План конспект экскурсии в эколого исторический музей. По познавательному развитию

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие". Знакомство детей 5-6 лет с профессией "Музейный работник" в рамках проекта "Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №20 имени В.Ф. Грушина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевска Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Василек»

«Экскурсия по музею»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»

в рамках территориальной методической недели по патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Сычева Галина Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории СП «Детский сад «Василек» ГБОУ ООШ №20

г.о. Новокуйбышевск 2017

«Экскурсия по музею»

Интеграция образовательных областей: " Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Познавательное развитие", «Художественно-эстетическое развитие", «Физическое развитие".

Цель : Подготовка детей к восприятию мира музея

Задачи:

1) Создать условия для восприятия детьми мира музея ("Социально-коммуникативное развитие")

2) Познакомить с профессиями «Экскурсовод», «Реставратор» ("Познавательное развитие")

3) Способствовать формированию у детей художественного восприятия экспонатов музея ("Художественно-эстетическое развитие")

4) Содействовать проявлению самостоятельности у детей в общении со сверстниками и взрослыми («Социально-коммуникативное развитие»)

5) Способствовать обогащению словаря у детей и активизации речевых навыков («Речевое развитие»)

5) Создать условия для снятия статического напряжения у детей с помощью физических упражнений ("Физическое развитие")

Методы и приемы:

– словесные: беседа о музее, отгадывание загадок, ответы на вопросы;

– наглядные: электронно-образовательный ресурс «Мой город», «Народная игрушка», «Экспонаты», «Профессия музейный работник».

– практические: «экскурсия по музею», д/и «Угадай из какой сказки предмет», д/и "Каждому экспонату свое место»", д/и "Найди отличия", работа «по реставрации экспоната».

Материалы и оборудование: создание мини-музея в группе «русская изба» (экспонаты предметов быта: вышитые вещи, рушник, прялка, самовар, утюг, чугун, валик, крынка, ухват (рогач), коромысло, деревянные ложки, плошка), одежды, обуви: сарафан, рубаха, фартук, лапти,), народные игрушки: семеновская матрешка, дымковская игрушка (барышня), филимоновская игрушка-свистулька, каргопольская сюжетная игрушка, богородская игрушка-забава.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Восприятие (художественной литературы и фольклора)

Рассказывание сказки с помощью театра на фланелеграфе.

Игровая

Игровая ситуация ("Ковер-самолет"), игры с правилами

Коммуникативная

Вопросы, отгадывание загадок

Двигательная

Физкультминутка

Ты в музее не шали, Громко ты не говори!

Слушай всё внимательно, Запомни обязательно!

Руками трогать нам нельзя Экспонат музейный.

Он бесценен для людей, разных поколений!

Из музея нам нельзя выносить предметы

Ни картину, ни букет Ни ценные портреты

Посетители придут Ничего здесь не найдут!

Вправо-влево качают указательным пальчиком

Прикладывают палец к губам Ладонью, по-очереди, прикрывают ухо и поворачиваются вправо-влево,

По-очереди правой рукой дотрагиваются до левой ладони и наоборот

Разводят руки вперед и в стороны

Поворот туловища за рукой вправо. Поворот туловища за рукой влево

Поднимают правую руку вверх Поднимают левую руку вверх

Шагают и разводят руки вперед и в стороны

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя и ведущего ребенка

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Воспитатель привела детей на экскурсию в музей /игровой/. Перед входом /вывеска/она спрашивает у них:

Куда мы пришли?

Что такое музей?

Для чего люди создают музеи?

Кто работает в музее?

Воспитатель выясняет у детей, как нужно себя вести в музее.

Их встречает 1-ый РЕБЕНОК-ЭКСКУРСОВОД и рассказывает правила в стихах

Дети дают предположительные ответы на вопросы воспитателя

Дети входят в группу, оборудованную под мини-музей.

Дети показывают движения.

Созданы условия для восприятия детьми мира музея

Дети настроены на предстоящую деятельность

1-ый ребенок-экскурсовод предлагает совершить виртуальную экскурсию по городу Новокуйбышевску.

/фильм «Мой город»/

Спрашивает у детей, догадались ли они, почему мы начали экскурсию по музею с фильма о городе?

Город наш растет, меняется, становится краше, благодаря жителям, трудящимся на разных предприятиях, чтобы всем жилось хорошо.

Люди, каких профессий трудятся в нашем городе?

Как называется профессия, где работники оформляют целые комнаты со старинными предметами и рассказывают интересные истории из прошлого предметов.

1-ый ребенок-экскурсовод - У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги. Люди хранят их как память о чем-то приятном. Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни собирали картины, другие книги, старинные вещи.

Эти коллекции, различные старинные вещи, в своем доме могло увидеть только небольшое количество людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях (в больших домах, куда могли прийти все желающие и посмотреть на предметы прошлого, предметы старины.

Дети дают предположительные ответы:

Музей находится в городе;

У города есть своя история;

В феврале 2017 года у города день рождения - 65 лет.

Дети называют знакомые профессии и объясняют их значимость: дворник, чтобы было чисто во дворах, на детских площадках и т.д.

Дети называют профессию «музейный работник»

Дети знакомятся с профессией «Музейный работник», слушают рассказ экскурсовода, отвечают на вопросы

У детей сформированы понятия о достопримечательностях города

Дети знакомы с профессией «Экскурсовод», умеют выполнять действия в соответствии с ролью

У детей имеются представления о деятельности музея

Дети проявляют самостоятельность в общении со сверстниками и взрослыми

Детей встречает 2-ый РЕБЕНОК- ЭКСКУРСОВОД и сообщает о том, что жители должны знать историю родного города и его народа.

Поэтому предлагаем посетить экспозицию «русская изба».

С помощью загадок знакомит со старинными предметами быта, которые находятся в «русской избе»

  1. Каждый раз поутру Надеваю я трубу. Но не догадаться вам, Он зовется … /сарафан/

А сейчас вы носите сарафан? - Похожи ли они на старинные сарафаны? - Чем они отличаются?

Дети отгадывают загадку об одежде и находят отгадку среди музейных экспонатов и рассказывают о ней

У детей сформировано художественное восприятие экспонатов музея

Экскурсовод задает загадку:

  1. По полотняной стране, по реке Простыне. Плывет пароход, то взад, то вперед. А за ним такая гладь, ни морщинки не видать! /утюг/

Экскурсовод задает вопросы детям:

А у вас дома есть утюг? - Чем отличаются и чем похожи современный и старинный утюги? - С помощью чего гладили вещи много лет назад? /валик/

Экскурсовод просит показать, как гладить с помощью валика.

Желающие дети пробуют показать, как гладили белье с помощью валика

Экскурсовод задает загадку:

  1. Сверху дыра, снизу дыра. А посередине огонь да вода /самовар/

Экскурсовод задает вопросы детям:

Зачем нужен был самовар? - У кого дома есть самовар? – Что сейчас есть вместо самовара? / электрический чайник/

Дети отгадывают загадки о предметах быта и находят отгадки среди музейных экспонатов и рассказывают о них

У детей обогатился словарь, и активизировались речевые навыки

Экскурсовод задает загадку:

  1. Три братца пошли на реку купаться, Два купаются, а третий на берегу валяется. Искупались, вышли и на третьем повисли /коромысло и ведра/

Экскурсовод задает вопросы детям:

Нужно ли сейчас коромысло в доме?

Экскурсовод предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть коромысло, используя подсказки-картинки.

Находят картинки-подсказки и называют сказки, в которых есть коромысло

У детей обогатился словарь, и активизировались речевые навыки

Экскурсовод благодарит детей за хорошую память, смекалку и просит вспомнить сказки: Гуси-лебеди, Морозко и ответить:

С помощью чего из печки вынимали хлеб и пирожки? Если дети не называют, то экскурсовод загадывает загадку:

Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит – отдает, сам в угол идет. /рогач, ухват/

Дети отгадывают загадки о предметах быта и находят отгадки среди музейных экспонатов и рассказывают о них.

У детей сформированные социально-коммуникативные навыки

3-ой РЕБЕНОК-ЭКСКУРСОВОД предлагает детям посмотреть фильм «Народные игрушки» и обращает их внимание на то, что дети во все времена остаются детьми. Только игрушки у них разные.

Просит найти и рассказать, во что играли дети их бабушки и прабабушки. - Почему игрушки называются дымковские, каргопольские, семеновские, богородские.

Дети смотрят фильм о старинных игрушках, находят их среди музейных экспонатов и рассказывают, из чего они сделаны, как с ними нужно играть.

У детей сформированные первоначальные знания о народных промыслах

Воспитатель задает экскурсоводам вопрос: мы с детьми тоже принесли очень старую книгу в подарок музею. Только она настолько старая, что прочесть ее удается с трудом.

Экскурсовод говорит детям, что в музее есть еще одна профессия: реставратор или музейный доктор, который возвращает цвет и недостающие фрагменты книге, картине или иконе, склеит разбитый горшок, починит старинный стол. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.

Но об этой профессии мы поговорим на следующей с вами встрече.

Дети внимательно слушают

Дети познакомились с профессией «реставратор»

Кто продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий?
-Кто забирает одежду, выдает номерок и бахилы?

Кто встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты?
- Кто приходит на выставку в музей, слушает экскурсовода, задает вопросы об экспозиции, фотографирует экспонаты, делится впечатлениями от увиденного?

Кого называют музейным доктором, кто восстанавливает первоначальный вид вещи?

Билетёр Гардеробщик Экскурсовод Экскурсанты Реставратор

У детей имеются представления о деятельности музея и профессии «музейный работник»

Используемая литература:

  1. Н.В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью /старшая группа/, Москва, 2004
  2. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Изд. 6-е Ростов-на-Дону Феникс, 2011
  3. Электронная библиотека Цикл бесед о музее для дошкольников https://znanio.ru/media/tsikl_besed_po_razvitiyu_u_doshkolnikov_predstavlenij_o_cheloveke_v_istorii_i_kulture_na_materiale_kraevedeniya_i_traditsij_maloj_rodiny-37928/45917

Приложение №1

Приложение №2


Цель: Познакомить детей с историей своего родного города, что представляла собой Алексеевка несколько веков назад, какие великие достижения были в эту эпоху. Что произошло в нынешнем веке, как преобразовался город. Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность. Воспитать интерес и любовь к своему городу, гордость за его достижения.

Ход:

Предварительная беседа в группе

Ребята, как называется город, в котором мы живем? А в какой области? Какой главный город в области?

В нашей области много небольших городов - это Шебекино, Старый Оскол, Валуйки, Алексеевка и другие.

Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем, как он возник и что в нем происходило до нашего времени. С этой целью мы отправимся в Краеведческий музей, который расположен на улице Некрасова. Вести себя в музее нужно очень тихо и спокойно. Слушать экскурсовода - это человек, который будет рассказывать о нашем городе.

Рассказ экскурсовода

Ребята, мы находимся в краеведческом музее, где познакомимся с историей нашего края и города. Вы все прекрасно знаете, что наш город называется Алексеевка. А раньше, давным-давно, когда не было на свете ваших бабушек и дедушек, Алексеевка представляла собой очень маленькое селение - слободу Алексеевку, вотчину (владение) графа Шереметьева. Это был очень богатый человек, и Алексеевка была его собственностью. Тогда в Алексеевке еще не было таких многоэтажных домов, в которых живут многие из вас. Посмотрите сюда ребята (показ фотографии) - это сам граф Шереметьев и его жена. Видите, раньше люди носили другую одежду, расшитую золотом камзолы, роскошные с рюшами платья и драгоценности – это, а жили они вот в таких домах (показ фотографий) . Вы, наверное, узнаете многие из этих домов. Они сохранились и до нашего времени. Их дома отличались крепостью каменных построек и красотой. А вот дома простых жителей тогдашней слободы Алексеевки, не отличались такой красотой (показ картин, фотографий) , видите, какие они были жалкие, почти врытые в землю лачуги и их одежда не была такой богатой. Видите, какие у них рваные рубашки. Люди в основном были крестьянами: пахали земли, сеяли хлеб. Но пахали землю не тракторами, как сейчас, а с помощью плуга на коровах, лошадях (показ картин, репродукций) Не было тогда в слободе Алексеевка, ни заводов, ни фабрик, ни магазинов. Были только лавки, где ремесленники (люди, которые занимались своим ремеслом) продавали свой товар. Кто-то шил сапоги - сапожники, кто-то делал глиняную посуду - гончары, кто-то изготавливал подковы - кузнецы.

Было в Алексеевке очень знаменитое событие. Впервые у нас в слободе был изобретен способ получения подсолнечного масла из семян подсолнечника. Его изобрел Даниил Семенович Бокарев - наш земляк.

Все вы знаете с подсолнечником, видели семечки. И вот из них сейчас тоже получают подсолнечное масло. На подсолнечном масле ваши мамы, бабушки жарят, пекут. Сейчас его получают с помощью особых прессов. Тогда Даниил Бокарев получал его с помощью вот такого деревянного приспособления (показ) .

В настоящее время подсолнечное масло пользуется большим спросом не только у нас в стране, но и в других странах.

Потом в слободе Алексеевка появились дворы, стали образовываться улицы. Некоторые название улиц сохранились и по сей день. Например,

улица Новая, Гончаровка. Улица Победы раньше называлась Большая торговая, часть улицы Карла Маркса называлась Мостовая.

А вы знаете, какая у нас протекает река? Да, Тихая Сосна. А кто знает, почему она так называется? Да, правильно, она течет очень тихо, на ее пути нет водоворотов, больших порогов. А почему Сосна? Потому что раньше у нас в слободе был большой сосновый бор. Его рубили и строили морские суда. Сейчас речка стала грязной, заросшей камышами.

(Экскурсовод рассказал детям о флоре и фауне области, Великой Отечественной войне, заводах города)

Вот и закончилась наша экскурсия. Что нужно сказать за интересный рассказ? Спасибо.

Ребята, а в группе мы нарисуем дома, которые были раньше в слободе Алексеевка.

Музей археологии Москвы предлагает московским школьникам серию выездных лекций-демонстраций с возможностью прикоснуться к древней истории Москвы, не выходя из класса.

Выездная программа «Музей в школе»

Лекции-демонстрации

Традиции и быт средневековой Москвы (для 1 — 4 классов)

Лекция-демонстрация посвящена повседневной жизни в средневековой Москве. Школьники познакомятся с внутренним устройством дома и особенностями русского костюма. Для более глубокого погружения в историю двум детям примерят традиционную мужскую и женскую одежду. Также будет уделено внимание кушаньям, составляющим повседневное и праздничное меню средневекового москвича.

Что такое археология? (для 1 — 4 классов)

На лекции-демонстрации школьники познакомятся с основными археологическими понятиями, многообразием древних поселений и погребений, а также правилами организации их раскопок. Узнают о том, где и когда в нашей столице проводились и проводятся археологические исследования. Кроме того, у участников будет возможность подержать в руках подлинные находки и создать объёмную модель культурного слоя, поочерёдно насыпая в стеклянной банке прослойки песка, опилок, угля и бытового мусора.

Заруби себе на носу (для 1 — 4 классов)

На лекции-демонстрации ребята узнают о том, какие меры длины использовали средневековые москвичи, как зародился счёт, что такое абак и как им пользоваться. Помимо этого, школьники познакомятся с тем, как писали и чему учились в средневековой Москве. Отдельно будет рассказано про «нос» и зачем на нём зарубали. И всё это на основе реальных археологических находок. Участники смогут самостоятельно «процарапать» на цере и бересте различные знаки.

Досуг средневековых москвичей (для 1 — 4 классов)

Лекция-демонстрация посвящена тому, как отдыхали и во что играли в стародавней Москве. Сначала ученики познакомятся с древними глиняными игрушками, в том числе подлинными. Ребята поучаствуют в занимательных играх и забавах, узнают о том, что такое «бабки» и бирюльки. Затем речь пойдёт о древнерусских музыкальных инструментах. Наглядная презентация позволит увидеть фрагменты старинных дудочек, погремушек и даже варганов. В завершении участники попробуют воссоздать звучание таких инструментов, организовав небольшой оркестр.

Древнейшее прошлое Московского края (для 4 — 7 классов)

Лекция-демонстрация посвящена истории нашего края в эпоху каменного и бронзового веков. Слушатели узнают, когда сюда пришли люди, где находится древнейшая стоянка Ледникового периода.. Выяснят, что такое индустрия каменного века, как делались орудия и как их различают. Получат ответы на вопросы, что можно сделать кремнёвым отщепом, можно ли просверлить камень и как охотились на гигантов эпохи палеолита — мамонтов. Школьники смогут подержать в руках некоторые древние находки.

Московские клады (от 7 класса)

На лекции-демонстрации ученики узнают, что такое клады с точки зрения науки археологии, какие они бывают и как часто их находят. Дети познакомятся с самым крупным кладом из обнаруженных в Москве, увидят фотографии предметов, из которых он состоял. Не останутся без внимания и другие, некогда спрятанные москвичами ценности. В завершении участники попробуют определить дату сокрытия предложенного им «клада», предварительно проанализировав его состав.

Способы археологического датирования (от 5 класса)

На лекции-демонстрации ребята узнают о том, как археологи определяют, к какому времени относятся найденные ими вещи и постройки, чем отличается стратиграфический метод от радиоуглеродного, как в условиях проведения археологических раскопок можно ориентировочно определить возраст находки. В практической части школьники распределят подлинные предметы по времени и самостоятельно продатируют клад монет.

Возраст Москвы (от 7 класса)

Научно-дискуссионная лекция посвящена проблеме определения истинного возраста нашей столицы. Ученики познакомятся с основными научными взглядами по этому вопросу. Они также узнают, когда появились первые люди на территории Москвы, как они жили, чем занимались, во что одевались. Школьники познакомятся с тем, как на основании археологического материала определяется возраст города. Лекция сопровождается показом подлинных находок и муляжей предметов, относящихся к различным историческим эпохам.

Длительность каждой лекции-демонстрации: 1 академический час (45 минут).

Необходимое оборудование: компьютер, телевизор/экран/интерактивная доска

ИКТ: презентация Microsoft Power Point/слайд шоу.

Цена одной лекции-демонстрации для школьников: 7000 рублей. 100% предоплата. Возможны как наличная, так и безналичная формы оплаты. Лекция-демонстрация рассчитана на один класс.

Цели: расширить и углубить знания учащихся об истории и культуре Пензенского края;

выработать умения и навыки самостоятельной работы с дополнительной информацией по заданной теме; формировать навыки построения устного монолога;

развивать устную речь, самостоятельность учащихся;

воспитывать любовь и уважение к родному краю.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, диск «Край наш пензенский».

План урока.
1) Проверка домашнего задания.
2) Работа над темой:
- самостоятельная работа в группах по карточкам;
- отчёт о проделанной работе.
3) Подведение итогов. Оценки. Домашняя работа.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

Сегодня мы продолжаем нашу виртуальную экскурсию по Пензенскому краеведческому музею. На уроке мы познакомимся с этнографией, историей и культурой нашего края, вы на некоторое время станете экскурсоводами и проведёте нас по залам музея.

Вспомните, что вам известно о краеведческом музее. Расскажите, когда был основан музей, кто является директором, какие экскурсии проводятся, какие залы существуют.

II. Работа над темой «Экскурсия в краеведческий музей».

У каждой группы есть задание, с которым вы начали работать на прошлом уроке. Сегодня вы заканчиваете работу, и через 10 минут каждая группа представляет свой зал, т.е. вы как экскурсоводы расскажете нам о своём разделе, о самых знаменитых людях и интересных экспонатах.
Задание №1.

Этнография
1) В толковом словаре выяснить лексическое значение слова «этнография».

2) Подготовить сообщение о костюмах, продемонстрировать их.

3) Рассказать об Анисимовой.

Задание №2

Составить рассказ об историческом прошлом нашего края, используя вопросы:

Когда основан город?

Как выглядел город в первые десятилетия существования?

Люди, каких национальностей заселяли Пензу?

Какие гражданские войны проходили в Пензенской области в XVII- XVIII веках?

Задание №3

История
1) Расскажите о людях, которые прославили Пензу:

Покажите выставку гос. деятелей, об одном герое расскажите;

Покажите героев Великой Отечественной войны, сделайте сообщение о Кижеватове.

2) Расскажите об экспонатах вашего раздела, продемонстрируйте их.

Задание №4

Культура
1) Расскажите о культурной жизни Пензы (об образовании, о театрах, о музеях).

2) Сделайте сообщение о Лермонтове

2) Расскажите об экспонатах выставки. Продемонстрируйте их для всего класса.

Задание №5

Культура
Расскажите о самых перспективных видах спорта.

Покажите лучших спортсменов.

Задание №6

Культура
1) Подготовьте рассказ о художественной галерее.

2) Сделать сообщение о Савицком, о Татлине, о Лентулове.

Задание №7

Экономика
1) Расскажите о Зоткине. Объясните, почему необходимо говорить о нём на уроках краеведения.

2)Расскажите об абашевской игрушке. Продемонстрируйте эти игрушки всему классу, опишите их.

3) Прочитайте стихи о Зоткине.

III. Подведение итогов. Оценки.

Какой рассказ вам больше всего понравился?

О каких людях, прославивших Пензу, вы сегодня узнали?

О чём бы вам хотелось узнать подробнее?

Домашнее задание:

Напишите отзыв о сегодняшней экскурсии

1) текст-повествование художественного стиля «Экскурсия в виртуальный музей (напишите, в каких залах побывали, что больше всего запомнилось, что бы хотели посмотреть в настоящем музее)
2) текст-описание в художественном стиле «Экспонат, который мне больше всего запомнился» (Общее представление о предмете. Описание деталей. Моё отношение к предмету).

Скачать полную версию Чтобы скачать материал или !

Ольга Кремнева
Конспект экскурсии в музей «Русская изба»

Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба »

в подготовительной группе

Программное содержание :

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа , с русской избой - жилищем крестьянской семьи.

Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

Развить интерес к русскому фольклору , народным традициям.

Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок)

Материалы и оборудование :

Предметы домашнего обихода

Пластилин, дощечки для лепки, стека

Интеграция с другими образовательными областями :

Коммуникация.

Художественная литература.

Художественное творчество.

Предварительная работа :

Чтение русских народных сказок .

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам .

Разучивание хороводных песен, русских народных игр , танцев.

Звучит русская народная музыка .

Воспитатель : Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба » . Предметы, которые находятся в музее , называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.

Воспитатель : Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами .

Воспитатель : Войдя в избу, что вы увидели?

Дети : Печь.

Воспитатель : Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание : она занимает почти пол - избы.

А для чего она нужна? (ответ детей) .

Ребята, а кто знает пословицы об избе?

Давайте их проговорим :

«Без печи хата – не хата» .

«Когда в печи жарко – тогда и варко» .

«Что есть в печи – все на стол мечи» .

«Не красна изба углами , а красна пирогами»

Воспитатель : Молодцы.

О печи в старину говорили так : «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница» . С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.

Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок) .

Воспитатель загадывает загадку :

Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок.

Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей) .

В чугунке варили кашу, щи.

В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь) .

Вот какую загадку загадаю, послушайте :

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет.

(Ухват) .

Воспитатель : Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают) .

Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей) .

На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни , водили хороводы, играли в игры.

Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Воспитатель : поиграли, а теперь продолжим осмотр музея . Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную) . И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей) .

Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен) . И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Загадка :

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

(Веретено) .

Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались : нож, ложка. Пояс заменял карманы. (Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок ) .

Женская одежда была представлена такими атрибутами : сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа , были лапти.

Воспитатель : В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее -избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало : красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара . Говорили так :

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем :

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.

Итог занятия : - Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба » .

Вам понравилось? (Ответ детей) .

Что нового вы узнали? (Ответ детей) .

Используемая литература : Вахрушев А. А «здравствуй мир»

Публикации по теме:

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования.

Имея немалый педагогический стаж работы с детьми дошкольного возраста, я всегда придерживаюсь идеи воспитания в каждом ребенке как можно.

Конспект НОД «Русская изба-резьбой красна» Конспект НОД «Русская изба- резьбой красна» Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба» Русская изба (путешествие в прошлое) Цель и задачи: познакомить с бытом людей в старые давние времена; показать и рассказать о предметах.