Описание героев древней греции. Древние греческие герои

Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых,- Деву – Гестию, Деметру и златообутую Геру, Славного мощью Аида, который живет под землею, И промыслителя – Зевса, отца и бессмертных, и смертных, Громы которого в трепет приводят широкую землю. Гесиод «Теогония»

Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.

При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).

Однако позднее боги становятся антропоморфными , то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, за­висть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смерт­ными и даже вступали с ними нередко в лю­бовные от­ноше­ния, чтобы поро­дить на земле це­лое племя героев.

Существует 2 вида древнегреческой мифологии:

  1. космогоническая (космогония – происхождение мира) – заканчивается рождением Крона
  2. теогоническая (теогония – происхождение богов и божеств)


Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:

  1. доолимпийский – это в основном мифология космогоническая. Этот этап начинается с представления древних греков о том, что все произошло из Хаоса, а заканчивается убийством Крона и разделом мира между богами.
  2. олимпийский (ранняя классика) – Зевс становится верховным божеством и со свитой из 12 богов поселяется на Олимпе.
  3. поздний героизм – от богов и смертных рождаются герои, которые помогают богам в установлении порядка и в уничтожении чудовищ.

На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.

В Древней Греции было две основные группы богов:

  1. титаны ‐ боги второго поколения (шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея)
  2. олимпийские боги ‐ олимпийцы ‐ боги третьего поколения. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи ‐ Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса (бога времени).

В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos ) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.

В переводе с древнегреческого языка слово пантеон означает «все боги». Греки

делили божеств на три группы:

  • Пантеон (великие олимпийские боги)
  • Низшие божества
  • Чудовища

Особое место в греческой мифологии занимали герои. Самые известные из них:

v Одиссей

Верховные боги Олимпа

Греческие боги

Функции

Римские боги

бог грома и молнии, неба и погоды, закона и судьбы, атрибуты – молния (трехзубчатые вилы с зазубринами), скипетр, орел или колесница, запряженная орлами

богиня брака и семьи, богиня неба и звездных небес, атрибуты - диадема (корона), лотос, лев, кукушка или ястреб, павлин (два павлина везли её повозку)

Афродита

«пенорожденная», богиня любви и красоты, ей не были подвластны Афина, Артемида и Гестия, атрибуты – роза, яблоко, раковина, зеркало, лилия, фиалка, пояс и золотая чаша, дарующая вечную молодость, свита – воробьи, голуби, дельфин, спутники – Эрот, хариты, нимфы, оры.

бог подземного царства мертвых, «щедрый» и «гостеприимный», атрибут – волшебная шапка-невидимка и трехголовый пес Цербер

бог коварной войны, военных разрушений и убийств, его сопровождали богиня раздора Эрида и богиня неистовой войны Энио, атрибуты – собаки, факел и копье, в колеснице было 4 коня – Шум, Ужас, Блеск и Пламя

бог огня и кузнечного дела, некрасивый и хромой на обе ноги, атрибут – кузнечный молот

богиня мудрости, ремесел и искусства, богиня справедливой войны и военной стратегии, покровительница героев, «совоокая», использовала мужские атрибуты (шлем, щит – эгида из шкуры козы амалфеи, украшенный головой Медузы Горгоны, копье, олива, сова и змея), являлась в сопровождении Ники

бог изобретательства, воровства, плутовства, торговли и красноречия, покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, изобрел меры, числа, обучал людей, атрибуты – крылатый жезл и крылатые сандалии

Меркурий

Посейдон

бог морей и всех водоемов, наводнения, засухи и землетрясения, покровитель мореплавателей, атрибут – трезубец, который вызывает бури, разбивает скалы, выбивает источники, священные животные – бык, дельфин, конь, священное дерево – сосна

Артемида

богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, позднее – богиня Луны, покровительница лесов и диких животных, вечно юная, её сопровождают нимфы, атрибуты – охотничий лук и стрелы, священные животные – лань и медведица

Аполлон (Феб), Кифаред

«златокудрый», «сребролукий», бог света, гармонии и красоты, покровитель искусств и наук, предводитель муз, предсказатель будущего, атрибуты – серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара или лира, символы – олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк

богиня домашнего очага и жертвенного огня, богиня девственница. сопровождалась 6 жрицами – весталками, служившими богине 30 лет

«Мать-Земля», богиня плодородия и земледелия, пахоты и урожая, атрибуты – сноп пшеницы и факел

бог плодоносящих сил, растительности, виноградарства, виноделия, вдохновения и веселья

Бахус, Вакх

Второстепенные греческие боги

Греческие боги

Функции

Римские боги

Асклепий

«вскрывающий», бог врачевания и медицины, атрибут – посох, увитый змеями

Эрот, Амур

бог любви, «крылатый мальчик», считался порождением темной ночи и светлого дня, Неба и Земли, атрибуты – цветок и лира, позднее – стрелы любви и пылающий факел

«сверкающий глаз ночи», богиня Луны, царица звездного неба, имеет крылья и золотой венец

Персефона

богиня царства мертвых и плодородия

Прозерпина

богиня победы, изображается крылатой или в позе быстрого движения, атрибуты – повязка, венок, позднее – пальма, далее – оружие и трофей

Виктория

богиня вечной юности, изображалась целомудренной девушкой, наливающей нектар

«розоперстая», «прекраснокудрая», «златотронная»богиня утренней зари

богиня счастья, случая и удачи

бог солнца, владелец семи стад коров и семи стад овец

Крон (Хронос)

бог времени, атрибут – серп

богиня неистовой войны

Гипнос (Морфей)

богиня цветов и садов

бог западного ветра, вестник богов

Дике (Фемида)

богиня справедливости, правосудия, атрибуты – весы в правой руке, повязка на глазах, рог изобилия в левой руке; римляне вместо рога вложили в руку богини меч

бог брака, супружеских уз

Талассий

Немезида

крылатая богиня мести и воздаяния, карающая за нарушение общественных и моральных норм, атрибуты – весы и уздечка, меч или плеть, колесница, запряженная грифонами

Адрастея

«златокрылая», богиня радуги

богиня земли

Кроме Олимпа в Греции существовала священная гора Парнас, где обитали музы – 9 сестёр, греческие божества, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение, покровительницы искусств и наук.


Греческие музы

Чему покровительствует

Атрибуты

Каллиопа («красиворечивая»)

муза эпической или героической поэзии

восковая табличка и стилос

(бронзовый стержень для письма)

(«славящая»)

муза истории

свиток папируса или футляр для свитков

(«приятная»)

муза любви или эротической поэзии, лирики и брачных песен

кифа́ра (струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лиры)

(«прекрасноуслаждающая»)

муза музыки и лирической поэзии

авлос (духовой музыкальный инструмент, похожий на свирель с двойным язычком, предшественник гобоя) и сири́нга (музыкальный инструмент, род продольной флейты)

(«небесная»)

муза астрономии

зрительная трубка и лист с небесными знаками

Мельпомена

(«поющая»)

муза трагедии

венок из листьев винограда или

плюща, театральная мантия, трагическая маска, меч или палица.

Терпсихора

(«усладительнотанцующая»)

муза танца

венок на голове, лира и плектр

(медиатор)

Полигимния

(«многопоющая»)

муза священной песни, красноречия, лирического, напева и риторики

(«цветущая»)

муза комедии и буколической поэзии

комическая маска в руках и венок

плюща на голове

Низшие божества в греческой мифологии – это сатиры, нимфы и оры.

Сатиры - (греч. satyroi) – это лесные божества (то же, что на Руси лешие), демоны плодородия, свита Диониса. Их изображали козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, они интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф. Другое их увлечение – это музыка, но играли они только на духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки, - флейте и свирели. В мифологии олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами - с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами.

Нимфы – (название означает «источник», у римлян - «невеста») олицетворение живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов, духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Изображались в виде красивых молодых девушек с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под флейту Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. В представлении древних греков мир нимф был очень обширен.

Летучих нимф был полон пруд лазурный,
Дриадами одушевлен был сад,
И светлый водный ключ бил искрами из урны
Смеющихся наяд.

Ф. Шиллер

Нимфы гор – ореады ,

нимфы лесов и деревьев – дриады ,

нимфы источников – наяды ,

нимфы океанов – океаниды ,

нимфы моря – нериды ,

нимфы долин – напеи ,

нимфы лугов ‐ лимнады.

Оры – богини времен года, ведали порядком в природе. Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их называют привратницами неба. Запрягают коней Гелиоса.

Во многих мифологиях существуют многочисленные чудовища. В древнегреческой мифологии их тоже было немало: Химера, Сфинкс, Лернейская гидра, Ехидна и многие другие.

В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:

Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,

Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской

Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,

Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…

Вергилий, «Энеида»

Гарпии – это злобные похитительницы детей и человеческих душ, внезапно налетающие и так же внезапно исчезающие, как ветер, наводят ужас на людей. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и грудью женщины.


Горгона Медуза – чудовище с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень. По легенде была красивой девушкой с прекрасными волосами. Посейдон, увидев Медузу и влюбившись, соблазнил её в храме Афины, за что богиня мудрости в гневе превратила волосы горгоны Медузы в змей. Горгону Медузу одолел Персей, и её голова была помещена на эгиду Афины.

Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка. Был рожден от неестественной любви Пасифаи (жены царя Миноса) и быка. Минос прятал чудовище в Кносском лабиринте. Каждые восемь лет в лабиринт спускались 7 юношей и 7 девушек, предназначенных Минотавру в качестве жертв. Тесей победил Минотавра, а с помощью Ариадны, давшей ему клубок ниток, выбрался из лабиринта.

Цербер (Кербер) – это трехглавый пес со змеиным хвостом и головами змей на спине, охранял выход из царства Аида, не позволяя умершим возвращаться в царство живых. Был побежден Гераклом во время одного из подвигов.

Сцилла и Харибда – это морские чудовища, находящиеся друг от друга на расстоянии полета стрелы. Харибда – это морской водоворот, который трижды в день поглощает и столько же раз извергает воду. Сцилла («лающая») – чудовище в виде женщины, чья нижняя часть тела была превращена в 6 собачьих голов. Когда корабль проходил мимо скалы, где обитала Сцилла, чудовище, разинув все пасти, похищала с корабля сразу 6 человек. Узкий пролив между Сциллой и Харибдой представлял собой смертельную опасность для всех, кто по нему проплывал.

Также в Древней Греции существовали и другие мифические персонажи.

Пегас – крылатый конь, любимец муз. Летал со скоростью ветра. Оседлать Пегаса означало получить поэтическое вдохновение. Родился у истоков Океана, поэтому был назван Пегасом (с греч. «бурное течение»). По одной из версий он выпрыгнул из туловища горгоны Медузы, после того как Персей отрубил ей голову. Пегас доставлял Зевсу на Олимп громы и молнии от изготавливающего их Гефеста.

Из пены морской, из лазурной волны,

Быстрее стрелы и прекрасней струны,

Летит удивительный сказочный конь

И с лёгкостью ловит небесный огонь!

Он любит плескаться в цветных облаках,

И часто гуляет в волшебных стихах.

Чтоб луч вдохновенья в душе не погас,

Седлаю тебя, белоснежный Пегас!

Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие. Обычно изображался в виде коня с одним рогом, выходящим изо лба. Греки считали, что единорог принадлежит Артемиде – богине охоты. Впоследствии в средневековых легендах существовала версия, что только девственница может укротить его. Поймав единорога, его можно удержать только золотой уздечкой.

Кентавры - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах кентавры являются воспитателями героев. Например, Ахилла и Ясона воспитывал кентавр Хирон.

Умершие герои первобытных времен, родоначальники племен, основатели городов и колоний пользовались у греков божескими почестями. Они составляют отдельный мир греческой мифологии, впрочем, тесно связанный с миром богов, от которых ведут свое происхождение. Каждое племя, каждая область, каждый город, даже каждый род имеет своего героя, в честь которого учреждены праздники и жертвоприношения. Самым распространенным и богатым сказаниями героическим культом был у греков культ Алкида Геракла (Геркулеса). Он символ высшего человеческого героизма, который неутомимо побеждает преграды, повсюду противопоставляемые ему испытующим роком, борется с нечистыми силами и ужасами природы и, освободившись от человеческих слабостей, уподобляется богам. В греческой мифологии Геракл – представитель человечества, которое, с помощью своего полубожественного происхождения, может вознестись до Олимпа, при всей неблагосклонности к нему враждебных сил.

Первоначально явившийся в Беотии и Аргосе, миф о Геракле впоследствии был перемешан со множеством чужеземных сказаний, потому что греки сливали со своим Гераклом все подобные божества, с которыми знакомились в своих сношениях с финикийцами (Мелькарт), египтянами и кельто-германскими племенами. Он – сын Зевса и фивянки Алкмены и родоначальник царских родов дорийского, фессалийского и македонского. Осуждённый завистью богини Геры служить царю Аргоса Еврисфею, Геракл в мифах совершает по его поручению двенадцать подвигов: освобождает Пелопоннес и другие области от чудовищ и хищных зверей, очищает конюшни царя Авгия в Элиде, добывает золотые яблоки из садов Гесперид (в северной Африке) с помощью титана Атласа, за которого некоторое время держит на себе небесный свод, переходит через так называемые Геркулесовы столбы в Испанию, там уводит быков у царя Гериона, и потом возвращается через Галлию, Италию и Сицилию. Из Азии приносит он пояс амазонской царицы Ипполиты, в Египте – убивает жестокого царя Бусириса и выводит скованного Цербера из подземного царства. Но и он на время подпадает слабости и исполняет у лидийской царицы Омфалы женскую службу; вскоре однако возвращается к прежнему, мужеству, предпринимает еще некоторые подвиги и наконец сам лишает себя жизни в пламени на горе Эте, когда отравленная одежда, которую прислала ему не подозревавшая беды жена его Деянира, привела героя к неизбежной гибели. По смерти, он был вознесен на Олимп и женился на Гебе, богине юности.

Во всех странах и на всех берегах, куда заносила греков деятельная морская торговля, находили они следы своего национального героя, который предшествовал им, пролагая дорогу, которого труды и опасности, побежденные его героизмом и настойчивостью, были отражением их собственной народной жизни. в Греческая мифология провела своего любимого героя от крайнего запада, где Атласский хребет, сады Гесперид и столбы Геркулесовы свидетельствовали об его существовании до Египта и берегов Черного моря. Солдаты Александра Македонского обретали его даже в Индии.

В Пелопоннесе возник миф о проклятом роде лидийца или фригийца Тантала, сын которого, герой Пелопс посредством обмана и хитрости завладел дочерью и областью элидского царя Эномая. Сыновья его Атрей и Фиест (Тиест) позволяют себе кровосмешение, детоубийство и передают своим потомкам еще большую степень проклятия. Мифологический герой Орест, сын Агамемнона, друг Пилада, убийца своей матери Клитемнестры и её любовника Эгисфа, возвращением своей сестры Ифигении из Тавриды, где она были жрицею варварского поклонения Артемиде, освобождается от Эринний и искупает грехи всего Танталова рода.

В Лакедемоне рассказывали мифы о героях-Тиндаридах – близнецах Касторе и Полидевке (Поллуксе), братьях Елены, которые слились с Диоскурами, светящими звездами, покровителями мореходцев и матросов: думали, что восхождение их унимает бурю.


Племенным героем Фив был финикиянин Кадм, искавший сестру свою Европу, похищенную Зевсом, и заведенный коровою в Беотию. От него происходил царь Лай, который, испугавшись одного изречения оракула, велел бросить своего сына от Иокасты, Эдипа, в горное ущелье. Но сын, согласно греческой мифологии, был спасен, воспитан в Коринфе, и впоследствии убил отца, по незнанию; он же, разрешив одну загадку, освободил Фиванскую область от вредного чудовища Сфинкса, и в награду за это получил в супружество овдовевшую царицу, свою собственную мать. Потом, когда страну постигли тяжкие бедствия, и один престарелый жрец обнаружил страшную тайну, Иокаста сама лишила себя жизни, а Эдип слепым старцем покинул отечество и кончил жизнь в местечке Колоне, в Аттике; сыновья его Этеокл и Полиник, проклятые отцом, убили друг друга во время Похода Семерых против Фив. Дочь его Антигона была обречена на смерть фиванским царём Креонтом за то, что вопреки его повелению, предала погребению труп своего брата.

Братья-герои – певец Амфион, супруг Ниобы, и храбрый, вооруженный дубиной Зет, тоже принадлежат Фивам. Чтобы отомстить за свою мать, оскорбленную нимфой Диркой, притязали они последнюю к хвосту быка и замучили ее до смерти (Фарнезский бык). В Беотии и Аттике утвердилось сказание о Терее, первобытном царе богатых мифами фракийцев, живших вокруг Копаидского озера, и его сестре и свояченице, Прокне и Филомеле, которые после убийства сына Терея , были превращены – одна в ласточку, другая в соловья.

Богатую конями Фессалию греческие мифы о героях населяли Кентаврами (истребителями быков) с лошадиным туловищем и ногами, которые вели борьбу с Лапифами, не раз изображенную в эллинском ваянии. Справедливейшим из диких кентавров был травовед Хирон, наставник Асклепия и Ахилла.

В Афинах народным мифологическим героем был Тесей. Он считался основателем города, ибо соединил рассеянных жителей в одну общину. Он был сын афинского царя Эгея, родился и воспитался в Трезене у Питфея. Вынув меч и сандалии отца из-под огромной каменной глыбы и тем доказав свою необыкновенную силу, этот герой на обратном пути на родину очищает перешеек от диких разбойников (Прокруста и др.) и освобождает афинян от тяжкой дани из семи мальчиков и семи девочек, которую они должны были посылать каждые девять лет критскому Минотавру. Тесей убивает это чудовище, имевшее бычачью голову на человеческом туловище, и с помощью нити, данной ему царскою дочерью Ариадной, находит выход из Лабиринта. (Новейшие исследования справедливо признают в греческом мифе о Минотавре намек на поклонение Молоху, туземное на острове Крите и соединенное с человеческими жертвами). Эгей, полагая, что сын его погиб, ибо при возврате он забыл заменить черный парус корабля белым, в отчаянии бросился в море, которое получило от него название Эгейского.

Имя Тесея тесно связано с поклонением богу Посейдону, в честь которого он установил истмийские игры. Посейдон же дает трагическую развязку любовной истории второй супруги Тесея (Федры) с сыном его Ипполитом. Сказание о Тесее имеет много сродства со сказанием о Геракле. Подобно Гераклу, герой Тесей тоже сходил в подземное царство.

Герои греческих мифов и легенд не были бессмертны, как их боги. Но они не были и простыми смертными. Большая часть из них вела свое происхождение от богов. Их великие подвиги и свершения, которые были запечатлены в мифах и известных художественных творениях, дают нам представление о воззрениях древних греков. Так чем же прославились самые знаменитые греческие герои. Расскажем ниже…

Царь острова Итака и любимец богини Афины, был известен необычайным умом и храбростью, хотя ничуть не меньше — своей хитростью и лукавством. О его возвращении из Трои на родину и приключениях во время этих странствий повествует «Одиссея» Гомера. Сначала сильная буря прибила корабли Одиссея к берегам Фракии, где дикие киконы убили 72 его спутника. В Ливии он ослепил циклопа Полифема, сына самого Посейдона. После многих испытаний герой попал на остров Эя, где прожил год у волшебницы Кирки. Проплывая мимо острова сладкоголосых сирен, Одиссей велел привязать себя к мачте, чтобы не соблазниться их волшебным пением. Он благополучно прошел через узкий пролив между шестиголовой Сциллой, пожирающей все живое, и Харибдой, поглощающей всех в своем водовороте, и вышел в открытое море. Но молния поразила его корабль, и все его спутники погибли. Спасся только Одиссей. Море выбросило его на остров Огигия, на котором семь лет его удерживала у себя нимфа Калипсо. Наконец, после девяти лет опасных странствий Одиссей вернулся на Итаку. Т ам вместе со своим сыном Телемахом он перебил женихов, осаждавших его верную жену Пенелопу и проматывавших его состояние, и стал вновь править Итакой.

Геракл (у римлян — Геркулес) , самый славный и могучий из всех греческих героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Вынужденный служить микенскому царю Эврисфею, он совершил двенадцать знаменитых подвигов. Например, умертвил девятиглавую гидру, укротил и увел из преисподней адского пса Цербера, задушил неуязвимого немейского льва и оделся в его шкуру, воздвиг на берегах пролива, отделяющего Европу от Африки, два каменных столба (Геркулесовы столпы — древнее название Гибралтарского пролива), поддерживал небесный свод, пока титан Атлант добывал ему чудодейственные золотые яблоки, охраняемые нимфами Гесперидами. За эти и другие великие подвиги Афина после смерти отнесла Геракла на Олимп, и Зевс даровал ему вечную жизнь.

, сын Зевса и аргосской царевны Данаи, отправился в страну горгон — крылатых чудовищ, покрытых чешуей. Вместо волос на их головах извивались ядовитые змеи, а страшный взгляд обращал в камень всякого, кто осмеливался на них посмотреть. Персей обезглавил горгону Медузу и женился на дочери эфиопского царя Андромеде, которую спас от морского чудовища, пожиравшего людей. Прежнего ее жениха, устроившего заговор, он превратил в камень, показав отрубленную голову Медузы.

, сын фессалийского царя Пелея и морской нимфы Фетиды, один из главных героев Троянской войны. Младенцем мать окунула его в священные воды Стикса, отчего его тело стало неуязвимым, за исключением пятки, за которую мать держала его, опуская в Стикс. В битве за Трою Ахилл был убит сыном троянского царя Парисом, стрелу которого Аполлон, помогавший троянцам, направил ему в пятку — единственное уязвимое место (отсюда выражение «ахиллесова пята»).

, сын фессалийского царя Эсона, отправился со спутниками в далекую Колхиду на Черном море, чтобы добыть охраняемую драконом шкуру волшебного барана — золотое руно. Среди 50 аргонавтов-участников похода на корабле «Арго» — были Геракл, перец Орфей и близнецы Диоскуры (сыновья Зевса) — Кастор и Полидевк.
После многочисленных приключений аргонавты доставили руно в Элладу. Ясон женился на дочери колхидского царя, волшебнице Медее, и у них родилось двое мальчиков. Когда несколько лет спустя Ясон решил жениться на дочери коринфского царя Креусе, Медея убила соперницу, а затем и своих собственных детей. Ясон же погиб под обломками обветшавшего корабля «Арго».

Эдип , сын фиванского царя Лая. Отцу Эдипа была предсказана смерть от руки собственного сына, поэтому Лай приказал бросить ребенка на съедение диким зверям. Но раб пожалел и спас его. Юношей Эдип получил предсказание Дельфийского оракула, что он убьёт отца и женится на собственной матери. Устрашенный этим, Эдип покинул своим приемных родителей и отправился странствовать. По дороге в случайной ссоре он убил знатного старца. Но пути в Фивы ему встретился Сфинкс, который стерег дорогу и задавал путникам загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Тех, кто не мог ответить, чудовище пожирало. Эдип разгадал загадку: «Человек: ребенком он ползает на четвереньках, взрослым ходит прямо, а в старости опирается на палку». Сокрушенный этим ответом, Сфинкс бросился в пропасть. Благодарные фиванцы выбрали Эдипа своим царем и дали ему в жены вдову царя Иокасту. Когда выяснилось, что убитый на дороге старец — его отец царь Лай, а Иокаста — его мать, Эдип в отчаянии ослепил себя, а Иокаста кончила жизнь самоубийством.

, сын Посейдона, тоже совершил немало славных дел. По пути в Афины убил шесть чудовищ и разбойников. В кносском лабиринте уничтожил Минотавра и нашел выход оттуда с помощью клубка нитей, который дала ему дочь критского царя Ариадна. Почитался также как создатель Афинского государства.

Умершие герои первобытных времен, родоначальники племен, основатели городов и колоний пользовались у греков божескими почестями. Они составляют отдельный мир греческой мифологии, впрочем, тесно связанный с миром богов, от которых ведут свое происхождение. Каждое племя, каждая область, каждый город, даже каждый род имеет своего героя, в честь которого учреждены праздники и жертвоприношения. Самым распространенным и богатым сказаниями героическим культом был у греков культ Алкида Геракла (Геркулеса). Он символ высшего человеческого героизма, который неутомимо побеждает преграды, повсюду противопоставляемые ему испытующим роком, борется с нечистыми силами и ужасами природы и, освободившись от человеческих слабостей, уподобляется богам. В греческой мифологии Геракл – представитель человечества, которое, с помощью своего полубожественного происхождения, может вознестись до Олимпа, при всей неблагосклонности к нему враждебных сил.

Геракл убивает Немейского льва. Копия со статуи Лисиппа

Первоначально явившийся в Беотии и Аргосе, миф о Геракле впоследствии был перемешан со множеством чужеземных сказаний, потому что греки сливали со своим Гераклом все подобные божества, с которыми знакомились в своих сношениях с финикийцами (Мелькарт), египтянами и кельто-германскими племенами. Он – сын Зевса и фивянки Алкмены и родоначальник царских родов дорийского, фессалийского и македонского. Осуждённый завистью богини Геры служить царю Аргоса Еврисфею, Геракл в мифах совершает по его поручению двенадцать подвигов : освобождает Пелопоннес и другие области от чудовищ и хищных зверей, очищает конюшни царя Авгия в Элиде, добывает золотые яблоки из садов Гесперид (в северной Африке) с помощью титана Атласа, за которого некоторое время держит на себе небесный свод, переходит через так называемые Геркулесовы столбы в Испанию, там уводит быков у царя Гериона , и потом возвращается через Галлию, Италию и Сицилию. Из Азии приносит он пояс амазонской царицы Ипполиты , в Египте – убивает жестокого царя Бусириса и выводит скованного Цербера из подземного царства . Но и он на время подпадает слабости и исполняет у лидийской царицы Омфалы женскую службу; вскоре однако возвращается к прежнему, мужеству, предпринимает еще некоторые подвиги и наконец сам лишает себя жизни в пламени на горе Эте , когда отравленная одежда, которую прислала ему не подозревавшая беды жена его Деянира , привела героя к неизбежной гибели. По смерти, он был вознесен на Олимп и женился на Гебе, богине юности.

Во всех странах и на всех берегах, куда заносила греков деятельная морская торговля, находили они следы своего национального героя, который предшествовал им, пролагая дорогу, которого труды и опасности, побежденные его героизмом и настойчивостью, были отражением их собственной народной жизни. в Греческая мифология провела своего любимого героя от крайнего запада, где Атласский хребет, сады Гесперид и столбы Геркулесовы свидетельствовали об его существовании до Египта и берегов Черного моря. Солдаты Александра Македонского обретали его даже в Индии.

В Пелопоннесе возник миф о проклятом роде лидийца или фригийца Тантала , сын которого, герой Пелопс посредством обмана и хитрости завладел дочерью и областью элидского царя Эномая. Сыновья его Атрей и Фиест (Тиест) позволяют себе кровосмешение, детоубийство и передают своим потомкам еще большую степень проклятия. Мифологический герой Орест , сын Агамемнона, друг Пилада, убийца своей матери Клитемнестры и её любовника Эгисфа, возвращением своей сестры Ифигении из Тавриды, где она были жрицею варварского поклонения Артемиде, освобождается от Эринний и искупает грехи всего Танталова рода.

В Лакедемоне рассказывали мифы о героях-Тиндаридах – близнецах Касторе и Полидевке (Поллуксе), братьях Елены , которые слились с Диоскурами, светящими звездами, покровителями мореходцев и матросов: думали, что восхождение их унимает бурю.

Племенным героем Фив был финикиянин Кадм , искавший сестру свою Европу , похищенную Зевсом, и заведенный коровою в Беотию. От него происходил царь Лай, который, испугавшись одного изречения оракула, велел бросить своего сына от Иокасты, Эдипа , в горное ущелье. Но сын, согласно греческой мифологии, был спасен, воспитан в Коринфе, и впоследствии убил отца, по незнанию; он же, разрешив одну загадку, освободил Фиванскую область от вредного чудовища Сфинкса, и в награду за это получил в супружество овдовевшую царицу, свою собственную мать. Потом, когда страну постигли тяжкие бедствия, и один престарелый жрец обнаружил страшную тайну, Иокаста сама лишила себя жизни, а Эдип слепым старцем покинул отечество и кончил жизнь в местечке Колоне , в Аттике; сыновья его Этеокл и Полиник, проклятые отцом, убили друг друга во время Похода Семерых против Фив . Дочь его Антигона была обречена на смерть фиванским царём Креонтом за то, что вопреки его повелению, предала погребению труп своего брата.

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

Братья-герои – певец Амфион , супруг Ниобы, и храбрый, вооруженный дубиной Зет , тоже принадлежат Фивам. Чтобы отомстить за свою мать, оскорбленную нимфой Диркой, притязали они последнюю к хвосту быка и замучили ее до смерти (Фарнезский бык). В Беотии и Аттике утвердилось сказание о Терее, первобытном царе богатых мифами фракийцев, живших вокруг Копаидского озера, и его сестре и свояченице, Прокне и Филомеле , которые после убийства сына Терея, были превращены – одна в ласточку, другая в соловья.

Богатую конями Фессалию греческие мифы о героях населяли Кентаврами (истребителями быков) с лошадиным туловищем и ногами, которые вели борьбу с Лапифами, не раз изображенную в эллинском ваянии. Справедливейшим из диких кентавров был травовед Хирон, наставник Асклепия и Ахилла .

В Афинах народным мифологическим героем был Тесей . Он считался основателем города, ибо соединил рассеянных жителей в одну общину. Он был сын афинского царя Эгея, родился и воспитался в Трезене у Питфея. Вынув меч и сандалии отца из-под огромной каменной глыбы и тем доказав свою необыкновенную силу, этот герой на обратном пути на родину очищает перешеек от диких разбойников (Прокруста и др.) и освобождает афинян от тяжкой дани из семи мальчиков и семи девочек, которую они должны были посылать каждые девять лет критскому Минотавру . Тесей убивает это чудовище, имевшее бычачью голову на человеческом туловище, и с помощью нити, данной ему царскою дочерью Ариадной , находит выход из Лабиринта. (Новейшие исследования справедливо признают в греческом мифе о Минотавре намек на поклонение Молоху , туземное на острове Крите и соединенное с человеческими жертвами). Эгей, полагая, что сын его погиб, ибо при возврате он забыл заменить черный парус корабля белым, в отчаянии бросился в море, которое получило от него название Эгейского.

Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе

Имя Тесея тесно связано с поклонением богу Посейдону , в честь которого он установил истмийские игры. Посейдон же дает трагическую развязку любовной истории второй супруги Тесея (Федры ) с сыном его Ипполитом . Сказание о Тесее имеет много сродства со сказанием о Геракле. Подобно Гераклу, герой Тесей тоже

В древнегреческой мифологии существовал класс персонажей, называемых «героями». Герои отличались от богов тем, что были смертны. Чаще это были потомки бога и смертной женщины, реже – богини и смертного мужчины. Герои, как правило, обладали исключительными или сверхъестественными физическими способностями, творческими дарованиями и т.п., но не обладали бессмертием.

Ахилл (Ахиллес)

Сын смертного Пелея, царя мирмидонян, и морской богини Фетиды. В течение долголетней осады Илиона Ахиллес неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. Ахилл является главным героем «Илиады» Гомера. Ахиллес присоединился к походу против Трои во главе 50-ти или даже 60-ти кораблей, взяв с собой своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла. Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь стрела, пущенная из лука Париса рукой самого Аполлона, поразила его в пяту, и герой погиб. Похоронен Ахиллес в золотой амфоре, которую Дионис подарил Фетиде.


Сын бога Зевса и Алкмены, дочери микенского царя. О Геракле созданы многочисленные мифы, наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Эврисфея.

О смерти Геракла также существует множество легенд. Согласно Птолемею Гефестиону, дожив до 50 лет и обнаружив, что более не может натянуть свой лук, он бросился в огонь. Геракл вознесся на небо, был принят в число богов, и примирившаяся с ним Гера выдает за него замуж свою дочь Гебу, богиню вечной юности. Счастливо обитает на Олимпе, а его призрак находится в Аиде.

Одиссей

Сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы, внук Автолика и отец Телемаха, прославившийся как участник Троянской войны, был умным и изворотливым оратором. Один из ключевых персонажей «Илиады», главный герой поэмы «Одиссея».

Персей

Сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Он победил чудовище горгону Медузу, был спасителем царевны Андромеды. Персей упомянут в «Илиаде» Гомера.

Тесей

сын афинского царя Эгея и Эфры, дочь царя Трезена Петфея. Центральная фигура аттической мифологии и один из самых известных персонажей всей греческой мифологии. Упомянут уже в «Илиаде» и «Одиссее».

Гектор

Храбрейший вождь троянского войска, главный троянский герой в «Илиаде». Был сыном последнего троянского царя Приама и Гекубы (второй жены царя Приама). По другим источникам, был сыном Аполлона. Его женой была Андромаха. Убил Патрокла, друга Ахилла, и сам был убит Ахиллом, который несколько раз протащил его тело своей колесницей вокруг стен Трои и затем за выкуп выдал Приаму.



Беллерофонт

Прозвище Гиппоноя. Сын Главка и Евримеды (либо Посейдона и Евриномы). После того, как он убил коринфянина Беллера, его стали называть "убийца Беллера". В мифах об этом герои было не мало описано подвигов.

Орфей

Легендарный певец и музыкант - исполнитель на лире, чьё имя олицетворяло могущество искусства. Сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Участвовал в походе аргонавтов за золотым руном. Не почитал Диониса, а поклонялся Солнцу-Аполлону, восходя на Пангейскую гору к восходу.

Пелоп

Сын Тантала и Эврианассы (или Дионы), брат Ниобы, царь и национальный герой Фригии и затем Пелопоннеса. Древнейшее упоминание о ПЕЛОПЕ содержится в «Илиаде» Гомера.

Фороней

Сын Инаха и Мелии. Царь всего Пелопоннеса, либо второй царь Аргоса. Фороней первым соединил людей в общество, и то место, где они собрались, было названо городом Форониконом, после того когда Гермес перевел языки людей, и между людьми начался раздор.

Эней

Герой Троянской войны из царского рода дарданов. В «Илиаде» убил 6 греков. По подсчётам Гигина, всего убил 28 воинов. Спутников Энея в его странствованиях, описанных на латыни древнеримским поэтом Вергилием в «Энеиде».



Ясон

Сын царя Иолка Эсона и Полимеды (Алкимеды). Герой, участник Калидонской охоты, предводитель аргонавтов, отправившихся на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном. Упомянут в «Илиаде» и «Одиссее». По одной версии Ясон покончил жизнь самоубийством, повесившись, либо он погиб вместе с Главкой, либо был убит в святилище Геры в Аргосе, по другой версии, он дожил до старости и погиб под обломками обветшавшего «Арго», заснув в его тени.

Можно выделить следующие черты, позволяющие отнести персонажей греческих мифов к героям. Во-первых, все они имеют божественное происхождение. Прометей – сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса, его мать – океанида Климена. Персей – потомок Геракла, сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Тесей со стороны матери происходит от Зевса, а отец его – сам Посейдон. Орфей – сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Геракл – сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Дедал – внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона.