Наталья науменко биография. Жена Майка Науменко: у нас с Цоем была, смею надеяться, нежная дружба

КАРТИНА ДНЯ в Петербурге. Кто убил Майка Науменко?

В прокат вышел фильм Кирилла Серебренникова «Лето» про любовный треугольник между вокалистом группы «Зоопарк» Майком Науменко , его женой Натальей и Виктором Цоем . По мнению критиков и первых зрителей, картина получилась очень светлой и доброй .

Увы, продолжение у этой истории куда мрачнее. 15 августа 1990 года разбился на машине лидер «Кино». А спустя 12 месяцев – 27 августа 1991-го – умер Науменко. Умер при весьма загадочных обстоятельствах – после перелома основания черепа у него случилось кровоизлияние в мозг. Как Майк получил смертельную травму, до сих пор неизвестно. Тут уж впору снимать беспросветный детектив, а не добрую ностальгическую мелодраму…

НИКТО НЕ НАПИСАЛ О ПРИЧИНЕ СМЕРТИ

В августе 1991 года, когда скончался Науменко, о причинах смерти почему-то не писали. Даже в «Комсомольской правде» за 28 августа 1991 года известный музыкальный журналист Артемий Троицкий просто констатировал горький факт:

«Очень печальная весть пришла из Питера. Умер Майк, по паспорту Михаил Науменко, великий российский рокер. По сути дела, Майк стал отцом-создателем русского уличного рок-н-ролла. Он пошел дальше своих философично-эзоповских предшественников Макаревича и БГ, привнеся в наш рок-язык реальный дух кухонных тусовок, пивных очередей, пикантных жизненных ситуаций. Запомните его таким. В полный рост. Похороны - в конце недели… ».

"Днем у тебя есть все - все, ради чего стоит жить: дело, друзья, иногда даже деньги и вино, и с кем его пить. Но ночью... Ночью ты опять один", - пел Науменко. Фото: из архива группы "Зоопарк" и Валерия Кириллова

Майк жил в питерской коммуналке на улице Боровой. Сосед обнаружил певца лежащим у двери в свою комнату в 11 утра. Тот был жив, но еле ворочал языком и не мог двигаться. Сосед подумал, что рокер пьян и перетащил его на кровать. Днем к Науменко в гости приехали мама и сестра. Увидев, в каком состоянии Миша, они вызвали «скорую». Но медики уже лишь констатировали смерть. Причина – тот странный инсульт после перелома основания черепа, о котором мы уже говорили. Причем, как выяснилось, Науменко был абсолютно трезв. Однако уголовное дело тогда так и не было заведено.

Чтобы узнать, что думают о гибели от такой травмы силовики, звоним знакомому руководителю одного из следственных отделов Ярославу Корелину. Кто жертва и когда произошла трагедия, пока не уточняем.

Мы при таких повреждениях сразу же начинаем проводить доследственную проверку по статье «Убийство», - без раздумий говорит Корелин. – А что – в вашем случае мои коллеги этого не сделали?

- Человек погиб еще в 1991 году, - объясняем. – Мы пытаемся выяснить, как умер рок-певец Майк Науменко.

Странно, что милиция тогда не стала разбираться в этом деле. После начала проверки мы в первую очередь выясняем, не было ли у жертвы врагов.


Майк умер 27 лет назад. Но вокруг его гибели до сих пор масса споров. Фото: из архива группы "Зоопарк" и Валерия Кириллова

ЦОЙ-СТАРШИЙ: «НАДЕЮСЬ, УБИЙЦУ НАЙДУТ»

Мы решаем выполнить работу милиционеров начала 90-х и выяснить, кто мог желать Науменко смерти. В картине «Лето» Майк и Виктор Цой показаны лучшими друзьями. Может, Науменко близко общался и с отцом лидера «Кино»? И если так, то не исключено, что Роберту Максимовичу известно о неприятелях вокалиста «Зоопарка». Назначаем Цою-старшему встречу.

Когда умер Миша, я был еще в трауре по Вите, - вздыхает пенсионер. – Как бы это резко не звучало, но мне в 91-м было не до гибели Науменко.


Науменко пережил Цоя на один год. Фото: из архива группы "Зоопарк" и Валерия Кириллова

- А, может, Майк вам когда-нибудь рассказывал, что кто-то желает ему зла?

Ребята, я с Витей-то в последнее время виделся раз в год из-за его постоянных гастролей. А вы меня про Науменко спрашиваете. Не знаю я ничего. Но если его убили, конечно, очень хочется, чтобы убийцу, наконец, поймали! В Питере есть такой летописец рока Андрей Бурлака. Поговорите с ним. Он должен больше знать.

«ИЗ-ЗА ПУТЧА МИЛИЦИИ БЫЛО НЕ ДО БЫТОВУХИ»

Вы по поводу говенного фильма никчемного режиссера? – доносится из телефонной трубки раздраженный голос Андрея Бурлаки. – Мы дружили с Майком. Поверьте, этот фильм не про Науменко и Цоя, а про каких-то современных [геев ], о которых Серебренников снимает все свои фильмы!

- Мы пытаемся выяснить, как на самом деле погиб Майк Науменко!

Я своими глазами видел заключение судмедэкспертизы. Там синим по белому написано: «Инсульт на почве перелома основания черепа». Видимо, Майк упал.


В последние годы жизни Науменко страдал творческим кризисом. Фото: из архива группы "Зоопарк" и Валерия Кириллова

А вам не показался этот диагноз подозрительным? Науменко был трезв. Вдруг он не сам упал, а его толкнули? Близкие не пытались добиться возбуждения уголовного дела?

Это бесполезно было! За пару дней до смерти Майка произошел путч, началась история с ГКЧП и развалом СССР . Милиции было не до подобных проверок. Вся страна ходила на ушах.

- У Науменко были враги?

Майк был человеком абсолютно бесконфликтным. Но версии по поводу его смерти есть, конечно, самые разные. Вон барабанщик «Зоопарка» Валера Кириллов еще на поминках Науменко пообещал найти его убийцу…


Майк и Виктор. Фото: из архива группы "Зоопарк" и Валерия Кириллова

ИСПОВЕДЬ НА «СРАМУ.НЕТ»

Валерий Кириллов был близким другом Майка Науменко. А еще он один из лучших барабанщиков советского рока.

На поминках я, действительно, поклялся отцу Майка, что жизнь положу, но достану того, кто виновен в его смерти, - кивает музыкант.

- А откуда у вас такая уверенность, что Науменко убили?

Долгое время это были просто подозрения. А когда появился интернет, я стал прочесывать всякие форумы и чаты в поисках хоть какой-то зацепки. Вдруг убийца расслабился и решил излить душу.

Сетевые поиски привели Кириллова на сайт sramu.net . Это что-то вроде сетевой исповедальни. Здесь все желающие анонимно публикуют постыдные истории из своей жизни.

«ПРИЛЕТЕЛ МОЩНЫЙ УДАР С КУЛАКА»

На «срамном» портале Валерий обнаружил вот такое признание:

«Мне давно за 40, ну мучает меня одна история, которая со мной приключилась в 1991-м году. Я во дворе стоял, ждал друзей, с которыми мы собрались пойти бухнуть. Подошел ко мне парняга, попросил прикурить. Он стал интересоваться, кто я, что делаю тут. Мол, он тут живет, и меня ни разу не видел. Тут вылетели мои друзья, и челу прилетел мощный удар с кулака. Он упал как подкошенный. Я начал возмущаться на друзей – что делаете вообще? На что дружбан с улыбкой сказал, что они, мол, подумали, что он до меня докапывается. Я поднял беднягу – с носа и рта у него пошла кровь. Чел, дико шатаясь, побрёл к подъезду. А мы пошли бухать..

Потом я увидел где-то фотографию Науменко. Это был тот самый человек, которого ударил мой друг. Я перестал общаться с приятелями-быдланами и вообще перестал бухать. Женился и уехал в Германию »…

- Вы уверены, что описанная история – правда? – спрашиваем у Кириллова.

Думаю, да. Написавший это, знает о таких фактах, которые мог привести только участник событий. Я опрашивал всех соседей. И местный мальчишка Гриша рассказал мне, как выбежал во двор, а там люди стояли над лежащим Майком, и один человек поднимал его. Думаю, Науменко упал от удара и получил серьезную травму. Но смог дойти до своей комнаты. И здесь уже его окончательно подкосило.

- Вы пытались найти человека, который написал этот пост?

Конечно! Но сообщение анонимное. Может, у вас, как у журналистов, получится узнать имя этого мужчины? Мы бы тогда постарались выведать у него имя того самого быдло-друга, который ударил Науменко.

Вместо послесловия

После встречи с Валерием Кирилловым мы написали запрос в Управление «К» полиции Санкт-Петербурга (данное ведомство как раз занимается поимкой преступников через интернет – прим. ред.). Мы попросили сотрудников МВД , несмотря на истекший срок давности, начать проверку по факту «предполагаемого причинения смерти по неосторожности» Михаилу Науменко. И уже в рамках этой проверки установить личность и адрес человека, который написал скандальный пост на sramu.net. Теперь ждем ответа.

Другая версия

МАЙК Науменко КВАРТИРНИК 1989. 1. Вступление (00:52) 2. Если ты хочешь (02:26) 3. Старые раны (04:59) 4. Утро вдвоём (09:12) 5. Женщина (11:05) 6. Пригородный блюз (14:58) 7. Песня гуру (18:08) 8. Седьмая глава (22:51) 9. Все те мужчины (26:45) 10. Ода ванной комнате (30:19) 11. Мария (33:22) 12. Сладкая N (36:54) 13. Уездный город N (40:25) 14. Прощай, детка (50:30) 15. Я милого узнаю по походке (52:16)

«Это был несчастный случай»

Основываться на анонимном посте в интернете – занятие неблагодарное, - считает сын Майка Евгений Науменко. – Смерть отца – это несчастный случай.

Известный российский музыкант, основатель и фронтмен рок-группы «Зоопарк» Майк Науменко был наиболее популярен в 70-80 годах ХХ века и относится к лучшим представителям ленинградского андеграунда. Самыми знаковыми стали для современников его авторские песни «Сладкая N», «Дрянь», «Пригородный блюз» и другие. Он был другом Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова и ещё многих ленинградских рок-музыкантов. Всю свою не слишком удачную и долгую жизнь Майк (Михаил — при рождении) посвятил музыке. Многие его песни до сих пор пели и поют другие знаменитые российские группы и певцы. Причиной смерти Майка Науменко официально объявлено кровоизлияние в мозг.

Майк родился в 1955 году в Ленинграде. Он был мальчиком из хорошей интеллигентной семьи. Увлечение Науменко музыкой началось в ранней юности, когда он услышал песни знаменитого музыкального коллектива «Битлз». После этого он стал в удовольствием слушать Боба Дилана, Чака Берри, Лу Рида, Марка Болона и других зарубежных исполнителей. Майк был учеником специализированной англоязычной школы и неплохо знал язык, поэтому первые сочинённые им песни были на английском. Они написаны ещё в школьные годы и исполнялись в кругу друзей, под игру на гитаре, подаренной бабушкой. На русском языке Науменко написал свою первую песню в 1972 году, когда ему было уже 17 лет, по совету Бориса Гребенщикова.

После окончания школы, Михаил, по примеру отца, поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт и даже успел закончить в нём целых четыре курса, хотя то, что строительство – это не его дело, понимал сразу. Бросив учёбу, молодой человек устроился в Большой театр кукол звукорежиссёром, позже перешёл в сторожа, чтобы как можно больше времени отдавать любимому занятию – музыке. В середине 70-х годов Майк пришёл в группу «Союз любителей музыки рок», где играл на гитаре, а в 1977-1979 годах сотрудничал с группой Гребенщикова «Аквариум». В 1978 году Науменко записал с Б. Гребенщиковым акустический альбом «Все братья - сёстры». Он довольно долго был бас-гитаристом в самых разных ленинградских группах, в которых исполнял немало сольных номеров.

В 1981 году Науменко стал организатором собственной группы «Зоопарк». В 1987 году их коллектив получил определённый статус, престав быть любительским после тарификации в «Ленконцерте». Для музыкантов группы начались гастрольные концерты по всему Советскому союзу. К концу 80-х годов, Майк Науменко, как это часто случается, перестал справляться с бременем славы и популярности: от злоупотребления алкоголем и тяжёлых нагрузок у него начались проблемы со здоровьем. Очень заметно расстроилась моторика левой руки и это плохо отразилось на возможностях игры на гитаре. Уставшая от его запоев жена Наталья, с которой Майк прожил около 10 лет, ушла от него, забрав сына Евгения.

В августе 1991 года случилась трагедия: сосед Науменко по квартире обнаружил музыканта на полу в коридоре и помог ему перебраться в постель. На вопрос, как он себя чувствует, Майк ответил, что помощь ему не нужна. Однако к вечеру ему стало хуже и прибывшие, по просьбе соседей, мать с сестрой вызвали «Скорую помощь». Медики отказались от госпитализации больного, объяснив, что он находится в нетранспортабельном состоянии. К наступлению ночи Науменко скончался. Конкретного заключения причины смерти Майка нет. Предположение о том, что у него случилось кровоизлияние в мозг – приблизительно и отчего она произошло, можно только догадываться. Пьяным он не был, но, по свидетельству друзей, прилично «принял на грудь» за день до своей смерти.

О том, почему умер Майк Науменко ходили самые разноречивые слухи. Говорили о том, что есть свидетели его удара головой об бетонный поребрик и это стало причиной перелома основания черепа, диагностированного врачами. Были также, слухи о нападении хулиганов и о том, что Майка ограбили, предварительно избив. По мнению других очевидцев, его все знали в этом районе и, напиваясь, он никогда не становился жертвой воров, к тому же никогда не пил до бессознательного состояния. Убийство это или несчастный случай, так и осталось невыясненным. Науменко было на момент смерти всего 36 лет.

Он похоронен на Волковском кладбище Ленинграда.

10205 Просмотров

Музыкант и исполнитель

Я слишком долго был здесь.
Наверно, мне пора прощаться,
И все же я хотел остаться,
Но, увы, мне пора...

Майк Науменко


Творчество Михаила Науменко оказало колоссальное влияние на российских рок-музыкантов. Он первым стал исполнять классический рок-н-ролл на русском языке, что ранее казалось невозможным как слушателям, так исполнителям. Песни Майка и по сей день не оставляют равнодушными тех, кто вырос на его творчестве, и тех, кто только открывает для себя его талант.

Родители Майка были коренными ленинградцами, отец - преподаватель технического вуза; мать - библиотечный работник. Главой семьи, главным воспитателем, и авторитетом для Майка была бабушка. Она была культурным и очень образованным человеком, очень любила детей, понимала их и всегда находила общий язык. Читать Майк научился в 5 лет. В детском саду, куда он стал ходить в 6 лет, он был по поручению воспитательницы постоянным чтецом.

К музыке до пятнадцати лет Майк был абсолютно равнодушен. В детстве он не пел, не участвовал в художественной самодеятельности и вообще терпеть не мог не каких публичных выступлений перед гостями или в школе.

Магнитофон и гитару родители купили Мише к шестнадцатилетию - в 1971 году. Свою первую гитару, пусть не очень недорогую, он любил нежно и преданно. Играть на гитаре он учился самостоятельно. В учебе Майк проявил свойственные ему терпение, прилежание и настойчивость. Он долго не знал нотной грамоты, но всегда отказывался пойти в музыкальную школу. Майк почему-то считал это совершенно ненужным и даже вредным.

При этом Майк учился в школе с усиленным изучением английского языка. После окончания школы Майк вполне мог поступить на филологический факультет университета, однако, углубленное знания языка было использовано Михаилом в другом направлении. Он прочитал, перевел и законспектировал огромное количество литературы, связанной с рок-музыкой, и стал авторитетным специалистом в этом направлении.

Он слушал альбомы «Roling Stones», «The Beatles», «Jefferson Airplane», собирал западные статьи про «T.Rex», «Doors», D. Bowie. Под их влиянием Майк начал сочинять песни на английском языке и пробовал играть с различными составами.

После школы Майк поступил в инженерно-строительный институт. Миша сдал вступительные экзамены вполне успешно, благополучно прошла и зимняя сессия. Учебу в институте Майк начал вполне успешно. Ему нравилась студенческая жизнь, менее строгий, чем в школе режим, стипендия. Но учился он без всякого интереса. С двумя академическими отпусками, под нажимом родителей он отучился четыре курса и бросил институт, когда ему оставалось до окончания всего полтора года.

Сам Майк позже в интервью рассказывал: «Я начинал в 1973 году как басист. До 75-го играл в двух или трех группах, о которых и говорить не стоит. В 74-м познакомился с «Аквариумом». ...В июне 1978-го мы с Гребенщиковым записали совместный акустический альбом «Все братья - сестры». А, в общем, исполняю обязанности рок-н-ролльной шлюхи: играю, где придется, с кем придется и что придется…»

В начале 1977 года он недолго играл в «Союзе любителей музыки рок» Владимира Козлова. С 1977-го по 1979 годы периодически сотрудничал с «Аквариумом» в качестве приглашенного электрического гитариста, выступал под шуточным названием «Вокально-инструментальная группировка имени Чака Бери» с репертуаром из классического рок-н-ролла. Летом 1979 года он совершил турне по деревням Вологодской области в составе группы «Капитальный ремонт», что позже великолепно было описано в повести Вячеслава Зорина «Незамкнутый круг».

В середине 1978 года Майк вместе с лидером «Аквариума» Борисом Гребенщиковым записал акустический альбом "Все братья — сестры". Две гитары и губная гармошка записывались прямо на берегу Невы на микрофон старого магнитофона «Электроника 302». Половину песен пел Майк, половину Гребенщиков. Качество записи было устрашающее.

Летом 1980 года в студии Ленинградского Большого Театра Кукол Майк записал свой первый сольный акустический альбом «Сладкая N и другие». Из записанных 32 песен в альбом вошли лишь 15. Альбом быстро разошелся по стране и Науменко стали называть «ленинградским Бобом Диланом».

Сама запись состоялась в студии Большого театра куколблагодаря главному режиссеру Виктору Сударушкину, рано ушедшему из жизни, - вспоминала старший техник-радист Алла Соловей, выполнявшая часть звукорежиссерской работы во время сессии «Сладкой N».

У Науменко еще не было собственной группы, и Майк пригласил на сессию гитариста Вячеслава Зорина из группы «Капитальный ремонт». Кое-что у них было отрепетировано заранее, а часть программы было решено записывать почти сразу. На нескольких композициях гитарному дуэту Майка Науменко и Вячеслава Зорина подыгрывал на гармошке Борис Гребенщиков.

Майк начинал запись немного робко, но увидев реакцию операторов и первых слушателей, успокоился и разошелся вовсю, - рассказывал Зорин. - После первой сессии, когда мы вышли на улицу, он сказал удивительно торжественным голосом: «Сегодняшний день прожит не зря».

Зорин вспоминал, что кроме нескольких композиций, в которых Майк накладывал сверху соло-гитару и изредка - бас, большинство песен было сыграно живьем, причем на каждую из них уходило не больше трех черновых дублей.

«Майк хотел как лучше и боялся портить варианты, - говорил Зорин. - Он предполагал, что некоторые песни будут переделываться в другой раз».

От записанного в результате альбома веяло вдохновением и шестидесятыми. Медленныйрок-н-ролл «Седьмое небо» соседствовал с ритм-энд-блюзам «Утро вдвоем» и магнетизмом «Пригородного блюза», в котором строчка «хочется курить, но не осталось папирос» казалась вытащенной из арсенала декадентской поэзии серебряного века. Исполняемая в бешеном темпе, эта композиция выглядела как открытая заявка на панк-рок. В то время «Пригородный блюз» воспринимался как призыв к вооруженному восстанию - не случайно спустя пару лет при литовке в рок-клубе вместо «я сижу в сортире и читаю Rolling Stone» оказалось «я сижу в квартире». Хорошо хоть, что цензоры с улицы Рубинштейна не тронули красивое, но подозрительное слово «папирос». Мало ли, что там могло быть внутри... Открывала альбом композиция «Если ты хочешь», фактически свинченная на генеральной репетиции открытия первого варианта рок-клуба в 79-м году. Эффектный речитатив и псевдо-битловский переход с мажора на минор и обратно на мажор окаймляли сформулированный итог жизненной философии деятеля ленинградской подпольной культуры: «И если хочешь, ты можешь застебать меня!»

Лекарство, изобретенное Майком, оказалось просто наркотиком. Стеб-таблетки от Майка ввели в искушение работать под андеграунд многих ребят, проживших по большей части в высотных сталинских домах и ни разу в жизни не видавших настоящих очередей и милицейских облав.

Первую сторону альбома закрывало сразу несколько блюзов. «Если будет дождь» - красивая, немного разорванная по ритму акустическая баллада, «Я возвращаюсь домой» - холостяцкий манифест, сопровождаемый торжественным боем аккордов, и наконец - супер-хит «Blues de Moscou», сыгранный при активном участии гитары Зорина и его же репликах: «Наливай!».

Любопытно, что на этом альбоме в композиции «Blues de Moscou» «барышни в столице пока еще не любят звезд панк-рока» - а не музыкантов, как это было в более поздних версиях, когда Майк со страшной силой стал открещиваться от опошлившегося панк-движения. Пока же Майк в гордом одиночестве толкал впереди себя тяжеленную телегу с припанкованным блюзом. «This is the blues» - анонсировал он на этой сессии очередной рок-н-ролл, называя блюзом все подряд, включая типичный рок и просто баллады. Говорят, он не очень любил корневую африканскую музыку, предпочитая слушать и выращивать белый блюз, хотя финал «Старых ран» и заканчивается реггийным гитарным соло из «I Shot The Sheriff».

Одним из основных хитов альбома стала композиция «Дрянь». Эту песню Майк писал в течение целого года и закончил только в 1979 году. Многие утверждали, что ее мелодическая линия один в один снята с «T.Rex», басовый ход взят у Моррисона, а текст напоминает вольный перевод Лу Рида и полузабытый боевик «Россиян» под названием «Гадость». В частности, Вячеслав Зорин вспоминал, что, сидя как-то вечером в гостях у Майка, он случайно услышал «Дрянь» на английском. Вячеслав, ты только ничего не подумай, - заволновался Майк. Чего уж тут думать! Майк и Боб, как самые англоязычные из ленинградских авторов, прекрасно знали западную рок-поэзию. Не обязательно было что-либо переводить полностью, если достаточно изучить поэтическую философию или ментальность западных рок-менестрелей и воспроизвести искомое применительно к советскому городскому фольклору или прерванным традициям серебряного века.

Та же «Дрянь» воспринималась впоследствии как гениальная импровизация и со временем стала классикой в репертуаре Майка и «Зоопарка». В начале 90-х годов право на исполнение «Дряни» было получено от бывшей жены Майка группой «Крематорий», и почти в то же время «Дрянь» была записана Ольгой Першиной - соавтором «Двух трактористов» и боевой подругой «Аквариума» эпохи «Треугольника».

Майк никогда не маскировал источники своего вдохновения, называя Марка Болана и Лу Рида в числе любимых исполнителей. Не случайно также записанная во время сессии в театре кукол композиция «Страх в твоих глазах» напоминала одну из мелодий «T.Rex» с пластинки 77-го года «Dandy In The Underworld», а «Я люблю буги-вуги» с альбома «Белая полоса» в точности копировала «I Love To Boogie» с того же диска Болана - без указания авторства. Для сравнения отметим, что тот же Гребенщиков не постеснялся указать в отношении композиции «Сергей Ильич» из «Треугольника», что это песня для МБ. Поди догадайся!

Во время июньской сессии «Сладкой N» Майком было записано еще шестнадцать композиций, не вошедших в альбом и увидевших свет спустя полтора десятка лет на двойном компакт-диске «Сладкая N и другие». Среди этих архивных композиций есть немало любопытных - начиная от нескольких песен «Капитального ремонта» в исполнении Зорина, заканчивая квартирными хитами Майка времен «Все братья - сестры»: «Ода ванной комнате», «Женщина» и «Седьмая глава». Еще одна не вошедшая в альбом композиция посвящалась звукооператору Игорю Свердлову. Присутствовавший на сессии в театре кукол Андрей Тропилло утверждает, что большую часть «Сладкой N» записывал не Свердлов, а Алла Соловей - поскольку Игорь преимущественно занимался портвейным менеджментом и налаживанием алкогольных контактов. В принципе, об этом поет и Майк в своем посвящении Свердлову: «Допей портвейн - иди домой».

О самой полумифической «Сладкой N», которой посвящалось сразу несколько композиций и существование которой Майк упорно отрицал долгое время сам Майк рассказывал в интервью ленинградскому подпольному рок-журналу «Рокси» спустя несколько месяцев после записи альбома:

«Сладкая N - потрясающая женщина, которую я безумно люблю, но при этом я не совсем уверен в том, что она существует в природе... Но, может быть, она и похожа на ту - на обложке». В реальности прообразом «Сладкой N» послужила ленинградская художница Татьяна Апраксина, с которой Майк познакомился в 1974 году. Интересная внешне, с притягательным внутренним миром и шармом сказочной колдуньи в исполнении Марины Влади, Татьяна была тогда основной музой Майка.

«Майк приходил ко мне в гости один или с кем-нибудь из друзей, скромно составляя маленькую свиту Аквариума, вспоминает Татьяна, чей артистический псевдоним был связан с тем, что большую часть жизни она прожила в Апраксином переулке. - Худенький, щуплый, с большим носом, с глазами, блестевшими добродушным любопытством, Майк готов был во всем участвовать и со всеми дружить. Ни одной из своих знаменитых песен он к тому времени еще не написал, хотя уже носил с собой аккуратную тетрадку, в которой закладывались основы будущих хитов. Он мог годами вынашивать одну песню, время от времени вписывая в тетрадку то слова, то фразу, прикидывая разные варианты - как бы составляя мозаику - и подвергая текст постепенной редактуре».

«Аквариум» приняли прекрасно. Однако звездой вечера стал Майк. Это было первое в его жизни выступление в большом зале. Он вышел в темных очках и гнусоватым голосом объявил, что рекомендует всем ленинградский «Беломор» и ром «Гавана-клаб». Затем завел «Сладкую N» ... Можно было предвидеть, что Майк сильно удивит зал, но спонтанность и сила реакции превзошла все ожидания…» - из «Рок в СССР»Артемия Троицкого.

Осенью 1980 года он собрал собственную группу, не без оглядки на «Аквариум», назвав ее «Зоопарком». Первыми были приглашены два музыканта студенческой группы «Прощай, Черный понедельник» Александр Храбунов (гитара) и Андрей Данилов (барабаны), а затем по рекомендации был приглашен басист Илья Куликов из группы «Маки». Группа начала репетировать в ноябре 1980 года, в следующем году была принята в рок-клуб, а весной был дан первый концерт с программой из песен Майка, вызвавший бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики.

На протяжении трех лет «Зоопарк» регулярно выступал дома и выезжал в Москву, где Майк поначалу пользовался гораздо большим успехом, нежели в Ленинграде, был почему-то воспринят тамошней публикой как панк, несколько раз выступал в сопровождении музыкантов группы «ДК» и сделал концертный альбом «Blues de Moscou». В Питере за это время Науменко сыграл гитарное соло на дебютном концерте группы «Кино» в марте 1981 года.

В 1982 году Майк при помощи друзей записывает альбом «LV» (55 - год рождения Майка). Альбом отличается музыкальным разнообразием и пародийной направленностью, и изобилует посвящениями питерским музыкантам.

В следующем году Майк записал на студии «АнТроп» альбом «Уездный город N», заглавную песню которого 14 минутную балладу, называют «энциклопедией нашей жизни». А альбом «Белая полоса» в 1984 году сделал имя Майка и его песни известными всей стране.

«Кстати, кроме непосредственно музыкальных пристрастий, Майк также причастен к созданию одного из старейших питерских рок-самиздатовских журналов - «Рокси». Одно время он совместно с БГ и другими состоял в редакции этого журнала. А чем же он еще занимался в жизни? Да, наверное, тем же чем и все тогдашние рокеры. Мы с Панкером пришли к Майку в то место, где он занимался творчеством, писал песни и... работал по совместительству сторожем. Как положено в этом мире, похоже, всем художникам, писателям и музыкантам. Они сторожат. Только кого от кого - непонятно. Но они сторожат. А кто должен быть на страже, с другой стороны, как не писатель, не музыкант, не поэт? Майк там занимался, ко всему прочему, еще тем, что пил портвейн, встречался с друзьями и играл в преферанс. Он вообще был очень обаятельный человек…» - «О СашБаше, о Кинчеве, о себе, о жизни» писал Святослав Задерий.

В мае 1983 года, на 1-м фестивале рок-клуба, в составе «Зоопарка» появился пианист и певец Александр Донских. Хотя выступление «Зоопарка» оказалось неровным, и группа не стала лауреатом, сам Майк получил приз за «Последовательную разработку сатирической темы». Специальная номинация, инциатором создания которой был писатель-публицист Александр Житинский (Рок-Дилетант). Это описано в его книге «Путешествие Рок-Дилетанта». К следующей зиме оригинальный состав группы распался.

В марте 1984 года Науменко и Храбунов появились на сцене клуба в сопровождении ритм-секции «Аквариума»: Михаил Васильев (бас) и Петр Трощенков (барабаны). Васильев, который в ту пору фактически покинул «Аквариум», играл в «Зоопарке» до конца года, а Трощенкова в апреле сменил лучший барабанщик города Евгений Губерман.

В 1984 году «Зоопарк» записывает альбом «Белая полоса», который в 1988 году фирма «Мелодия», урезав песни «Бедность» и «Вперед Боддисатва», выпускает в свет. В пластинку вошли «Страх в твоих глазах» и «Гопники», не «залитованные» в свое время Ленинградским рок-клубом.

А вот есть мнение, что, типа «Зоопарк» с Майком продались там...

Кому??

Ну-у, «Мелодии», официозу...

Во-первых, я могу честно сказать, что я пальцем о палец не ударил для того, чтобы эта пластинка вышла. Продаваться «Мелодии»? - так «Мелодия» вообще ничего не платит. Что же, все, у кого пластинки вышли - взяли все и продались, что ли? - Из интервью с Майком.

Выступление «Зоопарка» на 2-м Ленинградском рок-фестивале стало одним из его центральных событий, несмотря на начатую в то время Министерством культуры кампанию против самодеятельного рока, инспирированнаю провокационными статьями композитора Александра Морозова в «Комсомольской правде» и В. Власова в ленинградской «Смене».Группа получила приз зрительских симпатий, и специальный приз, учрежденный Оптическим институтом. А лауреатом стала группа «Секрет», исполнившая на фестивале песню Майка «Мажорный рок-н-ролл» и не скрывавшая своего восхищения его музыкой.

Летом 1984 года Андрей Тропилло записал, как оказалось впоследствии, последний студийный альбом группы «Белая Полоса». В ноябре 1984 года Майк и Храбунов сыграли один концерт и «Зоопарк» пропал на девять месяцев. Лишь в августе 1985 года поиски подходящих музыкантов временно завершились, и на сцену вышел новый «Зоопарк», включавший Сергея Тессюля и Валерия Кирилова.

Следующей весной "ЗООПАРК" вновь удивил многих, появившись на сцене 4-го рок-фестиваля в сопровождении эффектного вокального трио (Донских, Наталья Шишкина и Галина Скигина) и клавишника Андрея Муратова. Шикарные аранжировки, легкая театрализация, стилизованный под манеру ду-уоп вокал - старые поклонники «Зоопарка» были раздосадованы, новые - заинтригованы, а жюри - очаровано, вследствие чего группа впервые получила лауреатское звание. Эта версия просуществовала год, сделала ряд разрозненных записей для радио и распалась в мае 1987 года.

В сентябре 1987 года «Зоопарк» выступил на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много гастролировал по стране — на каком-то этапе он был самой концертирующей группой рок-клуба, а возможно, и всей страны. В 1988 году Тропилло выпустил на пластинке слегка урезанную версию альбома «Белая полоса». В апреле того же года Муратов ушел в «ДДТ», и «Зоопарк» вернулся к составу квартета, хотя активность группы с этого момента начала резко снижаться. Осенью 1988 года с ними репетировал, но так и не присоединился экс-гитарист «Мифов» Александр Новиков.

За 88-90 годы Майк исколесил всю Россию, и, несмотря на то, что группа давно не меняла свой репертуар, практически везде на его концертах был полный зал. Как писала в то время пресса, «Зоопарк» стал чемпионом ленинградского рок-клуба по количеству концертов в год, обогнав даже «Аквариум» и «Кино».

В 1988-ом «Зоопарк» записал свой последний альбом «Музыка для фильма». В одной из песен этого альбома «Выстрелы» есть слова: «Ну а будет ли завтра, новый день, опять?» Вероятно, Майк и сам не верил в «новый день» для себя.

В начале 1990 года режиссер Александр Киселев снял на Ленинградской студии документальных фильмов посвященную «Зоопарку» ленту «Буги-вуги каждый день», для которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся номеров, позднее вошедших в альбом «Музыка к фильму». Спад широкого интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной активности, плюс нараставшие проблемы практически вывели «Зоопарк» из игры: попытка Андрея Тропило, летом 1989 года избранного директором Ленинградской студии грамзаписи, привести группу в студию так не увенчалась успехом.

С «Зоопарком» вновь расстался Куликов, а басистом стал Наиль Кадыров. 14 марта 1991 года Майк Науменко в последний раз появился на сцене, исполнив в сопровождении «Аквариума» свой «Пригородный блюз» на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба.

Умер Майк 27 августа 1991 года в Ленинграде, в своей комнате в коммуналке на улице Разъезжей. Врачи зафиксировали смерть от кровоизлияния в мозг. Он не дожил всего двух месяцев до 10-летия группы.

Жизнь Майка оборвалась трагически. Вернувшись домой с вечеринки после проводов за границу одного из музыкантов группы, он упал в своей коммунальной квартире, был дотащен соседом до кровати, до утра лежал без движения. За тем приехавшие родственники вызвали "скорую помощь", которая констатировала самую несовместимую с жизнью из всех травм - перелом основания черепа. В таких случаях медики даже при осмотре не шевелят больного, ибо и легкого шевеления достаточно, чтобы наступила смерть. Майк до конца был в сознании, и вел себя очень мужественно.

«Майк был фантазер, вообще - добрейший человек. Того, что с ним случилось, я до сих пор не понимаю. Обстоятельства его смерти так и остаются во многом загадочными. С Цоем, по крайней мере, все понятно - если не по сути, то по форме - как все случилось. У Майка все было почти так же, как с Жорой Ордановским. Тот, как известно, просто исчез, не оставив никаких следов» - Отрывок из "Интервью с Майком (last Rock"n"roller)" в DBP.

И мы не любим их.
Все ездят на метро,
Ну а мы не из таких.
Ага, мы берем мотор,
Хотя в кармане голяк,
И мы киряем свой портвейн,
Мы пьем чужой коньяк.
Я не люблю Таганку,
Ненавижу Арбат.
Еще по одной,
И пора назад.
Здесь нас никто не любит,
И не зовет на флэт,
Не выставляет пиво,
Не готовит нам обед.
Мы всем поддерживаем кайф,
Нам кайф ломают кругом,
В Сокольниках и в центре
Один крутой облом.
Здесь холодно и гадко,
Здесь вовсе не в умат.
Еще по одной,
И пора назад.
И барышни в полисе
Не выполнят на нас,
Они не любят звезд панк-рока,
И тут сплошной отказ.
Меня динамит телеграф,
Не выдавая перевод.
Мне некуда укрыться,
Когда болит живот.
Из порванной штанины
Глядит мой голый зад.
Еще по одной,
И пора назад.
Нам стремно в магазинах,
Там все не как у нас,
Там не достать портвейн,
В продаже только квас.
Народ там озверевший,
Он бьет друг другу фейс.
Никто не слышал "Stranglers",
А в моде только "Space".
От этой всей достачи
Так и тянет на мат.
Еще по одной,
И пора назад.

Майк Науменко

Похоронен на Волковском кладбище в Ленинграде.

Науменко погубила ошибка врачей?

На могиле Майка Науменко на Волковском кладбище нет такого паломничества, как у памятника Виктору Цою на Богословке. Но все же многие приезжие меломаны считают своим долгом посетить это место. Автор «Уездного города N», «Пригородного блюза» и «Дряни» до сих пор почитаем неформалами. А 27 августа в гости к Майку заходит особенно много людей — ведь это дата его смерти.

До сих пор нет единого мнения о том, как не стало лидера группы «Зоопарк». В конце восьмидесятых у Майка появились проблемы со здоровьем, которые усугубились бытовыми неурядицами, резко ухудшилась моторика левой руки, что мешало играть на гитаре. По одной версии, он умер от кровоизлияния в мозг в результате несчастного случая у себя в квартире. По другой — Майка ограбили и надавали ему по голове в собственном дворе. После нападения Науменко не умер на месте, а сумел подняться к себе домой, но там окончательно ослабел и пролежал в беспамятстве долгое время, пока соседи по коммуналке не вызвали скорую. И погиб музыкант якобы от перелома основания черепа.

Свою версию событий изложил «МК» в Питере» друг и первый продюсер «Зоопарка» . Он также рассказал о том, каким был Науменко при жизни.

Друг увел жену

— Я познакомился с Майком в начале восьмидесятых. Это был романтичный, окрыленный своими идеями человек, от него будто исходило сияние. Майк пел блюз на русском языке, в этом ему не было равных. «И я поцеловал золотого льва, который охранял границу между мной и тобой», — точнее ведь про любовь не скажешь. Майк сиял на сцене, за кулисами же не брезговал рюмкой-другой наливаемого друзьями виски. Пили в те годы все, но от алкоголизма Гребенщикова, к примеру, спасало то, что он писал много песен, и творческих кризисов практически не испытывал. А Майк в какой-то момент «завис», после четырех прекрасных альбомов у него наступил застой. Приходилось ездить с концертами, петь одно и то же, новых хитов не получалось.

Такие периоды бывают, их нужно просто переждать, но Майк ужасно переживал и стал все чаще прикладываться к «лекарству». Нашлись люди, потакавшие алкогольному лечению, прихлебатели, пившие за его счет. Они довели музыканта до точки, ведь Науменко был безотказным, трогательным, порядочным и очень покладистым человеком. Майк всегда учитывал чужие интересы, может, поэтому его давно нет в живых. Он не умел отказать даже тем людям, которые тянули на дно. Злую роль в судьбе Майка сыграл откуда-то взявшийся друг Армен, постоянно пропадавший у него в гостях. (У Науменко был открытый дом, народ заходил к нему днями и ночами.) Дружили-дружили мужики, а в итоге Армен увез в Москву жену Майка Наташу, после чего судьба музыканта покатилась под откос еще стремительней.

…А ведь были времена, когда Майк с женой были не разлей вода! Мы приходили к ним в гости, сидели, что-то обсуждали, у Наташки спал в люльке маленький Женя, и его, чтобы не слышал гостей, как попугая, прикрывали большим абажуром. Мы общались до утра — а малыш спал.

Роковой диагноз

— То, что семья Майкла рушится, я почувствовал на дне рождения виолончелиста «Аквариума» Севы Гаккеля. Он подрабатывал тогда сторожем, охранял большую квартиру-офис. По ночам она пустовала, Сева позвал много гостей, всюду на газетках лежали бутерброды с докторской колбасой, стояли портвейн и водка. Люди буйно веселились, Майк же быстро засобирался домой, но Наташка вдруг заупрямилась. Мне запомнилась такая сцена: на полу сидят гости, кто-то играет на гитаре, Майк говорит Наташе: «Пойдем!», а она истерично кричит: «Я не хочу! Давай останемся, у меня в бокале еще…» и «бу-бу-бу…». Майк ее подводит к двери, а она вцепилась в косяк пальцами и чуть не плачет. Он отрывал ее пальцы от косяка по одному, она хваталась обратно, Майк ее выволакивал. В этот момент мне стало понятно, что между ними что-то разладилось.

Майк погиб на восьмой день после расторжения брака с Наташей, в августе 1991-го. До этого были месяцы мучительной борьбы с алкоголем, о которых лучше меня может рассказать гитарист «Зоопарка» Саша Храбунов. Он играл в группе до самого конца и жил в одной коммунальной квартире с Майком. Саша как-то признался, что боится ездить с другом на гастроли, потому что тот допивается до нечеловеческого состояния и может натворить страшное.

Однажды они отправились в Новгородскую область — давали концерт, а после выступления Майк так вмазал, что стал практически «трупом». Саша тогда сказал: «Андрей, я с ним работаю не первый год, но, наверное, уйду, это не для меня!» Разговор был буквально месяца за три до смерти Науменко.

А погиб он из-за роковой случайности, а может, и закономерности. Беда случилась после очередных посиделок с друзьями у Майка дома. Поговорили, выпили, утром Науменко решил дойти до ларька — поправить здоровье. Взял кружку пива, опохмелился, а на обратном пути оступился на поребрике и упал на спину. Вроде бы ничего страшного: спокойно пришел домой, пива с собой принес, угостил всех. Вскоре у него жутко разболелась голова. Вызвали скорую, врачи сказали: «Рядовое сотрясение мозга» и объяснили, как его лечить. Но лучше Майку не становилось, когда он уже почти не соображал от боли, его забрали в больницу. Оказалось, что у Науменко был перелом шейного позвонка, а вовсе не сотрясение. И все, что делали до этого, только ухудшало состояние. Если бы его не «залечили», Майк остался бы жив — помучился бы в гипсовом «ошейнике» полгода, и снова вышел бы на сцену. Но врачи спохватились поздно, мой друг умер.

Первопроходец рока

Когда мне позвонили и сказали: «Приходи на похороны Майка», я стал, как ребенок, повторять про себя: «Нет, нет, не может быть…», потом завыл от горя. На кладбище я приехал к самому концу церемонии, опоздав нарочно: просто не мог смотреть на Науменко в гробу. Народ уже расходился, я положил на свежий холм земли гвоздики и побрел на остановку. В тот момент в голове стали всплывать картинки счастливого времени в Доме пионеров, когда мы днями и ночами напролет писали музыку, спорили, пили и верили друг другу. Наверное, это было защитной реакцией.

Мне кажется, Майк был недооцененным музыкантом. Он написал такое количество абсолютно гениальных вещей, на которые не способно большинство рок-музыкантов. Если Борис Гребенщиков за всю жизнь сочинил два-три блюза, то Науменко их написал порядка тридцати! И потом, блюзы Бориса очень жесткие, а не чувственные. Науменко обвиняют в том, что песня «Уездный город N» частично слизана у Боба Дилана, но это не так. Та песня гораздо более узкая, там перечисляются современные суперзвезды, и все! А у Майка — и сказочные герои, и реальные персонажи, и любовь, и вино, и смысл бытия. Майк очень нежно относился к Дилану, но не копировал его.

Науменко действительно начал с того, что не писал песни, а переводил западные рок-н-роллы и пел их на русском языке. И это очень важно, потому что, по сути дела, западный рок и блюз — это символический язык. И ему пришлось «разжевать» эту символику для России. Науменко был первопроходцем. Это уже потом у него стали появляться свои стихи и музыка, не менее глубокие и символичные. Недаром же альбомы «Зоопарка» до сих пор слушают не только те, чья юность пришлась на восьмидесятые, но и продвинутая нынешняя молодежь.

Журналисты "КП" провели свое расследование гибели лидера группы "Зоопарк". Долгое время смерть рок-звезды считалась несчастным случаем. Но в этой трагедии все оказалось не так однозначно.

28 июня в украинский прокат выйдет фильм Кирилла Серебренникова "Лето" о любовном треугольнике между вокалистом группы "Зоопарк" Майком Науменко, его женой Натальей и Виктором Цоем. По мнению критиков и первых зрителей, картина получилась светлой и доброй.

Увы, продолжение этой истории куда мрачнее. 15 августа 1990 года разбился на машине лидер "Кино" Виктор Цой. А спустя 12 месяцев, 27 августа 1991-го, умер Науменко. Умер при весьма загадочных обстоятельствах - после перелома основания черепа у него случилось кровоизлияние в мозг…

Никто не писал о причине смерти

В августе 1991 года, когда скончался Науменко, о причинах смерти почему-то не писали. Даже в "Комсомольской правде" за 28 августа 1991 года известный музыкальный журналист Артемий Троицкий просто констатировал горький факт:

"Очень печальная весть пришла из Питера. Умер Майк, по паспорту Михаил Науменко, великий российский рокер. По сути дела, Майк стал отцом-создателем русского уличного рок-н-ролла..."

Он жил в питерской коммуналке на Боровой улице. Сосед нашел певца лежащим у двери в свою комнату в 11 утра. Тот был жив, но еле ворочал языком. Сосед подумал, что рокер пьян, и перетащил его на кровать. Днем к Науменко приехали мама и сестра. Увидев, в каком состоянии Миша, они вызвали скорую. Но медики лишь констатировали смерть. Причина - тот инсульт после странного перелома основания черепа, о котором мы уже говорили. Причем, как выяснилось, Науменко был абсолютно трезв. Однако уголовное дело так и не завели.

Чтобы узнать, что думают о гибели от такой травмы силовики, звоним знакомому руководителю следственного отдела Ярославу Корелину. Кто жертва и когда произошла трагедия, не уточняем.

- Мы при таких повреждениях сразу начинаем проводить доследственную проверку по статье "убийство", - без раздумий говорит Корелин. - А что, в вашем случае мои коллеги этого не сделали?

Человек погиб еще в 1991-м. Мы пытаемся выяснить, как умер рок-певец Майк Науменко.

- Странно, что милиция тогда не стала разбираться. Мы в первую очередь выясняем, не было ли у жертвы врагов.

Решаем выполнить работу милиционеров 90-х и выяснить, кто мог желать Науменко смерти. В картине "Лето" Майк и Виктор Цой показаны лучшими друзьями. Может, Науменко близко общался и с отцом лидера "Кино"? И если так, то не исключено, что Роберту Максимовичу известно о неприятелях вокалиста "Зоопарка". Назначаем Цою-старшему встречу.

Когда умер Миша, я был еще в трауре по Вите, - вздыхает пенсионер. - Как бы это резко ни звучало, но мне в 91-м было не до гибели Науменко. В Питере есть такой летописец рока Андрей Бурлака. Поговорите с ним. Он должен больше знать.

"Из-за путча было не до бытовухи"

Вы по поводу гов...ного фильма? - доносится из телефонной трубки раздраженный голос Андрея Бурлаки. - Мы дружили с Майком. Поверьте, этот фильм ("Лето". - Ред.) не про Науменко и Цоя, а про каких-то современных... [геев]!

Мы пытаемся выяснить, как на самом деле погиб Майк Науменко!

- Я своими глазами видел заключение судмедэкспертизы. Там синим по белому написано: "Инсульт на почве перелома основания черепа".

А вам не показался этот диагноз подозрительным? Науменко был трезв. Вдруг он не сам упал, а его толкнули? Близкие не пытались добиться возбуждения уголовного дела?

Это бесполезно было! За пару дней до смерти Майка произошел путч, началась история с ГКЧП. Милиции было не до подобных проверок.

- У Науменко были враги?

Майк был человеком бесконфликтным. Но версии по поводу его смерти разные. Вон барабанщик "Зоопарка" Валера Кириллов еще на поминках пообещал найти его убийцу…

"Прилетел мощный удар с кулака"

Валерий Кириллов был близким другом Науменко. Он один из лучших барабанщиков советского рока.

На поминках я действительно поклялся отцу Майка, что достану виновного в его смерти, - кивает музыкант.

- А откуда у вас такая уверенность, что Науменко убили?

Долгое время были просто подозрения. А когда появился интернет, я стал прочесывать всякие форумы в поисках хоть какой-то зацепки.

Поиски привели Кириллова на сайт sramu.net. Что-то вроде сетевой исповедальни. Здесь анонимно публикуют постыдные истории из своей жизни. Там Валерий обнаружил такое признание:

"Мне давно за 40, но мучает одна история, которая приключилась в 1991-м. Я во дворе стоял, ждал друзей, с которыми собрались бухнуть. Подошел ко мне парняга, попросил прикурить. Он стал интересоваться, кто я, что делаю тут. Мол, он тут живет. Тут вылетели мои друзья, и челу прилетел мощный удар с кулака. Он упал как подкошенный. Я начал возмущаться: что делаете вообще? На что дружбан с улыбкой сказал: они подумали, что он до меня докапывается. Я поднял беднягу - из носа и рта у него пошла кровь. Чел, дико шатаясь, побрел к подъезду. А мы пошли бухать...

Потом я увидел где-то фотографию Науменко. Это был тот самый человек. Я перестал общаться с приятелями-быдланами. Женился и уехал в Германию…"

- Вы уверены, что эта история - правда?

Думаю, да. Написавший знает факты, которые мог привести только участник событий. Я опрашивал соседей. И местный мальчишка Гриша рассказал, как выбежал во двор, а там люди стояли над лежащим Майком и один человек поднимал его. Думаю, Науменко упал от удара и получил серьезную травму. Но смог дойти до своей комнаты.

- Вы пытались найти человека, который написал этот пост?

Конечно! Но сообщение анонимное. Может, у вас, журналистов, получится узнать? Мы бы тогда постарались выведать у него имя того самого быдло-друга, который ударил Науменко.

Вместо послесловия

После встречи с Кирилловым мы написали запрос в Управление "К" полиции Санкт-Петербурга (это ведомство занимается поимкой преступников через интернет. - Ред.). Попросили, несмотря на истекший срок давности, начать проверку по факту "причинения смерти по неосторожности" Михаилу Науменко. И установить личность и адрес человека, который написал скандальный пост на sramu.net. Ждем ответа.