Пресса о спектакле. Гамлет

Амбруаз Тома (Ambroise Thomas) (5.08.1811, Мец - 12.02.1896, Париж) - французский композитор. Сын учителя музыки. Окончил Парижскую консерваторию, где занимался у Ф. Калькбреннера, П. Циммермана (фортепиано) и Лесюера (композиция). В 1832 году получил Римскую премию за кантату "Герман и Кетти". После трехлетнего пребывания в Риме Тома около года жил в Вене и в 1836 году возвратился в Париж, где посвятил себя сочинению опер. С 1837 года произведения Тома регулярно шли на парижской сцене. Его первой оперой была одноактная "Двойная лестница" по комедии Э. Скриба (пост. 1837). Сюжет следующей оперы Тома "Парикмахер регентства" (пост. 1838) был связан с русской историей (действие оперы происходит в России в 18 веке). Первые 8 опер Тома прошли с посредственным успехом. Но его две последующие комические оперы - "Кади" из восточной жизни (пост. 1849) и "Сон в летнюю ночь" по комедии Шекспира (пост. 1850) - сделали имя композитора широкоизвестным не только во Франции, но и далеко за ее пределами. В 1851 году Тома был избран членом Института Франции, а в следующем году был приглашен профессором композиции Парижской консерватории (в числе его учеников - Жюль Массне); с 1871 года - директор консерватории.

Тома продолжает писать комические оперы в традициях французской оперной школы того времени. В 1859 году в Париже с небывалым успехом была поставлена опера Гуно "Фауст". Под впечатлением этого спектакля Тома, обратившись также к гётевскому произведению "Годы учения Вильгельма Мейстера", создал лирическую оперу "Миньон" (пост. 1866). Парижане восторженно приняли спектакль, и вскоре "Миньон" утвердилась в репертуаре многих оперных театров мира. Наряду с "Фаустом" эта опера выдерживает наибольшее количество представлений в Париже. Успешно прошла и постановка следующей оперы Тома "Гамлет" (1868).

"Миньон"и "Гамлет"обошли все первоклассные сцены Европы. Тома написал еще балеты "La Gipsy" и "Betty", оперы "Raymond", "Le songe d"une nuit d"йtй", "Francesca da Rimini", кантаты, марши, мотеты, квинтеты, квартеты, ноктюрны, хоры и проч. Грациозная мелодичная музыка и замечательно тонкая оркестровка поставили Тома в ряд значительнейших французских композиторов.

Так как либретто далеко не точно следует за Шекспиром,привожу краткое

Гамлет и Офелия - Данте Габриель Россетти

Гамлет

Опера в пяти действиях

Либретто Каре и Барбье

Действующие лица

Гамлет (баритон)

Клавдий, король Дании (баритон)

Тень отца Гамлета (бас)

Марцеллий, друг Гамлета (тенор)

Горацио, друг Гамлета (баритон)

Полоний, камергер (баритон)

Лаэрт, его сын

Королева (сопрано)

Офелия, дочь Полония (сопрано)

Действие происходит в Эльсиноре (Дания) в XVI веке.

Действие первое. Картина первая. Зал во дворце. Придворные приветствуют короля Дании Клавдия, только что обвенчавшегося с супругой своего предшественника Гертрудой. Король, обращаясь к Гертруде, просит её забыть горе и быть ему помощницей в делах. Когда все уходят, появляется датский принц Гамлет, сын Гертруды. Он скорбит о смерти своего отца и непостоянстве своей матери: едва прошло два месяца со дня кончины отца, как мать забыла его и отдала свою руку Клавдию, брату покойного короля. "О, женщина! - говорит Гамлет, - твоё имя - непостоянство и пустота! "Увидев вошедшую в зал дочь камергера Полония Офелию, Гамлет бросается к ней. Между ними происходит нежная сцена. Узнав о том, что Гамлет простился с королём и собирается уехать, Офелия выражает страх, что он разлюбил её и поэтому хочет покинуть дворец. Гамлет говорит ей, что он не из тех, чьё сердце способно изменять священным клятвам любви, и уверяет её, что по-прежнему любит её и покидает двор по другим причинам. Входит Лаэрт, брат Офелии. Он пришёл проститься с принцем и сестрой, так как король посылает его в Норвегию. Он говорит, что идёт сражаться за честь родной страны и, если ему не суждено вернуться, то пусть Офелию утешает любовь Гамлета, которому он её поручает. Гамлет клянётся, что он всегда будет охранять Офелию. Лаэрт прощается с ним и уходит вместе с Офелией. Гамлет с грустью смотрит на них. Дамы и кавалеры собираются на новое пиршество. Офицеры Марцеллий и Горацио, друзья Гамлета, ищут принца, чтобы рассказать ему о появлении на крепостном валу тени усопшего короля.

Картина вторая. Крепостной вал близ дворца. Ночь. Горацио, Марцеллий и Гамлет ждут появления призрака покойного короля, появлявшегося в этом месте в прошлую ночь. Из дворца слышны звуки музыки и шум весёлого пира. Бьёт полночь. Появляется тень короля, отца Гамлета. Гамлет, страшно взволнованный видением, обращается к призраку с просьбой открыть ему, любящему сыну, причину своего появления. Тень короля делает знак Марцеллио и Горацио, чтобы они удалились. Когда они уходят, Гамлет приближается к тени и просит её сказать, чего отец желает от него. Тень завещает Гамлету мщение и открывает ему, что его отец пал от руки родного брата Клавдия, который изменнически во время сна отравил его, чтобы завладеть престолом Дании и Гертрудой. Тень говорит, что час возмездия настал, сын должен отомстить за смерть отца, но пусть пощадит королеву, свою мать, которую сам бог накажет за участие в преступлении. С приближением утра тень исчезает. Гамлет клянётся исполнить волю призрака и отомстить виновникам убийства.

Действие второе. Картина первая. Сад при дворце короля. Офелия мечтает о Гамлете. Её мучает его мрачный, задумчивый вид. В глубине показывается Гамлет. Увидев его, Офелия старается привлечь его к себе невинным кокетством, но, к её великому огорчению, озабоченный Гамлет не обращает на неё внимания и быстро уходит. Офелия плачет, думая, что Гамлет её разлюбил. Входит королева, мать Гамлета. Офелия рассказывает королеве о своём горе и просит отпустить её в обитель, где бы она могла найти утешение в своей скорби. Королева говорит, что и ей непонятно странное поведение и душевное состояние её сына в последнее время, и уверяет Офелию, что Гамлет любит её по-прежнему. Она просит Офелию вылечить Гамлета от тоски и не уходить в монастырь. Офелия, тронутая мольбой королевы, соглашается остаться во дворце. Увидев входящего короля, королева приказывает Офелии уйти. Королева предупреждает Клавдия: кажется, Гамлету стало известно об их преступлении. Король уверяет её, что сын ничего не знает. Входит Гамлет, таинственный и насмешливый. Король протягивает ему руку и просит Гамлета называть себя отцом. Гамлет замечает, что его отец спит в холодной могиле. Затем король предлагает ему отправиться в путешествие по Италии, чтобы немного развеяться. Гамлет отказывается от путешествия и заявляет, что, развлечения ради, он пригласил во дворец труппу актёров, которые собираются дать интересное представление. Король и королева выражают готовность присутствовать на этом представлении и уходят. Гамлет, смотря вслед уходящим, говорит, что час мести близок. Появляется труппа актёров. Гамлет принимает их, заказывает им пьесу "Убийство Гонзаго", пьёт с ними и с горьким смехом славит вино, которое приносит забвение человеку в дни горести и печали.

Картина вторая. Зал во дворце. В глубине театральная сцена. В присутствии короля и королевы, Гамлета и придворных на сцене даётся пантомима "Убийство Гонзаго". Под этим названием Гамлет аранжировал сцену убийства своего отца, желая помучить Клавдия и мать. Он поручает Марцеллио и Горацио следить за впечатлением, которое произведёт на короля представление, а саам даёт объяснение происходящему на сцене: "Король Гонзаго идёт в сопровождении королевы Женевьевы, которая шепчет ему нежные слова. Почувствовав усталость, Гонзаго садится и от утомления засыпает на груди королевы. Появляется злодей, неся в руках кубок с ядом. Он при помощи королевы, влюблённой в него, вливает яд в уста спящего короля. Король умирает, а злодей завладевает его короной и делается королём"... Этот рассказ и пантомима заставляют короля сильно побледнеть. Король приказывает прогнать актёров. Таким образом, Гамлет окончательно убеждается в виновности короля. Притворяясь сумасшедшим, чтобы быть безнаказанным, Гамлет называет Клавдия злодеем, убийцей своего брата, и срывает с его головы корону, заявляя, что убийца не может её носить. Все в ужасе отступают. Король и королева убегают. Гамлет без чувств падает на руки Горацио и Марцеллио.

Действие третье. Комната королевы. В глубине - портрет Клавдия и отца Гамлета во весь рост. Аналой для молитвы. Гамлет входит и останавливается в раздумьи. Преступление короля ясно, и напрасно он щадит его, откладывая месть. Он вспоминает покойного отца и произносит монолог, полный философского пессимизма: "Быть или не быть?" Заслышав приближение своего отчима, Гамлет скрывается за занавесью. Входит Клавдий. Его мучают укоры совести, и он молится у подножия аналоя. Он желал бы быть на месте брата, "витающего в селениях райских", а не страдать здесь, на земле. Гамлет, показавшись из-за занавеси, говорит, что теперь легко можно бы убить короля, но останавливается, увидев, что тот молится. Гамлет даёт себе слово убить его впоследствии, не во время молитвы, и снова скрывается. Король, услышав шаги Гамлета, вскакивает и в страхе зовёт своего камергера Полония. Полоний входит и успокаивает короля, которому чудится призрак убитого отца Гамлета. Из дальнейших слов Полония Гамлет узнаёт, что лукавый царедворец - сообщник Клавдия. Полоний уводит короля. Гамлет выходит из-за занавеси. Появляется королева с Офелией и говорит Гамлету, что всё готово к обряду его венчания с Офелией. Гамлет, не отвечая королеве, подходит к Офелии и говорит ей, что брак их не может состояться, так как его сердце "холодно, как мрамор, и недоступно для святой любви"; она должна забыть его и идти в монастырь. Офелия плачет над своей разбитой любовью и возвращает Гамлету его кольцо. Королева уговаривает Гамлета остаться верным Офелии, но, поражённая его мрачным видом, в ужасе отступает от него. Офелия уходит в отчаянии. Гамлет, оставшись наедине с матерью, в гневе изобличает её в ужасном преступлении. Королева молит его о пощаде. Гамлет заявляет, что он не станет её убивать, а оставит её "правосудию небес". Указывая на портреты обоих супругов Гертруды, он говорит, что один из них - "красы и силы воплощенье, величья и добра", другой - "полон злобы и разврата", и этому последнему она отдала свою любовь, приняв участие в убийстве своего первого мужа. Королева в ужасе падает к ногам Гамлета, прося пощадить её. Гамлет клянётся отомстить за смерть своего отца и отрекается от матери. Вдруг появляется тень короля, видимая одному Гамлету; призрак велит сыну пощадить мать. Королева, видя блуждающий взгляд сына, спрашивает его, что с ним. Гамлет указывает ей на тень отца. Королева, не видя ничего, полагает, что Гамлет лишился рассудка. Он успокаивает королеву и советует ей раскаяться и молиться.

Действие четвёртое. Сельский пейзаж. В глубине - озеро. Группа датских крестьян развлекается весенними плясками и играми. Появляется лишившаяся от горя рассудка Офелия. Она мечтает о Гамлете и предаётся воспоминаниям о своей несчастной любви. Крестьянские девушки окружают её и жалеют страдалицу. Она собирает цветы, раздаёт их девушкам и поёт грустную балладу о русалке, ловящей в свои сети заснувших на берегу людей. Опечаленные, крестьяне расходятся. Офелии слышатся голоса русалок, зовущих её, и ей вдруг кажется, что идёт Гамлет. Чтобы наказать его за долгое ожидание, она решается спрятаться к русалкам и бросается в волны. Платье некоторое время поддерживает её на поверхности воды, и онамедленно тонет, уносимая течением, повторяя слова любви, некогда услышанные ею от Гамлета.

Действие пятое. Кладбище. Два могильщика, роя могилу для Офелии, философствуют о бренности всего земного и о том, что "цель бытия - вино". Входит Гамлет. Он явился сюда, спасаясь от преследования наемных убийц короля, который желает его смерти. С глубокой грустью Гамлет вспоминает об Офелии и мысленно просит у нее прощения. Гамлет ожидает здесь встретить Горацио, но вместо него появляется Лаэрт, вернувшийся из Норвегии. Лаэрт винит Гамлета в гибели Офелии. Они дерутся на шпагах, но останавливаются, заслышав звуки похоронного марша. Показывается погребальная процессия с телом Офелии. Гамлет при виде мертвой Офелии хочет заколоть себя кинжалом, но друзья препятствуют ему. Появляется тень отца Гамлета, которая приказывает сыну завершить дело мести. Все поражены появлением призрака. Гамлет разоблачает тайну преступления и убивает Клавдия. Призрак велит Гертруде идти в монастырь и исчезает. Придворные приветствуют в лице Гамлета нового короля Дании.

hamlet: thomas hampson, br;

ophelie: june anderson , sopr;

claudius: samuel ramey, bs;

laerte: gregory kunde, ten;

gertrude: denyce graves, msopr;

lo spettro: jean courtis, bs:

marcellus: gerard garino, ten;

horatio: françois le roux, bs;

polonius: michel trempont, bs;

2 becchini: thierry felix, br; jean pierre furlan, ten;

london philharmonic orch e

В пяти действиях; либретто М. Карре и Ж. Барбье по одноименной трагедии Шекспира.
Премьера: Париж, Императорская академия музыки, 9 марта 1868 г.

Действующие лица:

  • Гамлет, принц Датский (баритон)
  • Его друзья: Марцелл (тенор), Горацио (бас)
  • Клавдий, король Дании (бас)
  • Королева Гертруда, мать Гамлета (меццо-сопрано)
  • Тень умершего короля, отца Гамлета (бас)
  • Полоний, придворный (бас)
  • Его дети: Офелия (сопрано), Лаэрт (тенор)
  • Два могильщика (баритон, тенор)
  • Придворные, офицеры, актеры, крестьяне, охотники

Действие происходит в Дании в Средние века.

История создания

После «Миньон » (1866), которая пользовалась широчайшей популярностью, композитор попытался овладеть жанром французской большой оперы, прежде его не привлекавшим. Сотрудниками Тома вновь выступили известные литераторы, авторы либретто лирических опер и оперетт Гуно, Бизе, Оффенбаха и др. Жюль Барбье (1822-1901) и Мишель Карре (1819-1872), обычно писавшие вместе. Вслед за либретто «Ромео и Джульетты», в 1867 году написанным для Гуно, они снова обратились к Уильяму Шекспиру (1564-1616). «Гамлет» (1600-1601), одно из наиболее глубоких его философских творений, в либретто подвергся не просто сокращению, но заметному упрощению. Это сказалось на образе главного героя, хотя некоторые его монологи или их фрагменты, в том числе знаменитое «Быть или не быть», сохранены. Гуманист и мыслитель, размышляющий о природе человека, о судьбах века, о путях восстановления справедливости, оказался приближен к традиционному герою-любовнику итальянских опер, верному в любви, неистовому в мщении, безутешному в скорби по погибшей возлюбленной. Именно любовная драма заняла центральное место в либретто, и хотя она, в соответствии с Шекспиром, завершается трагической развязкой, финал оперы в целом - совсем иной. Убийства, жертвами которых становятся все шекспировские герои, здесь сведены к гибели одного лишь преступного короля Клавдия. Ни отец, ни брат Офелии не падут от его руки, остаются в живых и грешная королева Гертруда, удаляющаяся в монастырь, и сам датский принц. Они выполняют волю вновь появляющейся в финале тени отца Гамлета, престол которого наследует сын. Это воцарение Гамлета, знаменующее восстановление справедливости, невольно возвращает оперу к древнейшей трактовке гамлетовского сюжета - к первому из дошедших до нас вариантов скандинавской саги о мести языческого принца Амлета, изложенному на латыни в «Истории датчан» (ок. 1200 года) средневекового летописца Саксона Грамматика. Отдельными деталями либреттисты стремились подчеркнуть средневековый и германский колорит. Так, в сцене безумной Офелии шекспировский текст заменен балладой о вилисе, губящей счастливых влюбленных. В образе вилисы слились черты различных фантастических существ. Она напоминает Лорелею - рейнскую русалку, известную по популярному стихотворению Гейне, кстати, долго жившего в Париже, или королеву эльфов шотландских баллад, заманивающую рыцаря в волшебные холмы. Само название «вилисы» было давно известно во Франции по пересказу тем же Гейне шварцвальдской легенды, легшей в основу балета А. Адана «Жизель» (1844). Это призрак невесты, брошенной женихом до свадьбы и умершей от горя, либо покончившей с собой; мстя за обман, она затанцовывает неверного возлюбленного до смерти. Тома поддержал эти поиски местного колорита и использовал в балладе подлинный скандинавский напев. Помимо баллады, в том же IV акте, в танцевальном дивертисменте, рисующем деревенский праздник в честь прихода весны, один из танцев носит заголовок «Фрейя» - по имени германской богини юности и любви.

Композитор тщательно работал над партитурой, уделяя большое внимание оркестру. Он включил в его состав саксофоны. Изобретенные в 1840 году мастером А. Саксом, они все еще оставались редкими инструментами и придали особую красочность и выразительность понравившейся публике сцене на площади во II акте. Уже закончив партитуру, Тома, не задумываясь, переписал для баритона партию Гамлета, первоначально предназначенную для тенора, поскольку в это время в труппу Grand Opera поступил баритон Ж. Б. Фор, блестящий исполнитель россиниевских героев. Партия Гамлета поражает непривычно высокой для баритона тесситурой. Премьера «Гамлета» состоялась 9 марта 1868 года в парижском театре Grand Opera и имела большой успех.

Сюжет

Парадный зал в королевском дворце Эльсинор. Торжественная коронация Клавдия, вступающего в брак с Гертрудой, наследницей престола, вдовой недавно скончавшегося брата Клавдия. На празднике нет принца Гамлета. Он появляется, когда все расходятся; его одолевают раздумья о неверности женского рода, о матери, которая так скоро забыла отца. Принца встречает Офелия. Ее печалит, что принц покидает двор: значит, он разлюбил ее. Гамлет клянется, что его верность незыблема. Лаэрт, отправляющийся в поход, приходит проститься с сестрой и доверяет ее защите принца. Офицеры и пажи спешат на праздник, воспевая быстротечные радости жизни. Их не занимает странная весть, принесенная Горацио и Марцеллом, которые повсюду разыскивают принца: ночью на бастионах крепости им явилась тень умершего короля.

Эспланада замка. Гамлет с друзьями ожидает появления призрака, прислушиваясь к доносящимся издали звукам продолжающегося празднества. В полночь он взывает к тени отца, и тот повелевает отомстить за его смерть: Клавдий убил его и завладел его короной и его женой, но мать Гамлет должен пощадить. Принц прощается со всеми радостями жизни - славой, любовью, наслаждениями - и клянется выполнить волю отца.

Покой во дворце. Офелия, встревоженная внезапной холодностью принца, пытается отвлечься чтением, но и в книге речь идет о неверной любви. Не переставая читать, Офелия украдкой наблюдает за вошедшим Гамлетом, который, так и не приблизившись к ней, уходит. Теперь она убеждена, что принц забыл свои клятвы и в слезах просит вошедшую королеву позволить покинуть двор, чтобы никогда более не видеть принца. Но Гертруда, уверенная в любви сына к Офелии, надеется, что именно она выведает тайну, которая гнетет принца. Мучимая угрызениями совести, видениями умирающего, угрожающего мужа, она боится, что сын узнал о преступлении. Клавдий успокаивает ее: разоблачение им не грозит, Гамлет помешался. Появляется принц, который вначале сообщает о том, что желал бы странствовать с облаками по небу, а затем объявляет, что пригласил актеров, дабы развлечь двор. Актерам он объясняет, как они должны сыграть пьесу об убийстве Гонзаго, а пока предлагает петь, пить и веселиться, ибо лишь вино может разогнать печаль и дать забвение.

Площадь перед королевским дворцом. Под звуки датского марша придворные собираются на представление. Гамлет просит друзей следить за королем и комментирует разыгрываемую актерами пантомиму: старый король уединяется с королевой и засыпает в ее объятьях; предатель соблазняет королеву, сыплет яд в королевский кубок и отнимает у него золотую корону. Клавдий в волнении приказывает гнать актеров, а Гамлет, разыгрывая безумие, кричит, что нашел убийцу, и срывает с него корону. Все в ужасе. На гневные упреки Гамлет отвечает вакхической песнью.

Покой во дворце. Гамлет размышляет над великим вопросом - быть или не быть? Входит король, томимый раскаянием. Склонившись перед распятием, он умоляет дух брата смягчить гнев Всевышнего. Наблюдающий за ним Гамлет отказывается от удобного случая отомстить: он убьет короля на троне, в блеске власти. Клавдию мерещится тень брата, в страхе он зовет Полония. Из их разговора Гамлет понимает, что отец его любимой Офелии - соучастник преступления. Королева и Офелия в наряде невесты направляются в храм, но Гамлет клянется, что браку не бывать, иначе небо обрушится на его голову. Он убеждает Офелию затвориться в монастыре, она покорно возвращает принцу обручальное кольцо, а королева, видя слезы на глазах сына, не может понять причины разрыва и испытывает тайный страх. Оставшись наедине с матерью, Гамлет упрекает ее в преступной любви к брату мужа, в убийстве, а затем угрожает шпагой. Королева молит о милосердии, ползает у ног сына. Лишь появившаяся тень отца заставляет принца опомниться, и королева окончательно убеждается в его безумии. Гамлет призывает мать покаяться и оставляет ее с миром.

Деревенский праздник. Крестьяне и охотники песнями, играми, плясками приветствуют приход весны, славят богиню Фрейю.

Берег реки. Безумная Офелия, с рассветом покинувшая дворец, присоединяется к общему веселью, дарит девушкам цветы, рассказывает о бледной вилисе, заманивающей на дно путников, плачет и смеется. Ей чудится, что Гамлет стал ее мужем, она решает наказать его за муки ожидания и спрятаться у вилис в тростниках. Повторяя его клятву верности, Офелия бросается в воду.

Кладбище. Могильщики копают могилу, пьют и распевают о бренности жизни, смысл которой - в вине. Появляется измученный Гамлет: два дня он скрывается от убийц, посланных королем. Не зная о гибели Офелии, он обращается к ней с мольбой о прощении: его любовь виной тому, что сердце ее разбито, разум померк. Появившийся Лаэрт клянется отомстить за сестру и вызывает его на дуэль, которую прерывает траурное шествие. Гамлет видит Офелию в гробу и готов покончить с собой, чтобы соединиться с ней навсегда. Его останавливает тень отца. Все трепещут при виде грозного призрака, возвещающего волю неба. Сын должен покарать убийцу - и Гамлет поражает Клавдия ударом шпаги. Королева отправится в монастырь, а принцу Бог предназначил трон: он будет править во благо народа. Гамлет в отчаянии - стать королем, когда душа его в могиле! Все славят Гамлета.

Музыка

«Гамлет» - большая французская опера с традиционным обилием массовых сцен, праздничными и похоронным маршами, красочной балетной сюитой и эффектной виртуозной партией героини. Однако Тома, автор лирической оперы «Миньон», много работавший в комическом жанре, привнес и в большую оперу романсовые интонации и формы, вальсовые ритмы. Сцена безумия Офелии напоминает о традициях опер Беллини и Доницетти.

Одна из запоминающихся характеристик героя - вакхическая песня «Вино, ты разгони мученья» с броской, энергичной мелодией, подхватываемой мужским хором. Она завершает 1-ю картину II акта и повторяется в финале 2-й: мелодия песни разыгрывающего безумие Гамлета противостоит возбужденным репликам остальных участников этого септета с хором. Кульминация оперы - сцена сумасшествия Офелии, выделенная в самостоятельную (2-ю) картину IV акта. Здесь чередуются речитатив и ария «Холодные слезы ночи всю землю омывают», построенная на сопоставлении кратких реплик, виртуозных пассажей и темы клятвы Гамлета из дуэта I акта в оркестре; вальс «Вам я дарю цветы»; баллада «Спит вилиса в лоне вод прозрачных». Эта лучшая находка композитора - задумчивая мелодия подлинной скандинавской песни с контрастным припевом без слов, вызывающая ассоциации с «Песней Сольвейг» из «Пера Гюнта» Грига. Она завершается колоритным пассажем, который подводит к виртуозному заключительному разделу сцены.

А. Кенигсберг

В опере Тома, по сравнению с оригиналом, усилено мелодраматическое начало, на первый план вышла тема любви. Это было вполне в духе того времени, отвечало жанру лирической оперы, приверженцем которой был автор. Среди лучших исполнителей заглавной партии Руффо. Ряд эпизодов («Вакхическая песня» Гамлета из 1 д., сцена смерти Офелии из 3 д.) стали творческой удачей Тома. Русская премьера прошла в 1892 (Москва, театр П. Шелапутина). В наши дни обычно опускается несуразный финальный хор «Vive Hamlet», и oпера завершается гибелью героя. Среди современных постановок отметим спектакль 1992 в Монте-Карло (солисты Хэмпсон, А.Пендачанска).

Дискография: CD - Decca. Дир. Бонинг, Гамлет (Милнс), Офелия (Сазерленд), Клавдий (Моррис), Лаэрт (Винберг), Гертруда (Конрад), Призрак (Томлинсон).

Опера французского композитора Амбруаза Тома в пяти действиях; либретто Карре и Барбье по одноименной трагедии Шекспира.
Первая постановка: Париж, 1868 год.

Основные действующие лица: Гамлет (баритон), Офелия (сопрано), Лаэрт (тенор), Гертруда (меццо-сопрано), Клавдий (бас), Призрак (бас).

Гамлет, принц Датский, племянник короля Клавдия, узнает от Призрака, что убийцей его отца является дядя, а мать Гертруда была сообщницей. Гамлет задумывает отомстить. Когда в замок приглашаются актеры, Гамлет просит их сыграть пьесу, в которой изображаются события, похожие на убийство отца. Все в ужасе. Поняв, что Полоний знал об убийстве, Гамлет отталкивает Офелию, которую любил, ведь она дочь Полония. Та в отчаянии кончает с собой. Увидев погребальную процессию и осознав, что его любимая мертва, Гамлет хочет идти вслед за ней. Между тем Лаэрт вызывает его на дуэль. Призрак, явившийся к раненному на дуэли Гамлету, вновь призывает его к мщенью. Гамлет, собрав свои последние силы, убивает короля и падает бездыханный рядом с телом Офелии. Народ славит его как нового монарха.

Е. Цодоков

ГАМЛЕТ (Hamlet) - опера А. Тома в 5 д., либретто Ж. Барбье и М. Карре. Премьера: Париж, Императорская академия музыки, 9 марта 1868 г.; в России - Москва, Театр Шелапутина, силами Оперного товарищества, апрель 1892 г.

Трагедия Шекспира в ХVIII-XIX вв. вызвала к жизни много оперных произведений, хотя ни одно из них не дало ее достойного претворения. Первая попытка воплотить «Гамлета» в музыкально-сценических образах - опера «Амблето» Ф. Гаспарини (1706); затем последовали сочинения Д. Скарлатти, Дж. Каркани, Л. Карузо, С. Меркаданте, А. Штадтфельда, Ф. Фаччо (либретто А. Бойто) и др. Наиболее значительны неоперные музыкальные воплощения этого сюжета - в симфонических жанрах, драматическом театре и кино (Чайковский, Лист, Монюшко, Прокофьев, Шостакович).

«Гамлет» Тома - самая популярная из опер на сюжет шекспировской трагедии, но по содержанию и характеру она тоже очень далека от Шекспира. Трагедия мысли превратилась в мелодраму, лишенную философского содержания. Хотя сохранены осколки текста монолога «Быть или не быть», центральная ария Гамлета не столько выражает сомнение в смысле жизни, сколько прославляет вино. Главный герой здесь - прежде всего страстный влюбленный. Все развитие действия подчинено законам лирической оперы. В финале Гамлет, видя мертвую Офелию, хочет покончить жизнь самоубийством, однако тень отца велит сыну жить и осуществить акт мести. Все потрясены явлением призрака. Гамлет обличает короля и убивает его. Призрак велит королеве уйти в монастырь (Гертруда участвовала в убийстве мужа). Гамлет восходит на престол под приветственные клики придворных.

Опера Тома свидетельствует не только о несоответствии его таланта задаче, но и о непонимании Шекспира. Трагедия исполнялась на французской драматической сцене в ту пору, Да и много позднее, в свободной переделке А. Дюма-отца, и это никого не возмущало. Тома создал благонамеренное, не лишенное приятности произведение, лишь по названию и некоторым деталям сюжета сходное с великим оригиналом. Опера имела успех, хотя и меньший, чем "Миньон" того же автора. В России она пользовалась немалой популярностью и на рубеже Х1Х-ХХ вв. нередко шла в частных антрепризах, в которых заглавную партию блистательно исполняли М. Баттистини и А. Котоньи, а партию Офелии - К. Нильссон. В конце XX в. «Гамлет» ставился, в частности, в Гамбурге (1968), Лондоне (1969), Монте-Карло (1992, Т. Хэмпсон - Гамлет), Женеве (1996).

Главные персонажи:
Гамлет (баритон), Офелия (сопрано), Клавдий (бас), Гертруда (меццо), Лаэрт (тенор), Призрак (бас), Марцелл (тенор), Горацио (бас), Полоний (бас), Два могильщика (баритон, тенор) и др.

Действие происходит в средневековой Дании.

Сюжет:
1 акт.
В королевском замке Эльсинор идет торжественная коронация Клавдия, вступающего в брак с наследницей престола Гертрудой, вдовой умершего короля, брата Клавдия. Собралась вся знать, отсутствует только сын скончавшегося короля и Гертруды принц Гамлет. После окончания церемонии все расходятся. Появляется Гамлет. Его встречает дочь Полония Офелия. Она любит принца, с которым должна вскоре повенчаться, и встревожена тем, что тот покидает двор. Гамлет заверяет ее в неизменности его чувства к ней. Тем временем, друзья Гамлета Марцелл и Горацио ищут принца, чтобы сообщить о том, что ночью им явился Призрак – тень его умершего отца.
В полночь Гамлет взывает к Призраку. Тот является ему и, рассказав о коварстве Клавдия и Гертруды, убивших его отца, призывает к мщенью. Гамлет должен покарать Клавдия, но пощадить мать!
2 акт.
Офелия гуляет по эльсинорскому парку. Она грустна, ей кажется, что Гамлет охладел к ней. Желая отвлечься, девушка берет книгу. Внезапно она видит Гамлета. Но принц не видит её, а она тайком наблюдает за ним. Заметив, наконец, возлюбленную, Гамлет, тем не менее, молча уходит, так и не подойдя к ней. Входит Гертруда. Она смотрит на грустящую Офелию. Девушка просит у королевы разрешения покинуть двор и удалиться в монастрырь, ведь принц ее разлюбил. Гертруда уговаривает ее остаться, надеясь выведать причины мрачного настроения принца и его странного поведения. Появляется Клавдий. Офелия удаляется. Гертруда сообщает мужу о своих опасениях. Ей кажется, что Гамлет знает об их преступлениях. Клавдий успокаивает королеву, уверяя, что принц просто помешался. Их беседу прерывает вошедший Гамлет. Вдали слышатся звуки веселой музыки. Гамлет объясняет, что решил для развлечения пригласить во дворец труппу актеров-комедиантов. Испуганная королева удаляется вместе с Клавдием. Входит Марцелл с актерами. Гамлет разъясняет им, как они должны разыграть пантомиму о коварном убийстве короля Гонзаго. Затем предлагает всем выпить вина и поет застольную песню.
На площади перед замком собираются придворные. Начинается пантомима. Гамлет комментирует происходящее на сцене, где старому королю, уснувшему в объятиях королевы, предатель подсыпает в бокал яд и коварно завладевает его короной. Разгневанный Клавдий приказывает выгнать актеров, а Гамлет, изображая безумие, срывает с него корону, утверждая, что нашел убийцу.
3 акт.
Гамлет один в покоях. Он размышляет над вечным вопросом – быть или не быть? Появляется Клавдий. Он не замечает принца, его терзают страхи и он завет Полония. Гамлет издали слышит их разговор и понимает, что отец Офелии тоже замешан в заговоре. Значит, брака с Офелией не будет!
Входят Офелия с королевой. Гамлет убеждает Офелию уйти в монастырь, он не собирается жениться. Офелия покорно снимает обручальное кольцо, отдает его принцу и уходит. Гамлет, оставшись с матерью наедине, обвиняет ее в коварном преступлении и угрожает шпагой. Королева молит о прощении. Внезапно явившийся призрак взывает к Гамлету и тот, опомнившись, отпускает королеву.
4 акт.
Праздник в деревне. Крестьяне и охотники радостно приветствуют приход весны. Начинаются веселые пляски – танец охотников, вальс-мазурка. На праздник приходит Офелия. Она в белом платье с цветами в руках. Ее взгляд безумен. Несчастная поет, словно в бреду, затем рассказывает о виллисе, увлекающей на дно путников. Офелию одолевают видения, она бросается в воду.
5 акт.
На кладбище близ Эльсинора два могильщика роют могилу и выпивают. Появляется Гамлет. Он еще не знает о гибели Офелии. Его преследует Лаэрт и, желая отомстить за сестру, вызывает принца на дуэль. Начавшийся поединок прерывается погребальной процессией. Гамлет, осознав, что Офелия мертва, хочет покончить с собой. Но вновь явившийся ему Призрак напоминает принцу о мести, и Гамлет, собрав все силы, убивает Клавдия ударом шпаги. Теперь королева должна удалиться в монастырь, а Гамлет восходит на престол. Все славят нового монарха!

Вторая по популярности после Миньон , опера Тома написана в жанре близком к французской большой опере (о чем свидетельствуют масштабные массовые сцены, наличие балета и др.), «разбавленной» стилистическими элементами, мелодикой и интонациями, присущими лирической опере . Взяв за основу великую трагедию Шекспира, композитор существенно упростил ее содержание, сконцентрировавшись на любовной линии. В принципе, такие метаморфозы и в большой, и в лирической опере были вполне естественны (то же самое мы видим, например, в Фаусте ). Надо отдавать себе отчет в том, что оперное искусство живет по своим внутренним законам, и бессмысленно оценивать его с точки зрения соответствия литературному первоисточнику. Впрочем, композитор зашел здесь весьма далеко, он не просто сократил сюжет трагедии, но кардинально изменил развязку – Гамлет остается в живых и становится королем! Есть и иные существенные отличия, в т. ч. касающиеся судьбы других персонажей. Впрочем, здесь имел место не только «волюнтаризм» Тома. Дело в том, что мы не должны забывать, что многие привычные для нас сюжеты классической литературы (в т. ч. у Шекспира, того же Гёте или Шиллера и др.) восходят к более древним сказаниям. Вот и в данном случае композитор использовал, наряду с шекспировской трагедией, мотивы древнескандинавской саги о Гамлете со «счастливым» концом, дошедшей до нас в латинской рукописи «Деяния датчан», написанной средневековым датским летописцем и священником Саксоном Грамматиком (ок. 1140 - между 1206 и 1220), родившимся в Роскильде.

Как уже отмечалось выше, мы имеем дело с оперой и произведение надо оценивать исключительно по его собственной эстетике и музыкально-драматургическим достоинствам. В этом ракурсе Г. – сочинение, бесспорно, интересное и значимое в истории жанра, хотя и не лишенное противоречий, присущих творчеству Тома в целом. Яркие мелодические и оркестровые находки, проникновенные эпизоды сочетаются в нем с довольно банальной и вторичной музыкой ряда других сцен.

К наиболее ярким и впечатляющим эпизодам оперы принадлежит большая сцена сумасшествия и смерти Офелии A vos jeux, mes amis их 4-го акта. Свободная и, в то же время, очень органичная и убедительная в своем драматургическом развитии и смене настроений, она напоминает аналогичные эпизоды в итальянских операх эпохи расцвета бельканто (Доницетти, Беллини). Сходство усиливается и виртуозным характером партии героини. Весьма эффектна популярная «Вакхическая песня» Гамлета O vin, dissipe la tristesse из 2-го акта. К оригинальным нововведениям относится также использование в партитуре саксофонов (сцена на площади из 2-го акта), изобретенных А.Саксом незадолго до этого (1840).

Надо заметить, что помпезная и искусственная концовка оперы стала предметом критики. Более того, предпринимались попытки хотя бы частично возвратиться к шекспировской развязке. Существует редакция, сделанная автором для премьеры в Ковент-Гардене, в которой Гамлет, как и положено по шекспировской трагедии, погибает. Эта версия не получила в дальнейшем распространения, практически, не исполнялась, хотя и существует запись, сделанная дирижером Бонингом (1983), осуществленная силами Валлийской оперы (солисты Милнс, Сазерленд ), где действие завершается смертью Гамлета, сраженного Лаэртом, а несуразный финальный хор «Vive Hamlet» купируется.

Премьера оперы состоялась в Гранд Опера и прошла с исключительным успехом. В главных партиях выступили выдающийся французский баритон Фор (именно для него Тома срочно переделал первоначально задуманную как теноровую партию главного героя) и знаменитая певица К.Нильсон . Заглавная партия в исполнении Форе произвела столь сильное впечатление на современников, что великий Эдуард Мане написал портрет артиста в этой роли (1877).

В 1869 Нильсон пела и в уже упомянутой английской премьере оперы на сцене Ковент-Гардена. В том же году состоялась немецкая премьера в Лейпциге. Вскоре опера была поставлена в Италии в переводе на итальянский язык. В 1872 прошла американская премьера в нью-йоркской Академии Музыки. Популярность Г. была весьма высокой. Можно отметить также спектакли в Барселоне (1876), Милане (1878). В 1883 в Гранд Опера состоялась ее двухсотое представление. В 1884 опера была поставлена в театре Метрополитен с Зембрих в заглавной партии, в 1889 в Венской опере. В 1908 в первом сезоне театра Колон в роли Гамлета блистательно выступил Руффо . В 1914 на сцене Гранд Опера партию Офелии пела Липковская . Роль Офелии была в репертуаре многих замечательных певиц, среди них Нордика, Невада, Мелба и др.

На русской сцене Г. впервые был исполнен в 1892 в театре Шелапутина силами частного Оперного товарищества (в заглавной партии Тартаков ). В 1893 партией Гамлета дебютировал в России Баттистини . Исполнял ее в нашей стране и Котоньи. В дореволюционной России опера ставилась неоднократно в частных антрепризах, однако на императорских сценах так и не появилась.

На протяжении всего 20 в. Г. оставался репертуарной оперой. Однако, особенно возоросла его популярность к концу века. Среди постановок этого периода отметим спектакли в Нью-Йорк Сити-Опере (1982, Милнс в заглавной партии), Турине и Лидсе (1990), Монте-Карло (1992, в заглавной партии Хэмпсон ) венской Фольксопер (1995, Скофхус в заглавной партии), Женеве, Копенгагене и Сан-Франциско (1996), Карлсруэ (1998), Париже (2000), Ковент-Гардене (2003, Кинлисайд в заглавной партии), вновь в Женеве (2006), в Метрополитен (2010, с Кинлисайдом и Дессей ) и др.

В России в советское время Г. на афишах не появлялся. Лишь в 2000 новая постановка оперы была осуществлена в московской Новой опере под руководством Колобова . В этом двухактном спектакле партитура оперы (как это часто случалось в позднем творчестве Колобова) подверглась значительным изменениям. Многие сцены были сокращены, в т. ч. деревенский праздник, сцена дуэли, отсутствует ряд действующих лиц (Лаэрт, Полоний, могильщики). Сюжет приобрел более символический характер, а финал стал многозначным. Гамлет, в сердце которого уже нет гнева, просто прощается со всеми и уходит.

Краткая дискография:
CD Decca (studio) – дир. Р.Бонинг, солисты Ш.Милнс, Д.Сазерленд, Д.Моррис, Б.Конрад, Г.Винберг.
EMI (studio) – дир. А.де Альмейда, солисты Т.Хэмпсон, Д.Андерсон, С.Рэми, Д.Грейвз, Г.Кунде.

Иллюстрация:
Амбруаз Тома.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря . К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.