Описание дома троекурова и дубровского. Троекуров и Дубровский: сравнительная характеристика героев

Дом Троекурова располагается в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, 6 линия, 13. Поразительно, как хорошо сохранился до нашего времени этот старинный Троекуровский особняк – уникальный образец каменных построек петровской эпохи, своего рода первый типовой «образцовый» петербургский проект. Именно такими типовыми домами «для именитых» владельцев и был застроен Петербург в середине XVIII века.

Согласно историческим сведениям, государь Петр I издал указ, по которому застройка Петербурга строго регламентировалась социальным и материальным положением каждого жителя города, имеющего возможность возвести частное жилое строение. Новый дом должен был строиться по одному из настоятельно рекомендуемых «образцовых проектов», которых было всего три: для «именитых», для «зажиточных» и для «подлых».

По мнению историков и экспертов, Троекуровский дом – это второе каменное строение Санкт-Петербурга после Меншиковского дворца. Этот особняк был выстроен в 30-х годах ХVIII века для купца Алексея Троекурова, служившего стольником Петра I, первым архитектором той эпохи Доменико Трезини. Дом отмечен памятной доской как памятник архитектуры, построенный в 1720-1730 годах по “образцовому проекту”. Дом Троекурова – образец раннего петровского барокко, еще не обросшего вычурными формами и украшениями.

Дом изначально строился двухэтажным, но первый этаж «ушёл» в землю и сейчас это скорее полуподвал, где сегодня размещается кафе-бар “У Троекурова”. Особняк Троекурова сам по себе небольшой, но очень уютный, двухцветный (жёлто-белый), расположенный рядом с Трёхсвятительским храмом. По фасаду дома компактно расположены девять мелко расстеклованных окон с рельефным фигурным обрамлением, разделенных неглубокими филенками. Мезонин, завершающий центральную часть здания дома, прекрасно передаёт характерные для начала века архитектурные веяния и придаёт дому характер некой парадности. Центральную часть и углы дома архитектор подчеркнул рустованными лопатками, придающими дополнительный парадный штрих к общему впечатлению, производимому домом.

После смерти Троекурова дом перешёл к его вдове и дочери. Впоследствии дом многократно перепродавался и в 1808 году был выкуплен городскими властями "для жительства вице-губернатора". Во второй половине XIX века дом был передан Министерству Финансов, а затем снова продан частным владельцам. За свою почти трехсотлетнюю историю дом Троекурова повидал множество владельцев: это и графиня Салтыкова, и статс-советник Курбатов, и принц Штерке, и даже дети, воспитанники привилегированного приюта. В послереволюционное время в доме были устроены коммунальные квартиры.

В 1968 году в преддверии международной выставки дом Троекурова решено было отдать под снос. Однако, благодаря группе энтузиастов (архитекторы В.А. Бутми, М.В. Йогансен, историк И.А. Бартенев, преподаватели и студенты Художественной академии) здание было сохранено. В 1969 году группа реставраторов под руководством И.А. Бартенева и М.В. Йогансена в доме Троекурова провела реставрационные работы, благодаря которым облик фасада приблизился к первоначальному облику здания.

Сейчас в нем находится трехзвездочная гостиница с паркингом на пятьдесят автомобилей. Гостиница всё больше и больше обретает популярность, в том числе и потому, что располагается в одном из первых каменных зданий Петербурга. Фасад дома сохранен в первоначальном виде, зато полезную площадь здания смогли увеличить в несколько раз.

Собрание сочинений нашего любимого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина насчитывает более 10 томов. «Дубровский» - роман, известный нам со школьных лет. Широкий по своему охвату и глубокий по психологическому содержанию, он затрагивает душу каждого читателя. Главные герои романа - Троекуров и Дубровский. главных героев, а также основные события произведения изучим подробнее.

Русский барин

Действие в романе происходит в 19 веке. Он достаточно детально описан в произведениях многих классиков того времени. Как известно, в те времена существовало крепостное право. Крестьянами, или как еще их называли, душами, владели дворяне.

Русский барин, надменный Кирила Петрович Троекуров, был очень Перед ним трепетали не только подопечные крепостные, но и многие чиновники.

Образ жизни Троекурова оставлял желать лучшего: свои дни он проводил праздно, часто выпивал и страдал от обжорства.

Крестьяне трепетали перед ним, а он, в свою очередь, относился к ним довольно своенравно, выказывая свое полное над ними властвование.

Любимым развлечением Троекурова были издевательства и насмешки над животными и людьми. Достаточно вспомнить о медведе, который катал бочку с торчащими гвоздями и злился от боли. Это вызывало смех у барина. Или сцена с медведем, который был прикован на цепи в маленькой комнате. Каждый, кто входил в нее, подвергался нападениям бедного животного. Троекуров получал удовольствие от ярости мишки и человеческого страха.

Скромный дворянин

Троекуров и Дубровский, сравнительная характеристика которых будет рассмотрена нами подробно, - очень разные люди. Андрей Гаврилович - честный, доблестный, спокойный по характеру, он разительно отличался от своего товарища. Когда-то старший Дубровский и Троекуров были сослуживцами. Но карьерист Кирила Петрович, предав свою честь, встал на сторону нового царя, чем и заработал себе высокий чин. Андрей Гаврилович, оставшийся преданный своему правителю, закончил службу скромным поручиком. Но тем не менее отношения Троекурова и Дубровского были довольно дружными и взаимоуважительными. Они часто встречались, бывали друг у друга в имениях, вели беседы.

Оба героя имели схожие судьбы: начинали вместе службу, рано овдовели, имели на воспитании ребенка. Но жизнь развела их по разным сторонам.

Ссора

Ничто не предвещало беды. Но однажды отношения Троекурова и Дубровского дали трещину. Высказанная писарем Кирилы Петровича фраза очень обидела Андрея Гавриловича. Крепостной заявил, что холопы живут у Троекурова получше некоторых дворян. Имелся в виду, разумеется, скромный Дубровский.

Сразу после этого он уехал в свое имение. Кирила Петрович велел вернуть его, но Андрей Гаврилович ни в какую не захотел приехать обратно. Такая дерзость задела барина, и он решил во что бы то ни стало добиться своего.

Сравнение Дубровского и Троекурова будет неполным, если не описать, каким методом Кирила Петрович решил мстить своему товарищу.

Коварный замысел

Не имея никакого воздействия на Дубровского, Троекуров задумал страшное - отобрать у друга имение. Как же - тот посмел его ослушаться! Несомненно, это было очень жестоко по отношению к старому знакомому.

Были ли настоящими друзьями Троекуров и Дубровский? Сравнительная характеристика этих героев поможет в этом разобраться.

Кирила Петрович подкупал всех без разбора чиновников, подделывал бумаги. Дубровский, узнав о судебной тяжбе, оставался довольно спокойным, поскольку был уверен в абсолютной своей невиновности.

Шабашкин, нанятый Троекуровым, хлопотал по всем грязным делишкам, хотя и знал, что имение Кистеневка по полному законному праву принадлежит Дубровским. Но все повернулось иначе.

Сцена в суде

И вот настал тот волнительный час. Встретившись у здания суда, Троекуров и Дубровский (сравнительная оценка которым будет дана нами позднее) повели себя гордо и прошли в зал заседаний. Кирила Петрович ощущал себя очень вольготно. Он уже ощущал вкус победы. Дубровский, напротив, вел себя очень спокойно, стоял, прислонившись к стене, и совершенно не волновался.

Судья начал чтение длинного решения. Когда все было окончено, наступила тишина. Дубровский находился в полном недоумении. Сначала он некоторое время молчал, а после пришел в ярость, с силой оттолкнул секретаря, предложившего ему поставить подпись в бумагах. Он начал бредить, громко что-то кричать о псарях и собаках. Его с трудом усадили и увезли на санях домой.

Торжествующий Троекуров не ожидал такого поворота событий. Увидев бывшего товарища в ужасном состоянии, он расстроился и даже перестал торжествовать по поводу своей победы над ним.

Андрея Гавриловича увезли домой, где ему стало плохо. Под контролем врача он провел не один день.

Раскаяние

Сравнение Дубровского и Троекурова основывается на полном противопоставлении героев. Кирила Петрович, такой надменный и властный, и Андрей Гаврилович, добрый и честный человек, не смогли долго продолжать свое общение. Но все же после судебного заседания сердце Троекурова оттаяло. Он решил ехать к бывшему приятелю и поговорить.

Однако он и не подозревал, что к тому моменту в доме Дубровского-старшего уже находился Владимир, его сын.

Увидев в окне приехавшего Кирилу Петровича, шокированный Андрей Гаврилович не перенес этого и скоропостижно скончался.

Так и не смог Троекуров объяснить причину своего приезда, так и не смог покаяться перед другом за содеянное злодеяние.

И на этом роман меняет свой поворот: Владимир решает отомстить врагу за своего отца.

Появление Владимира

Стоит сказать несколько слов о личности этого молодого человека. Рано оставшись без матери, мальчик был на попечении отца. В двенадцать лет он был отправлен в кадетский корпус, а далее продолжал обучение военному делу в высшем заведении. Отец не жалел никаких средств на воспитание сына, хорошо его обеспечивал. Но юноша проводил свое время в кутежах и карточных играх, имел большие долги. Теперь, когда он остался совсем один, да еще и практически без жилья, он чувствует сильное одиночество. Ему пришлось быстро повзрослеть и круто изменить свою жизнь.

Троекуров и Дубровский Владимир становятся лютыми врагами. Сын продумывает план мести обидчику своего отца.

Когда имение было отобрано и перешло во владение Кирилы Петровича, Владимир остался без средств к существованию. Ему приходится стать разбойником, чтобы добывать себе средства на жизнь. Любимый своими крепостными, он смог собрать целую команду единомышленников. Они грабят богатых людей, но обходят имение Троекурова стороной. Тот, несомненно, думает, что юноша боится его, поэтому не идет к нему с разбоем.

Троекуров в романе «Дубровский» показал себя как человек самолюбивый, но при этом побаивается, что Владимир однажды придет к нему мстить.

Дубровский в доме Троекурова

Но не так прост оказался наш юный герой. Он неожиданно появляется в имении Кирилы Петровича. Но его там никто не знает - он много лет не был на родине. Поменявшись документами с учителем-французом и хорошо ему заплатив, Владимир представляется семье Троекуровых как преподаватель Дефорж. Он неплохо говорит по-французски, и никто не может заподозрить в нем Дубровского.

Возможно, молодому человеку удалось бы воплотить все свои замыслы, касающиеся мести, в жизнь, но ему мешает одно обстоятельство - любовь. Неожиданно для себя Владимир очарован Машей, дочерью своего врага Троекурова.

Эта влюбленность меняет жизни всех героев романа. Теперь Дубровский-младший совсем не хочет мести. Он отказывается от злых помыслов во имя любимой женщины. Но Маша еще не знает, кто такой на самом деле этот Дефорж.

Сам Троекуров стал уважать молодого француза, гордился его смелостью и скромностью. Но пришло время, и Владимир признается Маше в своих чувствах и в том, кем он является на самом деле. Девушка растерянна - отец ни за что не позволит быть им вместе.

Когда правду узнает Кирила Петрович, он решает вопрос кардинально - выдает дочь замуж за богатого князя Верейского вопреки ее желанию.

Владимир не успевает приехать в церковь во время венчания, и теперь она больше не его Машенька, а княгиня Верейская. Владимиру ничего не остается, кроме как далеко уехать. Кирила Петрович более чем доволен сложившейся ситуацией.

Заключение

Троекуров и Дубровский, сравнительная характеристика которых представлена нами во всех подробностях, являются абсолютно разными по типажу героями. Нельзя сказать, что Кирила Петрович был ужасным человеком - он все же раскаялся в своем гнусном поступке. Но жизнь не дала ему шансов быть прощенным.

И Андрей, и Владимир Дубровские - очень честолюбивые, Их уважают крепостные, и они, свою очередь, ничем их не притесняют. Однако Пушкин учит нас всех: никакие обстоятельства не должны доводить до крайних мер. Дружба - нечто большее, чем просто общение, и ею нужно уметь дорожить.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4

Г. Миллерово Ростовской области

Урок литературы в 6 классе

Подготовила: Учитель
русского языка и литературы
высшей категории
Дидковская Н.Е.

Тема урока: «Изображение русской усадьбы в романе А.С.Пушкина «Дубровский»»

Цели для учителя: Учебные:
    помочь учащимся получить представление об усадьбе как одном из ярчайших явлений жизни, истории, культуры; помочь установить, какое место занимает усадьба в жизни автора и в романе «Дубровский»; совершить экскурсию по пушкинским местам.
Развивающие:
    приобщать учащихся к истории, культуре XIX века, развивать способность выявлять в произведении конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление; развивать литературоведческие и коммуникативные компетенции учащихся, рефлексивные способности, речь.
Воспитательные:
    воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуре, любовь к родине, истокам, родовой памяти.
Технологии: информационно-коммуникативная, технология сотрудничества Методы и приемы:
    выявление восприятия, беседа, чтение, эвристические вопросы, лексическая работа, слово учителя, творческие задания, подготовка презентации, поиск фрагментов описания, рассматривание иллюстрации, анализ таблицы, сообщение учащихся (историка, языковедов, экскурсоводов), художественный пересказ, экскурсия.
Цели для учащихся: выяснить
    как устроена усадьба; какое место она занимает в жизни и творчестве автора? как изображена усадьба в романе «Дубровский», какую роль играет в произведении?

Ход урока.

    Выявление восприятия. Беседа.
Слайд №2 А.С. Пушкин «Дубровский»
    Ваши первые впечатления? Понравилось ли вам произведение? О чем оно? Какие герои вызвали ваши симпатии и антипатии? Почему? Удалось ли вам почувствовать историческую эпоху в произведении? Каким образом?
    Чтение эпиграфов к уроку. Определение темы.
Слайд №3Прочитаем эпиграфы к уроку. Будет именье – будет и уменье (старинная пословица) Империя Российская
Дворянскими усадьбами
Была полным – полна.
И жили там помещики,
Владельцы именитые,
Каких теперь уж нет!
(Н.А. Некрасов) Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси
(Н. Гумилев)
    Что объединяет эпиграфы? О чем будем говорить на уроке? Как вы думаете, что нас будет интересовать? (Подсказки детей)
    Определение целей урока учащимися. Проверка по слайду
Слайд №4
    Выяснить как устроена усадьба Какое место она занимала в творчестве автора Какую роль играет усадьба в романе «Дубровский»
    Лексическая работа
Учитель: Коль речь пойдет об усадьбе, давайте точно определим значение слов «усадьба», «имение». Сообщение ученицы-языковеда. Проверка по слайду Слайд №5 Определим значение слов: «усадьба» (от усаживать, усадить) – господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом, деревнями. Усада, усадь, усадище, усадьбище Имение (от иметь) – имущество, достаток, собственность, зажиточность, усадьба, земли, дома.
(Словарь В.И.Даля)
Учитель : Любопытно, что слово усадьба имеет большое количество синонимов. Слово языковеду, которая составила словарь синонимов. Подбор синонимов: усадьба, имение, поместье, подворье, двор, дворянское гнездо, вотчина Современные: дача, фазенда, коттедж, жилище
    Слово учителя:
Русская усадьба – одно из ярчайших явлений жизни, отечественной культуры, истории, уникальный мир эпохи.
Русская литература тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Именно там великие русские поэты, писатели уже в детстве погружались в атмосферу дворянского гнезда, получали представление о жизни помещиков, наблюдали быт, традиции семьи, становились хранителями родовой памяти.
Имена их неразделимы с названиями усадеб, где прошли их детство, часть жизни, где жили герои их произведений Слайд №6 А.С. Пушкин – Михайловское, Болдино, Захарово М.Ю.Лермонтов – Тарханы А.П.Чехов – Мелихово И.С. Тургенев – Спасское – Лутовиново Л.Н. Толстой – Ясная Поляна
    Как назывались усадьбы героев-помещиков в романе «Дубровский»?
Слайд№7 Установите соответствие Троекуров Дубровский Князь ВерейскийКистеневка Арабатово Покровское

Проверим по слайду…

Слайд№8

Троекуров Дубровский Князь ВерейскийПокровское Кистеневка Арабатово

    Слайдовая презентация. Исследование текста (фрагментов описаний усадьбы). Чтение текстов детьми.

Слайд №9
Дворянская усадьба XIX века

Слайд №10
Нам интересно:

    Что из себя представляет дворянская усадьба Какое значение имела усадьба в жизни русских дворян XIX века.

Слайд №11 Вступление Усадебная культура сложилась в России к середине 18 века, когда император Петр III издал указ в 1762 году об освобождении дворян от обязательной госслужбы. С тех пор дворяне могли или служить или удаляться в деревню. Помещики в силу своего достатка и образования преображали старые деревенские дома родителей, возводили в саду новые беседки и павильоны. Многое зависело от того, для чего усадьба предназначалась. Большинство использовалось для постоянного проживания. Другие служили хозяевам для увеселений.

Слайд №12 Как правило, усадьбу строили в живописном месте, часто на берегу реки или озера. Вспомним… (учащиеся называют Покровское) Покровское, Имение Троекуровых («Дубровский» гл.3) (поиск фрагмента- описания Покровского) «Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами: на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась земная кровля и бельведер каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня»Учащиеся называют Арбатово, имение князя Верейского. Поиск фрагментов описания Арбатова.

Слайд №13 Арбатово (гл.13) «Им (гостям) открылся прелестный вид, Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки. . За рекою тянулись холмы и поля.»

«Они пили кофей в беседке, на берегу широкого озера, усеянного островами»

«Они поехали по озеру, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединенную пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью» Слайд №14 Дом в Болдине. Иллюстрация . Слайд №15 Имение Братцево, 1810. Иллюстрация. Слайд №16 Центральное место в усадьбе занимал барский дом. Обычно от дороги к нему вела тенистая липовая аллея. Она подводила к нарядным воротам – въезду на территорию усадьбы. Перед домом устраивали окруженный оградой или колоннадой парадный двор. Дом богатого помещика походил на дворец. Например, … Учащиеся называют дом князя Верейского «Дубровский» (гл. 13) Усадьба Кусково, 1828. Иллюстрация. Усадьба Абрамцево. Иллюстрация.

Слайд №17 К барскому дому примыкали флигеля – одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы (кухни, кладовки) и комнаты прислуги. В отдалении от жилья располагались конюшни, скотные дворы, мастерские, погреба, псарни. «Новый деревенский дом» Титул книги Левшина В.А. «Всеобщее и полное домоводство» М., 1795 Иллюстрация Михайловское П.А. Александров, 1838. Иллюстрация. Слайд №18 В господском доме центральное место занимал парадный зал с колоннами. Он был отделан в белом и золотом тоне. Полы были выложены нарядным паркетом из ореха и дуба. Стены комнат драпировали штофом - шелковыми тканями с рисунками. Часто название гостиной было связано с цветом обивки ее стен: Малиновая, Пунцовая, Голубая комнаты. Учебная комната. Иллюстрация. Для интерьера дворянских домов характерна разнообразная мебель: мягкие кресла, диваны, шкафы, секретеры, столы, музыкальые инструменты и зеркала. Слайд №19 Обязательной принадлежностью дворянской усадьбы был парк. В первой половине XVIII века парки строились по типу Версаля – строгий порядок, симметрия в дорожках и клумбах. Такие парки получили название – регулярные. Регулярный парк разбивался на ровной местности перед домом. По всей видимости, такой парк был в … Учащиеся называют имение Троекурова («Дубровский» гл. 13) . Поиск фрагмента описания «старинный сад с стриженными аллеями, четвероугольным прудом и правильными аллеями…» Регулярный парк в имении Кусково. Иллюстрация. Слайд 20 В 70-е годы XVIII века регулярный французский парк в России сменился английским, пейзажным. Высшей эстетической ценностью была признана первозданная красота природы. Вместо прямых дорожек появились извилистые тропинки, упорядоченную посадку деревьев сменила свободная. Любителем английских садов в романе «Дубровский» был.. . Учащиеся называют князя Верейского. Вспомним описание его имения Арбатова («Дубровский» гл.13) Поиск фрагмента описания: « Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы…. Пространственный парк окружал дом со всех сторон…. За рекою тянулись холмы и луга». Вид помещичьего дома с садом, 1830 гг. Иллюстрация. Усадебный пейзаж, 1830. Иллюстрация. Слайд №21

Заключение.

Русская усадьба – это целая удивительная «страна в стране», особый материк, замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца в архитектуре дома, разбивке садов и парков, создание художественных, научных и иных коллекций. И, конечно, усадьба – это прежде всего мир детства русских дворян, который на всю жизнь оставил в памяти привольные луга, игры со сверстниками, наблюдения за живой природой.
    Учитель:
    Итак, мы выяснили, как устроена усадьба, как она изображена в романе «Дубровский». А теперь определим, какое место она занимала в жизни и творчестве автора. Рассмотрим таблицу.
Слайд №22

Материал для творчества

Свидетельство исторической эпохи

Родовая память

Место жизни и творчества

Творческая история произведения, прототипы героев

Предмет изображения

Место действия героев

Сообщение ученицы-историка. Творческая история произведения. Прототипы героев. Слайд №23 Усадебная жизнь

домочадцы

Крепостные крестьяне

дворовые

    Лексическая работа. Словарь эпохи. Слово языковеду. Сообщение ученицы.
Помещик, крепостные крестьяне, домочадцы, дворовые, псари, стремянной, отъезжик поля, генерал-аншиф, губерния Учитель: Соединение дворянского мира с деревенским формировало особый уклад усадебной жизни. Он включал в себя: Слайд №24 Уклад усадебной жизни
    Особенности быта Нравы Картины жизни Правили и порядки Взаимоотношения хозяев и их крестьян
Учитель: Назовите картины усадебной жизни в романе «Дубровский»Проверим по слайду: Слайд №25 Картины усадебной жизни в романе «Дубровский»
    На псарне Троекурова (гл.1) Охота (Гл.1) Праздника в доме Троекурова (гл.9) Прием у князя Верейского (гл.13)
    Художественный пересказ эпизодов учащимися:
    «На псарне у Троекурова»
    «Праздники в доме Троекурова»
10. Слайд № 26 Подведем итоги.
Описание усадеб и картины жизни их хозяев 1)является средством характеристики героев-помещиков;
2) позволяет воссоздать историческую эпоху, передать особенности русской жизни
XIX века. 11. Экскурсия по Пушкинским местам Слайд №27 Экскурсия по Пушкинским местам
    Михайловское Тригорское Петровское
Учитель: В роли экскурсоводов выступят …
Презентации учащихся. Учитель: Поэтическое описание усадебной жизни дано Пушкиным в стихотворении «Деревня», фрагменты которого вы учили дома наизусть. Послушаем! Выразительное чтение наизусть. Слайд №28 Информационные ресурсы
    Мир русской усадьбы. Москва, 1995
    Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы, М. 1999
    Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы Щукин В.Г. Миф дворянского гнезда. Презентация «Дворянская усадьба 19 века.
12. Далее учитель выставляет оценки. 13. Домашнее задание:
Подготовить рассказ о Троекурове и Дубровском.