Музеон: скульптуры в парке. Памятники под открытым небом

Обычай устанавливать в городах монументы, скульптуры и обелиски, увековечивающие какие-либо события или исторических персонажей почти так же стар, как ритуалы праздников или похорон. Искусство ваяния оттачивалось тысячелетиями, чтобы проходящие мимо красивых фигур люди восхищались человеческим величием. Так сложилось, что почти все самые грандиозные российские памятники остались нам от советской эпохи, ведь тогда колоссальность монументов имела особое политическое значение.

10. Памятник Ленину в Дубне (37 м)

В известном советском, а теперь российском научном центре в Дубне установлен огромный памятник Ленину. Даже без постамента высота фигуры вождя пролетариата составляет 25 метров. Поставили его возле шлюза отделяющего Московское море от русла Волги. Вокруг памятника разбили парк, с которого хорошо видна панорама Московского моря. Здесь также прежде стоял памятник И. Сталину, но при Хрущёве его взорвали.


Мостом можно назвать разные конструкции - от упавшего поперёк ручья дерева до величественного сооружения, поражающего своей красотой. А ещё их м...

9. Дружба навеки (42 м)

Этот монумент, торжественно открытый в 1983 году, был посвящён русско-грузинской дружбе. В тот год отмечалось 200-летие подписания Георгиевского трактата - так назывался договор, по которому грузинское царство Картли-Кахети добровольно вошло в состав Российской империи и оказалось под её полной защитой. Эту композицию поставили на Тишинской площади, на которой до XIX века находилась известная Грузинская слобода. С точки зрения исполнения, монумент представляет собой колонну, составленную из вертикально расположенных трудноразличимых литер кириллицы и грузинского алфавита, из которых складываются слова «мир», «единство», «труд», «братство». Увенчивает колонну венок из винограда, в который вплетены колосья пшеницы, в этом также видна символика: пшеница - это Россия, а виноград - Грузия.

8. Памятник Юрию Гагарину (42,5 м)

В разгар московской Олимпиады в июле 1980 года в столице появился новый огромный памятник - на этот раз первому космонавту Юрию Гагарину. Выполнили его из титана, который широко применяется при изготовлении космических аппаратов. На изготовление фигуры космонавта ушло 238 литых элементов, соединённых между собой сваркой и болтами. Труднее всего было с изготовлением лица - самого крупного элемента, весящего 300 кг, хотя одна плавка вакуумной печи могла выдать намного меньше металла. Фигура космонавта выглядит очень динамично - она словно устремлена ввысь. Смысловой частью композиции является и высокий ребристый постамент - он означает старт космического корабля.

7. Алёша (42,5 м)

Жители Мурманска решили сделать тёзкой известного памятника советского воина-освободителя в Болгарии - «Алёши» собственный монумент, официально называемый «Защитникам советского Заполярья в годы ВОВ». Солдат здесь изображён в длинной шинели. В 1975 году его установили на холме Зелёный мыс таким образом, чтобы он был виден из любой точки города - он на самом деле на 173 метра оказался выше среднего уровня городского ландшафта. Высота фигуры составляет 35,5 метра, а стоит она на постаменте высотой 7 м. Эта скульптура стала частью архитектурно-скульптурного комплекса, посвящённого защитникам Родины. Рядом находится Могила Неизвестного Солдата.


6. Памятник Владимиру Ленину в Волгограде (57 м)

В своё время именно этот монумент стал фигурантом книги рекордов Гиннеса как самый высокий среди памятников, посвящённых реальным историческим фигурам. Ильич занял, кстати, постамент, на котором прежде стоял его сменщик - И. Сталин, но который потом был демонтирован. Ленин здесь не слишком оригинален - изображён бодро шагающим с кепкой в руке. Монумент открыли к 103-летней годовщине рождения вождя революции, то есть, в 1973 году. Рост самой фигуры составляет 27 метров.


Большинство замков стали строить в Средние века, когда жилье должно было представлять не только место для отдыха и решения бытовых проблем, но и в кач...

5. Рабочий и Колхозница (58 м)

Всемирно известным символом СССР стал именно этот монумент, его изображение можно было увидеть на разнообразных открытках, марках, прочей советской продукции, а киностудия «Мосфильм» сделала его своей заставкой. Эта скульптурная композиция была заказана государством для оформления советского павильона на проводившейся в 1937 году международной выставке во Франции. Елена Мухина изобразила героев своего времени - молодых людей из ведущих политических классов советского общества - молодого мужчину рабочего и женщину колхозницу. В синхронно вытянутых верх руках они держат молот и серп. Скульптура словно говорит, что они строят мирную жизнь и стремятся к простому счастью.
После возвращения из Франции монумент поставили в Москве рядом с входом на ВДНХ, хотя по первоначальному плану он должен был украсить площадку перед шлюзовой башней Рыбинской ГЭС. Но подготовительные работы на ГЭС задержались, поэтому временно его поставили возле ВДНХ, да там он и остался на вечном приколе. Для ГЭС же была изготовлена другая скульптура. По этой причине и пьедестал под памятник оказался слишком низким - меньше, чем был задуман авторами, а иначе монумент стал бы в три раза выше. До Франции статую перевозили в разобранном виде в 28 вагонах, но даже и в этом случае некоторые элементы застревали в узких местах пути, поэтому их приходилось разрезать прямо в дороге.

4. Родина-мать зовёт (87 м)

До 1997 года самой большой в стране статуей была скульптура Родины-матери, установленная в Волгограде на Мамаевом кургане. К счастью, здесь никому и в голову не пришло оспаривать её смысловое и архитектурное значение - по эмоциональному воздействию этой скульптуре мало найдётся равных в мире, а не только в России. Женская фигура с высоко поднятым в руке мечом и в полуобороте назад, словно обращается к невидимому народу с призывом встать против врага.
Установлена эта статуя была в 1967 году и 22 года после этого была самой высокой скульптурой в мире, за что была внесена в книгу рекордов Гиннеса. Сама статуя изготовлена из железобетона, а 33-метровый меч, весивший 14 тонн, изначально сделали из титана и нержавеющей стали (чтобы сверкал). Но он имел слишком большую парусность, а солидную нагрузку, полученную от ветра, передавал на державшую его руку. Поэтому всего через 10 лет потребовался ремонт монумента. В руку вложили меч из другого материала, снабженный отверстиями для снижения парусности.


Сколько человечество помнит свою историю, столько существовали смельчаки, которых манили величественные горные вершины. Романтика альпинизма существов...

3. Памятник в ознаменование 300-летия российского флота (98 м)

Совсем скоро исполнится 20 лет, как на Москве-реке был установлен громадный памятник работы З. Церетели. Как и перед его установкой, так и поныне москвичи, мягко говоря, недолюбливают это произведение плодовитого грузина. Им не нравится монумент как с эстетической точки зрения, так и с точки зрения его стоимости, к тому же он требует много средств и на ежегодное обслуживание. До сих пор слышны призывы демонтировать этого монстра, который уродует окружающие городские пейзажи.
Для установки памятника посреди Москвы-реки специально насыпали остров. Колоссальная бронзовая фигура весит более 2000 тонн, а затраты по установке пьедестала, центральной фигуры на корабле с парусами превысили 36 миллионов долларов. Собиралась сложная конструкция памятника больше года. Относительно истории возникновения этого «шедевра» есть очень популярная версия, что автор делал памятник Колумбу, открывшему Америку для европейцев, но не смог навязать своё творение ни испанцам, ни кому-либо в обоих Америках, поэтому срочно перекрестил его в Петра I. Кроме того, не было никакой связи между становлением российского флота и Москвой, поскольку Пётр этим занимался, когда уже отстраивал новую столицу.
После появления памятника начались массовые акции протеста москвичей, которые даже собирали средства на его демонтаж или перевод в Петербург. Была даже попытка взорвать монумент. Но тогдашняя мэрия, покровительствовавшая Церетели, пренебрегла этими протестами, и тёмный царь по-прежнему пугает москвичей.

2. Монумент Покорителям космоса (107 м)

Этот горделивый монумент появился в столице в 1964 году, когда в стране ощущалась настоящая эйфория от успехов в освоении космического пространства. Поставили его в конце аллеи Космонавтов, возле главного входа на ВДНХ, возле одноимённой станции метро, теперь это северо-восточный административный округ. Сверкающий на солнце титановыми листами 107-метровый обелиск изображает собой устремлённую в небо ракету, за которой тянется газовый шлейф.
У основания монумента стоит статуя первого идеолога космонавтики Константина Циолковского. Фасад стилобата снабжён стихами Николая Грибачёва, выложенными металлическим буквами, а вокруг стилобата изображены горельефы советских учёных, инженеров и рабочих - всех тех, кто превратил в реальность мечту о космическом полёте.


На нашей планете встречаются такие области, где человек испытывает особенные ощущения: прилив энергии, эйфорию, желание совершенствоваться или духовно...

1. Монумент Победы (141,8 м)

Самый высокий памятник в России был воздвигнут уже после развала СССР - в 1995 году. Им стал обелиск в парке Победы на Поклонной горе, установленный на площади Победителей. Высота 141,8 м символична - если перевести её в дециметры, то получится количество военных дней. Обелиску придана форма трёхгранного штыка, грани которого на значительную высоту украшены бронзовыми барельефами. На отметке 104 метра к обелиску прикреплена скульптурная группа из бронзы - богиня победы Ника с венцом и двумя трубящими победу амурами.
Открытие мемориала состоялось в День Победы вместе со всем мемориальным комплексом. Эта уникальная конструкция из-за особенностей формы ещё будучи в рамках замысла архитектора, проявляла аэродинамическую неустойчивость. Поэтому её модель многократно тестировали в аэродинамической трубе ЦАГИ, чтобы максимально уменьшить это свойство.

Руки в Ноги . Подписывайтесь на нашу группу

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин

Уникальные исторические находки, обнаруженные в столице в рамках программы , сохранят в археологических музеях под открытым небом. Соответствующее поручение дал .

«На самом деле это жемчужина, потому что здесь, на этом месте, вскрыты и найдены останки Белого города — уникальной стены с полутысячелетней историей. И впервые в Москве создается открытый археологический парк, где могут и жители, и туристы полюбоваться стариной Москвы, где смогут проходить культурные мероприятия. Вместо развлекательного центра, который здесь ранее планировалось построить, будет удивительное открытое пространство — одно из самых уникальных в городе», — сказал Мэр Москвы.

Всего в ходе работ по программе «Моя улица» было найдено около 10 тысяч артефактов, которые пополнили запасы Музея Москвы. «Но кроме этого, мы хотим, чтобы около полутора десятков мест стали открытыми археологическими памятниками: либо в таком виде — открытом, либо в витринах в разных местах, где проводилась программа “Моя улица” будут созданы удивительные места, где горожане могут полюбоваться стариной, увидеть, что было на этих улицах столетия назад», — подчеркнул Сергей Собянин и поблагодарил археологов, которые приняли активное участие в программе.

Заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы, главный археолог столицы Леонид Кондрашев рассказал Сергею Собянину об интересных находках: каменном топоре бронзового века, стеклянных браслетах современниц Юрия Долгорукого, тигле для плавки меди XV столетия. «По программе “Моя улица” раскопки идут на большой территории. Коллеги вскрывают большие линейные объекты, и мы можем увидеть не в одном месте, а проследить тенденцию. И вот этим важна программа “Моя улица”», — подчеркнул он.

Мэр Москвы отметил, что миссия этой программы — вернуть историческое прошлое, исторические фасады и бульвары горожанам.

15 августа в Музее Москвы откроется большая выставка «Тайны московских подземелий», на которой покажут самые интересные артефакты из 10 тысяч найденных в ходе благоустройства. «Вообще, ни один город мира, наверное, не работает в таком режиме реального времени, чтобы, получая материалы от строителей и археологов, тут же совершать музейную обработку и показывать это. Но мы это делаем специально к юбилею Москвы», — рассказала Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы.

По ее словам, эти находки позволяют по-другому взглянуть на город, узнать много нового об истории и повседневной жизни горожан, а возможно, и расширить его топографию. «Я думаю, две трети ваших выставочных комплексов будут заполнены как раз находками по программе “Моя улица”», — добавил Сергей Собянин.

По словам Мэра Москвы, Бульварное кольцо — один из самых значимых исторических объектов столицы. «На протяжении многих лет мы занимались восстановлением этого удивительного объекта. В первые годы мы бульвар за бульваром восстанавливали срединную часть. По сути дела, благоустраивали пешеходные зоны, высаживали деревья, меняли освещение. На следующем этапе мы реконструировали внутреннюю часть Бульварного кольца, работы продолжались весь прошлый сезон. В этом году мы приступили к внешнему контуру, и надеюсь, что в ближайшие недели все основные работы здесь будут завершены», — сказал он.

Музей вместо торгового центра

Стена Белого города была построена в 1580-х годах по проекту зодчего Федора Коня. Во времена Смуты в 1610-1612 годах Белый город единственный раз стал рубежом обороны и ареной боевых действий. По указу императрицы Екатерины II в 1780-х годах обветшавшую стену разобрали на кирпичи. Сейчас на ее месте находится Бульварное кольцо — любимое место отдыха и прогулок москвичей и гостей столицы.

Небольшая Хохловская площадь имеет 95 метров в длину и 45 метров в ширину. Она получила свое название от близлежащего переулка и фактически является началом Покровского бульвара. Площадь полностью пешеходная, движения транспорта по ней нет.

Строительство подземного паркинга на Хохловской площади было запланировано еще в 1994 году. Позднее этот проект получил и наземную часть — досугово-развлекательный центр. Для строительства объекта был заключен инвестиционный контракт с частным застройщиком.

Однако в ходе строительных работ в 2007-2008 годах на Хохловской площади обнаружили уникальный памятник истории Москвы конца XVI века — хорошо сохранившийся фрагмент стены Белого города длиной 64 метра, признанный объектом культурного наследия федерального значения.

Каменная кладка занимает площадь 336 квадратных метров. Ее возраст — порядка 500 лет. В забутовке кладки были найдены резные белокаменные детали, предположительно работы итальянских мастеров, из разобранных кремлевских построек первой половины XVI века.

В 2008 году объект культурного наследия законсервировали. Долгие годы специалисты решали вопрос о судьбе Хохловской площади. Рассматривались разные варианты: закопать котлован и стену, вернув площади прежний вид, или сохранить стену Белого города открытой для обзора.

С течением времени котлован на Хохловской площади постепенно заполнялся водой, зарастал кустарником по периметру. Для спасения памятника специалисты Департамента культурного наследия Москвы регулярно очищали кладки стены от снега, мусора и растений, откачивали воду, ремонтировали защитный навес.

В 2014 году Правительство Москвы приняло решение о музеефикации памятника. Действовавший инвестконтракт был расторгнут. В 2016-м предложение создать на Хохловской площади археологический парк поддержали две трети из 169,4 тысячи москвичей, проголосовавших в проекте «Активный гражданин».

Хохловская площадь — новая достопримечательность столицы

Проект благоустройства Хохловской площади, реализуемый в 2017 году, предусматривает музеефикацию фрагмента стены Белого города in situ («на месте»). Для этого используются методы укрепления и восстановления целостности белокаменной кладки. Таким образом, памятник станет частью городской среды, новой столичной достопримечательностью. Он будет открыт для обзора и изучения.

Помимо реставрации и консервации фрагмента стены Белого города, проект благоустройства Хохловской площади включает создание открытого амфитеатра.

Площадь разделят на два яруса: верхний, на одном уровне с Покровским бульваром, и нижний — на уровне стены Белого города.

На верхнем ярусе появится широкая прогулочная зона с летними верандами и кафе, деревянными скамейками для отдыха. Здесь установят велопарковки (15 мест), информационную стелу, уличные фонари и светильники с энергосберегающими лампами.

На нижнем ярусе возле памятника появится пространство для отдыха и проведения различных мероприятий под открытым небом. Его площадь составит 693 квадратных метра. Вечером стену Белого города будут освещать софиты, предусмотрена светодиодная подсветка.

Перепад высоты между верхним и нижним ярусами амфитеатра составит почти три метра. Спуститься вниз можно будет по широким ступеням из высококачественного светлого бетона, покрытого деревянными настилами.

Чтобы конструкция нижнего яруса была крепкой, позади стены Белого города возведут дополнительную опорную стену из пигментированного бетона, напоминающего натуральный камень. Поверхность опорной стены будет увита лозами девичьего винограда.

В жару от солнца помогут укрыться деревья (34 штуки): сосны, клены и липы высадят на верхнем ярусе и на ступенях амфитеатра. Они не загородят обзор стены, но при этом создадут комфортную тень для отдыхающих.

Тротуары, а также пространство возле археологического памятника и вокруг деревьев покроют специальным искусственным материалом (terraway) из безопасных природных и искусственных компонентов — песка, стекла, каменной крошки и вяжущей эпоксидной смолы. Это пористое покрытие обладает высокой прочностью и износостойкостью. Вода беспрепятственно проходит через него, не образуя луж, и затем легко испаряется, так как материал пропускает воздух. На площади создадут специальную систему отведения дождевой воды, установят водоприемные решетки.

Благоустройство площади планируется завершить к Дню города, за исключением деревьев, которые будут высажены позднее. Сейчас проект реализован на 75 процентов. Основные строительно-монтажные работы завершены.

Музеи под открытым небом

С 2015 года во время работ по благоустройству городских улиц обнаружили свыше 10 тысяч различных археологических находок — от монет и предметов быта до уникальных объектов (берестяной грамоты и крупных фрагментов древней московской архитектуры).

По поручению Мэра Москвы наиболее интересные найденные фрагменты планируется музеефицировать и сохранить на месте в качестве элементов городской среды.

В число таких объектов входят:

— археологические находки, сделанные в парке «Зарядье»;

— стена Белого города (Хохловская площадь);

— подземная часть палат Нарышкина (улица Петровка);

— укрепление Белого города (Кремлевская набережная);

— колодец Мытищинского водопровода (улица Сретенка);

— кирпично-белокаменные фундаменты храма Благовещения и построек подворья Иосифо-Волоцкого монастыря (Биржевая площадь);

— участки исторической брусчатки (улицы Петровка, Земляной Вал, Варварка, Сретенка, Тверская, Пречистенка, Волхонка);

— фрагменты кладки церкви Спаса Преображения в Пушкарях — улица Сретенка (информационный стенд с фотографиями и описанием);

— белокаменные подземные «слухи» — Старая и Новая площади, Москворецкая набережная (информационный стенд с фотографиями и описанием);

— белокаменный фундамент церкви Введения во храм Пресвятй Богородицы на Большой Лубянке (информационный стенд с фотографиями и описанием);

— кирпично-белокаменный фундамент Сретенского монастыря — улица Большая Лубянка (информационный стенд с фотографиями и описанием);

— витрины с артефактами (Китайгородский проезд).

Фактически в Москве появится несколько новых археологических музеев.

13 сентября в Барнауле прошла экскурсия «Купцы-творцы» для гостей и жителей города. Гид провел участников по Центральному парку, улице Льва Толстого, проспекту Ленина и улице А.С. Пушкина. Константин Борнеман рассказал о купцах города и части купеческого бизнеса.

«Все здания, которые мы с вами увидим - исторические памятники архитектуры. Памятники под открытым небом». Практически первая же фраза оратора - напоминание о том, что Барнаул - исторический город.

Парк Центральный

Экскурсию начали у входа в Центральный парк. Именно здесь, по словам Константина, заканчивается «Барнаул горнозаводской» и, от улицы Льва Толстого до Московского Проспекта (современного Ленинского) и выше до Улицы Партизанской, - начинается «Барнаул купеческий». В современном парке «Центральный» барнаульцы впервые попробовали напитки Братьев Ворсиных (крупнейшие производители Сибири), также именно здесь жители впервые познакомились с кинематографом.

«Он появился у нас в городе благодаря бийчанам» - уточнил Константин. Он также поведал, как здесь, в Парке Центрального района, бизнесмены устраивали социальные ярмарки, потому что это было самое проходимое и посещаемое место краевой столицы.

Улица Льва Толстого

Из парка экскурсовод повел нас на улицу Льва Толстого, попутно рассказывая о зарождении торговли в нашем городе. «Улица Льва Толстого - это «Ашан», говоря современным языком», - считает он. Действительно, на этой улице можно было купить все, «от иголки до автомобиля», поэтому в народе ее называли купеческой.

Константин рассказал про купцов первой, второй и третьей гильдии. После отмены крепостного права их стало много. Быстро богатели те, кто привозил что-то новое, что раньше было доступно только горным инженерам.

«Органза, шелк, ситец стали появляться у людей, которые раньше такого не видели». Купец Платонов занимался мельницей, Морозов - мануфактурным производством, братья Ворсины - пивом, купец Шадрин специализируется на сельскохозяйственной продукции, ну а купец Пуртов занимается «всем понемногу».

Как правило, в торговых домах первый этаж был отдан под магазин. Все было забито «от пола до потолка товаром», а на втором этаже жил либо сам купец, либо представители его семьи, либо его дети.

«В этом здании на втором этаже жил Михаил Морозов, сын Андрея Морозова». Михаил, в свою очередь, отличился тем, что первым привез автомобиль в Барнаул, ввел тренд на машины и даже торговал ими.

Нас подвели к двухэтажному старинному дому. Торговый дом купца Сухова - «Сухов и сыновья». У Петра Федоровича было пять сыновей и все они занимались бизнесом.

«Универсам того времени» - сказал Константин - «Сухов прекрасно понимал, что в Барнауле есть как богатые, так и малоимущие люди. Этот магазин он разбил на три части: где дешевле, где средняя цена, а где товары дороже. Устраивал акции, а когда товар был нераспродан к концу дня, раздавал его, чтобы не занимал место на складе и не портился».

Слева - экскурсовод Константин Борнеман. Справа - экскурсанты, а впереди - здание купца Лалетина. В этом месте появилась первая гостиница в городе Барнауле. Правда, она была деревянная и затем ее снесли, но Лалетин не растерялся и построил на ее месте большую и двухэтажную.

Проспект Ленина

Рассказав еще пару-тройку историй и легенд о купцах и их торговых домах, построенных на улице Льва Толстого, Константин вывел нас на Ленинский проспект. Каждым новым рассказом он дополняет прошлую историю так, что перед глазами встает целостная картина купеческого Барнаула в 20 веке.

Экскурсовод рассказал, что на месте нынешнего «7 континента» стоял один из торговых домов купца Сухова, о котором уже упоминалось. Тогда дом был, правда, одноэтажный. Здесь располагался винный магазин купца Шустова. Человека, который создал так называемый пиар-ход вокруг своего товара. Когда продажи его коньяка упали, он нанял актеров, которые должны были за одну ночь обойти как можно больше «злачных» мест и просить коньяк Шустова. Услышав, что подобного коньяка в ресторане нет, на вид «богатые» актеры, разочаровавшись, покидали заведение. Так и появился спрос на коньяк, из-за отсутствия которого люди покидают рестораны!

Московский - ныне Ленинский - проспект ни разу не менял свою ширину со своего основания, 1738 года. Замостил его купец Шадрин от улицы А.С.Пушкина до Речного Вокзала, потому что проиграл, казалось бы, беспроигрышный спор Александру Лесневскому. «Представьте, сколько денег потратил Шадрин на то, чтобы сдержать слово». - Подытожил экскурсовод и повел нас на улицу А.С.Пушкина.

Улица Пушкина

На часах 20:30. Солнце давно село, темнеет, фотографии уже особо не сделать, но зато включить воображение, как подсказал наш оратор, и представить, что сейчас мы посетим кинотеатры, которые успешно функционировали здесь полтора века назад - альтернатива неплохая.

Ранее улицу называли Иркутской линией, потому что до приезда И.И. Ползунова здесь жили выходцы из Иркутска, вольнонаемные и крепостные. Улица Пушкина - максимальная концентрация достижений научно-технического прогресса в 18-20 вв. Например, здесь была построена первая телефонная станция, первые кинотеатры, здесь жил И.И.Ползунов, первый телеграф также основан на этой улице, узел радиосвязи и многие другие достижения связаны с улицей Пушкина.

На месте самого памятника А.С.Пушкину стоял большой пассаж купца Смирнова, в нем же находился кинотеатр «Империал». Гранитные колонны, гранитный пол, струнный оркестр, диваны, места VIP - здесь был самый красивый кинотеатр города Барнаула. Сюда любили приходить, потому что обслуживание было на высоком уровне. Фильмы длились по 1,5-2 минуты, поэтому несколько лент собирали в одну, чтобы растянуть длительность. Показывали здесь только официальное кино. Как, например, Николай Второй путешествует по миру.

Оживало кино на месте театра кукол «Сказка». Там находился кинотеатр «Триумф». На тот момент кино было черно-белым, в зале играли музыканты, артисты театра приходили по выходным и озвучивали то, что происходило на экране по ролям.

На улице Пушкина, 56 стояла гостиница госпожи Саас. На первом этаже находился ресторан первого класса и кинотеатр, а номера (их было 40) расположены на втором и третьем этаже. Тогда три этажа для 20 века - это что-то новое и необычное. Все здания строились либо одноэтажные, либо двухэтажные.

Представив томскую мещанку Саас и ее трехэтажную гостиницу, мы повернулись к площади Свободы. Площадь в 20 веке была полностью отдана под Петропавловский Собор - одно из самых святых мест краевой столицы. Уютное, спокойное и тихое. Как в противоположность ему был расположен кинотеатр «Иллюзион», в котором позволялось пить, курить, сквернословить, показывать самые разные фильмы. С Собора в городскую думу часто поступали жалобы с просьбой закрыть кинотеатр, но его так и не закрыли, ведь купчиха Лебзина, владелица кинотеатра, помогала девочкам-инвалидам, содержала их за свой счет. Многие купцы, не смотря на их не самый порядочный образ жизни, старались помогать бедным, детям, сиротам и нуждающимся.

Переходя от кинотеатров и гостиниц, экскурсовод в завершении прогулки рассказал нам о Казенной женской гимназии на улице Пушкина,60. Старый потрепанный, но красивый дом: первый этаж окрашен в белый цвет, а второй в коричневый. Особое внимание привлекают белые рамы на окнах и небольшой шпиль на крыше. Это элитная женская гимназия того времени. Здесь девочек и девушек учили манерам, письму, языкам, грамоте, приготовлению еды. Учиться здесь было престижно.

В 1917-1918-е годы меценатство стало сходить на «нет», вся система купечества была сломлена, а после купцы, как класс, и вовсе перестали существовать. Судьбы купцов сложились по-разному: кто-то уехал заграницу, кого-то расстреляли, кого-то не трогали. «Если бы не революция и не пожар, кто знает, как бы мы развивались дальше» - на этих словах Константин закончил нашу экскурсию.

Парк искусств Музеон – место очень интересное и, даже, можно сказать, уникальное.

Его «изюминка» — размещенные под открытым небом скульптуры, в том числе советского периода. Расположен парк почти в центре Москвы, около Центрального Дома Художников на Крымской набережной. Добраться до него совсем несложно.

Официальная дата основания Музеона – 24 января 1992 года, но первые статуи появились в этом месте в 1991 году, когда демонтировали большое количество памятников политическим деятелям советской эпохи. Многие из них разместили на набережной Москвы-реки за ЦДХ – так появился парк искусств под открытым небом. Постепенно коллекция пополнялась самыми разными произведениями. Всего в основном фонде более 1000 скульптур.

Памятник Дзержинскому работы Вучетича был демонтирован с Лубянки (тогда она называлась площадь Дзержинского) после путча 1991 года.

Рядом с Дзержинским – Свердлов, Калинин, Горький и Сталин.

Памятник Сталину был сделан еще при его жизни в 1938 году скульптором Меркуровым. Это – единственный уцелевший монумент, правда, с поврежденным носом, оставшийся после разрушения сталинских статуй во время хрущевской оттепели. Позади размещена инсталляция из каменных голов «Жертвы политических репрессий».

Конечно же, в исторической части много работ, посвященных Ленину.

Есть и Леонид Ильич:

Остальные экспонаты – самые разнообразные. Памятник дружбе народов:

Екатерина Вторая работы Бурганова.

Девушки с тонкой талией.



И упитанные.

Понравился Собирающий камни.

Много подобных работ:

Иногда не совсем понятных. Мужчина и женщина?

Скульптуры расположены на территории немного хаотично. Некоторые выстроены в ряд вдоль каштановой аллеи — как, например, вот эти бюсты:

Но, большинство — просто разбросаны по полянкам.

В дальнейшем руководство Музеона планирует упорядочить размещение экспонатов, реконструировать территорию, и разделить ее на две части – постоянную экспозицию и зону временных выставок.

С детьми лучше заходить в парк со стороны набережной. Здесь много мелких элементов ландшафтного дизайна: клумбочки, прудики, фонтанчики, альпийские горки. И, конечно, детские площадки.

Бравый дед Мазай и зайцы, играющие в «Титаник» около прудика:

Понравились деревянные лавочки-качели.

И вот такие уютные скамейки-беседки.

И, конечно, зелень. Я была в парке в мае – цвели сирень и каштаны.

При взгляде из парка в сторону набережной хорошо виден церетелиевский Петр Первый – он совсем рядом.

Все интересные работы и уголки парка я показать не могу, так что приезжайте в Музеон и посмотрите на них своими глазами.

В Музеоне есть концертные площадки, летний кинотеатр, кафе и экскурсионное бюро. Совсем недалеко, через улицу Крымский вал, находится

Как доехать до Парка искусств Музеон

На общественном транспорте: м. «Парк Культуры» или «Октябрьская», далее 5-10 минут пешком. В парк можно зайти со стороны ЦДХ, с Крымской набережной и с Мароновского переулка.

Адрес: ул.Крымский Вал, 10

Часы работы

Ежедневно, круглосуточно.

Вход на территорию – бесплатный.


Парк искусств "Музеон" на Крымской набережной, рядом с Центральным домом художника, создан Правительством Москвы и Комитетом по культуре г. Москвы в 1992 году. В этом парке расположен единственный в стране музей скульптуры под открытым небом.

Музей состоит из нескольких разделов: исторический, военный, лирический и др. Исторический раздел формировался из демонтированных памятников советского периода. Решением Московского правительства в октябре 1991 года был проведен демонтаж памятников и монументальной скульптуры с площадей и улиц столицы. Многие из них были реставрированы и установлены в экспозиции Парка искусств. В исторический раздел вошли известные памятники советского периода - Сталину И.В.(скульптор С.Д.Меркуров), Ф.Э.Дзержинскому (скульптор Е.В.Вучетич), Я.М.Свердлову (скульптор Р.Е.Амбарцумян). В 1995 году к 50-летию Победы был создан раздел музея, посвященный военной тематике, в 1998 году - раздел, посвященный жертвам сталинских репрессий.


Подобные парки существуют во многих странах мира, но московский парк уникален тем, что в нем собраны работы художников разных поколений и стилей, представлены произведения всего периода развития российской скульптуры ХХ и начала XXI века.

________________________________________ ________________________________________ __________

Координаты Парка искусств "Музеон": 55.736842°N, 37.609162°E