Оперная певица екатерина семенчук. "я пела не только для британской королевской семьи"

Это жизнерадостное интервью Екатерины Семенчук дано вскоре после венчания принца Чарльза, когда девушка пела в церковном хоре . Обнаружено интервью в СПб@RU 2008 г.
Семенчук была незабываемой Дидоной в КИ "Троянцев" Берлиоза МТ-Гергиева в БЗК. Недавно она спела Эболи - в Зальцбурге . С Кауфманом, разумеется.
И по просвещенному мнению оперного обозревателя Лейлы Гучмазовой "Елизавета Валуа Анны Хартерос провоцировала обратиться к Дону Карлосу с репликой Онегина «я выбрал бы другую»" , - а именно принцессу Эболи=Семенчук)).
===
Интервью и фото под катом.
Екатерина Семенчук
sobaka14 марта, 2008 - http://sobaka.ru/magazine/portrety/3364

"В отличие от ледяного петербургского апреля, у Кати этот месяц выдался жарким. Гала-концерт Мариинского театра в Красноярске, Всероссийский конкурс имени Обуховой в Липецке (первая премия – кто бы сомневался!), выступление на свадьбе принца Чарлза, репетиции «Кармен» (сама она скромно избегает таких разговоров, но всем понятно, что спектакль ставят для нее), еще один гала, как говорит Катя, с «нашим любимым оркестром» и Валерием Гергиевым – на сей раз в Лос-Анджелесе. Диву даешься, вспоминая, что эта певица – одно из самых востребованных в мире меццо-сопрано – дебютировала лишь в январе 2000-го.

– С вашей нынешней карьерой не поздновато участвовать в конкурсах?

– Я же еще молодааая. А потом, Надежда Андреевна Обухова – одна из моих любимых меццо, и я с удовольствием поехала, тем более что конкурс проводился впервые. Лариса Гергиева представила на нем нас – четверых вокалистов из Академии молодых певцов.

– Сколько спектаклей в месяц вы можете спеть без ущерба для голоса?

– Зависит не от количества, а от характера музыки. Если петь вперемежку Верди, потом русских композиторов, потом Россини, голосу трудно быстро перестраиваться. Лучше, когда материал написан в близкой манере: скажем, после итальянской партии – французская.

– То есть в опере нельзя, как в балете, где Диана Вишнева только что в свой бенефис танцевала Петипа, а сразу за ним Форсайта?

– Ну, для бенефиса ведь берешь любимое, а на любимом просто отдыхаешь. Я могу в камерной программе поставить рядом классическую музыку и современную или петь подряд Третью песню Леля и вторую арию Далилы – и быть счастлива.

– Опять-таки о балете: считается (да так оно и есть), что настоящей артистической зрелости танцовщик достигает, лишь поработав с хореографом-современником, который сочиняет специально для него. Для вокалистов это справедливо?

– Конечно. Если композитор пишет для тебя, он знает твой голос, его возможности, диапазон, знает, что тебе ближе – лирика или драматизм. Здорово, когда получается такой союз. Вот сейчас Александр Смелков написал для меня цикл на стихи Цветаевой. Несколько вещей из него я уже пела в сольных концертах в прошлом году, но никак не доведется исполнить весь цикл целиком, а очень хотелось бы. У Смелкова такой красивый музыкальный язык!

– Слушая записи наших старых певцов, поражаешься их дикции. Сейчас такой нет – почему? Школа утрачена или стали петь на всех языках и от этого замутился русский?

– Могу говорить только о себе. Для меня наоборот: чем больше языков, тем лучше. Я, когда начинала петь по-французски, первым делом освоила фонетику, все эти дифтонги, трифтонги, и сейчас стараюсь, чтобы дикция была предельно четкой. Если в зале кто-то знает французский, хочу, чтобы он чувствовал: я понимаю то, что произношу. Вообще все идет от понимания: когда слова – не просто ноты, но имеют для тебя конкретный точный смысл, то и слушатели эти слова поймут.

– Сейчас миллиард телезрителей смотрел, как вы участвовали в церемонии бракосочетания принца Чарлза. Как вы там оказались?

– В 2003 году Мариинский театр в Виндзоре давал вечер русской духовной музыки в память королевы-матери.

– И принцу запало в душу?

– Все-таки корни, наверное, дают себя знать. А сейчас он высказал пожелание, чтобы исполнили «Символ веры» из Литургии Иоанна Златоуста Гречанинова. Я немножко запаниковала, потому что времени оставалось мало, а я никогда в таком стиле не пела. Друзья мне доставали ноты, записи, объясняли все про церковную музыку: какие ударения делать, какие паузы. И я прямо в Липецке учила эту вещь. А когда уже репетировала с хором Saint George Chapel, очень волновалась – ведь это молитва. Для церковных певчих естественно молиться в пении. А ято пою светские произведения на сцене, это совсем другое, и я переживала, удастся ли открыть сердце людям, без театрального лицедейства, понимаете? Но когда начала петь, пошло само собой: возникла новая динамика, новые смысловые акценты, даже голос сделался другим. Мне было хорошо, очень хорошо. Когда все кончилось, телефон буквально раскалился от SMS: оказалось, что столько людей обо мне помнят. И муж – он флейтист нашего оркестра – смотрел трансляцию в полшестого утра в Сан-Франциско на гастролях. А вообще эта часовня Святого Георгия в Виндзоре поразительна. Она разделена на две части, и та, которая ближе к алтарю, – деревянная: гербы, рыцарские шлемы, мечи. И могилы королей, разных великих людей, громадные витражи – прямо не веришь, что это происходит с тобой. Входит королевская семья, затем королева, все встают, архиепископ Кентерберийский благословляет… Безумно красивая церемония! Потом reception, огромное количество людей и цветов, так что голова кружится от аромата, гербы принца Уэльского из нарциссов... У меня была дивная шляпка – так положено по этикету. После этой свадьбы я пошла и накупила кучу шляпок с вуальками.

– Весь гонорар потратили?

– Что вы, никакого гонорара не было, ведь это был музыкальный подарок Мариинского театра и маэстро Гергиева.

– Сейчас нет оперных див типа Каллас, с их недосягаемостью, причудами, капризами. Как вам кажется, это потому, что весь мир, в том числе искусство, демократизировался, или они просто не рождаются?

– Дивой надо быть на сцене: здорово петь, шикарно выглядеть, получить удовольствие. И чтобы коллеги тебя уважали, любили, чтобы им нравилось с тобой работать. И никого не обидеть. А быть дивой вне сцены… Мне, например, это не нужно.

Хорошее дело "культурой" не назовут, а формулировки более отпугивающей чем "праздничный концерт телеканала Культура" я бы нарочно не придумал, и до последнего не собирался идти, к тому же заболел, но важное дело в консерватории заставило, и приглашение организовали - пришел, а программа по набору номеров оказалась против ожидания не такой уж плохой, не более попсовой, чем обычные, "будничные" и "бескультурные". С исполнением сложнее.

Юлия Лежнева удивительная певица все-таки: насколько она хороша в барочном репертуаре (здесь была тоже не слишком хороша - но так или иначе лучше всех...), настолько вызывает недоумение в любом другом, а тут она пела и "другое". В первом отделении подряд - концертную арию Моцарта и арию "Ипполиты" из "Геркулеса" Вивальди: как будто две разные певицы, Моцарт - ну совсем мимо, а Вивальди, с оговорками - прилично, увлекательно, местами прям-таки классно. Во втором отделении шлягерная ария Удовольствия из "Триумфа времени и бесчувствия" вышла не то чтоб плохо, но неинтересно после Винса И у Богомолова - такая декоративная, "праздничная" штучка, елочная игрушечка получилась, опять же сопрано супротив контртенора... не, уже не катит (а крикливый ебанат все равно вопил: "Вы ангел!!"). Зато самый приятный момент вечера - лежневская ария Гризельды из "Гризельды" того же Генделя, эффектный номер, и со всеми барочными фиоритурами Лежнева справляется как мало кто.

Павел Петров - лауреат "Опералии", очень вроде бы статусного конкурса под патронажем Пласидо Доминго, несколько лет назад проводившегося и в Москве, но по тембру голоса, школе и замашкам Петрову прямой путь в "Романтику романса" с "Родиной моей, Белоруссией" на той же "Культуре", и дальше выше, медийнее - в жюри "Синей птицы", видимо. Петров спел арию Рудольфа из "Богемы" Пуччини, которого из-за кулис объявили как Джоакино (что для канала, открывшего культурному миру композитора ГУно, драматурга БОРмаше и множество новых имен, не "новости культуры"), и песню де Куртиса "Не плачь", все одним цветом, вернее, бесцветно; после антракта выходил с песенкой Герцога из "Риголетто" и "Рассветом" Леонкавалло - ну малость повеселее хотя бы.

Екатерина Семенчук превратилась в пародию на оперную, а где-то и на опереточную примадонну позапрошлого века - осторожно, следующая станция "Казарновская", конечная, просьба освободить вагон! Вроде и голос при ней, но слушать невозможно, каким-то трэшем отдают ее Лауретта, Далила, Кармен, Эболи, а уж Джудита!! а Перикола!!! Туфлями, правда, не разбрасывается - и на том спасибо, зато хохочет... вот кому (ну после Казарновской только) петь Мефистофеля в "Фауст-кантате" Шнитке следует! Но когда они с Лежневой под занавес первого отделения затянули "Баркаролу" Оффенбаха - в совершенно разной манере, Лежневой абсолютно чуждой... Ну как они рядом выглядят вдвоем, я уже не говорю - канал "Культура" покажет"... (Ирина Никитина с Дарьей Златопольской органичнее бы смотрелись, взявшись за ручки). Увенчала торжественное мероприятие дежурная "Застольная" из "Травиаты" - вот цирк: Лежнева, поющая Верди, пускай полторы фразы там у нее набралось - в принципе смертельный номер, а в трио с Петровым и хохочущей Семенчук да под БСО... - однажды Лебедь, Рак и Щука затеяли сыграть квартет! Не хватало для полноты культурных впечатлений разве что баритона - волгоградский поющий электромонтер из свежего выпуска "Новостей культуры" отлично вписался бы в ансамбль, на него только, если верить тележурналистам, и ходят меломаны Сталинграда в Царицынскую оперу!

БСО федосеевский - не худший из московских оркестров, но тут выступил средненько даже для аккомпанирующего коллектива; по счастью оркестровых номеров набралось два с половиной: увертюра к "Свадьбе Фигаро", антракт к 4-му действию "Кармен", и чтоб "культурный" народец смог от души, со всей, то есть, дури похлопать в ладоши "под управлением Федосеева" - эпизод из оперетты Легара "Ева". Потому как главная "фишка" вечера - конечно, публика: нагнали крокодилиц, в сравнении с которыми филармоническая клиентура просто "маленькие лебеди", и все с мобильниками, с планшетами, снимают со вспышками, Петрову умиляются ("симпатичный мальчик!") - одно слово, "Культура".

В составе труппы Мариинского Екатерина гастролировала по миру, вместе с Ларисой Абисаловной Гергиевой - руководителем академии - выступала с сольными концертами в Германии, Франции, Англии, Аргентине и, конечно, в Петербурге. Молодую певицу можно услышать 26 июня в Мариинском, она солирует в «Осуждении Фауста» Берлиоза. У Екатерины, кроме вокального, есть и ярко выраженный драматический дар, поэтому не только партии в операх, но и любой романс в ее исполнении - это целая история о жизни и любви, которая не оставляет равнодушным.

Второе рождение

- Как вы, девочка из Минска, стали солисткой Мариинского?

Музыкальную школу в Минске я закончила по классу аккордеона, но, конечно, пела в хоре. Занималась всегда с огромной охотой и отдачей, меня не надо было заставлять. Поступила в Белорусскую академию музыки к прекрасному педагогу Валентине Николаевне Рогович. И она, и я понимали, что нужно ехать туда, где больше возможностей для роста. Поэтому перевелась в Петербургскую консерваторию, в класс Евгении Станиславовны Гороховской. Как-то раз она сказала: «Катя, идем с тобой в Академию молодых певцов. Подготовим программу, прослушаешься». Так уж случилось, что прослушивание происходило в мой день рождения. Этот день все перевернул в жизни. Лариса Абисаловна во время моего пения улыбалась. Обстановка была дружеская, я сумела мобилизоваться и показать все, на что способна. Лариса Абисаловна сказала: «Приходи на мастер-класс, поработаем, подготовишься к поступлению». Мы работали, а потом пришлось сдавать экзамен, на который приехало огромное количество молодых певцов. Помню, как все томились на 4-м этаже у 313-го класса, который вокалисты не любят. Экзамен - очень серьезное испытание: ты должен показать свой вокальный диапазон, артистические данные - то, что ты можешь быть раскован, без зажимов, истерик. Нужно хорошо выглядеть - и лицом и фигурой, быть обходительным, с хорошими манерами. Мне повезло - приняли.

- Помните первый выход на сцену?

В один прекрасный день зазвонил телефон, и мне сказали, что через час, или даже полчаса - уж точно не помню, но цифра была названа запредельная - мне нужно быть в Эрмитажном театре и петь Далилу на гала-концерте академии. А я тогда жила за городом. И я успела, хотя как домчалась, не помню! Даже Лариса Абисаловна недавно вспоминала: «Ты тогда на вертолете прилетела?»

Успех определяется благодарностью

- Что для вас самое ценное в академии?

То, что здесь занимаются нашей судьбой, и не только вокальной. Я воспринимаю академию как семью, мы ведь проводим в театре весь день, и очень между собой дружим.

Ну а если говорить о выступлениях, часто мне выпадает честь, что концертмейстером является Лариса Абисаловна. Она настолько сильная личность, что даже если у тебя нет настроения, или же в силу возраста ты не понимаешь какие-то вещи и стоишь опустошенной - она садится за рояль, и инструмент начинает так дышать и петь, сама она настолько вдохновенна, что невольно и у тебя набираются эмоции, вдыхаешь - и… выдыхаешь только с последней нотой. Когда с концертмейстером есть контакт, возникает ощущение полета, чувство, что ты можешь все.

Для меня всегда важно нести образ, раскрыть его. Интересно, что, когда пою, вижу всех в зале, особенно на концерте: кто как реагирует, кто куда смотрит. Непосредственный контакт должен быть со зрителем, есть вещи, которые нужно петь, глядя в глаза, только тогда получается.

А еще хочу сказать, что человек должен быть благодарным. Артист не должен забывать о наставниках, когда к нему приходит успех.

Посаженная мать

С моим мужем нас познакомила Лариса Абисаловна. Однажды мы сидели в буфете, и в антракте зашли артисты оркестра. Лариса Абисаловна обернулась ко мне, улыбается: «Сейчас я познакомлю тебя с молодым человеком». - «Нет, что вы, не надо, пожалуйста». Но она подозвала одного из музыкантов и представила: «Вот наши девочки, а это Катя Семенчук». Молодой человек выглядел настолько серьезным, что поначалу я даже испугалась, хотя сама тоже очень серьезная. С месяц, а то и больше, мы разговаривали на «вы». Лариса Абисаловна на нашей свадьбе была посаженной матерью.

- Как на семейной жизни сказывается работа театра?

У нас даже медового месяца не получилось: в декабре была свадьба, а в январе была постановка «Войны и мира» в «Метрополитен-Опера», и я уехала петь. Отдыхаем мы отдельно, потому что во время моих передышек у него свои гастроли, а когда у него передышка - у меня уже работа началась. Бывает, видимся за месяц несколько дней, а то и часов. Даже это краткое время делает нас счастливыми.

Интересы у нас близкие, и у меня, и у него на первом месте в жизни - профессия.

Российская оперная певица, солистка Мариинского театра.

Екатерина Семенчук. Биография

Екатерина Семенчук родилась в 1977 году в Минске в семье военного врача-хирурга. С 4 лет жила с родителями в ГДР, в Крампнице. Затем отца отправили служить в Афганистан, и Екатерина переехала в Минск, к бабушке, трудившейся врачом, и дедушке, который был баскетбольным арбитром всесоюзной категории, отдавшим спорту всю жизнь. Именно дед научил будущую оперную звезду танцевать танго и вальс, привил любовь к романсу. Под его влиянием юная Катя пошла у читься игре на аккордеоне в музыкальную школу.

С детства она всегда хотела петь и попала в хор при музшколе, руководительница которого, Наталья Агарова , позже посоветовала ученице попробоваться как оперной певице - пойти в консерваторию и прослушаться у профессора Сергея Осколкова, преподававшего в Белорусской академии музыки. Туда Семенчук в итоге и поступила.

В 1997 году она окончательно перебралась в Петербург и перевелась в местную госконсерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова, в класс Евгении Гороховской. Педагог через два года буквально за руку привела Екатерину в Мариинский театр, где та дебютировала в партии Леля в «Снегурочке».

В Академии молодых певцов Мариинки певица с 1999 года. За ее плечами не одна победа на международных конкурсах. В Мариинском театре - с 2007 года. Там у Семенчук множество партий.

Вместе с Мариинским театром она объездила весь мир. Именно Екатерина выступила в 2005 году на свадьбе принца Чарльза Уэльского и Камиллы Паркер-Боулз : на церемонии церковного благословения молодоженов в часовне святого Георга Виндзорского замка российская певица исполнила православный «Символ веры» на музыку Александра Гречанинова в сопровождении тамошнего хора. Это одно из любимых музыкальных произведений принца, в 2003-м оно звучало по его просьбе в той же часовне в исполнении хора Мариинского театра на вечере в память усопшей королевы-матери.

К слову, в Британии Екатерина Семенчук пользуется особой популярностью, особенно после того, как в 2001-м стала финалисткой Всемирного конкурса певцов в уэльском Кардиффе. Принц Чарльз имел возможность оценить мастерство Екатерины и на лондонской премьере знаменитой постановки «Война и мир» во время гастролей Мариинки в Лондоне (2001), где Екатерина исполняла партию Сони.

Драматическое мастерство и выдающиеся вокальные данные прочно утвердили за меццо-сопрано Екатериной Семенчук репутацию звезды мировой оперной сцены. Ведущая солистка Мариинки широко востребована на международной оперной сцене, выступает в самых прославленных театрах, в том числе Ла Скала, Ковент-Гардене, Метрополитен-опере, Римской Опере, Королевском театре Сан-Карло, Королевском театре Мадрида (Театро Реал).

Семенчук сотрудничает с такими дирижерами, как Валерий Гергиев , Зубин Мета , Антонио Паппано , Джанандреа Нозеда , Михаил и Владимир Юровские , др. Выступает в рамках ведущих международных шоу, таких как «Звезды белых ночей», Пасхальный фестиваль, Эдинбургский фестиваль, фестивали в Баден-Бадене, Тэнглвуде (США), Стрезе (Италия), Равинии (США), Цинциннати (США), Вербье (Швейцария), др.

Екатерина Семенчук: Важно, чтобы все участники постановки работали ради одной цели: певцы, оркестр, дирижер, техники, гримеры, костюмеры - все. К счастью, вокруг много коллег из разных стран, вместе с которыми ты разви­ваешься, слышишь их и в Мариинском театре, и в Венской опере, и в Метро­политен… А если ты в чем-то не уверен, сомневаешься, коллеги привносят столько энергии, что тут же все получается. Яркий тому пример - Аня Нетребко . С ней у нас всё как-то совпадает и по-человечески, и по-музыкантски...

Екатерина Семенчук. Репертуар

  • Лаура - «Каменный гость»
  • Марина Мнишек - «Борис Годунов»
  • Кончаковна -«Князь Игорь»
  • Ганна - «Майская ночь»
  • Лель - «Снегурочка»
  • отрок - «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
  • Ольга - «Евгений Онегин»
  • Полина и Миловзор - «Пиковая дама»
  • Бланш - «Игрок»
  • Соня - «Война и мир»
  • Антонио - «Клеопатра»
  • Фенена - «Набукко»
  • Маддалена - «Риголетто»
  • Прециозилла - «Сила судьбы»
  • Кармен - «Кармен»
  • Муза и Никлаус - «Сказки Гофмана»
  • Маргарита - «Осуждение Фауста»
  • Дидона - «Троянцы»
  • Аннио - «Милосердие Тита»
  • Шарлотта - «Вертер»
  • Асканио - «Бенвенуто Челлини»),
  • меццо-сопрановые партии: Stabat Mater Перголези, Missa Solemnis Бетховена, «Реквиеме» Моцарта, «Реквиеме» Верди, кантата «Смерть Клеопатры», драматическая симфония «Ромео и Джульетта» Берлиоза, симфонии № 2 и 3 Малера, кантата «Александр Невский» Прокофьева, «Пульчинелла» Стравинского, концерт для ударных, меццо-сопрано и симфонического оркестра «Час души» Губайдуллиной;
  • вокальные циклы: «Песни и пляски смерти» Мусоргского, «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича, «Песни об умерших детях» Малера и «Летние ночи» Берлиоза.

Екатерина Семенчук. Дискография

«Русский Альбом» (Harmonia Mundi)
«Царь Эдип» Стравинского (Лейбл Мариинский)
Глориа, Магнификат Сарти (Sony Classical)
«Дон Карлос» (ORF, Salzburg Festival)
«Аида» (RAI 5, San Carlo)
«Трубадур» (RAI 5, La Scala)