Непонимание искусства. Влияние искусства на жизнь человека – аргументы ЕГЭ

КРЫЛОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Аспирант кафедры искусствоведения и культурологии ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной Академии им. А. Л. Штиглица»

Аннотация:

В статье раскрываются основные факторы затрудняющие взаимопонимание художника и публики. Автор считает, что современное искусство является системой со своим зашифрованным языком, складывавшимся на протяжении последних полутора столетий. Начиная с середины XIX века постепенно происходит смена ценностей западного общества, отразившаяся в искусстве как уход от эстетического идеала в пользу концептуального. Автор считает, что публика, хорошо знакомая с современным искусством, также не всегда может всесторонне оценить ценность художественного произведения без специального пояснения со стороны автора, что несомненно является признаком возрастающего конфликта между обществом и культурой постмодернизма. Если ранее произведение вызывало эмоции путем эстетического воздействия, то современное искусство ищет оригинальные пути воздействия на публику.

Культура в целом выражает духовное состояния общества, тогда как искусство
является реакцией на эмоциональный всплеск. Сколько существует искусствознание,
столько ведутся споры: считается ли любое новаторское явление в искусстве прогрессом
или же постоянной деградацией культуры. В сфере гуманитарных наук нельзя
игнорировать факт трудности, а порой и невозможности построения цельной логической
системы. Лексика, которую используют в описании современного искусства, постепенно
становится особым языком - непростым, часто отпугивающим своей сложностью. Тем не
менее, «в науке об искусстве у теоретического подхода в действительности нет
альтернатив, и не важно, идет ли речь о современном или классическом искусстве. Любая
новая публикация по истории искусства имеет значение лишь в качестве аргумента в
каком-либо теоретическом споре, как часть интеллектуальной истории». До середины
XIX века среди художников мало кто делает попытки сформулировать свою систему,
способную обосновать оригинальность творческой деятельности.
Считается, что Э.Мане предпринял первые попытки самоидентификации искусства,
первым среди живописцев начав поиск формальной сложности произведения. Своим
желанием создать новые принципы в решении обыденных задач он косвенно
предвосхищает практически всё авангардное творчество, в самых реакционных формах
способное покинуть западную систему культуры, основанную на древнегреческом
понимании эстетики и красоты.
В силу простоты решения в реалистической художественной практике вопрос
теоретического обоснования произведения возникает редко, даже в сравнении с
декоративным или церковным искусством. А.В.Макеенкова выводит сложность «языка
произведения», как одну из проблем трудности понимания искусства. Безусловно,
авторский язык может быть непонятен, тем не менее это никак не может зависеть от
направленности произведения. На сложность восприятия скорее влияют формальные
признаки, а именно: используемые художником средства, например, традиционно не
характерные для искусства: новые технические возможности, полимедийность - то есть те
качества, в которых формотворчество пытается обособиться и утвердиться. Понравилось
нам произведение или нет, понять о чем оно, мы можем, а вот каким образом оно
выполнено - не всегда.
Развитие культуры современного глобалистического общества невозможно
рассматривать вне контекста идеологий, созданных правящими слоями. Самобытные
художники - неважно, что они создают - будут расцениваться как радикально
настроенные. Рассмотрим яркий пример: «консервативные политики и искусствоведы в
США в период холодной войны атакуют абстрактное искусство как
«коммунистическое»», спустя же 20 лет Л.Рейнгардт доказывает, что именно
реалистическое искусство на западе - это искусство протеста, а не абстрактное, которое в
то время уже становится символом капиталистической культуры. Ещё К.Маркс отмечает
тот факт, что, совершая покупку, мы приобретаем не просто вещи, а предметы,
наполненные идеологией. Управляя массовой идеологией, можно намеренно
манипулировать чувствами социальных групп. В западной цивилизации люди привыкли
получать от произведения искусства в первую очередь наслаждение: визуальное,
эстетическое, моральное и интеллектуальное. На протяжении последнего столетия мы
наблюдаем постепенный уход от деления на виды искусства, сложившегося
тысячелетиями; происходит слияние визуального статического искусства с поэзией,
музыкой, танцем, с видео и, наконец, с «точными» науками как в формальном, так и в
идеологическом плане. Публика, культурно подготовленная к созерцанию нового
искусства, получает от художника некую головоломку, направленную на активную работу
фантазии, эрудиции, интуиции и интеллекта, получая в этом наибольшее удовольствие.
Восхищение, вызванное чисто визуальными и эстетическими качествами произведения,
отходит на второй план, так как публике представлено всего лишь воплощение идеи
художника. Актуальное искусство призывает зрителя временно отстраниться от
социальных масс, увидеть нечто большее; посредством критики популярной культуры
происходит критика идеологии и самого искусства.
Техническая воспроизводимость искусства несомненно изменила отношение
общества к художнику, с изобретением репродуцируемости картины, для привлечения
интереса зрителя живописцу необходимо вкладывать в произведение то, что не сможет передать
фотография, например, максимальную эмоциональную составляющую, новые технические
средства, одновременное воздействие на разные органы чувств. В некой мере во все времена
существовал синтез искусств, но только в начале ХХ столетия возникают полимедийные
произведения, воздействующие на все органы чувств зрителя, являющие собой
сложнейшие по структуре творения, действия, события. Дадаисты вынуждают публику
принять новый подход к пониманию искусства: не желая угодить, они всё же предлагают
отказаться от пассивного любования и стать частью действия. Произведением искусства
может становить заимствованный из жизни предмет: энвайронмент или реди-мейд, - идея,
в основе которой лежит акцент восприятия, то есть, созерцая предмет, произведением
искусства его делает сам зритель. После М.Дюшана всё искусство по природе становится
словом или концепцией. Наряду с тем классическая миметическая теория переживает
кризис и неспособна оправдать многообразие визуальных репрезантаций. Ранее человек
привык получать от созерцания произведения искусства наслаждение. Общество
принимало как данность, что именно каннотативный характер, сложность и богатство
эстетического знака или даже языка придавали произведению статус искусства, теперь
дистанция между образами в произведении и их референтами практически отсутствует.
За последние полвека искусство обратилось к тем темам, которые ранее даже
отдаленно не интересовали искусствознание. Воплощая идею синтеза, морфологические
рамки искусств распадаются, обнажая фигуру художника перед лицом социума. С
появлением новых средств связи изменилось само восприятие - от визуальной ориентации
к мультисенсорной. Искусство способно подчинить все человеческие способности
стремлению к единству творческого воображения. Тенденция социализированного
искусства в западных странах развивается независимо, в Европе это группа
«Ситуационистский интернационал», в США - неодадаисты и «Флюксус», верящие в
спасение искусства от коммерциализации, угрожающей превратить его в чрезвычайно
престижный предмет потребления. Имеющие свободные убеждения художники работают
над проектами, привлекая музыкантов, поэтов, танцовщиков. Результатом такого рода
деятельности становится новая мультидисциплинарная эстетика, основанная на взаимном
вдохновении, обогащении и экспериментировании. Перформанс позволил художникам
окончательно стереть границы между средствами выражения, между искусством и
жизнью. Перформативная практика явилась протестом, подвергающим сомнению
общепринятые ценности и модели поведения, они не могли существовать без диалога со
зрителем. Художники напрямую связывают себя с другими людьми, их жизненным
опытом и образом поведения. Слияние искусства и жизни, как основная идея приобрела
крайние и курьезные формы у англичан Гилберта и Джорджа. Манцони превращал в
«живые скульптуры» окружающих, они же превратили в «живые скульптуры» себя, и
косвенно сделали свою жизнь предметом искусства.
Б.Е.Гройс с позиции теоретика XXI века выделяет задачу искусства в демонстрации
различных образов и стилей жизни через осуществленное на практике знание. Средством
сообщения становится само сообщение. «Признаем, что одна из наиболее значимых
художественных тенденций последних 10 – 15 лет – это распространение и
институционализация группового и социально ангажированного творчества»,
выражение которой мы находим в особой популярности искусства взаимодействия.
М.Квон рассматривает новую форму искусства как «спецификацию сообщества»,
К.Базуальдо - «экспериментальное сообщество», Г.Кестер определяет его «диалогическим
искусством». Идея Кестера в том, что задача искусства – противостоять миру, в котором
люди оказываются сведены к атомизированному псевдосообществу потребителей, чей
эмоциональный опыт задан обществом спектакля и репетиций. Если сотрудничество с
предварительно организованными группами выявляет эксплуататорский характер, оно не
может отражать модель общественного взаимодействия. В совместном противостоянии
капитализму художники объединяются между собой, призывая стороннюю публику,
которая должна уверенно ощущать себя участником произведения. В отличие от
телевидения, искусство не разрушает, а сплачивает отношения, становясь местом,
создающим специфическое пространство общения. Если Г.Гегель называл одной из
важнейших причин кризиса искусства утрату человеком способности непосредственного
переживания художественного произведения («Свобода произведений искусства, которой
гордится их самосознание и без которой их не было бы, - это лукавство их собственного
разума. Если произведения искусства - это ответы на свои собственные вопросы, то в
силу этого они сами становятся вопросами.»), то преимущество же диалогического
типа художественной практики в том, что критический анализ стереотипов
осуществляется в форме обмена мнениями и дискуссии, а не шока и деструкции.
Коллаборативное искусство стремится к общедоступности, нежели к эксклюзиву; в
диалоге неизбежна рефлексия, так как сам по себе он не может конструировать
произведение.
На практике идея объединения художника и публики сама задаёт барьер,
мешающий сближению, бесспорно становясь наиболее актуальной проблемой. Публика,
мало знакомая с тенденциями искусства, предвзято относится ко всем проявлениям
современного творчества и старается избежать контакта. Отказ от диалога становится
изначальной причиной недопонимания. Художник же выражает самопожертвование,
отрекаясь от авторского присутствия в пользу взаимоотношений, позволяя участникам
говорить через себя. Эта идея выражает жертвенность искусства как такого и его желание
полного растворения в социальной практике.
Единственным же элементом восприятия остаются чувства - главный критерий
возникновения и существования произведения искусства, началом которого являются
переживания и эмоции. Как отмечает В.П.Бранский: «Тот, в ком объект не вызывает
никаких чувств, не замечает в этом объекте и десятой доли тех особенностей, которые
открываются человеку, находящемуся под сильным впечатлением от объекта. Таким
образом, как это ни парадоксально, можно смотреть на нечто - и ничего не видеть».
Первопричина любого искусства не столько контекст, сколько свободное чувство, в
прошлом скованное рамками философии, эстетики, красоты, пропорции и прочих
культурных традиций. Постмодернистское искусство основано в первую очередь на
чувствах, и другим критерием его мерить невозможно!
ЛИТЕРАТУРА
1. Рыков А.В. Западное искусство XX века: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Новая Альтернативная
Полиграфия, 2008. С. 3.
2. Демпси, Эми. Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству. - М.: Искусство -
XXI век, 2008. С. 191.
3. Бишоп, Клер. Социальный поворот в современном искусстве - М.: Художественный журнал, 2005, №
58/59. С. 1.
4. Адорно, В. Теодор. Эстетическая теория / Пер. с нем. А.В. Дранова. - М.: Республика, 2001. С. 12.
5. Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного
произведения на примере истории живописи. - Янтарный сказ, 1999. С. 6.

Прочитав книгу, рассмотрев картину, прослушав музыку, человек часто остаётся в недоумении. «Ничего не понятно!» - разочарованно восклицает читатель, зритель или слушатель. Впрочем, пытался ли он постичь замысел автора или ожидал, что в произведении искусства всё должно быть чётко и ясно? Здесь мы сталкиваемся с проблемой понимания искусства, которой и посвящён текст…

Следует также обратить внимание на языковые средства , которые могут быть использованы во вступительной части сочинения.

1. Вопросно-ответное единство. Специалисты по риторике советуют вносить элементы диалога в публичное выступление. Диалогичность не помешает и в сочинении, позволит сделать выступление более энергичным. Например:

Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова её роль в жизни человека, заставляет задуматься текст В. Сухомлинского.

2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нём.

Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Ю. Башмета.

3. Назывное предложение (именительный темы).

Назывное предложение в зачине также должно содержать ключевое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте.

Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушным. Литературовед Евгений Борисович Тагер – один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.

4. Риторический вопрос. Далеко не любое вопросительное предложение представляет собой риторический вопрос. Риторический вопрос – это вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение.

Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с заядлыми спорщиками, которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть различные способы ведения спора, которые рассматривает в своём тексте Л. Павлова.

5. Риторическое восклицание выражает эмоции пишущего: радость, удивление, восхищение… привлекает внимание к предмету речи.



Как прекрасен русский язык! Как много в нём слов, способных выразить самую глубокую мысль или любой оттенок чувства! Почему же порой, когда человек берёт лист бумаги или садится к компьютеру, в его голове возникают только скучные, шаблонные фразы? В чём причина появления штампов в нашей речи? Эта проблема волнует каждого, кто по-настоящему требовательно относится к самому себе, к своей речевой культуре.

ПОМНИТЕ , что не бывает «универсальных» вступлений, которые подходят к любому тексту. Как правило, шаблонный зачин плохо смотрится на фоне следующей за ним основной частью.

Чем закончить?

Как правило, заключение пишется в тот момент, когда времени до конца экзамена осталось немного. Часто пишущий начинает нервничать, опасаясь, что не успеет переписать текст начисто, и обрывает сочинение на полуслове. Конечно, такая работа ущербна с точки зрения композиционной целостности, а значит, не получит максимального балла по этому критерию.

Основное требование к заключительной части сочинения может быть сформулировано так: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем.

Итак, какой может быть заключительная часть сочинения?

1. Резюмирование , повторение в обобщённой форме основной идеи текста, позиции автора. Это самый распространённый вид заключения: вернитесь к основной мысли автора, выразив её своими словами, чтобы не было впечатления простого повторения одного и того же.

…Таким образом, А. Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

Текст. К.И. Кривошеина
(1)Вслед за Федором Михайловичем мы не воскликнем сегодня: «Красота спасет мир!», наивность Достоевского умиляет. (2)Наступили времена спасать саму Красоту.
(3)В слово КРАСОТА вложен не только философский смысл, веками складывались объективные оценки Красоты.
(4)Все мы знаем, что дети лет до пяти замечательно умеют рисовать и к тому же отличать красивое от уродливого.
(5)Своим неиспорченным вкусом, интуитивно отделяют правду ото лжи, а по мере взросления и, как говорилось в СССР, «под натиском окружающей среды» теряют свой природный иммунитет. (б)Более того, я почти уверена, что при рождении каждый человек наделен талантом чувствовать Красоту. (7)Современный посетитель музеев запутался, ему вдалбливают новые формулы, вот почему человеку трудно определить, что совершенней: Беллини, Рафаэль, греческая статуя или современные инсталляции. (8)Наносной вкус и мода все равно не могут убить в нас истинную селекцию: мы безошибочно отличим красивого человека от урода или прекрасный пейзаж от бетонного пригорода.
(9)Известный факт: большинство людей совершенно лишено какого-либо желания развивать свой вкус. (Ю)Современное строительство, безликие города, дешевая одежда, литература, рассчитанная на среднего обывателя, «мыльные оперы» и прочее - все это приводит к омещаниванию.
(И)Несмотря на это, я не думаю, что найдется много любителей, как из среды «невоспитанной», так и из «образованной», которые часами бы созерцали инсталляции из унитазов Ильи Кабакова и помоечного хлама... (12)Статистика говорит о другом: любовь и симпатии тянут людской поток к вечным ценностям, будь то Лувр, Эрмитаж или Прадо...
(13)Сегодня я часто слышу, что нужно играть в искусстве, относиться к этому как к легкой забаве. (14)Эта игра в Искусство приравнена к некоей форме новаторства. (15)Я бы сказала, что это достаточно опасные ИГРЫ, можно так заиграться, что потеряешь равновесие, грань, черту... за которой уже царят анархия и хаос, а на смену им приходят пустота и идеология.
(16)Наш апокалипсический XX век сломал устоявшиеся взгляды и пристрастия. (17)Столетиями в основе пластического выражения, литературного и музыкального, конечно же, был наш Творец, Бог и Вера, а Музы Красоты веками трудились над гармонией божественной и земной красоты. (18)В этом основа и смысл самого Искусства.
(19)Наша развивающаяся цивилизация, как огнедышащий дракон, пожирает все на своем пути. (20)Мы живем в вечном страхе за завтрашний день, безбожие привело к одиночеству души, а чувства пребывают в ожидании каждодневного апокалипсиса. (21)Нищета духа притупила не только творцов, но и ценителей. (22)Любоваться красотой нам осталось только в музеях. (23)То, что мы видим в современных галереях, вызывает порой ощущение того, что кто-то издевается над зрителем. (24)Новые формы, манифесты и революция в искусстве, начавшаяся в XX веке, с такой помпой и восторгом прошествовавшая по планете, стали глохнуть и давать осечки под конец тысячелетия. (25)Художник, изощрившись и выпотрошив себя наизнанку, уже не знает, что бы еще придумать, дабы обратить на себя внимание. (26)Настоящие школы мастерства исчезли, на смену пришла любительщина, беспредельное самовыражение и большая игра в деньги.
(27)Что ждет нас в наступившем тысячелетии, найдутся ли те поводыри Красоты, которые выведут ее из лабиринта?
(К.И. Кривошеина)

Сочинение
Автор текста, К.И. Кривошеина, затрагивает важную проблему оценки прекрасного и отношения к искусству. Ситуация, сложившаяся в обществе, навязываемые личности стереотипы в восприятии прекрасного и безобразного кажется автору опасными, в результате чего она и восклицает, что настало время спасать красоту.
К.И. Кривошеина пишет о том, что в детстве человек легко отличает красивое от уродливого, но позже его вкус портится: «современное строительство, безликие города, дешевая одежда, литература, рассчитанная на среднего обывателя, «мыльные оперы» приводят к «омещаниванию». Немногие люди стремятся развить свой вкус. Однако автор уверяет, что никакая мода не сможет убить в человеке чувство прекрасного. Но главное, к чему призывает нас публицист, - это серьезное и бережное обращение с искусством, смысл которого в гармонии земной и божественной красоты.
Тогда и те произведения так называемого искусства, о которых упоминает в тексте автор и которые сводятся к «любительщине» и «игре в деньги», не заслонят собой искусства истинного, созданного не в угоду стереотипам массовой культуры. В этом я согласен с автором.
Проблема оценки прекрасного привлекала внимание писателей и раньше. Мне вспоминается рассказ А.П. Чехова «Ионыч» и описываемая в нем семья Туркиных, которая считалась в городе самой интеллигентной и образованной, чувствующей красоту и имеющей хороший вкус. Но так ли это? Дочь, Екатерина Ивановна, играет гостям на рояле, бьет по клавишам так, что Старцеву кажется, будто с гор сыплются камни. Мать пишет роман о том, чего не бывает в жизни, о несуществующих проблемах и никому не интересных страстях. Можно ли их творчество отнести к категории прекрасного? Думаю, вряд ли. Так их могли оценить только горожане с непритязательным вкусом.
По-моему, то, что можно отнести к категории прекрасного, построено по принципу гармонии. Произведения подлинного искусства переживают века. К ним, без сомнения, можно отнести стихотворения, сказки, поэмы А.С. Пушкина. Написанные простым и в то же время изящным языком, они затрагивают струны души читателя. Меняются поколения, но очарование строк Пушкина не меркнет. Еще будучи детьми, мы погружаемся в чудесный мир сказок поэта, читаем пролог к поэме «Руслан и Людмила», потом знакомимся с лирикой и наконец зачитываемся романом в стихах «Евгений Онегин». Мне особо нравятся пейзажные зарисовки поэта. В них я чувствую дыхание зимы, очарование ранней осени, вижу «гусей крикливых караван», бледное пятно луны или выходящего на дорогу волка. Думаю, многие присоединятся к моему мнению о том, что такое трогательное отражение жизни возможно только в истинном искусстве. Мне хочется надеяться, что и сегодня, вопреки словам автора о том, что «настоящие школы мастерства исчезли», есть авторы, чьи произведения по достоинству оценят потомки.

Искусство… Оно способно возродить душу человека их пепла, заставить его испытывать просто невероятные эмоции и чувства. Искусство – это средство, с помощью которого авторы пытаются донести свое мысли до человека, приучить его к прекрасному.

Автор рассуждает о необходимости искусства в нашей жизни, он акцентирует внимание на том, что «прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку». Юрий Бондарев приводит в пример произведение Моцарта «Реквием», которые невообразимым образом влияет на слушателей, «люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора». Так автор показывает, что искусство способно затронуть тонкие струны души человека, заставить его испытывать необыкновенные чувства.

Бондарев утверждает, что искусство может сильно повлиять на человека, ведь именно оно является самым прекрасным в его жизни. Искусство способно изменить человека, его внутренний мир. Это то, чему обязательно нужно учиться. Действительно, нельзя не согласиться с автором. Я считаю, что искусство может заставить нас испытывать радость и печаль, тоску и волнение, счастье и много других эмоций.

Так, в произведении И.А.Гончарова «Обломов» ярко описывается отношение главного героя к музыке. Обломов, посетив Ольгу Ильинскую, впервые услышал, как она играла на фортепиано. Автор показывает нам, как музыка может повлиять на внутренний мир человека, на его эмоции. Слушая великолепную игру, герой с трудом сдерживал слезы, он чувствовал силу и бодрость, желание жить и действовать.

Однако отношение главного героя произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети» к искусству весьма негативное. Базаров не воспринимает его, как неотъемлемую часть жизни человека, он не видит его пользы и преимуществ. В этом и заключалась ограниченность его взглядов. Но жизнь человека без искусства, без «чувства прекрасного» очень скучна и однообразна, чего, к сожалению, герой так и не признал.

В заключение хочется сделать вывод, что искусство – это наиболее важная часть в жизни каждого из нас. Нужно просто впустить его в свое сердце и душу, и оно сможет покорить весь мир.

Вариант 2

Любой вид искусства для человека является высшей наградой за те усилия, которые он приложил для того, чтобы принять в нем участие - либо являясь создателем шедевра, либо просто любуясь со стороны его результатами.

Музыкальные композиции, загадочные полотна, изящные скульптуры возникли благодаря знаниям человека, природному дару или желанию достичь подобное совершенство.

В процессе создания любого шедевра искусства человек применяет свой талант, проявляя свои возможности в полную силу. Искусство развивает, не дает оставаться на одном месте, в состоянии бездействия. За счет этого люди совершенствуются. Те, кто в какой-либо степени относится к этой сфере - это люди творческие, находящиеся в постоянном поиске. Погружаясь в этот мир, они активно развиваются духовно.

Таким образом, через проявленные воображение, целеустремленность, фантазию, терпение искусство помогает в утверждении жизненной позиции, влияет на мировосприятие человека, помогает обрести себя, сформировать собственный образ мыслей.

Если речь идет о музыке, то после прослушивания именно классических произведений эмоциональное, психическое и даже физическое состояние человека улучшается. В зависимости от ритма и содержания мелодий, песен можно либо получить заряд невероятной бодрости, либо успокоиться.

Под влиянием искусства внутренний мир человека преображается. В любом из его видов - графике, театре, живописи и т. д. содержится столько глубинного смысла и страсти, которые выражаются за счет своеобразных выразительных средств, что они заставляют задуматься о себе, смысле жизни, позволяют по-новому посмотреть на мир.

Любое из произведений искусства способствует различению добра и зла, хорошего и плохого. Литературные произведения имеют огромную силу, способную действовать на человека, перенося его в другой мир. Становясь героем событий, изображенных в книгах, люди познают новую информацию, на основе которой становятся лучше, исправляют ошибки после знакомства с его персонажами, сочувствуют и радуются вместе с ними. Литература может в корне изменить мировоззрение человека.

Под влиянием живописи происходит формирование духовного мира человека. Участие в этом виде деятельности способствует самовыражению, усилению впечатлений. В скульптурах люди воплощают свои эстетические желания, а для наблюдателей со стороны они являются познавательными.

Таким образом, искусство воспитывает в человеке только лучшие черты характера, повышает интеллект, выявляя и развивая те качества, которые ранее были незаметны.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Илюши из рассказа Бежин луг Тургенева сочинение

    Илюша – это один из главных героев рассказа «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева. Автор его называет Ильюша, используя мягкий знак. Ему двенадцать лет.

  • Каждый человек говорит определенный слова, практически все осуществляются с помощью поступков и слов Слово слово родит, третье само бежит. Будьте бдительны: любое слово, которое вы произнесете, может определить то

    Наступает осень. Город становится желто-оранжевым. Школьники надевают портфели и идут на учебу. У взрослых заканчивается пора отпусков.

  • Нужно ли претворять свои мечты в жизнь? Итоговое сочинение 11 класс

    Что такое мечты? Нужно или их претворять в жизнь? Можно сказать, что мечты – это одна из прекрасных и не уничтожаемая частица в нашем существовании. Любой из нас относится к ним по-разному. Например, Вася очень сильно хочет исполнить свою мечту

  • Тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI в.

    Тема войны и всего, что с ней связано никого не оставит равнодушным. Данная тема была актуальна во все времена. Однако, когда эта тема касается лично тебя и твоих близких, всё воспринимается совершенно по-другому

  • Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого
  • Сила искусства способна перевернуть жизнь человека
  • Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека
  • В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил
  • Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами
  • К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Николай Ростов, проигравший в карты огромную для его семьи сумму денег, пребывает в удрученном, подавленном состоянии. Он не знает, как поступить, как признаться во всем родителям. Уже дома он слышит прекрасное пение Наташи Ростовой. Эмоции, вызванные музыкой и пением сестры, переполняют душу героя. Николай Ростов осознает, что в жизни нет ничего более важного, чем все это. Сила искусства помогает ему побороть страх и признаться во всем отцу.

Л.Н. Толстой “Альберт”. В произведении мы узнаем историю о бедном скрипаче, обладающем выдающимся талантом. Оказавшись на балу, молодой человек начинает играть. Своей музыкой он настолько трогает сердца людей, что тут же перестает казаться им нищим и уродливым. Слушатели будто вновь переживают лучшие моменты своей жизни, возвращаются к тому, что утрачено безвозвратно. Музыка настолько сильно влияет на Делесова, что по щеках мужчины начинают течь слезы: благодаря музыке он переносится в свою молодость, вспоминает первый поцелуй.

К.Г. Паустовский “Старый повар”. Перед смертью слепой старый повар просит свою дочь Марию выйти на улицу и позвать любого человека, чтобы он исповедал умирающего. Мария делает это: на улице она видит незнакомца и передает просьбу отца. Старый повар признается молодому человеку, что в жизни совершил только один грех: из сервиза графини Тун украл золотое блюдце, чтобы помочь больной жене Марте. Желание умирающего было простым: снова увидеть жену такой, какая она была в молодости. Незнакомец начинает играть на клавесине. Сила музыки оказывает на старика такое сильное влияние, что он видит моменты из прошлого как наяву. Молодой человек, подаривший ему эти минуты, оказывается Вольфгангом Амадеем Моцартом, великим музыкантом.

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”. В лесах Бергена великий композитор Эдвард Григ встречает Дагни Педерсен, дочь местного лесника. Общение с девочкой побуждает композитора написать для Дагни музыку. Зная, что ребенок не может оценить всю прелесть классических произведений, Эдвард Григ обещает сделать подарок для Дагни через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Композитор верен своему слову: через десять лет Дагни Педерсен неожиданно для себя слышит посвященное ей музыкальное произведение. Музыка вызывает бурю эмоций: она видит свой лес, слышит шум моря, пастуший рожок, свист птиц. Дагни плачет слезами благодарности. Эдвард Григ открыл для нее то прекрасное, чем на самом деле должен жить человек.

Н.В. Гоголь “Портрет”. Молодой художник Чартков совершенно случайно на последние деньги приобретает загадочный портрет. Главная особенность этого портрета – невероятно выразительные глаза, кажущиеся живыми. Необычная картина не дает покоя всем, кто ее видит: каждому кажется, что глаза следят за ним. Позже оказывается, что портрет написал очень талантливый художник по просьбе ростовщика, история жизни которого поражает своей таинственностью. Он вложил все усилия, чтобы передать эти глаза, но потом понял, что это глаза самого дьявола.

О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”. Написанный Бэзилом Холлуордом портрет молодого красавца Дориана Грея – лучшее произведение художника. Сам молодой человек восхищен своей красотой. Лорд Генри Уоттон говорит ему, что это не вечно, потому что все люди стареют. В чувствах юноша желает, чтобы вместо него старел этот самый портрет. Позже становится понятно, что желание сбывается: любой поступок, совершенный Дорианом Греем, отражается на его портрете, а сам он остается прежним. Молодой человек начинает совершать бесчеловечные, безнравственные поступки, и это никак на нем не отражается. Дориан Грей совсем не меняется: к сорока годам он выглядит так же, как и в юности. Мы видим, что великолепная картина вместо благотворного влияния разрушает личность.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Музыка способна согреть душу человека даже в тяжелое военное время. Василий Теркин, герой произведения, играет на гармони убитого командира. От музыки людям становится теплее, они идут на музыку как на огонь, пускаются в пляс. Это позволяет им хоть на какое-то время забыть о невзгодах, трудностях, несчастьях. Товарищи убитого командира отдают гармонь Теркину, чтобы он и в дальнейшем веселил свою пехоту.

В. Короленко “Слепой музыкант”. Для героя произведения, музыканта Петруся, музыка стала истинным смыслом жизни. Слепой от рождения, он был очень чувствителен к звукам. Когда Петрусь был ребенком, его привлекла мелодия дудки. Мальчик начал тянуться к музыке и в дальнейшем стал пианистом. Скоро он прославился, о его таланте много говорили.

А.П. Чехов “Скрипка Ротшильда”. Люди старались избегать Якова Матвеевича, мрачного и грубого человека. Но случайно найденная мелодия затронула его душу: Якову Матвеевичу впервые стало совестно за то, что он обижал людей. Герой наконец-то понял, что без злобы и ненависти окружающий мир был бы просто прекрасен.