Написать сочинение: Любовь в повести Н.М. Карамзина Бедная Лиза

Огромным успехом у русских читателей начала XIX века пользовалась повесть Карамзина "Бедная Лиза", оказавшая существенное влияние на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к печальной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Главный заинтересованность повествования заключен в душевной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любовного чувства.

Психологически достоверно представлено состояние молодого, целомудренного и наивного девичества с радостным доверием к жизни, слитой с яркими красками солнечного дня, цветущей

Природы. Потом перелается тревожный срок недоумения перед новым, незнакомым ей чувством после встречи с Эрастом. Он сменяется трогательной картиной чистой первой влюбленности, счастливой и духовно окрыленной. Но когда бедная Лиза отдается Эрасту, чистые восторги девушки омрачаются сознанием чего-то беззаконного, что вмешалось в ее любовь. И на это новое душевное состояние откликается по-своему природа: "Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала: "Эраст, Эраст! - сказала она.- Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня как преступницу!"
Тревога оказывается ненапрасной: пресыщенный молодой дворянин начинает охладевать в своих чувствах к Лизе. А в ее душе страх потерять любимого сменяется надеждой на вероятность вернуть утраченное счастье. Тут Эраст надолго покидает Лизу, отправляясь в боевой поход, где он проигрывает в карты все свое состояние, и по возвращении решает поправить дело женитьбой на богатой вдове. Узнав об этом из уст самого Эраста, Лиза впадает в отчаяние. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, барышня бросается в пруд приблизительно Симонова монастыря - места ее счастливых свиданий с Эрастом.

В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По натуре Эраст добрый, но слабый и ветреный. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Под влиянием сентиментальных романов, которых Эраст вдоволь начитался, он мечтает о счастливых временах, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно и дружно на лоне природы. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений. Встреча с Лизой удовлетворяет его мечты о гармонической жизни вдали от общества, в природной простоте нравов и обычаев. Но пастушеская идиллия ему вскоре надоедает.

Мотивы повести, связанные с Эрастом, в разных вариациях будут раздаваться в нашей литературе - в пушкинских "Цыганах", в поздней драме Л. Н. Толстого "Живой труп" и романе "Воскресение". А судьба Лизы отзовется в "Станционном смотрителе" Пушкина, в "Бедных людях" Достоевского. По существу, "Бедной Лизой" открывается ключевая в отечественной литературе тема "маленького человека".

Правда, социальный аспект в отношениях Лизы и Эраста приглушен: Карамзин более всего озабочен в повести доказательством того, что "и крестьянки любить умеют". Но аккурат потому социальный колорит в изображении характера Лизы у Карамзина отсутствует. Это является, пожалуй, самым слабым местом повести, потому как Лиза менее всего похожа на крестьянку, а более - на милую светскую барышню эпохи Карамзина, воспитанную на чувствительных сентиментальных романах. Ныне такой писательский подход к изображению людей из народа кажется наивным и нехудожественным. Но современники Карамзина, ещё не читавшие ни Крылова, ни Пушкина, ни Гоголя, не только не чувствовали этой фальши, но восхищались до слез художественной правдой повести. Пруд у Симонова монастыря стал местом паломничества почитателей таланта Карамзина и получил название "Лизин пруд". Сюда сходились на свидание сентиментальные парочки, сюда приходили тосковать и предаваться "меланхолии" люди с чувствительными и разбитыми сердцами. Так, один из светских остряков написал по этому поводу такое объявление:

Здесь в воду бросилась Эрастова невеста,- Топитесь, девушки, в пруду довольно места!

А монахи прекратили эти паломничества просто: обнесли пруд забором и вывесили надпись, что пруд тот самый совсем не называется Лизиным.

Все это ныне не может не оживлять улыбки над наивностью и простодушием людей далекого от нас времени. Но при зрелом размышлении нельзя не согласиться, что "привязанная" к крестьянке и выраженная несколько архаичным, устарелым литературным языком история девической любви с ее зарождения до катастрофы передана Карамзиным с психологической достоверностью, в зерне которой уже содержится и будущий Тургенев, певец "первой любви" и тонкий знаток девичьего сердца, и Лев Толстой с проникновением в сердечный процесс с его формами и законами. Признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы предчувствуется, зарождается в кажущейся ныне наивной и более того неумелой повести Карамзина.

Меню статьи:

1792 год явился для Николая Михайловича Карамзина знаменательным. И это не удивительно, ведь именно в то время из-под его пера вышла замечательная сентиментальная повесть под названием «Бедная Лиза», который принес автору признание и славу. В то время писателю было всего двадцать пять лет, и он делал первые шаги на литературном поприще.

Описывая сложную судьбу беззащитного народа, поднимая проблему неравенства бедных и богатых, Карамзин пытается достучаться до сознания людей и обратить внимание на то, что так жить нельзя. Повествование писатель ведет от первого лица.

Главные герои повести

Лиза – простая русская крестьянка, добрая девушка, любящая природу и радующаяся каждому дню – пока не влюбилась в богатого дворянина по имени Эраст. С тех пор в её жизни произошел крутой поворот, что впоследствии привело к страшной трагедии.

Эраст – богатый дворянин, легкомысленный молодой человек с хорошим воображением, но ветреный. Он думает, что любит Лизу, но при сложившихся обстоятельствах бросает её, не задумываясь о сильных переживаниях девушки, вызванных его предательством. Становится причиной самоубийства Лизы.

Старушка-мать – бедная крестьянка, вдова, потерявшая мужа и оплакивающая его. Добрая простая верующая женщина, безмерно любящая свою дочь и желающая ей счастья.



Великолепие природы, которую созерцает автор

Окрестности Москвы с её монастырями, церковными куполами, ярко-зелеными цветущими лугами вызывают восторг и умиление. Но не только. При входе в монастырь душу автора начинают одолевать горькие воспоминания, и печальная история Отечества предстает перед его мысленным взором. Более же всего удручает случай, произошедший с одной девушкой, бедной Лизой, закончившей жизнь трагически.



Начало истории Лизы

Почему эта хижина, находящаяся у монастырской стены, где шумит березовая роща, сейчас опустела? Почему здесь нет ни окон, ни дверей, ни крыши? Почему все так уныло и мрачно? На эти вопросы любознательный читатель может получить ответ, узнав, что происходило здесь тридцать лет назад, когда окружающие могли слышать звонкий голос девушки по имени Лиза. Она жила вместе с мамой в большой бедности, потому что после безвременной смерти отца земля пришла в упадок. Кроме того, отчаявшаяся вдова слегла от горя, так что делать домашние дела приходилось одной Лизе. К счастью, девушка отличалась трудолюбием: работая не покладая рук, она ткала холсты, вязала чулки, собирала ягоды и рвала цветы. Имея доброе и любящее сердце, Лиза изо всех сил старалась утешить больную мать, но в душе сильно переживала о кончине самого родного человека – её папы.

Зарождающаяся любовь Лизы

А потом, спустя два года, появился он – молодой человек, по имени Эраст, который полностью завладел чувствами юной девушки, желающей любить и быть любимой. И жизнь вначале заиграла яркими красками.

Они встретились, когда Лиза приехала в Москву торговать цветами. Незнакомый покупатель, увидев такую красивую девушку, начал осыпать её комплиментами и даже, вместо пяти копеек, предложил рубль за цветы.

Но Лиза отказалась. Не знала она, что молодой человек уже на следующий день будет стоять у неё под окном. «Здравствуй, добрая старушка, – обратился он к матери девушки. – Нет ли у тебя свежего молока?» Незнакомец предложил, чтобы Лиза продавала свои работы только ему, тогда отпадет необходимость подвергаться опасностям в городе, разлучаясь с мамой.
Старушка и Лиза с радостью согласились. Только одно смутило девушку: он барин, а она – простая крестьянка.

Богатый дворянин по имени Эраст

Эраст был человеком с добрым сердцем, однако, автор описывает его как ветреного, слабого и легкомысленного. Он жил только в свое удовольствие и ни о чем не заботился. Кроме того, был юношей сентиментальным и очень впечатлительным, имеющим богатое воображение. Отношения с Лизой должны были стать новой вехой в его судьбе, новым интересом, который разнообразил бы праздную и скучную жизнь.



Лиза загрустила. Любовь лавиной нахлынула на девушку, и куда делась прежняя беззаботность. Теперь она часто вздыхала и ободрялась только тогда, когда видела Эраста. А он вдруг… признался ей в любви. Радости Лизы не было предела, она хотела, чтобы их встречи продолжались вечно. «Всегда ли ты будешь любить меня?» – спрашивала девушка. И получала ответ: «Всегда!». В радостном настроении она пришла домой. И в порыве чувств стала восхищаться красотой природы, созданной Богом. Мама поддержала дочь.

Образ старушки-мамы

Мама Лизы изображается автором как простая верующая женщина, любящая Бога и восхищающаяся красотой Его творения. «Как все хорошо у Господа Бога! Шестой десяток доживаю на свете, а все еще не могу наглядеться на дела Господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий год новою травою и новыми цветами покрывается. Надобно, чтобы Царь Небесный очень любил человека, когда он так хорошо убрал для него здешний свет» – говорит она. Эта бедная женщина осталась вдовой, но до сих пор тоскует о своем дорогом безвременно ушедшем муже, который был для нее дороже всего на свете. Ведь «крестьянки тоже умеют любить».

Любовь к дочери у старушки очень сильна. Она, как и всякая мать, желает ей только самого лучшего.

Лиза и Эраст: влюбленность набирает силу

С тех пор они виделись постоянно – каждый вечер. Обнимались, но не позволяли себе ничего порочного. Эраст общался и с мамой Лизы, которая рассказывала юноше о своей нелегкой жизни. Но вдруг грянула беда.

Горькие перемены в судьбе

Лиза должна была сказать Эрасту, что её выдают замуж за другого – сына богатого крестьянина. Но он очень огорчился, снова клялся девушке в любви – и наконец, чувства возобладали над здравым смыслом: в тот момент девушка потеряла невинность. С тех пор свидания их стали другими – Эраст начал относиться к любимой уже не как к непорочной. Встречи происходили все реже и реже, и, наконец, юноша сообщил, что уходит на войну.

Последняя встреча с Лизой

Эраст перед дорогой решил проститься – и с матерью (которая, кстати, совсем не знала о его любовных отношениях с дочерью), и с Лизой. Прощание было трогательным и горьким. После того, как Эраст удалился, Лиза «лишилась чувств и памяти».

Предательство Эраста

Долго была девушка в отчаянии. Только одно утешало её мятущуюся душу: надежда на встречу. Однажды она поехала по делам в Москву и вдруг увидела карету, в которой сидел Эраст. Лиза кинулась к любимому, но в ответ получила лишь холодное признание в том, что он женится на другой.

Лиза бросается в воду

Такого позора, унижения и предательства девушка выдержать не смогла. Уже совсем не хотелось жить. Вдруг Лиза увидела знакомую – пятнадцатилетнюю Аню, и, попросив её взять деньги для мамы, на глазах у девочки кинулась в воду. Спасти её так и не смогли. Старушка-мать, узнав о произошедшем с любимой дочкой, тут же скончалась. Эраст сильно удручен произошедшим и будет вечно корить себя в смерти невинной девушки.

Классовое неравенство – причина многих проблем в обществе

В то нелегкое время основную роль при выборе жениха или невесты играло окружение. Низший класс – крестьяне – не могли соединяться с богатыми дворянами. Лиза отчетливо понимает это уже при первых встречах, когда её сердце трепещет от любви, но разум твердит о невозможности подобного союза. «Однако тебе нельзя быть моим мужем, – говорит она. И в отчаянии добавляет: «Я крестьянка». Все-таки девушка не могла противостоять порыву бурных чувств к человеку, которого полюбила всем сердцем (хотя временами и жалеет, что ее жених не пастушок). Она либо наивно стала считать, что впоследствии Эраст все же возьмет её в жены, либо просто до поры до времени предпочла не думать о последствиях такого рода романтических свиданий. Как бы там ни было, реакция Лизы на то, что тот, без кого она не может жить, женится на другой, дворянке из его круга, побуждает её к отчаянному поступку – самоубийству. Она сделала шаг в пропасть, из которой уже нет выхода. Юность и надежды погублены. А Эраст остался жить с непрекращающимся чувством вины. Так трагически закончилась повесть «Бедная Лиза». Разумный читатель извлечет из неё урок и сделает правильные выводы.

Лиза и Эраст противопоставлены в повести Карамзина «Бедная Лиза» как два мира: жизнь-праздник богатых аристократов и незатейливые будни крестьян-тружеников. Карамзин нарочито противопоставляет героев друг другу во всём. Лиза, бедная крестьянка, способна возвышенно и самоотверженно любить; восторженная авторская оценка дана глубине чувств и Лизиной матери, денно и нощно оплакивающей смерть мужа («Ибо и крестьянки любить умеют!»).

Когда Лиза всю себя отдала Эрасту, ничего не подозревая, — настолько чиста и непорочна, невинна была её душа! — кого она винит в случившемся? Только себя. Она называет себя преступницей. А кто из них двоих более чем виновен? Эраст, так как для него подобныle отношения с женщинами были не новы, ведь он не отказывал себе ни в чём. Он должен был позаботиться о репутации Лизы: ведь в то время такие отношения были предосудительны для девушки.

После этой роковой близости всё переменилось: Лиза им только жила и дышала, «повиновапась его воле», а Эраст стал реже приходить на свидания, а однажды «пять дней сряду она не видела его и была в величайшем беспокойстве». Эраст уже не опасается потерять Лизину любовь, он уверен, что Лиза всегда будет ждать его. Неужели Эраст отсутствовал пять дней только из-за того, что готовился ехать на войну? Значит, Лиза сейчас занимает в его жизни не самое важное место? Встречи с ней приятны ему, но он находит и другие удовольствия. Эраст ведёт себя неискренне, фальшиво, рисуется, старается показаться лучше, благороднее, чем есть на самом деле.

Собираясь на войну, при расставании с Лизой говорит о том, что не может не ехать, так как это будет величайшим бесславием для него, разглагольствует о чести, о служении отечеству. А на самом деле, «вместо того чтобы сражаться с неприятелем, он играл в карты и проиграл всё своё имение». И вот лицо аристократа: в любви — трус и предатель, в отношении к отечеству — безответствен и ненадёжен. Но ведь полюбила же за что-то его Лиза! Действительно, в Эрасте много хорошего, сам автор говорит о нём: «богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Что же повлияло на возникновение в его характере слабости и ветрености?

Рассмотрим образ жизни героев. В каких условиях они живут, чем занимаются? О Лизе читаем в начале повести: «трудилась день и ночь», была в ответе за мать, пыталась утешить её в горе, «для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою», боялась расстроить, взволновать её, даже во время свиданий с Эрастом думала о матери. А Эраст «вёп рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах… скучал и жаловался на судьбу свою». И в любви, и в образе жизни Лиза и Эраст — совершенно разные люди. В чём их самое главное различие?

Карамзин подводит читателя к пониманию этого: они принадлежат разным сословиям, а значит, нравственные ценности для них не одинаковы. Задумаемся над вопросом: из-за чего Эраст покинул Лизу? Разве он не мечтал «жить с ней неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю»? Даже проиграв в карты имение, Эраст не умирал с голоду, и у него, помимо имения, верно, оставалось ещё богатство. В чём же смысл жизни для Эраста? В деньгах. Для него они главнее всего. И в повести Карамзина тема денег проходит через весь сюжет. Знакомство Лизы и Эраста началось с того, что Лиза продавала букет цветов, а Эраст, желая завязать знакомство с хорошенькой девушкой, решил купить у неё ландыши, предлагая вместо пяти копеек рубль.

Ценя только деньги, он полагает, что доставит приятное бедной девушке, которая ему понравилась. Из этих же побуждений Эраст выразил желание платить за Лизину работу в десять раз больше, чем
она стоила. Ради денег он играет в карты в армии. Ради денег женится без любви на пожилой богатой вдове. А в эпизоде последнего расставания с Лизой даёт ей сто рублей, кладёт их ей в карман, как бы откупаясь от неё ради своего благополучия, ради возможности иметь много денег.

Он променял любовь на деньги. И продал за деньги самого себя. А как Лиза относится к деньгам? Если для Эраста деньги — источник удовольствия, увеселений, то для Лизы они — средство существования, но не самоцель. Она твёрдо усвоила уроки матери, поучавшей: « .. .лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Сколько достоинства и благородства в этих простых, задавленных нуждой, но не растерявших гордости бедных людях!

В чём же заключается смысл жизни для Лизы? Смысл её жизни — любовь, самоотдача. До встречи с Эрастом — это любовь к матери, забота о ней, затем — безоглядная любовь к «милому другу». Лиза никогда не променяет любовь на деньги. Об этом свидетельствует поступок девушки, когда она отказывает покупателям, говоря, что цветы непродажные, надеясь, что за ними вновь придёт прекрасный барин, а в конце дня, так и не дождавшись Эраста, бросает их в реку со словами: «Никто не владей вами!» А ведь она могла выручить за них деньги, которые так нужны были ей и её больной матери. Для Лизы цветы — символ любви, ведь именно с букетика ландышей началось её знакомство с Эрастом.

5 / 5. 1

>Сочинения по произведению Бедная Лиза

Счастье и трагедия любви героини

Николай Михайлович Карамзин - один из наиболее прогрессивных русских литераторов своего времени. Он первым ввел понятие сентиментализма, такое популярное в Западной Европе. Его повесть «Бедная Лиза» была ярким примером именно данного жанра и вызывала у современников потоки слез. Это одновременно и романтическая история любви, и трагедия. Герои произведения сталкиваются с неожиданными для них проблемами, из-за классовых различий и разницы в характере.

Главная героиня, бедная девушка Лиза , от природы наделенная самыми лучшими человеческими качествами. Критики не раз отмечали неправдоподобность героев Карамзина. Однако Карамзин дал своим героям такую характеристику, не для того, чтобы они казались реальными, а для того, чтобы они могли научить читателей гуманности и чувству сострадания. Такова была основная цель сентименталистов, которые выполняли свою миссию через литературу, музыку и искусство. Другая причина, по которой автор выбрал главной героиней именно крестьянскую девушку в том, что он хотел доказать аксиому: «И крестьянки любить умеют».

Лиза была родом из достойной и обеспеченной семьи, но после смерти отца они с матерью оказались в затруднительном положении. Для того чтобы заработать на хлеб, она продавала в Москве собранные ею букеты цветов. Там она и познакомилась с молодым, симпатичным и достаточно разумным дворянином по имени Эраст . Автор его наделил добрым сердцем, но слабым характером. Эраст и знать не мог, чем обернется его неумение держать слово и дорожить отношениями. После долгой и счастливой любви с Лизой, которая была ему действительно дорога, он все же оставил ее. Девушка не смогла жить в разлуке с ним и не смогла перенести его предательство.

Конец у повести достаточно грустный. Эраст женился на пожилой богатой вдове, которая согласилась оплатить его карточные долги, а Лизу предпочел вычеркнуть из своей жизни. Лиза - девушка патриархального воспитания, с кротким нравом, чистым и наивным сердцем, не смогла пережить такое отношение. Ситуацию усугубляла и память о том, что они с Эрастом были когда-то безумно счастливы. Её чувств были самыми искренними, тогда как он просто искал себе утешения. Женское внимание для него было привычным в столичных кругах, а в Лизе он видел идеал чистоты и нетронутой красоты. Так он заполнял пустоту в своей душе и избегал преследующей его скуки.

С переходом на новый уровень их отношения разладились. Лиза еще сильнее любила его, а он все чаще скучал. Узнав о том, что Эраст помолвлен, бедная девушка бросилась в пруд около монастыря. Вслед за ней умерла и ее мать, не выдержавшая такого удара. Что касается Эраста, он так и был несчастен до конца своей жизни. В этом произведении Карамзину удалось изобразить весь путь сердца длиною в жизнь. Он воспел красоту любви и описал ее как самое главное чувство в жизни человека. Любовь одна может влиять на решения людей. Она одна может делать людей счастливыми или несчастными.

Немалым успехом у читателей начала прошлого века пользовалась повесть Карамзина “Бедная Лиза”, которая оказала существенное воздействие на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к грустной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и состоятельного молодого дворянина Эраста. Центральный интерес повествования заключен в добросердечной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любви.

Психологически доподлинно показано состояние молодого, целомудренного и наивного девичества с радостным доверием к жизни, слитой с яркими красками солнечного дня, цветущей природы. Потом переплетается тревожный период недоумения перед новым, незнакомым ей чувством после встречи с Эрастом. Он сменяется трогательной картиной чистой первой влюбленности, райской и духовно окрыленной. Но когда бедная Лиза отдается Эрасту, чистые восхищения девушки омрачаются сознанием чего-то беззаконного, что вмешалось в ее любовь. И на это новое душевное состояние откликается по своему природа: “Между тем блеснула молния, и грянул гром. Лиза вся задрожала: “Эраст, Эраст! - сказала она.- Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня как преступницу!”

Беспокойство оказывается ненапрасным: пресыщенный молодой дворянин начинает охладевать в своих чувствах к Лизе. А в ее душе страх потерять любимого сменяется надеждой на возможность вернуть утраченное счастье. Тут Эраст надолго покидает Лизу, отправляясь в военный поход, где он проигрывает в карты все свое состояние, и по возвращении решает поправить дело женитьбой на богатой вдове. Узнав об этом из уст самого Эраста, Лиза впадает в отчаяние. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, девушка бросается в пруд около Симонова монастыря - места ее счастливых свиданий с Эрастом.

В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По натуре Эраст добрый, но слабый и ветреный. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Под влиянием сентиментальных романов, которых Эраст вдоволь начитался, он мечтает о счастливых временах, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно и дружно на лоне природы. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений. Встреча с Лизой удовлетворяет его мечты о гармонической жизни вдали от общества, в природной простоте нравов и обычаев. Но пастушеская идиллия ему вскоре надоедает.

Мотивы повести, связанные с Эрастом, в разных вариациях будут звучать в нашей литературе - в пушкинских “Цыганах”, в поздней драме Л. Н. Толстого “Живой труп” и романе “Воскресение”. А судьба Лизы отзовется в “Станционном смотрителе” Пушкина, в “Бедных людях” Достоевского. По существу, “Бедной Лизой” открывается ключевая в отечественной литературе тема “маленького человека”.

Правда, социальный аспект в отношениях Лизы и Эраста приглушен: Карамзин более всего озабочен в повести доказательством того, что “и крестьянки любить умеют”. Но именно потому социальный колорит в изображении характера Лизы у Карамзина отсутствует. Это является, пожалуй, самым слабым местом повести, ибо Лиза менее всего похожа на крестьянку, а более - на милую светскую барышню эпохи Карамзина, воспитанную на чувствительных сентиментальных романах. Ныне такой писательский подход к изображению людей из народа кажется наивным и нехудожественным. Но современники Карамзина, еще не читавшие ни Крылова, ни Пушкина, ни Гоголя, не только не чувствовали этой фальши, но восхищались до слез художественной правдой повести. Пруд у Симонова монастыря стал местом паломничества почитателей таланта Карамзина и получил название “Лизин пруд”. Сюда сходились на свидание сентиментальные парочки, сюда приходили тосковать и предаваться “меланхолии” люди с чувствительными и разбитыми сердцами. Так, один из светских остряков написал по этому поводу такое объявление:

“Здесь в воду бросилась Эрастова невеста,- Топитесь, девушки, в пруду довольно места!” А монахи прекратили эти паломничества просто: обнесли пруд забором и вывесили надпись, что пруд этот вовсе не называется Лизиным.

Все это и сейчас не может не вызывать улыбки, наивность и простодушие людей далекой от нас эпохи. Но при зрелом размышлении нельзя не согласиться, что “привязанную” к крестьянке устарелым литературным языком - историю девической любви с ее зарождения до катастрофы Карамзин передал с психологической достоверностью, в её зерне уже содержится и будущий Тургенев, певец “первой любви” и тонкий знаток девичьего сердца, и Лев Толстой с проникновением в душевное течение с его формами и законами. Узнаваемый во всем мире изощренный психологизм русской художественной прозы предчувствуется, появляется в кажущейся ныне наивной и даже неумелой повести этого писателя.