Поклонение честным веригам святого апостола петра.

В книге Деяний святых апостол мы читаем, как апостол Петр по повелению Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. Апостол был связан двумя железными цепями. Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень явился Петру в темнице, и цепи спали с него. Ангел чудесно вывел его из темницы (Деян. 12, 1-11). Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность. Одержимые разными болезнями, приходя к ним с верою, получали исцеления.

В память об этом событии был установлен общецерковный праздник поклонения честным веригам апостола Петра. В Риме, а затем в Константинополе, куда была перенесена часть вериг, они износились в этот день из алтаря для поклонения верующим. Отметим, что в Москве был, в том числе в годы безбожия, и доныне есть Петроверигский переулок, именование которого связано с этой святыней. В поклонении честным веригам апостола, как в поклонении страданиям всех древних и новых мучеников, - поклонение Кресту Христову. Мы знаем, что апостол Петр тоже был распят на кресте за проповедь Воскресения Христова, но сознавая невозможность быть причастным за свое предательство славе Креста Господня, он просил, чтобы его распяли «стремглав», то есть вниз головой.

В этом году праздник поклонения честным веригам совершается в воскресенье. И за всенощной мы слышим Евангелие о начале благовестнических трудов Петра. Они исходят от его личной встречи с воскресшим Спасителем, как у всех апостолов, у всех проповедников - великих и безвестных. И все мы, какое бы служение ни дал нам Господь, призваны к этим трудам. Ради спасения многих, а не только ради нашего личного спасения, сподобляет нас Своей милости Господь.

Мы видим, как воскресший Христос является Своим ученикам на Тивериадском озере. Раньше Он являлся им, когда они собирались вместе на молитву, а теперь - среди их будничного труда. У Господа много способов утешить любящих Его. Хорошо ученикам Христовым собираться вместе. Воскресший Христос часто избирает такое время для посещения их, чтобы напомнить, что вся Церковь призвана быть свидетелем его победы. Интересно, что Фома - один из них - назван сразу же после Петра, как если бы теперь он стал больше дорожить общением с другими апостолами. «Иду рыбу ловить», - говорит Петр. И они говорят: «И мы с тобою». И в малых заботах они не хотят расставаться друг с другом.

Что бы ни происходило, жизнь продолжается. Святые отцы говорят, что если бы мы знали, что завтра наступит конец света, мы должны были бы продолжать исполнять свои каждодневные обязанности - в безграничном доверии Промыслу Божию.

И вот, их разочарование. В ту ночь они не поймали ничего. Таков был Промысл Божий, чтобы чудесный улов утром они могли воспринять глубже. В самых скорбных испытаниях Бог часто уготовляет нам самые благодатные утешения.

Как же Господь открывает Себя ученикам? В Евангелии сказано: «Он явился им». Он явился им утром, стоя на берегу. Время посещения Господа Своих верных рабов - когда они переживают предельные трудности. Когда им кажется, что они потеряли все на свете, Он дает им узнать, что они не потеряли Его. Христос явился им - не идущим по воде, но стоящим на берегу, потому что теперь они должны были идти к Нему. Великое утешение для нас знать, когда мы совершаем переход через жизнь среди бури, что наш Господь - на берегу, и тогда мы уверенней гребем, спеша к Нему.

Господь открывает Себя постепенно. Ученики не сразу поняли, что это Он. Христос часто ближе к нам, чем мы думаем. Как обнаруживает Он Себя? Он обнаруживает Себя прежде всего состраданием и жалостью. Он позвал их: «Дети, есть ли у вас какая пища?» Он говорит с ними с заботой и нежностью Отца: «Дети». Они не были детьми по возрасту, но они были Его дети, те, которых Бог дал Ему.

Его вопрос исполнен бесконечной доброты: «Есть ли у вас какая пища?» «Тело для Господа, - говорит апостол Павел, - и Господь для тела» (1 Кор. 6, 13). Господь проявляет заботу о временных наших нуждах, и обещает нам не только необходимую благодать, но и потребную для тела пищу. Христос глядит сегодня на бедные жилища обнищавшего нашего народа и спрашивает: «Дети, есть ли у вас какая пища?» Христос помнит о них и заботится о них. Но Он дает прежде всего нам, христианам, пример сострадательной заботы о наших ближних. Есть немало вокруг нас людей, неспособных к труду или отчаявшихся заработать себе на хлеб, которых не только новые богачи, но и все, имеющие достаток, должны бы спрашивать: «Есть ли у вас какая пища?» Много нищих сегодня на наших улицах, но те, кто больше всего нуждается, обыкновенно молчат. Ученики отвечают коротко. Они говорят: «Нет». Христос спрашивает их, не потому что не знает их нужды, но потому что хочет узнать об этом от них самих. Те, кто хочет получить помощь от Христа, должны исповедать пред Ним свою нищету.

Далее Господь обнаруживает Себя Своей властной силой. Он повелел им забросить сеть по правую сторону лодки. И те, кто возвращался с пустыми руками, получили богатейший улов. «Закиньте сеть, - говорит Господь, - по правую сторону лодки, и поймаете». Божественный Промысл все обнимает до самого малого, и счастлив тот, кто способен внимать Его внушениям в устроении своей жизни. Послушание Господу приносит добрый плод. Они еще не понимали, что это Господь, но они были в такой потерянности, что желали получить хотя бы от кого-нибудь совет. Преподобный авва Дорофей говорит, что когда человек на самом деле ищет волю Божию, Господь может открыть ее через случайного прохожего. Будучи столь внимательными к незнакомцу, они явили послушание Своему Господу. И совершилось чудо. Этот улов вознаградил все их прежние труды. Ничто не потеряно, все обретает смысл там, где следование Христовым заповедям. Христос являет Себя, Своей Церкви, совершая то, что никто другой не может совершить. В этом чуде - милость Господня. Когда их труды оказались напрасными, Христос поспешил к ним с утешением. И они вспомнили о прежних милостях, о том, как щедро Он когда-то вознаградил Петра за его лодку. То, что было в начале пути Петра, соединилось с тем, что воскресший Христос совершил теперь. Новые благодеяния Господни напоминают нам о прежних, и мы исполняемся решимости быть всегда с Ним.

В этом чудесном улове - тайна, имеющая значение для служения, на которое их пошлет сейчас Господь. Когда вскоре после этого три тысячи человек сразу обратятся ко Христу, тогда сеть будет закинута по правую сторону лодки. Господь воодушевляет Своих служителей никогда не отчаиваться при неудачах и продолжать с упованием на близкую помощь Бога свой труд. Один счастливый улов может вознаградить многие годы как будто безуспешного благовестнического труда. Промысл Божий может внезапно поставить миллионы людей перед лицом бедствий и смерти или ничего особенного не произойдет, но благодатью Божией они сделаются способными услышать то, чего раньше не слышали.

И мы видим, как ученики принимают это откровение. Иоанн был самым благодатным и самым чутким учеником. Тот, кого любил Христос, первым сказал: «Это Господь». Тайны Господни открываются избранным Его. Когда Иоанн понял, что это Господь, он поспешил сказать об этом бывшим с ним. Тот, кто знает Христа, должен исполниться дерзновения других привести к Нему. Мы не должны таить дары Божии только для себя, у Господа достаточно милостей для всех. Иоанн обращается прежде всего к Петру, зная, что для него это будет радостью больше, чем для кого бы то ни было.

Петр был самым ревностным и горячим учеником. И как только он услышал, что это Господь, лодка не могла удержать его. Он бросился в море, чтобы первым придти ко Христу. Так велика была его любовь, что как в бездну он бросился в водную стихию, чтобы скорее быть там, где Господь. Он нуждался больше, чем в жизни, в прощении Господнем, и теперь для его любви не существовало преград. Те, кто узнал когда-то Христа и потом потерял Его, готовы преодолеть все на свете моря, чтобы снова достигнуть Его.

Остальные ученики приплыли в лодке к берегу, влача сеть благословленных Господом трудов. Как различно Господь распределяет Свои дары! Одни, как Петр и Иоанн, чрезвычайно облагодатствованы, другие - обыкновенные ученики, смиренно исполняющие свой долг в верности Господу. Но те и другие, самые выдающиеся и самые скромные, воссядут вместе с Христом во славе. И, может быть, последние будут первыми. Одни, такие как Иоанн, имеют исключительный дар созерцания, познания и слова, и служат этим даром Церкви. Другие, как Петр, необыкновенно деятельны и мужественны, и таким образом совершают свое особое служение. Одни нужны как глаза Церкви, другие - как руки, и все - для блага всего тела.

Различны служения Христу, но всех принимает Господь. Разве может кто-нибудь упрекнуть Петра за то, что он бросился в море? Напротив, мы приносим хвалу ему за такую его любовь и ревность о Господе. И точно так же мы относимся к тем, кто оставляет мир, чтобы сидеть у ног Христа вместе с Марией. А другие служат Христу, живя в миру. Они продолжают плыть в той самой лодке, они тащат сеть и выносят рыбу на берег. Но и эти - на своем месте, и их не придет никому в голову осуждать как мирских, потому что они служат Христу.

И вот удивительное дело. Когда ученики прибыли на берег, промокшие и продрогшие, уставшие и голодные, они увидели костер, у которого могли согреться и обсушиться, а также рыбу и хлеб. Нет нужды любопытствовать, откуда взялись костер, рыба и хлеб. Не было никакой пышности, никаких деликатесов. И мы должны, по примеру Христа, всегда довольствоваться обычным. Нас не может не тронуть забота Христа о Своих учениках. Он приготовил трапезу для этих рыбаков, когда они вернулись уставшие после своего труда. Пусть знают всегда служители Христовы, что они могут рассчитывать во всем на Того, Кто призвал их. Будем довольствоваться тем, что имеем здесь. И помнить, что лучшее Господь уготовал нам впереди.

То, что получено Божиим благословением и нашим честным трудом, имеет особую сладость. Он дает им вкусить дары чудесного улова. Он Сам вкушает с ними, и они - с Ним. Служители Божии, ловцы человеков, будут радоваться о каждой душе вместе с Господом. В Евангелии сказано: «Они не могли вытащить сети из-за множества рыб». Святые отцы обращают внимание на число рыб - сто пятьдесят три, и все рыбы были большие. И снова мы видим явление Христовой любви и благодати. «И толику сущу не проторжеся мрежа». Так что они не упустили ни одной рыбы и не повредили сеть. Сеть Евангелия может улавливать великое множество - по три тысячи, по три миллиона в день, всех без исключения людей. И поныне она столь же крепка, чтобы приводить человеческие души к Богу.

Господь приглашает всех на трапезу. Видя, что никто из учеников не смел спросить: «Ты Кто?», потому что они знали, что это Господь, Он говорит им: «Придите, обедайте». Воскресший Христос обращается со Своими учениками как с друзьями. «Придите, обедайте со Мной». Он зовет их здесь к общению с Собой в благодати. Придите все, любящие Господа, на трапезу с Ним. И Господь говорит о славе будущей жизни. Он может напитать всех Своих друзей и последователей. Для всех есть место, и для всех достаточно небесной пищи. Мы видим, с каким трепетом предстоят ученики перед Христом. «Никто из них не смел спросить Его: «Кто Ты?»» Он же служит им как Хозяин пира. «Он берет хлеб и дает им, так же и рыбу». Вкушением пищи Господь показал Себя живым Человеком, что у Него - истинное тело. И впоследствии апостолы будут говорить об этом как об одном из доказательств Его Воскресения. «Мы ели и пили с Ним по Его Воскресении» (Деян. 10, 41). Он не только приготовил пищу, но дает ее им в руки и разделяет ее с ними. Так во всем мы должны видеть Его Божественный Промысл и щедрость Его даров, купленных дорогою ценою.

Евангелие заканчивается словами: «Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых». Хотя Он являлся уже Марии Магдалине, женам-мироносицам, двум ученикам по дороге в Эммаус и Кифе, но перед этим Он только дважды приходил к ним, когда они были собраны вместе. Слово Божие свидетельствует об этом для утверждения истины Воскресения. Господь является дважды и трижды, чтобы не было сомнений. И мы видим здесь некончающуюся милость Христову к Его ученикам. Снова и снова, и теперь уже в третий раз, Он приходит к ним. Мы должны помнить о всех посещениях Христовых нас Своей пасхальной благодатью. «Это уже в третий раз». Изменились ли мы, ответили ли жизнью своей - на первый и второй? Это третий - как бы он не оказался последним.

Протоиерей Александр Шаргунов

16/29 января. В этот день Святая Православная Церковь празднуется поклонение честным веригам апостола Петра.

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода Агриппа, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1).

Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму, - и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя как святыню, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола Петра. Святой апостол Петр же, немедленно по выходе из темницы, отправился для проповедания слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим.

Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Известно, что железные цепи святого апостола Петра исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что некогда плотно охватывали тело апостола. Верующие с глубоким благоговением чтили эти честные вериги, воздавали им поклонение и тщательно хранили их, как дорогое наследство, из рода в род, при чем каждый раз родители - детям, а те - своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом он освящены.

Так перешли они по наследству в руки святейшего иерусалимского патриарха Ювеналия. И когда благочестивая царица Евдокия, супруга царя Феодосия Младшего, возвращалась в Царьград из Иерусалима, - где, за время своего пребывания, построила много церквей и украсила из своих царских средств святые места, - то патриарх Ювеналий подарил ей за ее благочестие и любовь к святыне немало разных духовных сокровищ. В числе их он подарил ей и эти честные и чудотворные вериги святого апостола Петра.

По возвращении в Царьград, Евдокия одну веригу принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора в Константинополе, а другую послала в Рим своей дочери Евдокие, которая была замужем за римским царем Валентинианом III.

Благочестивая, подобно матери, Евдокия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу, вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола Петра, которою связал его во время мучений Нерон перед смертью святого. После того было установлено совершать 16-го января праздник поклонения этим честным веригам, в память и честь святого апостола Петра и во славу Христа Бога нашего.

Часть вериг находилась в кресте Брянского Успенского монастыря.

В 16/29 января - поклонение честным веригам св. ап. Петра


Тропарь св. верховному и первому апостолу Петру (поклонение честным веригам aп. Петра), глас 4 :

Рима не оставль, к нам пришел еси / честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне. / Имже верою покланяющеся, молимся: / твоими к Богу молитвами // даруй нам велию милость.

Кондак, глас 2 :

Камень Христос, каменя веры прославляет светло,/ учеников первопрестольника:/ созывает бо вся праздовати Петре,/ чудеси твоея честныя вериги,// и подает согрешений прощение.

Ин кондак, глас 2 :

Верховнаго и перваго Апостолов,/ истины божественнаго ученика,/ Петра великаго восхвалим,/ и того верою целуем вериги,// прегрешений разрешение приемлюще.

В Риме, славном граде св. верховного и первого апостола Петрa, на знаменитом Эсквилинском холме, находится древняя базилика, которая называется «церковь апостола Петра в Веригах» (Chiesa di S. Pietro in Vincoli; Piazza S. Pietro in Vincoli, 4a), потому что в ней хранятся честные вериги святого и всехвального апостола Петра. Это железные цепи, в которые дважды был закован апостол Петр за проповедь о Христе: первый раз в Иерусалиме по приказу Ирода (Деян. 12, 1 - II); другой раз - в Риме в Мамертинской темнице, по повелению Нерона. Иерусалимские вериги, числом две, после чудесного освобождения апостола Петра из темницы, сохранены были христианами и передавались ими преемственно из рук в руки как драгоценнейшее сокровище.

В V в. эти вериги находились у Иувеналия, патриарха Иерусалимского, который в 439 г. подарил их августе Евдокии, супруге императора Феодосия II Младшего (408-450), за ее благочестие и любовь к палестинским святыням: http://expertmus.livejournal.com/84029.html

Царица Евдокия оставила одну веригу в Константинополе, а другую послала в Рим своей дочери, тоже Евдокии, которая была замужем за латинским императором Валентинианом III. Благочестивая, подобно матери, Евдокия с любовью приняла этот драгоценный дар и построила в 455 г. в Риме церковь в честь честных вериг апостола Петра, где и положила иерусалимскую веригу вместе с найденной в Риме другой веригой Мамертинской (Иерусалимская верига - малая, Мамертинская - большая).

По имени августейшей основательницы своей эта церковь именуется еще «базиликой Евдокиевой» (Basilica Eudossianna). Она была перестраиваема не один раз; в настоящий вид приведена в XVIII в. Во время раскопок были обнаружены остатки древней церкви, стоявшей здесь уже в III в.

После того было установлено совершать в Церкви 16 января праздник поклонения этим честным веригам. Впрочем, в Риме праздник вериг существовал уже в начале II в. в память Мамертинской вериги апостола Петра; а в V в. праздник сей был обновлен веригой, присланной из Иерусалима. В церковной службе, поемой 16 января, честным веригам апостола Петра усвояется сила, «связующая прелесть» язычества и неправоверия, «разрушающая злодейства вражия», «разрешающая страсти», «убивающая начальника злобы» (т.е. диавола) и «сокрушающая узы его». От честных вериг Петровых верующие «почерпают здравие телесе и души спасение». Свои вериги апостол оставил нам «в душевное благочестие». Ежегодно в 16 день января он воздвигает верующих «к духовной трапезе», на которой предлагает нам «честные свои вериги якоже снедь многоценну: недугов во врачевание, скорбящих во утешение, в пристанище обуреваемых».


Честные вериги Петровы хранятся в особом прозрачном ковчеге, стоящем внутри главного престола, устроенного на возвышении посредине церкви и обращенного лицом к молящемуся народу. Под главным престолом сооружен отдельный нижний придел, престол которого непосредственно примыкает к возвышению, на котором стоит верхний главный престол. Таким образом, ковчег с веригами апостола Петра находится между верхней доской главного престола и престолом нижнего придела. В этот нижний придел и нужно спуститься богомольцу, чтобы увидеть честные вериги Петровы. Спуск в нижний придел устроен из середины церкви. Спустившись, богомолец подходит к св. престолу, находящемуся в нижнем приделе; здесь горит неугасимо одна лампада.

Когда двустворчатые бронзовые дверцы, имеющиеся в передней боковой стороне верхнего придела, приходящейся как раз над престолом нижнего придела, будут растворены, тогда богомолец видит честные вериги Петровы через стеклянную дверцу ковчега, в котором они хранятся. Для лобызания эти вериги, к прискорбию, недоступны богомольцам в обычное время. Только в течение одной седмицы в году, с 1 по 8 августа нов. ст., они возлагаются на главном престоле для всенародного поклонения и лобызания.

По обеим сторонам престола в нижнем приделе устроены узенькие лестницы, ведущие в подземную пещеру. В этой крипте, в особом саркофаге почивают мощи семи братьев Маккавеев (память 1 августа), которые, как известно из ветхозаветной священной истории, пострадали в 166 г. до Р.Х. в Антиохии во время владычества над Иудеей Антиоха Епифана, сирийского царя, принуждавшего этих доблестных юношей к принятию идолопоклонства. В Священном Писании имена их не приведены, но по традиции именуют их так: Авим, Антонин (или Антоний), Гурий, Елеазар, Евсевон, Алии (или Ахим), Маркелл.

С левой стороны от главного входа во втором приделе находится запрестольная мозаичная чудотворная икона св. мученика Севастиана (память 18 декабря), мощи которого почивают в церкви его имени по Аппиевой дороге за стенами Рима (Chiesa di San Sebastiano fuori le mura). Создана эта икона в 680 г. в память избавления, по молитвам св. Севастиана, города Рима от свирепствовавшей в нем в том году моровой язвы. Мученик изображен, вопреки обычной традиции, старцем.

В церковной ризнице (Sacrestia) между прочим хранятся:
- честные мощи, св. мученицы Агнии (память 21 января), которые почивают и в церкви ее имени по Номентанской дороге.
- части крестов, на которых были распяты апостолы Петр и Андрей Первозванный.

В этой же церкви внимание богомольцев невольно останавливается на статуе огромных размеров, которая находится у стены направо от главного престола. Эта великолепная статуя, изваянная в 1513-1515 гг. великим Микеланджело, изображает св. пророка и боговидца Моисея. Как в лице, так и во всей фигуре Моисея, и в развевающейся волнистой бороде, и в волнующейся одежде его, видно особенно мощное и гневное выражение. Кажется, что пророк готов воспрянуть и опять сокрушить скрижали перед лицом непокорного народа. Подобие рогов на главе Моисея означает лучи света, которыми он был прославлен.

Кроме Рима, часть вериг святого и всехвального апостола Петра хранится в ризнице кафедрального храма в германском Трире, который был воздвигнут в XII в. на фундаменте разрушенного старого храма, основанного святыми равноапп. Константином и Еленой.

Опубликовано : СПУТНИК РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО БОГОМОЛЬЦА В РИМЕ. Описание римских, священных мест и находящихся в них вселенских святынь составленное архимандритом Дионисием (Валединским) с планами Рима и собора св. апостола Петра и с десятью иллюстрациями. Издание Православной русской церкви в Риме, 1912 г. (переиздание 1999 г.)



Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2013-2014.



Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода1, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями.
Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, при чем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1). Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму, - и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола Петра, который, немедленно по выходе из темницы, отправился для проповеданья слова Божьего в другие страны и не возвращался в Иерусалим. Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Известно, что головные повязки и платки святого апостола Павла исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что были пропитаны потом его (Деян.19:15); такое же действие оказывали вериги святого Петра, потому что некогда плотно охватывали тело апостола. Верующие с глубоким благоговением чтили эти честные вериги, воздавали им поклонение и тщательно хранили их, как дорогое наследство, из рода в род, при чем каждый раз родители - детям, а те - своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом он освящены. Так перешли они по наследству в руки святейшего иерусалимского патриарха Ювеналия2. И когда благочестивая царица Евдокия, супруга царя Феодосия Младшего3, возвращалась в Царьград из Иерусалима, - где, за время своего пребывания, построила много церквей и украсила из своих царских средств святые места, - то патриарх Ювеналий подарил ей за ее благочестие и любовь к святыне немало разных духовных сокровищ. В числе их он подарил ей и эти честные и чудотворные вериги святого апостола Петра4. По возвращении в Царьград, Евдокия одну веригу принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора5, а другую послала в Рим своей дочери Евдокия, которая была замужем за римским царем Валентином III-м. 6 Благочестивая, подобно матери, Евдокия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу, вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола Петра, которою связал его во время мучений Нерон7. После того было установлено совершать 16-го января праздник поклонения этим честным веригам8, в память и честь святого апостола Петра и во славу Христа Бога нашего.
Тропарь, глас 4:
Рима не оставль, к нам пришел еси, честными веригами, яже носил еси, Апостолов первопрестольне: имже верою покланяющеся молимся: твоими к Богу молитвами, даруй нам велию милость.
Кондак, глас 2:
Камень Христос, каменя веры прославляет светло учеников первопрестольника: созывает бо вся праздовати Петре, чудеси твоея честныя вериги, и подает согрешений прощение.
Кондак, глас 2:
Верховнаго и перваго Апостолов, истины божественнаго ученика, Петра великаго восхвалим, и того верою целуем вериги, прегрешений разрешение приемлюще.

1 Здесь разумеется Ирод Агриппа I-й, внук Ирода Великого, царь иудейский, убивший мечем св. апостола Иакова Зеведеева и хотевший погубить также и апостола Петра; управлял Иудеей в царствование римских императоров Калигулы (37-41 г.) и Клавдия (41-54 г.); умер, пораженный Ангелом, от тяжкой болезни вскоре после чудесного освобождения апостола Петра из темницы.
2 Св. Ювеналий - патриарх иерусалимский с 420-450.
3 Феодосий II младший - Византийский император, царствовал с 408-450 год.
4 Честные вериги св. апостола Петра хранились в Иерусалиме до 439 года, в котором и получила их от патриарха Ювеналия императрица Евдокия.
5 Здесь разумеется главный собор в Константинополе во имя Софии - Премудрости Божьей, созданный Константином Великим. Впоследствии этот собор был великолепно возобновлен и расширен императором Юстинианом Великим в 537 году; в 1453 году, по взятии Константинополя турками, обращен в мечеть. Юстиниановский храм Св. Софии представляет и поныне замечательнейший, величественнейший памятник христианской архитектуры Византийского стиля, самой цветущей эпохи его развития.
6 Валентиниан III - Римский император; царствовал с 423 - 455 год.
7 Нерон - римский император царствовал с 54 - 68 год; по его повелению, апостол Петр предан был мученической смерти (около 67 года). - Вериги, которыми апостол Петр был окован по повелению Нерона, были обретены в Риме во II веке.
8 Римский праздник вериг существовал в начале II века, при папе Александре (109 - 119 г.) в память вериги апостола Петра в римской темнице, которую чтили и лобызали, а после праздник сей обновлен присланною веригою из Иерусалима. Праздник этот совершается в римской церкви 1-го августа.

) воспоминается следующее чудесное обстоятельство, случившееся во время возбужденного Иродом Агриппой I гонения на христиан в 44 году по Рождестве Христовом. Доселе церковь христианская в Иерусалиме постепенно возрастала внутренне, особенно благодаря ревностной деятельности апостола Петра, и даже долгое время наслаждалась покоем. Иерусалимские блюстители закона, быть может последовав разумному совету уважаемого всем народом законоучителя Гамалиила (), стали по-видимому равнодушно относиться к вере христианской и удерживались от новых преследований ее как бы в ожидании дальнейших последствий. Когда же из Кесарии, обычной резиденции тогдашних иудейских правителей, Ирод Агриппа I прибыл в Иерусалим на праздники Пасхи и опресноков, первосвященники не преминули при столь благоприятном случае указать ему на быстрое и успешное распространение нового учения о Христе Иисусе и вместе на унижение иудейства, и представили это дело Ироду с самой чувствительной и для него стороны, со стороны веры и чести. И вот легкомысленный, хитрый и льстивый правитель не столько из ревности к иудейскому закону (он был природный иудей {а}), сколько из желания приобрести расположение представителей иудейства и затем в интересах своего личного возвышения в глазах народа вообще, возбудил без всяких видимых причин преследование против ни в чем не повинных христиан. По приказанию Ирода схвачены были некоторые иерусалимские христиане и, вероятно, подверглись телесному наказанию, а Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, был обезглавлен; это был первый из двенадцати апостолов и второй после архидиакона Стефана мученик за имя Христово. Тогда представители иудейской церковно-иерархической власти, в надежде чрез Ирода правителя подавить все более и более возраставшую силу христианства, поспешили выразить ему все свое расположение за такое отношение к ненавистному им христианству. Увидев, что это весьма приятно начальникам иудейским и вообще иерусалимлянам, Ирод повелел схватить и посадить в темницу апостола Петра, первого из представителей христианства, доселе сильнейшего всех других собратий и словом и делом пред Богом и людьми. Так вере апостола первоверховного, который понес уже много трудов и страданий за Христа, предстояло выдержать тяжкое испытание, которое завершилось последующим явлением ему чудесной и могущественной милости Божией. Ввиду того, что в праздник, и притом такой великий как Пасха, непозволительно было осуждать на казнь, Ирод Агриппа в угоду фанатикам иудейства намерен был по окончании праздничных дней торжественно при многолюдном стечении народа судить и осудить на смертную казнь этого мнимого преступника. До того же времени повелено было его, якобы чрезвычайно опасного для всех, тщательно стеречь четырем четверицам воинов, так что на каждую из четырех ночных страж приходилось по четыре воина; причем соответственно римскому обычаю – при строгом военном заключении темничном приковывать заключенного цепью к своему стражу – апостол Петр в темнице прикован был к двум стражам, к одному одной рукой, к другому другой; между тем остальные два стража из четырех находились у дверей темницы. В виду столь явно решительного намерения врагов христианства, опечаленные верующие прилежно молились Господу Богу, чтобы Он сохранил жизнь славного апостола для блага Церкви Своей, так или иначе освободив его из рук яростных врагов, как несколько прежде освободил из темницы всех апостолов ( и далее). И молитвы церкви оказались сильнее темничных уз. Накануне того дня, когда царь Ирод хотел публично произнести смертный приговор над неповинным святым узником, последний посреди ужасов предстоявшей смерти не предается ни унынию, ни страху и остается спокойным в полной преданности воле Господа Бога, и Он избавил апостола от великой опасности. И вот ангел Господень предстал, и свет заблистал в той комнате темницы, в которой находился Петр. Толкнув в бок его, спавшего сном невинности, небесный посетитель пробудил его и сказал: «Встань скорее!». И – цепи упали с рук его. Чудесно отцепившийся от обоих стражей, спавших с ним, святой узник по повелению ангела оделся во всю верхнюю одежду, которая на время заключения была с него снята, вероятно, из предосторожности, и руководимый ангелом прошел мимо двух воинов, стерегших двери этого отделения темницы. Далее, «прошедши первую и вторую стражу», они подошли к охраняемым воинами железным выходным дверям из темницы на улицу или площадь города, и ворота сами собой отворились им; когда затем, очутившись в полной безопасности на свободе, апостол прошел одну улицу в сопровождении ангела, этот внезапно оставил освобожденного. Тогда апостол Петр, доселе считавший все происходившее видением во сне, пришел в обычное состояние души и, увидевши чудесно спасшую [его] десницу Божию, с умилением и благодарностью радостно сказал: «Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» (). Прибыв тотчас в дом Марии, матери Иоанна Марка, где многие верующие собрались и молились об избавлении святого узника, освобожденный апостол при глубоком изумлении и среди порывов неудержимой радости рассказал им о том, как Господь вывел его из темницы (). Спустя почти 25 лет после этого события, именно в царствование Нерона, апостол Петр как ревностный проповедник веры Христовой в Риме, особенно же за обращение в двух любимейших жен этого царя, был схвачен и заключен в Мамертинскую темницу, при чем на выю {b} первоверховного была возложена тяжелая верига. Провидению угодно было, чтобы тогда здесь же он, по суду римской власти, увенчал свою святую и многотрудную жизнь мученической кончиной (29 июня 68 года {c} по Рождестве Христовом).

Питая высокое уважение и благоговение к великому апостолу-чудотворцу, благочестивые ученики, без сомнения, не могли не дорожить теми или другими предметами, имевшими такое или иное отношение к нему, и не замедлили приобрести – как великую драгоценность и святыню – вериги или цепи, находившиеся на теле страдальца Христова. Если апостол Петр обладал таким обилием благодати Божией, что, по сказанию дееписателя {d}, выносили больных на улицы и полагали их тут на постелях и кроватях для того, чтобы хотя тень мимо проходящего Петра осенила кого-либо из них (), ибо от нее исходила сила целебная (подобно тому, как прикосновение к одежде Иисуса Христа сопровождалось исцелением болезни прикоснувшихся: и др[угие]), то, без сомнения, христиане имели великую веру в чудодейственную силу вериг Петровых и действительно получали от них многоразличные исцеления, как от платков и полотенец, бывших на теле апостола Павла (). Отсюда понятно, что вериги первоверховного апостола-мученика всегда привлекали к себе благоговение его чтителей, были в великом почтении первенствующей Церкви Христовой и с подобающим уважением сохраняемы были и передаваемы верующими преемственно от одного к другому как священный памятник, как наследственная святыня Церкви. Однако краткие известия сохранились о судьбе вериг, возложенных на святого Петра в иерусалимской темнице и впоследствии в римской. Иерусалимские вериги со временем поступили в сокровищницу храма Воскресения Христова. Когда же по благочестивому обету прибыла в Иерусалим для поклонения святым местам императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего (408–450 годы), тогдашний иерусалимский патриарх Ювеналий, в уважение благочестия ее и по вниманию к многим драгоценным ее пожертвованиям для этой церкви, поднес ей в дар между другими духовными сокровищами и чудотворные вериги апостола Петра. Считая величайшим приобретением оковы его, царица Греции с благоговением перенесла их в Царьград и одну из них в 439 году (по Баронию {е}) положила в храме во имя апостола Петра близ Софии. Другую веригу она тогда же послала в дар дочери своей Евдоксии, супруге римского императора Валентиниана (423–460 годы); последняя соорудила в Риме храм в честь вериг святого узника и в нем положила подаренную ей святыню. О первой вериге свидетельствует русский паломник Антоний в 1200 году, говоря: «У святого Петра, прилежащего к Софии, висело Петровых вериг железо вковано в золотую икону; на праздник же Петровых вериг целует патриарх и все люди». К этой же вериге следует относить выражение месяцеслова Василия и других: «Поклонение веризе», то есть одной, ибо другая была в Риме, и одна верига изображена в его месяцеслове. Между прочим, о части иерусалимских вериг апостола Петра, сохранявшихся в Риме, святой в VI веке писал к Динамию патрицию: «Послал я к тебе в благословение от первоверховного апостола небольшой крест с частицами вериг апостола, дабы вериги сии, недолго державшие его в узах, освободили тебя навсегда от грехов» (письмо 1-е). Некогда в Риме обретены были и те вериги святого Петра, в которых он заключен был здесь по повелению императора Нерона пред , и тогда они поступили также в апостольский храм для хранения вместе с веригой иерусалимской, присланной из Константинополя. В настоящее время в Риме Петровых вериг имеется две и они сохраняются в ризнице Евдоксиевой базилики. Для поклонения этой святыне паломники каждый раз должны испрашивать особое разрешение папы с уплатой определенной канцелярской пошлины. При входе в ризницу внимание поклонника привлекает прежде всего мраморная стена, в средину которой вделан шкаф с двустворчатыми бронзовыми дверцами, украшенными снаружи резными изображениями. Облачившись в епитрахиль и затеплив свечи пред иконами, ризничий отворяет дверцы шкафа, имеющие на обратной стороне надпись: «Растерзал еси, Господи, узы моя» () {f}. Затем, открывши находящийся в шкафу ковчежец с честными веригами апостола Петра, ризничий по прочтении с коленопреклонением некоторых молитв дает богомольцам приложиться к веригам.

Церковь Христова, по высокому уважению к трудам, подвигам и страданиям святого славного Петра посвящая воспоминанию и прославлению его несколько дней в году, между прочим совершает память и поклонение честным веригам его. Торжество поклонения им началось на Востоке и Западе почти в одно время. Римский праздник вериг восходит к временам папы Александра (109–119 годы), именно в память вериг апостола Петра в римской темнице; впоследствии этот праздник обновлен перенесением вериги из Иерусалима. Папа Сикст III (432–440 годы) установил повсеместно праздник поклонения веригам, который у западных христиан совершается 1 августа, у восточных же 16 января; вероятно, это дни принесения вериг на место или освящения храмов, воздвигнутых по случаю принесения их. О празднестве в честь Петровых вериг в Константинопольской Церкви имеется свидетельство паломника Антония. В древних русских летописях (Новгородская первая летопись в Полном собрании [русских] летописей, том 3) 16[-й] день января называется днем спадения вериг, ибо, по свидетельству Писания, узы спадоша с Петра (). Святая Православная в день празднества поклонения честным веригам святого апостола представляет их особенному вниманию христиан – для благочестивого воспоминания о носившем их – и призывает верующих праздновать Петру чудесе честныя вериги (кондак, глас 2) {g}, верою поклоняться им (тропарь, глас 4) и целовать их: верою вериги облобызаем твоя, от нихже почерпающе здравие телесе и души спасение (стихира на Господи воззвах, [на] 6), приглашает возводить мысленные очи чад своих к самому апостолу для прославления: верховнаго и перваго апостолов, истины Божественнаго ученика, Петра великаго восхвалим и того верою целуем вериги, прегрешений разрешение приемлюще (кондак, глас 2). На литургии положено чтение Апостола о веригах, возложенных на святого Петра в Иерусалиме (), Евангелием же церковь благовествует о восстановлении Петра в звании апостола и предвозвещении ему мученической кончины ().

{Примечания редактора – в тексте выделены фигурными скобками:}

а. Видимо, опечатка: по происхождению он был идумеем.

b. То есть шею.

c. Согласно церковному преданию, святые апостолы Петр и Павел приняли мученическую кончину 29 июня 67 года.

d. То есть писателя Деяний апостольских.

е. Цезарь Бароний (1538–1607) – католический историк, кардинал.

g. В богослужебном тексте: … праздновати, Петре, чудеси твоея честныя вериги…