Прикованная андромеда. Богини Древней Греции и Рима

Старшему поколению жителей бывшего Советского Союза очень хорошо знакомо имя Андромеда, но не потому, что в школах хорошо преподавали греческую мифологию, а потому, что в 1957 году в девяти номерах журнала «Техника — молодежи» был опубликован научно-фантастический и вместе с тем социально-философский роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». О невероятной популярности этого произведения говорит тот факт, что оно только за годы советской власти переиздавалось более 20 раз.

Многим далеким от астрономии людям стало известно, что существует в космосе туманность под названием Андромеда. Мифология, особенно греческая, дала названия многим космическим телам и объектам. Увековечила она и папу с мамой этой девушки. Отец Андромеды был славным и добрым человеком — он приютил у себя многострадальную Деметру, искавшую по всему свету пропавшую дочь. Кроме того, его считают изобретателем первой оросительной системы. По легенде, созвездие в Северном полушарии было названо в честь Церея (или Кефея) по велению самой Афины Паллады.

Жестокие и легкомысленные боги

Но почему-то еще одно созвездие было названо именем вздорной и нагловатой мамаши Кассиопеи — причины всех несчастий, которые пережила Андромеда. Мифология древних греков оставила миру эту поучительную историю. Содержится она в цикле рассказов о Персее. Древнегреческие боги не любили людей. Все знают, какой страшной каре подверг блудливый Зевс Прометея за то, что он спас гибнущее человечество, подарив ему огонь. Попивая нектар, они любили с высоты Олимпа понаблюдать за войнами на земле, какую-то помощь оказывали только своим фаворитам. Но если дело касалось наказаний чем-то провинившихся смертных, тут их фантазия становилась просто неуемной.

Причина трагедии

Суть истории состоит в том, что Андромеда (мифология об этом повествует), девушка тихая, умная, приветливая и очень красивая, была обречена Посейдоном на мучительную смерть, чтобы наказать таким жестоким способом заносчивую мать, которая постоянно цеплялась к нереидам, доказывая им, что она красивее их всех вместе взятых. Нереиды — морские божества, которые тихо плескались в водах океана, водили хороводы, любовались друг другом и так далее.

А на берегу стояла женщина и кричала, что она их красивее. Особенно приставала со сравнениями эфиопская царица к Дориде и Панопе. Но когда Кассиопея стала цепляться к Амфитрите, жене Посейдона, терпение последнего лопнуло, и он наслал на Эфиопию страшное морское чудовище.

Суть истории

Ужас объял Эфиопию. По некоторым сведениям, чудище систематически стало опустошать страну, затем потребовало каждый день приковывать по одной девушке к скале, и постепенно очередь дошла до царской дочери. По другим версиям, оракул Аммона сразу сказал, что чудовище отступит, если в жертву ему будет принесена именно Андромеда. Мифология эту историю упоминает в связи с подвигами Персея, который на своих крылатых сандалиях как раз добрался, по мнению греков, до южного края света. Когда приблизился к суше, первым, что увидел сын Зевса, была красавица, прикованная к скале. Она была неподвижна, окаменев от ужаса, и только развевающиеся на ветру волосы подсказали герою, что перед ним живая девушка. Персей спустился к ней и узнал всю страшную историю, которую рассказала ему Андромеда. Греческая мифология повествует о том, что безвинная красавица, попавшая в такую жуткую историю, сразу покорила сердце героя.

Возмутительное оскорбление

И вот море зашумело, предвещая, что вот-вот появится чудовище. Прибежали родители красавицы, не иначе как посмотреть на кровавый финал. Где они были до этого, неизвестно. Но суть наказания, выбранного Посейдоном, состояла в том, что Кассиопея должна была видеть ужасную смерть дочери — он все-таки подозревал, что в этом заносчивом сердце осталось место для материнской любви, и оно должно разорваться от горя.

Наказанием бестолковой матери должна была стать растерзанная ни в чем не повинная Андромеда (мифология). Богиня Амфитрита, наверное, требовала у мужа Посейдона именно такой мести. Может быть, к тому моменту у нее не было своих детей, и она поступила так с жестокостью оскорбленной юной красавицы. Тем более, что нанесла ей обиду простая смертная.

«Я чудовище убил, я тебя освободил — и теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться»

Персей, перед тем как вступить в бой с очередным злом, испросил у родителей руки дочери и обещания, что они сдержат данное слово. Некоторые исследователи ставят ему в вину такую рассчетливость. Очевидно, герой знал свои силы и сомневался в порядочности будущих родственников. Согласие он получил, и в тяжелом бою победил Левиафана. Не перечислить произведений литературы и живописи, обратившихся к этому сюжету «Легенд и мифов Древней Греции». Момент освобождения красавицы особенно известен по произведениям Рубенса. Их у него было несколько.

Вознагражденная добродетель

Андромеда в мифологии — символ невинной жертвы, получившей в финале за свою добродетельность заслуженную награду. После свадьбы, которая прошла не совсем удачно, Персей увез любимую жену в Аргос, где они жили долго и счастливо. Но есть и другие варианты.

В реальной жизни в космосе существует Туманность, или Галактика Андромеды, а на земле — великие произведения Рубенса и прекрасный роман И. А. Ефремова.

Андромеда - в греческой мифологии дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи.

Однажды Кассиопея похвалилась, что она красотой превосходит нереид, и тогда разгневанные богини обратились с мольбой о мщении к Посейдону , и он послал морское чудовище, подобное исполинской рыбе . Оно всплывало из морской пучины и опустошало владения Кефея. Стонами и плачем наполнилось царство Кофея. Наконец, он обратился к оракулу и спросил, как ему избавиться от этого несчастья. Оракул дал такой ответ: «Отдай дочь свою Андромеду на растерзание чудовищу, и тогда окончится кара Посейдона».

Жители страны принудили царя решиться на эту жертву. Андромеда, прикованная к утёсу, была предоставлена на произвол чудовища.

Возвращаясь после убийства Медузы Горгоны, Персей увидел девушку, прикованную к скале.

С восторгом смотрит на нее юный герой, и могучее чувство любви к Андромеде загорается в его сердце. Персей быстро спустился к ней и ласково спросил ее:

О, скажи мне, прекрасная дева, чья это страна, назови мне твое имя! Скажи, за что прикована ты здесь к скале?

Андромеда рассказала, за чью вину приходится ей страдать. Не хочет прекрасная дева, чтобы герой подумал, что искупает она собственную вину. Еще не окончила свой рассказ Андромеда, как заклокотала морская пучина, и среди бушующих волн показалось чудовище. Оно высоко подняло свою голову с разверстой громадной пастью. Громко вскрикнула от ужаса Андромеда. Обезумев от горя, прибежали на берег Кефей и Кассиопея. Горько плачут они, обнимая дочь. Нет ей спасенья!

Тогда заговорил сын Зевса, Персей:

Еще много будет у вас времени лить слезы, мало времени лишь для спасения вашей дочери. Я - сын Зевса , Персей, убивший обвитую змеями горгону Медузу . Отдайте мне в жены вашу дочь Андромеду, и я спасу ее.

С радостью согласились Кефей и Кассиопея. Они готовы были сделать все для спасения дочери. Кефей обещал ему даже все царство в приданое, лишь бы он спас Андромеду. Уже близко чудовище. Оно быстро приближается к скале, широкой грудью рассекая волны, подобно кораблю, который несется по волнам, как на крыльях, от взмахов весел могучих юных гребцов. Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч. Почувствовав тяжкую рану, высоко поднялось в волнах чудовище; оно бьется в море, словно кабан, которого с неистовым лаем окружила стая собак; то погружается оно глубоко в воду, то вновь всплывает. Бешено бьет по воде чудовище своим рыбьим хвостом, и тысячи брызг взлетают до самых вершин прибрежных скал. Пеной покрылось море. Раскрыв пасть, бросается чудовище на Персея, но с быстротой чайки взлетает он в своих крылатых сандалиях. Удар за ударом наносит он. Кровь и вода хлынули из пасти чудовища, пораженного насмерть. Крылья сандалий Персея намокли, они едва держат на воздухе героя. Быстро понесся могучий сын Данаи к скале, которая выдавалась из моря, обхватил ее левой рукой и трижды погрузил свой меч в широкую грудь чудовища. Окончен ужасный бой. Радостные крики несутся с берега. Все славят могучего героя. Сняты оковы с прекрасной Андромеды, и, торжествуя победу, ведет Персей свою невесту во дворец отца ее Кефея, где и сыграли свадьбу.

Андромеда стала царицей Микен и родила Персею нескольких детей.

В честь Андромеды назван род растений семейства вересковых с колокольчатыми цветками (Andromeda; русское название - подбел).

Богиня Афина дала ей место между звёздами в одноименном созвездии Андромеды.

April 12th, 2012

Богиня Аврора

Аврора в древнегреческой мифологии богиня утренней зари. Слово "аврора" происходит от латинского aura, что означает "предрассветный ветерок".

Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. Аврора была дочерью титана Гиппериона и Тейи (в другом варианте: солнца - Гелиоса и луны - Селены). От Астрея и Авроры произошли все звезды, горящие на темном ночном небосводе, и все ветры: бурный северный Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дожди.

Андромеда

Андромеда , в греческой мифологии дочь Кассиопеи и эфиопского царя Кефея. Когда мать Андромеды, гордясь своей красотой, заявила, что она прекраснее морских божеств нереид, те пожаловались богу морей Посейдону. Бог отомстил за оскорбление, наслав на Эфиопию потоп и страшное морское чудовище, пожиравшее людей.
По предсказанию оракула, чтобы избежать гибели царства, следовало принести искупительную жертву: отдать Андромеду на съедение чудищу. Девушку приковали к скале на берегу моря. Там ее увидел Персей, пролетавший мимо с головой горгоны Медузы в руках. Он влюбился в Андромеду и получил согласие девушки и ее отца на брак в случае победы над чудовищем. Одержать победу над драконом Персею помогла отрубленная им голова Медузы, взгляд которой превращал все живое в камень.
В память о подвигах Персея Афина поместила Андромеду на небосводе недалеко от созвездия Пегаса; имена Кефей (Цефей) и Кассиопея также увековечены в названиях созвездий.



Жрица Ариадна

Ариадна , в древнегреческой мифологии, жрица с острова Наксос. Ариадна была рождена от брака критского царя Миноса и Пасифаи. Ее сестрой была Федра.Тесей был послан на остров Крит, чтобы убить Минотавра. Сохранить жизнь и победить чудовище ему помогла Ариадна, которая страстно влюбилась в героя. Она дала Тесею клубок нитей и острый клинок, которым тот убил Минотавра.
Идя по извилистому Лабиринту, возлюбленный Ариадны оставлял за собой нитку, которая должна была вывести его обратно. Вернувшись с победой из Лабиринта, Тесей забрал с собой Ариадну. В пути они сделали остановку на острове Наксос, где герой покинул девушку, пока она спала. Покинутая Тесеем Ариадна стала жрицей на острове, а потом вышла замуж за Диониса. В качестве свадебного подарка она получила от богов светящийся венец, который выковал небесный кузнец Гефест.
Затем этот дар был поднят на небеса и превратился в созвездие Северной Короны.
На острове Наксос существовал культ поклонения жрице Ариадне, а в Афинах ее почитали прежде всего как супругу Диониса. Часто выражение "нить Ариадны" употребляют в переносном смысле.

Богиня Артемида

Артемида , в греческой мифологии богиня охоты.
Этимология слова "артемида" не выяснена до сих пор. Некоторые исследователи полагали, что имя богини в переводе с греческого языка означало "медвежья богиня", другие - "владычица" или "убийца".
Артемида - дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, родившаяся на острове Астерия в Делосе. По преданию, Артемида, вооруженная луком и стрелами, проводила свое время в лесах и горах в окружении верных нимф - своих постоянных спутниц, которые, подобно богине, очень любили охотиться. Несмотря на кажущуюся хрупкость и грацию, у богини был на редкость решительный и агрессивный характер. С провинившимися она расправлялась безо всякого сожаления. Кроме этого, Артемида строго следила за тем, чтобы в мире животных и растений всегда царил порядок.
Однажды Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея, который забыл ей принести первые плоды урожая, и наслала на город страшного кабана. Именно Артемида вызвала раздор среди родичей Мелеагра, который привел к его страшной смерти. За то, что Агамемнон убил священную лань Артемиды и похвалялся своей меткостью, богиня потребовала, чтобы он принес ей в жертву собственную дочь. Незаметно Артемида унесла Ифигению с жертвенного алтаря, заменив ее ланью, и перенесла в Тавриду, где дочь Агамемнона стала жрицей богини.
В самых древних мифах Артемида изображалась в образе медведицы. В Аттике жрицы богини при совершении обрядов надевали на себя медвежью шкуру.
По мнению некоторых исследователей, в древних мифах образ богини соотносился с богинями Селеной и Гекатой. В более поздней героической мифологии Артемида была тайно влюблена в красавца Эндимиона.
Между тем в классической мифологии Артемида была девственницей и защитницей целомудрия. Она покровительствовала Ипполиту, который презирал плотскую любовь. В древности существовал обычай: вступающие в брак девушки приносили Артемиде искупительную жертву, чтобы отвратить от себя ее гнев. В брачные покои царя Адмета, забывшего про этот обычай, она запустила змей.
Актеон, случайно увидевший купающуюся богиню, погиб страшной смертью: Артемида превратила его в оленя, которого растерзали собственные собаки.
Богиня жестоко наказывала девушек, которые не смогли сохранить целомудрие. Так Артемида покарала свою нимфу, которая ответила взаимностью на любовь Зевса. Святилища Артемиды часто возводились среди водных источников, считавшихся символом плодородия.
В римской мифологии ей соответствует богиня Диана.

Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов. С этим храмом связано предание о необыкновенной корове: было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву богине в святилище на Авентине, обеспечит своему городу власть над всей Италией.

Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании, он хитростью завладел коровой, принес животное в жертву Диане и украсил храм его рогами. Диана отождествлялась с греческими Артемидой и богиней мрака и чародейств Гекатой. С Дианой связан миф о несчастном охотнике Актеоне. Юношу, увидевшего купающуюся прекрасную богиню, Артемида - Диана в гневе превратила в оленя, которого растерзали собственные псы.

Богиня Афина

Афина , в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремесел, дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвел на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении.
Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Ее атрибуты — змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. По одной из версий, статуя Афины, палладий, якобы упала с небес; отсюда ее имя — Афина Паллада.
Ранние мифы описывают, как Гефест пытался силой овладеть Афиной. Чтобы избежать потери девственности, она чудесным образом исчезла, и семя бога-кузнеца пролилось на землю, породив змея Эрихтония. Дочери первого правителя Афин, полузмея Кекропа, получив на хранение от Афины сундук с чудовищем и наказом не заглядывать внутрь, нарушили обещание. Разгневанная богиня наслала на них безумие. Она же лишила зрения юного Тиресия, случайного свидетеля ее омовения, но наделила его даром прорицателя. Афина в период героической мифологии боролась с титанами и гигантами: она убивает одного гиганта, с другого сдирает кожу, на третьего наваливает остров Сицилию.
Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны. Самая значительная поддержка была оказана Афиной матереубийце Оресту. Она помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны; она — покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц. Культ Афины, распространенный по всей Греции, особенно почитаем был в Афинах, которым она покровительствовала. В римской мифологии богине соответствует Минерва.

Богиня Афродита или Богиня Венера

Афродита ("пеннорожденная"), в греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески — афрос). Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы "О природе вещей" Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.
Благодаря восточному происхождению Афродита часто отождествлялась с финикийской богиней плодородия Астартой, египетской Исидой и ассирийской Иштар.
Несмотря на то что служение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности (гетеры называли ее "своей богиней"), с течением веков архаическая богиня из сексуальной и распущенной превратилась в прекрасную Афродиту, которая смогла занять почетное место на Олимпе. Факт ее возможного происхождения из крови Урана был забыт.

Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста - самого искусного и самому некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем она рождала детей и от других богов, включая Диониса и Ареса. В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).
Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.
Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.
Древние греки считали, что Афродита оказывает покровительство героям, однако ее помощь распространялась только на сферу чувств, как это было в случае с Парисом.
Рудиментом архаического прошлого богини являлся ее пояс, в котором, согласно легенде, были заключены любовь, желание, слова соблазнения. Именно этот пояс Афродита передала Гере для того, чтобы помочь ей отвлечь внимание Зевса.
Многочисленные святилища богини находились во многих областях Греции - в Коринфе, Мессении, на Кипре и Сицилии. В Древнем Риме Афродита отождествлялась с Венерой и считалась прародительницей римлян благодаря своему сыну Энею, предку рода Юлиев, к которому, по преданию, принадлежал и Юлий Цезарь.

Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви.
В древнеримской литературе имя Венеры нередко употреблялось в качестве синонима плодов. Некоторые ученые имя богини переводили как "милость богов".
После получившего широкое распространение предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Теперь она стала не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян. На распространение культа Венеры в Риме немалое влияние оказал построенный в ее честь Сицилийский храм.
Апофеоза популярности культ Венеры достиг в I веке до н. э., когда на ее покровительство стали рассчитывать знаменитый сенатор Сулла, веривший в то, что богиня приносит ему счастье, и Гай Помпей, который построил храм и посвятил его Венере-победительнице. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев.
Венеру награждали такими эпитетами, как милостивая, очищающая, остриженная, в память о мужественных римлянках, которые во время войны с галлами остригли волосы для того, чтобы сплести из них канаты.
В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы.

Богиня Геката

Геката , в древнегреческой мифологии богиня ночи, властительница мрака.Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии.
У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы. Зевс - царь богов - наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой.
Греки считали, что Геката блуждает в глубокой тьме по ночам со своими постоянными спутниками совами и змеями, освещая себе путь чадящими факелами.

Она проходила мимо могил вместе со своей ужасной свитой, окруженная чудовищными собаками из царства Аида, обитающими на берегах Стикса. Геката посылала ужасы и тяжкие сны на землю и губила людей.
Иногда Геката помогала людям, например именно она помогла Медее добиться любви Ясона. Считалось, что она помогала колдунам и чародеям. Древние греки верили: если принести Гекате в жертву собак, стоя при этом на перекрестке трех дорог, то она поможет снять чары и избавит от злой порчи.
Подземные боги, подобные Гекате, олицетворяли главным образом грозные силы природы.

Богиня Гея

Гея (G a i a, A i a, G h) · мать - земля . Древнейшее доолимпийское божество, игравшее важнейшую роль в процессе создания мира в целом. Гея родилась вслед за Хаосом. Она одна из четырех первопотенций (Хаос, Земля), сама из себя породившая УРАНА-НЕБО и взявшая его в супруги. Вместе с УРАНОМ Гея породила шесть титанов и шесть титанид, среди которых Кронос и Рея, родители верховных божеств греческого пантеона - ЗЕВСА, АИДА, ПОСЕЙДОНА, ГЕРЫ, ДЕМЕТРЫ и ГЕСТИИ. Ее порождением были также Понт-море, трое ЦИКЛОПОВ и трое СТОРУКИХ. Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери. Гея, страдая от тяжести скрытых в ней детей, решила пресечь стихийную плодовитость своего супруга, и по ее наущению КРОНОС оскопил УРАНА, из крови которого появились на свет чудовища и прекрасная АФРОДИТА. Брак Геи и Понта дал начало целому ряду чудовищ. Внуки Геи во главе с ЗЕВСОМ в битве с детьми Геи титанами - победили последних, сбросив их в ТАРТАР, и поделили между собой мир.

Гея не живет на ОЛИМПЕ и не принимает активного участия в жизни ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ, но следит за всем происходящим и часто дает им мудрые советы. Она советует РЕЕ, как спасти ЗЕВСА от прожорливости КРОНОСА, который пожирает всех своих новорожденных детей: РЕЯ вместо младенца ЗЕВСА завернула камень, который КРОНОС благополучно заглотнул. Она же сообщает о том, какая судьба ожидает ЗЕВСА. По ее совету ЗЕВС освободил сторуких, которые сослужили ему службу в титаномахии. Она же посоветовала ЗЕВСУ начать Троянскую войну. Золотые яблоки, растущие в садах Гесперид- ее дар ГЕРЕ. Известна мощная сила, которой Гея поила своих детей: ее сын от союза с Посейдоном Антей был неуязвим благодаря именной ей: его нельзя было повергнуть, пока он прикасался стопами к своей матери - земле. Иногда Гея демонстрировала свою независимость от олимпийце в: в союзе с Тартаром она породила чудовищного ТИФОНА, которого уничтожил ЗЕВС. Ее порождением был дракон Ладон. Потомство Геи - ужасно, отличается дикостью и стихийной силой, несоразмерностью (один глаз у киклопов), уродством и смешением животных и человеческих черт. С течением времени стихийно порождающие функции Геи отошли на второй план. Она оказалась хранительницей древней мудрости, и ей были ведомы веления судьбы и ее законы, поэтому она отождествлялась с ФЕМИДОЙ и имела свое древнее прорицалище в Дельфах, которое потом стало прорицалищем АППОЛОНА. Образ Геи частично воплотился в ДЕМЕТРЕ, с ее благодетельными для человека функциями, называя Карпофорос - Плодоносная, в богине-матери РЕЕ с ее неиссякаемым плодородием, в КИБЕЛЕ с ее оргиастическим культом.

Культ Геи был распространен везде: и на материке, и на островах, и в колониях.



    У этого термина существуют и другие значения, см. Персей. Персей и Андромеда … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Эхо (значения). Александр Кабанель, «Эхо», 1887 … Википедия

    Содержание 1 Введение 2 Египет 2.1 Египетские боги 2.2 Герои … Википедия

    - «Принцесса и дракон», Паоло Уччелло, ок. 1470 года, классическое изображение девы в беде Дева в беде, или преследуемая дева архетипичный образ, вымышленная героин … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Созвездие (значения). Созвездие Ориона … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Персей (значения). Персей и Андромеда … Википедия

    - (от греч. καταστερίζω, «помещать среди звёзд») в древнегреческой мифологии процесс и результат превращения богов, людей, животных и предметов в объекты звёздного неба: созвездия, астеризмы, звёзды и Млечный Путь. В современном понимании… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Афина (значения). Афина (Ἀθηνᾶ) … Википедия

    Афина (Ἀθηνᾶ) Cтатуя Афины (тип «Паллада Джустиниани») в садах Петергофа Мифология: древнегреческая В иных культурах: Минерва (лат.), Менфра (этрус.) Местность: Аттика … Википедия

    Валентин Серов, «Похищение Европы»: чтобы украсть красавицу царевну, Зевс превратился в быка. Европа пожелала покататься на красивом животном, и была похищена. Бык приплыл на остров Крит … Википедия

Пересказ Ф.Ф.Зелинского

Андромеда

В обратный путь Персей пустился в прямом восточном направлении, следуя дуновению Зефира, имея полуденное солнце уже не сбоку, а прямо над собой. Летел он над бурыми утесами, над выжженными песчаными равнинами, через сухую поверхность которых изредка прорывались пучки зеленовато-серой, по-видимому очень жесткой, травы. Незнакомые Персею звери оживляли местами эту немую пустыню, но от этого оживления становилось еще тоскливее на душе. "Здесь, - подумал Персей, - область гнева Матери-Земли". Было невыносимо жарко.

Но вот пески кончились. Цепь обнаженных гор, затем спуск в зеленое царство бесчисленных пальм и, наконец, море. Море! Сладко затрепетало его эллинское сердце при виде этой родной стихии. Теперь надо держать путь к северу вдоль береговых утесов. Но что это? На одном из них, у самого моря, какое-то дивное изваяние- образ женщины, девушки, прикованной к скале. Осторожно спустившись, он подошел к мнимому изваянию. Но это была девушка. Она подняла голову и посмотрела на него так жалостно, так умоляюще, что у него дрогнуло сердце.

Дева, - сказал он, - кто ты? И почему ты прикована к этой пустынной скале?

Зовут меня Андромедой, - ответила она. - Я дочь Кефея, царя эфиопской страны. Моя мать Кассиопея похвалялась, что она красотой превосходит Нереид, - разгневались резвые нимфы морских волн; выведя из глубины самое страшное из всех чудовищ, они наслали его на нашу страну. Много настрадались от него эфиопы. Царь послал вопросить оракула Зевса -Аммона в оазисе ливийской пустыни, и тот ответил, что чудовище успокоится не раньше, чем я буду отдана ему на попрание. И вот меня приковали к этой скале. Царь обещал мою руку тому, кто сразится с чудовищем и убьет его. Он надеялся, что его младший брат Финёй, мой жених, исполнит этот подвиг. Но, видно, и ему жизнь милее невесты. Он скрывается, а чудовище вот-вот явится за мной.

И пусть скрывается, - весело крикнул Персей. - Для меня это не первое чудовище, и ты невеста моя, а не его.

Поодаль от скалы, к которой была прикована Андромеда , послышался шум разбивающихся о берег волн и глухой, зловещий рев, точно от целого стада разъяренных быков. Персей мгновенно поспешил туда. Огромная волна бросилась на скалистый берег, заливая его на далекое расстояние. Когда она отхлынула, на берегу остался исполинский змей. Оглянувшись несколько раз кругом и набрав воздуху через вздутые черные ноздри, он решительно повернул в сторону скалы Андромеды. Но Персей столь же решительно преградил ему путь - и начался бой не на жизнь, а на смерть. У Персея не было ничего, кроме кривого меча. Для того чтобы действовать им, надо было подойти совсем близко к чудовищу. А оно его не подпускало, грозя ему то своей страшной черной пастью с тройными рядами острых зубов, то своими могучими лапами, то своим извивающимся хвостом, удар которого способен был прошибить скалу, а не то что человека. Отчаявшись, приблизиться к нему с земли, Персей на своих крылатых сандалиях поднялся на воздух, но и это ему не помогло. Сам он, правда, был вне опасности, но змея и оттуда поразить не мог: его спина была покрыта чешуей прочнее стали - герой скорее разбил бы свой меч, чем причинил бы чудовищу малейшую царапину. Убедившись в бесплодности попыток своего противника, змей перестал обращать на него внимание и продолжал свой путь к скале.

Это-то и погубило его: Персей тихо подлетел к змею и ловким ударом отсек ему лапу. Заревело чудовище от боли; забыв об осторожности, оно подняло голову вверх, обнажив этим свое самое чувствительное место - мягкое горло. Этого и ожидал Персей: спустившись внезапно на землю, он в один миг перерезал ему гортань. Кровь хлынула и из раны, и из пасти. Чудовище еще билось некоторое время, беспомощно ударяя хвостом об окружающие утесы, и затем испустило дух.

Оставив на песке бездыханное тело, Персей подошел к скале, освободил Андромеду и отвел ее домой, требуя, чтобы родители немедленно отпраздновали свадьбу. У тех чувства были смешанные: радость по поводу спасения дочери была приправлена грустью о предстоящей вечной разлуке с ней.

Тем не менее Кефей, верный данному слову, созвал через гонцов гостей на свадебный пир. Пришли все. В начале им не люб был заморский жених, но он был так прекрасен, так приветлив, что они стали уговаривать царя всеми мерами задержать его в стране, благо у него у самого сыновей нет.

Пуще прежнего нахмурилась царица Кассиопея : она благоволила Финею и была недовольна тем, что пришелец отнимает у него не только невесту, но и царство. И вот, пока она молчала, пока сановники переговаривались, а Персей уже готов был уступить их желанию, представляя себе, как сначала отправится в Сериф, чтобы вручить обещанное Полидекту и взять с собою мать, - послышался снаружи шум, гам, и в свадебный зал ворвался молодой вельможа во главе нескольких десятков юношей.

Случилось недостойное дело, - крикнул он. - Пока я сражался со змеем, кто-то увел мою невесту и, вероятно, присваивает себе честь победы... Да вот он, я вижу, уже сидит рядом с нею.

И, быстро подойдя к Персею, он грубо схватил его за плечо:

Уходи, пока цел! А свадьбу продолжать можно - только с другим женихом.

Персей встал и презрительным движением стряхнул руку прибывшего.

Змея убил я - заявил он спокойно.

Ты! - крикнул Финей (конечно, это был он).- А где твои доказательства?

А где твои?

Вот они! - торжествующе объявил Финей. С этими словами он бросил под ноги царю и царице длинный, черный, раздвоенный язык. Он был до того отвратителен, что все невольно отшатнулись.

У мертвого зверя нетрудно было отрезать язык - со смехом ответил Персей.

Но его слова заглушил крик юношей, пришедших с Финеем:

Уходи, пришелец!

Он прав! - вмешалась вдруг царица Кассиопея - Кто убил змея? Каждый говорит, что он: у одного доказательства есть, у другого нет никаких; один - свой человек, вельможа, другой - заморский бродяга, нищий, по его же словам. Какие же тут возможны сомнения?

И, поднявшись с места, она подошла к Финею и схватила его за руку, вызывающе глядя на гостя, на дочь и ее слабовольного, но честного отца.

Оставь его, злая царица! - крикнул Персей.- Ты уже раз своей нечестивой похвальбой едва не погубила свою дочь. Теперь ты отнимаешь ее у ее спасителя, избранного ею жениха. Оставь Финея - не то ты разделишь его участь!

Но его слова еще более разъярили Финея, царицу и юношей. Обнажив свои мечи, они бросились на него.

Тогда Персей быстрым движеньем вынул из кожаного мешка, с которым он не расставался, голову Медузы. Отвернувшись сам, он протянул ее навстречу надвигающейся ватаге. Мгновенно бешеные крики замолкли. Спрятав голову обратно в мешок, он посмотрел на своих врагов - они все застыли с открытыми ртами, с движеньями гнева, с поднятыми мечами в руках. И Кассиопея стояла рядом с Финеем - недвижный камень, подобно ему, подобно всем.

Он посмотрел в другую сторону - там за столами с яствами и вином сидел царь и его почтенные гости: они не жаловались, не обвиняли его; жаль ему стало их, но он понял, что среди них ему уже оставаться нельзя.

А Андромеда? Как решит она?

Он обратился к ней:

Ты видишь, я невинен в смерти твоей матери, в одиночестве твоего отца, но если ты раскаиваешься в своем слове, я возвращаю тебе его.

Она нежно подняла к нему свои взоры.

Ты мой спаситель, мой жених, мой господин, - сказала она ему. - Невеста, подруга или раба, но я последую за тобой.

Он вывел ее из дворца, крепко обвил рукой ее стан - и они полетели вместе по влажному раздолью ночного воздуха туда, где на краю небосклона горели огни Большой Медведицы.