Образ маргариты жизнь любовь спасение мастера. Творческие работы по литературе

«Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого любит»

Самый знаменитый роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — многослойное произведение, в котором присутствуют несколько планов (в том числе и временных), множество тем, богатая проблематика и горькая сатира на общество под гнетом сталинского режима. У писателей, которые обличают пороки общества, отдельных граждан или политического режима, всегда хочется спросить: «Кто виноват – мы уже поняли, что делать то?». В отличие от многих из них, Михаил Булгаков дает ответ: спасение — в любви. Не в религии, не в другой политической системе, не в отшельничестве и забвении, а именно во всепоглощающей, отважной, самозабвенной любви.

Отношения Мастера и Маргариты – запретные с точки зрения общественной морали. Она – жена успешного человека, он – одинок. Опальный писатель не мог встроиться в советский быт, с ним и здороваться опасно было. В репрессивные сталинские времена представители власти никого не щадили: жертвы беспрецедентного геноцида (когда правитель истребляет собственный народ) исчисляются миллионами. Не удивительно, что Мастер хотел уберечь Маргариту от участи жены преступника, а, может быть, и вдовы, и ссыльной, и заключенной. Брали целыми семьями. Он не мог предложить избраннице и десятой части того, что обеспечивал ей муж.

Маргарита, в свою очередь, не могла просто взять и уйти из семьи. Таким необдуманным поступком она бы не оставила любимому выбора, он вынужден был бы зарабатывать деньги, то есть должен задушить в себе творца, мыслящего человека, честного и свободного мужчину. Маргарита смогла бы убить Мастера в возлюбленном? Нет. Поэтому они оставались любовниками и остро чувствовали свое унизительное, рабское положение; жизнь во лжи угнетала этих искренних людей. Таким образом, их союз с самого начала был обречен на мученичество, даже если бы они сочетались законным браком.

Но что есть законный брак? Это высмеянное Булгаковым общество решает, что законно? Или жестокая власть, погрязшая в пороках? Наверное, брак можно назвать лишь гражданским союзом, то есть отношениями между гражданами. Люди – граждане по отношению к государству. Но какое право государство имеет учить нас морали? Это то государство, которое истребляет, травит и унижает нас? Никто, кроме самих любящих людей, не может судить, нравственно ли их чувство. Много ли добродетельных жен разделит с мужем любую участь? К сожалению, нет. Их клятвы – пустые формальности. А Маргарита без посулов и обещаний пошла на сделку с дьяволом, лишь бы узнать, что случилось с Мастером. Она пожертвовала не только телом, но и душой. Эти двое связаны нерасторжимыми узами.

Жертвовал и Мастер. Когда он попал под арест, а после в сумасшедший дом, он не искал способа сообщить Марго о своей беде. Она, пользуясь связями и деньгами мужа, могла бы что-то сделать для любовника или хотя бы скрасить его досуг. Но он, напротив, пытался вычеркнуть ее из памяти, надеясь, что она забудет его, будет жить хотя бы в безопасности и в комфорте. Для блага любимой женщины Мастер хотел уйти из ее сердца, освободить ее, ведь без него Маргарита могла рассчитывать на спокойное обеспеченное существование. Высшая сила этой любви в полном самоотречении. Такой же безмолвный подвиг совершил, например, Желтков в «Гранатовом браслете» Куприна.

Любовь Маргариты заключается не только в жертве, но и в том, что она принимала и понимала Творца в возлюбленном. Она любила его роман, воспринимала его судьбу, как свою. Разрушая квартиру критика Латунского, Марго мстила за оскорбленное, непринятое творчество Мастера, мстила за все отвергнутое и забытое свободное искусство. В этом фрагменте она – мстительная Клио – муза истории. Под ее ударами гибнет лживое приспособленчество, изображающее культуру перед диктатором. Не многие женщины могут разделить призвание мужа, его божественное предназначение. Марго же все понимает, а потому опекает и защищает Мастера, менее приспособленного к практической жизни.

Политические реалии, надо сказать, мало зависят от общества. Так же общество мало зависит от индивида. Он приходит в социум и либо принимает его устав, либо приносит свой и расплачивается за это. Если обстановка в окружающем мире выдавливает из раба человека, то как можно принять ее? Единственный способ сохранить самобытность и душевное здоровье – любить так сильно, чтобы лучшие качества возобладали над худшими, а внешний мир ушел на второй план и не смог отобрать у личности свободу. Сегодня никто ничего не отбирает, мы сами отдаем независимость за иллюзорные блага, карьеру, показной успех и псевдосчастье, неотличимое от комфорта. Булгаков это предвидел и хотел предупредить читателя. Самое главное – это гармония во внутреннем мире, она зависит только от нас и от нашей способности принять любовь «как убийцу из-за угла».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

При кажущейся идентичности женских образов в наследии мировой литературы, практически невозможно забыть некоторые фигуры женщин, описанных на страницах романов, повестей или новелл. Все грани женской души, покрытые вечной тайной, блестят и переливаются, словно бриллианты, на строках любимой литературной работы. Преданность и вероломство, любовь и ненависть, страсть и безразличие красной нитью проходят сквозь души женских персонажей.

Одним из самых ярких женских образов как русской, так и мировой литературы, бесспорно, является неповторимый образ Маргариты Николаевны, героини Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Образ мастера был во многом связан с М.А. Булгаковым. Можно сказать, что Мастер – автобиографический герой.

Чем была предопределена встреча Мастера и Маргариты?

Что же такого особенного в уникальном и правдоподобном портрете измученной любовью женщины? Читатели знакомятся с Маргаритой в конце второй части романа, а именно в главе «Явление героя».

Мастер, отвергнутый критиками и издателями, повествует Ивану Бездомному свою полную трагизма и боли жизненную историю.

Ему однажды повезло, он выиграл громадную сумму в лотерею, и после этого началась его новая жизнь. Он стал творить, писать книгу своей жизни, погубившую его.

Роман Мастера описывал бытие Иисуса Христа, отличался от трактовки библейской, и вообще был написан в неправильное время. Боясь цензуры и наказания, редакторы просто не печатали роман, считая его пропагандистским и религиозным.

Всё бы было плохо в жизни мастера – этого неизвестного писателя, если бы не любовь. Она, поразив, как финский нож, навсегда осталась в сердце Мастера, так и не пожелавшего назвать своё настоящее имя.

Маргарита Николаевна, а именно так звали возлюбленную Мастера, воплощала в себе эталон красоты для мужчин и предмет зависти для женщин. Она была умна, хороша собой, воспитана…и несчастна.

Перенесёмся во времена действия романа. Нищета была верным спутником всякой женщины, не принадлежавшей к высшему классу. Примусы, заштопанные чулки были чем-то сродни неотъемлемого аксессуара.

Что же было у Маргариты? Хороший муж, прекрасное жилье в особняке, достаток в одежде. Не было только любви. Её она и искала с тем упоением и надеждой, с каким уставший в пустыне путник ищет оазис с водой.

И Маргарита её нашла. Втайне от мужа она начала встречаться с неизвестным писателем, ещё совсем недавно работавшим в библиотеке, а теперь трудившимся над романом о Понтии Пилате.

Казалось, Мастер совсем не подходит Маргарите: он беден, а она богата, он боится выйти в мир литературы, а её решительности хватит на двоих. Но это была самая настоящая любовь, которую без зазрения совести можно назвать вечной.

Чем же отличается образ Маргариты от остальных женских образов?

Прежде всего, к ней не возникает неприязни от её измены. Её любовь настолько чиста, а жертва настолько велика, что читатель начинает ей невольно сочувствовать.

Бал у Сатаны, безграничная верность своему возлюбленному, тяжелое испытание моралью и жалостью (вспомним историю с Фридой) только возвышают Маргариту в глазах читателя. Она не испугалась жизни в нищете после извлечения Мастера из психбольницы.

Она была готова , лишь бы только с любимым мастером. Маргариту нельзя обвинить в меркантильности: она бросила без оглядки богатую обеспеченную жизнь во имя безграничной любви.

Сравним Маргариту с Анной Карениной: последняя была скорее рабой любви, которая хотела лишь собирать с неё сливки. Маргарита же по-настоящему борется за своё счастье. Когда она оказывается к нему близка как никогда, то сразу же бросает мужа. Последнему она оставляет записку с написанным второпях объяснением своего исчезновения.

Образ Маргариты – один из самых ярких женских образов литературы. В нём женщина не слепо верует всем прихотям судьбы, а по-настоящему борется за своё счастье, не боясь связаться с самим Сатаной ради возвращения Мастера из психушки.

>Сочинения по произведению Мастер и Маргарита

Верность

Над романом «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков работал до последнего дня своей жизни. Именно эта работа принесла ему посмертную мировую славу. В ней автор знакомит нас с искренне любящими героями, готовыми пройти через множество жертв лишь бы быть вместе навсегда. Маргарита - красивая, молодая женщина, которая замужем за достойным человеком, который дает ей и достаток, и спокойствие. Но героиня не любит своего мужа. С первой же минуты он полюбила скромного и ничем не выдающегося писателя по имени Мастер .

В ходе романа мы узнаем, что героиня готова жить в коморке, терпеть материальные лишения, но только, чтобы любимый ею Мастер всегда был рядом. Такой и представляет идеальную любовь М. А. Булгаков, наделивший своих героев неординарными характерами и задатками. Навеки вошла в мир русской литературы фраза: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Любовь поэтическая, любовь земная, любовь героическая - вот та сила, которая движет всеми событиями романа «Мастер и Маргарита».

Однако влюбленным на смену счастью приходит горькое расставание. Тогда автор им на помощь отправляет профессора черной магии и «князя тьмы» всемогущего Воланда . Возникает вопрос: Как такому светлому чувству на помощь автор мог отправить темные силы? У Булгакова был особый подход к любви. Он не делил это чувство на светлое или темное, и вообще не относил его ни к какому разряду. Любовь - это такое чувство, которое можно было рассматривать наравне с жизнью или смертью. Она могла быть как порочной, так и божественной. Также автор по отношению к ней использует следующие эпитеты: верная, настоящая, вечная, всепрощающая, искупающая.

Именно такой была любовь у Мастера и Маргариты, за что им Воланд подарил вечное счастье и вечный покой. За это, однако, была заплачена недешевая цена. Обеспокоенная исчезновением своего возлюбленного, Маргарита соглашается на все, что ей предлагают подельники Воланда. Она превращается и в ведьму, и в королеву сатанинского бала, и выпивает кровяного напитка из бокала-головы покойного Берлиоза , и учиняет разгром в доме критика Латунского, из-за которого у Мастера начались проблемы. Ключевой сценой в романе является бал у сатаны, во время которого Маргарита выступает не только как королева торжества, но и как непосредственный участник на приеме бывших грешников: убийц, палачей, грабителей.

Во время бала ее внимание привлекает одна печальная гостья, зовут которую Фрида . Ее грех слишком тяжкий. Она детоубийца, которой вот уже тридцать лет подносят тот самый платок, которым она задушила собственного ребенка. Маргарита искренне жалеет ее и в счет своего единственного желания просит Воланда освободить эту несчастную от дальнейших страданий. При этом мессир понимает, что она жертвует ради чужого человека своим личным счастьем, поэтому он все-таки возвращает ей Мастера. Сила настоящей любви велика и способна творить чудеса. В награду за свою верность и любовь, герои Булгакова в конце романа получили заслуженный покой.

Образ Маргариты, возлюбленной и музы Мастера, занимает важное место в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». С этой героиней связана в произведении тема истинной любви, творчества, свободы. Большую роль этот персонаж играет и в развитии сюжета произведения.

Маргарита входит в роман не сразу. Булгаков описывает мытарства Мастера и его тоску по настоящей любви. И вот наконец происходит роковая встреча – герой встречает свою музу.

Всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастна. И это несмотря на то, что внешне ее жизнь была вполне благополучной, многие завидовали героине. У Маргариты был любящий муж - прекрасный человек, занимающий высокий пост и способный полностью обеспечить свою жену. Материально героиня ни в чем не нуждалась. Но ей не хватало любви, тепла, смысла, ради которого стоило бы жить.

Мне кажется, эта женщина чувствовала, что ей уготована другая судьба – судьба музы и вдохновительницы. Встреча Маргариты с Мастером носила какой-то мистический характер. Они повстречались в безлюдном переулке и сразу же поняли, что любят друг друга: «Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…»

Маргарита стала для героя музой. Именно она, прочитав первые страницы его романа, нарекла своего возлюбленного мастером. Благодаря ей он написал великолепный роман, имеющий огромную художественную ценность.

Важно заметить, что для Булгакова тема музы была особенно актуальна. Ведь прототипом Маргариты оказалась последняя жена писателя - Елена Сергеевна Булгакова. Именно она была с Булгаковым до конца, вместе с ним переживала все гонения и всегда вселяла веру и надежду в своего мужа.

С образом Маргариты связана в романе тема преданности и верности. Героиня всегда была верна своей любви. Именно любви, поэтому нельзя, мне кажется, рассматривать ее тайную жизнь с Мастером как измену мужу. И Маргарита до конца была верна великому творению своего Мастера.

Даже сам герой не обладал такой силой воли и выдержкой! Когда роман был готов и перепечатан, Мастер вышел с ним в свет. Многие издательства отказывались печатать такое «крамольное» произведение. Именно Маргарита помогла роману «увидеть свет». Она нашла одну редакцию, отважившуюся напечатать несколько глав произведения в своем журнале. Вот тут-то и начались гонения на Мастера. Каждая газета считала своим долгом высмеять героя и его труд.

Не выдержав такой агрессии и неприятия, Мастер начинает сходить с ума. Он отрекается от своего творения, сжигает роман в печи и самостоятельно уходит в клинику для душевнобольных. В клинике Мастер отрекается даже от своей возлюбленной, считая, что в таком ужасном психическом состоянии способен принести Маргарите только одни несчастья.

Все это время героиня чувствовала себя несчастной, она не жила, а существовала. Но Маргарита осталась верна своему любимому до конца. Не только ему, но и его детищу, его роману. Долгое время Маргарита хранила то немногое, что у нее осталось на память о любимом: «… старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера, книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем».

Свободу и любовь возвращает героине нечистая сила в лице Воланда и его свиты. Натершись волшебным кремом Азазелло, Маргарита становится ведьмой. Теперь она может покинуть ненавистную ей реальность и перестать быть пленницей рамок и запретов окружающего ее общества. Глава «Полет» начинается словами, символизирующими состояние новоявленной ведьмы: «Невидима и свободна! Невидима и свободна!»

Таким образом, ради лишь одной возможности узнать что-то о судьбе своего Мастера Маргарита отправляется к самому Сатане и соглашается быть королевой на его балу. Ради любви героиня становится ведьмой, связывается с нечистой силой, отбросив все страхи и опасения. Только благодаря Маргарите Мастер был вызволен из клиники.

Даже Сатана не мог не восхититься и не оценить Маргариту. Воланд решает щедро наградить героиню за ее преданность и верность. Лишь благодаря Маргарите Воланд возвращает из праха роман, говоря при этом важнейшую во всем произведении фразу: «Рукописи не горят».

Мастер предал свой роман, отрекся от своих убеждений и от своей возлюбленной, поэтому он не заслужил Света. Наградить его мог только Сатана, подаривший Мастеру вечный покой. А Маргарита, верная во всем и всегда следующая за своим возлюбленным, от начала до конца разделила с героем его судьбу. Именно этот образ стал воплощением истинной преданности, любви, женственности, вдохновения в русской литературе 20 века.

Проблемы верности и измены ставит в своем произведении М. А. Булгаков.

Самым ярким олицетворением верности в романе М. Булгакова является Маргарита. Она молодая и привлекательная женщина, замужем за уважаемым человеком и живёт в полном достатке. Казалось бы, у Маргариты есть все, о чем может мечтать женщина. Но все же она несчастна. Ведь она лишена той сильной, всепоглощающей и настоящей любви, которая завладела всем её существом.

Она до последнего остаётся верна своему возлюбленному, Мастеру. Каждую ночь она ложится с мыслями о нем. Маргарита готова отказаться от роскошной жизни и жить в бедной каморке, лишь бы быть вместе с любимым человеком. Автор на примере главной героини показывает, что истинная любовь существует на свете.

Ради спасения Мастера Маргарита шагнула в неизвестность. Она продала душу дьяволу, перенесла все муки и сложности на балу у сатаны. Видя её безграничную верность, князь тьмы, Воланд, исполняет то, чего она так горячо желала. Но Маргарита обладает таким благородным сердцем, что пожертвовала единственным желанием ради Фриды, детоубийцы, чтобы той перестали подносить платок, которым она задушила младенца. Но Маргарите даётся ещё один шанс. Её преданность в романе несомненна.

Мастер верен любимой женщине при любых обстоятельствах. Он болезненно воспринимает её отсутствие. Также он верен своим идеалам, своему творению. Мастер предпочёл сжечь своё произведение, чтобы оно не попало в руки недоброжелательных критиков. Он ценит дружбу с поэтом Бездомным, который стал его единственным собеседником в лечебнице для душевнобольных.

Берлиоз также до самой гибели не желает изменять своим убеждениям, несмотря на все доводы и доказательства Воланда.

Будучи верной Мастеру, Маргарита пошла на измену мужу. Она не смогла обманывать его и себя и продолжать жить с нелюбимым человеком. Она вынуждена была пойти на этот шаг, так как не могла жить без любви.
Измена правде и собственным идеям показана на примере Понтия Пилата, по вине которого был казнён невинный Иешуа.

Так писатель создает пеструю картину персонажей и характеров, предлагая каждому решить, что он выберет: верность или измену. А на примере Маргариты мы видим, что верность одному оборачивается изменой другому.