось очень мало.

Выбирать сюжет для оперы долго не пришлось, ведь уже было принято на такие торжества ставить спектакль, в котором всё содержание сводилось к возвеличиванию государственного правителя. Как нельзя лучше для такого грандиозного торжества подходило либретто к опере-seria «Милосердие Тита», знаменитого итальянского драматурга Пьетро Метастазио которое он создал более пятидесяти лет назад. Само собой разумеется, что, прежде всего с просьбой о написании оперы Гуардазони обратился к композитору Антонио Сальери, чьё творчество ценили при императорском дворе, но тот сразу отказался, ссылаясь на большую занятость. Предложение импресарио отклонили также и другие музыкальные сочинители. Согласился только Моцарт, несмотря на то, что в этот творческий период он завершал работу над «Волшебной флейтой » и помимо того начал сочинять свой знаменитый «Реквием ».

Либретто, написанное Метастазио в 1733 году, Моцарт посчитал несколько устаревшим и поэтому с просьбой освежить его маэстро незамедлительно обратиться к поэту Катарино Мадзола, который внёс в текст существенные изменения. Опера из трёхактной превратилась в двухактную, однако стала более динамичной.

Времени для сочинения и постановки оперы, которая включала в себя 27 номеров, оставалось совсем немного, и поэтому композитор приступил к её сочинению уже в карете на пути следования из Вены в Прагу. Работа была очень напряжённой, ведь Моцарт писал партитуру и днём и ночью, что соответственно сказывалось на его итак, подорванном здоровье.


Вероятно небольшую помощь маэстро оказал его ученик Франц Зюсмайер, так как по некоторым предположениям именно он написал для оперы так называемые «сухие» речитативы. Премьера оперы состоялась в положенный срок, но написанная в ускоренном темпе успеха у слушателей она не имела, а императрица и вовсе заявила, что это не музыка, а «немецкая дрянь». Соответственно этим произведением упрочить своё положение при императорском дворе Моцарту не удалось, но гонорар в размере двухсот дукатов, который в то время являлся значительной суммой, его вполне устраивал. После коронации «Милосердие Тита» было показано ещё несколько раз, но маэстро это уже больше не волновало, он беспокоился о предстоящей премьере «Волшебной флейты», которая должна была состояться 30 числа того же месяца.

Постановки

После премьеры, состоявшейся 6 сентября 1791 года, «Милосердие Тита» в Праге было показано еще несколько раз. Последний спектакль, датируемый 30-м сентября, по сведениям некоторых источников, был воспринят зрителями довольно хорошо.

Далее, на протяжении 19 века, с различными изменениями в либретто, оперу изредка ставили, но в основном для церемониальных целей. Например, в 1806 году её впервые увидели зрители Лондона, в 1818 году «Милосердие Тита» покорило сцену миланского «Ла Скала», в 1824 году его поставили в Мюнхене в честь 25-й годовщины правления курфюрста Максимилиана IV Иосифа, а в 1848 году вновь сыграли на коронации императора Австрийской империи Франца Иосифа I.


Следует отметить, что особую переоценку данное сочинение Моцарта получило лишь во второй половине 20-го столетия благодаря талантливому французскому оперному режиссёру Жан-Пьеру Поннелю. Его кёльнская постановка «Милосердия Тита» в 1969 году привлекла всеобщее внимание к подзабытому в то время произведению музыкального гения. В 1976 году Поннель возобновил постановку спектакля, но на этот раз в австрийском Зальцбурге, а через восемь лет название оперы появилось на афише «Метрополитен-опера». С тех пор опера стала пользоваться популярностью с возобновлением постановок на лучших мировых сценах. Представление спектакля увидели зрители Мюнхена, Берлина, Вены, Стокгольма, Неаполя, Брюсселя, Лондона, Гамбурга, Цюриха. В России особенно примечательными были спектакли в постановках театра Геликон-опера в 2006 году, а также Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского в 2017 году.

» - эта опера великого Моцарта , несмотря на разноречивые суждения, полноправно занимает место в сокровищнице мировой музыкальной культуры. Ценность произведения не только в прекрасной музыке, но и в том, что помимо извечных тем: дружбы, преданности, любви, ненависти и предательства композитор затрагивает в нём важную проблему, которая остаётся актуальной и в нынешнее время - это вопрос о власти и правителях. Однако, к сожалению, идеальный образ повелителя, созданный гениальным маэстро, остаётся таковым только на театральной сцене.

Вольфганг Амадей Моцарт «Милосердие Тита»

Милосердие Тита (опера)

Милосердие Тита
La clemenza di Tito
{{{Image}}}
Композитор Вольфганг Амадей Моцарт
Автор(ы)
либретто
Катерино Маццола
Источник сюжета Пьер Корнель - трагедия «Цинна»
Жанр "Опера сериа" (серьёзная опера)
Количество действий два
Год создания
Первая постановка 6 сентября
Место первой постановки Прага , Оперный театр

«Милосе́рдие Ти́та » (итал. La clemenza di Tito ; K.621) - опера на итальянском языке в двух действиях Вольфганга Амадея Моцарта . Либретто написано Катерино Маццолой по трагедии Пьера Корнеля «Цинна», на основе более ранних набросков, сделанных Пьетро Метастазио . Это одна из двух последних опер Моцарта (наряду с «Волшебной флейтой »), она была написана по случаю коронации императора Леопольда II королём Богемии и впервые исполнена в Пражском оперном театре 6 сентября 1791 года .

Действующие лица

  • Тит Флавий Веспасиан , римский император (тенор)
  • Вителлия, дочь убитого императора Вителлия (сопрано)
  • Секст, друг Тита, влюблённый в Вителлию (меццо-сопрано или кастрат)
  • Сервилия, сестра Секста (сопрано)
  • Анний, друг Секста, влюблённый в Сервилию (меццо-сопрано)
  • Публий, префект (бас)

Сюжет

Действие первое

Виттелия, дочь убитого императора, хочет отомстить Титу за смерть своего отца и подговаривает влюблённого в неё Секста участвовать в заговоре против него. Узнав, однако, что император отказался от женитьбы на Веронике Цилицийской и выслал её в Иерусалим , Виттелия сама намеревается стать его женой и останавливает Секста. Тит же желает видеть своей женой сестру Секста, Сервилию, к которому отправляет с посланием Анния, друга Секста, который сам давно влюблён в Сервилию. Сервилия решает рассказать Титу правду, но говорит, что если император будет настаивать на женитьбе, она подчинится. Тит, растроганный искренностью Сервилии, даёт добро на их брак с Аннием.

Тем временем, Виттелия, узнав о том, что император выбрал себе в жёны Сервилию, вновь проникается ненавистью к нему и просит Секста убить Тита. Вскоре после того, как Секст уходит, появляются Анний и Публий, которые сообщают Виттелии о том, что император желает видеть её своей женой. Виттелия в смятении.

Секст во главе мятежников приближается к императорскому дворцу, толпа поджигает его. Секст сообщает о том, что видел, как Тит погиб. Действие заканчивается общим хором, оплакивающим императора.

Действие второе

Вскоре выясняется, однако, что Тит жив, а вместо него смерть принял один из его приближённых, одевшийся в императорские одежды. Мятеж подавлен, и Секст хочет покончить с собой, однако Виттелия отнимает у него кинжал. Публий арестовывает Секста и отдаёт его под суд Сената. Сенат приговаривает его к смерти, но Тит решает поговорить с ним и выведать всю правду о мятеже. Секст берёт всю вину на себя, не желая выдавать Виттелию, и Тит, несмотря на внутренние порывы, подписывает смертный приговор.

МИЛОСЕРДИЕ ТИТА (La clemenza di Tito) - опера-сериа В. А. Моцарта в 2 д., итальянское либретто К. Маццола по тексту П. Метастазио. Премьера: Прага, 6 сентября 1791 г.

Композитор, который уже ощущал признаки смертельной болезни, создал оперу необыкновенно быстро: всего за 18 дней она была написана и разучена. Вследствие спешки речитативы-секко сочинены, по-видимому, Ф. Зюссмайром, учеником Моцарта. Возвращение к формам и образам оперы-сериа объясняется назначением спектакля (в связи с коронацией Леопольда II в качестве чешского короля). История императора Тита благодаря Метастазио, едва ли не самому прославленному либреттисту эпохи, сделалась чрезвычайно популярной. На этот сюжет и на данное либретто написано свыше 40 опер. Среди них произведения К. В. Глюка (1752), Н. Йоммелли, И. Наумана, Дж. Николини, Дж. Сарти, И. Хольцбауэра и др. По сравнению с текстом, который использовали все названные композиторы, либретто оперы Моцарта несколько расширено за счет введения ансамблей.

Император Тит Флавий Веспасиан вступил на римский престол (69 г.). Честолюбивая Вителлия хочет стать его женой, но он любит Сервилию, сестру своего друга Секста. Оскорбленная Вителлия организует заговор, одним из участников которого становится влюбленный в нее Секст. Сервилия отвергает любовь Тита, и великодушный император отказывается от ее руки ради Вителлин. Теперь, когда ее честолюбивые мечты готовы осуществиться, Вителлия хочет помешать заговорщикам, но поздно: они подожгли Капитолий. Однако Титу удается спастись. Секст хочет открыть ему всю правду, умолчав только о Вителлин. Секст осужден на казнь. Вителлия умоляет императора проявить великодушие, признаваясь, что это она была виновницей заговора. Тит прощает всех. Либретто, прославляющее доброту и мудрость государя, пользовалось большой популярностью во времена «просвещенного абсолютизма». В образе благородного и добродетельного Тита охотно узнавали себя короли и императоры XVIII в.; оперы на это либретто ставились в дни государственных торжеств. Моцарт с большим мастерством раскрыл драматический образ Вителлин. Ее демоническое честолюбие, стремление к власти, страх перед открытием заговора переданы в музыке глубоко и правдиво. Именно Вителлия и Секст, а не Тит оказываются главными героями.

В России опера была впервые представлена в 1809 г. в Петербурге силами немецкой труппы, на русской сцене - 12 апреля 1817 г. в петербургском Большом театре (с участием Е. Сандуновой и В. Самойлова). В 1826 г., в канун казни декабристов, должно было состояться возобновление спектакля, однако Николай I не пожелал последовать примеру Тита: он казнил декабристов и запретил исполнение оперы. В последние десятилетия примечательны постановки в Лондоне (1982), Милане (1986) и Зальцбурге (1992).