Начало балета лебединое озеро. Лебединое озеро (балет)

Балет «Лебединое озеро» был заказан Чайковскому весной 1875 года дирекцией Московского большого театра. Инициатива, по-видимому, принадлежала тогдашнему инспектору репертуара, а в последствии управляющему императорскими театрами в Москве – В.П. Бегичеву, который был весьма известен в Москве как литератор, драматург и активный общественный деятель. Он же, совместно с балетным артистом В.Ф. Гельцером, явился и автором либретто «Лебединого озера».

Первые два действия были написаны композитором в конце лета 1875 года, весной 1876 балет был дописан и полностью инструментован, а осенью того же года в театре уже шла работа над спектаклем.

Премьера спектакля состоялась 20 февраля 1877 года на сцене Московского Большого театра.

НО… первым сценическим воплощением «Лебединого озера», достойным музыки Чайковского, явилась петербургская премьера балета, осуществленная в 1895 году М.Петипа и Л.Ивановым. Здесь хореография впервые открыла для себя и перевела на свой язык чудесную лирику произведения Чайковского. Постановка 1895 года послужила основой для всех последующих интерпретаций балета. Образ девушки-лебедя стал одной из классических ролей балетного репертуара, привлекательной и трудной, требующей от артиста блестящей виртуозности и тонкой лирической отзывчивости. Русская хореографическая школа выдвинула немало замечательных исполнительниц этой роли, и среди них непревзойденную по одухотворенности Галину Уланову.


Действующие лица


Владетельная принцесса
Принц Зигфрид - ее сын
Бенно - друг Зигфрида
Вольфганг - наставник принца
Одетта - королева лебедей
Фон Ротбард - злой гений
Одиллия - его дочь
Церемониймейстер
Вестник
Друзья принца, придворные кавалеры, лакеи, придворные дамы и пажи в свите принцессы, поселяне, поселянки, лебеди, лебедята

Сюжет по мотивам старинной немецкой легенды о прекрасной девушке, превращённой в белого лебедя. В четырех актах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя свое совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой.

В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покоренный её красотой и потрясенный её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом, Зигфрид клянется Одетте в вечной любви.

На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и оказывает предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его.

Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Ротбарту, олицетворяющему в балете образ фатума. Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. В сказке бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.


Галина Уланова - «Мона Лиза» русского балета
Замок Нойшванштайн и Лебединое Озеро

Давайте сначала разберёмся в том, какую роль играют лебеди и кто они такие в произведении "Лебединое озеро.

Сюжет

Жила на свете принцесса, очень красивая девушка, и однажды злой волшебник её заколдовал. Но колдовство было не стабильным, поэтому в течении дня девушка находилась в теле лебедя, а ночью, при свете Луны, колдовство рассеивалось и она превращалась снова в человека, в прекрасную девушку.
Когда её мать узнала о судьбе дочери, то заплакала и плакала так долго и много, что наплакала целое озеро. Именно на нём и поселилась принцесса.
К озеру прилетела стая лебедей, и оно так понравилось им, что решили остаться. А принцесса-лебедь была не только хороша собой в образе лебедя, но и имела прекрасную добрую душу. Настоящим лебедям так понравилась принцесса, что они стали называть её Лебединой Королевой.

Сколько белых лебедей в лебедином озере

Если брать за основу именно количество лебедей на озере, то в реальной жизни в среднем это примерно 15-20 особей, хотя бывали фиксированные моменты, когда стая состояла из 50 и более единиц.
Сколько лебедей в балете лебединое озеро?
Если говорить о балете, то количество лебедей в нём ограниченно лишь размером сцены. На площадке в Большом театре, в городе Москва, балерин, исполняющих сцены массовки во время спектакля, насчитывается примерно от 25 до 30 человек. Вполне достаточное количество, чтобы сопоставить с реальной стаей. На других площадках их количество меньше, от 9 до 20 человек.

В жизни, несмотря на то, что лебеди несут более одного яйца, в стае маленьких лебедей не много, примерно треть от общего количества особей.
А вот в балете их всего четыре на любой площадке. Почему именно 4 маленьких лебедя? Да так было задумано по сценарию, в котором есть сцена танца, так и называется "Танец маленьких лебедей". В классической постановке 1877 года, под грустную музыку выступило именно четыре балерины, от этого и отталкивались все остальные постановки. Хотя есть примеры, когда на сцене были три или более четырёх балерин.

Почему именно 4 маленьких лебедя

Несмотря на весь профессионализм артистов и их умение танцевать, считается, что танец маленьких лебедей один из сложных элементов в балете. Обусловлено это тем, что все балерины должны взявшись за руки исполнять одни и те же движения, и при ошибке одного из участников происходит сбой. Намного легче исполнить этот танец только трём балеринам, когда в центре становится ведомая и крайние танцовщицы исполняют то, что им позволяет ведомая. А вот с более четырьмя персонами этот танец исполнить гораздо сложнее, поэтому выбор сколько лебедей в лебедином озере и во избежания ошибок было решено остановится на четырёх исполнительницах.

Фильм снят на основе балета, исполняемого на сцене Большого театра и как в классической программе состоит из двух действия и четырёх картин.

Действие I

Картина 1

Старинный германский замок. Праздник дня совершеннолетия единственного сына - принца Зигфрида. На праздник пришли друзья и придворные. Главный руководитель праздника, мать принца - Владетельная принцесса. На празднике принца посвящают в рыцари. Теперь его жизнь определяется доблестью и долгом.
Вечереет, пир подходит к концу, звучат тосты в честь принца, его сверстницы требуют внимания, но сам принц в раздумьях, ему хочется идеальной, чистой любви. Гости уходят, оставив принца одного в его раздумьях в наступившей ночи. Появляется тень и принц понимает, что это его Судьба, но образ у неё Злого Гения. Судьба открывает перед молодым человеком тайны и манит его. Какое-то предчуствие не даёт покоя и Зигфрид уходит в мир мечты.

Картина 2

Увлечённый судьбой, принц оказывается на берегу ночного озера. В бликах воды перед ним появляется видение прекрасных девушек в образе лебедей, а в центре самую прекрасную из них - Королеву лебедей, Одетту. Зигфрид очарован её красотой и замирает. Принц потрясён и понимает, что в образе Одетты он видит свой идеал. Он влюбляется в принцессу-лебедь, признаётся в любви и клянётся в верности.

Действие II

Картина 3

Владетельная принцесса, мать Зигфрида, приглашает в замок невест и хочет найти для сына спутницу жизни. Она ставит принца перед выбором невесты и хочет, чтобы он заключил с ней брачный союз. Но Зигфрид поглощён воспоминаниями о принцессе-лебеди за которой скрывается прекрасная Одетта. Он танцует с девушками, но не проявляет к ним интереса, никто не подходит под образ его идеала.
В замке появляется новый гость, довольно странный рыцарь, со спутницей изумительной красоты,их сопровождают четыре чёрных лебедя. В спутнице рыцаря Зигфрид видит Одетту, но на самом деле это её двойник. Принц ничего не подозревая устремляется к девушке и теряет голову. А Злому Гению это только на руку и он испытывает чувства молодого человека. Двойник Одетты, на самом деле Одиллия, которая очаровывает принца игрой и Зигфрид называет её своей избранницей. В зале замка перед многочисленными гостями принц клянётся роковой клятвой в любви и верности. Но весь зал погружается в темноту и появляется образ настоящей Одетты. Зигфрид поздно понимает, что обманут и пытается устремиться вслед за образом настоящей избранницы.

Картина 4

Всё Лебединое озеро погружается в вести об нарушении клятвы принца. На берег приходит Зигфрид с просьбой о прошении, и Одетта прощает его. Но Судьба неумолима и теперь молодой человек не властен над ней.
Злой Гений радуется победе и на озеро насылает бурю, которая разъединяет влюблённых, но принц из последних сил борется со злодеем. В конечном итоге образ прекрасной Одетты исчезает в первых лучах солнца, и принц оказывается на берегу Лебединого озера один.

Лебединое озеро конец

Перед взором принца Зигфрида Лебединое озеро. Концовка фильма-балета драматическая. Обманутый Судьбой молодой человек лишился своей возлюбленной и лишь мечты и воспоминания остались у него на всю жизнь. А что случилось с Одеттой? Она так и осталась на всю жизнь прекрасным лебедем, Королевой лебедей.

Актёры, исполняющие главные роли

Светлана Захарова - Одетта и Одилия
Денис Родькин - принц Зигфрид
Артемий Беляков - Злой Гений
Игорь Цвирко - шут

Балет Чайковского «Лебединое озеро» - один из символов великого русского искусства, шедевр, ставший жемчужиной сокровищницы мировой музыки и «визитной карточкой» Большого театра. Страданием пропитана каждая нота произведения. Накал трагизма и прекрасная мелодика, характерная для творений Петра Ильича, стали достоянием всех меломанов и любителей хореографии в мире. Обстоятельства создания этого великолепного балета не менее драматичны, чем аккорды «Сцены на озере».

Заказ на балет

Последняя четверть девятнадцатого века была странным для балета временем. Сегодня, когда он стал составной частью классики, трудно представить, что еще несколько десятилетий назад к этому виду искусства относились как к чему-то второстепенному, недостойному внимания серьезных музыкантов. П. И. Чайковский, будучи не только прославленным композитором, но и знатоком музыки, тем не менее балет любил и часто посещал спектакли, хотя сам писать в этом жанре желания не испытывал. Но случилось нечто непредвиденное, на фоне определенных материальных затруднений появился заказ от дирекции, за который сулили немалую сумму. Гонорар был обещан щедрый, восемьсот рублей. Петр Ильич служил в консерватории, а в те времена работники просвещения тоже не жили в роскоши, хотя, конечно же, понятия о достатке были иными. Композитор приступил к работе. Балет «Лебединое озеро» (сначала задумывалось название «Остров лебедей») по замыслу строился на основе германских легенд.

Вагнер и Чайковский

Так как действие происходило в Германии, то П. И. Чайковский, чтобы проникнуться таинственной атмосферой тевтонских саг и замков, в которой рыцари и прекрасные дамы были вполне обычными персонажами, поехал в эту страну (это, к слову, о скудости содержания тогдашней профессуры). В городе Байройте во время представления (давали «Кольцо нибелунгов») состоялось славное знакомство двух гениев - Петра Ильича и Рихарда Вагнера. Чайковский был в восторге от «Лоэнгрина» и других опер своего знаменитого коллеги, о чем не преминул сообщить немецкому собрату по нотному строю. Своего главного героя русский гений решил назвать Зигфридом, против чего великий немец не возражал.

Еще один загадочный немец, Людвиг II

Был еще один загадочный персонаж, серьезно повлиявший на будущий балет «Лебединое озеро». Вагнеру покровительствовал баварский монарх, Людвиг II, но очень талантливый в своем роде. Строя загадочные, фантастические и необычные замки, он создавал атмосферу средневековья, весьма созвучную душе великого русского композитора. Даже смерть короля, произошедшая при крайне загадочных обстоятельствах, вполне укладывалась в канву жизнеописания этой неординарной и обаятельной личности. Гибель необыкновенного монарха произвела на сознание П.И. Чайковского удручающее действие, его угнетал вопрос, не навлек ли он, пусть и неумышленно, беду на его голову мрачной историей, которую хотел поведать людям.

Творческий процесс

В балете как действе всегда главнейшей стороной считалась хореография. По воспоминаниям современников, эту традицию нарушил балет «Лебединое озеро». Содержание, впрочем, тоже имело немаловажное значение, оно подчеркивало смысловую нагрузку прекрасной музыки. Оно трагично и вписывается в определение несчастной любви. Так как театральная дирекция выступала в роли заказчика балета «Лебединое озеро», либретто поручили Владимиру Бегичеву, руководителю Большого. Ему помогал В. Гельцер, танцовщик, а позже и сам автор подключился к творческому процессу. Партитура была готова к 1876 году, и при всей тщательности, проявленной при создании балета, П. И. Чайковский, скорее всего, не предполагал, что это произведение войдет в ряд шедевров, обессмертивших его имя.

Действующие лица, время и место

Место и время действия обозначены как сказочные. Главных действующих лиц немного, всего тринадцать. Среди них властная принцесса с сыном Зигфридом, друг последнего, фон Зоммерштерн, его наставник Вольфганг, фон Штайн с супругой, фон Шварцфельс, тоже с женой, скороход, герольд, церемониймейстер, лебединая королева, она же заколдованная прекрасная Одетта, как капля воды похожая на нее Одиллия и ее отец Ротбарт, злой колдун. И, конечно же, второстепенные персонажи, включая маленьких лебедят. В общем-то, на сцене в течение четырех актов появляется не так уж и мало артистов.

Сюжетная линия

Молодой, веселый и богатый Зигфрид приятно проводит время в кругу друзей. У него торжество, день совершеннолетия. Но появляется лебединая стая, и что-то влечет юного принца за нею в лес. Одетта, приняв человеческий облик, пленяет его своей красотой и рассказывает о коварстве Ротбарта, заколдовавшего ее. Принц дает обет вечной любви, но у матери-королевы есть свой план матримониального устройства сыновьей судьбы. На балу ему представляют Одиллию, очень похожую на лебединую королеву девушку. Но сходство ограничивается внешностью, и вскоре Зигфрид осознает свою ошибку. Он вступает в поединок со злодеем Ротбартом, но силы неравны. В финале влюбленные гибнут, злодей (в перевоплощении филин) тоже. Таков сюжет. «Лебединое озеро» стал выдающимся балетом не по причине его необычности, а благодаря волшебной музыке Чайковского.

Провальная премьера

В 1877 году в Большом состоялась премьера. Даты 20 февраля Петр Ильич ожидал с тревогой и нетерпением. Для волнения основания были, за постановку взялся Венцель Рейзингер, благополучно проваливший все предыдущие премьерные Надежды на то, что в этот раз у него все получится, было мало. Так и вышло. Не все современники оценили великолепную музыку, психологически воспринимая действие в совокупности. Усилия балерины Полины Карпаковой в создании образа Одетты успехом не увенчались. Кордебалет заслужил немало едких замечаний критики за неуместное размахивание руками. Костюмы и декорации были недоработаны. Только с пятой попытки, после смены солистки (ее станцевала Анна Собещанская, прима-балерина из труппы Большого театра), удалось как-то увлечь публику. П. И. Чайковский был удручен неудачей.

Мариинская постановка

Так случилось, что балет «Лебединое озеро» оказался по достоинству оценен лишь после смерти автора, которому не суждено было насладиться своим триумфом. Восемь лет постановка без особого успеха шла на сцене Большого, пока ее, наконец, не сняли с репертуара. Работу над новой сценической версией балетмейстер Мариус Петипа начал вместе с автором, помогал им Лев Иванов, обладавший поистине необыкновенными способностями и прекрасной музыкальной памятью.

Сценарий был переписан заново, все хореографические номера переосмыслены. Смерть великого композитора потрясла Петипа, он заболел (тому способствовали и другие но, выздоровев, задал себе целью создать такой балет «Лебединое озеро», который стал бы нерукотворным памятником П. И. Чайковскому. Это ему удалось.

Уже 17 февраля 1894 года, вскоре после кончины композитора, на вечере его памяти, ученик Петипа Л. Иванов предложил вниманию публики новый вариант трактовки второго акта, охарактеризованный критикой как гениальный прорыв. Затем, в январе 1895 года, балет был поставлен в Мариинском театре Санкт-Петербурга. На этот раз триумф был необыкновенным. Несколько диссонировала с общим духом произведения новая концовка, счастливая. Ее предложил брат покойного композитора, Модест Чайковский. В дальнейшем труппа вернулась к исходной версии, которая ставится и по сей день с неизменным успехом театрами всего мира.

Судьба балета

Неудача с «Лебединым озером», по всей видимости, стала той причиной, по которой композитор целых тринадцать лет не брался за балеты. Чайковского, возможно, смущало и то, что этот жанр по-прежнему считался легковесным, в отличие от опер, симфоний, сюит, кантат и концертов, которые он предпочитал создавать. Всего балетов композитор написал три, остальные два это «Спящая красавица», премьера которой состоялась в 1890 году, и через пару лет представленный публике «Щелкунчик».

Что же до «Лебединого озера», то жизнь его стала долгой, и, скорее всего, вечной. Весь двадцатый век балет не сходит с подмостков ведущих театров мира. Свои идеи реализовали при его постановке выдающиеся хореографы современности А. Горский, А. Ваганова, К. Сергеев и многие другие. Революционность подхода к музыкальной части произведения побудила искать новые творческие пути в танце, подтверждая мировое лидерство русского балета. Знатоки искусства из разных стран, бывая в Москве, считают непременным пунктом посещения Большой театр. «Лебединое озеро» - спектакль, не оставляющий равнодушным никого, посмотреть его - мечта всех балетоманов. Сотни выдающихся балерин считают пиком своей творческой карьеры партию Одетты.

Знал бы Петр Ильич…

Первое действие

Первая картина. Весеннее утро. На берегу озера Принц Зигфрид, Бенно и друзья Принца веселятся, танцуют с крестьянками, пируют. Появляется Владетельная Принцесса — мать Зигфрида в сопровождении свиты.

Она напоминает Принцу о том, что наступил последний день его холостой жизни — завтра совершеннолетие, и он должен выбрать себе невесту. Владетельная Принцесса представляет Зигфриду двух девушек-невест и предлагает ему выбрать одну из них. Принц в замешательстве. Ему на помощь приходит Бенно. Мать вновь предлагает Зигфриду выбрать невесту. Он отказывается. Владетельная Принцесса в гневе уходит вместе со своей свитой. Желая отвлечь Принца от неприятных мыслей, Бенно, Шут, Охотники вовлекают его в свой танец. Но Принц хочет остаться один. Над озером пролетает стая лебедей, и Принц устремляется к озеру.

Вторая картина. По озеру проплывает стая лебедей. Принц с удивлением видит, что лебеди превращаются в девушек. Королева лебедей Одетта рассказывает Принцу о том, что она и ее подруги — жертвы злого колдовства волшебника Ротбарта, который превратил их в лебедей. Только ночью, возле этого озера, могут они принимать человеческий облик. Страшные чары будут продолжаться до тех пор, пока человек, ни разу не клявшийся в любви ни одной девушке, не полюбит Одетту на всю жизнь. Зигфрид клянется Одетте в вечной любви и верности. Занимается заря. Одетта прощается со своим возлюбленным. На озеро опять выплывает стая лебедей.

Второе действие

Третья картина. В замке Владетельной Принцессы — большой бал, посвященный совершеннолетию Принца. На этом балу, согласно воле матери, Зигфрид должен окончательно выбрать себе невесту. Появляются гости, проходят невесты со свитой. Мать снова просит Зигфрида сделать выбор. Он колеблется. Внезапно появляется неизвестный рыцарь с красавицей дочерью Одиллией. Одиллия, всячески подчеркивая свое сходство с девушкой-лебедем, обольщает Принца. Зигфрид делает выбор — убежденный, что Одетта и Одиллия — одно лицо, он объявляет дочь Ротбарта своей невестой и клянется ей в вечной любви. Ротбарт и Одиллия смеются над ним. В окно замка бьется белый лебедь. Зигфрид понимает свою роковую ошибку.

Третье действие

Четвертая картина. Озеро лебедей. Девушки-лебеди в тревоге ждут возвращения Одетты. Она в отчаянии рассказывает им про измену Зигфрида. Злой гений восторжествовал, и теперь девушкам нет спасенья. На озере начинается буря. На берег выбегает Принц, умоляя Одетту о прощении. Одетте суждено погибнуть. Принц борется с Ротбартом. Смертельно раненый, умирающий Ротбарт губит Принца. Склоняясь над Зигфридом, угасает Одетта. Но девушки-лебеди освобождены от злого колдовства Ротбарта.