Он хотел доказать Газовому Баллону, что он не трус. Нравственная стойкость героя рассказа (по рассказу В

>Сочинения по произведению Бедная Лиза

Почему герои не могли быть счастливы?

Поветь Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году и опубликована в «Московском журнале». Вскоре она вышла в свет отдельной книгой. Это сентиментальное произведение быстро набрало популярность, так как взывало к гуманности и сочувствию людей. Главные герои повести – бедная крестьянская девушка Лиза , рано оставшаяся без отца и вынужденная зарабатывать на кусок хлеба и молодой дворянин Эраст , добрый по натуре, но склонный к ветрености и легкомыслию.

Лиза познакомилась с Эрастом, когда продавала в Москве собственноручно собранные в букет ландыши. Она часто выезжала в город, чтобы продать свои поделки. Эрасту сразу понравилась юная и непорочная девушка. Он стал часто приезжать к ней в деревню и покупать весь ее товар. Молодые люди проводили много времени в прогулках, разговорах и невинных объятиях.

Когда Эраста призвали на службу, он обещал вернуться к Лизе. Прошло несколько месяцев, но его так и не было. Позже оказалось, что он проигрался в карты и вынужден теперь женится на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение. Лиза не выдержала такого удара и бросилась в глубокий пруд. Эраст на всю жизнь остался несчастным. Повесть имеет трагический финал и вызывает слезу у читателей.

Автор не винит героев в их несостоявшихся судьбах, а скорее винит социальные устои. Он не раз отмечает, что «большой город» является источником развращенности и убивает в человеке все «естественное». То же происходит и с молодым Эрастом. Несмотря на то, что он добрый и разумный человек, он не может противостоять светским забавам. Более того, он отличается слабоволием и ветреностью. Молодой человек способен быстро увлекаться и также быстро забывать свой предмет обожания.

Лиза также не виновата в своей излишней доброте и наивности. Это типичные качества простых и небогатых крестьян. Она нежна, добродетельна, чувствительная и немного наивна. Лиза представляется символом чистоты и непорочности. В конечном итоге, смерть Лизы нравственно оправдана, равно как и несчастная жизнь Эраста. Произведение завершается фразой: “Теперь, может быть, они уже помирились”.

(1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)Запястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещённом чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.
(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.
(12)«Господи, зачем я здесь!» - думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.
- (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!
(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.
- (21)Отойдите все от дверей, отойдите! - проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:
- Сейчас вас вызовут!
(23)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (24)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (25)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (26)Я улыбнулся. (27)Молодая мама усадила его на место.
- (28)Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём!
(29)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (30)Я закрыл глаза. (31)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:
- Никитин, на приём!
(32)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (33)Я, не шевелясь, стоял в стороне.
- (34)Никитин кто? (35)Где он?
(36)Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:
- Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!
(37)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (37)Я отошёл к окну. (38)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (39)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.
-(40)Не подошёл ещё Никитин? (41)Ну, тогда следующий по очереди…

(По К. Акулинину)

Сочинение

Допустимо ли ставить свои интересы выше интересов других людей, каковы последствия такого поведения для человека? Проблема совести — это одна из проблем, поднятых в тексте современного российского писателя К. Акулинина.

В наше время, особенно в больших городах, люди зачастую совсем не считаются с интересами и нуждами других, идут по жизни, расталкивая окружающих локтями. Автор обращается к, казалось бы, мелкому случаю, произошедшему в обычной районной больнице областного города: Никитин долго стоял в очереди к врачу, который почему-то никак не начинал прием, и,устав от мучившей его боли, решил дать взятку медсестре, чтобы пройти на прием к врачу без очереди. Однако что-то не позволило герою воспользоваться нечестно полученной привилегией. Медсестра дважды вызывает его, чтобы провести в кабинет, но в душе Никитина рождается неосознанное сочувствие к более слабым и беззащитным людям: больному ребенку, молодой измученной матери, инвалиду с костылем, которые тоже ждут своей очереди.

Автор призывает задуматься над тем, что каждый нормальный человек, ставящий свои интересы выше интересов других людей, неизбежно приходит к конфликту со своей совестью. И не имеет значения, в большом или в малом ты преступаешь нравственный закон, есть ли при этом у тебя какие-либо оправдания.

С позицией автора нельзя не согласиться. Эгоистичность и черствость становятся нормой современного человека. Часто в погоне за сиюминутным выигрышем мы не выбираем средств, не щадим слабых, стремимся обогнать всех хотя бы на полкорпуса. Но почему же тогда, добившись своего маленького успеха такой ценой, мы не чувствуем радости победы? Нам не дает покоя совесть.

Многие русские писатели обращались к проблеме испытания человека совестью. Так, у главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Родиона Раскольникова, была теория, согласно которой интересы некоторых людей («право имеющих») были выше интересов всех остальных. Раскольников решает проверить, сможет ли он для доказательства правильности своей теории переступить через человеческую жизнь. И приводит свой замысел в действие, убивая старуху-процентщицу. Однако герой не смог вынести тяжести совершенного преступления: его замучила совесть, которая оказалась строже любого судьи.

Герой поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»,деревенский староста Ермил Гирин, воспользовался своим положением,для тогочтобы освободить от рекрутской повинности своего брата, и записал вместо него в рекруты другого жителя своей деревни. После этого Ермил очень раскаивался, хотел отказаться от должности и даже пытался покончить жизнь самоубийством - настолько жестокими для него оказались угрызения совести за совершённый проступок.

Конкуренция как двигатель развития современного общества все чаще заставляет нас оправдывать наше неуважение к окружающим необходимостью быть максимально эффективными, всюду успевать, добиваться своей цели любой ценой. Но когда ум с сердцем не в ладу, если живешь не по совести: без уважения к окружающим, не сочувствуя чужому горю и нужде, ты обречен на одиночество и нравственные муки.

Вконтакте

Вариант 3

1. Основная мысль художественного произведения это: а) тема; б) идея; в) проблема.

2 . Укажите, какое из литературных направлений ставит перед художником задачу:

а) изобразить жизнь страстей в душе героя, его неудовлетворённость окружающим миром, стремление к идеалу;

б) изобразить героя, для которого превыше всего защита высоких моральных принципов, служение отечеству;

в) изобразить жизнь частного человека со всем многообразием его душевной жизни, его возвышенные чувства и переживания.

3. В русле какого направления написано произведение «Мцыри»? а) романтизм;

б) классицизм; в) сентиментализм.

4. Мцыри в переводе с грузинского означает: а) мальчик;б) странник; в) послушник.

5. Калмыцкую сказку об орле герою поведал: а) отец Маши Мироновой; б) Пугачев; в) Швабрин.

Цели:

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Развитие образного и аналитического мышления, читательской культуры и понимания авторской позиции;

Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений.

Задачи:

Развить у школьников устойчивый интерес к чтению и любовь к литературе;

Формирование первоначальных умений и навыков углубленного восприятия изучения произведений.

Данные тесты способствуют тому, чтобы проверить, как усвоен материал учебника по основным темам.

Тест состоит из 20 вопросов.

За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.

Шкала пересчёта суммарного балла

за выполнение экзаменационной работы в целом

в отметку

Вариант 1

1. Искусство по своей природе:

а) рациональнно; б) эмоционально; в) сочетает в себе и рациональное и эмоциональное начала.

2 .Действующее лицо художественного произведения называют:

а) образом; б) персонажем; в) типом.

3. Тема произведения – это:

а) главная идея; б) объект отражения; в) конкретная описанная ситуация.

4. К жанру устного народного творчества не относится:

а) рассказ; б) частушка; в) предание; г) сказка.

5 .В каких произведениях упоминается историческая личность Е. Пугачев?

а) «Капитанская дочка» ; б) «Анна Снегина » С. Есенина; в) «Мцыри»

; г) «Смерть Ермака» К. Рылеева.

6. Кто из поэтов погибает на Черной речке?

а) ; б); в)К. Рылеев; г) С. Есенин.

7 . в «Капитанской дочке» писал:

а) о восстании С. Разина; б) о Гражданской войне; в) о восстании Пугачева.

8. Кому из героев «Капитанской дочки» принадлежат слова:

«Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай»?

а) Пугачев; б) Гринев-отец; в) капитан Миронов; г) Швабрин.

9. В каком образе приснился Гриневу Пугачев на постоялом дворе?

а) Царя; б) висельника; в) посаженного отца.

10. « Он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его». Кто он:

а) Петр Гринев; б) Швабрин; в)Савельич.

11. Поэма «Мцыри» относится к направлению:

а) классицизм; б) романтизм; в) реализм.

12. Каков эпиграф в поэме «Мцыри»?

а) «стрелялись мы…» б) «береги честь смолоду» в) «вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

13. Идею «Ревизора» Гоголь взял:а) у Пушкина; б)у Лермонтова; в) эта история случилась с ним.

14. Кто из перечисленных геров не является действующим лицом комедии Гоголя «Ревизор»?

а) Ляпкин-Тяпкин; б) Шпейкин; в) Кутейкин; г)Земляника.

15. Фамилия городничего из комедии «Ревизор».

А) Шпекин; б)Ляпкин – Тяпкин; в)Сквозник-Дмухановский.

16. Знакомство с каким писателем хвастался Хлестаков? А) с Гоголем; б) Пушкиным; в)Лермонтовым.

17. Кто из героев комедии Гоголя «Ревизор» говорил о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная».

а) Бобчинский; б) Хлестаков в) городничий.

18. Почему герой рассказа «После бала» оставил службу?

А) по религиозным убеждениям; б) его потряс случай с избиваемым солдатом; в) их развел случай.

19. Кто сказал в комедии «Ревизор»: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? А) Городничий; б) Хлестаков; в) Земляника.

20. Какое произведение написал Горький? А) «Телеграмма»; б) «Песня о Соколе»; в) «Ася».

Вариант 2

1. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?

а) да, существенная; б)нет; в) в зависимости от жанра.

2. Идея произведения – это: а) то, что хотел сказать автор; б) нравственный урок; в)главная обобщающая мысль произведения.

3. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы? а) да; б) нет; в) однозначного ответа нет.

4. В каком жанре древнерусской литературы описывается жизнь и деяния людей, причисленных к лику святых: а) повесть; б) сказание; в)житие; г) летопись.

5. События «Капитанской дочки» происходят: а) в Белогорской крепости;

б) Оренбургской крепости; в) Белогорской крепости.

6 .Основная проблема «Капитанской дочки»: а) проблема любви; б) проблема чести, долга, милосердия, в) проблема роли народа в развитии общества.

7. Годы жизни: а)1798-1837; б)1801-1838; в)1799-1837; г)1799-1835.

8. Кто были герои калмыцкой сказки-аллегории, которую рассказал Пугачев Гриневу по дороге в крепость: а)Уж и Сокол; б)Орел и Ворон; в) Аист и Заяц.

9. От имени кого ведется повествование в повести «Капитанская дочка»:

10. Кто является «антигероем» Гринева? А)Швабрин; Б)Зурин; В)Иван Игнатьич;

11. Жанр произведения Лермонтова «Мцыри». а) повесть; б) стихотворение; в) поэма.

12. Какой эпиграф взял Гоголь в комедии «Ревизор»? а) «Береги честь смолоду»; б) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»; в) «Стрелялись мы…»

13 .Знакомством с каким писателем хвастался Хлестаков? а)С Гоголем; б) С Пушкиным;

в)С Лермонтовым.

14. Кто из героев комедии «Ревизор» сказал эти слова «Я, признаюся, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся».

а) Хлестаков, б) Земляника, в) Судья.

15. Каков основной композиционный прием в рассказе «После бала»?

а)контраст; б)преувеличение; в)сопоставление.

16. В каком городе Василию Теркину поставлен памятник? а)Ленинград; б)Смоленск;в)Киев

18. Из какого произведения эти слова: « Человек создан для счастья…»

а) «Ася»; б) «Песня о Соколе» в) «Парадокс».

19. Какое произведение написал? а) «Слепой музыкант»; б) «Телеграмма»;

в) «Алые паруса».

20. Из какого произведения эти строчки: «Кому память, кому слава, кому темная вода…»

а) «Телеграмма»; б) «Ася»; в) «Василий Теркин».

Ключи.

1 вариант.

1в, 2б, 3б, 4а, 5а, 6а, 7в, 8а, 9в, 10а,11б, 12в, 13а, 14б, 15в, 16б, 17б, 18б, 19а,20б.

2 вариант.

1а, 2в,3а, 4в, 5в, 6б, 7в, 8б, 9а, 10а, 11а, 12б, 13б, 14а, 15а, 16б, 17в, 18в, 19а, 20в.

Отдел образования Несвижского райисполкома

Учреждение образования

«Несвижская государственная белорусская гимназия»

Русская литература, 6 класс

Макарова Татьяна Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Несвиж, 2008

Тема урока: Нравственная стойкость героя рассказа (по рассказу В.Распутина «Уроки французского»)

Цель урока: попытаться раскрыть понятие « нравственная стойкость»;

показать проблему добра и зла в человеческих поступках;

развивать навыки анализа художественного произведения;

учить высказывать собственное мнение о нравственных

позициях литературных героев;

развивать творческое воображение и способности учащихся. Методы: аналитическое чтение, выразительное чтение, подробный и выборочный пересказ, слово учителя.

Технология: развитие навыков критического мышления через чтение и письмо.
Ход урока

1. Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы начали знакомство с добрым, умным и мудрым писателем - В.Распутиным и его героем из рассказа «Уроки французского».

Давайте ещё раз перечитаем слова, записанные на прошлом уроке, которые характеризуют творчество писателя в целом, определяют основные мотивы его творчества.

Вызов. Слово учителя

У вас сложилось уже первое собственное представление о герое. Мы отметили с вами, что герой и рассказчик - одно лицо. Какой он, этот герой, по вашему мнению? Хотелось бы вам подружиться с ним, если бы вы оказались в одном классе? Почему?

Высказывания учеников (Характеристики, данные учащимися, записываются на доске)

Я уважаю ваше мнение, и сегодня мне хотелось бы вместе с вами разобраться в некоторых поступках героя и вместе с вами определить основные черты характера главного героя, которые делают его столь привлекательным.

Мы будем вместе с вами ещё раз внимательно читать текст, постараемся его анализировать, пересказывать близко к тексту от имени главного героя и главное - думать: учиться анализировать, сопоставлять, делать выводы. Часть урока мы посвятим проверке домашнего задания, которое вы выполняли в группах.

Свои наблюдения, черты характера героя мы будем записывать на доске и тетради.

Что говорит о себе, о своей семье, о жизни деревни сам герой. Как он относится к ученью и как это его характеризует?

Словарная работа. Облигации - это ценные бумаги, которые выдавались людям в годы войны и после неё в счёт заработной платы. «Живые» деньги шли на дело обороны, для фронта.

В семье не было денег. «Откуда им взяться?»- говорит автор. Колхозникам не платили денег; за отработанные смены (« трудодни») им ставили «палочки» в учётные книги, а затем по этим «палочкам» выдавали муку, картошку и т.д.

Почему так рано,- в одиннадцать лет, началась самостоятельная жизнь писателя? (В первые послевоенные неустроенные голодные годы людям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности.В деревне, где жила семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр.

2. Смысловая стадия

Работа в группах по заранее подготовленным заданиям

Ученики из каждой группы выходят к доске и записывают основные черты характера главного героя.

Учитель. Итак, герой оказался в совершенно новой обстановке. Как же он чувствовал себя в городе? (См. карточку 1-й группы)

Что говорит об этом сам герой? (Пересказ со слов «Учился я и тут хорошо...»

Но это было в школе, что же происходило, когда он оставался один? (Выразительное чтение отрывка со слов «Но едва я оставался один...») Какой стилистический приём использует автор для передачи внутреннего состояния героя? (Повторы, синонимы, восходящую градацию).

Очень скоро возникло новое, очень серьёзное испытание. Мальчик обнаружил, что еда, которую ему присылает мать, куда-то исчезает. Давайте найдём в тексте описание этого момента, прочитаем его и выскажем своё мнение по поводу происходящего.

(Первая группа делает свой вывод.)

Непривычными оказались трудности с французским языком. Тяжело было переносить голод. Ещё тяжелее было осознавать, что кто-то ворует еду, которую посылает мать.Но самым страшным оказалась тоска по дому. Герою надо было быть мужественным, настойчивым, терпеливым, чтобы переносить все эти испытания. Мальчик предельно честен, сама мысль выслеживать, выяснять, подозревать вызывает у него неприятие. Испытания развили в мальчике чувство ответственности и бережное

отношение к матери.


1-я группа

1. С какими трудностями пришлось самостоятельной жизни в городе? (

столкнуться герою на первых порах с. 68-70) Как это его характеризует?

(Какие черты характера проявились сформулировать и записать).

в борьбе

с этими трудностями,

-(Подготовить подробный пересказ со слов «Учился я и тут хорошо. Что

мне оставалось? - с.68;

-(С. 69 - со слов «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска... до

слов «Я опомнился и убежал» ~ подготовить выразительное чтение отрывка.

Какой стилистический приём использует автор для иллюстрации

внутреннего состояния героя?) (Повторы используются как средство

выразительности для усиления впечатления)

- Воровство. Отношение героя к происходящему. Как это его характеризует?

Учитель Голод... Голод и одиночество,которое ещё больше усиливало чувство голода. Сравните: голод в деревне и голод в городе. Где он ощущался в большей степени и почему?

Первая игра на деньги. Почему мальчик стал играть? (Мальчик стал играть в «чику», потому что появилась реальная возможность выиграть столь необходимые ему деньги на кружку молока. Кроме всего, он сначала не понял нечестный характер игры, было стремление проявить ловкость)

Почему мальчик-рассказчик так быстро разобрался в тонкостях игры и стал выигрывать? (У героя была уже некоторая практика игры, он был ловок и настойчив. )

Ловкость, настойчивость -записать на доске.

Словарная работа: Азарт -сильное возбуждение, задор, увлечение (Работать с азартом)

Азартные игры -игры, в которых выигрыш зависит от случая.) (Героя нельзя считать азартным человеком, т.к. он полагается на собственное мастерство, а не на случай и всегда выигрывает ровно столько, чтобы хватило на кружку молока.)

Найдите эпизод в тексте, который начинается словами «Однажды ещё в сентябре...» (с. 71), описание полянки, где играли в « чику» и описание той же полянки на с. 77. Определите её смысловую нагрузку. (В первом отрывке - «Федька повёл меня за огороды...» полянка представляется «чистой и ровной», путь к ней зарос « крапивой, уже чёрной, с отвисшими ядовитыми гроздями семян». Это тревожное предсказание неприятностей, которое скоро последует. Во втором отрывке - «За мной кинулся было Птаха...» герой смотрит на полянку, с которой его изгнали, обманув и избив, уже другими глазами. Предсказания сбылись: «чёрная крапива», «жёсткая сухая трава» - и горькая обида: «Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня»

2-я группа


1.Сравните: голод в деревне и в городе. Почему голод в городе ощущался сильнее?(С. 70)

2. Первая игра на деньги. Почему мальчик стал играть?(с.71-77).

Вопрос учителя: Какое качество мы можем добавить к характеристике героя? (Стойкость, умение правильно оценивать ситуацию, не поддаваться общему азарту).

3.Найдите в эпизоде, который начинается словами «Однажды ещё в сентябре...» (с.71), описание полянки, где играли в «чику» (с.77), определите её смысловую нагрузку

4. Почему мальчик-рассказчик так быстро разобрался в тонкостях игры и стал выигрывать? (стр.71- со слов «Разобраться в игре ничего не стоило...»

до слов « Так что кой-какая сноровка у меня была.»-- с. 72, с.73 со слов « По вечерам, когда все расходились, я снова возвращался сюда.» до конца абзаца.

Учитель « Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня». Так чувствует себя герой после того, как его избили Владик и Птаха. Почему же они это сделали? В ответе на вопрос используйте выборочный пересказ текста со слов» теперь у меня появились деньги...» до слов «... шайба, как намагниченная, летела на деньги...»

- Выразительно прочитаете текст со слов «Откуда мне было знать...» до слов «... пришлось постигнуть на собственной шкуре». Как вы понимаете высказанную автором мысль?

Кто начал драку? Выскажите своё отношение к ней. Какими в этой расправе выглядят Вадик и Птаха? На чём держатся их отношения? Выразительное чтение текста со слов «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха...» до слов «

Горько, навзрыд заплакал». (Мальчика сначала подло ударили сзади, потом ударил Птаха, опять сзади. Мальчишки, которые избивали героя, были старше и сильнее. Особенно отвратителен третий, который изображён как зверёныш). Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит в отчаянии: «Перевернул!», отстаивая справедливость. « Всё у меня как-то затвердело и сомкнулось в обиде», - пишет рассказчик.

Стойкость - запись на доске.

3-я группа


- Почему Владик и Птаха избили героя? Кто начал драку? Выскажите своё

отношение к ней. Какими в этой расправе выглядят Вадик и Птаха? На чём

держатся их отношения? Как ведёт себя герой в драке и после неё?

(Подготовить выборочный пересказ текста со слов «Теперь у меня

появились деньги...»,с. 74 , до слов «... шайба, как намагниченная, летела

точно на деньги...», с. 75.

- Подготовить выразительное чтение текста со слов «Откуда мне было

знать...» до слов «... пришлось постигнуть на собственной шкуре. »,

С.75. Со слов « Первым, опять сзади, меня ударил Птаха.», с.76 до слов

«...горько, навзрыд заплакал.», с. 77

Физкультминутка

Учитель Утром героя ждало новое испытание. Какое? Какие черты характера проявились в нём?

Самолюбие, гордость, страх не оправдать надежды матери и односельчан.

4-я группа

Подготовить выборочный пересказ текста со слов « Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало...» до слов «... но так домой ехать нельзя», С.78- 80. Какие черты характера главного героя проявляются в этом эпизоде?

Учитель Сейчас давайте прочитаем те качества, которые мы с вами определили как главные в характере героя .(Ребята читают сделанные надписи).

Все перечисленные нами качества и называются нравственной стойкостью. Словарная работа

Нравственность -Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

Стойкий - прочный, неослабевающий.

3. Рефлексия

Обозначьте для себя те качества, которые бы вам хотелось в себе воспитать или, может быть, они у вас уже есть. (Ребята выполняют задание и по желанию зачитывают его)

4. Д/з Общее задание: стр. 96 - 97 вопросы 4, 6-8.

По выбору: нарисовать иллюстрации к рассказу или написать мини-сочинение « Каким должен быть настоящий учитель»

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» И. Бунин очень ярко и детально изображает мир роскоши и достатка, мир богатых людей, которые могут все себе позволить. Один из них - господин из Сан-Франциско - является главным героем. В его поступках, облике, ма­нере поведения автор показывает пороки «золотого» круга, к которо­му принадлежит персонаж. Но самая яркая особенность, сразу же бросающаяся в глаза при чтении, состоит в том, что нигде в рассказе не упоминается имя героя и не изображается его внутренний мир.

Кто же такой, этот господин из Сан-Франциско? В первых же строках автор пишет, что «имени его ни в Неаполе, ни на Капри не запомнил никто».

Казалось бы, главное действующее лицо, вокруг него и развора­чиваются основные события произведения, и вдруг не упоминается даже имя героя. Сразу очевидно, что писатель пренебрежительно от­носится к персонажу. Очень подробно описаны внешность и поступки господина: смокинг, белье и даже крупные золотые зубы. Деталям описания внешности уделяется большое внимание. Герой представлен солидным, респектабельным, обеспеченным человеком, который в со­стоянии купить все, что пожелает. В рассказе показывается, как герой посещает памятники культуры, но он равнодушен ко всему, искусство его не интересует. Автор сознательно в деталях описывает, как герои едят, пьют, одеваются, разговаривают. Бунин смеется над этой «ис­кусственной» жизнью.

Почему же, уделяя большое внимание внешности и поступкам, писатель не показывает внутренний мир, психологию героя? Это все оттого, что у господина из Сан-Франциско просто нет внутреннего мира, души. Всю свою жизнь он посвятил наживанию состояния, соз­данию капитала. Герой работал в поте лица и никак не обогащал себя духовно. А к зрелости, нажив состояние, он не знает, чем себя занять, потому что бездуховен. Его жизнь расписана по часам, в ней нет мес­та культуре, душе. Внутренний мир героя пуст и нуждается лишь во внешних впечатлениях. У господина из Сан-Франциско отсутствует какая-либо цель в жизни. Вся задача его существования сводится к удовлетворению физиологических потребностей в сне, пище, одежде. Герой даже не пытается что-либо изменить. А его смерть проходит для всех незаметно, только жена и дочь жалеют его. И возвращение домой в ящике в багажном отделении ярко говорит о его месте среди людей.

И Бунин в рассказе показывает полное отвращение и презрение к таким людям. Он высмеивает их размеренную, расписанную по мину­там жизнь, обличает их пороки, изображает пустоту внутреннего ми­ра и отсутствие какой-либо духовности. Автор искренне надеется, что такие люди постепенно исчезнут вместе со своими недостатками, и в мире не останется «господ из Сан-Франциско».