Почему в древней греции лавровый венок стал символом победы. Как сделать лавровый венок? Лавровый венец значение

У кельтов, германцев и италийцев дуб почитался священным деревом. От них эти древние обычаи перешли к римлянам. Свидетельством этого может служить «гражданский венок», которым награждали воина, спасшего в бою жизнь римского гражданина. Венок, сопровождаемый надписью «O.C.S» («оЬ cirem servatum» - «спасителю [римского] гражданина», лат), может считаться одним из самых древних воинских отличий. Тот же самый венок из сплетенных ветвей мы находим в уже гораздо более близкие к нам времена на ордене Дубовой Короны, учрежденном правителем Нидерландов, когда это великое герцогство еще находилось под голландским управлением.

Однако первенство в символическом представлении воинской доблести и, как правило, знатного происхождения, постепенно у дуба отвоевал лавр (по-итальянски - «аллоро»), священное дерево Аполлона. Лавр не зря называли лавром благородным (Laurus nobilis). Лавровым «триумфальным» венком увенчивались не только победоносные полководцы во время триумфа, но и императоры, а также, и более всего, поэты.

Что касается лаврового венка

Лавр символизирует «бесстрашие и доблесть», а если золотой в красном поле, то «бесстрашное сердце и воина, отвагой своей завоевавшего победу и заслужившего награду». Что касается представителей гуманитарных наук, то, хотя во Франции ранее этимологию слова «бакалавр» (что соответствует нашему диплому) выводили из лаврового венка (bacca laurea), который в период Средневековья возлагался на головы новоиспеченных ученых, то в последнее время из-за появившегося невесть откуда словечка «бакаларус», которое означает «бахвал» или «псевдоученый», эти этимологические изыскания не пользуются особым доверием.

В гербах лавр предстает в тех же самых вариантах, что и дуб , но в отличие от дубовых отдельные листья лаврового венка встречаются гораздо чаще, не говоря уже о лавровом венке. Еще более часто можно встретить изображение лавра на «говорящих» гербах (Лауренти, Лаури, Лоро, Лоредано, последняя фамилия является производной от Лорето = Lauretus).

Родовой герб фамилии Пуччини (Пистоя) «Чередование золотых и красных столбов и зеленый лавровый венок

Лавровая ветвь , ястреб и кривая турецкая сабля - вот что изображено в гербе рода Марацци, который представлен на этой странице. Он, по-видимому, провозглашает открыто агрессивные намерения: слава тебе, если ты будешь храбро сражаться с помощью оружия. Идея прямо противоположна той, что символизируется изображениями с голубкой, держащей оливковую ветвь.

Олива (Olea europea) - символ мира, но также и победы, поскольку победа предшествует и обеспечивает последующее мирное существование.

Помимо этого олива означает также целомудренность - и в наши дни объявления о бракосочетании украшаются гирляндой венков из оливковых ветвей. В Древнем Риме оливковый венок присуждался и тому, кто косвенным образом способствовал победе, как это было с Лепидом (Лепид - общее имя рода Эмилиев. - Примеч. пер.).

Тот факт, что голубка появилась перед Ноем с оливковой ветвью в клюве, мог бы считаться случайностью, если бы в греческой мифологии не нашлось для него более подробного и тонкого объяснения: Кекроп (основатель Афин. - Примеч. пер.) выбирая для города имя и символ, колебался между оливой богини Афины и конем Посейдона. В конце концов он остановился на имени и дарах богини. Конь Посейдона символизировал войну, олива же означала торговлю маслом, которая процветает лишь в мирные годы, а мир всегда предпочтительней войны.

Личный герб Дансон-Ричардсон Каррера (Йорк, Великобритания) «Рассеченный: справа четверочастный: в первом и четвертом поле горностай с тремя черными двойными поясами, синяя глава с серебряным леопардом (Каррер); во втором и третьем золотом поле красный пояс, сопровождаемый по сторонам тремя ветвями лавра естественного цвета перевязью справа, две в главе и одна в оконечности (Ронделл); слева: в серебряном поле три зеленых листа лавра (2, 1) столбом (Фолайс)»

По просьбе одного из федеральных телеканалов провел историческое исследование о мифологическом значении лаврового листа в политике, искусстве, культуре, торговле и экономике. Ниже размещаю результат и прошу читателей блога помочь мне с полнотой исследования, если кто еще знает интересные факты о влиянии лавра на общественную жизнь, оставь свои комменты для изучения. Заранее спасибо.

- Когда упоминания о лавровом листе впервые появляются в летописях? Где его начали использовать впервые?

Первые упоминания в летописях о лавровом листе встречаются в XXI веке до н.э. В исторических источниках лавр благородный встречается довольно часто. Так как его родиной является Средиземноморье, он попал в античные источники - в частности, Гомер пишет о том, что Одиссей использовал лавр благородный в медицинских целях.

Почему в Древней Греции и в Древнем Риме с лавровым листом было связано множество легенд, поверий и т.д.? Можете назвать самые популярные?

Эпоха античности в целом оставила нам достаточно много легенд - древние греки естественным образом включали в них окружающую их действительность, пытались объяснить происхождение зверей и растений, явлений природы и особенностей ландшафта с помощью языческой парадигмы. По большому счету все легенды и поверья вышли из мифа об Аполлоне и Дафне.

Лавр - символ чистоты, целеустремленности, триумфа и бессмертия. Он дает жизненную силу, успех и исполнение желаний.

Знаменитый Овидий в своих “Метаморфозах” повествует о том, что Аполлон, живший среди людей, влюбился в нимфу Дафну и постоянно преследовал ее. Однажды после победы над змеем Пифоном Аполлон встретил юного бога любви Эрота с луком и стрелами и подшутил над ним: “Зачем тебе, малыш, лук и стрелы? Уж не думаешь ли ты превзойти меня в искусстве стрельбы? ”.

Эта насмешка оскорбила Эрота, и он в отместку послал две стрелы. Первая, стрела любви, пронзила Аполлона, а вторая — убивающая любовь — попала в Дафну. С тех пор Дафна всегда убегала прочь от Аполлона. Никакие ухищрения не помогали ему. Измученная страданиями, вечными преследованиями, Дафна обратилась к отцу Пенею и Земле, чтобы они отняли у нее ее образ. После этих слов она превратилась в лавровый куст (любопытен тот факт, что на Руси до XVIII века лавровый лист называли “дафния” (”лавр” по-гречески — “дафна”).

Опечаленный Аполлон с тех пор стал носить на своей голове венок из вечнозеленого лавра. В Греции лавровыми листьями украшали жилища, чтобы освежить помещение. В матрацы подкладывали лавровые ветки, чтобы снились вещие сны. Существовало поверье, что лавр спасает от удара молнии.

Так, известен факт, что римский император Тибериус во время раскатов грома надевал лавровый венок и заползал под кровать. Лавр считали священным деревом, его венками украшали головы победителей в Древней Греции. Несколько тысячелетий эта традиция сохраняется и в других странах, например в Англии. От слова “лавр” произошло слово “лауреат” — “увенчанный лаврами”.

Есть версия, что римские императоры надевали лавровые венки, чтобы подчеркнуть свою богоизбранность, так ли это? (Например, его всегда надевал Юлий Цезарь). Император Тиберий был уверен, что лавровый лист защищает от молний. С чем связано это поверье?

Родовое название растения, возможно, произошло от кельтского «lauer» — зеленый и латинского nobilis — благородный, так как лавровым венком в древности венчали героев.

С древнейших времен ветви лавра символизировали отличия в искусстве и спорте. Лавровым венком награждали победителей в поэтических, музыкальных и спортивных состязаниях, в частности победителей Олимпийских игр. Вечнозеленый, он был эмблемой бессмертия.

Лавр в разное время ассоциировался с разными богами, в том числе, и с Зевсом (Юпитером в древнеримской культуре). Согласно одной из теорий, Цезарь носил венок вместо короны, ведь он никогда так и не стал царем. Он начал гражданскую войну, отвоевал Рим и тем самым немало сделал для развития государства. За это Цезарь был назначен пожизненным консулом империи, его называли императором, отцом отечества, хвалили его и угождали ему, но для самого полководца главным символом власти был венок из лавра.

Существует и другая версия, согласно которой, Цезарь рано начал лысеть и так как он был статным мужчиной и пользовался успехом у женщин, то пытался всячески скрыть этот недостаток. Лавровый венок подходил для этого как нельзя лучше, ведь по своему положению Цезарь мог носить венок постоянно.

В целом лавровый венок как символ победы, триумфа отсылает нас, прежде всего, к мифу об Аполлоне и Пифоне. Согласно преданию, лавровое дерево (единственное из всех посаженных человеком деревьев) никогда не поражалось молнией - Зевс особо благоволил к растению, связанному с его сыном Аполлоном.

- Почему в античном мире лавр считался символом триумфа?

Согласно «Метаморфозам» Овидия и Греческой мифологии, Аполлон, в шутку сказал Эроту - юному богу любви, что тому никогда не превзойти его в искусстве стрельбы из лука. Посланные Эротом две стрелы нашли свои цели. Стрела любви попала в Аполлона, а вторая - убивающая любовь - в нимфу Дафну - дочь богов Пенея и Геи (Земли). Естественно, Аполлон влюбился и жаждал взаимности, постоянно преследовал божественную деву. А та, наоборот, видеть не хотела своего воздыхателя и пожаловалась родителям-богам. Те, чтобы спасти ее от навязчивого преследователя, превратили дочь в лавровое дерево. В переводе Дафна и означает лавр. Безуспешно пытался Аполлон расколдовать Дафну. Поэтому в память о ней всегда носил с собой лавровый листок, а в Дельфах, после победы над змеем Пифоном, собрал лавровые листы для первого победного венца. До сих пор на острове Делос, где по преданию и родился бог красоты, произрастают лавровые сады и рощи. Ну, а украшение из лавровых листьев стало непременным атрибутом образа Аполлона.

С тех пор лавровое дерево было неразрывно связано с именем Аполлона. Поскольку, кроме искусств, Аполлон покровительствовал спортивным состязаниям, лавровый венок стали вручать не только искусным композиторам, певцам и художникам, но и победителям Пифийских игр, местом проведения которых служила Криссейская равнина. Из Греции лавровый венок перешел по наследству римлянам. Триумфальный символ лавра стал предназначаться не только для победителей в спортивных состязаниях, но и для героев, отличившихся в военных кампаниях. Лавр у римлян стал символом мира, который следует за военной победой. Такая награда вручалась воину за особые заслуги - например, за спасение товарища в бою, вхождение первым в неприятельскую крепость, за успешный штурм вражеского города. Богиня победы Ника всегда держала в руках триумфальный символ - лавровый венок, который возлагался на голову победителя.

Традиция перекочевала с дельфийских Пифийских игр на Олимпийские игры в Греции. Это означало, что победитель своим непревзойденным мастерством и умением удостоился великой чести приблизиться к сонмну богов. А расхожее выражение о почивании на лаврах говорит, как раз о возможности наслаждаться своей уникальностью и величием.

- Верно ли сказать, что лавровый лист распространился вместе с греко-римской культурой по всему миру?

Не совсем - лавровый лист всё же был известен не только древним грекам и римлянам, он использовался также африканскими племенами, был знаком в Древнем Китае.

На английских монетах Карл II, Георг I, Георг II и Елизавета II изображались с лавровыми венками.

Как символ превосходства, лавровый венок включали в символы автомобильных компаний ("Альфа-Ромео", "Фиат", "Мерседес-Бенц").

Лавр - символ магической власти. Растение прорицателей и ворожей. Прежде чем произнести предсказание они сжигали или жевали лавровые листья.

В Северной Америке лавр считается талисманом, а в Китае лавр - это дерево под которым, лунный заяц готовит элексир бессмертия.

В христианской традиции лавр - символ вечной жизни.

В масонстве во время посвящения в 4-ю степень тайны Мастера на алтарь возлагают лавровый венок.

Можно ли сказать, что какие-то культурные ценности Греции и Рима (в том числе использование лаврового листа) дожили до наших дней?

Лавровый лист не несет в себе таких культурных ценностей античности, как сегодня может показаться. Листья лавра использовали в религиозных целях или для окуривания помещения, мы же применяем лавровый лист как специю. В 1652 году Франсуа Пьер де ла Варенп, выдающийся повар французской королевы Марии Медичи, издал знаменитую в то время кулинарную книгу. О лавровом листе он написал как о специи, способной улучшить и исправить вкус блюда. Рекомендовал употреблять его в десерты, пудинги и мясные блюда. Единственное, что сохранилось, пусть и в сильно измененном виде, это использование листа в медицинских целях.

Однако в наши дни сохранились многие приметы, связанные с лавровым листом. Пожалуй, всем известно: если человек находит лавровый лист в супе, примета говорит о том, что скоро придет письмо. Это суеверие знакомо многим еще с детства. Разумеется, не существует точно статистики, позволяющей выяснить правдоподобность этого правила. Однако тот факт, что эта народная мудрость насчитывает много веков, говорит о некой доле действительности. К тому же в век современных технологий, когда уже мало кто пишет почтовые письма, эта примета может быть расценена по-другому. Долгожданное электронное письмо или сообщение в социальных сетях не заставит себя ждать. Так или иначе, нахождение лаврового листа в тарелке с супом свидетельствует о том, что скоро следует ждать информацию, сообщенную путем написания текста.

Правда ли пифии в Дельфийском храме Аполлона жевали лавровый лист, когда делали предсказания? Какие судьбоносные предсказания были сделаны в Дельфийском оракуле? Какое место этот храм занимал в жизни греков?

Да, существует и такая версия. Такой обычай породил символику тайных знаний, якобы передававшимся пифии самим Аполлоном. Ксенофонт в своих «Воспоминаниях о Сократе» пишет, что один его ученик по имени Херефонт отправился к оракулу в Дельфы спросить, кто мудрейший из людей. Пифия ответила, что мудрее всех, без сомнения, Сократ.

Известное предсказание, которое получил в Дельфах богатейший лидийский царь Крез, воевавший с Персией. Ему было сказано: "Если ты перейдешь реку Галис (по сторонам которой стояли два войскато погубишь великое царство". Обнадёженный Крез потерпел сокрушительное поражение от Кира. На жалобу Креза оракулу ему было указано, что в предсказании не было сказано, чьё именно царство. На вопрос царя Македонии Филиппа, отца Александра Великого, как добиться победы над соседними державами: «Сражайся серебряными копьями, и ты везде победишь». Впоследствии Филипп, раньше соседей начавший чеканить золотую монету, подчинял один за другим греческие города, говоря, что нет такой неприступной крепости, куда не смог бы войти ослик, навьюченный золотом

Применялся ли лавровый лист или другие вещества, в которых содержатся сильно действующие ароматические вещества в различного рода ободряющих и мотивирующих ритуалах перед битвами в греческих и римских войсках?

В этом не было нужды, к тому же лавровый лист обладает лишь успокаивающими свойствами, что иногда губительно для воинов.

Что касается иных ободряющих и мотивирующих свойств различных веществ, то римляне и греки использовали в основном различные вариации на тему питания: финики, мёд, толченые копыта, бараньи яички, кровь животных.

Когда лавровый лист впервые появился на территории России? Почему средиземноморская специя (как говорили на Руси "дафния") быстро прижилась в нашей стране? Можно ли сказать, что новшества, пришедшие из Греции (Византии) у нас всегда вопринимали лучше, чем то, что приходило из Западной Европы? Можно ли сказать, что кулинарные традиции вопринимали как часть греческой культуры, тысячелетней мудрости?

Общепринятой считается версия, по которой на территорию России лавровый лист попал ещё 25 веков назад - до образования у восточных славян государственности. Необходимо отметить, что лавр растет также на побережье Черного моря, поэтому постепенно Россия стала одним из производителей данной специи. По-гречески, Дафна - это лавр, поэтому в разных странах (в том числе и на Руси) вплоть до XVII-XVIII веков лаврушку называли дафнией. Эта специя прижилась скорее из-за удобства её использования и доступности. Популярность лаврового листа, конечно, можно связать с влиянием античности, в эпоху которой он считался символом чистоты (а в

В Византии позже лавровый лист применяли в ритуале по выявлению воров), однако это маловероятно. Возможно, так было изначально, а затем привычка и бытовое удобство сделали своё дело.

Почему в Советском союзе лавровый лист стал самой популярной (и практически единственной, наряду с перцем) специей?

Лавровый лист был прост в производстве и использовании, он рос на юге СССР, а потому был ещё и доступен всем, дешев. А затем, доступность и простота сделали своё дело, советскому народу лавровый лист во всех смыслах пришелся по вкусу.

В Древности и в Средние века многие специи вызывали войны (рассказать про это). Воевали ли из-за лаврового листа?

Древняя история буквально напичкана событиями, в которых, так или иначе, принимали участие пряности. В египетских папирусах упоминаются анис, кардамон, горчица, кунжут, шафран. Большинство из них употребляли — и не без основания — в лечебных целях.

Постепенно сложился Великий Путь Пряностей — с Востока на Запад. Эта торговая артерия на многие века определила развитие мировой экономики. Выгодное занятие очень быстро монополизировали арабы.

В 332 г. до нашей эры в арабский бизнес вмешался Александр Македонский. Он дошел со своим войском до финикийского города Тира, который был, как бы сейчас сказали, самой крупной биржей по торговле пряностями. После падения Тира выгодную торговлю сосредоточили в Александрии.

В IV в. , уже в нашу эру варвары, подчинившие Рим, взяли дань не только золотом, но и перцем, который в те времена стоил несколько дороже презренного металла.

Новую попытку подчинить себе потоки специй в Европу Восток предпринял в XI в. , когда турки-сельджуки овладели Малой Азией. Ответом европейцев стали крестовые походы. Формально войска ходили освобождать Иерусалим и Гроб Господень, но возвращались рыцари-крестоносцы с тюками, набитыми пряностями.

Как известно, крестовые походы не были слишком успешными, поэтому средневековая Европа испытывала большой дефицит специй. Надо учесть, что кофе и чай не были еще известны, и традиционные напитки того времени - пиво, вино, сбитни - готовились с добавлением пряностей. Христианская церковь не разрешала вести обширной торговли с мусульманами, и специи попадали на европейский рынок через посредников - чаще всего евреев - и небольшие "зоны свободной торговли". Этим, кстати, во многом объясняется небывалый расцвет Венеции, которая имела эксклюзивное разрешение Святого Престола на торговлю с Востоком.

Из-за лаврового листа не воевали, поскольку он не был никем монополизирован - он довольно быстро проник в Европу и не являлся дефицитным товаром.

- Можно ли сказать, что продажа специй и в наши дни приносит странам, где они растут огромные деньги?

Это не совсем так. Спрос на специи не так велик, как в былые времена, общемировые объемы продаж вполне средние. Хотя для некоторых стран Азии экспорт специй и является довольно заметной статьей дохода, не стоит повторять ошибки Мадагаскара. Правда, в этом случае речь идет о ставке на ваниль как основной продукт экспорта для нужд компании Coca-Cola. Потом компания стала использовать для своих напитков искусственную ваниль, и это ощутимо ударило по бюджету Мадагаскара.

В древнегреческой культуре лавр олицетворял победу и мир и был посвящен Аполлону и Дионису. Согласно мифу, Аполлон преследовал нимфу Дафну, давшую слово сохранить целомудрие. Дафна взмолилась о помощи, и боги превратили ее в лавровое дерево, которое тщетно обнимал Аполлон. Отныне лавр стал его священным растением. Вот почему в Греции музыкантов, поэтов, танцоров, покровителем которых был Аполлон, награждали именно лавровыми венками, в то время как спортсменов, атлетов увенчивали оливковыми или сельдерейными венками. Лавровые рощи росли на вершине Парнаса, обители муз, и окружали храмы Аполлона. Из лавровых листьев плели праздничные гирлянды и венки, на празднествах в честь Аполлона зрители носили лавровые венки. Лавру приписывалась не только целительная сила, но и сила очищения от душевного осквернения. Лавровые листья ритуально очищали от пролитой крови, Аполлон очистил ими себя после умерщвления Пифона. Богиня победы Нике изображалась с лавровым венком в руках, который она возлагает на головы героев-победителей.

В Древнем Риме лавровый венок становится высшим знаком воинской и императорской славы. Он символизировал мир, наступающий после победы над врагом. Послания о победе и победоносное оружие обвивались лавром и складывались перед изображением Юпитера. Лавровые венки и ветки изображались на монетах и геммах как атрибуты Юпитера и Аполлона. Первые римские императоры не носили короны, а украшали свои головы лавровым венком. В Древнем Риме к обладанию лавровым венком стремились также ораторы и поэты. Кроме того, лавр был посвящен девственницам-весталкам и олицетворял непорочность.

В раннем христианстве вечнозеленые листья лавра считались символом вечной жизни или новой жизни, которая наступит благодаря искупительным деяниям Христа, а венок из лавра символизировал мученичество. Св. Павел противопоставляет нетленный венец, которым коронован христианский подвижник, венцу тленному, который получает победивший на ристалище.

Уже в эпоху эллинизма лавр становится символом славы как таковой, а лавровый венок или лавровая ветвь — эмблемой славы. В средние века в классической геральдике лавр не употреблялся. Но после французской революции 1789 года лавр стал популярнейшей эмблемой Франции: лавровые ветви были внесены в герб Французской Республики, и в наше время они также входят в государственные гербы Алжира, Бразилии, Греции, Израиля, Кубы, Мексики и других стран

В искусстве классицизма лавр получил распространение как главная эмблема славы. Он встречается на наградах, полученных за успешное участие в конкурсах учеными, артистами, музыкантами, поэтами, писателями (которых поэтому и называют лауреатами), а также на большинстве орденов — знаков прижизненной славы

Овидий «Метаморфозы»
Дафна

Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:

— На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?

Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону:

— Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит тебя.

Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну — ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую — убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.

Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.

— Стой, прекрасная нимфа, — взывал Аполлон, — зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком, Словно голубка, спасающаяся от орла, несешься ты! Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я Аполлон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух.

Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на крыльях, мчится за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас настигнет! Дафна чувствует его дыхание. Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:

— Отец Пеней, помоги мне! Расступись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот образ, он причиняет мне одно страдание!

Лишь только сказала она это, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви. Долго печальный стоял Аполлон пред лавром и, наконец, промолвил:

— Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!

А лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону своими густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.


Дельфы

Стеснили путь хребтов громады.
В долинах тень и дымка мглы.
Горят на солнце Федриады
И клекчут Зевсовы орлы.
Величье тайн и древней мощи
В душе родит святой испуг.
Безгласны лавровые рощи,
И эхо множит каждый звук.
По руслам рвов, на дне ущелий
Не молкнет молвь ручьев седых.
Из язв земли, из горных щелей,
Как пар, встает туманный дых.
Сюда, венчанного лозою, —
В долину Дельф, к устам земли
Благочестивою стезею
Меня молитвы привели.
Я плыл по морю за дельфином,
И в полдень белая звезда
Меня по выжженым равнинам
Вела до змиева гнезда.
Но не вольна праматерь Гея
Рожать сынов. Пифон умолк,
И сторожат пещеру змея
Священный лавр, дельфийский волк.
И там, где Гад ползою мрачной
Темнил полдневный призрак дня,
Струей холодной и прозрачной
Сочится ископыть коня.
И где колчан с угрозой звякал
И змея бог стрелой язвил,
Вещает праведный оракул,
И горек лавр во рту сивилл.
И ветвь оливы дикой место
Под сенью милостной хранит,
Где бог гонимого Ореста
Укрыл от гнева эвменид.
В стихийный хаос — строй закона.
На бездны духа — пышность риз.
И убиенный Дионис —
В гробу пред храмом Аполлона!

Джан Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-1625 гг.

≈ Лавровое дерево / Лавровый венок / Ветвь лавра / Лавры /

Греч. daphne, лат. laurus

Бот.: Обыкновенный лавр (Laurus nobilis), небольшое дерево (от 2 до 5 м) или высокий кустарник семейства лавровых (Lauraceae). Листья многолетние продолговато-ланцетовидные по краям волнисто-складчатые. Ягодообразный плод овальный, черный. Родиной его считается Малая Азия. Эфирное масло, содержащееся в его листьях и плодах, определяет его значение как приправы (листья) и лекарственного средства (плоды).

Из различных лавровых деревьев (среди которых обнаруживаются коричное дерево и авокадо) древнее и устойчивое символическое значение имеет лавр с маленькими листьями – Laurus nobilis, – из которого делалась корона победителю.

Со времен греко-римской древности лавр, его ветви, лавровые венки и гирлянды - символ славы, победы или мира. Триумфаторы надевали лавровый венок; суда победителей украшались лаврами. В особо торжественных случаях лаврами венчался весь народ. Слова лауреат и, возможно, бакалавр (baccalauratus) произошло от обычая украшать лаврами головы людей, преуспевших в науках или искусстве (возводимых в степень доктора).

Поскольку лавровые листья никогда не увядают, оставаясь зелеными, лавр стал символом вечности, обновления жизни и бессмертия. Это значение более характерно для лаврового венка или гирлянды.

Связь лавра с целомудрием, по-видимому, восходит к его посвящению девам-весталкам и Диане.

Идея причастности к плодородию в том или ином смысле свойственна всей растительной символике.

Победа, выдающиеся успехи в литературе

Психология

Лавровое дерево является символом победы, одержанной над собой, и плодотворного мира, который есть её результат; или же победы над невежеством и фанатизмом.

Не бывает достижений без борьбы и победы. Поэтому лавр и выражает единение героя с мотивами и плодами его побед.

Масонство

Во время посвящения в 4-ю степень тайны Мастера на алтарь возлагают лавровый и оливковый венки.

Искусство

Девушка, из её рук растут лавровые ветви – Дафна.

Лавровая роща растет на вершине Парнаса, обиталища муз.

В портретной живописи лавровый куст или ветвь указывает на то, что модель является литературной или художественной фигурой.

Эмблематика

Лавровый куст был эмблемой Лоренцо Медичи (1448-1492), с девизом "Ita ut virtus" (лат. - "Такова добродетель", т.е. неувядаемая, как вечнозеленый лавр).

Лавровый венок, прибитый гвоздем к доске.

Это надежно.

Необходимо бережно сохранять уважение и почести, которые мы получаем как признание наших великих деяний или доблестных поступков.

Лавровое дерево.

Немногие добьются меня.

Символ награда за великие и героические деяния.

Лавровое дерево с отрубленными ветвями, кроме одной ветви на верху.

Я расту на дереве, знавшем триумфы.

Символ почтительности к памяти предком и тех, кто нас вырастил.

Лавровое дерево, пораженное огнем молнии.

Мои древние права не защищают меня.

Символ того, что ничто не может защитить нас от гнева Небес.

Лавровый венок.

Это корона для учености и доблести.

Лавром короновали поэтов и завоевателей. Поэтов - потому что это дерево было посвящено богу учености и поэзии Аполлону. (См. рис.6 в табл.34)

Гром и молния над лавром.

Добродетель смела.

В неистовстве бури и грома,

Когда другие деревья уже повержены,

Лишь вечнозеленый лавр

Смело идет навстречу своей судьбе.

Так, не зная опасностей и страхов, ведёт себя тот,

Чьим доспехом является добродетель.

В то время как безнравственные, пораженные ужасом

Трепещут при каждом ударе ничтожном.

Мертвый пень лаврового дерева, выпустивший свежий росток.

Я беру жизнь из его смерти.

Символ смерти как начала жизни, счастья и здоровья, и жизни как вечно живой надежды на бессмертие, которое мы сумеем обрести потому, что за нас умер наш главный родитель - увенчанный лаврами величайший победитель смерти Христос.

Лавр, поддерживающий виноградную лозу.

Не для себя, но во благо других.

Символ сегодняшнего уклада жизни, где один человек терпит лишения, а другой имеет выгоду и преимущества.

Лавр и солнце.

Я всегда в почете.

Символ того, что добродетель и труд, увенчанные успехом, процветают вечно. Так лавр является знаком завершенного труда, который может выдержать любой удар и выстоять при любом потрясении.

Лавровый венок.

Первые римские императоры не носили короны, а украшали свои головы лавровым венком, который, как уже неоднократно указывалось, является символом победы и царской власти. В Древнем Риме к обладанию лавровым венком стремились также ораторы и поэты (См. рис 13 в табл. 48.)

Лавровый венок.

Для тех, кто желает и кто заслужил.

Когда закончится година испытаний,

Ты обретешь венец, заслуженный по праву.

Лавровая и мирровая ветви.

Одна дополняет другую.

Символ добрых дел, имеющих подлинную ценность и достоинство, которые всегда будут сопровождать и вознаграждать друг друга. Лавровой ветвью вознаграждали за доблесть. Мирровая ветвь использовалась во время триумфов и празднеств для украшения и придания благородного запаха увенчанному лавровым венком триумфатору. На самом деле, во время крупных триумфов, которые назывались овациями, использовались миртовые ветви, а не мирровые веточки. (См. рис. 6 в табл. 34 и рис. 3 в табл. 37.)

Лавровое дерево.

С него нельзя взять дань без горечи.

Великие и славные дела невозможно совершить, не преодолев трудностей и не решив проблем. Подобно этому, нельзя продвигаться по пути совершения, не подавив своих страстей и похотей, что для нас не менее трудно, чем сбор лаврового листа, при котором руки делаются очень горькими на вкус.

Лавровая ветвь.

Я не меняюсь до самой смерти.

Символ постоянства.

Лавровый венок, прибитый гвоздем к доске. //Это надежно. Необходимо бережно сохранять уважение и почести, которые мы получаем как признание наших великих деяний или доблестных поступков. [СЭ-II,таб.53-13,с.331]

Лавровое дерево.//Немногие добьются меня. символнаграда за великие и героические деяния. [Эмблемата-2; табл.8-3, с.137]

Лавровое дерево с отрубленными ветвями, кроме одной ветви на верху. //Я расту на дереве, знавшем триумфы. символпочтительности к памяти предком и тех, кто нас вырастил. [Эмблемата-2; табл.10-2, с.145]

Лавровое дерево, пораженное огнем молнии. //Мои древние права не защищают меня. символ того, что ничто не может защитить нас от гнева Небес. [СЭ-II,таб.21-9,с.192]

Лавр. //Это корона для учености и доблести. Лавром короновали поэтов и завоевателей. Поэтов - потому что это дерево было посвящено богу учености и поэзии Аполлону. По словам Овидия, в лавр была превращена возлюбленная Аполлона - Дафна. (См. рис.6 в табл.34) [СЭ-II,таб.23-11,с.200]

Гром и молния над лавром. //Добродетель смела. В неистовстве бури и грома, Когда другие деревья уже повержены, Лишь вечнозеленый лавр Смело идет навстречу своей судьбе. Так, не зная опасностей и страхов, Ведет ссбя тот, чьим доспехом является добродетель. В то врехя, как безнравственные, пораженные ужасом Трепещут при каждом ударе ничтожном. [СЭ-II,таб.25-9,с.209]

Мертвый пень лаврового дерева, выпустивший свежий росток. //Я беру жизнь из его смерти. символ смерти как начала жизни, счастья и здоровья, и жизни как вечно живой надежды на бессмертие, которое мы сумеем обрести потому, что за нас умер наш главный родитель - увенчанный лаврами величайший победитель смерти Христос. [СЭ-II,таб.45-6,с.298]

Лавр, поддерживающий виноградную лозу. //Не для себя, но во благо других. символ сегодняшнего уклада жизни, где один человек терпит лишения, а другой имеет выгоду и преимущества. [СЭ-II,таб.26-6,с.212]

Лавр и солнце. //Я всегда в почете. символ того, что добродетель и труд, увенчанные успехом, процветают вечно. Так лавр является знаком завершенного труда, который может выдержать любой удар и выстоять при любом потрясении. [СЭ-II,таб.30-9,с.228]

Лавровый венок Первые римские императоры не посили короны, а украшали свои головы лавровым венком, который, как уже неоднократно указывалось, являегся символом победы и царской власти. В Древнем Риме к обладанию.тавровым венком стремились также ораторы и поэты (См. рис 13 в габл.48.) [СЭ-II,таб.34-6,с.247]

Лавровый венок. //Для те г, кто желает и кто заслужил. Когда закончится година испытаний, Ты обретешь венец, заслуженный по праву. [СЭ-II,таб.59-2,с.353]

Лавровая и мирровая ветви. //Одна дополняет другую. символ добрых дел, имеющих подлинную ценность и достоинство, которые всегда будут сопровождать и вознаграждать друг друга. Лавровой ветвью вознаграждали за доблесть. Мирровая ветвь использовалась во время триумфов и празднеств для украшения и придания благородного запаха увенчанному лавровым венком триумфатору. На самом деле, во время крупных триумфов, которые назывались овациями, использовались миртовые ветви, а не мирровые веточки. [СЭ-II,таб.35-9,с.253]

Лавровый венок. (См. рис. 6 в табл. 34 п рис.З в табл. 37.) [СЭ-II,таб.48-13,с.311]

Лавровое дерево. //С него нельзя взять дань без горечи. Великие и славные дела невозможно совершить, не преодолев трудностей и не решив проблем. Подобно этому, нельзя продвигаться по пути совершения, не подавив своих страстей и похотей, что для нас не менее трудно, чем сбор лаврового листа, при котором руки делаются очень горькими на вкус. [СЭ-II,таб.53-14,с.331]

Античность

Победа, триумф, перемирие и мир. Будучи вечнозеленым, лавр символизирует вечность и бессмертие.

Священное растение в культе солнечных богов. Отсюда многообразное употребление его ветвей и листьев при триумфах и богослужении у греков и римлян.

Лавровые венки и ветки изображались на монетах и геммах как атрибуты Юпитера и Аполлона.

Жрецы при жертвоприношениях надевали лавровые венки, а вместе с жертвенными животными сжигали лавровые ветви: их потрескивание считалось хорошим предзнаменованием.

Из лавровых листьев плели праздничные гирлянды и венки.

Награда "любимцев Аполлона" - поэтов.

"Увенчивание поэтов, актёров или победителей лавровым венком означало не дань внешнему, визуальному освящению акта, а признание того, что данный акт самим своим существованием говорит о признании одержанных побед над негативным и тлетворным влиянием страстей".

Посвящён Аполлону.

Миф о превращении его возлюбленной Дафны в куст лавра призван был объяснить связь между богом и этим растением.

Символ магической власти, - растение прорицателей и ворожей. С его помощью Аполлон делал предсказания, лавровые рощи окружали храмы Аполлона. Пифия в Дельфах жевала лавровые листья, когда садилась на увенчанный лавром треножник. Кроме жевания лавра (лавроеды) прорицатели также сжигали его, прежде чем произнести предсказание.

Лавровым листьям приписывалась целительная сила и способность очищать от душевного осквернения. Лавровые листья применялись в ритуале очищения от пролитой крови. Так Аполлон очистил себя лавром после умерщвления дракона-змея Пифона и Ореста, убившего свою мать Клитемнестру.

На протяжении веков богиня Нике (Виктория) изображалась с лавровым венком в руках, который она возлагает на голову героев-победителей. Он также символизировал мир, следующий за победой над врагом.

В пифийских играх лавром награждали победителей.

Лавр был также священным у бога экстаза Диониса (наряду с плющом),

Воскресение, обновление, слава и честь

Посвящён Юпитеру: считалось, что лавровое дерево (единственное из посаженных человеком деревьев) никогда не поражалось молнией и, более того, спасает от неё . Также посвящался Юноне, Диане, Сильвану.

Поскольку лавр был посвящен девственницам-весталкам, дававшим навсегда обет целомудрия, он олицетворяет непорочность.

Победоносные послания и оружие обвивались лавром и складывались перед изображением Юпитера.

Считался предохраняющим растением: на Ludi Apollinaris (Лат. – празднества в честь Аполлона), первоначально целью которых было предотвратить эпидемию, зрители носили лавровые венки.

Христианство

Заимствован в античной культуре как символ победы христианской веры над смертью.

Вечность и целомудрие. В раннем христианстве символ вечной жизни или новой жизни, которая наступит благодаря искупительным деяниям Христа.

Св. Павел противопоставляет нетленный венец, которым коронован христианский подвижник, венцу тленному, который получает победивший на ристалище (1 Кор. 9:24-27).

Венок из лавра символизирует также мученичество.

Иллюстрации

Гностическая гемма, изображающая Януса, увенчанного лавровым венком. (Рим).

Лавр, чья древесина противостоит молнии. В. X. фон Хохберг, 1675 г.

Греки считали лавр деревом Аполлона. Существует миф о том, что прекрасная нимфа по имени Дафна дала обет целомудрия, но бог Аполлон был настолько очарован ею, что не мог совладать с собой и начал ее преследовать. Дафна стала молить богов помощи, и они обратили ее в лавровое дерево. Покровитель искусств обнимал его, но все было тщетно, прекрасную нимфу было уже не вернуть. С тех пор лавр и стал священным древом Аполлона. Поэтому в Греции всех выдающихся деятелей искусств стали награждать венками из лавра.

В Римской империи лавровый венок получали лучшие воины, он символизировал мир, который должен был наступить вместе со свержением врагов. Императоры также носили венки из лавровых ветвей. Лавр связывали с непорочными весталками, поэтому он стал символом целомудрия и благочестия.

Ранние христиане видели в лавровом венке символ мученичества и вечной жизни. В эллинистический период он стал ассоциироваться со славой. Примечательно, что в Средние века лавровый венок исчезает из списка традиционных геральдических символов, его возрождение произошло лишь в конце XVIII века после французской революции.
Кстати, слово “лауреат” имеет непосредственное отношение к этому растению и означает “увенчанный лавром”.

Символизм

Корни символизма лавра, как уже говорилось, находятся в глубокой древности. Итак, что означает лавровый венок тату?

  • Вера в победу. Человек всей душой стремится к победе, для него нет ничего важнее в жизни, чем выходить победителем из любой ситуации. Ради победы он готов абсолютно на все.
  • Целеустремленность . Тату лаврового венка говорит о том, что человек не жалеет сил для достижения своих целей. У него есть достаточно серьезный стимул, чтобы продолжать двигаться вперед и добиваться желаемого.
  • Мужество . Так как венками из лавровых ветвей награждали воинов, которые больше других отличились на поле битвы, он также считается символом мужества, воинской чести и доблести.
  • Мудрость . Лавровые венки также носили императоры, а лишь мудрый император способен править долго и справедливо.
  • Величие . Человек, выбравший такую татуировку, мечтает не просто прожить жизнь достойно, реализоваться как личность или создать счастливую семью, его мечты гораздо глобальней. Он хочет достичь наивысшего положения в обществе.
  • Творчество . Лавровый венок служил наградой для лучших поэтов, музыкантов, танцоров. Такая татуировка может стать своеобразным амулетом, притягивающим удачу в творческих начинаниях для молодых деятелей искусства.
  • Бессмертие души . Лавр — вечнозеленое дерево, поэтому ассоциация с вечной жизнью неизбежна.

Лавровый венок встречается и среди тюремных татуировок. В данном контексте этот символ говорит о том, что заключенного несправедливо осудили, что он отбывает срок за преступление, которое не совершал. Это значение происходит как раз из христианского толкования символа.

Стилистические решения

Пожинать лавры одинаково любят и женщины, и мужчины. Лавровый венок чаще всего изображают в черном цвете, без каких-либо декоративных элементов. Но встречаются и более оригинальные идеи, например, лавровый венок с цветами и лентами, надписями, увенчанными лавром.

Такие татуировки редко имеют очень большой размер, поэтому отлично смотрятся практически всюду. Самые подходящие места — плечо, предплечье, голень, бедро, шея, между лопаток.

Для монохромной работы вполне подойдет графика. Многие ошибочно относят к этому стилю все черно-белые работы, но это в корне неправильно. Графика отличается тем, что в изображении нет полутонов, только черный цвет. Все тени выполняются с помощью штриховки. Выглядит достаточно оригинально.

Если вам все же больше по душе цветные татуировки, просмотрите работы в стиле ньюскул. Стиль возник не так давно, около 30 лет назад, и многое перенял у олдскула. Такие тату выглядят эффектно благодаря использованию ярких цветов, четких и широких контуров.

В любом случае, для начала обсудите будущую тату с мастеров. Возможно, он подскажет вам действительно уникальную идею.