Музыкальное произведение шарманщик. Волшебные звуки шарманки

Сегодня мы продолжим тему интересных музыкальных инструментов (вспомните занятие №014 " "). Папа Карло из сказки "Буратино" был шарманщиком! Будем слушать с детьми "Шарманщик поет" Петра Чайковского и "Шарманка" Дмитрия Шостаковича. Крутите ручку воображаемой шарманки, рисуйте звуки шарманки и фантазируйте, творите и погружайтесь в прекрасный мир классической музыки.

Шарманка! Шарманка! Шарманщик! Смотрите! Он крутит ручку и звучит музыка, вот чудо, вот чудо! Вспомним сказку "Золотой ключик ". Кем работал Папа Карло, который сделал из полена Буратино? Он был шарманщиком.

Шарманка - это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Шарманка может исполнять одну или несколько мелодий. Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Её жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали шарманщику из окон мелочь.

"...Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто - сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки, и с ншпением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые..." (Л.Михеева).

"Шарманщик поет" Петр Ильич Чайковский (пьеса из "Детского альбома") - Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы "Шарманщик поет" взят итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка. Музыка напоминает вальс. Музыка печальная, грустная. Шарманка играет жалобно, певуче, грустно.

"Шарманка" Дмитрий Дмитриевич Шостакович - беззаботная, игривая, веселая, шутливая, задорная, забавная, бодрая музыка, похожая на танец польку. Повторяются одни и те же звуки, имитируя кручение ручки шарманки, однообразно и монотонно.

Ход нашего занятия:

  1. Расскажите своими словами, что такое шарманка , покажите как шарманщик крутит шарманку, в какие времена шарманка использовалась и для чего. Покажите иллюстрации шарманки, шарманщиков. Ключевое здесь - своими словами! Не нужно зачитывать определения из словарей. Прочитайте стихотворение, цитату, но основной текст, пожалуйста, расскажите своими словами.
  2. Послушайте "Шарманщик поет" Петра Чайковского . Напомните детям, что эта пьеска из "Детского альбома", с которым вы уже успели познакомиться на прошлых занятиях. Старайтесь подобрать как можно больше прилагательных для описания музыки, характера и настроения.
  3. Послушайте "Шарманка" Дмитрия Шостаковича . Это новый для нас композитор. Спросите деток о настроении музыки. Сравните с "Шарманщик поет", обсудите в чем различия и почему.
  4. Потанцуйте под музыку , подвигайтесь под "Шарманщик поет" и "Шарманка". Двигайтесь произвольно. Крутите шарманку, танцуйте на улицах города, мечтайте у окошка по заунывную песню шарманщика.
  5. Рисуйте карандашами, красками, мелками, ручкой, фломастерами. Чем пожелают ваши маленькие слушатели. Обсудите нарисованные образы, ещё раз описывая музыку. Спросите какое произведение понравилось больше и почему, какое хотелось бы послушать ещё разок.

Афанасий Афанасьевич Фет

Шарманщик

К окну я в потёмках приник -
Ну, право, нельзя неуместней:
Опять в переулке старик
С своей неотвязною песней!

Те звуки свистят и поют
Нескладно-тоскливо-неловки...
Встают предо мною, встают
За рамой две светлых головки.

Над ними поверхность стекла
При месяце ярко-кристальна.
Одна так резво-весела,
Другая так томно-печальна.

И - старая песня! - с тоской
Мы прошлое нежно лелеем,
И жаль мне и той и другой,
И рад я сердечно обеим.

Меж них в промежутке видна
Ещё голова молодая, -
И всё он хорош, как одна,
И всё он грустит, как другая.

Он предан навеки одной
И грусти терзаем приманкой...
Уйдешь ли ты, гаер седой,
С твоей неотвязной шарманкой?..

Скачайте музыку и иллюстрации к занятию классической музыкой с детьми "Под дубом - 365" в нашей группе Вконтакте по ссылке -

Музыкальная гостиная

«Волшебные звуки шарманки»

Калинина Ирина Петровна,
Брызгалова Елена Александровна,
музыкальные руководители МБДОУ № 4,
г. Мурманск

Задачи:
1) Формировать основы музыкальной и художественной культуры.
2) Продолжать знакомство с творчеством П.И. Чайковского.
3) Вызывать эмоциональный отклик на классическую музыку.
4) Развивать творческую инициативу при передаче танцевальными движениями различного характера музыки.
5) Воспитывать устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальное произведение.

Материал и оборудование:
Ширма, шарманка, сундук, 2 сабли. Музыкальные инструменты: механическая маленькая шарманка, 2 барабана, 2 треугольника, 8 бубнов, 2 ксилофона, 6 колокольчиков, тарелки. Кукла бибабо – Баба-Яга. Детские костюмы: кукол, солдатиков, цветка; взрослые: шарманщика, куклы.

Персонажи:
Шарманщик, большая кукла, 4 куколки, 4 солдатика, 2 девочки-цветка.

Сценарий музыкальной гостиной:

Дети-зрители заходят в зал и занимают свои места.
Ведущий: Сегодня мы услышим и увидим музыкальную сказку, а поможет нам музыка Петра Ильича Чайковского, садитесь поудобнее, сказка начинается …

Фрагмент пьесы «Апрель».

Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капля на снег, пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, расцвел голубой цветок (звучит музыка, поднимается цветок). Смотрит на снег и удивляется.
Цветок (девочка): А не рано ли я проснулся? (Звучит пение птиц). Нет, не рано, пора-пора, запели птицы, зажурчал ручей, зазвенел апрель!
Ведущий: Тихо. Утро раннее.
Чудо-песенка звенит на лесной проталине,
Чей-то нежный голосок еле-еле слышен –
И, расправив лепестки, из-под снега вышел?

Фрагмент пьесы «Апрель» . (Танец цветка).

Ведущий: (Цветок берёт в руки механическую шарманку, играет).
Динь-Дон, Динь-Дон, открываем мы альбом,
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят много лет тому назад.
Нарисованы картинки – не карандашами,
Музыкальные картинки встанут перед нами. (В. Берестов)

Ведущий: Жил-был Кукольник. Всю жизнь он ходил по дорогам со своей любимой шарманкой и большим сундуком, в котором лежали его куклы. Заиграет шарманка и начинается кукольное представление. Его куклы были как живые люди – умели, и плакать и смеяться…и вот однажды…

Фрагмент пьесы «Шарманщик поет» . (Входит шарманщик).

Шарманщик: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! (Ответ детей).
Как же я рад, что моя любимая шарманка опять тихонько запела свою мелодию, она так соскучилась по прежней жизни, когда мои куклы давали представление и веселили народ.
Ведущий: Уважаемый шарманщик, мы бы тоже очень хотели увидеть Ваших кукол и послушать волшебные звуки шарманки.

Шарманщик: Моя шарманка тайнами и песнями полна
Секреты музыкальные откроет вам она!
Вновь колесо шарманки сейчас я закручу,
И представленье кукол для вас сейчас начну!

Меняется картинка, солдатики идут,
Все дружно маршируют и в барабаны бьют!

«Марш деревянных солдатиков» (4 мальчика, 2 барабана, 2 ружья).

Шарманщик: Бравые солдатики так громко били в свои барабаны, что разбудили всех остальных кукол, и даже злая Баба-Яга вылетела на своей метле и закружила в поисках избушки на курьих ножках и своих верных слуг: диких гусей-лебедей и старого ворона.

Звучит фрагмент пьесы «Баба-Яга».
(На ширме кукла бибабо Баба-Яга летает на метле, на последних аккордах забегает большая кукла, пугается и садится на кресло, опустив голову).

Шарманщик: Баба-Яга так напугала большую красивую куклу, что та заболела.

Звучит фрагмент пьесы «Болезнь куклы».
(На последних звуках в зал заходят маленькие куколки).

Шарманщик: И другие маленькие куколки собрались возле неё и тихо заплакали. (Куколки трут глазки кулачками).
Шарманщик: А потом, чтобы как-то развлечь большую куклу, они стали вспоминать, как хорошо им было, когда они каждый день давали представление, а люди смеялись! И все игрушки захлопали в ладоши и даже запрыгали.

Фрагмент пьесы «Новая кукла».

Шарманщик (крутит ручку механической шарманки):
Меняется картинка, и куклы не грустят
Все радостно танцуют и веселят ребят!

Пьеса «Вальс» и «Танец кукол».

Шарманщик: Неожиданно в комнату ворвался стремительный солнечный луч и напомнил куклам, как они путешествовали и побывали в прекрасной стране Италии.
Меняется картинка, вновь музыка слышна
И звуками Неаполя наполнена она.
(Крутит ручку механической шарманки).
Звенит весёлый бубен, труба зовёт вперёд,
Играет, веселиться, мой кукольный народ!

Пьеса «Неаполитанская песенка» в исполнении детского оркестра.

Шарманщик: Дорогие мои куклы, я приглашаю вас опять отправиться со мной в путь — дорогу, мы снова будем давать представления и веселить людей. Согласны?
Куклы: Да!
Шарманщик: Со старенькой шарманкой я не расстаюсь,
Она приносит радость, и отгоняет грусть.
Со старенькой шарманкой и нам уж в путь пора.
Мы славно веселились! До встречи, детвора.
(Звучит музыка, шарманщик и дети уходят из зала)

Ведущий: Вот и закончилась наша музыкальная сказка, она вам понравилась? Какая музыкальная пьеса Петра Ильича Чайковского запомнилась вам особенно? (Ответы детей).
Бим-бом, бим-бом, закрывается альбом,
Не простой, а музыкальный, сочиненный для ребят,
Много лет тому назад.

«Шарманка играла не без приятности, но в средине её, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: «Мальбрук в поход поехал». (Николай Васильевич Гоголь)

Все, кто читал «Мёртвые души», наверное, помнят, что Ноздрев вместе с мертвыми душами пытался продать Чичикову и шарманку, уверяя его, что она сделана «из красного дерева».

Но большинство из нас вспомнили о шарманке благодаря песне Николая Баскова. Он поёт о ней так трогательно, что сердце ностальгически печалится…

Когда-то была популярной и даже привычной в наших городах, об этом можно судить хотя бы по частым упоминаниям о ней в произведениях классиков. Но уже давно никто не ходит с шарманкой по улицам… Может быть зря?


Что же такое шарманка?

Это музыкальный инструмент в виде ящика – небольшой переносный механический органчик, Который переносят на плече на лямке. У шарманки отсутствует клавишный механизм, внутри находятся валик со штырьками и железные пластинки с «хвостиками», звучать его заставляют, вращая ручку, валик начинает крутиться и расположенные в нужном порядке штырьки задевают за «хвостики».

Звучание у шарманки монотонное и чаще всего печальное, чаще всего многократно повторяемая просьба, но может быть и приятная мелодия. На одном валике записана только одна мелодия, поэтому, чтобы шарманка начала исполнять другую валик заменяют. Но валики были дорогими, поэтому бедные бродячие музыканты не могли позволить себе их замену.

У старых изношенных шарманок звук становился невнятным, отсюда родилась пословица: «Ну, опять свою шарманку завёл!..»

В XX веке используют уже не валики, а перфорированные бумажные ленты, на которых каждому звуку соответствует определенное отверстие. В наше время можно приобрести язычковую шарманку, которая продаётся в для детей.

Никто не знает, когда появилась первая шарманка.

По одной из легенд великий Конфуций ещё в VI веке до н.э. семь дней подряд наслаждался звучанием мелодий на «ребрах тигра» – металлических пластинах, издающих звуки различной высоты.

По словам исследователей, шарманка в Западной Европе появилась в конце XVII века и использовалась для обучения певчих птиц. Поначалу этот инструмент так и называли «птичий органчик». Его называли по-разному: serinette – «чижовка» или merlies –«дроздовка».

Но потом он приглянулся . И первой мелодией, которую исполнила шарманка для своих слушателей, была французская песенка «Прелестная Катарина» – «Charmant Katarina». И как считают многие, именно от французского названия песни произошло название инструмента – шарманка.

Но с тем, что родиной шарманки является Франция, абсолютно не согласны итальянцы. Они утверждают, что музыкальный инструмент, представляющий собой нечто среднее между органом и гармоникой, в 1702 году создал итальянский изобретатель Барбьери. Его шарманка, если крутить её ручку воспроизводила 6-8 мелодий, записанных на валике.

Название шарманки так же связывают с именем итальянского мастера Джованни Барберри, который одним из первых стал массово изготавливать шарманки. Объяснение таково – французское слово шарманка – orgue do Barbarie, буквально «органчик из страны варваров», то есть искажённое orgue do Barbcri.


Швейцарцы настаивают, что механизм истинной шарманки был создан позже – его изобрёл в 1769 году их соотечественник, механик Антуан Фавр.

А голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на свет в Голландии 500 лет назад. И даже предъявляют чертёж конца XV века, но настолько ветхий, что невозможно понять, что же там изображено.

Из самых старых шарманок сохранились только инструменты, сделанные во Франции в начале XVII века.

Возможно, самым первым отразил шарманку в литературе Гёте. В таком качестве она прослужила до конца 1930-х годов.

Жители высокогорных районов Франции, где жили бедняки, при наступлении голода, отправляли своих детей выступать на улицах городов богатой Германии с дрессированными сурками и примитивными шарманками. На ярмарках, и на улицах дети показывали различные фокусы со своими четвероногими кормильцами, их выступления сопровождались пением под шарманку.

Одного из таких актёров, простого крестьянского мальчика, выступавшего с танцующим сурком под песню «Прошёл уже я много стран» Гёте сделал персонажем своей пьесы «Ярмарка в Плундерсвейлерне». Позднее Бетховен написал музыку на этот текст. Так появилась на свет песня, известная в России как «Сурок».

В Германии шарманку, которая сменила лиру, называли «лира в ящике» – Leierkasten. Другое её немецкое название – «вертящийся орган».

Шарманка настолько пришлась по душе немцам, что они сложили о ней несколько пословиц: «Лучше играть на шарманке, чем ничего не делать», «Плох тот шарманщик, что знает только одну песенку», «В доме шарманщика танцует каждый».

В Англии шарманку называли barrel organ – тоже от слова орган.

В царскую Россию шарманка сначала попала в конце XVIII века из Польши на Украину. И благодаря часто звучавшей на шарманке песни «Прекрасная Катрин» – Charmante Katharine, на Украине её стали называть «катеринкой». И уже в начале XIX века шарманка распространилась по всей России.

Интересно, что тогда были не только маленькие шарманки, но и большие, размером со шкаф, которые перевозили на телеге.

Д. В. Григорович в своём очерке «Петербургские шарманщики» из «Физиологии Петербурга» предположил, что шарманку изначально могли называть – ширманка.

Объяснял он это так: «…И произошло от ширм, из-за которых Пульчинелла, почти всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных, появившиеся у нас оргАны были неразлучны с кукольною комедиею».

Кукольники действительно для своих представлений объединялись с шарманщиками, и с утра до вечера переходили с места на место, рассказывая о приключениях Петрушки. Кукольник носил на плече складную ширму и сундучок с куклами, а шарманщик свою часто весьма тяжёлую шарманку.

Остановившись на площади или улице, шарманщик начинал играть, привлекая зрителей, а кукольник, зайдя внутрь ширмы, готовился начать представление. Когда представление заканчивалось, в шапку, положенную на землю возле ширмы; падали мелкие монетки, артисты собирали свои пожитки и шли дальше.

Шарманщики ходили и без кукольников, играя на шарманке романсы, вальсы, любимые народом песенки. Их с удовольствием слушали жители окрестных домов и кидали из окон монетки.

Обычно их собирала обезьянка, которая была частой спутницей шарманщика и сидела у него на плече. Она так же участвовала в представление, танцевала под музыку и кувыркалась.

Иногда спутником шарманщика был попугай, который за медную монетку вынимал из коробки свёрнутые в трубочку билетики «со счастьем», на которых было написано, что ожидает гадающего в будущем.

Интересно, что шарманщики по сей день выступают на Ярмарках и площадях в Германии.
Обычно шарманщик – немолодой человек со старой шарманкой на тележке, купленной, как правило, на блошином рынке. У такого шарманщика имеется лицензия, выданная муниципальными властями.

Шарманщиков можно так же встретить на улицах Австрии, одеты они, как правило, в национальную одежду.

А в Дании шарманщиков принято приглашать на свадьбу, вероятно не только ради колорита, но и на счастье.

В Праге шарманщики играют возле Карлова моста и на Староместской площади в основном для привлечения туристов.

В Австралии шарманщики играют во время парадов.

И если честно, то я совсем не против того, чтобы и у нас зазвучала на улицах шарманка. Ведь нам всем так не хватает романтики и возможности остановиться хотя бы на миг и прислушаться не только к звуку шарманки, но и к самим себе.

Чернышев А.Ф. Шарманщик.

Сейчас вряд ли кто-нибудь помнит шарманку а когда-то она была очень распространена. Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто - с сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки и с шипением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые.


Существует легенда о том, что уже в VI веке до н.э. Конфуций семь дней беспрерывно наслаждался звучанием мелодий на «ребрах тигра» (металлических пластинах, издающих звуки различной высоты), считается, что этот механизм изобрел в 1769 году швейцарский механик Антуан Фавр.

Henry William Bunbury. 1785

В Западной Европе этот механический музыкальный инструмент появился в конце XVII века. Поначалу это был «птичий органчик» для обучения певчих птиц, а затем его взяли «на вооружение» бродячие музыканты.

Emil Orlik. 1901

Так появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. Крутишь ручку — раздается музыка. Чаще всего звучал тогдашний шлягер «Прелестная Катарина» (по-французски «Сharmant Katarina») От названия песенки и произошло название инструмента — шарманка.

Одним из первых мастеров, занимавшихся изготовлением шарманок, был итальянец Джованни Барбери (отсюда происходит французское наименование этого инструмента — orgue do Barbarie, буквально «органчик из страны варваров», искаженное orgue do Barbcri). Немецкое и английское наименования этого инструмента также включают в себя корневую морфему "орган". Да и в русском языке "органчик" часто выступает в качестве синонима "шарманки": «В комнате находились еще мальчик-шарманщик, с маленьким ручным органчиком...» (Достоевский. Преступление и наказание).

В Россию шарманка пришла в начале XIX века, и знакомство россиян с новым инструментом началось именно с французской песенки «Шарман Катрин». Песенка сразу всем очень понравилась, а к инструменту прочно пристало название «катеринка», украинское "катерника", белорусское "кацерынка", польское "katarynka, или «лее шарманка».

Есть ещё предположение, что первичным было название не шарманка, а ширманка.

«…И произошло от ширм, из-за которых Пульчинелла, почти всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных появившиеся у нас оргАны были неразлучны с кукольною комедиею» (очерк «Петербургские шарманщики» из «Физиологии Петербурга» Д. В. Григорович).

В.Г. Перов. Шарманщик.

Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И было это лет 500 назад. Однако из вещественных доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. Из тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан во Франции в начале XVII века.

R. Zink.The Farandole. 1850

Зачастую нам кажется, что шарманка — это просто большая музыкальная шкатулка и мелодия рождается в ней с помощью валика со штырьками и железной пластинки с «хвостиками». Валик крутится, расположенные в нужном порядке штырьки задевают за «хвостики» — вот вам и «На сопках Маньчжурии». Однако не все так просто. Да, существуют шарманки с таким механизмом и даже с механизмом ксилофона, когда штырьки валика задевают музыкальные молоточки, ударяющие по металлическим клавишам, но это уже производные.

Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку — ворот. Эта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублениями — шпильками. Валик, вращаясь, приводит в движение рычаги, которые, цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в заданном порядке. В свою очередь, рычаги приводят в движение трости, которые открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым и звучит мелодия.

Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6−8 мелодий, записанных на валике. Такие «кулачковые устройства» были известны еще со времен античности: маленькие выступы-«кулачки» крепятся на вращающихся цилиндрах или дисках, попеременно включая звучание той или иной ноты. На одном валике записывалась только одна мелодия, но валик было нетрудно заменить.

В 20-м веке вместо валиков стали использовать перфорированные бумажные ленты, на которых каждому звуку соответствует определенное отверстие. Нередко шарманка снабжается приспособлением, которое специально звук прерывистым и дрожащим, чтобы лучше удавалось «выжать слезу» у слушателей. Но еще бывали язычковые шарманки — сейчас они попадаются в качестве детских игрушек. Со временем колки шарманки стирались, звук становился невнятным и навязчивым - отсюда «Ну, опять свою шарманку завел!..»

Репертуар шарманок составляли наиболее популярные песни старого времени, к примеру: «Матушка-голубушка», «Вдоль по Питерской». Но шлягером начала прошлого века была песня «Маруся отравилась». Песня вышла в 1911 году на пластинке Нины Дулькевич, с авторством Якова Пригожего, пианиста и аранжировщика московского ресторана "Яр".

Песня сохраняла популярность на протяжении десятилетий. Есть запись цирковой клоунады 1919 года "Шарманка", где звучит песенка "Маруся отравилась" в исполнении знаменитого клоуна-акробата Виталия Лазаренко.

Мне прыгать что-то надоело

И, граждане, признаюсь вам,

Я за другое взялся дело:

Хожу с шарманкой по дворам.

Шарманки звуки-то тоскливы,

А то бравурны иногда.

Вам всем знакомые мотивы

Она играет хоть куда!

Кукольники для своих представлений объединялись с шарманщиками, и с утра до вечера ходили с места на место, повторяя помногу раз приключения Петрушки. Шарманщик выступал и в роли «понукалки» — представлял зрителям Петрушку, спорил с ним, подсказывал, предупреждал или пытался отговорить от дурных поступков, играл на шарманке или других музыкальных инструментах.

100—200 лет назад шарманщики ходили по дворам и играли популярные романсы, вальсы или любимые в народе массами песни вроде «Разлуки» Жители окрестных домов слушали уличную музыку и бросали шарманщику из окон мелкие монетки. Иногда у шарманщика на плече сидела обезьянка, которая участвовала в выступлении, — она строила рожицы, кувыркалась на земле и даже танцевала под музыку.

Или же компаньоном был большой попугай или дрессированная белая мышь, которые за копеечку вынимали из коробки свернутые в трубочку билетики «со счастьем» - на бумажке было написано, что ожидает человека в будущем. Часто вместе с шарманщиком ходил совсем маленький мальчик и тоненьким голоском пел жалобные песни (о судьбе уличных музыкантов лучше всего почитать роман Гектора Мало «Без семьи»).

Из повести И. Т. Кокорева «Саввушка» мы узнаем о тех музыкальных пьесах, которые входили в репертуар шарманщиков: «Тройка удалая», «Ты не поверишь», (Соловей», «Барыня», «полька», «валец». Здесь по упомянута еще одна чрезвычайно популярная мелодия — ее исполняла знаменитая шарманка Ноздрева в «Мертвых душах». Как сказано у Гоголя, «Шарманка играла не без приятности, но в средине ее, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: „Мальбрук в поход поехал", а „Мальбрук в поход поехал" неожиданно завершался каким-то давно знакомым вальсом». Ноздрев пытается всучить шарманку Чичикову вместе с мертвыми душами, утверждая при этом, что она сделана «из красного дерева».

Позднее в репертуар шарманщиков вошли и другие мелодии: чувствительные романсы «Под вечер осени ненастной» и «Отворите окно, отворите» [ мемуары И. А. Белоусова «Ушедшая Москва»]. А шарманка, с которой выступали герои купринского «Белого пуделя», играла «унылый немецкий вальс» композитора И. Ф. Ланнера и галоп из оперы «Путешествие в Китай».

"Шарманка" не раз упоминается в произведениях Ф. М. Достоевского. Герой повести «Бедные люди» Макар Девушкин встречает шарманщика на Гороховой улице в Петербурге, причем артист не только играет па шарманке, но и демонстрирует публике танцующих кукол: «Прошел один господин и бросил шарманщику какую-то маленькую монетку; монетка упала прямо в тот ящик с огородочкой, в котором представлен француз, танцующий с дамами».

Шарманщики были очень популярны во Франции, Германии, России и Италии. Подробное описание петербуржского шарманщика можно прочесть у Дмитрия Григоровича: "Разодранный картуз, из-под которого в беспорядке вырываются длинные, как смоль, черные волосы, осеняя худощавое загоревшее лицо, куртка без цвета и пуговиц, гарусный шарф, небрежно обмотанный вокруг смуглой шеи, холстинные брюки, изувеченные сапоги и, наконец, огромный орган, согнувший фигуру эту в три погибели, все это составляет принадлежность злополучнейшего из петербургских ремесленников - шарманщика".

Корзухин Алексей Иванович. Петрушка.

- «Herr Володя, глядите в тетрадь!»

- «Ты опять не читаешь, обманщик?

Погоди, не посмеет играть

Nimmer mehr этот гадкий шарманщик!»

Золотые дневные лучи

Теплой ласкою травку согрели.

- «Гадкий мальчик, глаголы учи!»

О, как трудно учиться в апреле!..

Наклонившись, глядит из окна

Гувернантка в накидке лиловой.

Fräulein Else сегодня грустна,

Хоть и хочет казаться суровой.

В ней минувшие грезы свежат

Эти отклики давних мелодий,

И давно уж слезинки дрожат

На ресницах больного Володи.

Jan Michael Ruyten

Инструмент неуклюж, неказист:

Ведь оплачен сумой небогатой!

Все на воле: жилец-гимназист,

И Наташа, и Дорик с лопатой,

И разносчик с тяжелым лотком,

Что торгует внизу пирожками…

Fräulein Else закрыла платком

И очки, и глаза под очками.

Не уходит шарманщик слепой,

Легким ветром колеблется штора,

И сменяется: «Пой, птичка, пой»

Дерзким вызовом Тореадора.

Fräulein плачет: волнует игра!

Водит мальчик пером по бювару.

- «Не грусти, lieber Junge, — пора

Нам гулять по Тверскому бульвару.

Ты тетрадки и книжечки спрячь!»

- «Я конфет попрошу у Алеши!

Fräulein Else, где черненький мяч?

Где мои, Fräulein Else, калоши?»

Не осилить тоске леденца!

О великая жизни приманка!

На дворе без надежд, без конца

Заунывно играет шарманка.

Марина Цветаева. Вечерний альбом.

Маковский Владимир Егорович. Шарманщик. 1879

Rupert Bunny. Artist in Paris.

Валерий Крылатов. Парижский шарманщик. 1995

Николай Блохин. Продавец счастья.

Carl Henry d"Unker.

Fritz von Uhde.

Маковский Владимир Егорович.

François-Hubert Drouais.

Способности юного композитора проявились в раннем возрасте. Уже с 5 лет Чайковский свободно играл на фортепиано. А в восемь начал записывать свои первые музыкальные впечатления.

Мировую славу композитора и дирижера оставил после себя Петр Ильич Чайковский. Его жизнь полностью посвящена музицированию. Более 80 произведений написано композитором. Это оперы и балеты, симфонии и концерты для фортепиано, сюиты и струнные квартеты.

Ярким музыкальным языком обладает «Детский альбом» Чайковского. Содержаниецикла напоминает один день ребенка, с его играми и огорчениями. Фольклорность материла, удивительная мелодика сделали этот цикл востребованным и в наши дни.

Чайковский: «Детский альбом». История создания

Замысел композитора о написании детского цикла можно отнести к февралю 1878 года. Чайковский находился в заграничном путешествии. В одном из писем к знакомым он сообщает о желании создать небольшой сборник легких пьес для детского исполнения. По аналогии с «Альбомом для юношества» Шумана.

Опус был полностью окончен в мае 1878 года. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы. Глубину подтекста, сложный жизненный период скрыл под мелодичными интонациями Чайковский. «Детский альбом», история созданиякоторого связана с семьей сестры композитора, заслуживает того, чтобы называться шедевром...

Семья Давыдовых

Александра Ильинична, ее муж и дети всегда радовались приезду Чайковского в их дом. Село Каменка возле Киева - родовое поместье дворянской семьи Давыдовых. Сестра Чайковского, в замужестве Давыдова, с удовольствием принимала брата в этом большом, уютном доме.

Петр Ильич много времени уделял детям своей сестры. Он подолгу играл и гулял с ними. Умел рассказывать интересные истории о странах, в которых побывал. Со вниманием прислушивался к рассказам племянников о проведенном дне или разных событиях из их жизни.

Семь детей Александры Ильиничны наполняли поместье задорным смехом, веселыми играми. Под впечатлением от этой дружной семьи и был написан «Детский альбом». Он посвящен автором своему племяннику, Володе Давыдову.

«Детский альбом» Чайковского: содержание

Программное содержание цикла выстроено композитором в определенной последовательности. Искусствоведы логично делят опус на утро, день и вечер детского дня.

Игры, песни, танцы - просты и незатейливы пьесы Чайковского. «Детский альбом»по праву является источником вдохновения для детского творчества. Стихи, картины, в основе которых лежат миниатюры опуса, развивают детей. Позволяют интегрировать различные виды искусства, формируют целостное восприятие окружающего мира.

По неизвестной причине порядок миниатюр был изменен. Существуют отличия в рукописном варианте автора и печатном виде. Скорее всего, композитор, Чайковский Петр Ильич,не придал значения небольшим перестановкам. Поэтому «Детский альбом» печатается с изменениями до наших дней.

Непростой период жизни

В непростой жизненный период создавал Чайковский «Детский альбом». Все началось с его женитьбы на Антонине Милюковой. Она была студенткой консерватории и большой поклонницей композитора.

Их семейная жизнь не сложилась. Трудно сказать, почему. На этот счет есть разные версии. Известен факт, что Чайковский хотел покончить жизнь самоубийством в связи с этой неудачной женитьбой. Его нежелание жить именно с этой женщиной вынудило разорвать отношения.

Чайковский на полгода отправляется в заграничное путешествие. Именно там ему приходит мысль о написании альбома для детей. В работе и творчестве видел композитор выход из душевного кризиса.

Две версии «Детского альбома»

Существуют две версии трактовки «Детского альбома». Искусствоведы уверены, что трагичность некоторых миниатюр напрямую связана со сложными брачными отношениями автора.

Первая версия. Обычный день ребенка - с его играми, танцами, чтением книг и мечтательностью.

Вторая версия. Она символизирует человеческую жизнь. Пробуждение чувств и личности, размышления о религии и боге. и радость молодости сменяются первыми утратами, горем. Затем идут целые годы странствий по разным странам в желании восстановить Возвращение домой, размышления о смысле жизни и равноправии смерти. А в заключение - покаяние и подведение итогов, примирение с собой.

Номера «Детского альбома»

  1. «Утренняя молитва».
  2. «Зимнее утро».
  3. «Игра в лошадки».
  4. «Мама».
  5. «Марш деревянных солдатиков».
  6. «Болезнь куклы».
  7. «Похороны куклы».
  8. «Вальс».
  9. «Новая кукла».
  10. «Мазурка».
  11. «Русская песня».
  12. «Мужик на гармонике играет».
  13. «Камаринская».
  14. «Полька».
  15. «Итальянская песенка».
  16. «Старинная французская песенка».
  17. «Немецкая песенка».
  18. «Неаполитанская песенка».
  19. «Нянина сказка».
  20. «Баба-Яга».
  21. «Сладкая греза».
  22. «Песня жаворонка».
  23. «Шарманщик поет».
  24. «В церкви».

Утренний цикл

Утренний цикл состоит из пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама». Чайковский «Детский альбом»писал под впечатлением от своих многочисленных племянников. Их распорядок дня, игры и забавы он передал в своем сочинении.

«Утренняя молитва» . С нее начинался и заканчивался день взрослых и детей. В музыкальной пьесе композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской непосредственностью проникнута интонационная беседа ребенка с богом.

«Зимнее утро» . Встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.

«Игра в лошадки» . Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.

«Мама» . Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы. Душевные переживания находят свое отражение в гибкой интонации. Мелодичным голосоведением передает общение с мамой музыка. «Детский альбом» Чайковскогопроникнут богатыми нюансами гармонизации и детских переживаний.

Дневной цикл

Дневной цикл состоит из игр и развлечений, танцев и песен. Энергичные, полные веселья пьесы сменяются первыми детскими потерями и горем. «Детский альбом» Чайковского, содержание его дневного цикла в частности, имеет четкое подразделение на игры девочек и мальчиков, на песни разных стран и танцы.

«Марш деревянных солдатиков» . Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.

«Болезнь куклы» . Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными средствами. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами.

«Похороны куклы» . Первое детское горе всегда глубоко и значительно. Искренние переживания, слезы композитор рисует с уважением к трагедии и личности ребенка.

«Вальс» . Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передаетЧайковский. «Детский альбом» (вальс в особенности) наполнен легкими аккордами, напевной мелодией, которая увлекает в кружение танца.

«Новая кукла» . Радостью и счастьем проникнуто настроение миниатюры. Живой бег, взволнованное биение сердца передает музыка пьесы. Стремительная мелодия вобрала в себе целую гамму чувств - восторг, изумление, радость.

Песни и танцы

В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские песни и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты детей, их разговоры, прогулку в деревню. Различными по звучанию танцами чередуются песни Чайковского. «Детский альбом»передает всю непоседливость детского возраста.

«Мазурка». Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у русских композиторов. Шумными, живыми акцентами, ритмичностью проникнута мазурка. «Детский альбом» Чайковский задумывал как насыщенность внутренних переживаний и действий ребенка. Поэтому даже в подвижной мазурке прослушивается легкий переход на грусть и мечтательность.

«Русская песня» . Мелодия пьесы - обработка русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Ладовые изменения с мажора на минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применил их в своей обработке.

«Мужик на гармонике играет» . Эта пьеса - образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.

«Камаринская» . Это народная плясовая песня с вариациями. Чайковскому удалось точно передать звук волынки в басовом остинато, интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники.

«Полька» . Задорный чешский танец использовал в цикле Чайковский. Полька из «Детского альбома» легка, как бальный танец того времени. Грациозный мотив рисует девочку в нарядном платье и туфельках, которая танцует на носочках изящную польку.

Песни дальних стран

Этот раздел посвящен песням дальнего зарубежья. Колорит стран с легкостью передает композитор. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии, Турции и Швейцарии.

«Итальянская песенка» . В ней Чайковский точно передает аккомпанемент гитары или мандолины, столь любимых в Италии. Энергичная, игривая песенка напоминает вальс. Но в ней нет плавности танца, а есть южная оживленность и порывистость.

«Старинная французская песенка» . Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность была присуща средневековой Франции с ее менестрелями. Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную.

«Немецкая песенка» . Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются интонации йодля. Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп.

«Неаполитанская песенка» . Звучание слышится в этой пьесе. Неаполь - один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан.

Вечерний цикл

Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва.

«Нянина сказка» . Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки.

«Баба Яга» . Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра - настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.

«Сладкая греза» . И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.

«Песня жаворонка» . Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. А с ним - и пение жаворонка с его трелями и высоким регистром.

«Шарманщик поет» . Протяжные звуки движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.

«В церкви» . Начинает и заканчивает «Детский альбом» молитва. Такая арка обозначает подведение итогов дня (вечер) или настрой на хорошие поступки (утро). Во времена композитора обязательными были ежедневные молитвы. В них благодарили бога за проведенный день, просили милости и помощи в трудностях.

Цикл для детей

Чайковский Петр Ильич стал одним из первых русских композиторов, который написал цикл фортепианных пьес для детского исполнения. Это технически несложные пьесы, доступные пониманию ребенка. Цикл полностью состоит из занимательных музыкальных миниатюр.

Каждая пьеса представляет собой цельное произведение. Проигрывая миниатюры из цикла, ребенок решает разные художественно-исполнительские задачи. Плавность и напевность сменяются отрывистым маршем, минорность грусти - радостным мажором.

Из 24 пьес состоит«Детский альбом» Чайковского. Содержаниецикла передает простоту и насыщенность детской жизни. Огорчение, веселье, игры, забавные танцы выстроены композитором в сюжетную линию.

Сотрудничество и творчество

В музыкальных школах, кружках вот уже более ста лет звучат пьесы Чайковского. Различие их интерпретаций зависит от музыкального образа, который вкладывает в миниатюры тот или иной исполнитель.

Яркая драматургия альбома позволяет сотрудничать с композитором. После прослушивания опуса дети создают картины, стихи, пьесы собственного сочинения. Творческий процесс позволяет полностью погрузиться в эмоционально-музыкальную интерпретацию «Детского альбома».