Морис утрилло картины. Морис утрилло биография

Один из кадров фильма «Модильяни» врезается в память с навязчивостью сцены из фильма ужасов – картина «Безумие» Мориса Утрилло и моменты жизни художника, предварявшие ее написание. Это одна из немногих (если не единственная) картина Утрилло, центром которой становится человек. Человек, мучимый не столько окружающим его зеленоватым мраком, сколько лучами недостижимого света. В сгустке боли, который сросся в одно целое с собственной тенью, несложно распознать самый болезненный в истории живописи автопортрет: в 1916 году постимпрессионист оказался в психиатрической клинике в городке Вильжюиф на севере Франции, после сменив его на приют Пиклюс – эти события и стали толчком к написанию картины. Она стала черной вороной среди выбеленных городских пейзажей мастера, которые и прославили его имя. Но вернемся на несколько шагов назад.


Еще мальчиком Утрилло наблюдал за работой будущих коллег на Монмартре, а некоторые живописные навыки получил от матери Сюзанны Валадон, художницы и натурщицы – ее фамилией он и подписывал свои первые работы (Морис Валадон), но позже взял фамилию своего отчима-испанца. Мексиканский живописец Диего Ривера (муж Фриды Кало), рассказывал анекдот о происхождении мальчика: «После рождения Мориса Сюзанна Валадон пришла к Ренуару, которому она позировала за 9 месяцев до этого. Ренуар посмотрел на ребенка и сказал: “Он не может быть моим, его цвет ужасен!” Затем она пошла к Дега , которому тоже позировала в то время. Он сказал: “Он не может быть моим, его форма ужасна!” В кафе Валадон увидела знакомого художника Мигеля Утрилло и все это ему рассказала. Мигель ответил, что она может дать ребенку фамилию Утрилло: “Это честь для меня – дать свое имя работе Ренуара или Дега!”». Кто бы ни был отцом ребенка, он несомненно передал ему часть своего таланта, который вылился в другую, более современную и меланхолическую форму.

Ранние работы Мориса Утрилло напоминают о городской поэзии Сислея и Писсаро.

В более поздних сквозит скорее Сезанн – сквозит по широким продувным улицам, бесприютным и по-европейски прямым. Формы становятся твердыми и осязаемыми, цвета – чуть более однозначными и прямолинейными, безвозвратно исчезает воздушный «дрожащий» мазок. Возможно, уход от импрессионистической лирики к этой строгости линий объясняется отказом от пленэрной живописи в пользу «срисовывания» с фотографий и открыток (к слову о вечном вопросе о том, стоит ли художнику писать картины по фото: как видите, так делали даже именитые мастера!).

Сакре Кёр и Шато де Бройар

Вскоре композиционной основой большинства его пейзажей становится уходящая вдаль улица, фланкируемая боковыми кулисами домов; на дальнем плане – преграда из домов или башен, заслоняющая небо и делающая пространство замкнутым. В отличие от картин Писсарро в пейзажах Утрилло царит ровное, одинаковое освещение, ветра не чувствуется, небо почти всегда безоблачно.

Картина Мориса Утрилло «Флаг над мэрией».
Перед нами вид провинциального городка, в котором царит дух спокойствия; несколько человек остановились возле белой стены, окружающей сад. Колорит картины выдержан в приглушенных тонах, на фоне которых кажутся особенно яркими цвета французского флага, развевающегося над ратушей. Благодаря безупречному владению цветом. Утрилло умел создать в пейзаже ощущение эмоционально насыщенной атмосферы. Утрилло писал, по преимуществу, городские пейзажи, особенно часто изображая окрестности Монмартра. Его виды Монмартра завоевали такую популярность, что стали объектом бесчисленных подражаний и подделок. Творчество Мориса Утрилло значительно обогатило французскую пейзажную живопись начала XX века. Вместе с Марке и Боннаром он принадлежал к поколению, сменившему в области городского пейзажа художников-импрессионистов.

Художник Утрилло упрощает реальные формы, обобщая контуры, он сводит очертания предметов к их основе; одним движением кисти создает ощущение скользкой лестницы или отсыревшей штукатурки, провалы окон часто только намечает. Масляные краски кажутся ему чересчур прозрачными, и для передачи фактуры оштукатуренных и заплесневелых стен он добавляет в краску песок, гипс, клей, использует известь, накладывает кусочки мха, покрытые чернилами и эмалью дощечки, листы бумаги. Растирая краску в чашке, наносит ее на холст ножом, разглаживает пальцами. Эта живописная манера, сформировавшаяся довольно рано, с годами почти не претерпела изменений. До 1906 года художник подписывал свои работы как Морис Валадон, затем остановился на имени усыновившего его, когда он был восьмилетним мальчиком, друга его матери испанца Мигеля Утрилло-и-Молинс. Утрилло писал Монмартр, этот по его словам «оригинальный квартал Парижа с его провинциальными уголками и нравами богемы». Там, в стороне от центральных площадей и бульваров столицы Франции начала XX века Утрилло открыл красоту захолустных улочек, живописность черепичных крыш и потрескавшихся стен.

Наиболее интересный и плодотворный период в искусстве Утрилло – это 1910–е годы. Наиболее оригинальными были у него изображения французских соборов, мощных, давящих своей тяжестью; они вдруг зажили на холстах живописца своей самостоятельной жизнью. Всемирную известность художнику принесли его картины с изображениями Монмартра – древнего уголка Парижа, сохранившего свое своеобразие и до наших дней. Монмартрский холм, прежде предместье Парижа, к тому времени, когда художник начал писать его, утратил свою идиллическую прелесть: вместо живописных лачуг поднялись многоэтажные доходные дома, извилистые узкие улочки, карабкающиеся по склонам холма, стали напоминать колодцы, маки, некогда украшавшие Монмартр, исчезли, лишь немногочисленные уголки сохранили свой первоначальный полудеревенский вид. Однако для Утрилло, одинокого, измученного своей болезнью, Монмартр с 1910–х годов и до глубокой старости стал главной темой творчества. Картины Утрилло скупали кабатчики за рюмку аперитива и бессовестно эксплуатировали талант художника. Один из его биографов вспоминает: «На бледной маске лишь глаза лучились теплом и ясностью, как глаза ребенка или затворника. Но этому взгляду противоречила горькая складка губ. Нет, улыбкой ее нельзя было назвать. Слишком много было в ней принужденности...».

В 1909 году работы художника впервые были экспонированы в парижском Осеннем салоне, а вскоре он с матерью и отчимом отправился в путешествие на Корсику и в Бретань, однако и там по памяти продолжал писать виды Монмартра. Первая персональная выставка Утрилло состоялась в 1913, и у него, кроме кабатчиков, появились и другие поклонники – настоящие любители живописи.
После Первой мировой войны в искусстве Утрилло наблюдаются некоторые изменения. Тема Монмартра продолжает оставаться главной, хотя и разнообразится рядом новых мотивов. Колорит же становится менее сдержанным, более светлым, звучным, полихромным. Краска кладется тоньше, начинает блестеть на холсте. Теперь Утрилло особенно любит писать город в праздничные дни, когда он разукрашен трехцветными флагами, яркими полотнищами и афишами. Художник начинает замечать цветы на балконах, красоту раскидистых крон деревьев, свежие чистые хлопья снега на крышах и мостовых ("Кабачок "Резвый кролик"). Однако регулярная организованность композиции, тяготеющая подчас к симметрии, возрастающая сухость контура со временем начинают придавать его работам некоторую схематичность и жесткость. Но даже в поздних произведениях Утрилло с их резкой геометризацией линий, плоскостностью объемов есть удивительная привлекательность. Плоскостность придает архитектуре в пейзажах Утрилло странный оттенок декораций, а миру – некое сходство с театром марионеток, чаще всего грустным, но в то же время трогательным и в чем-то наивным.

Критики оценили работы Утрилло лишь в 1910–х годах. В 1920–х художник стал знаменитостью международного масштаба. В 1929 году правительство Франции наградило Утрилло орденом Почётного легиона. После войны в творчестве художника произошли некоторые изменения. Кроме монмартровских тем, появились новые мотивы: церковь Сакре-Кер, Мулен де ла Галетт, кафе «Розовый кролик», площадь Тертр и др. Колорит картин стал менее сдержанным. Художник пишет город в праздничные дни, когда он украшен флагами, полотнищами и афишами. В этот период Утрилло работает также акварелью и гуашью, пробует свои силы в технике литографии. Слава художника растет, регулярно устраиваются его выставки, публикуются монографии. Вместе с семьей он живет в старинном замке Сен-Бернар, ставшем его собственностью (разбогатели и многие хозяева питейных заведений, получившие пейзажи Утрилло за рюмку аперитива и продавшие их впоследствии за немалые деньги). Последние годы художник почти не работал с натуры (Монмартр его молодости безвозвратно изменился), для написания очередной картины ему теперь было достаточно почтовой открытки. Пейзажи постепенно становятся все однообразнее и монотоннее. И все же поздние картины художника также имеют свое очарование – плоскостность придает архитектуре оттенок декораций, а миру Утрилло – сходство с театром марионеток: грустным, трогательным и наивным.

Не примкнувший ни к одному направлению, получавший уроки только у своей матери Сюзанны Валадон, Утрилло создал свой собственный образ Парижа, мир, пронизанный чувством одиночества и скрытой тревоги. Скончался Морис Утрилло 5 ноября 1955 года в городе Дакс департамента Ланды. Похоронен на монмартрском кладбище Сен-Венсан, рядом со своей матерью.

Художник Морис Утрилло - коренной парижанин, блестящий «певец монмартрских пейзажей» и глубоко несчастный человек с неустойчивой психикой и изломанной судьбой. Его личная и творческая жизнь тесно переплелись с жизнью его матери - талантливой художницы Сюзанны Валадон.

(Всего 26 фото)

1. Морис Утрилло никогда не знал своего настоящего отца, им мог оказаться любой из художников, для которых позировала его мать - Сюзанна Валадон.

2. Сюзанна была независимой и раскрепощенной женщиной, являлась одной из любимых натурщиц Огюста Ренуара, Эдгара Дега и Анри де Тулуз-Лотрека. Именно Сюзанна Валадон позировала для знаменитой картины Ренуара «Танец в Буживале».

3. Сюзанна крутила бесконечные романы с мужчинами из своего окружения, но при этом была не просто «симпатичной мордашкой», природа одарила ее и художественным талантом, который она смогла развить в себе в полной мере.

4. Сюзанна Валадон добилась признания и финансового благополучия еще при жизни. Особый успех ей принесли портреты обнаженных натурщиц: для конца XIX века художница, изображающая обнаженных женщин, являлась скорее исключением, чем правилом.

5. Когда на свет появился маленький Морис, его отцом Сюзанна записала Мигеля Утрилло и Морлиуса, возможно, он дал ребенку свою фамилию из жалости к незаконнорожденному малышу.

6. Уже первые месяцы жизни Мориса Утрилло были отягощены нервными приступами: он то приходил в оцепенение, то дрожал всем телом, а его дыхание ненадолго останавливалось.

7. Ребенка растила бабушка по материнской линии, которую рождение внука смогло отвлечь от беспробудного пьянства. Следуя сельским обычаям, старая женщина отпаивала маленького Мориса после нервных приступов смесью из бульона и красного вина. Этот напиток у лиможских крестьян считался успокоительным средством.

8. Прежде чем Морис Утрилло начал говорить, он уже был алкоголиком, а с возрастом нервные припадки только участились.

9. Утрилло рос малообщительным ребенком, подверженным неукротимым и беспричинным приступам гнева, в моменты которого он разражался потоками дикой брани.

10. Уже двенадцати лет от роду Морис Утрилло напивался до полусмерти, засыпая в лесу или под мостом. Будущий художник экономил карманные деньги, чтобы покупать себе абсент или вино, а если в алкоголе ему отказывали, он впадал в ярость, рвал на себе одежду и ломал мебель.

11. Во время одного из таких приступов Морис Утрилло, вооружившись кухонным ножом, угрожал покончить жизнь самоубийством. Молодому человеку тогда было 19 лет, и он впервые был направлен на лечение в психиатрическую больницу Святой Анны. Лечение длилось три месяца. По совету врача Сюзанна Валадон стала приобщать сына к живописи для того, чтобы отвлечь его от алкоголя.

12. Эта первая госпитализация Мориса Утрилло не была единственной, художник еще как минимум трижды попадал в психиатрические клиники. Находясь под впечатлением от одной из госпитализаций, художник написал работу под названием «Безумие», эта картина в корне отличается от привычных «утрилловских» пейзажей Монмартра.

13. Во взрослом возрасте Морис Утрилло опустится до питья жидкости для разведения красок. Тяга к алкоголю и неустойчивость психики во многом были следствием психологической травмы, нанесенной ему обожаемой матерью.

14. Раскрепощенная Сюзанна крутила романы на глазах собственного сына, приводя в дом то одного, то другого мужчину. Морис Утрилло большую часть своей жизни проживал вместе с матерью и ее любовниками. Однажды пьяный Утрилло привел в дом своей матери молодого художника Андре Уттера, который на долгие годы стал любовником и сожителем Сюзанны Валадон.

15. Уттер был на 21 год моложе Сюзанны и на три года моложе самого Мориса Утрилло. На Монмартре Валадон, Утрилло и Уттера часто называли «проклятой троицей», их сожительство сопровождалось постоянными скандалами и вечным пьянством Утрилло. Сюзанна хотела, чтобы Уттер занял место главы семьи и оказал положительное влияние на ее сына, но из этой затеи так и не вышло ничего путного.

16. Несмотря на тяжелую алкогольную зависимость, жизнь Мориса Утрилло была достаточно продолжительной (72 года), он пережил многих художников, написал бесчисленное количество различных по качеству полотен (по некоторым данным - 3000, по другим - 10 000).

17. Злоупотребление алкоголем станет для художника его роком, он выглядел настоящим посмешищем даже в глазах сутенеров и проституток с площади Пигаль. Едва приметив фигуру Утрилло на подгибающихся ногах, они дразнили его «придурком с холма», а детишки кричали ему вслед обидное прозвище - Литрилло.

18. «Он бродил по улицам Парижа и его предместий, бессознательно ища приключений, которые иногда и находил. Он был даже рад какой-нибудь сомнительной встрече, лишь бы разрядиться и истратить избыток силы хотя бы в драке…» - вспоминал друг Утрилло литератор Франсис Карко. Обычно после таких «разрядок» требовалось не меньше недели для того, чтобы художник успокоился и пришел в себя.

19. Вне опьянения Морис Утрилло был тихим и одиноким человеком, избегавшим общения с людьми, но такие периоды бывали у него крайне редкими. «Он писал лишь для того, чтобы пить», - вспоминал один из биографов художника, имея в виду то обстоятельство, что часто Утрилло продавал свои работы за литр-другой вина.

20. Несмотря на беспробудное пьянство и патологическую связь с матерью, картины художника неплохо продавались еще при жизни. Кто-то из биографов Мориса Утрилло рассказывал о том, что, будучи уже взрослым человеком, художник часто запирался в комнате и в абсолютной тишине развлекался с игрушечным электрическим поездом, который ему в детстве подарила Сюзанна Валадон.

21. Мать умерла, когда Морису было 55 лет. Понимая, что сын абсолютно не приспособлен к самостоятельной жизни, она настояла на том, чтобы он женился на Люси Валор (вдове одного бельгийского банкира). Морису Утрилло на момент женитьбы был 51 год.

22. Другая версия гласит, что художник, страшно ревновавший свою мать к ее многочисленным любовникам, женился назло ей.

23. Как бы то ни было, под влиянием супруга Люси Валор начинает рисовать в наивной манере: по большей части ее работы изображают яркие цветочные букеты.

24. Свои нежные и тихие пейзажи Морис Утрилло писал несмотря на тяжелейшую форму алкоголизма, припадки ярости и агрессии, сопровождавшие этого большого художника на протяжении всей жизни.

25. «До Утрилло я не знал, что с виду такие однообразные кварталы прекрасны красотой свежей и почти таинственной», - говорил французский писатель Андре Моруа.

26. Париж, запечатленный на полотнах Мориса Утрилло, навсегда стал городом этого художника.

Материал подготовлен при поддержке Центра пропаганды и развития творчества людей, страдающих психическими расстройствами, Дарьи Евсеевой

Морис Утрилло (Maurice Utrillo) (1883-1955) – французский художник-живописец, работавший преимущественно в жанре городского пейзажа.
Морис Утрилло родился в 25 декабря 1883 года в Париже. Матерью художника была Сюзанна Валадон (Suzanne Valadon) (1865-1938) – натурщица и художница, первая женщина, принятая во французский союз художников (1894 год). Отец Мориса Утрилло неизвестен, бытует мнение, что это был малоизвестный французский художник Буасси, но никаких доказательств этому нет. Известно, что Сюзанна Валадон позировала многим французским художникам, в том числе и знаменитым: , . С некоторыми из них, Сюзанна даже имела любовную связь.
В 1891-м году было написано документальное свидетельство, утверждающее, что отцом Мориса является испанский художник Мигель Утрилло. Некоторые думают, что документ был сфабрикован, чтобы мальчик не считался незаконнорожденным.
Морис с юности проявлял опасную склонность к алкоголизму и дебошу, а с младенчества у него происходили некие приступы, во время которых его трясло, и он еле дышал. Уже с 12 лет Морис часто напивался до потери сознания и приходил в дикую ярость, если ему не удавалось добыть себе выпивку.
Во время одного из таких приступов бешенства, Морис вооружился ножом и угрожал самоубийством. Вскоре после этого Морис Утрилло впервые попал в психиатрическую лечебницу.
Чтобы как-то утихомирить и отвлечь сына от бутылки, в 1903-м году Сюзанна Валадон заставила Мориса заниматься живописью. Занятие увлекло юношу: он рисовал виды Парижа, в основном района Монмартра. Интересно, что Морис не получал специального художественного образования, ему полностью хватило того, чему научила мать.
В 1910 году работы Мориса Утрилло привлекли внимание художественных критиков, а к 1920 году Морис считался уже всемирно известным художником. В 1928 году французское правительство наградило Мориса орденом Почётного Легиона. Интересно, что несмотря на старания матери и собственные успехи в творческой стезе, Морис по-прежнему не терял интерес к выпивке, что ещё несколько раз приводило его в психиатрические лечебницы. Впечатлённый одним из своих посещений психушки, Морис написал одну из своих известнейших работ - «Безумие», выполненную в совершенно нетипичном для Утрилло жанре и стиле.
В 1930-х годах Морис стал проявлять активный интерес к религии, а в 1935 году женился на художнице Люси Валор. Существует мнение, что жениться его заставила мать, так как предчувствовала свою скорую смерть (она скончалась в 1938 году). Вскоре после свадьбы Морис и Люси переехали в парижский пригород Ле-Везине. Морис к этому времени тяжело болел и уже не мог работать на открытом воздухе, свои картины он начал писать по памяти и основываясь на почтовых открытках.
5 ноября 1955 года Морис скончался после продолжительной борьбы с болезнью лёгких. Удивительно, но, несмотря на то, что практически всю свою жизнь художник пил, ему удалось довольно долго прожить – до 71 года.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Мориса Утрилло. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Мориса Утрилло на натуральном холсте.

Морис Утрилло – сын профессиональной натурщицы, известной по образам картин Огюста Ренуара, Пьера Пюви де Шаванна, Винсента ван Гога, Анри де Тулуза-Лотрека, Берты Моризо, которым она позировала, а впоследствии – художницы Сюзанны Валадон. Отцом Мориса предположительно был художник- любитель Буасси. В 1891 году в восьмилетнем возрасте мальчика усыновил испанский художественный критик и писатель Мигюэль Утрилло.

Художественного образования как такового Морис не получил, начал рисовать по подсказкам матери и наблюдая за работой художников парижского района Монмартр, в котором родился.

Но путь к искусству был непростым. В подростковом возрасте Морис пристрастился к алкоголю. Ему приходилось из предместья самостоятельно добираться до парижского колледжа, где он учился. Его иногда подвозили штукатуры, угощали 14-летнего парнишку вином... Из-за пагубного пристрастия ему пришлось бросить колледж. Если не удавалось раздобыть рюмку абсента, он впадал в ярость: рвал тетради и одежду, ломал мебель, угрожал самоубийством. К 16 годам он стал предметом всеобщих насмешек. Тогда по совету психиатра, мать и стала учить сына рисовать, буквально водя по бумаге рукой сына с карандашом. Первоначально карандаши не слушались Мориса, он рвал картон, пытался выпрыгнуть в окно…но постепенно живопись увлекла его.

Он стал рисовать городские пейзажи, которые пользовались успехом у простой публики, но не признавались критиками. Подписывал он свои картины как Морис Валадон по фамилии матери, с 1906 года принял фамилию Утрилло.

В 1909 году работы художника впервые были экспонированы в парижском Осеннем салоне, а вскоре он с матерью и отчимом отправился в путешествие на Корсику и в Бретань, однако и там по памяти продолжал писать виды Монмартра.

К 1910 году любимой темой художника стал Собор Парижской Богоматери. Интерес к соборам - художник писал в Париже, Руане, Шартре, Реймсе, Лурде - связан не только с их живописностью, но и с возрастающей с годами религиозностью Мориса Утрилло.

Первая персональная выставка Утрилло состоялась в 1913 году, тогда у него появились поклонники и среди искусствоведов, а в 1920-х он стал знаменитостью международного масштаба.

В 1929 г. правительство Франции наградило его Орденом Почетного легиона.

В 1935 г. Утрилло женился на вдове банкира, который коллекционировал его художественные работы.

Морис, женившись, уехал с женой в парижский пригород Ле-Везине, где и провел последние 20 лет своей жизни.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Мориса Утрилло не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.