О. А

Орест Адамович Кипренский - гениальный новатор-портретист и один из основоположников русского романтизма, написал «Портрет мальчика Челищева» в 1809 году. Полотно стало в некотором роде прорывом в изобразительном искусстве того времени, так как до Кипренского живописцы не принимались за работу над детскими портретами.

На момент написания полотна, будущему герою Отечественной войны 1812 года, участнику тайного декабристского общества, Александру Челищеву едва исполнилось двенадцать лет. Благодаря сочетанию алого и белого цветов в центральной части композиции картины, портрет не кажется чересчур мрачным и затемненным. Первые веяния романтизма находят свое отражение в огромных черных глазах-маслинах и пухлых алых губах курсанта Пажеского корпуса.

Несмотря на юность, взгляд мальчишки задумчив явно не по годам, возможно, из-за проблем, связанных со сложной социальной и политической ситуацией того времени. Взор удивительно прям и открыт, юный парень еще не подозревает об уготованной ему судьбе, о нелегком военном будущем. Мальчик явно мечтает о героических подвигах и невероятных приключениях.

Изящные крылья точеного носа и здоровая белизна кожи говорят о благородном происхождении мальчишки. Пока его сверстники вовсю играют и развлекаются, юный Александр Челищев серьезно размышляет о будущей карьере и своей роли в жизни стремительно меняющегося общества. Спустя каких-то промелькнувших три года, этому парнишке с будто удивленно приподнятыми, тонкими бровями, придется стать героем множества сражений.

Темные, курчавые, аккуратно причесанные волосы красиво обрамляют еще по-детски мягкий и круглый овал личика, заметно, что мальчик только в самом начале своего превращения в сильного мужчину, однако взгляд его уже полон смелости, ума, мужества и отваги, которыми мог похвастаться далеко не каждый взрослый человек его времени.

Мальчик Челищев написан Орестом Адамовичем Кипренским с теплым и светлым чувством, каждый волосок выписан удивительно четкими и изящными мазками. Кажется, что вместо масляного портрета перед зрителем представлен особо удачный, будто оживающий фотоснимок красивого подростка. Кажется, что этот не по годам взрослый мальчик вот-вот повернется, взмахнет длинными черными ресницами, вздохнет неожиданно глубоко и расскажет только начавшим ломаться, еще по-детски звенящим голосом нечто бесконечно важное, то, что многие взрослые в силу разных обстоятельств, быть может, давно уже позабыли.

Темный породистый кафтан с высоким воротничком-стойкой и снежно-белый, накрахмаленный воротничок свежей рубашки тоже придают обаятельному, видному мальчишке изрядной солидности и пару-тройку лет к его двенадцати годам.

«Портрет мальчика Челищева» кисти Ореста Адамовича Кипренского - это еще одно художественное напоминание о пытливости, чистоте, силе и нестандартности мышления детского ума, воплощение открытости и наивности, которые, как это часто бывает, бесследно исчезает с годами.

Орест Кипренский за свою жизнь заслужил звание знаменитого русского художника, благодаря своим чудесным портретам. Его работы занимали особое место в разделе романтизма, он помог развитию этого стиля. Одной из таких работ была "Портрет мальчика Челищева".

На картине изображен мальчик 12 лет. Фон картины темный, этот метод используется художниками дабы более наглядно показать лицо, чтобы задний план не сбивал зрителя. Таким прием виден на многих картинах этого автора. Глаза у мальчика большие, широкие, темного цвета, кажется, что они полностью черные. Взгляд идет вдаль, видно, что мальчик задумчив.

Автор ярко выразил пухлые губы, подчеркнув их красным цветом. Немного розоватое лицо, черные пряди волос падают на лоб и немного щеки, можно сказать, что его прическа была как раз того времени. Выражение лица мальчика, как бы говорит, что он хочет казаться взрослым, но детские черты берут верх. Весьма взрослый взгляд и такие детские пухлые губы.

В глаза сразу бросается яркий алый свитер. Дугообразные брови показывают некое удивление на лице ребенка. Кажется, ребенок уже сейчас задумался о будущем, что его ждет, и старается понять окружающий мир. Видно, что он часто задумывается о взрослой жизни, и испытывает определенный интерес к испытаниям и проблемам.

Не смотря на то, что изображенный ребенок еще маленький, в нем уже видны взрослые черты. Художник удачно изобразил с помощью портрета тот момент, когда ребенок переходит из детской жизни в юность. Пусть мальчик еще играет и балуется, как дитя, но в тоже время он часто думает о взрослых вещах. Картина имеет хорошую контрастность, автор очень точно подобрал цветовую гамму, темные цвета разбавляются яркими нотками. Так, например черные волосы и светлое лицо, темный костюм и яркий свитер хорошо передают эмоциональность картины.

Сочинение по картине Портрет мальчика Челищева Кипренского

На портрете известного художника Ореста Адамовича Кипренского изображен двенадцатилетний мальчик - Александр Челищев, будущий кадет Пажеского корпуса, позже – герой войны 1812 года и декабрист.

На темном фоне портрета, который скрывает практически всю фигуру мальчика, особенно четко выделяется его лицо. Лицо не совсем уже мальчика, но еще и не парня, скорее юноши или, как говорили во времена его жизни, отрока.

Во всем его образе сквозит противоречие – небрежный вихор темных волос на макушке, растрепанная челка, как бы намекают, что на портрете ребенок, которому в принципе не важна внешность. В то же время волосы на висках, аккуратно уложенные в завитки и ниспадающие на лицо юноши, показывают, что интерес к собственной внешности уже пробуждается.

При первом взгляде на картину особое внимание сразу привлекают глаза отрока – огромные, карие, глубокие, которые смотрят прямо в душу. Полукруглые достаточно тонкие брови, придают лицу мальчика немного удивленный, пытливый вид. Во взгляде юноши, в разлете его бровей сквозит детская чистота наивность, но в то же время в глазах читается мудрость, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Губы мальчика по-юношески пухлые, с небольшой ямкой под нижней губой и пока еще без проявления легкого пушка над верхней. У Александра пока еще по-детски пухлые щечки и овал лица.

Бледный цвет лица с еле заметным румянцем говорит об аристократическом происхождении мальчика. Это же подтверждается взглядом, наполненным достоинством, осанкой ребенка – ровная спина, расправленные плечи, посадка головы. Прямо-таки военная выправка.

Одет юноша по моде того времени – белая рубашка с высоким расстегнутым воротом, красный двубортный жилет с пуговицами, темный, практически черный сюртук с высоким воротником-стойкой и лацканами с пуговицами. Одежда тоже говорит о том, что мальчик уже практически вступил во взрослую жизнь – это не матроска с короткими штанишками, которые были популярны у мальчиков того времени, а вполне себе взрослый гардероб. Красная и белая краска, используемая при написании одежды, помогает немного разбавить темный фон портрета, сделать его менее мрачным.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что сказала мама с прямой речью 4 класс

    Несколько лет назад в моей жизни произошло странное событие. Был особенный день. В этот день родилась моя мама. Нужно было подготовить большой и красивый подарок.

  • Испытание любовью Базарова и Одинцовой (История любви) в романе Тургенева Отцы и дети сочинение 10 класс

    В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» затрагивается множество важнейших вопросов, в актуальности которых невозможно усомниться и в наше время.

  • Образ русского солдата в поэме Василий Тёркин Твардовского

    Отчего же многим полюбился Василий Теркин? Хотя бы, потому, что это типичный русский солдат – он обладает теми качествами, которыми обладало множество его современников. Так, что этого парня вполне можно назвать

  • Сочинение Лето - это маленькая жизнь

    Лето это особенное время. На целых три месяца можно забыть о школе. Что делать летом и как провести время с пользой. Только летом можно начинать закалку организма. Для этого купаются в речке, в пруду, под душем с прохладной водой или в бассейне

  • Семья Мелеховых в романе Тихий дом Шолохова характеристика сочинение

    В романе Шолохова «тихий дон» в точке внимания семья Мелеховых. С первых выражений писателя акцент идет именно на этой семье.

Описание картины Кипренского «Портрет мальчика Челищева»

Если бы люди могли знать свое будущее заранее, все ли захотели стать взрослыми? Не знаю.
Только портрет, написанный Кипренским О.А., где изображен маленький мальчик, лет двенадцати, кажется, предугадывает предстоящее завтра своего героя.
О ком картина «Портрет мальчика Челищева»? Можно ли было по внешности паренька угадать его бесстрашные поступки в будущем?

Почему из сотни знакомых детей, Кипренский первым решил написать именно младшего Челищева? Чем этот ребенок так затронул живописца, что он с готовностью посвятил ему свое время, и написал один из самых интересных детских портретов? Наверное, они не раз разговаривали.
Садились рядом и беседовали на разные темы.
Как импонировала детская непосредственность ребенка взрослому художнику! Они, наверное, сдружились за таким времяпровождением.
Истинность этих предположений я нашла, когда случайно увидела имя этого ребенка среди всех подростков, которые всего лишь через какие-то три года отправились на великую битву за родину с французами.
Получается, что ему было тогда пятнадцать лет.
Возраст достаточный, чтобы учиться, но абсолютно неподходящий для серьезной войны.
Значит, на протяжении долгого времени сознание ребенка росло быстрее, чем у всех его сверстников.
Это, я думаю, как раз благодаря свободному общению со взрослыми мудрыми людьми.
Беседы не прошли впустую, потому, что дальнейшее будущее Челищева уже среди декабристов.
Да, как быстро повзрослел этот мальчик, чтобы принимать такие серьезные решения.

На портрете бросается в глаза не по-детски умный взгляд.
Как будто он этими глазами может рассказать так много чего, что даже и не видели они.
Темные печальные глаза спокойно смотрят с полотна, как будто заглядывают внутрь меня, прямо мне в душу.
Что он там видит? Достойна ли я общаться с ним?

Описание картины «Портрет мальчика Челищева» художника Ореста Кипренского.

Орест Адамович (1782-1836) - великий русский художник. Считается одним из самых даровитых мастеров портретного жанра в живописи. За свою творческую жизнь он успел написать портреты известных представителей своего времени. Картина, о которой здесь говорится, считается одной из самых известных в творчестве русского художника.

«Портрет мальчика А. А. Челищева» — картина, которая была написана в 1808-1809 гг. Портрет написан маслом по дереву. Размеры: 48 × 38 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Картина сразу покорила зрителя, и остаётся одним из самых важных произведений в творчестве живописца. Притягивает внимание эта картина самим образом мальчика, который совмещает в себе как детские, так и взрослые черты. Александру Челищеву* здесь всего 10-12 лет, однако на картине у него задумчивые глаза и образ, который характерен для изображения портретов взрослых людей.

Для своего времени картина оказалась достаточно оригинальной. Дело в том, что художники того времени изображали детей, как миниатюрные копии взрослых, то есть без той детской наивности, смешливости, желания подурачиться и повеселиться, порой даже без характерных черт внешности, которые присущи ребёнку. Особенности такого изображения характерны и для этого портрета, однако здесь художник изобразил мальчика с характерными для ребёнка чертами. Такое сочетание вызывает ощущение, что мальчик Челищев пытается выглядеть взрослым, однако остаётся ребёнком, и это подкупает зрителя, трогает его за самое живое в сердце.

Ещё одной отличительной чертой портрета являются необычайно глубокие, задумчивые глаза. В больших и чёрных глазах можно увидеть первые зачатки мудрости, первые признаки человека, который может сделать в жизни что-то, что оставит его имя в истории навсегда. Мальчик ещё не тронут всеми тяготами жизни, пороками и соблазнами, потому его взгляд чистый и откровенный, без тени лукавства или попытки придать себе больший статус. Мальчик смотрит нам мир открыто. Несмотря на то, что мальчику на картине ещё немного лет, и многие его сверстники в наше время ещё играют в игрушки и зачастую не задумываются о чём-то большем и глобальном, по глазам и выражению лица Челищева можно увидеть, что мальчик уже не ребёнок. В этой картине Кипренский будто сумел запечатлеть тот момент, когда ребёнок становится юношей.

По всему видно, что А. А. Челищев имеет высокое происхождение. У мальчика красивая причёска, которую не носили обычные дети, дорогая одежда, бледный цвет кожи с румянцем, ровная осанка, особенная посадка головы, взгляд, исполненный гордости и достоинства.

* На картине изображён Александр Александрович Челищев (1797-1881). Являлся штабс-капитаном, членом Союза Благоденствия, участвовал в Отечественной войне 1812 года.

Одна из лучших работ, которые нарисовал Кипренский – «Портрет Челищева». Переоценить ценность картины очень трудно, ведь благодаря ей художник спровоцировал целую революцию в мире живописи, основав новое течение – романтизм.

Работа над картиной началась еще в 1808 году. Молодой, но уже довольно известный портретист рисует портрет двенадцатилетнего мальчика, который готовится поступать в Пажеский корпус. Готовая картина представляется на суд публике в начале 1809 года, и почти сразу же становится культовой.

Конечно, портреты детей были и раньше. Но если кто-то из художников решался изобразить ребенка, он пытался максимально «состарить» его, сделать образ как можно ближе к образу взрослого человека. Детство не воспринималось как особый возраст, никто не видел в ребенке тот внутренний мир, который восхваляют поклонники романтизма. Кипренский – первый художник, решившийся создать полноценный детский портрет.

Челищеву уготовано великое будущее. В 1812 году юноша станет участником Отечественной войны, позже судьба занесет его в Союз благоденствия, он войдет в Северное общество, позднее организовавшее восстание декабристов… Но это все в будущем. На полотне мы видим не мужчину, испытавшего тяготы и лишения войны. Изображает Кипренский портрет Челищева, который только начинает взрослеть. В его голову только начинают проскальзывать взрослые мысли, он даже не догадывается об уготованных судьбой испытаниях.

Мальчик открыто смотрит на мир. Его большие, темные глаза излучают доброту, детскую непосредственность и наивность. Пухлые губы, кажется, сейчас расплывутся в улыбке, в которой все еще можно не досчитаться нескольких зубов. Довершают образ круглое лицо мальчика и слегка растрепанные волосы. При взгляде на портрет в голове так и возникает картина: уставший от позирования парень срывается с места и бежит во двор, а художник остается в мастерской, чтобы доработать детали.

Но время детства уже проходит. Задержав взгляд, зритель может заметить, что глаза ребенка отражают еще что-то. Они все так же мечтательны, но мы видим, что это уже не детские мечты. Мальчик не такой уж наивный, как это может казаться с первого взгляда, в его образе читается разум и сильная воля. Отличным завершением образа является сочетание цветов, выбранных художником. Темная куртка, едва видимый ворот белой рубашки, и жилет алого цвета придают личности Челищева нотки загадочности.

Великолепная работа, которую подарил миру Кипренский, «Портрет Челищева» изображает миг перехода ребенка во взрослую жизнь. Взрослая задумчивость и еще не прошедшая детская игривость невероятным образом совмещаются в одном человеке. Это сочетание сумел уловить художник, его пытались уловить его последователи, и благодаря ему картина смогла прочно утвердиться как первое и неповторимое проявление романтизма в русской живописи.

Сейчас картина выставлена в Государственной Третьяковой галерее, ее размер 48*38 сантиметров.