Начальная школа импровизации на четырёхструнной бас-гитаре. Основы игры на бас-гитаре Ещё одно упражнение

Если Вы заучили как расположены ноты на шестиструнной гитаре, то без труда выучите ноты на Бас гитаре. Дело в том, что они полностью повторяют строй шестиструнки, только без первых двух струн, на одну октаву ниже, чем четыре басовые струны на шестиструнной гитаре.

В табличном виде ноты на БАС гитаре выглядят так, кроме этого вы можете скачать любую ноту на гитаре, просто кликнув на ней, если, конечно ваш броузер поддерживает аудио формат:

Струны обозначены от первой до четвёртой , лады от нулевого до двенадцатого . Четвёртая струна самая толстая, на гитару бас гитарист смотрит сверху, как - будто сам на ней играет.

Есть лады необозначенные нотами, значит это полутона, ставьте # или b , которые будут увеличивать или уменьшать ноту на полтона, и получайте соответствующую данному ладу ноту.

Напоминаем, что 12 лад полностью соответствует 0 ладу, просто все ноты на нем становятся на одну октаву выше.

максим

добавлено: 30.01.2018 11:14 [Сообщение N 30]

Ребят что бы перейти с шести на бас то запомните что все ноты переносяться на 3

Tanya

добавлено: 12.09.2017 20:49 [Сообщение N 29]

Да, про ноты. Меня тоже после фано смущает октава на басу.
Если я играю октаву на соль, гамма у меня она получается как до мажор и между фа и соль полтона)))
я в тупике. Слух отказывается брать нормальную фа..
Пока снимала партии по слуху все было нормально -потом осмелела и решила закрепить, выучив раскладку. И все! Детство кончилось.. Сижу, ковыряю

Даша

добавлено: 30.05.2017 14:48 [Сообщение N 28]

Я вот не могу ни как понять ноты на гитаре. Я больше понимаю их на клавишах пианино. На клавишах там идёт всё по порядку, а на гитаре всё разбросанно.

queekeyde

добавлено: 09.08.2015 19:05 [Сообщение N 27]

А что с пятой струной?

MacLEOD

добавлено: 29.10.2014 13:02 [Сообщение N 26]

Цитата: На шестиструнке играю уже года три, но всегда мечтал научиться играть на басу. Пока не могу понять принципов игры.
Вопрос: Например, на гитаре играется аккорд Hm, а за ним Em, затем С, а потом Am. А на басу как это сыграть? где все эти "m" и #m ???

Отвечу челу:) Пусть через два года познает дзен!

Все проще и сложнее одновременно.
Самое простое - это в ритм дергать H, затем E, затем C, затем A. Называется "игра по тоникам", и всякие миноры/мажоры на этом этапе забиваются в пень молотком.
Дальше идет сложнее, и вот тут миноры и мажоры нужны. Берется аккорд, допустим, Am и разбирается на составляющие ноты. И пока шестиструнка держит Am ты на басе играешь составляющие ноты, стремясь сделать как-то красиво. Ну и т.д.

Это вообще все другое, поэтому бас и относят к ритм-секции, он ближе к барабанам чем к гитаре:)

Всего сообщений: 30

Это мини-курс от удивительного итальянского бас гитариста Федерико Маламана (Federico Malaman) для развития техники обеих рук. В его основе лежит понимание мажорной гаммы и аккордов, которые строятся от ее ступеней.

Если построить трезвучие от первой ноты гаммы До-мажор, то мы получим одноименное трезвучие До-мажор (С) или, как его еще называют, тоническое трезвучие. Построив трезвучия от остальных нот гаммы мы получим ряд мажорных, минорных и одно уменьшенное трезвучие. Последовательность этих трезвучий будет одинакова для любой из 12 тональностей. Для До-мажора это C , Dm , Em , F , G , Am , Bdim , для Ля-мажора, например, это A , Bm , C#m , D , E , F#m , G#dim и так далее. Другими словами трезвучия, построенные от ступеней любой мажорной гаммы, будут чередоваться в следующем порядке: мажор(тоническое), минор, минор, мажор, мажор, минор, уменьшенное.

Упражнение 1


В этом упражнении играем шестнадцатыми нотами по ступеням аккордов C , Dm , Em , F , G , Am , Bdim , C . Все довольно просто и прямолинейно. Первый вариант играется так:

Во второй части Федерико показывает другую вариацию этого упражнения:

Упражнение 2


В этом упражнении Федерико показывает еще два варианта игры по ступеням аккордов C , Dm , Em , F , G , Am , Bdim , C . По сути, это продолжение Упражнения 1. Вот первая вариация данного упражнения:


И еще одна вариация этого упражнения:

Упражнение 3


В этом упражнении совмещены сразу два «подхода». Сперва движение идет восходящими терциями, затем движемся вниз по звукам аккорда и так для каждого аккорда из гаммы. Двигаясь терциями можно заметить, что они повторяют последовательность движения аккордов — мажор, два минора, два мажора, минор и уменьшенное (минорное).

Упражнение 4


Это упражнение является вариацией предыдущего, но здесь уже совмещены нисходящие и восходящие терции. Получилось весьма замысловато…

Упражнение 5


В этом упражнении движение начинается с VII ступени септаккорда и движется вверх по звукам аккорда. Нисходящее движение уже идет по звукам трезвучия. Хитрость этого упражнения в использовании малого баррэ в мизинце и указательном пальце.

Если вам понравились данные упражнения, я рекомендую скачать небольшой pdf файл, где собраны все 5 упражнений в развернутом виде. Упражнения 1 и 2 расписаны на нотном стане вверх и вниз на 1 октаву, точно так же как Маламан играет на видео. Упражнения 3 — 5 только вверх в одну октаву.

Из тех инструментов, без которых невозможно представить современную музыку, бас-гитара является одним из самых молодых. Первые модели появились в Америке в конце сороковых годов двадцатого века, а серийно стали выпускать, начиная с пятьдесят третьего года. Это были бас-гитары американской фирмы Fender, популярной до сегодняшнего дня модели "Fender Precision". Так как бас-гитара стала выполнять в ансамблях функции контрабаса, то сразу же получила очень широкую популярность. Благодаря, в первую очередь своей компактности, а так же значительно увеличенной, за счёт применения звукоусиливающей аппаратуры, громкости звучания. Также как и контрабас, первые модели бас-гитар имели четыре струны, настроенные подобно контрабасу. Первая струна (самая тонкая) - нота G (соль) большой октавы, вторая струна - нота D (ре) большой октавы, третья струна - нота А (ля) контроктавы, четвёртая струна (самая толстая) - нота Е (ми) так же расположена в контроктаве.

Бас - основа гармонии. Когда мы хотим понять, как называется тот или иной аккорд, то прежде всего, нужно найти самую низкую ноту в этом расположении, именно она и даёт название аккорду. Все остальные ноты, входящие в состав аккорда, лишь уточняют ладовые функции этого аккорда, в той или иной аккордовой последовательности.

Итак, аккорды называют "по басу". Вообще контрабас, как самый низко настроенный инструмент в оркестре, призван создавать гармонический фундамент для разного рода музыкальных построений. Но экспансия музыкальных взглядов, произошедшая в двадцатом веке, на основе научно-технического прогресса, а также значительно возросшая роль музыки в жизни современного общества, позволяют выдвинуть на первый план практически любой инструмент ансамбля или оркестра. Не стала исключением и бас-гитара, в разных стилях музыки её используют и как аккомпанирующий инструмент и как солирующий. Для расширения диапазона звучания инструмента, были разработаны и выпущены в продажу - пятиструнные, а так же шестиструнные модели бас-гитар. В пятиструнных моделях чаще всего добавляют ещё более толстую струну - В (си) субконтроктавы, а в шестиструнных добавляют одну струну вниз - В (си) субконтроктавы и одну струну вверх - С (до) малой октавы, доводя диапазон инструмента до четырёх октав.

Так как строй бас-гитар - "квартовый", все струны настроены по квартам, то все аппликатуры являются универсальными в любой части грифа, от любой струны. Это обстоятельство значительно облегчает процесс освоения любого количества струн на бас-гитаре.

С одной стороны в нашем восприятии бас-гитара чаще всего четырехструнный инструмент и никакой разницы, кроме ширины диапазона, между бас-гитарами с различным количеством струн нет. А с другой стороны - я хочу учиться играть на бас-гитаре, а никакой другой кроме шестиструнной или пятиструнной модели у меня нет!? Исходя из этих соображений, а так же для более целостного восприятия каждого диапазона отдельно от других, что даёт возможность максимально эффективно использовать преимущества пятиструнной или шестиструнной бас-гитары. В данном пособии представлены аппликатуры стандартных музыкальных фигур рассмотренных в теоретической части (гаммы, трезвучия, септаккорды и пентатоника) для четырёхструнной, для пятиструнной и для шестиструнной бас-гитары.

Роль, которую бас-гитара в основном выполняет в ансамбле можно назвать ритмически-гармонической. Она как бы связывает ритм барабанов с музыкальной гармонией. Так как понятие музыкального стиля прежде всего ритмическое поэтому именно бас-гитара вместе с ударными инструментами и создают ощущение того или иного стиля музыки (самба, румба, свинг, босанова, баллада и т.д.).

Вобщем современному бас-гитаристу очень часто приходится самому себе придумывать "партию" исходя из гитарной "гармонии" и того или иного стиля. Гитарной "гармонией" мы здесь называем аккордовую последовательность для песни или другого музыкального произведения, например: Gm7 | C9 | Fmaj7 |Bbmaj7 | Gm7 | A7 |Dm | Dm:||

Как видите всё достаточно просто, нужно разучить стандартные музыкальные структуры (гаммы, трезвучия, септаккорды и пентатонику) в мажорном и минорном вариантах, а так же слушать побольше разнообразной музыки, что бы иметь понятие о стилях.

С объективной точки зрения, искусство импровизаций на любом музыкальном инструменте, можно разделить на три составляющие: 1.Чувство ритма. 2.Чувство ладотональности. 3.Чувство формы.

Чувство ритма - вырабатывается осознанием "ритмической темперации". То есть выработке чёткого ощущения, многоуровневого, так сказать, дуольно-триольного деления темпоритма. Что даёт возможность в одном и том же темпе играть быстрые или медленные "фразы".

Чувство ладотональности - вырабатывается разучиванием музыкальных фигур (гаммы, трезвучия, септаккорды, пентатоника) рассматриваемых в данном пособии. Именно разучивание и исполнение предложенных гамм, арпеджио и т.д., даст возможность услышать как они "звучат", в смысле какая мелодия является итогом их исполнения. Важность подобных упражнений невозможно переоценить. Можно сказать сольфеджио на гитаре. Хотя по началу, связь этих упражнений с реальной музыкой не очевидна, то в итоге нельзя не согласиться с тем, что такой подход является "самой короткой дорожкой" к постижению "глубин" или "высот" музыкального искусства. Так как импровизация, в конце концов "дело слуха". Следовательно, его - "слух" в первую очередь и нужно развивать.

Чувство формы - вырабатывается при осознании элементарной, логической, музыкальной структуры называемой "квадрат". Минимальным квадратом является один такт. В общем, длинна квадрата может быть любой, так как зависит от характера исполняемой музыки, но стандартно различают: однотактовый квадрат, двухтактовый квадрат, четырёхтактовый квадрат, восьми, шестнадцати и т.д. тактовые квадраты.

Предлагаемая методика как раз и направлена на формирование и развитие у учащегося выше перечисленных качеств.

Сначала внимательно разучиваем аппликатуру, к примеру гаммы, за тем пытаемся сыграть, так как написано в нотах под табулатурой. Особое значение в процессе исполнения упражнений занимает "отстукивание" ногой сильных долей такта. Во первых это позволяет "правильно" слышать и передавать мелодию, а во вторых позволяет лучше и быстрее прочувствовать ритмическую темперацию. Собственно исполнение предложенных упражнений в "ритме" является "краеугольным камнем" методики данного пособия.

Сегодняшняя статья будет посвящена упражнениям по игре на гитаре. Эти упражнения призваны повысить технику и скорость игры. В дальнейшем они помогут Вам играть сложные музыкальные пассажи. Подготовительные этапы мы уже прошли: изучили , разобрались с тем, что такое и Теперь пришло время объединить все эти знания и применить их на практике. Наша задача научиться играть гаммы на гитаре. Как эти гаммы записываются на нотном стане, и какие там присутствуют ключевые знаки я, надеюсь, Вы ознакомились. Если нет, то в представлен весь список гамм и их ключевые знаки. Я представлю аппликатуру нескольких гамм. Лучше всего играть их медиатором (вниз-вверх-вниз-вверх). Так можно добиться чёткой и скоростной игры. Естественно начинать играть гаммы нужно в медленном темпе и желательно под .

Для того, чтобы понять, как играть гаммы на гитаре, нужно во-первых правильно расположить левую руку. В целом её положение аналогично тому, когда Вы зажимаете аккорды, только пальцы нужно держать чуть шире, чтобы они располагались над соответствующими ладами. С помощью минимизации своих движений Вы сможете добиться высокой скорости игры и беглости пальцев.

Положение левой руки

Теперь посмотрим на аппликатуру конкретных гамм для гитары. Показан гитарный гриф также, как на обычных . Для предельной ясности перечисляю струны сверху вниз: Ми[E]-Си[H]-Соль[G]-Ре[D]-Ля[A]-Ми[E]. Под грифом пронумерованы лады, а цифры в кружках обозначают номера пальцев, которыми следует зажимать струны. Можно также сказать, что это табулатуры гамм для гитары.

Гамма Соль Мажор

Гамма Соль Минор

Гамма До Мажор

Хотел бы вам показать ещё один вариант аппликатуры гаммы До Мажор.

Гамма До Минор

Гамма Ми Минор

Хочу уточнить, что играть гаммы ми минор и ми мажор на гитаре нужно с открытой шестой струны, так как это тоника – нота МИ (отмечено кружочком).

Гамма Ми Мажор

Гамма Ля Минор

Гамму нужно начинать играть с открытой 5-й струны. Именно поэтому название струны ля обведено в кружок.

Гамма Ля Мажор

Данная гамма также, как и предыдущая начинается с открытой 5-й струны.

Гамма Ре Минор

Гамма Ре Мажор

Гаммы Си Мажор

Думаю многие басисты рано или поздно задаются вопросом как играть аккорды на басу и заставить инструмент звучать гармонически более полно. Естественным первым шагом является попытка «пристроить» гитарные аккорды на бас гитару. Вооружившись небольшими познаниями в теории и здравым смыслом давайте посмотрим что интересного может из этого получиться.

Часть 1. Теория.

В этой части я кратко расскажу теоретический материал, который необходимо знать для лучшего понимания принципов построения аккордов на басу. Если вы уже знаете, что такое трезвучия, как они строятся, какие у трезвучия есть обращения, то можете смело пропустить эту часть и перейти ко второй. Если нет, то я рекомендую продолжать чтение. Я постарался изложить материал в максимально краткой и доступной форме без лишней «воды». Более подробно об этом написано в любом учебнике по элементарной теории музыки.

Трезвучие — простейший аккорд, состоящий из трех звуков расположенных (или которые могут быть расположены) друг за другом по терциям. Нота от которой строится трезвучие называется тоникой аккорда или примой. Второй звук или ступень трезвучия называется терцией, а третий — квинтой.
Терции в свою очередь могут быть большими (б.3) и малыми (м.3).
Давайте построим теперь несколько трезвучий. За тонику примем ноту G на третьем ладу струны E. Всего их будет четыре, по количеству сочетаний б.3 и м.3 между собой. Вот они (Пример 1):

  • б.3+м.3 — мажорное трезвучие;
  • м.3+б.3 — минорное трезвучие;
  • б.3+б.3 — увеличенное (мажорное) трезвучие;
  • м.3+м.3 — уменьшенное (минорное) трезвучие;

Пример 1. Мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное трезвучия построенные от ноты G

Легко заметить, что мажорность или минорность звучания трезвучия определяется по первой терции: б.3 для мажора и м.3 для минора.
Далее мы пока не будем рассматривать увеличенное и уменьшенное трезвучие, а сфокусируемся на мажорном и минорном, как самых употребительных.
Еще один термин, понимание которого очень важно для правильного голосоведения — обращение трезвучия.

Обращение трезвучия — аккорд, состоящий из звуков основного трезвучия, но построенный не от примы, а от терции (секстаккорд) или квинты (квартсекстаккорд) .
Этого теоретического материала пока что будет достаточно, поэтому перейдем к практике.

Часть 2. Аккорды на бас гитаре в тесном расположении.

Давайте сыграем мажорное трезвучие и его обращения на бас гитаре. За тонику как и раньше примем ноту G на третьем ладу струны E. На рисунке изображены диаграммы этих аккордов и точками обозначены лады, а цифрами обозначены пальцы, которыми нужно прижимать струны. Открытая струна обозначена кружком с цифрой «0». Струны E, A, D и G обозначены горизонтальными линиями в порядке снизу вверх (Пример 2).

Пример 2. G мажорное трезвучие и его обращения

В Примере 3 показаны диаграммы минорного трезвучия и его обращений. Проанализируйте их и обратите внимание что они отличаются от мажорных только одной нотой (терцией) и как эта нота смещается на грифе влево на один лад в каждой диаграмме.

Пример 3. G минорное трезвучие и его обращения

Когда звуки трезвучия располагаются в аккорде один за другим с интервалом не больше кварты, то такое расположение называется тесным . Сыграв эти примеры на басу, вы сразу же обнаружите что аккорды в тесном расположении звучат грязно и некрасиво, поэтому они редко используются в таком виде, особенно в нижнем регистре. Тем не менее эти аппликатуры имеют практическую ценность для арпеджио и они звучат аккордом намного лучше в верхнем регистре инструмента на более тонких струнах. Поэтому их следует хорошо выучить и ориентироваться в их расположении на грифе во всех тональностях. Попробуйте сыграть их за 12 ладом на струнах A, D и G.

Часть 3. Аккорды на бас гитаре в широком расположении.

Как мы выяснили ранее, аккорды в тесном расположении звучат неплохо только в верхнем регистре и на более высоких струнах. Это значит что мы теряем басовую основу аккорда и переходим в средний и верхний регистр инструмента. Это может быть приемлемо в определенных случаях, но как нам вернуть самые нижние ноты? Можно использовать открытые струны, и найти несколько интересных аппликатур с ними, но тогда мы ограничиваем себя в тональностях! Поэтому этот способ можно рассматривать только как дополнительный.

Ответ, как это обычно бывает, лежит на поверхности — нужно найти аппликатуры в широком расположении! Широкое расположение даст нам более «прозрачное» звучание т.к. интервалы между нотами аккорда будут шире — квинта и более, нижняя нота аккорда всегда будет на струне E, что даст нам хороший фундаментальный тон, а две остальные ноты будут браться на струнах D и G.

Вот аппликатуры G мажорного трезвучия и его обращений в широком расположении (Пример 4).

Пример 5. Основные трезвучия в закрытой позиции

Слева изображена аппликатура для C мажорного трезвучия. Она требует некоторой растяжки пальцев и поэтому может быть немного сложна для исполнения. Это зависит от размера ваших рук и мензуры инструмента. Но чем выше на грифе вы будете играть эту аппликатуру, тем она будет легче! Справа дана аппликатура для G мажорного трезвучия, но немного с другим сочетанием струн (E, A и G вместо E, D и G).

Думаю, для одного урока этой информации будет вполне достаточно и у вас появился материал над которым нужно хорошо позаниматься! Когда освоите его, попробуйте найти аппликатуры для минорных трезвучий в широком расположении. За дело!