«Образ русской женщины в творчестве Н. А

  • · 1821 В местечке Немирове Подольской губернии 28 ноября в семье отставного поручика Алексея Сергеевича и Елены Андреевны (урожд. Закревской) Некрасовых родился сын Николай.
  • · 1824--1832 Жизнь семьи в с. Грешнево Ярославской губернии по причине выхода отца в отставку.
  • · 1832--1837 Учение Николая и брата в Ярославской гимназии.
  • · 1838 Приезд Н. А. Некрасова в Петербург и неудачная попытка, вопреки воле отца, поступления в университет.
  • · 1840 Выход первого сборника Некрасова. «Мечты и звуки». Начало сотрудничества в изданиях Ф. А. Кони. Отрицательная оценка В. Г. Белинского всего сборника. Некрасов уничтожает почти весь тираж.
  • · 1841 Смерть матери поэта.
  • · 1842 Знакомство с В. Г. Белинским.
  • · 1844--1845 Сближение с В.Г. Белинским. Выход в свет альманаха «Физиология Петербурга» под редакцией Н.А. Некрасова. Сборник отразил искания и эстетику «натуральной школы».
  • · 1846 Выход некрасовского альманаха «Петербургский сборник», в котором были напечатаны стихи поэта « В дороге » и « Колыбельная песня ». Приобретение у Плетнева права на издание «Современника».
  • · 1847 Начало некрасовского «Современника». Трения между официальным редактором Никитенко и его фактическими редакторами -- Некрасовым и Панаевым.
  • · 1848 Начало «мрачного семилетия» в русской общественной жизни. Цензурные преследования «Современника». По доносу Ф. Булгарина Некрасова вызывают в III Отделение. За Некрасовым установлено секретное наблюдение.
  • · 1853 Тяжелая болезнь Некрасова. Создание «Последних элегий».
  • · 1854 Приход в редакцию «Современника» Н.Г. Чернышевского.
  • · 1856 Перед отъездом за границу (Берлин, Вена, Флоренция, Рим и т. д.) Некрасов передает свои редакторские функции Н.Г. Чернышевскому. Выход сборника «Стихотворения Н.А. Некрасова», имевшего огромный успех.
  • · 1857 Возвращение на родину. Приход в «Современник» Добролюбова.
  • · 1860 Уход из «Современника» И.С. Тургенева.
  • · 1861 Смерть Добролюбова. Написаны «Коробейники». Второе издание «Стихотворений Н.А. Некрасова».
  • · 1862 Арест Чернышевского. Первое запрещение «Современника» и приостановка издания на 8 месяцев.
  • · 1863 Возобновление «Современника». Создание поэмы «Мороз, Красный нос». Начало работы над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Приобретение усадьбы под Ярославлем «Карабиха».
  • · 1866 Закрытие «Современника».
  • · 1868 Начало нового журнала -- «Отечественные записки». Редактор -- Н.А. Некрасов. Публикация в № 1 поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
  • · 1870 Сближение с будущей женой Ф.А. Викторовой (Зинаида Николаевна Некрасова), с которой будет обвенчан в 1877 г.
  • · 1871--1872 Создание поэм «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».
  • · 1875 Начало последней болезни Н.А. Некрасова.
  • · 1876 Работа над четвертой частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
  • · 1877 Выход в свет книги «Последние песни».
  • · 1877, 27 декабря Смерть поэта и похороны на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.

Н.А. Некрасов является великим русским поэтом, имя которого золотыми буквами вписано в русскую и мировую литературу. Наследник Пушкина и Лермонтова, он сблизил поэзию с жизнью народа. Он писал в 40-е годы, в ту тяжелую пору, когда крепостное право стало невыносимым для русского народа. Некрасов был поэтом-реалистом, он был первым, кто с такой прямотой и резкостью раскрыл перед читателями картины из жизни народа, изобразив убогую деревню с ее нищетой и печалью, как бы покрывающей ее туманным облаком «несжатую полосу» и крестьянина, которому «моченьки нет». Поэт откликнулся на страдания простого человека. Стихи Некрасова имели большой успех, все чувствовали, что, появился поэт, которого еще не было на Руси. В своих стихах он обвинил самодержавие и высказал свою любовь к народу, веру в прекрасное будущее России. Чернышевский писал ему: «Вы теперь лучшая, единственная прекрасная надежда нашей литературы». Родине и народу посвящены многие его стихотворения. Еще в юности Некрасов обнаружил, что для него слова «родина» и «земля» -- всепоглощающая тема. Нам трудно представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, где бы не было русской природы и русских людей. «Да, только здесь могу я быть поэтом!» -- так говорил Некрасов, вернувшись из-за границы, которая никогда его не привлекала. Даже на какое-то время он не хотел уйти «от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень». Поэт благоговел перед Родиной, с искренностью и сердечностью изображал он деревню, крестьянские избы, русский пейзаж. Из этой любви к Родине, к ее народу и прекрасной природе и выросла поэзия Некрасова. Поэт переживал за судьбу России и призывал преобразить ее в «могучую и всесильную» страну. Он высоко ценил в народе его жизненную силу, активность в борьбе за свое счастье. «Да не робей за отчизну любезную. Вынес достаточно русский народ...» Некрасов знал великую силу и роль России: «Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней...» И поэт проклинает угнетателей народа, «владельцев роскошных палат».

Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирово на Украине. Осенью 1824 года отставной майор Алексей Сергеевич Некрасов поселился с семьей в родовом имении Грешнево Ярославской губернии. Отец Некрасова был одним из тех помещиков, которых было много в то время: грубый, буйный, невежественный. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные страдали от его тяжелого характера. Особенно страдала от этого мать поэта, Елена Андреевна, урожденная Закревская. Она была умной и образованной женщиной, человеком доброй души и чуткого сердца. Елена Андреевна ради счастья своих детей и их спокойствия терпела выходки своего мужа. Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Крепостническое самодурство отца уязвляло юношескую душу будущего поэта, потому что страдали от этого все: крестьяне, он сам и горячо любимая мать. В 1832 году Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Юноша там не только много читал, но и сам создавал литературные произведения. Он хотел поступить в Петербургский университет, но подготовки в Ярославской гимназии оказалась недостаточной, и Некрасов определился вольнослушателем. Он в течение двух лет посещал занятия на филологическом факультете. Этот период жизни поэта обычно называют «петербургскими мытарствами», потому что время для поэта действительно было тяжелое. Отец хотел, чтобы его сын учился в военном заведении, и, узнав об университете, он лишил Николая материальной поддержки. Тому пришлось ради куска хлеба соглашаться на поденную работу в столичных газетах и журналах. Кроме того, на публикацию первого сборника стихов «Мечты и звуки» (1840) последовала резкая критика в печати. Но эти неудачи закалили характер поэта, и с тех пор основной темой его творчества стала судьба простого человека: бесправного крестьянина, городского нищего, русской женщины крестьянки. Но литературный талант Некрасова не остался незамеченным. При поддержке Ф.А. Кони, издателя театрального журнала «Репертуар и пантеон», он знакомится с В.Г. Белинским, который оказал на поэта огромное влияние - нравственное, литературное, идеологическое. Благодаря дружбе с великим критиком Некрасов порывает с романтическими увлечениями юности и создает глубоко реалистические стихи. В 1847 году писатель И.И. Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Здесь Некрасов в полной мере раскрывает свой редакционный талант. Ему удалось сплотить вокруг журнала лучшие литературные силы России 40-60-х годов Х1Х века. Поэтический расцвет Некрасова начался 1855 года. Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» вышел в свет в октябре 1856 года. Поэт глубоко продумал художественную композицию этой книги. Стихотворение «Поэт и гражданин» (1855-1856) открывало сборник. В этом сборнике была опубликована поэма «Саша», в которой автор хотел показать, как рождаются «новые люди» и чем они отличаются от других героев. В это же время были написаны «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастье». Первый сборник стихов принес Некрасову широкую известность. После отмены крепостного права Некрасов пишет знаменитую поэму «Коробейники» (1861). В этом произведении он расширил предполагаемый круг своих читателей и обратил в своем посвящении к народу. К тому же он за свой счет напечатал эту поэму в серии «Красные книжки» и распространил ее в народе через деревенских мелких торговцев. Такого еще не было в русской литературе. Декабристскую тему в творчестве Некрасова раскрывают поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». Обращаясь к прошлому, поэт рассуждал о современности. В героинях декабристкой эпохи Некрасов искал и находил черты, которые объединяли их с русскими женщинами 60-70-х годов Х1Х века. 1875 года Некрасов тяжело болел. Ничто не могло остановить тяжелой, мучительной, смертельной болезни. Но Некрасов остается, верен своей Музе. И по-прежнему сохраняет Некрасов святость материнского образа. Умер Николай Алексеевич Некрасов 27 декабря 1877 года (8 января 1878).

Народный поэт, певец страданий, поэт-демократ… - по-разному называют Н.А. Некрасова. Некрасовская Муза - «Муза мести и печали», страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе за его освобождение, протестующая, сочувствующая всем угнетенным. Некрасов впервые в русской поэзии глубоко раскрыл тему народных страданий. В центре внимания поэта - тяжкая доля крестьян, бурлаков, строителей железной дороги, солдат. Тема страдания народа проходит через все творчество поэта. Он оставался верен избранному пути. Муза в его раннем стихотворении - сестра молодой крестьянки, иссеченной кнутом, в одной из последних песен Некрасова муза предстает уже в образе этой крестьянской женщины. Боль простых тружеников поэт воспринимает как свою. С пронзительной тоской в стихотворении «Железная дорога» он показывает, как голод согнал «массы народные» на строительство дороги. Некрасов описывает каторжный труд и нечеловеческие условия существования. Некрасов вырос на Волге и с детства был поражен картинами ужасающего труда бурлаков. В стихотворении «На Волге» поэт воссоздает образы несчастных людей, которые врезались в его память: один - «бледный, чуть живой», другой - «угрюмый, тихий и больной», в «лохмотьях жалкой нищеты». Поэт потрясен желанием последнего умереть к утру. Только смерть может оборвать нестерпимые муки «унылого» бурлака. В «Размышлении у парадного подъезда» Некрасов создает обобщенный образ страдальца-народа. Он пишет: «Где народ, там и стон». Печаль и гнев - вот основные чувства, вложенные Некрасовым в стихи о народе. Искреннее желание изменить судьбы страдающих людей принесло художнику слова высокое звание «народного поэта». Некрасов был заступником народа, выражал его интересы, служил ему и старался увлечь его на такую дорогу, которая, по мнению поэта, принесет мужику довольство и счастье. Свою личную судьбу, свои слезы Некрасов навсегда соединил с судьбой, слезами, страданиями всего народа.

Простой русской женщине в творчестве Н. А, Некрасова принадлежит одно из центральных мест. Как поэт революционной демократии, Н.А. Некрасов не мог остаться равнодушен к судьбе русской крестьянки, потому что в тогдашней России не было человека более униженного и бесправного, чем женщина.
Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о её душевной красоте.
«В дороге» - повесть о трагической судьбе молодой крестьянки Груши. Эта женщина – жертва крепостничества. Когда Груша была ребенком, помещики для прихоти держали её в барском доме, где она обучалась дворянским манерам. Потом, также из прихоти, её выдали замуж за грубого, невежественного ямщика. Не привыкшая к тяжелому крестьянскому труду, Груша скоро гибнет. Поэт гневно разоблачает помещиков – крепостников. Он пишет о своей героине: «…погубили её господа…»
В стихотворении «Тройка» правдиво рассказано о грустной и вместе с тем типичной судьбе, которая выпадает на долю крестьянской девушки. Красивая «чернобровая дикарка» жаждет любви и счастья. Однако её – дочь крепостного крестьянина ждет тяжелая жизнь с нелюбимым супругом. Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слёз, незаслуженных обид:
Будет бить тебя муж – привередник
И свекровь в три погибели гнуть…

Немало строк посвятил поэт многострадальным матерям-крестьянкам. Вот типичная картина: бездонное, мутно-голубое, выжженное небо, палящее солнце, ни малейшего дуновения ветра; дрожащее, замирающее в вышине звенящее пение жаворонка – это вверху; солёный пот, заливающий глаза, согнутые спины, надоедливая, противная мошкара, призывный плач детей – это внизу. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое изображение нечеловеческого, тяжелого труда молодой крестьянки-матери:
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…

С отменой крепостного права жизнь не улучшилась. Не изменилась и судьба женщин-крестьянок. Поэма «Орина, мать солдатская» - скорбная повесть о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Осталась мать одна со своей великою печалью:
Мало слов, а горя реченька.
Горя реченька бездонная!..

Простые женщины и муза Некрасова, «муза мести и печали», - родные сёстры. Гневные, протестующие стихи поэта удивительно напоминают протяжные, задушевные песни о женской доле: та же в них боль, те же слёзы, та же неизбывная тоска. И ещё гнев, тяжелый, непримиримый.
О суровой доле крестьянки говорит поэт в поэме «Мороз, Красный нос»:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына-раба,
А третья – до гроба рабу покоряться.

Рассказывая о тяжелой доле, поэт в то же время верил в могучие силы русского народа, в будущую его победу над эксплуататорами. Поэтому нередко в образе крестьянки воплощал он высокие представления о духовном могуществе, о его физической красоте:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки», стремящаяся убежать от тяжелой, бесправной судьбы, «от работы и чёрной и трудной», убежать вслед за бешеной тройкой, вихрем промчавшейся мимо. Это и Матрёна Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Образ этой героини как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова подгруппу образов женщин-крестьянок. Судьба Матрёны типична для крестьянской женщины дореволюционной России. Счастливой она была только в детстве. Но и в заботливой родительской семье ей пришлось работать уже «по пятому годку». Много труда, забот и горя выпало на долю Матрёны. Несмотря на то что родители любили её, они выдали девушку замуж, не спросив её согласия.
Жизнь в семье мужа Матрёна называет «адом». Филипп Ильич был хорошим человеком и любил свою жену, но и он бил её иногда. Филипп часто уезжал на заработки, и тогда Матрёна оставалась с его роднёй:
…с золовками,
Со свёкром, со свекровушкой,
Любить-голубить некому,
А есть кому журить!
Матрёна добра и справедлива. Её любовь к мужу и детям самоотверженная. Мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила женщину. В душе Матрёны зреет протест против угнетателей. «Я потупленную голову, сердце гневное ношу», - говорит она. В её душе таяться неисчерпаемые сокровища любви, верности, благородства, ума. И хотя волнующая повесть о Матрёне Тимофеевне заканчивается притчей о потерянных «ключах от счастья женского», которая символизирует безысходную участь крестьянской женщины в России, поэт твёрдо верит в то, что «ключи» эти найдутся. В галерее женских образов, созданных Некрасовым, выделяется и подгруппа образов женщин из городской бедноты. Как известно, сам поэт, оставшись в Петербурге без всяких средств к существованию, узнал трудную, полуголодную жизнь окраин, трущоб, подвалов. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной...» изображаются суровые подробности драм» бедняков, типичной для столицы. Рисуется холодный! безмолвный и безлюдный темный город. Слепые окна леденящий ветер, тяжелые камни вокруг: из камня дома, камни на мостовой, скрип качающегося фонаря, пляшущий круг света на снегу и одинокая фигура женщины, пошатывающаяся от ветра. Тяжкая, мучительная судьба женщины, выданной замуж за нелюбимого; такая бедность и нищета, когда нельзя даже купить гроб для ребенка, умершего от голода и болезни. Несчастная мать, потерявшая свое дитя; несчастная жена, не знавшая любви. Она вышла на улицу продать себя первому встречному... При чтении стихотворения ясно представляешь все эти «свинцовые мерзости жизни», низводящие женщину до такого состояния. О «многокручинной, многострадальной» русской женщине пишет поэт в стихотворении «Свадьба»:
Ждет тебя много попреков жестоких,
Дней трудовых, вечеров одиноких:
Будешь ребенка больного качать,
Буйного мужа домой поджидать,
Плакать, работать - да думать уныло,
Что тебе жизнь молодая сулила,
Чем подарила, что даст впереди...
Бедная! Лучше вперед не гляди!

Н. А. Некрасов писал и о передовых женщинах своего времени, стремящихся к прогрессивной деятельности на благо общества, народа. Героиня поэмы «Саша», дочь небогатых дворян, сближается с крестьянами: лечит их, пишет для них письма. Это уже новый тип для русской литературы, тип женщины - общественного деятеля. В поэме «Русские женщины» Некрасов создал образы пленительные и величественные, взятые из истории русского освободительного движения, - образы княгини Е. И. Трубецкой и княгини М. Н. Волконской. Этим женщинам присущи смелость, решительность, самоотверженность. Они отказались от богатства и почестей и сознательно последовали за своими мужьями, декабристами, в Сибирь. Их не пугали ни трудности, ни опасности дальнего пути, ни жизнь на каторге. Их уговаривали, им доказывали нелепость их жертвы, им угрожали. Наконец, им просто не разрешали выезд, а они, эти блестящие светские дамы, умницы, изнеженные, выхоленные, прошли через все преграды и оказались сильней многих сильных, отказавшихся от борьбы.
Нет! я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба -
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..
Из этих слов княгини Трубецкой понятно, что она сочувствует революционной деятельности мужа. Некрасов подчеркивает близость жен декабристов к трудовому народу. В уста княгини Волконской вложена такая речь:
Народ! я бодрее с тобою несла
Мое непосильное бремя!

Восхищаясь подвигом «декабристок», Некрасов писал:

Высок и свят их подвиг
Незабвенный!
Как ангелы-хранители, они
Явилися опорой неизменной.
Женские образы занимают большое место в интимной лирике Некрасова. Замечательны его стихи «Зине», в которых он говорит о своей жене, Зинаиде Николаевне Некрасовой, как о заботливом друге, помощнике в работе:
Помогай же мне трудиться, Зина!
Труд всегда меня животворил.
Многие лирические произведения Некрасова посвящены женщине-матери. Елена Андреевна Некрасова, человеколюбивая и культурная женщина, сыграла большую роль в воспитании будущего поэта:
О мать моя, подвигнут я тобою:
Во мне спасла живую душу ты!
С огромным сочувствием писал Некрасов о матерях-крестьянках, оплакивающих смерть своих сыновей:
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
Так как представления о матери были у Некрасова «святыми» и «великими», то естественно, что в творческом сознании поэта-патриота возник и образ Родины. Впервые этот образ появился в поэме «Саша»:
Родина-мать! я душою смирился,
Любящим сыном к тебе воротился.
Затем он повторяет эти слова в стихотворениях «Свобода», «Что ни год - уменьшаются силы...», в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Именно Некрасову принадлежит честь введения в литературную и разговорную речь величественного выражения «Родина-мать», выражения, бесконечно близкого и дорогого каждому человеку. Так сливаются в поэзии Некрасова лирик и гражданин. Предлагаем читателю образцы сочинений типа групповой характеристики по эпическим произведениям. Интересно, на наш взгляд, проследить варианты сочинений на темы, разные по своей направленности.
8. Образы, созданные В.Я.Брюсовым и А.Ахматовой.
Божественный и дивный женский образ создаёт В.Я.Брюсов в стихотворении «Женщине». Его героиня страстная, неистовая красавица. Её любовь жжёт огнём, но огонь – это божья благодать, видимо, поэтому лирический герой готов ради неё на муки и страдания:
Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжёт огнём, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит, бешено средь пыток.

Автору близок не только образ его современницы, его притягивает лик классической красавицы Клеопатры. Он создаёт образ царицы Египта, который способен вызывать страстные чувства, так как Клеопатра – олицетворение красоты, любви, она – женщина мечта, о которой грезит сильная половина человечества:
Вновь, как царей, я предаю томленью
Тебя, прельщённого неверной тенью,
Я снова женщина – в мечтах твоих.
Удивительный женский образ создан А.Ахматовой. Её героиня – это, прежде всего, мать, жена, возлюбленная. В ней покоряет феномен неслыханной силы духа и человеческого достоинства. Любя, страдая от неразделённой любви, никогда не унижается, она полна женской гордости и чести:
Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь – уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.
Пленительная, хрупкая героиня лирики А.Ахматовой обладает твёрдостью характера, незаурядной, почти мужской волей:
Десять лет замираний криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошёл ты и снова
На душе и пусто и ясно.
Ахматовская героиня не афиширует, не экзальтирует свои чувства, они глубоко внутри, никому она не позволяет ворошить их. Честная, гордая, глубоко и сильно чувствующая – таков образ женщины воспетой А.Ахматовой.
Поэтесса А.А.Ахматова и сама стала вдохновенной Музой для многих поэтов. Её образ, живой и чувственный, открывается мне, когда читаю стихотворения М.И.Цветаевой из цикла «Ахматовой». Марина Цветаева воспела её при жизни, глубоко потрясённая и её поэтическим даром и трагической судьбой. Её образ, светлый и дерзновенный, с особой силой выписан в стихотворении «О муза плача, прекраснейшая из муз!»:
И мы шарахаемся, и глухое: ох! –
Стотысячное – тебе присягает, - Анна
Ахматова! – это имя – огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
М.Цветаеву поражал её бесспорный талант, и, видимо, душевной потребностью было высказать это, поэтому Ахматову-поэтессу вижу я, читая следующие строки:
Что тебе, чей голос – о глубь! О мгла! –
Мне дыханье сузил,
Я впервые именем назвала
Царскосельской Музы.
Цветаева создаёт образ своей современницы, и он недосягаем, свят и чист. Она поднимает Анну на высоту Олимпа, любуясь ею, боготворя её:
Ты солнце в выси мне застишь,
Все звёзды в твоей горсти!
Ах, если бы двери – настежь –
Как ветер к тебе войти!
Цветаева, преклоняясь перед талантом Анны Ахматовой, раскрывает обаяние глубокой и сильной натуры, в каждой её строке передо мной Анна Андреевна Ахматова:
Я тебя пою, что у нас – одна,
Как луна на небе!
Что, на сердце вороном налетев,
В облака вонзилась,
Горбоносую, чей смертелен гнев
И смертельна – милость.
Я убеждён, что женские образы, созданные в литературе XX века поэтическим талантом В.Я.Брюсова, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой навсегда останутся идеалом чистоты, непрочности, женской гордости, неувядающей красоты. Он станет, я думаю, примером для моих современников, и, может быть, кто-нибудь последует за вдохновенной Музой и создаст пленительный образ женщины XXI века, ведь не зря В.Я.Брюсов утверждал:
Мы для тебя влечём ярем железный,
Тебе, мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!

Н. А. Некрасов - знаменитый русский писатель, поэт и публицист. Свои творения он посвящал преимущественно простому народу, его страданиям и переживаниям. Это такие произведения, как «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» и другие. Есть в творчестве автора и поэма, посвященная подвигу Здесь приводится ее краткое содержание. «Русские женщины» (Некрасов Н.А.) - это ода самоотверженной любви и нравственной силе наших соотечественниц, бросивших все ради своих мужей.

«Русские женщины», Н.А. Некрасов. Княгиня Трубецкая: отъезд из родного дома

Лютой зимой 1826 года юная княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая едет в Сибирь вслед за своим мужем, осужденным за покушение на царскую власть. Отец умоляет ее одуматься. Однако жена декабриста остается непреклонной. Она мысленно попрощалась с Петербургом, который любила без памяти, и близкими людьми, так как понимала, что сюда она может уже не вернуться. Ее отец, старый граф, заботливо уложил медвежью шкуру в воз, который должен был навсегда увезти его любимую дочь в царство снега и мороза. Так начался долгий путь княгини навстречу к мужу-декабристу, а ныне уже каторжнику Сибири. Вспомнить все основные моменты произведения нам поможет его краткое содержание.

«Русские женщины» Некрасова Н. А. Княгиня Трубецкая: дорожные впечатления

В дороге княгиня Трубецкая вспоминает свое беззаботное детство, безмятежную юность, по Италии. Как это все теперь далеко! Впереди ее ждет неволя в царстве лютой зимы. По дороге княгине лишь изредка встречаются убогие городишки, население которых немногочисленно. На улице стоит страшный мороз. Но все это не пугает отважную женщину, которая мечтает о встрече с любимым мужем. Так описывает путешествие по Сибири княгини Трубецкой Н.А. Некрасов. «Русские женщины» (краткое содержание произведения приводится в статье) - это поэма о большой любви и русской души.

Княгиня Трубецкая: в гостях у иркутского губернатора

После двух месяцев тяжелой дороги княгиня Трубецкая прибывает в Иркутск. Ее встречает сам губернатор, который уверяет женщину в своей преданности и желании во всем помочь. Однако когда княгиня просит у него лошадей до Нерчинска, чиновник не спешит выручать ее. Он взывает к ее чувствам, убеждая пожалеть своего престарелого отца, рассказывает об ужасах Сибири, которые ждут ее, если она не передумает. Он говорит, что женщине придется жить вместе с ворами и убийцами в общей казарме. Но это не пугает Трубецкую. Ужасы каторжной жизни ее не страшат. «Лишь бы, - как она говорит, - быть рядом с любимым и умереть вместе с ним». Тогда чиновник выкладывает последний козырь, предлагая женщине отказаться от титула и продолжать путь простолюдинкой. Но и это не может сломить княгиню. Тогда губернатор сдается и соглашается помочь своей гостье, которая вскоре продолжает свой путь. Исторические события того времени нам напомнит это произведение (его краткое содержание).

«Русские женщины». Некрасов Н.А. Княгиня Волконская: замуж за генерала

Детство и юность прошли под Киевом, в имении отца. Там она росла и взрослела, раскрываясь, как бутон розы. На всех балах, устраиваемых в отчем доме, юная красавица была центром притяжения взглядов как мужчин, так и женщин. Когда Маше исполнилось 18 лет, отец нашел ей хорошего жениха - генерала Сергея Волконского, который был в чести у государя. Он был намного старше своей юной невесты, но это не помешало Марии полюбить его. Вскоре состоялась свадьба. Молодые были счастливы. Единственное, что огорчало женщину, - это то, что она редко видит своего мужа, который был постоянно в разъездах. Спустя более 50 лет после была создана данная поэма. В 1872 году закончил ее написание Некрасов. «Русские женщины» (краткое содержание поэмы поведает об основных ее моментах) и поныне остается для нас одним из любимых произведений великого мастера.

Княгиня Волконская: рождение первенца и арест мужа

Вскоре выяснилось, что Мария забеременела. Но рождения своего первенца генерал Волконский не дождался. Его осудили за подготовку к заговору против царя. Доблестного генерала приговорили к каторжным работам в Сибири. Рожала Маша в доме отца. И как только оправилась после родов, решила сразу же ехать за мужем. Отец умолял ее подумать, пожалеть своего маленького ребенка. Но желание княгини было твердым. И скоро Мария отправляется в далекий путь. О том, что с нею произошло дальше, нам расскажет данное произведение (его краткое содержание).

«Русские женщины» Некрасова Н.А. Княгиня Волконская: тяжелая дорога по Сибири

В начале пути женщина останавливается в Москве в доме сестры Зинаиды. Здесь она стала героиней дня. Ею восхищаются и восторгаются. Даже поэт Пушкин был влюблен в нее. Позже он посвятит ей строки в поэме «Евгений Онегин». Путь женщины по Сибири был нелегким. Метели и морозы осложняли его. В Нерчинске Мария догоняет княгиню Екатерину Ивановну. К месту заключения мужей они прибыли почти одновременно.

Княгиня Волконская: встреча с мужем

Как только женщины добрались до места назначения, Волконская поехала на рудники, где работали каторжники. Часовой не хотел пускать ее, но, сжалившись над рыдающей княгиней, все же разрешил ей пройти в шахты. Первым Марию Николаевну увидел Трубецкой. А затем подбежали и Оболенский, и Муравьев, и Борисовы… Наконец женщина увидела мужа. На его ногах были кандалы, на лице - мука. Верная жена опустилась перед мужем на колени и припала губами к оковам. Так состоялась встреча Княгини Волконской с мужем.

Шигабуддинов Руслан Айдарович

Научно-исследовательская работа на тему: "Образы русских женщин в произведениях Николая Алексеевича Некрасова"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шубанская основная общеобразовательная школа»

Научно-исследовательская работа на тему:

«Образы русских женщин в произведениях Н.А.Некрасова»

Выполнил: ученик 7 класса Шигабуддинов Руслан

Научный руководитель: учитель русского языка

и литературы Гильмутдинова Л.Н .

2013

  1. Введение. Значение женских образов в литературе……………………………………………2
  2. Основная часть. Образ русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова.

2.1.«Во мне спасла живую душу ты…»…………………………………………………..…3

2.2.Катерина из поэмы «Коробейники»…………………………………………………….4

2.3. «Ключи от счастья женского затеряны у бога самого»……………………………..…6

2.4. Образ Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос»………………………………………..…7

2.5.«Русские женщины» - поэма о женах декабристов………………………………..…....9

  1. Заключение……………………………………………………………………….………………14
  2. Список использованной литературы……………………………………………………………15

Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.

Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60-70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.

Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но емком по содержанию стихотворении: «Вчерашний день в часу шестом».

В безымянной героине этой беглой «зарисовки с натуры», в терпении, с которым она переносит боль и унижения, живо чувствуется гордость и безмерное нравственное превосходство над теми, кто посмел поднять жестокий кнут над женщиной. В ней страдающей, но несломленной молодой крестьянке – прообраз многих будущих некрасовских героинь.

В напряженных поэтических размышлениях Некрасова о судьбах народа и родины, «убогой и обильной, могучей и бессильной» Руси, тема женской доли – одна из центральных сквозных тем. Поэт революционной демократии, великий поэт – гражданин и гуманист оставался неизменно верен этой горькой и прекрасной теме:

Но и всю жизнь за женщину страдаю.

К свободе ей заказаны пути,

Позорный плен, весь ужас женской доли

Ей для борьбы оставил мало сил…

Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений: «В дороге», «Тройка», «Когда из мрака заблужденные», «Буря», «Еду ли ночью по улице темной…» до стихотворений и поэм 50-х, 60-х,70-х годов. Поэт создал поистине эпические образы русской женщины: Дарья из поэмы «Мороз, красный нос», Катерина из «Коробейников», «Орина, мать солдатская», Матрена Тимофеевна Корчагина из «Кому на Руси жить хорошо», княгини Трубецкая и Волконская из поэмы «Русские женщины» и, наконец, образ музы, сливающийся с образом матери, в замечательном стихотворении 1877 года «Баюшки – баю».

В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание судьбе русской женщины. В этом он не походит на остальных русских поэтов и писателей. Не пишет он о женщинах- красавицах, о повелительницах богов, покорительницах мужских сердец. Героини его вышли из самой жизни. Не посыпана их дорога цветами, не так просто им все дается. Но стоит заглянуть в их душу. Какая это душа! Многострадальная, но никакими горестями не сломленная. Разные героини у Некрасова, но много у них и общего.

Проблема данной работы – изучение произведении Н.А.Некрасова

Задачи:1) изучение литературы по данной теме.

2) систематизация и анализ образов русских женщин в произведениях Н.А.Некрасова.

Объект исследования – биография и творчество Н.А.Некрасова.

Предмет исследования – произведения Н.А.Некрасова.

Методы исследования – исследование творчества Н.А.Некрасова.

2.1.«Во мне спасла живую душу ты…»

Некрасов родился в местечке Немирова на Украине, а детство провел в селе Грешневе, на берегу Волги. Неподалеку от Ярославля. Позже, став поэтом, он так говорил о своих первых жизненных впечатлениях:

В неведомой глуши, в деревне полудикой

Я рос средь буйных дикарей,

И мне дала судьба, по милости великой,

В руководители псарей

Вокруг меня кипел разврат волною грязной,

Боролись страсти нищеты,

И на душу мою той жизни безобразной

Ложились грубые черты.

Отец поэта, отставной армейский офицер, помещик средней руки, был убежденным крепостником. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные страдали от его тяжелого характера.

Мать Некрасова, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостных. Но именно она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.

Первые стихи Некрасов написал в семь лет и преподнес их «любезной маменьке». Любовью к ней озарено все его творчество. В конце жизни, оглядывая весь свой путь, Некрасов писал в поэме «Мать»(1877).

Некрасов, еще совсем юным сумел преодолеть предрассудки помещичьей среды и почувствовать свое кровное родство с угнетенными и обездоленными.

Свое детство Некрасов видит по-своему:

Воспоминания дней юности – известных

Под громким именем роскошных и чудесных,-

Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,-

Во всей красе проходят предо мной…

Эти горько иронические слова предшествуют воспоминаниям о самом дорогом человеке – о страдалице матери, чью жизнь сгубил «угрюмый невежда». В словах поэта, обращенных к ней, рядом с любовью, жалостью, восхищением слышится и упрек:

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна,

Она была горда, упорна и прекрасна…

Сложны, противоречивы, мучительны чувства поэта. Но в горьких обвинениях и самообвинениях можно заметить единую прочную основу: суровую требовательность человека к себе и близким, способность чувствовать себя ответственным за все зло, всю несправедливость окружающей жизни.

Кажется, не было другого поэта, который так часто. С такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки – баю», «Затворница», «Несчастные» и других. Задумываясь в детстве о ее печальной судьбе, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам.

Некрасов утверждал, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины.

2.2.Катерина из поэмы «Коробейники»

Героиня стихотворения Катерина не подавлена общими советами, не пословицами, не гневом мужа, ни его побоями. Задорным вызовом отвечает она сердитому мужу:

Где я была, там нету!

Так-то, мил дружок!

Она не раба мужа и поэтому побои его принимает не с «бессмысленным, вечным испугом», а с насмешливым вызовом:

А и поколотит – не велик наклад:

Милого побои недолго болят!

Это один из тех образов русской крестьянки в творчестве Некрасова, которые показывают ее сильной, мужественной, гордой несмотря на всю тяжесть ее доли. Эти образы появляются в творчестве Некрасова в 60-е годы, с усилением народной струи в его поэзии.

Среди стихотворений 60-х годов, целиком или частично посвященных доле русской крестьянки («Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…»), есть одно, изображающее нравственные мучения женщины под гнетом жестокого патриархально-религиозного мировоззрения. Это – «Что думает старуха, когда ей не спится»(1862). Столетняя старуха «мечется на печи», «охает, мается» в ужасе от сознания своей греховности. «Грехи» ее иллюзорны или ничтожны, но ей представляются безмерными. Среди них есть такой:

С Федей – солдатиком чуть не слюбилась.

Сознательная или бессознательная реминисценция этого в «Катерине».

Есть солдатик Федя, дальняя родня,

Он один жалеет, любит он меня.

Катерина слюбилась с «солдатиком» Федей, но эта любовь не отравляет ее совести сознанием греховности, а радует Катерину, как просвет в ее печальной жизни. Любовь ее и Феди – это любовь равных людей, а не господина и раба. В этой любви нет побоев, а есть сердечная искренность и подлинное сочувствие. Эта любовь дает Катерине силу внутренний разрыв с постылым мужем.

Если Некрасов и обращается к крестьянской женщине со словами:

Ты вся воплощенный испуг,

Ты вся вековая истома,-

В то же время он ищет в народной жизни такие женские типы, которые предвещают исход из состояния «воплощенного испуга», типы, в которых сказывается стремление к свободе и протест против гнета и насилия.

Обрисованная немногими скупыми штрихами героиня лаконичного стихотворения Некрасова – это тип «нового человека» в народе. Она смело идет против общего мнения, против общества, исповедующего религию терпения, у нее есть убежденность в своей правоте, дающая ей силу на семейный разлад, на свободную любовь, на насмешку над попреками и побоями. В глазах революционных просветителей поведение Катерины - то борьба с несправедливыми, неестественными, насильственными семейными отношениями, являющаяся частью революционной борьбы против насилия над человеком вообще. За презрением Катерины к побоям мужа стоит презрение ко всему тому строю жизни, который держится на побоях, основа которого – грубое насилие. Борьба Катерины входит в широкую сферу борьбу угнетенного народа против насилия угнетателей.

Создавая образ Катерины, как и другие свои крестьянские образы, Некрасов отталкивался от реакционного фольклора и опирался на то, что было ему близко в народном творчестве.

Рядом с песнями «о вечном терпении» раздавались задорные песни, полные удали и кипучей, уверенной силы. Ведь в народной песне женщина далеко не всегда была подавлена волей грозного мужа, о котором пелось.

2.3. «Ключи от счастья женского затеряны у бога самого»

Корчагина Матрена Тимофеевна – крестьянка, ее жизнеописанию целиком посвящена третья часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

«Матрена Тимофеевна осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми. Красива: волос с проседью, глаза большие строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький, да серп через плечо».

Слава счастливицы приводит к ней странников. Матрена соглашается «душу выложить», когда мужики обещают ей помочь в жатве: страда в самом разгаре.

В родительском доме, в хорошей, непьющей семье, Матрене жилось счастливо. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, печника, она попала «с девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая заловка, на которую невестка должна работать как раба. С мужем, правда, повезло ей: лишь один раз дело дошло до побоев. Но Филипп только зимой возвращается домой с заработков, в остальное же время за Матрену некому заступиться, кроме дедушки Савелия, отца свекра. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господствующего управляющего, прекратившийся лишь с его смертью.

Утешением во всех бедах становится для крестьянки ее первенец Демушка, но по недосмотру Савелия ребенок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат несправедливый суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка.

Долгое время Корчагина не может простить Савелию его неповторимой оплошности. Со временем у крестьянки появляются дети, «некогда ни думать, ни печалиться». Умирают родители героини, Савелий. Ее восьмилетнему Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги. Но самые тяжкие испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди). В бреду ей рисуются страшные картины жизни солдатки, солдатских детей. Она покидает дом и бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и, когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне. С мужем возвращается домой, этот случай и закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторша». Дальнейшая судьба ее также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты.

Дважды погорели.

Бог сибирской язвой трижды посетил.

В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского

От вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого.

Обилие фольклорных источников, зачастую практически без изменения включенных в текст «Крестьянки», да и само название этой части поэмы подчеркивает типичность судьбы Матрены Тимофеевны: это обычная судьба русской женщины.

2.4. Образ Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос»

Дарья – главная героиня поэмы «Мороз, Красный нос». Некрасов рисует «тип величавой славянки».

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц, с красивою силой в движениях,

С походкой, со взглядом цариц…

Наряду с Матреной Корчагиной Дарья принадлежит к этому многократно воспетому Некрасовым типу неутомимой труженицы, рачительной хозяйки, на которой держится весь дом; нежной матери, покорной, любящей жены, в тяжкую минуту становящейся настоящей героиней:

В беде – не сробеет, - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Жизнь Дарьи проходит в бедности:

Все отдали, что по копейке,

По грошику медному

Мы сколотили трудом!

Но как не тяжела доля русской крестьянки («с рабом повенчаться, быть матерью сына раба, до гроба рабу покоряться»), потеря кормильца ложится на ее плечи несравненно более тяжелым бременем. Дарья, раздавленная горем, обращается к покойному Проклу, сетуя на свою горькую будущность. Отныне даже урожай станет для нее бедствием, ведь со всей работой придется справляться в одиночку. Некому будет вместе с ней порадоваться за подрастающих детей, да и недолгой будет эта радость:

Всех у нас деток Гришуха да дочка.

Да голова у нас вор-

Скажет: мирской приговор.

И Грише не избежать рекрутского набора. Некому заступиться за сына, некому пожалеть мать.

Но не так просто сломить русскую женщину. Есть в ней врожденная гордость. И тут не имеет значенья, крестьянка она или княгиня. Не хочет она показывать своего горя, никогда не стала бы унижаться ради себя. Только ради близких, любимых людей готова она понести оскорбления. Нельзя так просто покорить русскую женщину. Может она претерпеть и потерю родителей, и мужа, и сына. Она будет сопротивляться невзгодам. И не всегда же быть горю. А вы посмотрите на русскую крестьянку, когда она радуется или просто работает. Поэт восхищается ею. Да и как иначе? Сочетается в ней спокойная красота с огромной силой, как телесной, так и духовной:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна…

Нельзя над этой женщиной подшутить «Она улыбается редко». Но сердце радуется смотреть на нее во время веселья:

Такого сердечного смеха,

И песни, и пляски такой

За деньги не купишь.

Не любит она бездельничать, всегда у нее есть работа. На нее спокойно можно положиться, дом у нее всегда в достатке, в семье она главная.

Дарья пыталась спасти умирающего мужа, ночью через лес бесстрашно «прошла в монастырь отдаленный («В верстах тридцати от села») за чудотворной иконой, но все было напрасно. Похоронив Прокла, Дарья отправляется в лес за дровами и, наплакавшись, незаметно для себя справляется с привычной работой:

Едва ее ноги держали,

Душа истомилась тоской…

Стоит под сосной чуть живая,

Без думы, без стона, без слез».

Зачарованная Морозом героиня замерзает в лесу. Но перед смертью ей даровано утешение: она видит во сне конец жатвы, счастливый труд крестьянской семьи, заботливого мужа, румяные лица детей.

Дарья просто уходит, она видит прекрасный сон, ей хорошо:

Улыбка довольства и счастья

У Дарьи не сходит с лица.

Зачем пытаться вернуть ее к жизни? Там у нее есть все, а здесь ничего, кроме извечных бед.

2.5. «Русские женщины» - поэма о женах декабристов.

Подвиг русской женщины, самоотверженной и несгибаемой, для Некрасова – источник глубочайшего лиризма, в котором сплавились и восхищение, и боль сострадания, и вера в грядущее освобождение, признание красоты и богатства душевных сил, присущих русскому национальному женскому характеру:

В груди кипят рыдающие звуки,

Пора, пора им вверить мысль мою!

Твою любовь, твои святые муки,

Твою борьбу – подвижница, пою!..

Подвижничество, подвиг – эти высокие слова применимы в равной мере и к судьбам воспетых Некрасовым в «Русских женщинах» жен декабристов, чьи имена хранит наша историческая память, и к судьбам безвестных крестьянок, обретших бессмертие, в некрасовском поэтическом слове.

«Русские женщины» - поэма о женах декабристов – вводит нас в иную, по сравнению с народными поэмами, социальную среду и в иную эпоху, отстоящую от некрасовской на полстолетия. Обращаясь к прошлому, поэт думал и о своей современности. Он словно протягивал связывающую нить между поколениями революционеров 1820-х и 1860 -1870-х годов.

В героинях декабристкой эпохи Некрасов искал и проницательно находил черты, роднящие их с участниками революционного движения нового этапа, без страха перед каторгой и ссылкой вступавших на путь борьбы с самодержавной властью. И замысел поэта был точно угадан и принят передовыми современниками. В.Н.Фигнер, видная деятельница революционного народничества, вспоминала именно об этом: «обаятельный образ женщины второй четверти прошлого века сияет и теперь в немеркнущем блеске прежних дней. Их лишения, утраты и нравственные страдания роднят их с нами, женщинами позднейших революционных поколений».

Воссоздавая в поэме жизненный подвиг Екатерины Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской, Некрасов художнически открывал новые грани национального женского характера. Первоначальное заглавие произведения «Декабристки» было заменено новым, укрупнившим и расширившим содержание авторского замысла «Русские женщины». К первой публикации «Княгини Трубецкой» в журнале «Отечественные записки» поэт сделал примечание, где в том же ключе о декабристках говорилось, «что самоотвержение, высказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии». Душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность естественно сближает в нравственном плане некрасовских княгинь и некрасовских крестьянок в единое понятие «русские женщины».

Доминирующее свойство характера некрасовских декабристок – высокое гражданское самосознание, определяющее программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глубокую Сибирскую ссылку – подвиг во имя любви и сострадания, но и во имя справедливости. Это общественно значимый поступок, это вызов злой воле, открытое противоборство высшей власти. Потому столь достоверен психологически кульминационный эпизод второй части поэмы: княгиня Волконская в миг долгожданной встречи с мужем целует прежде его каторожные цепи.

В эпилоге «Княгини Трубецкой» Некрасов сказал:

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали

Их имена забыться не должны.

Пленительные образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей привлекательности, своего живого обаяния для новых и новых поколений писателей.

А разве не вызывают восхищения жены декабристов? Если крестьянку можно сравнить с могучей сосной, хозяйкой леса, выживающей в любых условиях, то они, скорее напоминают цветок, взлелеянный, ухоженный, который вдруг выбросили в дикий лес из привычного тепла. Но сколько силы в этих маленьких женщинах, сколько гордости. Казалось бы, откуда? Что они могли знать, кроме балов да светских бесед? Но велика сила русской души.

Нельзя равнодушно воспринимать этих женщин. Их появление в глуши подобно чуду:

И тихого ангела бог ниспослал

В подземные копи

И они не дрогнули даже в этих копях, жизнь воспитала их. Так почему же всегда только горе падает на долю русской женщины?

Почему за минуту счастья она должна расплачиваться годами страдания? Найдутся ли когда-нибудь ключи от счастья женского? Но даже если ей будет невыносимо тяжело, она, русская женщина, вынесет все. Такова ее судьба.

Образованные, любящие искусство, знатные, богатые молодые женщины бросили все и последовали за мужьями в Сибирь, чтобы поддержать их дух, разделить с ними тяжелую участь, помочь им в беспросветной трудной жизни на сибирской каторге. Они подписали страшную бумагу, составленную по приказанию царя, где они отрекались от своих прав, от богатства, от прав своих будущих детей, которые «поступят в казенные заводские крестьяне», как было написано в этой бумаге.

Смелых женщин не могли отговорить и родные, а они применили все средства, чтобы удержать их. Особенно трудно было М.Н.Волконской, которая очень любила своего отца. У молодой женщины достало силы и настойчивости, чтобы убедить, упросить этого человека твердой воли и уехать, оставив дома ребенка-сына. Отъезду Трубецкой родители не так препятствовали, но ей пришлось выдержать многодневную пытку в Иркутске, где губернатор принял все меры, от уговоров до угроз, чтобы задержать ее, заставить вернуться назад. Все преодолела воля женщины-героини, и губернатор вынужден был отправить ее дальше.

Разрыв Трубецкой и Волконской с «высшим светским обществом» был полным. Они правильно приняли своекорыстие, подлость и трусость этого общества:

Там люди заживо гниют,

Ходячие гробы,

Мужчины – сборище Иуд,

А женщины – рабы.

Только среди самых передовых русских людей своего круга они встретили полное сочувствие.

Большое сочувствие жены декабристов встретили и у простого народа.

Вот княгиня Трубецкая приходит в тюрьму:

С ключом старый и седой

Усатый инвалид –

«Иди, печальница, за мной!-

Ей тихо говорит: -

Я проведу тебя к нему,

Он жив и невредим…»

А ведь это вымуштурованный двадцатипятилетней службой солдат, ставший тюремщиком!

В сибирской зимовке лесник принял, обогрел и проводил на дорогу заплутавшуюся в снежной метели Волконскую:

Но деньги принять отказался.

«Не надо, родная!

Бог вас защити,

Когда на одной почтовой станции Волконская решилась спросить офицера, конвоировавшего образ с серебром, о «жертвах декабристкого дела», о своем муже, то нагло и грубо ответил:

«…я их не знаю – и знать не хочу,

Я мало ли каторжных видел!»

А простой солдат после ухода офицера:

… доброе слово – не варварский смех –

Нашел в своем сердце солдатском:

«Здоровы! – сказал он: - я видел их всех,

Живут в руднике Благадатском!...»

На что Волконская сердечно отозвалась:

Спасибо, солдатик. Спасибо, родной!

Недаром я вынесла пытку!

Она сроднилась с народом: лесник говорит ей «родная», она, благодаря солдата, тоже называет его «родной».

Она поняла горе народа, и народ понял и разделил ее скорбь.

Когда же они приехали на место каторжных работ, то не деньги, а сердечность, сочувствие солдата – часового помогли Волконской увидеть мужа и его товарищей:

Рыданьям моим часовой уступил,

Как бога, его я просила!

Светильник он засветил,

В какой-то подвал я вступила…

Там она увидела на тяжелой работе своего мужа и его товарищей. Замечательно, что, прежде чем обнять мужа, Волконская опустилась на колени и поцеловала его кандалы в знак уважения к делу, за которое он пострадал.

И здесь смотритель работ, простой человек, «нарочно скрылся», чтобы не мешать свиданию Волконской с декабристами.

Все это глубоко тронуло Волконскую и она, благодаря народ восклицает:

Спасибо вам, русские люди!

В дороге, в изгнанье, где я ни была,

Все трудное каторги время,

Народ! Я бодрее с тобою несла

Мое непосильное бремя.

Пусть много скорбей тебе пало на часть,

Ты делишь чужие печали,

И где мои слезы готовы упасть,

Твои уж давно там упали!..

Ты любишь несчастного, русский народ!

Страдания нас породнили…

Примите мой низкий поклон, бедняки!

Спасибо вам всем посылаю.

Спасибо!..

Эти слова – гимн прекрасным моральным качествам простого русского народа, любовь и сочувствие которого приобрели жены декабристов, порвавшие со своим «высшим кругом».

Воспевая славный подвиг жен декабристов, Некрасов тем самым прославляет и самих декабристов, не пожалевших ни свободы, ни жизни ради блага народа. Прямо их изобразить, написать о них было невозможно – не позволяла цензура. Поэт все же сумел в кратких, но полных глубокого содержания сценах дать образы Трубецкого, Волконского. В арестантской одежде, в кандалах, в тюрьме и рудниках, они не были сломлены, подавлены, не считали ошибкой то, что сделали, не раскаивались, не пали духом.

Среди борцов за свободу было много женщин, и, назвав свою поэму «Русские женщины», поэт как бы прославляет в ней всех русских женщин, участниц борьбы за свободу.

Заключение.

В постоянных борениях некрасовских крестьянок с грозной судьбой – глубокий драматизм их земного пути. И этот – то из самой жизни почеркнутый, реальный драматизм определяет напряженность сюжетов, казалось бы, самых обыденных, погруженных в неспешный крестьянский быт, определяет и тот захватывающий интерес, с которым читаются поэмы Некрасова.

Жизнь крестьянская у Некрасова не беспросветна, в ней есть своя поэзия. И Дарье и Матрене Тимофеевне известны счастье взаимной любви и материнства, радость спорой работы, ощущение красоты окружающего мира природы. Непрочно это счастье, недолги эти радости. Что ж, тем выше их цена. Некрасов поэтизирует лучшие свойства крестьянского характера национального – величие души, беспримерное трудолюбие, высокое терпение в преодолении жизненных невзгод, - поэтизирует без сентиментального любования, в ключе народно-поэтических традиции. Это и вносит оптимистическую ноту надежды и веры в звучание даже такого трагического произведения, как «Мороз, Красный нос». Трагические и светлые интонации неповторимо сплетаются в завораживающих строках повествования о последних мгновениях замерзающей Дарьи. В воссоздании с проникновенным психологизмом предсмертных видениях героини поэт силою своего слова животворит неизбывную вековую мечту народа о прекрасной, счастливой жизни, о торжестве вольного и радостного труда. Эта мечта воодушевляет и некрасовских героев, и самого автора, который сумел увидеть мир и судьбы своих персонажей глазами самого народа.

Никто из русских поэтов до Некрасова не изображал жизнь простого народа так, как сумел сделать он. Герои гражданской лирики и эпических поэм Некрасова воплотили сущность русского характера: любовь к свободе и труду, богатство духовного мира, нравственную стойкость. Великий поэт был выразителем, вдохновителем революционного духа, всего прогрессивно-демократического движения своего времени.

Никто из русских поэтов до Некрасова так широко и с такой глубиной не охватил в своем творчестве жизнь городской и деревенской бедноты, Некрасов ярко показал тяжесть народных страданий, тяжесть подневольного труда. Поэзия его будила и будит умы, поднимает на борьбу против социального гнета, за равенство и счастливую долю. Его правдивая, мужественная поэзия, его задушевные песни слились с гневным голосом трудового люда. Некрасов глубоко понимая великую историческую миссию народа, который способен не только сетовать на горькую долю и петь заунывные песни, но и восстать против мира гнета и несправедливости. Воспевая неиссякаемую духовную силу, нравственную красоту народа, поэт будил в нем могучие, богатырские силы, внушал ему веру в светское будущее.

Литература.

1.Б.Бухштаб. Некрасов. Проблемы творчества. Советский писатель, 1989.

2.Н.А.Некрасов. Избранные произведения. II том. М.: Художественная литература, 1966.

3. Н.А.Некрасов. Сочинение. М.: Правда, 1954.

4. Н.А.Некрасов. Живые страницы. М.: Детская литература, 1974.

5. Н.А.Некрасов. Лирика. М.: Светская Россия,1978.

6. Н.А.Некрасов. Стихотворения и поэмы. М.: АСТ Олимп,1996.

7. Н.А.Некрасов. Избранная лирика. М.: Детская литература, 1986.

8. Н.А.Некрасов. Русские женщины. М.: Детская литература, 1956.

9. Н.А.Некрасов. Русские женщины. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984.

10. В.Г.Прокшин. где же ты, тайна довольства народного. М.: Наука,1990.

11. Русская литература. Учебник для 9 класса под редакцией М.Г.Качурина. М.: Просвещение, 1982.

12. Энциклопедия литературных героев. М.: АСТ Олимп, 2001.

Зимней ночью 1826 г. княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь. Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который должен навсегда увезти из дому его дочь. Княгиня мысленно прощается не только с семьей, но и с родным Петербургом, который любила больше всех виденных ею городов, в котором счастливо прошла ее молодость. После ареста мужа Петербург стал для нее роковым городом.

Несмотря на то что на каждой станции княгиня щедро награждает ямскую челядь, путь до Тюмени занимает двадцать дней. По дороге она вспоминает детство, беспечную юность, балы в отцовском доме, на которые съезжался весь модный свет. Эти воспоминания сменяются картинами свадебного путешествия по Италии, прогулок и бесед с любимым мужем.

Дорожные впечатления составляют тяжелый контраст с ее счастливыми воспоминаниями: наяву княгиня видит царство нищих и рабов. В Сибири на триста верст попадается один убогий городок, жители которого сидят по домам из-за страшного мороза. «Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак..?» - в отчаянии думает Трубецкая. Она понимает, что обречена закончить свои дни в Сибири, и вспоминает события, предшествовавшие ее путешествию: восстание декабристов, свидание с арестованным мужем. Ужас леденит ей сердце, когда она слышит пронзительный стон голодного волка, рев ветра по берегам Енисея, надрывную песню инородца, и понимает, что может не доехать до цели.

Однако после двух месяцев пути, расставшись с захворавшим спутником, Трубецкая все же прибывает в Иркутск. Иркутский губернатор, у которого она просит лошадей до Нерчинска, лицемерно уверяет ее в совершенной своей преданности, вспоминает отца княгини, под началом которого служил семь лет. Он уговаривает княгиню вернуться, взывая к ее дочерним чувствам, - та отказывается, напоминая о святости супружеского долга. Губернатор пугает Трубецкую ужасами Сибири, где «люди редки без клейма, и те душой черствы». Он объясняет, что ей придется жить не вместе с мужем, а в общей казарме, среди каторжников, - но княгиня повторяет, что хочет разделить все ужасы жизни мужа и умереть рядом с ним. Губернатор требует, чтобы княгиня подписала отреченье от всех своих прав, - та без раздумий соглашается оказаться в положении нищей простолюдинки.

Неделю продержав Трубецкую в Нерчинске, губернатор заявляет, что не может дать ей лошадей: она должна следовать далее пешим этапом, с конвоем, вместе с каторжниками. Но, услышав ее ответ: «Иду! мне все равно!..» - старый генерал со слезами отказывается более тиранить княгиню. Он уверяет, что делал это по личному приказу царя, и приказывает запрягать лошадей.

Княгиня М. Н. Волконская

Желая оставить внукам воспоминания о своей жизни, старая княгиня Мария Николаевна Волконская пишет историю своей жизни.

Родилась она под Киевом, в тихом имении отца, героя войны с Наполеоном генерала Раевского. Маша была любимицей семьи, училась всему, что нужно было юной дворянке, а после уроков беззаботно пела в саду. Старый генерал Раевский писал воспоминания, читал журналы и задавал балы, на которые съезжались бывшие его соратники. Царицею бала всегда была Маша - голубоглазая, черноволосая красавица с густым румянцем и гордой поступью. Девушка легко пленяла сердца гусаров и улан, стоявших с полками близ имения Раевских, но никто из них не трогал ее сердца.

Едва Маше исполнилось восемнадцать лет, отец подыскал ей жениха - героя войны 1812 года, раненного под Лейпцигом, любимого государем генерала Сергея Волконского. Девушку смущало то, что жених был много ее старше и она совсем его не знала. Но отец строго сказал: «Ты будешь с ним счастлива!» - и она не посмела возражать. Свадьба состоялась через две недели. Маша нечасто видела мужа после свадьбы: он беспрестанно был в служебных разъездах, и даже из Одессы, куда наконец-то отправился отдохнуть с беременной женой, князь Волконский неожиданно вынужден был отвезти Машу к отцу. Отъезд был тревожным: Волконские уезжали ночью, сжигая перед этим какие-то бумаги. Увидеться с женою и первенцем-сыном Волконскому довелось уже не под родною кровлей...

Роды были тяжелыми, два месяца Маша не могла оправиться. Вскоре после выздоровления она поняла, что домашние скрывают от нее судьбу мужа. О том, что князь Волконский был заговорщиком и готовил низверженье властей, Маша узнала только из приговора - и тут же решила, что отправится вслед за мужем в Сибирь. Ее решение только укрепилось после свидания с мужем в мрачной зале Петропавловской крепости, когда она увидела тихую печаль в глазах своего Сергея и почувствовала, как сильно любит его.

Все хлопоты о смягчении участи Волконского оказались тщетны; он был отправлен в Сибирь.

Но для того чтоб последовать за ним, Маше пришлось выдержать сопротивление всей своей семьи. Отец умолял ее пожалеть несчастного ребенка, родителей, хладнокровно подумать о собственном будущем. Проведя ночь в молитвах, без сна, Маша поняла, что до сих пор ей никогда не приходилось думать: все решения принимал за нее отец, и, пойдя под венец в восемнадцать лет, она «тоже не думала много». Теперь же образ измученного тюрьмой мужа бессменно стоял перед нею, пробуждая в ее душе неведомые прежде страсти. Она испытала жестокое чувство собственного бессилия, терзания разлуки - и сердце подсказало ей единственное решение. Оставляя ребенка без надежды когда-нибудь его увидеть, Мария Волконская понимала: лучше заживо лечь в могилу, чем лишить мужа утешенья, а потом за это навлечь на себя презренье сына. Она верит, что старый генерал Раевский, во время войны выводивший под пули своих сыновей, поймет ее решение.

Вскоре Мария Николаевна получила письмо от царя, в котором он учтиво восхищался ее решимостью, давал разрешение на отъезд к мужу и намекал, что возврат безнадежен. В три дня собравшись в дорогу, Волконская провела последнюю ночь у колыбели сына.

Прощаясь, отец под угрозой проклятия велел ей вернуться через год.

На три дня остановившись в Москве у сестры Зинаиды, княгиня Волконская сделалась «героинею дня», ею восхищались поэты, артисты, вся знать Москвы. На прощальном вечере она встретилась с Пушкиным, которого знала еще с девической поры. В те давние годы они встречались в Гурзуфе, и Пушкин даже казался влюбленным в Машу Раевскую - хотя в кого он не был тогда влюблен! После он посвятил ей чудные строки в «Онегине». Теперь же, при встрече накануне отъезда Марии Николаевны в Сибирь, Пушкин был печален и подавлен, но восхитился подвигом Волконской и благословил.

По дороге княгиня встречала обозы, толпы богомолок, казенные фуры, солдат-новобранцев; наблюдала обычные сцены станционных драк. Выехав после первого привала из Казани, она попала в метель, ночевала в сторожке лесников, дверь которой была придавлена камнями - от медведей. В Нерчинске Волконская к радости своей догнала княгиню Трубецкую и от нее узнала, что их мужья содержатся в Благодатске. По дороге туда ямщик рассказывал женщинам, что возил узников на работу, что те шутили, смешили друг дружку - видно, чувствовали себя легко.

Ожидая разрешения на свидание с мужем, Мария Николаевна узнала, куда водят на работу узников, и отправилась к руднику. Часовой уступил рыданиям женщины и пропустил ее в рудник. Судьба берегла ее: мимо ям и провалов она добежала до шахты, где в числе других каторжников работали декабристы. Первым ее увидел Трубецкой, затем подбежали Артамон Муравьев, Борисовы, князь Оболенский; по лицам их текли слезы. Наконец княгиня увидела мужа - и при звуках милого голоса, при виде оков на его руках поняла, как много он страдал.

Опустившись на колени, она приложила к губам оковы - и весь рудник замер, в святой тишине деля с Волконскими горе и счастье встречи.

Офицер, ожидавший Волконскую, обругал ее по-русски, а муж сказал ей вслед по-французски: «Увидимся, Маша, - в остроге!..»