Основные моменты марксистской философии. Карл Маркс — биография, основные идеи Марксизма, прибавочная стоимость

Марксистская философия возникла в первой половине 40-х годов 19 ст. благодаря стараниям двух фундаментальных отцов пролетарского класса – Карлу Марксу (1818- 1883) и Фридриху Энгельсу (1820 – 1895). Теория марксизма включает в себя политэкономию, а также социально – политическую проблематику (научный коммунизм).

Появление марксизма было обосновано критикой идеалистической философии Гегеля, метафизического материализма Фейербаха. В основу философии марксизма легли такие труды мировых философов и ученых, как английская политэкономия Адама Смита, целое направление французского социализма-утопизма Сен-Симона, Фурье, Оуэна, немецкая классика Канта, Фихте, Шеллинга. Маркс и Энгельс были изначально младогегелианцами, поэтому философия марксизма появилась, как левая форма ответвления гегелианского течения.

Марксизм, как философское течение, отстаивает позицию первичности материи. Сознание – вторично и является формой и способностью высокоорганизованной материи превозносить действительность, и поскольку оно тесно связано с человеческой деятельностью, то не может быть прямым отхождением материи, потому что направлено на ее изменение.

Понятие диалектического материализма, которое выступает в марксизме ключевым, отображает природу, как целое, где обьекты и явления взаимообусловлены между собой. Мир вокруг нас быстротечный и изменяемый – все течет и движется, что-то появляется и что-то исчезает, но эти события связаны между собой. Борьба и единство противоположностей – это закон, который отображает источник развития. Все явления и обьекты природы имеют противоположные основы в своей сути и только благодаря их вечной борьбе происходит такое таинство жизни, как развитие, движение вперед. Закон, который отображает механизм развития в полной мере – это переход количественных изменений в качественные. Постепенные количественные изменения, которые накапливаются в природе, переходят в резкий качественный скачек. Третьим законом диалектического материализма является отрицание отрицания. Каждый новый этап в своей сути отрицает пройденный ранее этап. Таким образом перед нами предстает направление развития. Впервые была предложена система восходящей, спиралевидной модели развития. Каждый предыдущий этап помнит и имеет в своем запасе качества предыдущего, но переходя на новый виток, дает нечто новое, не похожее, отрицающее уже полученное ранее.

Исторический материализм – толкование истории на марксистских начала – в полной мере отображает суть этих трех законов. Во-первых, история имеет цикличный процесс, а также человек выступает как субьект общественной деятельности. Труд формирует человека. Он помогает переходить ему на новую ступень развития, новый качественный этап, но в то же время и отдает самого человека от сути. Мы обосабливаем свое отношение к другим людям, к социальным группам, и таким образом осознаем себя, как личность, как человека трудового. Отчуждение трудового человека происходит в результате того, что он (человек) не властвует над теми товарами, которые являются результатом его трудового действия. Буржуа полностью поработили рабочий класс, поэтому, находясь в отчуждении, человек чувствует себя изгоем. Чтобы разрушить это отчуждение, человеку нужно работать ради результатов своего труда и получать от этого удовольствие. Таким образом, провозгласив первенство пролетарского (рабочего) класса, Маркс и Энгельс доносят идеи коммунистического общества, где пропадет надобность потреблять товары, а их появление и распространение будет естественным товарообменным путем, поэтому труд не будет довлеть над человеком, а будет его качественной характеристикой, формирующим фактором.

Скачать данный материал:

Исторические условия возникновения марксизма

Марксизм как система философских, экономических и социально-политических взглядов возник в середине 19 века, его основоположниками являются немецкие ученые Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

Марксизм– это направление экономической теории, целью которой является изучение закономерностей капитализма и определение его исторического места, "открытие экономического закона движения современного общества”. Возникновение марксизма как целостной теоретической системы, отражающей интересы пролетариата, было подготовлено всем ходом развития общества, предшествующим развитием капитализма.

Материальной предпосылкой формирования марксизма, является развитие производительных сил и дальнейшие изменения системы производственных отношений капитализма.

Промышленный переворот, произошедший в начале 19 века, сначала в Англии, а затем в других странах Западной Европы, привел к тому, что основой экономики становится машинное производство, быстрый рост фабрик, заводов, изменение старых форм производственных отношений, классовой структуры общества. Развитие машинного производства на ранних стадиях вызвало ухудшение положения рабочего класса и обострение противоречий между пролетариатом и буржуазией, которое проявилось в восстании лионских ткачей в Германии (1844 г.)

Обострение социальных и экономических противоречий предопределило необходимость переосмысления ряда положений экономической теории, которые связывали с промышленным переворотом общественный прогресс и рост благосостояния народа. Углубление противоречий капитализма и неспособность старых буржуазных экономических теорий найти пути их разрешения являются также предпосылками формирования марксизма. Кроме того, на арену исторической борьбы вышел пролетариат, и его классовая борьба с буржуазией в наиболее развитых странах Европы выступила на первый план. Возникла потребность в теоретическом обосновании экономических и политических требований рабочего класса. Эти задачи и реализовал марксизм. Творческое наследие основоположников этого учения насчитывает несколько десятков томов, среди которых приоритет принадлежит четырехтомнику "Капитал” К. Маркса. Первый том "Капитала” вышел в свет в 1867 г. После смерти К. Маркса, Ф. Энгельс осуществил редакцию II и III томов, IV том был опубликован лидером германской социал-демократии К. Каутским в 1905-1910 годах и называется "Теория прибавочной стоимости”.

Творческое наследие К. Маркса имеет много общего с достижениями его предшественников по "классической” школе экономической мысли, особенно А.Смита и Д.Рикардо. К классикам политической экономииотносится и К.Маркс, который довел науку о производстве богатства до совершенства.

Предметом политической экономии К. Маркс, как и все классики, считал историческое исследование проблем сферы производства. Только производственным отношениям людей по поводу производства он придает классовый характер и рассматривает их с позиции интересов пролетариата, обосновав его историческую миссию.

5.2. Методология К. Маркса

По признанию самого К. Маркса, как ученый методологически он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и Фейербаха и французского утопического социализма.

От других направлений и школ экономической теории, марксистская школа отличается, прежде всего, особенностью методологии. Одним из них является исторический подход к анализу изучаемых явлений и процессов.

Историзм Маркса заключается в выводе о неизбежной смене капитализма более прогрессивным общественным строем. Однако в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса критика не превратилась в полное отрицание достижений буржуазной науки. Напротив, сохранились и развивались научные элементы существующих теорий.

У представителей классической школы политической экономии были заимствованы и творчески развиты трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда и др.

Критический анализ осуществлялся на основе метода материалистической диалектики.

Материализм, как направление философии был известен еще в древности и как метод познания исходит из первичности материального и вторичности духовного.

Диалектический подход, кроме принципа историзма предполагает, по мнению К. Маркса, выяснение причин возникновения, эволюции и исчезновения явлений, развитие от простого к сложному, от низшего к высшему, при исследовании переход от конкретного к абстрактному, наличие в них противоречивых начал, какими представлялись классовые интересы пролетариата и буржуазии.

С именем К. Маркса связано широкое распространение метода абстракции, посредством которого выделяются наиболее типичные, устойчивые существенные черты явления, формируются категории и законы науки.

Метод абстракции предполагает при исследовании отвлечение от второстепенных явлений, выделение главного, существенного и анализ его. Так, при анализе структура классового общества при капитализме, К. Маркс выделял два основных класса этого общества – пролетариата и буржуазии, абстрагируясь на данном этапе исследования от остальных классов и социальных групп общества.

В теории К. Маркса проявляется такой элемент как системность анализа. Эмпирические, статистические, математические методы играют роль вспомогательных инструментов познания. Данный набор методологических принципов анализа был использован К. Марксом при разработке его экономического учения.

К. Марксом был определен предмет экономической экономии как науки, изучающей производственные отношения людей и законы их развития. Творческое наследие К. Маркса имеет много общего с достижениями его предшественников по "классической школе” экономической мысли, особенно А. Смита и Д. Рикардо. Предметом политической экономии, К.Маркс, как и все классики, считал приоритетное исследование производства. В частности по его словам политическая экономия, начиная с У. Петти, исследует внутренние зависимости буржуазных отношений производства.

Таким образом, политическая экономия по определению К. Маркса, в самом широком смысле есть наука о законах, управляющих производством и обменом материальных, жизненных благ в человеческом обществе. Предметом политической экономии являются производственные отношения, то есть определенные экономические связи между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

История Экономических учений: Марксизм. Экономические взгляды К. Маркса. Доказательство трудовой теории стоимости.

Одним из самых интересных направлений экономической мысли второй половины девятнадцатого века является марксизм, который можно рассматривать как своеобразное развитие классической политической экономии. Это относится и к проблемам, изучаемым марксистской теорией, и к методологии

Основоположником этого учения является Карл Маркс (1818-1883), немецкий экономист, журналист и философ. Взяв за отправную точку своих исследований утверждения Смита и Рикардо о том, что в основе стоимости всех товаров лежит количество труда, затраченного на их производство, К. Маркс попытался создать стройную теорию, описывающую законы функционирования и развития капиталистической системы хозяйства. Тем не менее, Карл Маркс не сумел закончить свою теорию до своей смерти...

Свои идеи Маркс изложил в широко известном труде "Капитал", который он писал на протяжении 40 лет, причем только первый том вышел при жизни автора (1864 год), остальные тома вышли под редакцией друга и соратника Маркса Ф.Энгельса.

Скажем более подробно о методе экономических исследований К. Маркса и сделанных им предпосылках. Во-первых, основой метода Маркса была абстракция и упрощение; т.е., можно сказать, построение экономической модели. Другие представители классической школы также строили упрощенные модели, но Маркс для своих теоретических построений построил максимально упрощенную модель экономики. Во-вторых, Маркс анализировал полученную модель, с помощью дедукции строя положения своей теории. В-третьих, анализ Маркса носит в основном макроэкономический характер, причем в нем используется понятие равновесия в экономике. В некоторых местах К. Маркс применяет математический анализ своих моделей, но его математический метод не развит, в частности Маркс не использует предельный анализ экономики. В некоторых своих построениях Маркс использует исторический метод анализа экономики, т.е. рассматривает историю экономики в развитии. Это заставляет его иногда применять динамический анализ моделей.

Карл Маркс показал, как из простого товарного производства, целью которого является потребление, и где деньги являются лишь посредником в обмене, совершенно логично вытекает капиталистическое производство, где целью является возрастание денег, получение прибыли. Как и представители классической политической экономии, Маркс различает две стороны товара: потребительную стоимость и меновую стоимость . Под первой понимается способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, независимо от того, чем она вызвана "желудком или фантазией", под второй - способность вещи обмениваться в определенных пропорциях на другой товар. Маркс утверждает, что в основе пропорций обмена лежат затраты труда, которые и определяют стоимость товара.Но совершенно очевидно, что однородный товар производится различными товаропроизводителями и каждый из них затрачивает разное количество времени на производство единицы товара. Однако пропорция обмена этого товара на другие на рынке будет едина. Маркс отвечает, что стоимость товара будет определяться затратами той группы, которая производит подавляющую часть продукции. Для иллюстрации данного положения можно привести следующий пример. Предположим, имеются три группы товаропроизводителей, которые производят определенный товар с разными затратами:

1 группа - затраты на производство единицы товара - 4 часа,

2 группа - затраты на производство единицы товара - 6 часов,

3 группа - затраты на производство единицы товара - 10 часов.

Предположим, что группой, производящей подавляющую часть продукции является вторая группа товаропроизводителей, у которой затраты равны 6 часам, и именно их затраты будут определять пропорции обмена данного товара на иные товары. Что произойдет с первой и второй группой товаропроизводителей? Первая будет в обмене получать больше, чем они затратили, то есть обогащаться, вторые - меньше, то есть разоряться. Далее нам нужно обратиться к логике А.Смита, к его концепции своекорыстного интереса как главного двигателя экономического развития и условия процветания нации. Естественное стремление получать дополнительный доход будет толкать товаропроизводителей второй и третьей группы уменьшать затраты труда на производство товаров, то есть увеличивать производительность труда. Каким образом? Лучшей организацией труда, внедрением новых способов обработки и т.д. Предположим, что это удалось. Но каков итог? Подавляющая часть продукции будет производиться при затратах, равным 4 часам и именно они определят пропорции обмена. Это означает ни что иное, как удешевление данного товара относительно других. Может ли быть лучшая иллюстрация положению Смита о благотворности своекорыстного интереса. Ведь именно он заставляет людей совершенствовать производство, способствует развитию производительных сил общества. Но это лишь одна сторона медали. Оборотной стороной является расслоение товаропроизводителей. В нашем примере третья группа товаропроизводителей, чьи затраты превышают общественно необходимые - разоряются. На этот процесс обращали внимание критики капиталистического способа производства, в частности С.Сисмонди. Однако нельзя не отметить, что это неизбежная плата за технический прогресс. Именно Маркс первым четко сформулировал данное положение.

Заметим, что сам Маркс, констатировав разорение второй группы производителей, не вывел из этого, что произойдет уход этих производителей с рынка, что приведет к снижению производства и к росту цены товара. Вследствие этого окажется, что цена определяется предельным производителем, а не средним.

Указав, что стоимость товаров равна среднему количеству затраченного на производство труда, Маркс тем самым доказывает, что в производстве не требующем орудий или предмета труда стоимость равна количеству затраченногоживого труда. Т.е. прибыли здесь быть не может. После этого Маркс утверждает, что стоимость средств производства также равна количеству затраченного на них труда. И в процессе производства овеществленный в средствах производства труд переносится на продукт. Поскольку при таком переносе прибыль возникнуть не может, то и при капиталистическом способе производства прибыль возникать не должна (т.е. капитал не должен являться фактором производства).

Но откуда тогда берется прибыль? К. Маркс утверждает, что она продукт эксплуатации, т.е. ограбления класса рабочих классом капиталистов. Причиной возникновения эксплуатации у Маркса является отделение непосредственного производителя от средств производства. В результате этого непосредственный производитель, т.е. рабочий, вынужден продавать свою рабочую силу, стоимость которой ниже, чем стоимость, создаваемая рабочим в процессе труда. Стоимость рабочей силы ниже стоимости труда потому, что первая определяется стоимостью воспроизводства рабочего, а вторая определяется производительностью труда, которая, кстати, возрастает по мере роста капиталовооруженности труда. Т.е. возрастет при развитии капитализма.

Экономическая теория К. Маркса

Одним из крупнейших по своему влиянию на общественную мысль философов и экономистов XIX в. был Карл Маркс (1818-1883). Он был юристом по образованию, журналистом и профессиональным революционером по роду деятельности. Его ближайшим помощником и соавтором ряда его произведений был Фридрих Энгельс (1820-1895). Определенным рубежом в жизни Маркса были 1847-1848 гг. К этому времени была уже разработана его философская теория исторического материализма. В 1847 г. при участии Маркса и Энгельса был организован международный Союз коммунистов (предтеча I Интернационала), для которого Маркс и Энгельс написали программную работу «Манифест коммунистической партии» (1848). После европейской революции 1848 г. Маркс и Энгельс переселились в Англию, где жили до конца своих дней. Здесь Маркс окончательно принялся за разработку своей экономической теории. В конце 1850-х гг. он подготовил первый вариант своего основного труда «Капитал» и в 1859 г. опубликовал первый небольшой выпуск этой работы под названием «К критике политической экономии». Но затем Маркс прекратил публикацию, решив доработать рукопись. Было написано еще два черновых варианта «Капитала» пока наконец в 1867 г. не вышел первый том, единственный опубликованный при жизни Маркса. Второй и третий тома «Капитала» издал по черновикам Маркса Энгельс в 1885 и 1894гг. Предмет и метод Предметом изучения в экономической теории Маркса, как и у всех представителей классической политэкономии, была сфера производства. Маркс придавал ей настолько первостепенное значение, что все экономические отношения называл производственными. В основу метода была положена его философская теория исторического материализма. Материалистический подход Маркса к общественным отношениям заключался в следующем. Определенную совокупность общественных отношений Маркс называет «общественной формацией». «Базисом» этих общественных отношений он считает экономику, которая, в свою очередь, определяется уровнем развития техники («производительных сил»). Все общественные отношения, не относящиеся к экономическим (политические, культурные и т.д.), являются «надстройкой» над «базисом». Таким образом, техника («производительные силы») определяет характер экономики («производственных отношений»), а экономика - характер всех остальных общественных отношений. В то же время в отличие от других представителей классической политэкономии, считавших определенные общественные (и экономические) отношения «естественными» (капиталистические, мелкотоварные или социалистические), Маркс использовал исторический подход, доказывая, что общественные формации закономерно сменяют друг друга революционным путем. Правда, подспудно идея «естественности» у него все же присутствует, так как коммунистическая формация является в его схеме последней и окончательной. Свою теорию общественных формаций Маркс использовал для доказательства исторически преходящего характера капиталистической экономики, которая, по его мнению, должна будет неизбежно заменена социалистической экономикой. Основные теоретические положения Так же как и Милль, Маркс систематизировал теоретические положения, разработанные предшествующими представителями классической политэкономии. Структура «Капитала» была следующей. В первых двух томах Маркс рассматривал капиталистическую промышленность, причем в первом томе - проблемы производства, а во втором - проблемы обращения. В третьем томе к рассмотрению подключаются сферы торговли, кредита и сельского хозяйства. Кроме того, во всех разделах экономического исследования Маркса присутствует «сверхзадача» - показать «несправедливую», эксплуататорскую сущность капиталистической экономики как доказательство необходимости ее ликвидации. 1. Стоимость. В своем исследовании Маркс прибегает к особому методологическому приему - рассмотрению экономических категорий с разной степенью абстракции. В частности, в первых двух томах стоимость рассматривается в наиболее общем виде, как результат затрат труда рабочего. Маркс делит стоимость на три части: «постоянный капитал» (с), т.е. стоимость материальных издержек, «переменный капитал» (v), т.е. стоимость рабочей силы, и «прибавочную стоимость» (m). Деление капитала на постоянный и переменный было новым, до Маркса было только деление на основной и оборотный капитал. Присвоение капиталистом «прибавочной стоимости», созданной рабочими, Маркс называет «эксплуатацией». Отношение дохода капиталиста к доходу рабочих m/v он называет «нормой прибавочной стоимости» и показателем степени эксплуатации рабочих. В третьем томе Маркс вводит новое понятие - «цена производства», трактуя ее как превращенную форму стоимости. Она состоит из издержек на покупку средств производства и рабочей силы и средней для всех отраслей прибыли. Понятие «цена производства» вызвало дискуссию среди экономистов. Напомним, что после Смита теория трудовой стоимости и теория стоимости, определяемой издержками, противопоставлялись в рамках классической политэкономии. Поэтому после выхода третьего тома «Капитала» появилось утверждение о противоречии между первым и третьим томами «Капитала», так как там используются разные теории стоимости - трудовая теория и теория издержек. Марксисты (сам Маркс к моменту выхода третьего тома «Капитала» уже умер) в ответ повторяли, что одна категория есть превращенная форма другой; известный немецкий экономист В. Зомбарт утверждал, что трудовая стоимость - лишь логическая предпосылка к реальному понятию стоимости, определяемому издержками, но в целом дискуссия не имела большого размаха, поскольку классическая политэкономия уже сходила со сцены. Среди других экономических категорий «Капитала» современная экономическая наука считает наибольшим вкладом Маркса теорию общественного воспроизводства и теорию межотраслевой конкуренции и перелива капитала. 2. Общественное воспроизводство. В своей теории общественного воспроизводства Маркс вернул в научный оборот проблему перераспределения валового национального продукта, исследование которой было начато в «Экономической таблице» Ф. Кенэ и утрачено в связи с появлением «догмы Смита». В отличие от трех секторной модели Кенэ Маркс построил двухсекторную модель, поделив сферу производства на производство средств производства, т.е. элементов постоянного капитала, и производство предметов потребления для рабочих и капиталистов, и вывел формулу обмена между секторами той части продукта, который выходит за рамки внутрисекторного оборота. I(c + v + т) - стоимость продукта сектора I. II(с + v + т) - стоимость продукта сектора II. В натуральном выражении продукт сектора I предназначен для Iс и IIс, поэтому после восполнения Iс оставшийся продукт сектора I, равный по стоимости I(v + m), направляется в сектор II для восполнения Пс. В результате получается формула обмена I и II секторов: I(v + т) = IIс. Еще одним отличием теории Маркса от «таблицы» Кенэ было то, что у Кенэ рассматривалось только простое воспроизводство, а у Маркса представлено и простое, и расширенное. Схемы расширенного общественного воспроизводства Маркса, по сути, являются первой моделью экономического роста. 3. Межотраслевая конкуренция и перелив капитала. Маркс ввел понятие межотраслевой конкуренции, которая в отличие от внутриотраслевой представляет не конкуренцию за продажу однородных товаров, а конкуренцию за наиболее прибыльное вложение капиталов. Здесь (в третьем томе «Капитала») Маркс уже оперирует не понятием «прибавочная стоимость», а ее «превращенной формой» - «прибылью». Поскольку разные отрасли народного хозяйства имеют разную норму прибыли, т.е. отношение прибыли к авансированному капиталу (т/с + v), то начинается перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Это выражается в том, что в менее прибыльных отраслях предприятия закрываются, а в более прибыльных строятся новые. В результате в менее прибыльных отраслях предложение уменьшается, а цены и прибыль растут, а в более прибыльных отраслях происходит обратный процесс. В целом экономика стремится к формированию средней прибыли для всех отраслей.

Возникновение и развитие марксистской философии (диалектичес­кого материализма). Родоначальниками философии диалектического мате­риализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса, и именно поэтому диа­лектический материализм нередко называют марксистской философией.

Философия диалектического материализма возникла в середине XIX в. Предпосылками возникновения марксистской философии были:

    промышленная революция в Европе (XVIII-XIX вв.), означавшая переход от ручного к машинному труду;

    появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными по­литическими требованиями;

    идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха);

    открытия в области естественных наук: эволюционная теория Дарвина; уче­ние о клеточном строении организма; закон сохранения и превращения энергии.

Характерные черты марксистской философии:

1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с матери­алистическим принципом;

2. Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;

3. Не только объясняется мир, но и разрабатываются общеметодологичес­кие основы его преобразования. Как следствие, центр философских исследо­ваний переносится из области отвлеченных рассуждений на область матери­ально-практической деятельности людей;

4. Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами про­летариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

Наиболее важным вкладом К. Маркса в философию и социальную науку считают созданную им теорию прибавочной стоимости и открытие материали­стического понимания истории. По Марксу, общество развивается естествен­ным путем от одной общественной формации к другой. Характерные особен­ности каждой из этих формаций (ступеней развития) определяются способом производства, в основе которого лежат те или иные производственные отно­шения. Общество, где властвует товарное производство, порождает эксплуа­тацию и насилие. Преобразование общества с целью уничтожения эксплуата­ции возможно с помощью пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата на период перехода от капиталистической формации к комму­нистической. Коммунизм, по Марксу, это общественный строй, основанный на общественной собственности на орудия и средства производства, где ме­рилом свободы человека будет его свободное время и где будет осуществлен принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Соратником К. Маркса был Ф. Энгельс. Вместе они разрабатывали основ­ные идеи материалистической диалектики. Ф. Энгельс много внимания уделял сущности материи, формам ее движения и атрибутам. Наибольший его вклад в философию марксизма – диалектика природы.

Исходной и базисной идеей философии марксизма является новая концепция человека. Почему она является исходной? Дело в том, что та иди иная концепция человека в явном или скрытом виде составляет ядро, стер­жень любой философской, мировоззренческой системы.

Это значит, что человек не просто предполагается как элемент «картины мира», рисуемой мировоззрением, но что он образует ее содержательный центр и вырабатывает представление о сущем как предпосылке и базисе собствен­ного бытия.

Историческая заслуга философии марксизма состояла в том, что она впер­вые преодолела мистификацию человеческой деятельности и созерцания, харак­терную для метафизического материализма, и одновременно идеалистическую мистификацию человеческой деятельности, сведя чувственность и деятельность в единый практически-жизненный процесс. Именно в практике, деятельности фи­лософия марксизма увидела подлинную сущность и основу бытия человека, равно как и единственный инструмент реального преобразования мира.

Исторически, в классическом философствовании человек в любой сфере своей жизнедеятельности представлялся одновременно как естественное и об­щественное существо. Разграничение того и другого в конце концов часто за­вершалось сведением второго к первому. Отсюда «естественное» в человеке стало чем-то вроде основания и критерия правильности организации обще­ства, его установлений и представлений. Так возникли понятия «естественное право», «естественная мораль», «естественное в искусстве».

Вместе с тем границы между царством природы и человека относитель­ны, поскольку ни человек не существует вне природы, ни природа в ее пер­возданном виде не может быть строго отграничена от действующего в ней человека. Это двойственное существование человека особенно хорошо про­сматривается в двойственном характере труда, в котором, по мнению Марк­са, осуществляется процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредству­ет, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Какой предварительный вывод можно сделать из данного определения тру­да, деятельности человека? С одной стороны, человек изменяет форму того, что дано природой (или совершается по ее естественным законам). С другой, человек осуществляет одновременно и свою сознательную цель, т. е. его дея­тельность носит целесообразный характер. Но здесь мы сталкиваемся с про­блемой. Если предмет природы становится объектом внимания и изменения благодаря цели, то откуда берется сама цель? Если эта цель предзаложена в человеке, то сам он так и остается природным существом, поскольку столь же целесообразно действует и животное, действия которого обусловлены природными факторами. И потому человеку предназначено осуществлять в сво­ей жизни те цели, которые преследует природа, сотворившая его.

С этой проблемой впервые столкнулся И. Кант, который рассуждает следу­ющим образом: покуда человек действует Целесообразно, он не свободно по­лагает свои цели, а исходит из своих наличных потребностей (страстей, инте­ресов, стремления к счастью) как преданных. Это его природа, но, повинуясь ей, человек продолжает оставаться несвободным, поскольку действует по за­конам высшей необходимости.

Свобода же человека достигается только тогда, когда человек дает себе закон деятельности сам, безотносительно к своей природе. Содер­жанием этого закона является «категорический императив», который у Канта формален, т. е. лишен какой бы то ни было содержательной определенности.

Тем самым попытка Канта выявить собственно человеческое содержание человеческой деятельности закончилась, в сущности, опустошением сущнос­ти человека, молчаливым признанием ее неопределенности.

Маркс решение данной проблемы начинает именно с того пункта, на котором остановился Кант, – с «опустошения» человека.

Но при этом Маркс указывает, что опустошение это достигается не просто в результате отказа того или иного философа признать принцип целесообраз­ности, а как следствие частнособственнических отношений капиталистичес­кого общества.

С этой точки зрения, отличительной особенностью философии Маркса яв­ляется ориентация на необходимость революционного преобразования мира, основанного на частной собственности: «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело заключается в том, чтобы изменить его», а философия как духовная квинтэссенция своего времени, по Марксу, призвана вносить в обще­ство мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историческо­му прогрессу.

Целесообразная деятельность, понимаемая как достижение заранее за­данного результата, воплощаемого затем во внешнем продукте, есть непре­менный момент, хотя и только одна из сторон всякой практической деятельно­сти человека. Ее же конечной целью является не сам по себе внешний продукт, а человек, его свобода.

Таким образом, практика является наиболее глубинной основой и харак­теристикой человеческого мира прежде всего потому, что, во-первых, прак­тика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре. Во-вторых, практика носит общественный характер, ее нет вне общения лю­дей. В-третьих, практика есть предметная деятельность. И, наконец, в-чет­вертых, практика исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людь­ми условий, обстоятельств и самих себя.

Именно исходя из такого неклассического определения практики, Маркс формулирует целый ряд основных идей нового философского Мировоз­зрения:

Идею материалистического понимания сознания и идеологии;

Идею диалектико-материалистического метода познания;

Идею человека как субъекта истории.

В данном случае остановим внимание еще на одной идее философии мар­ксизма – идее свободы человека. Для Маркса история человечества – это история постоянного развития человека и одновременно растущего отчуждения. В основе того и другого существования человека находится соот­ветственно положительная и отрицательная стороны труда. Стало быть, труд – это, с одной стороны, специфически человеческая, творческая, свободная, фор­мирующая и развивающая человека и человечество сила, с другой же сторо­ны, – это отчужденный труд, деформирующий, уродующий человека и челове­чество.

То, что вся европейская культура развивалась и расцвела на почве час­тной собственности – это исторически достоверный факт. Но с развитием частной собственности и разделением труда труд утрачивает характер выраже­ния творческих сил, он все больше становится трудом отчужденным. Для Марк­са понятие отчужденного труда базируется на разнице между сущностью и су­ществованием, на том факте, что человеческое существование в условиях частной собственности удалено (отчуждено) от его сущности, что человек в дей­ствительности представляет собой совсем не то, что он есть в потенции, или, иначе говоря, что он есть не то, чем он должен стать и чем может стать.

Что происходит с человеком в процессе отчуждения труда (труда по принуждению, подневольного по своей сути)?

Во-первых , отчуждение самой деятельности человека, который выходит из процесса труда обедненным и опустошенным.

Во-вторых , отчуждение условий труда от самого труда, когда человеку про­тивостоят в отчужденной форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда.

В-третьих , отчуждение результатов труда. Чем больше человек произво­дит вещей, тем больше мир предметов, ему не принадлежащих.

В-четвертых , отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

В-пятых , отчуждение идеологии от жизни, приводящее к формированию у членов общества такого уровня притязаний и ожиданий, который не соответ­ствует действительным возможностям общества, что нередко бывает причи­ной отклоняющегося поведения.

В обобщенной форме можно сделать такое заключение. Отчуждение ве­дет к переоценке всех ценностей. Если человек считает высшей целью доход, труд, экологию и прочее, он упускает из виду подлинно моральные ценности: богатство чистой совести, добродетели. В состоянии отчуждения каждая сфеpa жизни не связана с другими (экономика с моралью и т. д.). И это специфи­ческая особенность царства отчуждения, где каждый вращается в кругу своей собственной отчужденности и никого не трогает отчужденность других людей (чужая боль).

А если это так, то человек должен построить другое общество, по Марксу, это социализм, где основной целью станет свобода человека. Царство свобо­ды, по Марксу, начинается лишь тогда, когда прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства.

Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутрен­ней природой человек – таков идеал философии человека и будущего общества, который Маркс называет «законченным гуманизмом», где индивид осуществляет уничтожение социального отчуждения, разделения труда и частной собственности и тем самым становится человеком, «выдавливающим из себя раба», человеком развивающимся.

Маркс хорошо понимал, что человек – высшее существо, не сомневался ни в коей мере в необходимости ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным и порабощенным. При этом главный смысл со­здания общества реального гуманизма, по Марксу, как вершины человечес­кой цивилизации заключается во всестороннем развитии человеческих сил, в развитии личности каждого как условия свободного развития всех.

Выводы:

Во-первых , философия марксизма впервые формулирует новую концеп­цию природы, сущности человека.

Во-вторых , исходя из данной концепции, философия марксизма доказы­вает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и не­свободы людей.

В-третьих , философия марксизма доказала, что независимость и свобо­да основываются на акте самореализации, саморазвитии человека.

Контрольные задания:

I. Какой из законов материалистической диалектики, по утверждению Мар­кса и Энгельса, характеризует источник развития?

а) Закон единства и борьбы противоположностей;

б) Закон отрицания отрицания;

в) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

II. Что выражает понятие «надстройка» в философии марксизма?

а) Совокупность производственных отношений;

б) Систему идеологических отношений и институтов;

в) Основополагающие принципы научного познания;

г) Цель научного познания.

Марксизм представляет собой философское, политическое и экономическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом с целью преобразования общества и его перехода на более высокую ступень своего развития. Марксизм - это не просто идеология или своеобразный взгляд на мир, это целая научно обоснованная доктрина, которая объясняет развитие общества и возможность перехода на новую модель общественных отношений - коммунизм. Популярность этого учения на сегодняшний день очень незначительна, но его последователи фактически предопределили историю всего ХХ века. Марксизм кратко будет описан в данной статье.

Карл Маркс как основатель учения

Автором теории, которую последователи назовут марксизмом, был немецкий журналист, экономист и философ Карл Генрих Маркс. Общественный деятель родился в городе Трире в 1818 году, обладал блистательными способностями к наукам, и в 1841 году окончил Берлинский университет, так сказать, экстерном. В возрасте 23 лет защитил докторскую диссертацию по античной философии. Увлекался учением классика немецкой философии Г. Гегеля, который был идеалистом. Со временем Маркс занял материалистические позиции, но позаимствовал у Гегеля философский метод диалектики. Таким образом появилась теория марксизма, положения которой изначально были прописаны в "Манифесте Коммунистической партии" (1848 год). Перу этого гениального мыслителя и общественного деятеля принадлежат следующие работы: "Капитал", "Немецкая идеология", "Критика Готской программы", "Экономическо-философские рукописи". Умер Карл Маркс 14 марта 1883 года в Лондоне.

Источники марксизма

Марксизм - это целостная система взглядов на все социальные процессы. Но эту систему можно условно разделить и определить ее основные составные части, а также источники. Известный русский революционер-марксист В. И. Ленин в одной из своих работ выделил три источника, на которых основываются идеи марксизма.

Английская политическая экономия

Учение Маркса - это прежде всего учение об экономической теории. Поэтому источником этого учения являются предшествующие марксизму экономические представления, среди которых английская политическая экономия. Адам Смит и Давид Рикард положили начало современной политической экономии, создав трудовую теорию стоимости. Труды английских экономистов К. Маркс брал за основу своей теории.

Немецкая классическая философия

В идеалистической диалектике Георга Гегеля, Маркс видел основу своего философского мышления. Но после прочтения трудов Людвига Фейербаха философ начинает понимать, что идеалистическая позиция очень шаткая и даже не верна. Маркс разрабатывает новый метод, комбинируя философию материализма и диалектику. Как он сам заявлял «Мы поставили диалектику Гегеля с головы на ноги…».

Утопическая социалистическая мысль

Еще задолго до появления марксизма в Европе существовало множество утопических учений. Их представители пытались найти выход из сложившейся ситуации тотальной общественной несправедливости. Среди более известных социалистов-утопистов можно выделить Роберта Оуэна, Шарля Фурье, Анри Сент-Симона и других. Карл Маркс критически проанализировал их произведения и вывел социалистическую мысль из стадии утопической в стадию научную.

Таким образом, всесторонность теории дала ей колоссальную популярность. Развитие марксизма обуславливалось широким рабочим движением в годы зарождения политической идеологии.

Основные постулаты теории Карла Маркса

В марксизме практически невозможно выделить идею, которую можно было бы считать основной. Марксизм - многогранное, четко выстроенное учение.

Диалектический материализм

Все учение марксизма строится на философской позиции материализма, главное положение которой состоит в утверждении, что материя по отношению к сознанию является первичной. Сознание - это всего лишь свойство организованной материи отражать реальность. Но сознание как таковое материей не является, оно только ее отражает, а также изменяет.

Материалистическая диалектика рассматривает окружающий нас мир как целое, где абсолютно все явления и объекты взаимосвязаны. Все в этом мире постоянно находится в непрерывном движении и изменении, рождении и гибели.

Теория марксизма понимает под диалектикой общие закономерности и развитие природы, человеческого мышления и общества.

Фундаментальными для философии марксизма (диалектического материализма) являются три диалектических закона: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания.

Материалистическое понимание истории

Марксизм рассматривает человека не как что-то отдельное, а как общественное существо, как продукт общественных отношений и связей. Все виды человеческой деятельности творят человека лишь постольку, поскольку он сам их творит.

Принципы исторического материализма следующие:

  • первичность материальной жизни над жизнью культурной;
  • основополагающими в любом обществе выступают именно производственные отношения;
  • вся история человеческого общества есть история борьбы классов (то есть одних социальных групп с другими);
  • признание того, что история является постоянно движущимся процессом смены общественно-экономических формаций (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая).

В каждой общественно-экономической формации присутствует класс угнетателей и класс угнетенных. Определяются эти антагонистические классы по их отношению к средствам производства (земле - при феодализме, заводам и фабриками - при капитализме). При капиталистической формации существует класс буржуазии и класс наемных рабочих (пролетариат). Классы находятся в постоянной борьбе, и, как предполагал Маркс, пролетариат должен свергнуть эксплуататоров и установить свою диктатуру. В результате должно возникнуть новое справедливое общество и следующая общественная формация - коммунизм. Следует отметить, что марксизм - это не всегда коммунизм, многие используют это учение не в политических, а в научных целях.

Политэкономия марксизма

Политическая экономия марксизма изучает исторические, сменяющие друг друга способы общественного производства, или систему производственных отношений. Все идеи марксизма, и политэкономия не исключение, строятся на диалектическом понимании природы общества.

Центральной темой критики К. Маркса в области экономики была тема капиталистического способа производства. Этому понятию и его исследованию Маркс посвятил свой главный труд - «Капитал». В произведении он раскрыл основные законы существования современного общества и раскритиковал их как негуманные и эксплуатационные. Оспорить это положение Маркса довольно трудно по сей день. Многие люди вынуждены работать изо дня в день, чтобы не умереть с голоду, тогда как другие живут с этой работы, а сами практически не трудятся.

Мы рассмотрели марксизм кратко, и многие его положения остались без внимания. Но уже довольно ясно, что это не только не пустое и утопическое учение, а целый научный метод решения многих общественных противоречий. Марксизм - это не догматика советских учебников, это живая, динамически развивающаяся мысль. На Западе и в России множество интеллектуалов придерживаются учения Карла Маркса и его многочисленных преемников.

История 19 века богата на различные философские идеи, течения, которые впоследствии изменили все общественное устройство вплоть до современности. Среди выдающихся философских идей отдельным учением (особенно для нашей страны) стоят идеи марксизма. Влияние теорий и философии Карла Маркса на мировую историографию неоспоримо и среди многих видных исторических деятелей считается самым выдающимся в истории общества не только в 19 и 20 веках, но и за весь период существования цивилизации.

Вконтакте

Возникновение марксизма

Теория о новом экономическом способе производства возникла как естественное явление производственных процессов и экономического уклада тогдашней Европы.

Появление и значительное распространение нового класса – рабочих фабрик и заводов, в значительной мере изменило род социальных и .

Развитие капитализма выражалось в активной эксплуатации рабочих, начиная с 30 годов 19 века. Это явление сопровождалось не улучшением уровня жизни рабочего класса, а стремлением получение как можно большей прибыли и увеличения производительности производств. Капитализм, имея основной целью получение прибыли, не считался с правами и потребностями эксплуатируемого класса.

Сам общественный уклад и наличие неразрешимых противоречий между классами требовали появления новой теории взаимоотношений в обществе. Это марксизм. Последователей Маркса закономерно носили название — марксисты. К самым известными последователями данного движения являлись В.И. Ленин, И.В. Сталин, Мао Цзэдун, Ф. Кастро. Все эти политические деятели способствовали активному развитию идеи марксизма в обществе и строительству социализма во многих странах.

Внимание! Марксизм — это превалирование экономических отношений по сравнению со всеми другими аспектами развития общественных связей – материализмом.

Философия марксизма

Идеи Маркса получили свое закрепление в середине 19 века. Это была эпоха бурного развития капитализма, гигантского скачка промышленности Германии (Карл Маркс был немцем) и усложнения общественных отношений между различными слоями населения.

Как яркий и непревзойдённый философ, Маркс закрепил основные положения теории в своем произведении «Капитал» .

Этот труд закрепил основные идеи материализма и экономическое обоснование нового общественного строя, впоследствии изменившего мир – коммунизма. Классический марксизм характеризовался особыми постулатами. Основные положения марксизма кратко и понятно:

  • Учения мыслителя базировались на материализме общества. Эта теория означала первичность материи перед сознанием, и является чисто философской категорией понимания бытия. Однако, не исключая, а дополняя свои взгляды теориями диалектики в последующем, философия марксизма приобрела материалистически-диалектический характер.
  • Разделение общества не на социальные группы и сословия, как было принято ранее в большинстве социологических учений, а на страты, то есть классы. Именно Карл Маркс первым, кто ввел это понятие, как вид разделения всего общественного устройства. Данный термин тесно связан с материализмом, и выражается в иной классификации общественных отношений между различными представителями общества. Социология марксизма в данном учении понимается, прежде всего, два основных вида – это класс рабочих (эксплуатируемый) и класс капиталистов (эксплуататоров) и взаимодействие между ними на основе товарно-денежных условий;
  • Новый способ понимания экономических отношений между классами, основанный на диалектическом материализме, как применения производственных отношений новой формации (при непосредственном участии рабочих).
  • Экономика образует общество. Именно экономические (производственные отношения) являются базисом для всего общества, первоисточником человеческих отношений. Проще говоря, товарно-денежные и производственные отношения между людьми (изготовление, распределение, продажа ) являются самым главным в отношениях между различными классами и слоями людей. Этот постулат в последующем был закреплен и активно развит в новом учении – экономическом коммунизме.

Разделение на экономические формации

Одним из важнейших постулатов в учении Маркса стало разделение всего исторического периода развития человечества на несколько основных экономических и производственных формаций.

Некоторые историки называли их классами, некоторые стратификацией.

Но смысл от этого не менялся — в основе экономических философий лежит деление людей на классы.

Также примечательно, что в основе формаций лежит принцип производства товаров, приспособлений на основе которых общество и развивалось. Принято выделять 6 таких формаций:

  • Первобытно-общинный строй. Самый первый исторический период развития человеческого общества. С формированием начального периода накопления отсутствует разделение на какие-либо классы или сословия. Вся собственность общины (коллектива) всеобща, и не имеет определенного собственника. При этом учитывая лишь изначальный этап развития человеческого общества, орудия добычи и производства находились на сугубо примитивном уровне и не позволяли производить или собрать достаточно продукции, кроме необходимой лишь для выживания. Такая формация получила наименование примитивного коммунизма именно из-за того, что собственность находилась в руках общины и отсутствовала эксплуатация населения, в собирательстве участвовало все общество.
  • Азиатская формация. Также такой период в истории иногда именуется государственно-общинным строем , так как в последующем при развитии инструментария добычи и совершенствованием способов производства людям удалось получать прибавочный продукт, то есть в обществе происходило накопительство и стали появляться излишки ценностей. Для того, чтобы распределять продукцию и осуществлять централизованный контроль в обществе стал выделяться управленческий класс, который осуществлял лишь управленческие функции и не занимался непосредственным производством продукции. В последующем он (знать, жрецы, часть воинства) образовал элиту государства. Данная формация также отличается от предшествующей наличием и появлением такого понятия, как частная собственность, в последствии именно при данной формации стали появляться централизованные государства и аппарат управления и принуждения. Это означало экономическое и впоследствии политическое закрепление расслоение населения и появление неравенства, что послужило предпосылками к появлению новой формации.
  • Рабовладельческий строй. Характеризуется сильным общественным расслоением и дальнейшим совершенствованием орудий добычи. Накопление первоначального капитала закончилось, а размер добавочного продукта увеличился, что привело к появлению нового класса людей – рабов. В различных государствах положение рабов отличалось, однако общим было полное бесправие. Именно в эту эпоху сформировалось представление об эксплуатируемом классе, как о немых орудиях исполнения воли господ. При том, что производством в ту эпоху занимались именно рабы, они не имели никакой собственности и не получали никаких привилегий или дивидендов от выполняемой работы.
  • Феодализм. Период в истории, который отличается появлением различных сословий, однако также главным образом разделение происходило уже не на рабов и господ, а на зависимых крестьян и представителей знати и духовенства. В этот период происходит законодательное закрепление зависимости крестьян, однако в период этой эпохи крестьяне обладали минимальным набором прав и получали небольшую часть производимого ими продукта.
  • – характеризуется существенным развитием средств производства и развитием общественных отношений. В это время происходит значительное расслоение общества и распределяемых благ в социальной структуре. Появляется новый класс – рабочие, которые обладая общественным сознанием, волей и самовосприятием не имеют социальных прав и отчуждены от распределения и пользования основными общественными благами. Класс капиталистов малочисленен, но при этом диктует свою волю и пользуется абсолютным большинством добавочного продукта. Власть реформируется и преобразуется от власти монархии, как в период феодализма к различным формам выборной . Также положение рабочих отличалось невозможностью накопления первоначального капитала без принудительного труда;
  • Коммунизм – высшая форма развития общества. Суть данной формации заключалась в том, что средства производства должны достичь такого уровня, при котором вся собственность, вне зависимости от ее ценности, становится общественной (общей) , однако уровень производства может обеспечить потребности всех граждан. Классы при такой формации исчезают, все люди имеют одинаковые права и социальное положение, выполняя при этом свою функцию. Это и были основные черты коммунистического строя.

Важно! Достичь коммунизма в истории никому не удалось, несмотря на многочисленные попытки различных государств, поэтому его часто называют утопией.

Что такое марксизм, кратко

Философия и подходы марксизма

Вывод

Появление и последующее развитие марксизма послужило одной из явных причин глобальных общественных изменений в жизни человечества. С появлением СССР теории Маркса получили свое прикладное значение, какие были усовершенствованы и в течении 70 лет наша страна двигалась к построению коммунизма, однако такие попытки не увенчалось успехом. В целом, идеи Маркса положительно повлияли на положение рабочих во всем мире, несмотря на общественный строй, и заставило капиталистов хоть и в незначительной степени улучшить социальный их статус.