Олег табаков - биография, информация, личная жизнь. Умер Олег Табаков: как жил и что на самом деле случилось с великим актером Николай Ростов в ленте «Война и мир»

На 83-м году жизни в Первой градской больнице скончался российский актер, народный артист СССР, режиссер театра и кино Олег Табаков. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу МХТ им. Чехова. «Олег Павлович скончался после тяжелой продолжительной болезни», - заявили в театре. Из-за кончины худрука до 14 марта все спектакли в театре отменены. Прощание с актером пройдет в стенах МХТ, о дате сообщат позднее, отметили в пресс-службе театра.

Замминистра культуры Александр Журавский заявил, что, по предварительной информации, Табакова похоронят на Новодевичьем кладбище, передает «РИА Новости».

Президент Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким Табакова. «Путину сообщили о прискорбной новости - кончине Олега Павловича Табакова», - отметил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

В конце ноября СМИ сообщили, что Табаков попал в отделение реанимации Первой градской больницы из-за воспаления легких. «Олег Павлович поступил в первую Градскую больницу в крайне тяжелом состоянии», - рассказали «Интерфаксу» 27 ноября в пресс-службе медучреждения. Позже Табаков подтвердил факт госпитализации агентству городских новостей «Москва».

В тот же день сын артиста заявил журналистам, что Табаков госпитализирован на плановое стоматологическое обследование. В пресс-службе театра «Табакерка» также заявили, что Табаков проходит плановое обследование по направлению «стоматология» и о «реанимации речи не идет». 29 ноябре телеканал РЕН ТВ и интернет-издание Life сообщили, что Табакова экстренно прооперировали. Его состояние после операции оценивалось как стабильно тяжелое, он находился на аппарате искусственной вентиляции легких.

В начале декабря врачи сообщили о некотором улучшении состояния здоровья Табакова. 27 декабря РЕН ТВ сообщил, что Табаков введен в медикаментозную кому. В январе 2018 г. в Первой градской больнице подтверждали, что Табаков продолжает проходить лечение и находится в состоянии искусственной комы.

Отмена спектаклей

Из-за госпитализации Табакова в конце ноября в «Табакерке» отменили спектакль «Год, когда я не родился». Спектакль отменен по техническим причинам, сообщалось на сайте театра.

В декабре Табаков должен был играть в трех спектаклях в Московском художественном театре (МХТ) им. А. П. Чехова. Спектакли с его участием были также отменены, говорится на сайте театра. Речь идет о таких постановках, как «Дракон» (5 и 12 декабря) и «Юбилей ювелира» (7 декабря). Вместо этих спектаклей 5 декабря на основной сцене состоялся спектакль «№13D», а 7 декабря - спектакль «Контрабас».

Биография Табакова

Табаков родился 17 августа 1935 г. в Саратове в семье врачей. В школьные годы (1950-1953 гг.) занимался в театральном кружке «Молодая гвардия» Дворца пионеров и школьников г. Саратова. После окончания школы Табаков поступил в Школу-студию МХАТ на курс Василия Топоркова. На третьем курсе впервые сыграл роль в кино (фильм «Тугой узел»).

В 1957 г. Олег Ефремов создал при Школе-студии МХАТ Студию молодых актеров, на базе которой потом появился театр «Современник». Табаков был самым молодым из шести основателей нового театра. Его первой работой в театре была роль студента Миши в спектакле «Вечно живые». С 1957 по 1983 г. Табаков был ведущим артистом «Современника».

В 1977 г. Табаков вместе со студентами очистил и отремонтировал бывший угольный склад на Чаплыгина, 1а. Позже помещение превратилось в подвал «Табакерка». С 1978 г. в «Табакерке» начали ставить спектакли. Только в 1986 г. «Табакерка» получила от властей города официальный статус театра. С 2000 г. Табаков параллельно совмещал художественное руководство двумя театрами - «Табакеркой» и МХТ им. Чехова, играл роли в этих же театрах, руководил кафедрой актерского мастерства в Школе-студии МХТ, а также занимался продюсированием и съемкой в кино. Табаков является полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» (1998 г., 2005 г., 2010 г., 2015 г.), был членом Совета по культуре и искусству при президенте России. Табаков снялся более чем в 120 фильмах.

Никто говорить не может, как будто всеобщий паралич поразил людей разных поколений. Стоит ли этому удивляться? Ведь Олег Павлович, наверное, единственный, кто так или иначе, конкретно или по касательной живет в каждом. И это только в профессиональной среде, что же говорить об многомиллионной армии поклонников. А она - вся страна, и это не фигура речи в скорбный момент.

В МХТ имени Чехова сегодня должен был идти спектакль «Светлый путь». Он отменен, как и все последующие, обозначенные в афише. Театр официально объявил многодневный траур.

Светлый путь - так можно назвать жизнь Олега Павловича Табакова. Мальчик из Саратова, тощий, с тонкой шеей, высоким голосом, смеющимися глазами, в середине прошлого века он приехал в столицу и начался его безудержный взлет, красивый полет, длившийся всю жизнь, практически без остановки, что можно считать исключительным и уникальным явлением. Достаточно начать перечислять имен, события, объекты, чтобы понять - Табаков в каждом, везде, всегда и навсегда!.

Табаков это - «Современник», Подвал на Чаплыгина, Новая Табакерка на Сухаревской, Театральный колледж на Макаренко. И коллеги, и партнеры, и ученики - Миронов, Машков, Безруков, Смоляков, Егоров, Германова, Зудина, Беляев… Он учитель, он строитель…он...

В Табакове поражал Табаков-лицедей, Табаков-организатор, Табаков-отец для детей своих и детей театральных. Табаков-шутник, Табаков-первая величина, обескураживающая своей невероятной простотой.

Никакого пафоса, многозначительной позы, фразы - это не он. Табаков - это отсутствие дистанции, доступность практически для любого, связанного с ним профессией или делом. Он не выключал телефон, а если не мог ответить, то непременно перезванивал: «Это Табаков. Вы мне звонили?» Это он-то, человек с вершины? Да, он, и никто иной - с хитрой улыбкой, с десятком интонаций в голосе, и эти интонации могли изменить любую ситуацию. Он - наивный как ребенок и мудрый, как гуру.

Табаков - мозг, генератор идей. У него армия учеников, потому что его ученики своих учили по Табакову, а те в свою очередь - по этой же системе. Мог бы успокоиться, имея строй продолжателей и защитников, а он открыл театральный колледж, чтобы выстроить свою, только им выстраданную за многие годы систему актерского образования. Систему жесткую, но оказавшуюся результативной - выпускников колледжа с удовольствием берут в столичные театры. Колледж - его последняя радость и гордость, три выпуска. Он мечтал, чтобы школа его воспитывала не только профессионалов, но и образованных людей. Поэтому помимо дисциплин в обязательную программу для студентов этого средне-специального учебного заведения включались посещения театров, музеев и значимых событий культурной жизни города.

Два качества, которые выделяют Табакова из всех деятелей театра - это память к прошлому. Память не на словах, а на деле, не мечта, а реальность. Он первым продемонстрировал благодарность драматургам, на пьесах которых вырос и в которых играл: во дворе Табакерки первым поставил памятник Розову, Вампилову, Володину. Помните его Олега Савина из розовской пьесы «Шумный день»? Он так сыграл представителя нового поколения советских людей, которых позже назовут шестидесятниками, что многие ставили знак равенства между героем и артистом. Не случайно на родине Табакова, в Саратове, несколько лет назад открыли памятник Олегу Савину. А на самом деле увековечили вечную молодость Олега Табакова. Уверена, что это не единственный памятник, который поставят этому потрясающему человеку. И улицу назовут, а может, и новый город - он достоин.

А потом он поставил памятник тем, кого лично не знал, но которых почитал своими учителями - Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко. Но главное, что этим памятником, точнее, его воплощением, Олег Павлович раз и навсегда исправил ошибку - мол, первым шел Станиславский, а уж потом его соратник Немирович. Нет, - решил Табаков, - они на равных строили МХАТ, строили русский театр, поэтому на постаменте нового памятника в их росте не существует разницы, Станиславский и Немирович благодаря Табакову теперь на равных.

Еще одно невероятное качество - воля и ее сила. Как бы он тяжело ни болел (а в последние годы он боролся с тяжелым недугом), он приходил, потому что знал, что ждут, что он решает, от него зависят.

Бледный как полотно, после тяжелой операции, опираясь на руку с одной стороны Машкова, а с другой - Миронова, Олег Павлович пришел в колледж на самый первый его выпуск. Когда вышел к микрофону, первым делом извинился: «Простите, не могу стоять», сел, начал говорить, но - вот чудо - постепенно лицедейство убрало болезненные признаки и он начал шутить, свистеть и стал похож на того самого Олега Павловича, у которого (и это знают все) - САМЫЕ неформальные, САМЫЕ озорные сборы труппы, премии и юбилеи.

«Табаков жжёт», - так говорили о нем и на нашей театральной премии «МК», где он практически с самого ее основания в 1995 году, считался ее живым талисманом. Он сам неоднократно становился ее лауреатом и с удовольствием выходил за именной фарфоровой тарелкой, приходил поддержать своих артистов и тех, кто давно выпорхнул из-под отеческого крыла. Отпускал реплики с мест, и все валялись от хохота, свистел наравне с молодыми артистами, и не было в этом никакой натяжки, желания подстроиться под новое поколение. Он сам был молодым, горячим, сердечным. Редкое сочетание, наблюдаемое в театральной и вообще художественной среде. Молодость так шла его сединам, так была органична с его возрастом, потому что «эго», главное слово для художника - не его слово. Амбиции, тщеславие, мелочность - тоже.

Его слово - жизнь и только жизнь. Он не позволял никому и ничему наступить на нее, помешать ее стремительному движению - только вперед или вверх. Он не знал, что такое отступать, если есть идея, мечта. Значит, что бы ни случилось, во что бы то ни стало она должна быть воплощена, обрести плоть и кровь и, в свою очередь, дать жизнь другому, новому, свежему.

Как-то он признался, что ни разу в жизни не проснулся в плохом настроении. Я ему не поверила: «Олег Павлович, ну так не бывает. А если накануне, вечером пришла плохая новость? А если вас огорчили? Или с женой поругались?» «Всё равно в хорошем, поверь. А с плохим будем бороться». Он и боролся, но не с видом революционера или страдальца, а веселого озорника, величия которого вряд ли кто-то и когда-либо сможет достигнуть.

Три последних месяца своей жизни он провел в больнице. Он боролся. Он хотел жить и не оставлять нас. Как мы теперь будем без него? Оторопь. Растерянность. Горе.

Супруга А. Табакова Анжелика, ресторатор Антон Табаков, супруга О. Табакова актриса Марина Зудина, дочь О. Табакова и М. Зудиной Мария, художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова Олег Табаков и актер Павел Табаков (слева направо) на юбилейном вечере в честь 80-летия О. Табакова в МХТ имени А.П. Чехова / Источник: Изображение: Даниил Овчинников / пресс-служба МХТ имени А.П. Чехова / ТАСС

Когда этот мир покидает родной человек, его близкие оказываются будто в пустоте, и им нужно научиться жить с этой пустотой.

Марина Зудина , вдова Олега Павловича , 12 марта начала для себя новый отсчет жизни, в которой рядом больше нет любимого и любящего супруга. Как семья справляется с этой трудной задачей?

Талант и поклонница

Марина влюбилась в прекрасного Мастера еще в юности. Став студенткой ГИТИСа, она решила: теперь или никогда! Ведь она оказалась в одной среде с кумиром и, наблюдая за его мастерством вблизи, не могла больше скрывать своих чувств. И мэтр не сумел остаться равнодушным к искренней и горячей любви юной артистки. Разница в возрасте в 30 лет их не смущала.

Поначалу пара скрывала свои близкие отношения, встречаясь урывками. Но люди все видят и все знают, и через некоторое время секрет перестал быть секретом. Впрочем, еще целых 10 лет Табаков не уходил из первой семьи – не хотел бросать детей. Решился на этот шаг только после того, как понял: дети уже достаточно взрослые, они справятся.

Счастье на двоих


В 1995 году Табаков и Зудина официально оформили свои отношения. И Марина мгновенно попала под шквал критики: ее называли хищницей и разлучницей, обвиняли в том, что она разбила семью и что имеет корыстные соображения относительно Олега Павловича. Почему-то многие не поверили в искренность ее любви. Супруги между тем были откровенно счастливы.

Им довелось прожить вместе 23 года. У Марины и Олега Павловича родились сын и дочь – Павел и Мария . И все эти годы, как признается Марина, она была счастлива: чувствовала себя под защитой мужа, ощущала себя единственной и любимой.

Горькое прощание

15 марта 2018 года на сцене МХТ им. Чехова прощались с Артистом. Пришли близкие и родные, а еще коллеги, ученики, политики. Президент России Владимир Путин лично выразил вдове Табакова свои соболезнования.

Многие пришедшие проститься с Олегом Табаковым не могли сдержать слез. После всех к гробу подошла Марина Зудина. Она произнесла слова благодарности и любви мужу, сказала, что все годы с ним были для нее радостными и легкими.

Марина поблагодарила друзей, которые очень поддержали ее и детей в эти черные дни. Повторила, что всегда будет любить только Олега Павловича... Пообещала, что теперь каждое свое действие будет сверять «по Табакову»: как бы он поступил в том или ином случае, и этому же научит их детей.

Как и принято в актерской среде, Олега Табакова проводили в последний путь громкими аплодисментами.


Вдова О. Табакова актриса Марина Зудина с сыном Павлом Табаковым и дочерью Марией Табаковой (справа) во время церемонии прощания с актером и режиссером Олегом Табаковым в МХТ имени А.П. Чехова. Источник: Веленгурин Владимир / Архив «КП»

40 дней

Сорок дней после смерти Табакова Марина Зудина провела в трауре, нигде не появляясь. Однако жизнь продолжается. По истечении традиционного срока в «Табакерке», чтобы еще раз вспомнить великого артиста, собрались его коллеги и друзья. Вдова от души поблагодарила Владимира Машкова , который взял на себя руководство театром. Она подчеркнула, что это «очень мужской поступок – взять на себя такую ответственность».

Слова благодарности Марина адресовала также Сергею Женовачу , который стал художественным руководителем МХТ им. Чехова. Актриса подчеркнула: ее симпатия к Женовачу не изменится независимо от того, как сложится в дальнейшем ее творческая судьба.


Вдова О. Табакова актриса Марина Зудина во время представления режиссера С. Женовача труппе МХТ имени Чехова в должности художественного руководителя. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Вскоре после этого мероприятия Марина появилась на открытии фестиваля «Черешневый лес», но оделась по-прежнему в черное.

Жизнь продолжается

Конечно, Марине Зудиной очень тяжело привыкать к жизни без своего Учителя – именно так она называла мужа. И в эти дни и месяцы ей огромную поддержку оказывают в первую очередь дети.

11-летняя Маша, например, сказала: «Мама, мы сильные, мы со всем справимся, будем жить, а папа нам будет помогать». Эта недетская мудрость дочери позволяет Зудиной надеяться на то, что их семья действительно со временем справится с потерей.

В апреле Марина Зудина уже вновь была на сцене: играла в спектакле «Солнце всходит», приуроченном к юбилею Максима Горького . Проект, начатый еще Табаковым, его коллеги завершили уже после смерти Мастера.

Марине было тяжело... Утром она посетила могилу мужа, чтобы пообщаться с ним без посторонних и настроиться на роль. Войдя в здание театра и увидев в вестибюле портрет Табакова, Марина расплакалась. Однако потом взяла себя в руки и вышла на сцену. У нее была роль Ольги Книппер-Чеховой. Когда Марина произносила со сцены слова о смерти Чехова , ее голос дрожал и срывался, и в зале многие плакали...

После премьеры вся сцена была завалена цветами, а Марина сказала: она рада, что спектакль состоялся, что дело, которое начал Олег Павлович, доведено до конца.

Кому досталось наследство?

По материалам СМИ, все свое имущество Олег Табаков завещал своей жене Марине Зудиной. Это решение выглядит логичным и справедливым: у Марины на руках несовершеннолетняя Маша и 22-летний Павел, тогда как двое старших детей Табакова – сын Антон и дочь Александра – давно уже взрослые и состоявшиеся люди, не нуждающиеся в материальной поддержке.

Если говорить более конкретно, то наследство Олега Павловича включает в себя две московские квартиры, загородный дом и земельный участок, две машины с гаражами, а кроме того, по словам друзей, в различных банках у Табакова лежали сбережения размером примерно 100-110 миллионов рублей (по другим сведениям – 600 миллионов).

Как переживают смерть отца старшие дети – Антон и Александра


Антон Табаков на все вопросы журналистов о наследстве отца отвечает: я потерял близкого человека, у меня умер папа, и я тоскую по нему, а не по его деньгам.

Напомним, что Антону Табакову уже 57 лет, он считается очень обеспеченным человеком. Не так давно он продал успешный ресторанный бизнес и переехал со своей семьей в Париж.


Старшую дочь Табакова Александру зрители помнят по роли подруги главной героини в фильме «Маленькая Вера». Александра работала в «Табакерке» под руководством отца. Развод родителей и уход отца к Марине Зудиной стал огромным ударом для Александры: 29-летняя молодая женщина восприняла это как предательство.

Если Антон со временем смог простить отца и поддерживал с ним отношения, то Александра так и не сумела забыть нанесенной ей и матери обиды.

Она демонстративно ушла из театра, а одно время даже думала уйти из жизни, настолько нестерпимой оказалась боль. Больше никогда она с отцом, к сожалению, не общалась – так и не смогла его простить.

Для Олега Табакова разлад со старшей дочерью всегда оставался болевой точкой, и он отказывался говорить на эту тему с журналистами. На похороны отца Александра не приехала.


Павел Табаков в фильме «Счастье – это», 2015 г.

Сыну Олега Табакова и Марины Зудиной Павлу 22 года. Он окончил Московский театральный колледж имени Табакова, успешно пробует себя в разных ролях в театре и кино.

Дочери Маше 12 лет. Девочка мечтает стать актрисой, и ей очень не хватает самого преданного поклонника – папы.

В понедельник днем стало известно, что умер Олег Табаков, чуда не случилось, 82-летний актер и режиссер, длительное время боровшийся с одолевшим его осенью прошлого года недугом, так и не смог победить его. Многочисленная армия поклонников Великого Мастера сцены, его близкие, коллеги по театру и ученики, все до конца надеялись, что Олег Павлович выздоровеет, и снова будет радовать всех своим талантом, своим обаянием, улыбками и добрыми шутками. Но, самые худшие опасения врачей подтвердились, и Табаков, с самого юного возраста живший и работавший «на износ», не смог восстановиться.

Читайте также:


  • Олег Табаков был экстренно госпитализирован,…

  • Причина трагедии

    О причинах смерти Олега Табакова известно только, что сразу после госпитализации в ноябре прошлого года, он был подключен к аппарату по искусственной вентиляции легких, один раз, в преддверии 2018 года, его состояние улучшилось, но продлилось такое улучшение здоровья актера недолго. К вечеру 12 марта - в день, когда умер Олег Табаков, стало известно, что прощание с актером состоится 15-го числа. Похоронить Олега Табакова, как заявил Заместитель Министра культуры РФ Александр Журавский, могут на Новодевичьем кладбище, сейчас этот вопрос уже решается.

    Театр «Табакерка» и МХТ имени Чехова, которыми руководил умерший Олег Табаков, отменили все спектакли, которые были запланированы. Свои соболезнования в день смерти Олега Табакова выразили: Президент РФ Владимир Путин, Патриарх Кирилл, а также многие другие политические деятели, деятели культуры и искусства, обычные пользователи социальных сетей.

    В лице Олега Павловича из жизни ушел воистину народный артист, который сочетал в себе огромное количество талантов. Это был блистательный актер, талантливый педагог и организатор, человек, который создавал студии, театры, школы актерского мастерства, отец большого и счастливого семейства, так любивший жизнь и щедро делившийся своим оптимизмом со всеми окружающими.

    Человек, всецело посвятивший себя служению сцене

    О том, что Олег Табаков, родившийся в 1935 году в семье саратовских врачей, посвятит всю свою жизнь театральной сцене, он принял решение в достаточно раннем возрасте, когда, будучи восьмиклассником, стал играть в детском театре «Молодая гвардия». Поэтому вопрос о том, куда будет поступать окончивший среднюю школу Табаков, для молодого человека из Саратова даже не стоял. В школе-студии МХАТ, куда Олега Павловича приняли сразу же после вступительных испытаний, он был одним из лучших студентов, а на одном курсе с ним учились многие, ставшие маститыми в будущем, мастера сцены.

    После окончания театрального ВУЗа, Табаков волею случая попадает в театр «Современник», только что созданный О. Ефремовым.

    В дальнейшем, когда Ефремов уйдет из созданного им театра, возглавит его именно Табаков и будет успешно руководить им на протяжении почти семи лет.

    Даже занимая руководящий пост в театре, Олег Павлович не переставал принимать участие в спектаклях, сниматься в кино и заниматься педагогической деятельностью. В этом, а именно в желании заниматься всем, что ему интересно, и есть весь Табаков. По словам Марка Захарова, руководящего театром «Ленком», Олег Павлович был человеком многогранного таланта, он украшал жизнь всех, кто его окружает.

    Незаменимая личность

    В 1986 году сбылась, пожалуй, самая большая мечта актера и режиссера, он получил возможность открыть собственный театр и развивать его так, как считает нужным именно он. Так появился знаменитый театр-студия Олега Табакова, который впоследствии назвали «Табакерка». Многие театральные критики поначалу с огромным скептицизмом отнеслись к новому театру, но когда все спектакли, которые ставились на этой площадке, сопровождались аншлагами, от такого отношения со стороны театральной общественности не осталось и следа.

    Табаков, развивая свой театр, проявил себя в качестве настоящего новатора, в постановках были задействованы молодые талантливые актеры, а автором пьес, которые ставились знаменитыми режиссерами, становились известные писатели.

    Энергии Олега Павловича, активно развивающего свой театр, хватило и на то, чтобы возглавить знаменитый МХТ имени Чехова, управление которым ему доверили в 2000 году. Успешно руководя одновременно двумя театрами, Табаков не прерывал своей актерской деятельности, продолжал обучать своих студентов, занимался продюсированием и снимался в фильмах. Найти еще одного такого человека, который бы обладал такой же силой и энергией, как покойный Табаков, просто невозможно - так считает Захаров.

    Согласен с Художественным руководителем «Ленкома» и Михаил Швыдкой. Как заявил Михаил Ефимович, Табаков, скорее всего, был последним из великих актеров, обладающих секретами великих мастеров сцены. После ухода Олега Павловича, о котором Швыдкой просто не может говорить в прошедшем времени, вокруг образовалась пустота. Заменить такого человека ни в театре, ни в наших сердцах, как сказал Швыдкой, просто невозможно.

    Олег Табаков, у которого было абсолютное чутье на талант, воспитал целую плеяду актеров, которые сегодня исполняют ведущие роли на сцене, играют в кино и даже сами уже являются руководителями театров. Они в эти дни, получив печальное известие из последних новостей, скорбят, чувствуя себя покинутыми своим любимым учителем.

    Особенно серьезной утратой уход из жизни Олега Табакова стал для его семьи - любимой жены, четверых детей от двух браков и пятерых внуков. Младшей дочери актера и режиссера всего 11 лет, и она только начала радовать своего умершего папу своими первыми жизненными успехами.

    Вам нравится творчество Олега Табакова?

    Сначала говорил, что это плановое стоматологическое обследование. Позже стало известно, что у Табакова обнаружили сепсис, была проведена операция, а состояние 82-летнего актера врачи оценивали как тяжелое. В декабре его даже ввели в искусственную кому — это было сделано, чтобы снять нагрузку с ослабевших от борьбы с болезнью органов; в театре, впрочем, опровергли это сообщение. Позже Табаков пришел в сознание.

    В дальнейшем новости о состоянии артиста были разными — но он по-прежнему оставался в больнице. О смерти Табакова сообщил канал , эту же информацию подтвердили в пресс-службе театра.

    Любимых артистов зрители всегда представляют по самых узнаваемым ролям. Для Олега Табакова таких ролей было несколько. Кто-то — чаще всего дети — знают его голос и образ артиста смешивается с образом нарисованного кота Матроскина из знаменитого мультсериала, одни взрослые помнят его по эпопее «Семнадцать мгновений весны» Лиозновой, в которой он играл Шелленберга, третьи представляют Табакова как «голубого воришку» Альхена из «Двенадцати стульев» . А для кого-то он — просто голос, начитавший пластинку-сказку «Конек-горбунок» или благородный Али-Баба из аудиосказки, записанной на стихи Татьяны и совместными усилиями артистов МХАТа и Таганки.

    Впервые на сцену Олег Табаков вышел в родном Саратове, где играл в театральном кружке местного Дворца пионеров и школьников; в Москву он приехал после школы, поступать в театральный вуз, сумел сдать вступительные экзамены сразу в два — Школу-студии МХАТ и ГИТИС, — и выбрал в итоге мхатовское училище.

    И уже на третьем курсе был взят в картину «Тугой узел» (1956, в прокат выходила как «Саша вступает в жизнь»).

    «Первый фильм оказался для меня очень крупным везением, — вспоминал Табаков в книге «Моя настоящая жизнь». — Михаил Швейцер, являясь, на мой взгляд, одним из наиболее значительных режиссеров советского кинематографа, был традиционалистом в смысле обстоятельности, серьезности и фундаментальности подготовки к съемкам. Он умудрился пройти со мной всю линию Николая Ростова в романе «Война и мир» с той целью, чтобы я почувствовал масштаб художественных задач, которые стояли передо мною в освоении роли Саши Комелева, мальчика из колхозной деревни».

    Табаков вообще снимался много и охотно.

    Начав сразу с главной роли, он соглашался работать и в тех фильмах, где его персонаж всего лишь появлялся в эпизоде. «Дело «пестрых», «Испытательный срок» (экранизация повести Петра Нилова об уголовном розыске 1920-х), «Чистое небо» . Но удивительно, что даже недолгое пребывание Табакова на экране могло запомниться зрителям надолго.

    Были в его ранней кинобиографии и большие проекты — вроде Николая Ростова в масштабной экранизации романа «Война и мир» или нацистского разведчика в «Семнадцати мгновениях...» (за которую Андропов ему выговорил после премьеры — «Олег, так играть — безнравственно»). Или совершенно замечательный король Людовик XIII в фильме «Д"Артаньян и три мушкетёра», Альхен в «Двенадцати стульях» Марка Захарова. Или мисс Юфимия Эндрю в «Мэри Поппинс, до свидания!» — одна из немногих женских ролей в советском кино в исполнении мужчины-актера.

    Всего в фильмографии Олега Табакова — более полутора сотен сыгранных и озвученных ролей в кино, на телевидении и в мультфильмах.

    Советская анимация в принципе старалась брать реальные образы актеров озвучки — и не просто так Винни-Пух похож на , Пятачок — на , а Карлсон, который живет на крыше — на . Для Табакова таким рисованным альтер эго стал Кот Матроскин из серии об обитателях деревни Простоквашино. Ну а сказанное намекающим голосом «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь…» давно и прочно ушло в народ, как и другие фразы — вроде «Усы, лапы и хвост — вот мои документы!»

    Но кино все равно оставалось для Табакова не больше, чем хобби. По-настоящему он нашел себя в театре — для работы в котором и учился в Школе-студии.

    Он оказался выдающимся театральным строителем, причем смолоду: в 1957 году стал самым молодым из шести основателей театра «Современник», куда попал из Студии молодых актеров, созданной Олегом Ефремовым в Школе-студии МХАТ. Само появление этого театра было серьезным вызовом в тогдашней культурно-политической среде. На его сцене Табаков и дебютировал как театральный актер — в роли студента Миши в знаменитом спектакле «Вечно живые» по пьесе . В 1970 году ушел руководить МХАТом — и Табаков не побоялся стать директором «Современника», поддержав в качестве худрука. Его пребывание на этом посту ветераны театра вспоминают исключительно добром — однако через тринадцать лет он все же оставил «Современник» и перешел в труппу МХАТа в качестве артиста.

    В 1987 году при разделе МХАТа Табаков снова поддержал Ефремова, у которого в 2000-м принял руководство главной драматической сценой страны.

    Но до этого была еще «Табакерка» — театр-студия, за годы своей жизни ставшая неотменимым и необходимым элементом московской театральной жизни. Оставив директорский пост в «Современнике», в 1977 году Табаков получил в свое распоряжение бывший угольный склад на улице Чаплыгина. Вместе с гитисовским актерским курсом, мастером которого он был, очистил и отремонтировал заброшенное помещение. Первой премьерой стал спектакль «С весной я вернусь к тебе» по пьесе , представителя поколения «молодых и рассерженных». Площадке долго не давали официального статуса, однако выпускники курса Табакова продолжали собираться в «Табакерке» по ночам; фактически, площадка долго работала как любительская студия, в которой играли настоящие профессионалы.

    Официальный статус «Табакерка» получила в 1986 году — объявило о создании трёх московских театров-студий, одним из которых стал театр Олега Табакова.

    Однако последней — и самой значительной — стройплощадкой для Табакова стал МХТ. Уже одно то, что возглавив театр в 2000 году, он вернул ему прежнее — данное при Станиславском и Немировиче-Данченко — название, говорит о многом. Олег Табаков за считанные годы перестроил работу захиревшей театральной громадины на совершенно новый лад. Фактически, Табаков превратил ефремовский МХАТ в своего рода театральный супермаркет. В один и тот же вечер здесь можно было посмотреть, к примеру, хитовую комедию «Номер 13» по Рэю Куни, «Изображая жертву» по братьям Пресняковым или экспериментальные постановки по пьесам вчерашних лауреатов конкурса «Любимовка».

    Он находился в постоянном поиске --

    приходил смотреть новых артистов на нарождающихся в Москве маленьких независимых театральных площадках, а потом переманивал в труппу МХТ. Жадно читал новую драматургию. Откровенно увлекался молодыми режиссерами — в 2000-х фактически выдал карт-бланш на работу Кириллу Серебренникову. В 2010-х — Константину Боголомову. Уже зная о болезни мэтра, Богомолов в прошлом сезоне поставил спектакль-приношение «Юбилей ювелира».