Молитва святая аполлинария. Аполлина́рия

Преподобная Аполлинария была дочерью Анфемия, бывшего правителя Греческой империи во время малолетства Феодосия Младшего (408-450). Отказавшись от брака, она выпросила у своих благочестивых родителей разрешение поклониться святым местам Востока. Прибыв из Иерусалима в Александрию, она тайно от слуг переоделась в одежду инока и скрылась в одно болотистое место, где несколько лет подвизалась в строгом посте и молитвах. По откровению свыше, она направилась в скит к , назвав себя иноком Дорофеем. Преподобный Макарий принял ее в число своей братии, и там она вскоре прославилась своей подвижнической жизнью.

У родителей Аполлинарии была другая дочь, страдавшая беснованием. Они отпустили ее в скит к преподобному Макарию, который привел больную к иноку Дорофею (блаженной Аполлинарии), по молитве которого девица получила исцеление. По возвращении домой девица вновь подверглась насилию диавола, который дал ей вид женщины, носящей во чреве. Этот случай привел в сильный гнев родителей ее, которые послали в скит воинов и требовали выдать виновника оскорбления дочери.

Святая Аполлинария взяла на себя вину и пошла с посланными в дом своих родителей. Там она открыла родителям свою тайну, исцелила сестру, возвратилась в скит, где в скором времени мирно скончалась в 470 году. Только после смерти инока Дорофея открылось, что это была женщина. Тело святой было погребено в пещере, в церкви обители святого Макария Египетского.

Иконописный подлинник

Детская православная хрестоматия

Во время малолетства византийского императора Феодосия Младшего опекунство над ним и временное управление всей Восточной империей было вручено одному из важнейших сановников империи, проконсулу Анфемию – мужу мудрому и благочестивому. У Анфемия, который всеми почитался как царь, было две дочери. Младшая с детских лет страдала беснованием, а старшая, преподобная Аполлинария, много времени проводила в святых церквах и молитвах. Достигнув совершеннолетия, Аполлинария отказывалась выйти замуж и просила у родителей разрешения поклониться святым местам Востока.
Уже во Святой земле, посетив дорогие для каждого христианина места, где жил и страдал Господь Иисус Христос, царская дочь стала отпускать сопровождавших ее рабов. Прибыв же из Иерусалима в столицу Египта Александрию, она тайно от слуг переоделась в одежду инока и скрылась в одно болотистое место, где несколько лет подвизалась в строгом посте и молитвах.
По откровению свыше, она пришла в скит к Макарию Египетскому, назвавшись иноком Дорофеем.
Макарий, который провел в мертвой пустыне шестьдесят лет, принял Аполлинарию в число своей братии. Бог не открыл чудотворцу ее тайны ради того, чтобы впоследствии все получили от того большую пользу. В скиту она вскоре прославилась своей подвижнической жизнью. Случилось так, что родители Аполлинарии отпустили свою беснующуюся дочь для исцеления к преподобному Макарию, который привел больную к иноку Дорофею (святой Аполлинарии). И по молитве неузнанной великой подвижницы девица получила исцеление. Но когда она через несколько месяцев вернулась домой, то все увидели у нее большой живот, будто девица ждет ребенка. Это была диавольская проделка. Анфемий с супругой, разгневавшись, послали в скит воинов с требованием выдать виновника оскорбления дочери. Когда святая Аполлинария была доставлена в дом родителей, то открылась им и исцелила сестру. Радость встречи с пропавшей дочерью сменилась печалью: Аполлинария возвратилась в скит, где вскоре мирно скончалась в 470 году. Только тогда открылось, что инок Дорофей был женщиной, подвизавшейся наравне с мужчинами.

Святитель Филипп, митрополит Московский

Дни памяти 22 января и 16 июля
Святитель Филипп происходил из семьи бояр Колычевых. Во главе управления Московским государством в те времена стояла Боярская Дума – совет знатных и родовитых людей, близких к царю по заслугам и родству.
За боярами Колычевыми в Думе было не последнее слово. Великий князь Московский Василий III, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора. Но даже искренняя привязанность к нему юного царевича Иоанна, которая предвещала блестящее будущее, не удержала Федора в миру. С ранних лет полюбил он божественные книги, был кроток, придворной жизни не любил, и до 30-летнего возраста не искал себе жены. Однажды войдя в церковь, услышал он слова Христа Спасителя о том, что никто не может служить двум господам. В сказанном узнал молодой человек свое призвание к монашеству. Тайно от всех Федор, надев простую одежду, оставил Москву и ушел в далекую Соловецкую обитель на Белом море.

Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет испытания игумен постриг Федора, дав монашеское имя Филипп. Под руководством опытных старцев инок Филипп возрос духовно и через несколько лет, по общему желанию братии, стал соловецким игуменом.
В этом сане святитель Филипп много потрудился для улучшения духовной и материальной жизни северной обители. На Соловках он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги, воздвиг два величественных собора – Успенский и Преображенский, устроил больницу и скиты для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место. Братию приучил он к трудолюбивой жизни без праздности. Но в Москве о соловецком отшельнике вспомнил воцарившийся Иоанн Грозный, который надеялся в друге своего отрочества найти верного сподвижника, духовника и советника. Со слезами отказывался игумен Филипп принять митрополичий сан, но царь был непреклонен. Тогда святой согласился стать митрополитом, желая уменьшить ужасы введенной Грозным опричнины. Но казни, пытки и прочие злодеяния, вредившие и людям, и государству Российскому, продолжались. Митрополит Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его. Убеждения не помогали, и весной 1568 года на богослужении в Успенском соборе святитель Филипп отказался благословить Ивана Грозного и стал открыто порицать беззакония. Нашлись клеветники с ложными обвинениями против святителя.
И уже через полгода по решению струсившей Боярской думы святитель был арестован. Во время службы в Успенский собор ворвались опричники в черных одеяниях, сорвали с митрополита церковные облачения и своими метлами вытолкали из храма, посадили на простые дровни и увезли в московский Богоявленский монастырь. В то же время царь казнил многих родственников Филиппа. Голову особенно любимого митрополитом племянника Грозный послал ему в его келью. Потом по указу царя к нему пустили голодного медведя, но зверь не тронул святителя. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители и рассказывал о нем чудеса. Тогда царь велел перевести опального митрополита в Тверской Отрочь монастырь, где через год он погиб от руки Малюты Скуратова – главный опричник задушил его подушкой.
Спустя двадцать лет монахи Соловецкой обители испросили позволения нетленные мощи своего бывшего игумена перенести в свой монастырь. Впоследствии мощи святителя Филиппа были перенесены в Москву и поставлены в Успенском соборе Кремля на том месте, где опричники схватили митрополита-мученика.

Святая Татиана родилась в знатной римской семье. Ее отец, тайный христианин, трижды избирался консулом и воспитал дочь в преданности Богу. Став взрослой, Татиана отказалась от супружеской жизни. Ее поставили в диаконисы в одном из римских храмов, и отныне всю свою жизнь она посвятила молитве и милосердию: ухаживала за больными, посещала темницы, помогала бедным.
При императоре Александре Севере снова начались гонения на христиан, кровь новых мучеников полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась – и затряслась земля, идола разнесло на куски, часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела все мужественно, молясь за своих мучителей. И открылось им, что четыре ангела окружили святую и отводили от нее удары. Восемь мучителей уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, умоляя простить их. За исповедание себя христианами они были казнены.
Когда стали бритвами резать тело святой, из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли. Святую бросили в темницу, всю ночь она воспевала хвалы Господу, и явившиеся ангелы исцелили раны. На новый суд она явилась здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Тогда святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее голодного льва, но зверь стал кротко лизать ее ноги. Язычники остригли ей волосы, думая, что в них – ее волшебная сила, и заперли в храме Зевса. Но когда через три дня пришли жрецы, готовясь принести жертвы, увидели разбитого идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую имя Господа Иисуса Христа. Все пытки были истощены, и мужественная страдалица была (в 226 году) усечена мечом месте со своим отцом, открывшим ей истины христианской веры.

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Святая Нина родилась в Капподакии и была единственной дочерью знатных и благочестивых родителей. В двенадцатилетнем возрасте Нина вместе с родителями пришла в город Иерусалим, чтобы поклониться святыням. Потрясение от встречи со Святой Землей было настолько сильным, что ее горячо верующий отец решил стать монахом, а мать осталась прислуживать при храме Гроба Господня. Нину отдали на воспитание благочестивой старице Нианфоре.
Сердце святой отроковицы пылало любовью ко Христу, претерпевшему для спасения людей крестные страдания и смерть. Читая Евангельское повествование о том, как воины, распявшие Христа, делили Его одежду и одному из них достался хитон, который соткала Сама Пресвятая Богородица, Нина подумала: не может на земле пропасть такая святыня. От наставницы она узнала, что хитон Господа был отнесен в Иверийскую страну (ныне Грузия) в город Мцхет. Нина стала горячо молиться Пресвятой Богородице, чтобы увидеть ту страну и найти хитон Господень. И вот Матерь Божия явилась Нине во сне и повелела идти в языческую страну Иверийскую с проповедью Христова учения и вручила Нине крест, сплетенный из виноградной лозы. Преодолев все трудности неизвестного пути, в Иверии святая Нина нашла пристанище в семье царского садовника. У супругов не было детей, и Нина вымолила им чадо. Вскоре она так прославилась своими чудесами, что многие стали обращаться к ней за помощью. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла язычников и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе. Она обратила ко Христу и самого царя Мариана.
Святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм.
Ее трудами вера Христова утвердилась и распространилась не только в самой Грузии, но и в прилегающих к ней горных районах. После 35 лет апостольских подвигов святая Нина мирно отошла ко Господу в 335 году.

Пре-по-доб-ная Апол-ли-на-рия бы-ла до-че-рью Ан-фе-мия, быв-ше-го пра-ви-те-ля Гре-че-ской им-пе-рии во вре-мя ма-ло-лет-ства Фе-о-до-сия Млад-ше-го (408-450). От-ка-зав-шись от бра-ка, она вы-про-си-ла у сво-их бла-го-че-сти-вых ро-ди-те-лей раз-ре-ше-ние по-кло-нить-ся свя-тым ме-стам Во-сто-ка. При-быв из Иеру-са-ли-ма в Алек-сан-дрию, она тай-но от слуг пе-ре-оде-лась в одеж-ду ино-ка и скры-лась в од-но бо-ло-ти-стое ме-сто, где несколь-ко лет под-ви-за-лась в стро-гом по-сте и мо-лит-вах. По от-кро-ве-нию свы-ше она на-пра-ви-лась в скит к свя-то-му , на-звав се-бя ино-ком До-ро-фе-ем. Пре-по-доб-ный Ма-ка-рий при-нял ее в чис-ло сво-ей бра-тии, и там она вско-ре про-сла-ви-лась сво-ей по-движ-ни-че-ской жиз-нью. У ро-ди-те-лей Апол-ли-на-рии бы-ла дру-гая дочь, стра-дав-шая бес-но-ва-ни-ем. Они от-пу-сти-ли ее в скит к пре-по-доб-но-му Ма-ка-рию, ко-то-рый при-вел боль-ную к ино-ку До-ро-фею (бла-жен-ной Апол-ли-на-рии), по мо-лит-ве ко-то-ро-го де-ви-ца по-лу-чи-ла ис-це-ле-ние. По воз-вра-ще-нии до-мой де-ви-ца вновь под-верг-лась на-си-лию диа-во-ла, ко-то-рый дал ей вид жен-щи-ны, но-ся-щей во чре-ве. Этот слу-чай при-вел в силь-ный гнев ро-ди-те-лей ее, ко-то-рые по-сла-ли в скит во-и-нов и тре-бо-ва-ли вы-дать ви-нов-ни-ка оскорб-ле-ния до-че-ри.

Свя-тая Апол-ли-на-рия взя-ла на се-бя ви-ну и по-шла с по-слан-ны-ми в дом сво-их ро-ди-те-лей. Там она от-кры-ла ро-ди-те-лям свою тай-ну, ис-це-ли-ла сест-ру, воз-вра-ти-лась в скит, где в ско-ром вре-ме-ни мир-но скон-ча-лась в 470 го-ду. Толь-ко по-сле смер-ти ино-ка До-ро-фея от-кры-лось, что это бы-ла жен-щи-на. Те-ло свя-той бы-ло по-гре-бе-но в пе-ще-ре, в церк-ви оби-те-ли свя-то-го Ма-ка-рия Еги-пет-ско-го.

По смерти греческого царя Аркадия 1 , сын его Феодосий 2 остался малым, восьмилетним отроком и не мог управлять царством; поэтому брат Аркадия, римский император Гонорий 3 вручил попечительство над юным царем и управление всем греческим царством одному из важнейших сановников, анфипату 4 по имени Анфемию 5 , мужу мудрому и весьма благочестивому. Этот анфипат до тех пор, пока Феодосий вырос, всеми в то время почитался как царь, почему и святой Симеон Метафраст, начиная писать сие житие, говорит: "в царствование благочестивого царя Анфемия", - и во всей этой истории называет его царем. У сего Анфемия было две дочери, из коих одна, младшая, с самых детских лет имела в себе нечистого духа, а старшая от юности проводила время в святых церквах и молитвах. Имя сей последней было Аполлинария. Когда она достигла совершеннолетия, родители ее стали помышлять о том, как бы выдать ее замуж, но она отказывалась от этого и говорила им:

Я хочу уйти в монастырь, слушать там Божественное писание и видеть чин монастырской жизни.

Родители говорили ей:

Мы хотим выдать тебя замуж.

Она же отвечала им:

Не хочу идти замуж, но надеюсь, что Бог и меня сохранит в страхе пред Ним чистою, как Он соблюдает в непорочности Своих святых дев!

Родителям ее казалось весьма удивительным, что она говорила так, будучи еще столь юною, и что до такой степени она была объята любовью к Божественному. Но Аполлинария снова стала умолять своих родителей, чтобы они привели к ней какую-нибудь инокиню, которая бы научила ее псалтири и чтению святых писаний. Анфемий же не мало скорбел о ее намерении, потому что ему хотелось выдать ее замуж. Когда же девица не изменила своего желания и отказалась от всяких подарков, которые предлагались ей искавшими ее руки знатными юношами, родители сказали ей:

Чего же ты хочешь, дочь?

Она отвечала им:

Прошу вас отдайте меня Богу - и вы получите награду за мое девство!

Видя, что намерение ее непоколебимо, крепко и благочестиво, они сказали:

Да будет воля Господня!

И привели к ней опытную инокиню, которая научила ее читать божественные книги. После сего она сказала родителям:

Прошу вас отпустите меня в путешествие, чтобы я могла увидеть святые места в Иерусалим. Там я помолюсь и поклонюсь честному Кресту и Святому Воскресенью Христову!

Они не хотели отпустить ее, потому что она была для них в доме единственной утехою, и они сильно любили ее, так как другая ее сестра была одержима бесом. Аполлинария же в течение долгого времени умоляла родителей своими просьбами, и вот они, против желания своего, согласились, наконец, отпустить ее, Они дали ей многих рабов и рабынь, немало золота и серебра и сказали:

Возьми это, дочь, и ступай, исполни обет свой, ибо Бог хочет, чтобы ты была его рабою!

Посадив ее на корабль, они простились с нею и сказали:

Помяни и нас дочь, в молитвах на святых местах!

Она же сказала им:

Как вы исполняете желание моего сердца, так пусть и Бог исполнит ваши прошения и избавит вас в день скорби!

Итак, разлучившись с родителями, она отправилась в плавание. Достигнув Аскалона 6 , она пробыла тут несколько дней из-за волнения морского и обошла там все церкви и монастыри, молясь и подавая милостыню нуждающимся. Здесь же нашла она себе спутников для путешествия в Иерусалим и, придя во святой город поклонилась Воскресению Господнему и Честному Кресту, совершая усердную молитву за родителей своих. В эти дни своего богомолья Аполлинарии посещала и женские монастыри, жертвуя большие суммы на нужды их. В то же время она стала отпускать на свободу излишних рабов и рабынь, причем давала им щедрою рукою награду за их службу и поручала себя их молитвам. Чрез несколько дней, по окончании своих молитв на святых местах Аполлинария, посетив Иордан, сказала оставшимся с нею:

Братия мои, я хочу освободить и вас, но сначала отправимся в Александрию и поклонимся святому Мине 7 .

Они же сказали:

Пусть будет так, как ты, госпожа, повелеваешь!

Когда они приближались к Александрии, о ее прибытий узнал проконсул 8 и послал почетных людей, встретить ее и приветствовать ее, как дочь царскую. Она же, не желая приготовленных ей почестей, ночью вошла в город и, сама, явившись в дом проконсула, приветствовала его и его супругу. Проконсул же с супругой упали ей в ноги, говоря:

Зачем ты так поступила, госпожа? мы послали приветствовать тебя, а ты, наша госпожа, пришла к нам сама с поклоном.

Блаженная Аполлинария сказала им:

Хотите ли вы сделать мне приятное?

Они же отвечали:

Конечно, госпожа!

Тогда святая сказала им:

Отпустите же меня немедленно, не докучайте мне почестями, ибо я хочу идти и помолиться святому мученику Мине.

И они, почтив ее драгоценными дарами, отпустили. Блаженная же раздала те дары нищим. После того она в течение нескольких дней оставалась в Александрии, обходя церкви и монастыри. При этом она нашла в том доме, где имела пребывание, одну старицу, которой Аполлинария подала щедрую милостыню и упросила тайно купить ей мантию, параманде 9 , клобук и кожаный пояс, и все мужские одежды иноческого чина. Старица же, согласившись, купила все это и, принеся к блаженной, сказала:

Да поможет тебе Бог мать моя!

Получив монашеские одежды, Аполлинария сокрыла их у себя, чтобы про то не узнали ее спутники. Потом она отпустила оставшихся при ней рабов и рабынь, кроме двоих - одного старого раба и другого евнуха, и, севши, на корабль, отплыла в Лимне. Оттуда наняла она четырех животных и отправилась к гробу святого мученика Мины. Поклонившись мощам святого и совершив свои молитвы, Аполлинария в закрытой колеснице поехала в скит поклониться жившим там святым отцам. Был вечер, когда она отправилась в путь, и она велела евнуху находиться позади колесницы, а раб находившийся впереди, правил животными. Блаженная, же сидя в закрытой колеснице и имея с собою иноческие одежды, совершала тайную молитву, испрашивая у Господа помощи в предпринятом ею деле. Наступила темнота и приближалась полночь; приблизилась и колесница к одному болоту, находившемуся при источнике, который после стал называться источником Аполлинарии. Откинув покрывало колесницы, блаженная Аполлинария увидала, что оба ее служителя, евнух и возница, задремали. Тогда она сняла с себя мирские одежды и облеклась в иноческое мужское одеяние, обращаясь при сем к Богу с такими словами:

Ты, Господи, дал мне начаток сего образа, сподоби же меня до конца понести его, по Твоей Святой воли!

Потом осенив себя крестным знамением она тихо сошла с колесницы, между тем как слуги ее спали, и, войдя в болото, скрывалась здесь До тех пор пока колесница не уехала дальше. Святая поселилась в той пустыне при болоте и жила одна пред лицом Единого Бога, Которого она возлюбила. Бог же, видя ее сердечное к Нему влечение, покрывал ее Своею десницею, помогая ей в борьбе с невидимыми врагами, и подавая ей телесное пропитание в виде плодов с финикового дерева.

Когда же колесница, с коей тайно сошла святая, двинулась дальше, слуги, евнух и старец проснулись при свете наступавшего дня, заметив, что колесница пуста, очень испугались; они видели только одежды своей госпожи, а ее самой не находили. Они удивлялись, не зная, когда сошла она, куда отправилась и с какою целью, сняв притом с себя все одежды. Долго они искали ее, звали ее громким голосом но, не найдя, решили возвратиться назад, не зная, что другое им сделать. Итак, вернувшись в Александрию, они объявили обо всем проконсулу Александрийскому, а тот чрезвычайно удивленный сделанным ему донесением тотчас обо всем с подробностями написал анфипату Анфемию, отцу Аполлинарии и отослал ему с евнухом и старцем оставшиеся в колеснице ее одежды. Анфемий, почитав письмо проконсула, вместе с супругою своею, матерью Аполлинарии, долго и неутешно рыдали вместе, рассматривая одежды любимой своей дочери, а с ними плакали и все вельможи. Потом Анфемий молитвенно воскликнул:

Боже! Ты избрал ее, Ты и утверди ее в страхе Твоем!

Когда вслед за этим все снова зарыдали, то некоторые из вельмож стали утешать царя такими словами:

Вот истинная дочь добродетельного отца, вот истинная отрасль благочестивого царя! В этом государь, получила свидетельство пред всеми твоя добродетель, за которую Бог благословил тебя такою дочерью!

Говоря это и многое другое, они несколько успокаивали горькую скорбь царя. И все молились Богу за Аполлинарию, чтобы Он укрепил ее в таком житии, ибо поняли, что она ушла на трудное пустынническое житие, как это и случилось на самом деле.

Святая же дева несколько лет прожила на том месте, где она сошла с колесницы, пребывая в пустыне около болота, из которого поднимались целые облака язвительных комаров. Там вела она борьбу с дьяволом и с телом своим, которое было прежде нежно; как тело девицы, выросшей в царской роскоши, а потом стало похожим как бы на броню черепахи, ибо она иссушала его трудами, постом и бдением и отдавала на съедение комарам, а кроме того, ее опалял и зной солнца. Когда же Господь восхотел, чтобы она нашла себе приют среди святых отцов пустынников, и чтобы о ней увидали люди, для своей пользы, то вывел ее из того болота. Ей явился во сне ангел и повелел идти в скит и именоваться Дорофеем. И она вышла из своего местопребывания, имея такую наружность, что никто не мог бы сказать, наверное, мужчина ли пред ним или женщина. Когда она однажды рано утром шла по пустыне, ее встретил святой пустынник Макарий и сказал ей:

Благослови, отче!

Она же испрашивала у него благословения, и потом, благословив друг друга, они пошли вместе к скиту. На вопрос святой:

Кто ты, отче?

Он отвечал:

Я - Макарий.

Тогда она сказала ему:

Будь добр отче, позволь мне остаться с братией твоею!

Старец приведя ее в скит отвел ей келью, не зная о том, что она женщина, и считая ее скопцом. Бог не открыл ему этой тайны, для того чтобы впоследствии все получили от того большую пользу и для славы Своего святого имени. На вопрос же Макария: как ее зовут? она отвечала:

Имя мое - Дорофей. Слыша о пребывающих здесь святых отцах, я пришел сюда пожить с ними, если только окажусь этого достойным.

Старец спросил ее тогда:

Что ты можешь делать, брат?

И Дорофей отвечал, что он согласен делать то, что ему будет повелено. Тогда старец указал ей делать цыновки из тростника. И святая дева стала жить, как муж, в особой кельи, посреди мужей, как живут пустынные отцы: Бог не давал никому проникнуть в тайну ее. Дни и ночи проводила она, в непрестанной молитве и занятии рукодельем. С течением времени она стала выделяться среди отцов строгостью своей жизни; сверх того, ей дана была от Бога благодать исцеления недугов и имя Дорофея было у всех на устах, ибо все любили сего мнимого Дорофея и почитали его великим отцом.

Прошло довольно времени, и злой дух которым была одержима младшая дочь царя Анфемия, сестра Аполлинарии, стал сильнее мучить ее и кричал:

Если вы не отведете меня в пустыню, то я не оставлю ее.

К этой хитрости дьявол прибег, для того, чтобы обнаружилось, что Аполлинария живет среди мужчин и чтобы изгнать ее из скита. А так, как Бог не допускал дьяволу говорить что-нибудь об Аполлинарии, то он мучил ее сестру, чтобы ее отправили в пустыню. Вельможи советовали царю послать ее к святым отцам в скит, чтобы те помолились о ней. Царь так и сделал, послав к пустынным отцам свою бесноватую с множеством слуг.

Когда все прибыли в скит, на встречу им вышел святой Макарий и спросил их:

Зачем, чада, вы пришли сюда?

Они же сказали:

Благочестивый государь наш Анфемий прислал свою дочь, чтобы вы, помолившись Богу, исцелили ее от болезни.

Старец, приняв ее из рук царского сановника, отвел ее к авве Дорофею, или иначе к Аполлинарии, и сказал:

Вот это царская дочь, которая нуждается в молитвах здесь живущих отцов и в твоей молитве. Помолись о ней и исцели ее, так как тебе от Господа дарована сия способность исцеления.

Аполлинария же, услышав это, стала плакать и говорила:

Кто такое я, грешный, что вы приписываете мне власть изгонять бесов?

И, склонившись на колена, умоляла старца такими словами:

Оставь меня, отец плакать о многочисленных грехах моих; я немощен, и не в силах сделать что-либо в таком деле.

Но Макарий сказал ей:

Разве другие отцы не творят знамений силою Божьей? И тебе также предоставлено это дело.

Тогда Аполлинария сказала:

Да будет воля Господня!

И, умилосердившись над бесноватой, взяла ее в свою келью. Узнав в ней свою сестру, преподобная со слезами радости обняла ее и сказала:

Хорошо, что ты пришла сюда, сестра!

Бог же запретил бесу объявлять об Аполлинарии, которая продолжала скрывать свой пол под видом и именем мужчины, и святая боролась с дьяволом молитвою. Однажды, когда дьявол стал особенно сильно мучить девицу, блаженная Аполлинария, воздев руки к Богу, со слезами молилась о сестре своей. Тогда дьявол, не будучи в состоянии противиться силе молитвы, громко закричал:

Беда мне! меня гонят отсюда, и я удаляюсь!

И, повергши девицу на землю, вышел из нее. Святая же Аполлинария, взявши с собою выздоровевшую сестру свою, привела ее в церковь, и, припадав к ногам святых отцов, говорила:

Простите мне, грешному! Я много грешу, живя посреди вас.

Они же, призвав посланных от царя, отдали им исцеленную царскую дочь и отпустили ее с молитвами и благословением к царю. Родители весьма обрадовались, когда увидели свою дочь здоровою, и все вельможи обрадовались счастью царя своего и прославляли Бога за столь великую его милость, ибо видели, что девица стала здорова, прекрасна лицом и тиха. Святая же Аполлинария еще более смиряла себя среди отцов, принимая на себя все новые и новые подвиги.

Потом дьявол снова прибег к хитрости, чтобы огорчить царя и обесчестить его дом, а также обесславить и причинить зло мнимому Дорофею. Он снова вошел в царскую дочь, но не мучил ее как прежде, а дал ей вид зачавшей женщины. Увидев ее в таком положении, родители ее чрезвычайно смутились и стали допрашивать ее, с кем она согрешила, Девица же, будучи чиста телом и душою, отвечала, что она сама не знает, как это с нею случилось. Когда родители побоями стали принуждать ее к тому, чтобы она сказала, с кем пала, дьявол сказал ее устами:

Тот черноризец в кельи, у которого я жила в скиту, виновен в моем падении.

Царь пришел в сильное раздражение и повелел разрушить тот скит. Царские воеводы пришли с воинами в скит и с гневом требовали выдать им черноризца, оскорбившего так жестоко царскую дочь, а в случае противления угрожали истребить всех скитников. Услышав это, все отцы пришли в чрезвычайное смятение, но блаженный Дорофей, выйдя к слугам царским, сказал:

Я тот, кого вы ищете; возьмите меня одного, как виновного, а прочих отцов как невинных оставьте в покое.

Отцы, услышав это, огорчились и говорили Дорофею: "и мы пойдем с тобою!" - потому что они не считали его виновным том грехе! Но блаженный Дорофей говорил им:

Господа мои! вы только молитесь обо мне, я же надеюсь на Бога и на ваши молитвы, и думаю, что скоро благополучно вернусь к вам.

Тогда они повели его всем собором в церковь и, сотворив о нем молитву и поручив его Богу, отдали его посланным от Анфемия; авва Макарий и другие отцы были однако же уверены в том, что Дорофей ни в чем неповинен. Когда Дорофея привели к Анфемию, он упал к его ногам и сказал:

Умоляю тебя, благочестивый государь, терпеливо и в молчании выслушать то, что я скажу о твоей дочери; но я скажу вам все только наедине. Девица же чиста и не потерпела никакого насилия.

Когда же святая вознамерилась уйти в свое местопребывание, родители стали молить ее о том, чтобы она осталась у них. Но они не могли упросить ее, а притом и не хотели нарушить царское свое слово, данное ей, что отпустят ее на место ее жительства, ранее открытия тайны ее. Итак, они, против собственного желания, отпускали свою любимую дочь, плача и рыдая, но в то же время радуясь в душе такой добродетельной дочери, которая предала себя на служение Богу. Блаженная же Аполлинария просила своих родителей молиться о ней, и они сказали ей:

Бог, Которому ты уневестила себя, да довершит тебя в страхе и любви к Нему и да покроет тебя Своего милостью; а ты, возлюбленная дочерь, поминай нас в своих святых молитвах.

Ей хотели дать много золота, чтобы она отнесла его в скит на нужды святых отцов, но она не захотела взять его.

Отцы мои, - говорила она, - не имеют нужды в богатствах сего мира; мы заботимся только о том, чтобы не лишиться благ небесных.

Итак, сотворив молитву и долго проплакав, обнимая и лобзая свою любимую дочь, царь и царица отпустили ее на место ее жительства. Блаженная же радовалась и веселилась о Господе.

Когда же она пришла в скит, отцы и братия возрадовались тому, что брат их Дорофей, вернулся к ним невредим и здрав, и устроили в тот день празднество, в благодарение Господу. Никто так и не узнал, что приключилось с нею у царя, а равно осталось в безвестности и то, что Дорофей женщина. И жила святая Аполлинария, этот мнимый Дорофей, среди братии, как и прежде, пребывая в своей кельи. Чрез некоторое время, провидя свое отшествие к Богу, она сказала авве Макарию:

Сделай мне милость, отче: когда мне наступит время отойти в иную жизнь, то пусть братия не омывают и не опрастывают моего тела.

Старец, же сказал:

Как же это возможно?

Когда она преставилась к Господу 10 , братии пришли омыть ее и, увидев, что пред ними женщина, громогласно восклицали:

Слава Тебе, Христе Боже, имеющий много сокровенных святых у Себя!

Святой же Макарий удивлялся тому, что ему не была открыта эта тайна. Но в сонном видении он увидел одного человека, который говорил ему:

Не скорби о том, что от тебя была сокрыта эта тайна и тебе подобает быть увенчанным со святыми отцами, жившими в древние времена.

Явившийся сказал при сем о происхождений и жизни блаженной Аполлинарии и назвал ее имя. Воспрянув от сна, старец созвал братию и рассказал им о том, что видел и все дивились и славили Бога, дивного во святых Своих. Украсив тело святой, братия с почетом погребли его на восточной стороне храма, в гробнице святого Макария. От святых мощей сих совершались многие исцеления, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки, аминь.

________________________________________________________________________ 1 Аркадий, по разделе Римской империи отцом его Феодосием I Великим, царствовал в Восточной Римской империи, или в Византии с 395 - 408 г. 2 Феодосий II-й - сын Аркадия, названный Младшим, в отличие от деда своего Феодосия I Великого; царствовал в Византии с 408-450 г. 3 Гонорий - другой сын Феодосия Великого - получил, при разделе империи, Запад и царствовал с 395-423 г. 4 Анфипат или проконсул (греч. сановник в Византийской империи, занимавший государственную должность правителя отдельной области или провинции. 5 Анфемий - отец Аполлинарии - был проконсулом или анфипатом с 405 г. И пользовался влиянием при дворе, так что по смерти императора Аркадия в 408 г. Брат его Гонорий, император Западной империи, назначил сего Анфемия опекуном к 8-ми летнему сыну Аркадия Феодосию и доверил ему временное правление всей Восточной империей. Поэтому Анфемий в житии называется царем. О нем упоминает блаженный Феодорит, и сохранилось письмо к нему св. Иоанна Златоуста. 6 Аскалон - один из пяти главных филистимских городов в Палестине на берегу Средиземного моря, между Газою и Азотом. Назначенный в уделе колену Иудину и завоеванный им, он, однако, после был независим и, подобно другим филистимским городам был во вражде с Израилем. 7 Здесь разумеется св. великомученик Мина, память коего празднуется 11-го ноября. Мученическая кончина святого Мины последовала в 304 г. и останки его верующими были перенесены в Александрию, где на месте погребения их был воздвигнут Храм; сюда то и стекались многочисленные поклонники, так как по молитвам святого совершалось здесь множество чудес. 8 Проконсул - правитель области. 9 Параманда, иначе называемый аналав, - это принадлежность монашеского одеяния. В древности параманда состояла из двух ремней, надеваемых поверх хитона или рубахи крестообразно на плечи, в знамение поднятия на рамена крестного ига Христова. Иначе параманда устроялся из двойных шерстяных перевязей, спускавшихся с шеи и обнимавших крестообразно плечи под мышками и затем препоясывавших нижнюю одежду. Впоследствии к этим ремням и перевязям стали прикреплять небольшой льняной плат на груди с изображением страданий Христовых, опоясываясь концами ремней или перевязей его крестообразно, на подобие дьяконского ораря. Некоторые из иноков надевали параманду поверх одежды монашеской, иные не только сверх хитона, или рубахи, как носят и теперь, В настоящее же время поверх одежды носят удлиненный параманд или аналав только схимники. 10 Около 470 года. По месяцам: Январь Февраль Март Апрель

События из жития святой преподобной Аполлинарии Египетской

Когда правивший на рубеже IV–V веков греческий царь Аркадий ушел из жизни, у него остался сын Феодосий, который по возрасту еще не мог править. Брат усопшего правителя, римский император Гонорий, определил мальчика на воспитание временному управителю Элладой, доверенному и высокому сановнику Анфемию, славному мудростью и христианским благочестием.

Добродетельные качества Анфемия были столь безусловны и высоко ценимы всеми, что святой Симеон Метафраста в описании жития Аполлинарии всюду называет его «царем Анфимием». У Анфимия было две дочери, старшая и младшая, но обе девочки были прямой противоположностью друг другу. Старшая – красавица Аполлинария – росла образцом христианского благочестия, все свободное время проводила в храме, в молитвах. Младшая – имени ее не сохранилось – была одержима, как пишет святой, «имела в себе нечистого духа».

По достижении Аполлинарией совершеннолетия ее руки стали просить многие достойные юноши, но девушка всячески просила родителей освободить ее от этой участи и позволить удалиться в монастырь для изучения Божественного Писания, следуя всем трудам и лишениям монашеской жизни. На все уговоры отца и матери она лишь отвечала, что желает по примеру святых дев сохранить для Господа свою непорочность. Огорченные, они понимали, что вследствие душевной болезни младшей дочери, что было серьезным препятствием к ее браку, они могут остаться без наследников.

С удивительным для ее юности упорством святая Аполлинария слезно просила родных о том, чтобы они позволили ей под присмотром какой-нибудь инокини научиться чтению Псалтири, писаний. Все подарки женихов, соблазны, посулы она отвергала, твердо стоя на своем желании посвятить свою невинную жизнь Богу, при этом говорила, что они за эту их жертву будут иметь от Бога особую награду.

Дочь оставалась непреклонна, и, видя это, Анфемий уступил дочерним мольбам – к Аполлинарии привели мудрую инокиню, которая стала обучать девушку всем премудрым книгам, содержащим духовные знания, в которых та так нуждалась. Когда обучение юной святой, в котором она быстро преуспевала, подошло к концу, она стала просить родителей отпустить ее в Иерусалим для поклонения святым местам – честному Кресту и месту Святого Христова Воскресения.

Это стремление девицы снова привело родителей к печали – расставание с дочерью, которая была их отрадой, было для них тяжкой утратой, будущее второй не сулило никаких надежд. Но упорство Аполлинарии было по-прежнему не сломимым. Горестно вздохнув, они снабдили ее золотом и серебром, дали в сопровождение целый отряд рабов и рабынь и со слезами благословили в паломнический путь, подозревая, что они могут никогда более не увидеть любимую дочь. На прощание отец с матерью попросили святую Аполлинарию помолиться о них в Земле обетованной, а та ответила, что за исполнение их желания после скорбей и им воздастся радостью.

В морском пути корабль достиг города Ашкелона, который существует доныне и располагается недалеко от Тель-Авива. На море была непогода, путникам пришлось задержаться. Святая Аполлинария воспользовалась перерывом в путешествии и обошла все монастыри и храмы города, где молилась и раздавала богатую милостыню из того сокровища, которое ей дали с собой родители. Далее по суше она дошла со спутниками до Иерусалима, поклонилась там святым местам, как того и желала. Тогда же она отпустила на свободу большую часть рабов и рабынь, снабдив их золотом и серебром за добрую службу с просьбой молиться за нее.
После того как она побывала на Иордане, святая Аполлинария собрала оставшихся рабов и сказала, что отпускает теперь и их, но, прежде чем они расстанутся, просила сопроводить ее в Александрию, чтобы поклониться святому великомученику Мине Котаунскому (Фригийскому), и те с радостью согласились. Они любили Аполлинарию, которая никогда не вела себя с ними как хозяйка и госпожа.

Проконсул Александрии как-то узнал заранее о ее прибытии и хотел было устроить ей встречу с царскими почестями, но святая, чтобы избежать пышной встречи, вошла в город ночью и сама пришла в дом проконсула с приветствием ему и его супруге. Проконсул с женой упали перед ней на колени и спросили, как же так получилось, что она избежала встречи с почтенными людьми, посланными ей навстречу, а пришла, чтобы им поклониться, как простая горожанка. Но святая попросила их не совершать в честь нее почестей и не препятствовать тем ее паломничеству к святому Мине. Проконсул поступил, как просила святая, но в ответ просил ее принять от них с супругой драгоценные дары. Святая приняла, но как только вышла от них, тут же раздала все подаренное ей неимущим, пожертвовала храмам и обителям.

На те немногие средства, что у нее остались, она попросила одну благочестивую пожилую женщину купить иноческую одежду, но не женскую, а мужскую. Одежду она спрятала, чтобы никто не узнал о ее особых планах, отпустила всех прочих рабов, с ней остались только двое слуг – старик и евнух. На корабле она прибыла к гробнице святого Мины, поклонилась его святым мощам, помолилась и, наняв закрытую колесницу, двинулась в скит, чтобы помолиться и там и поклониться подвизавшимся там святым старцам.

В скит она собралась ехать уже в ночь. Сидя в закрытой колеснице, она молилась, чтобы Господь дал ей возможность исполнить задуманное ею. К полуночи путники приблизились к болоту, которое возникло возле источника, названного позже источником Аполлинарии. Колесница остановилась, и вышедшая из нее Аполлинария увидела, что оба слуги задремали.

Она сняла с себя мирские девичьи одежды, переоделась и мужскую иноческую одежду с молитвой Богу, чтобы Он дал ей силы вынести тот иноческий труд, который она себе избрала для служения Ему. Святая перекрестилась, тихо отошла от колесницы и пошла в глубь болот, где скрывалась, пока колесница не уехала. Здесь она провела некоторое время, живя в молитве Богу, Которого она возлюбила более всего на свете. Он же, видя ее искреннюю любовь к Нему, привел ее к финиковому дереву, плодами с которого она и питалась все время своей отшельнической жизни.

А оба слуги, проснувшись поутру, обнаружили отсутствие молодой женщины, ее одежду, искали, звали ее, не решаясь заходить в болота далеко. Потом, поняв, что поиски бесполезны, они взяли одежду, оставленную Аполлинарией, и вернулись в Александрию. Проконсул был удивлен происшествием и тут же отослал подробное донесение ее семье. Анфемий, когда получил донесение, понял, что все их с супругой опасения, что свою любимую дочь они увидят нескоро, а скорее всего не увидят вообще, оправдались. Они оплакивали разлуку, взывая к Богу, чтобы Он утвердил их дитя в страхе Его, а многие из свиты Анфемия утешали его словами, что такая дочь – благословение родителям и свидетельство их добродетели и ее благочестивого воспитания ими. Всем было ясно, что она удалилась в пустынь для иноческой жизни.

Несколько лет святая прожила около болот, где водилась туча комаров, а от стоячей воды поднимались туманы и нездоровые испарения. Там она изживала все потребности ее изнеженной физической природы, преодолевая искушение оставить эту тяжелую, почти невозможную жизнь, но вера и любовь к Господу были сильнее плотской немощи. Ее тело девицы, выросшей в неге и роскоши, стало сухим и крепким, как броня, комариные укусы, зной и холод, пост и суточное молитвенное бдение закалили его и взрастили в ней огромную силу духа.

Настал момент, когда Господь, в молитвах к Которому она пребывала постоянно, через явившегося святой Аполлинарии ангела повелел ей выйти из своего отшельнического укрытия, идти в скит и остаться там с именем Дорофей.

На ней была мужская одежда, после перенесенных ею добровольных лишений уже невозможно было, глядя на нее, сказать точно, мужчина или женщина перед нами, и потому, когда она, идя по пустыне, встретила святого отшельника Макария, он попросил у нее благословения, обратившись к ней, как к мужчине.

Она попросила у него благословения в ответ и, благословив друг друга, они вместе отправились в скит.
Старец привел ее в скит, определил ей келью для проживания, не догадываясь, что перед ним женщина, и полагая, что это мужчина-скопец. По воле Божией тайна ее истинного положения и происхождения до поры до времени была скрыта, чтобы потом, когда все откроется, все увидели Его дела во всей святой славе Его. Она назвала старцу Макарию свое мужское имя – Дорофей, попросила разрешения остаться в скиту и выполнять любую работу. Старец дал ей послушание – плести тростниковые циновки.

Так святая Аполлинария стала жить как инок среди старцев, выполняя свою работу и непрестанно вознося молитвы Богу. Строгость ее жизни выделила ее среди прочих, со временем Господь даровал ей способность исцелять от различных недугов, и все полюбили этого строгого и благочестивого инока, так и не видя, что это – удивительная святая женщина.

Шло время, а в семье Анфемия состояние младшей дочери все ухудшалось. Нечистый дух, что жил в ней, требовал через нее, чтобы девушку отвезли в скит, причем называл именно тот, где подвизалась Аполлинария, с тем, чтобы открыть ее тайну. При этом обещал, что если отведут ее в скит, то он выйдет из ее тела. Придворные сановники советовали царю сделать это, и Анфемий послал свою больную дочь в скит в сопровождении большой свиты и слуг, чтобы там о ней помолились старцы.

По прибытии в скит их встретил старец Макарий и спросил, зачем они пришли. Те рассказали, а старец принял ее и привел к Дорофею, представив несчастную как царскую дочь, которая нуждается в исцелении через молитву. Дорофей, он же Аполлинария, поначалу стал умолять старца избавить его от этого дела, поскольку изгнание бесов – это очень сложное дело, и для этого надо иметь особый дар и сильную молитву. По скромности Дорофей полагал, что нет такой силы в его молитвах.

Но Макарий, настаивая на своем, говорил, что раз и другие старцы творят чудеса Божьим знамением, то и Дорофею это под силу.

Милосердное сердце пустынницы не могло отказать в помощи, которая была необходима для явления Божией славы, она привела душевнобольную в свою келью. А когда узнала в ней свою сестру, сама оставаясь неузнанной, вознесла молитвы Богу, и болезнь вышла из ее младшей сестры. Та в тот же момент упала без чувств, а когда пришла в себя, то Аполлинария привела ее в церковь к святым отцам и, став пред ними на колени, просила всех простить ее за прегрешение, которое состоит в том, что она живет среди них. Но никто не мог понять, о каких великих грехах она говорит, видя перед собой только старца, в котором все признавали образец подвижнической жизни.

Старцы передали царским слугам исцеленную дочь, те возрадовались, поскольку ее лицо перестало быть искаженным страданием, и она оказалась красавицей не меньшей, чем была ее старшая сестра, и обрела тихий и приятный нрав.

Но не успокоившийся враг рода человеческого снова стал искать возможности открыть тайну Аполлинарии и тем самым обесчестить и ее, и скит, и само имя Божие. И вот получилось так, что младшая дочь, оставаясь невинной девушкой, внешне приобрела образ будущей матери. Родители стали искать того, кто мог обесчестить их дочь, но в ней опять заговорила дурная сила, и она сказала, что ее обесчестил тот инок, в чьей келье она была.

Разгневанный Анфемий велел разрушить скит и послал туда отряд воинов. Когда те пришли в скит, то Дорофей вышел к ним и сказал, чтобы они взяли его, а скита не трогали, ибо виновен только он, а среди прочей братии нет виновных. Сокрушенные старцы хотели пойти с ним, но Дорофей попросил их не делать этого, а только молиться о нем и верить, что в скором времени он вернется.

Все дружно помолились о Дорофее и отправили его к Анфемию с воинами, посланными за ним. Когда же Дорофей – а на самом деле Аполлинария – предстал перед царем, то сказал, что пусть тот знает, что дочь его невинна, а доказательства того он представит царю и его супруге наедине. Так наедине святая Аполлинария открылась родным, поведав свою удивительную историю всего времени разлуки с ними.

Настало время прощаться, родители, конечно, просили святую Аполлинарию не покидать их. Но это было невозможно. Они пообещали хранить ее святую тайну, просили молиться о них, плакали, прощаясь, и одновременно радовались тому, какую добродетельную дочь они воспитали и каких чудесных духовных даров Господь удостоил их ребенка. Они хотели дать ей с собой золота, чтобы она передала его скиту, но святая Аполлинария отказалась принять его, говоря, что тот, кто живет благами небесными, не нуждается в излишках благ земных.

Она благополучно вернулась в скит, где ей были все рады. В тот же день, чтобы возблагодарить Бога, устроили празднество, и скитская жизнь мнимого Дорофея продолжилась в умножении его духовных подвигов во славу Божию.

Шли годы, и святая Аполлинария почувствовала, что настало время ей готовиться к встрече с Господом. Она позвала к себе в келью старца Макария и попросила его, чтобы, когда отойдет к Богу, тела ее не обмывали и не одевали, как полагается, иначе все бы узнали ее истинное состояние. Тем не менее, когда святая Аполлинария отошла, старец послал некоторых из братии омыть новопреставленную, и те увидели, что это – женщина. Но, памятуя, как она жила среди них и превосходила в духовных подвигах самых строгих и преданных Богу, в их душе не возникло смятения, а только священный трепет, и старец Макарий вознес славу Христу за то, сколько у Него сокровенных святых, но удивился, почему эта тайна была не открыта ему. По свидетельству церковных историков, это случилось примерно в 470 году после Рождества Христова.

Но вскоре в сновидении ему явился Некто, который сказал, что старцу не надо переживать о том, что столько лет тайна отца Дорофея была скрыта от всех и от него в том числе. За это Макарий и сам в будущем удостоится святости, а дальше рассказал старцу всю историю старшей дочери Анфемия – святой преподобной Аполлинарии.

Наутро старец Макарий проснулся, вспомнил все увиденное и услышанное ночью и поспешил в церковь, где собрал всю братию и рассказал ей все, что узнал ночью. Все пришли в удивление и восславили Бога, воистину дивного во святых Его.

Затем тело святой украсили и погребли ее в пещере на восточной стороне храма в ските святого Макария Египетского, и после погребения от мощей святой Аполлинарии происходили многие исцеления.

Значение иконы

На иконе Святой преподобной Аполлинарии, несмотря на историю ее подвига, который она проходила в мужском обличье, она изображена в женской одежде. Лик ее поднят к небесам, а из сияния небес к ней простерта Господня десница, благословившая ее на такой уникальный в истории церкви духовный подвиг.
Ее икона – это дивный сияющий лик, при взгляде на который мы вспоминаем ту самоотверженность, ту самоотдачу, с которой верили христиане более пяти веков назад. Сейчас такой веры нет, и ее трудно ожидать от современного человека, но пример преподобной Аполлинарии – один из высочайших образцов, необходимых нам, чтобы в нас загорелась хотя бы искра ТОЙ Любви и Веры, и Надежды на Него, которая сделает нашу молитву искренней, сердечной и благодарной.

Какие чудеса произошли

Вся жизнь святой преподобной Аполлинарии Египетской – единое великое чудо, начиная с первых дней, когда она приняла решение служить Господу и только Ему. И это чудо длилось все время ее земного пути и не прекратилось и после того, как она предстала перед Богом. И не прекратится до наших дней, ведь читая ее жизнеописание, человек верующий не испытает ничего кроме изумленного и восхищенного трепета, который изменит его душу, поднимет в нем Дух и, возможно, укрепит его молитву Богу, сделав ее целенаправленней и сердечней…