Примеры летоисчисления у разных народов. Современные страны, в которых другое летоисчисление (10 фото)

А совсем недавно любители мистики почти дословно повторяли недовольную княгинюшку, убедившись, как жестоко их «надул» вошедший в скоротечную моду календарь индейцев майя. Предсказанное на 21 декабря 2012 года светопреставление с космическими катаклизмами благополучно провалилось. Правда, ничего похожего этот древний календарь вроде бы и не обещал: к тому времени всего-навсего истек очередной из его «больших» - пятитысячелетних - циклов и начался новый. Но если охота кому «посетить минуты роковые», отчего не верить и в такую ерунду?

Дольше эры длится день

Любой календарь имеет в своей основе движение небесных тел. Люди используют для счета времени Солнце, Луну и звезды с незапамятных времен. Что такое солнечные сутки, отлично понимали первобытные охотники-собиратели, а еще за миллионы лет до того «тему освоили» их будущие жертвы. С появлением культурного земледелия и первых городков-государств возникла нужда не просто угадывать по множеству разрозненных примет, когда в окрестности снова забредет стадо мамонтов, но точно определять «время насаждать и время вырывать посаженное», как говорил Экклезиаст. Ведь в приметах, видимых на земле, обмануться легко, а звезды, хоть их и не потрогаешь рукой, ведут себя куда надежнее. В конце концов искусники-жрецы - первые интеллектуалы человечества, - овладев премудростями астрономии, принялись разрабатывать сложные календарные системы, охватывающие более масштабные периоды.

Конечно, повсюду они это делали независимо от ближних, дальних и вовсе неведомых собратьев, всяк по своему убеждению. Неудивительно, что традиционные календари разных народов не только радикально различаются в первичной точке отсчета (с какого, собственно, момента «начался наш мир», стало быть, родилось его время), но порой, довольно заметно, - числом и длительностью месяцев в году, даже продолжительностью самого года. Скажем, для жителей жарких стран, где у природы не четыре сезона, как в умеренных широтах, а фактически только два, не столь важно точно определять даты смены этих сезонов. Однако неразрывную связь календарных расчетов с ведением хозяйства показывает само происхождение слова: calendarium по-латыни - «книга налоговых выплат».

Мало того, одни мудрецы предпочитали «танцевать» от Солнца, другие - от более коротких лунных циклов (потому, в частности, христиане полагают, что с исходной даты исламского календаря - переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину - на сей день миновали 1392 года, а сами мусульмане насчитывают уже 1436 лет). Третьи старались как-то увязать обороты дневного и ночного светил.

«Ретро плюс» и «ретро минус»

Иные казусы слабее связаны с астрономией или вообще не имеют к ней отношения. Так, нет согласия в хронологиях, ведущих начало от одной общей отметки - сотворения мира Единым Богом иудеев, сиречь Богом-Отцом христиан. По древнеправославной традиции у нас недавно начался 7522 год, в Израиле идет 5575-й, у католиков счет скромнее на тысячу-другую лет. Что ж, по крайней мере, обо всех прочих обстоятельствах важнейшего события верующим спорить не приходится.

Но абсолютные чемпионы в номинации «ретро плюс» - индуисты. По их понятиям творцу Брахме отпущено ровно столетие; сейчас свой жизненный путь он прошел до половины. В году, как полагается, 360 суток, только вот сутки эти - 4,3 миллиарда наших лет - чуть меньше возраста Земли! Если же продолжить пересчет, тогда получится, что и вся Вселенная с ее Большим взрывом - не младенец даже, а просто какая-нибудь инфузория туфелька.

Занятный пример противоположного подхода к истории - современные изыскания академика от математики Анатолия Фоменко с группой поддержки. Согласно их «Новой хронологии», отвергающей любые данные археологии, «единственно достоверная» история человечества насчитывает не более 700 лет. Все ней смешалось: Великий Новгород и Ярославль - один и тот же город, как и Рим с Иерусалимом. Хан Батый был прирожденным русичем, но в то же время литовским князем Гедимином, а вдобавок Иваном Грозным и Василием Блаженным... В конце концов фантасты дописались до того, что Христос, судя по всему, современник этих «исторических клонов», якобы принес людям не столько новую веру, сколько технологию производства знаменитой русской водки. Ну а все прочее, чему учат в школе,- это просто выдумки западных клеветников, мечтающих принизить Россию.

Все-таки она вертится... как-то не так

Православный временник принято называть юлианским, так как его составили на родине средиземноморской астрономии, в Египте, по велению Юлия Цезаря. Действовать он начал в 45 году до н. э., или же в 708-м от основания Города (последнее служило датой «начала времен» у древних римлян).

Однако не прошло и полутора тысячелетий, как стало ясно, что календарь все больше «отстает от жизни». Поскольку продолжительность года в нем на 11 минут больше реальной астрономической, то за каждые 128 лет юлианского летоисчисления к году прибавляются лишние сутки. Оттого важные церковные праздники начали неуклонно «съезжать» в сторону от астрономических фактов. Скажем, в день Пасхи первый луч солнца упрямо не желал осветить, как ему предписано, мозаику в главном римском соборе Святого Петра. Рождество, когда-то примерно совпадавшее с зимним солнцестоянием, рвалось сбежать поближе к весеннему теплу, а уж меньших конфузов было не счесть...

Вновь астрономы засели за расчеты. В итоге их нелегких трудов папа Григорий XIII поступил не просто, а очень просто: распорядился считать день, следующий за 4 октября 1582 года, не пятым числом, а сразу пятнадцатым. Календарь «нового стиля» получил имя в честь этого первосвященника. Своей собственной суточной погрешности григорианцы дождутся нескоро: лишние сутки в этом календаре накапливаются за 10 тысяч лет.

Плюрализм в одном календаре

Любопытно, что такой же декрет, только про 31 января и 14 февраля, издал 326 лет спустя рьяный гонитель всех религий Владимир Ленин. Тем самым Республика Советов встроилась в «земшарное» время, тогда как русская Церковь продолжала жить и праздновать по заветам Цезаря. И делает это - в компании с сербскими, грузинскими, польскими и малой частью греческих братьев по вере - по сей день.

На первый взгляд, казалось бы, парадокс: столетиями одни христиане отвергают техническое новшество других, но упорно придерживаются системы, введенной Бог весть когда язычником-пантеистом. Однако у социальных психологов есть объяснение такой странности: к собратьям, объявленным отступниками от истинной веры, в чем бы та ни заключалась, любые претензии всегда острей, чем к чужакам, отродясь сего учения не ведавшим.

Потому на православных сайтах нередки утверждения, что, мол, на самом деле старый стиль точней и правильней григорианского, а не наоборот. И у Российской Федерации теперь немалый «плюрализм в одном календаре»: государственный праздник Рождества отмечается не перед таким же официальным новогодним праздником, но уже в следующем году, как бы задним числом.

Крыса против кролика

Экзотические календари вроде тех же индейских или индусских, часто имеют сложную структуру, отчего малоинтересны большинству непривычных европейцев.

Но есть в их ряду исключение: китайский или, говоря шире, восточноазиатский календарь. В России за последние 25 лет он приобрел поистине всенародную популярность благодаря своей относительной простоте, а главное, красочным образам дюжины «зодиакальных» животных, породивших массу веселых картинок и доморощенных гороскопов. Это пестрое собрание умножим на пять стихий, помеченных разным цветом: так образуется полный 60-летний цикл. Например, полное имя 2015-го - год Зеленой Деревянной Козы.

У истоков этой системы - древняя легенда о том, как верховный бог, то ли Будда, то ли Нефритовый император даосов, выбирал «правителей» для каждого года. Хитрая Крыса добежала раньше всех и вдобавок покорила божество игрой на флейте, так что ей досталось право открывать каждый цикл. «Замыкающую» же Свинью просто реквизировали у первого встречного крестьянина по дороге на базар, когда бог недосчитался двенадцатого персонажа. Оказывается, давний приятель Крысы, фаворит «отборочных соревнований» Кот, позорно проспал назначенное время: та нарочно не стала будить конкурента. Оттого-то сейчас эти животные в непримиримой вражде...

Однако не все так просто: во вьетнамском изводе календаря Кота отчего-то «пожалели», именно он фигурирует на обычном месте Кролика. А в европейских головах поселился еще один плюрализм: здесь «звериные» годы объявляются прямо с 1 января, хотя по восточному канону срок их прихода - февраль, порой переваливший за середину.

Жители же самой Азии порой относятся к своим календарным традициям с непривычной европейцу серьезностью. В Японии девушкам, родившимся в год Красной (огненной) Лошади, даже в наши дни нелегко найти себе мужа по собственному вкусу: большинство потенциальных женихов сбегает от «тревожного» знака.

Где бы, когда и кем ни была составлена хронология - она не настолько точна, как мы привыкли думать. Именно об этом не устает напоминать современная наука: никакая попытка постичь течение времени по хронографу не может быть абсолютно надежной.

Тем не менее, без календаря никак не могут обойтись ни наши рабочие будни, ни праздники. Только приспосабливать его к фантазиям о числах «новой истории» или, наоборот, о «конце света», как показывает весь опыт прошлого, - затея не из самых умных и полезных.

Три типа

При всем богатстве выбора большинство действующих и древних календарей относится к одной из трех категорий. Лунные привязаны к фазам Луны и не зависят от дневного светила - один и тот же месяц может прийтись на весну и на осень. Лунно-солнечный календарь «пляшет» также от фаз нашей соседки, но в него с определенной периодичностью вносятся поправки, возвращающие начало года в тот сезон, где ему положено быть в рамках данной системы. Наконец, солнечный календарь от Луны независим полностью.

Особняком стоят ритуальные календари американских индейцев с их сложной системой циклов разной размерности, корни которой уходят глубоко в религиозно-мистические дебри. Подчеркнем: именно ритуальные. Для практических целей и майя, и инки пользовались все-таки солнечными календарями.

30 февраля

Такой необычный день был в Швеции в 1712 году. Король Карл XII в 1699 году решил перевести страну с юлианского календаря на григорианский, но не разом, а постепенно - не добавляя дней в високосные годы в течение 40 лет. Исполнить это решение оказалось трудно из-за порождаемой им путаницы в делах. Поэтому, пропустив високосный год в 1700 году, шведы все же добавляли лишний день в 1704 и 1708 годы. В результате Швеция целых 12 лет жила по собственному календарю: на день впереди России и на 10 дней позади всей остальной Европы. К 1712 году Карлу надоела эта странная ситуация, и он вернулся к юлианскому календарю, добавив в февраль сразу два дня.

Расхождение во времени

Жители средневекового Ирана, до арабского завоевания исповедовавшие зороастризм, имели собственный лунно-солнечный календарь. Год в нем состоял из 12 месяцев по 30 дней и пяти добавочных дней. Эта система давала со временем заметную погрешность, и для ее компенсации раз в 120 лет вводился дополнительный месяц. Летоисчисление велось по годам правления очередного шаха. После арабского вторжения и гибели последнего сасанидского шаха Йездигерда III «началом времен» навсегда осталось его воцарение 16 июня 632 года, а часть его единоверцев, опасаясь гонений, перебралась в Индию. Последующие поколения забыли о вставке добавочного месяца, причем у индийской и персидской общин это произошло в разное время. В результате их календари разошлись примерно на месяц, а Новый год, исходно приходившийся на весеннее равноденствие, теперь отмечается летом.

Календарь — это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое. Отношение ко времени свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре. Однако календарь является не только ритмом, но и ритмической памятью человечества. Даже самые древние из календарей, такие как cолнечный календарь Древнего Египта или солнечно-лунный календарь Вавилона с их периодически повторяющимися циклами религиозных праздников, всегда преследовали одну важную цель: быть, в первую очередь, надежными хранителями памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур. Иудейский календарь — является религиозным календарем и официальным календарем Израиля. Это комбинированный солнечно-лунный календарь. Годы исчисляются от сотворения мира, которое согласно иудаизму произошло в 3761 г. до н.э. Этому году соответствует год мира (Anno Mundi) первый. Например, 1996 год соответствует иудейскому 5757 году.
Восточный (китайский) календарь , действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.
Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла («земные ветви»), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла «стихий» («небесные ветви»): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии). Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет. Исторически, года отсчитывались с года вступления императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. В соответствии с китайской традицией, первый год правления полулегендарного Желтого императора Хуан-ди был 2698 до н.э. Альтернативная система основана на том, что первая историческая запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.
Эта дата считается датой изобретения календаря, и все циклы отсчитываются с этой даты. Летоисчисление в Японии — китайское изобретение. Каждый император, восходя на престол, утверждал девиз, под которым будет проходить его правление. В древние времена император иногда менял девиз, если начало правления было неудачным.
В любом случае, начало действия девиза императора считался первым годом нового правления, и с него начиналась новая эпоха — период правления под этим девизом. Все девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчисления. Во времена реставрации Мэйдзи (1868 год) была введена единая система японского летоисчисления, берущая свое начало в 660 году до н.э. — легендарной дате основания императором Дзимму японского государства. Активно эта система использовалась только до конца Второй Мировой войны. Длительная изоляция индийских княжеств друг от друга привела к тому, что почти в каждом из них была своя местная календарная система. До недавнего времени в стране применялось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, служивших для определения времени различных религиозных праздников и обрядов. Среди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные.
Наиболее популярным в Индии является самватский календарь (викрам самват), в котором продолжительность солнечного года в известной степени связана с продолжительностью лунных месяцев. Джавахарлал Неру в своей книге «Открытие Индии», написанной в 1944 г., указывает на большую распространенность самватского календаря. Он писал, что «на большей части территории Индии придерживаются календаря викрам самват». В апреле 1944 г. по всей Индии широко отмечались торжества, посвященные самватскому календарю. Они были связаны с исполнившимся в то время 2000-летием со времени введения эры викрам самват. Так как летосчисление по эре викрам самват начинается с 57 г. до н.э., то, следовательно, 2010 год нашего календаря соответствует 2067-2068 годам самватского календаря. В южной части страны большое распространение имеет гражданский календарь Сака, в котором начало счета лет идет с 15 марта 78 г. н.э. Новый год по нему отмечают около 12 апреля с расхождением в два-три дня. 2010 год нашего календаря соответствует 1932- 1933 годам календаря Сака. В Индии долгое время применялись и другие эры, как, например, эра Кали-юга, которая ведет свое начало с 18 февраля 3102 г. до н.э.; эра Нирвана, которая ведет свой счет с 543 г. до н.э. — предполагаемой даты смерти будды Сакья-Муни. Применялась и эра Фазли — одна из последних исторических эр в Индии. Она была введена падишахом Акбаром (1542-1606), но ею пользовались только в официальных документах. Эпохой этой эры является дата 10 сентября 1550 г. н.э. Широкое распространение имеет и григорианский календарь, который в Индии стали применять с 1757 г. В настоящее время почти все выходящие в свет книги, журналы и газеты датируются григорианским календарем, но часто встречается двойная датировка: по григорианскому календарю и по местному, гражданскому. Запутанность календарных систем оказалась столь значительной, что правительство Индии вынуждено было провести реформу и ввести Единый национальный календарь. Для этой цели в ноябре 1952 г. под председательством крупнейшего ученого, профессора Мегхнада Саха был создан специальный комитет по реформе календаря. По решению правительства он был принят в Индии с 22 марта 1957 г. для гражданских и общественных целей. Для выполнения религиозных обрядов не возбранялось пользоваться местными календарями. Календарь майя берёт начало с мифической даты — 13 августа 3113 года до нашей эры. Именно от неё индейцы отсчитывали прошедшие годы и дни. Начальная точка играет у майя ту же роль, что в европейском летоисчислении дата «Рождества Христова». Почему именно 13 августа 3113 года до нашей эры? Современная наука пока не смогла этого объяснить. Предположительно этот день, в представлениях майя, был ознаменован катаклизмом типа всемирного потопа или чем-то в этом роде. В календаре майя время разделено на циклы или «Солнца». Всего их шесть. Каждый цикл, утверждали жрецы майя, заканчивается якобы полным разрушением земной цивилизации. Прошедшие четыре «Солнца» полностью уничтожили четыре человеческие расы, и лишь немногие люди выжили и поведали о том, что произошло. «Первое Солнце» длилось 4008 лет и завершилось землетрясениями. «Второе Солнце» длилось 4010 лет и закончилось ураганами. «Третье Солнце» насчитывало 4081 год — земля была уничтожена «огненными дождями», пролившимися из кратеров огромных вулканов. «Четвёртое Солнце» увенчалось наводнениями. В настоящее время земляне переживают «Пятое Солнце», конец которого придётся на 21 декабря 2012 года. Шестой цикл в календаре пуст...
Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама», в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка — 5501, фактически 5493 до н.э.), антиохийская (5969 год до н.э.) и более поздняя византийская. В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8).
В долине Нила, где в незапамятные времена был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской культурой около 4-х столетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — самой яркой звездой небосвода, воспетой многими поэтами. Итак, Сириус дал Египту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летоисчисления всего Старого Света, вплоть до настоящего времени. Дело в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали в Египте с летним солнцестоянием и разливом Нила, как раз и составляют хорошо известные нам 365 и 1/4 суток. Однако в качестве длины своего года египтянами было положено целое число дней, а именно — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали Египетский календарь на 1 сутки. Очевидно, для того, чтобы Сириусу пройти по всем датам сокращенного года (из 365 дней), требовалось уже 365×4=1460 суток. Но опять-таки, памятуя о том, что Египетский год короче Солнечного на 1/4 суток (6 часов), то для того, чтобы вернуться точно к той же дате Египетского календаря Сириусу требовался еще один год (1460+1=1461). Этот циклический период в 1461 Египетский год и есть знаменитый «Сотический период» (Великий год Сотиса).
Древнегреческий календарь был лунно-солнечным с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris) — 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря. Начало года приходилось на середину лета.
Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем и математиком Эратосфеном было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их «otium graecum» (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось. Почему же старый стиль называется Юлианским ? Первая попытка реформировать древний Египетский календарь была предпринята еще задолго до Юлия Цезаря Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном «Канопском Декрете» (238 г. до Н.Э.) впервые ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым ошибку в 1 сутки, набегающую за 4 года. Таким образом, один год из четырех становился равным 366 суткам. К сожалению, реформа эта тогда не привилась: во-первых, понятие високоса было совершенно чуждо самому духу многовекового Египетского времяисчисления, во-вторых, слишком сильны были еще древние традиции.
Только в эпоху Римского владычества уже известный нам Великий год Сотиса перестал существовать как реальная календарно-астрономическая мера. Гай Юлий Цезарь с помощью известного александрийского астронома Созигена заменил Римский календарь реформированным Египетским календарем «Канопского Декрета». В 46 г. до Н.Э. Рим со всеми своими владениями перешел на новый календарный счет, получивший с тех пор название Юлианского. Именно этот календарь вошел в основу истории христианской культуры. Юлианский календарь оказался недостаточно точным и давал ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы. Пришедший в 1572 году Папа Григорий XIII провел реформу календаря 24 февраля 1582. Всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года 15 октября. Календарь стал именоваться Григорианским .
ОМАР 1 (581-644, правление 634-644), второй из «праведных» халифов Арабского халифата, вводит мусульманский (исламский) календарь . До этого у арабских племен летоисчисление велось от "Эры слонов«- 570 года, связанного с нашествием эфиопской армии на Мекку. Начало этого календаря (летоисчисления) ведётся от пятницы 16 июня 622 года, когда Мухаммед (Мухаммад, Магомет, живший в Аравии ≈570-632гг) переселился (араб. — хиджра) из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري‎‎, ат-таквиму-л-Хиджри).
Календарь Французской революции (или республиканский) был введен во Франции 24 ноября 1793 года и отменен 1 января 1806. Он использовался кратковременно снова во время Парижской коммуны в 1871. Годы отсчитываются с установления первой Французской республики 22 сентября 1792. Этот день стал 1 Вандемьера 1-го года Республики (хотя календарь был введен только 24 ноября 1793). Календарь у древних славян именовался как Коляды дар — Дар бога Коляды. Коляда — это одно из названий Солнца. После зимнего солнцестояния 22 декабря бог Коляда — символ смены годового цикла солнцеворота и перехода солнца от зимы к лету, победы добрых сил над злыми.
Начало летоисчисления велось от даты сотворения мира в Звездном храме, то есть подписания мирного договора в лето Звёздного Храма по Круголету (календарю) Числобога после победы ариев (в современном понимании — России) над империей Великого Дракона (по современному — Китая). Символ этой победы — всадник, поражающий китайского дракона, до сих пор сохранился. В первоначальном варианте это Перун, разящий дракона, а с приходом христианизации Перуна (всадника) назвали Георгием.
До принятия христианства счет времени вели по четырем сезонам года. Началом года была весна, а наиболее важным сезоном, вероятно, считалось лето. Поэтому до нас дошло из глубины веков второе смысловое значение слова «лето» как синонима года. Древние славяне пользовались и лунно-солнечным календарем, в котором каждые 19 годов содержали семь дополнительных месяцев. Была и семидневная неделя, которая называлась седмицей. Конец X века ознаменовался переходом в Древней Руси к христианству. С этим событием связано и появление здесь юлианского календаря. Торговые и политические связи Руси с Византией обусловили принятие христианства и юлианского летосчисления по византийскому образцу, но с некоторым отклонением. Там год начинался 1 сентября. На Руси же по древней традиции началом года считали весну, и год начинали 1 марта. Летосчисление вели «от сотворения мира», приняв византийский вариант этой мифической даты — 5508 год до н. э. Лишь в 1492 г. н. э. (в 7001 г. от сотворения мира) начало года на Руси было установлено 1 сентября. Ввиду истечения седьмой тысячи лет «от сотворения мира» и религиозно-мистического истолкования этого срока, а возможно, и в связи с захватом турками в 1453 г. Константинополя — столицы восточного христианства — в мире распространились суеверные слухи о наступающем в 7000 г. конце света. После того, как эту роковую черту благополучно миновали, и суеверные люди успокоились, Московский церковный собор сразу же в сентябре 1492 г. (в 7001 г.) перенес начало года с 1 марта на 1 сентября. Из указа Петра 1 от 20 декабря 7208 г. от сотворения мира: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего Генваря (января) с 1 числа станет новый 1700 год купно и новый столетий век. Впреть лета считать не с 1 сентября, а с 1 января и не от сотворения мира, а от Рождества Христова». Год 7208 от «сотворения мира» оказался самый короткий и длился всего четыре месяца, в то время как на Руси в 1699 г. новый год встречался дважды — 31 августа и 31 декабря. В 1702 г. в Амстердаме был напечатан первый русский печатный календарь с началом года с 1 января и счетом лет от «Рождества Христова». Так же со свойственной ему дотошностью Петр подробно расписал, как украшать жилище и праздновать праздник. «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».
А на григорианский календарь Россия перешла только в 1918 году — почти через 350 лет после Европы. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. Но православная церковь до сих пор отмечает свои праздники по юлианскому календарю, именно поэтому Рождество у нас празднуют не 25 декабря, а 7 января, и с 2100 года, если церковь не перейдет на Григорианский календарь, разница возрастёт до 14 дней и православное рождество автоматически «перенесётся» на 8 января. Церкви, устанавливавшие календарь по солнечным циклам что-то перемудрили. Нам же из всего этого следует запомнить, что 310 лет назад Новый год стали праздновать 1 января, а через 90 лет Рождество будут праздновать на день позже. А пока, живём и радуемся, что скоро будет самый весёлый праздник — Новый год, и дед Мороз принесёт нам кучу подарков. С наступающим Новым годом!

Имеет очень длинную историю. Является он представителем лунно-солнечного календаря. Как и во всех календарях подобного типа, длина его месяцев составляет попеременно 29 и 30 сут, каждые три года в еврейский календарь добавляют 13-й месяц. Называется этот месяц Веадар; его принято вставлять перед месяцем Нисан каждый 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й год 19-летнего цикла. Нисан является первым месяцем еврейского календаря, а отсчет годов идет от седьмого месяца, называемого Тишри. Благодаря периодической вставке месяца Веадара, весеннее равноденствие всегда приходится на лунацию в месяце Нисан.

В еврейском календаре присутствует год обычный, содержащий 12 месяцев, и год эмболисмический, число месяцев в котором составляет 13. В эмболисмическом году из 30 суток месяца Веадара, вставляемых перед Нисаном, одни сутки относят к шестому месяцу Адару (обычно он содержит 29 сут), а остальные 29 суток составляют месяц Веадар. Вообще еврейский календарь является очень сложным календарем, как и все лунно-солнечные календари.

Мусульманский календарь. Изначально, арабы пользовались лунно-солнечным календарем, напоминавшим еврейский календарь. Считается, что ошибки старого календаря заставили пророка Мухаммеда отказаться от дополнительных месяцев и ввести лунный календарь, первым годом которого стал 622. Год в этом календаре состоит из 12 месяцев, попеременно содержащих 29 или 30 дней. Средняя продолжительность года в таком календаре 354,37 сут. Добавлять к этим 12 месяцам дополнительный 13-й месяц или добавочные сутки к отдельным месяцам для согласования с продолжительностью солнечного года нельзя, исключением является один добавочного дня в високосных лунных годах, тогда количество дней увеличивается с 354 до 355 для того, чтобы новолуние было ближе от первого числа месяца. Этот добавочный день принято добавлять в последний месяц года и тогда количество дней в нем составляет 30. Все лунные календари имеют два периода: период в 8 лет называется «турецкий цикл», период в 30 лет называется «арабский цикл». Некоторые страны Востока - Турция, Иран, Афганистан, одновременно используют календари, построенные на обоих циклах. Добавлять к этим 12 месяцам дополнительный 13-й месяц или добавочные сутки к отдельным месяцам для согласования с продолжительностью солнечного года нельзя, за исключением одного добавочного дня в високосных лунных годах, когда количество дней увеличивается с 354 до 355 для того, чтобы новолуние располагалось недалеко от первого числа месяца. Этот добавочный день включается в последний месяц года и тогда количество дней в нем составляет 30.

В мусульманском календаре со временем начало года все время передвигается, Поэтому в лунном календаре нет сезонов и деления месяцев на летние, зимние, осенние и весенние, в силу того, что все они приходятся на разные времена года. Существуют специальные таблицы для перевода мусульманских систем летосчисления в европейские.

Египетский календарь. Изначально Египетский календарь был лунным. Однако, так как вся жизнь египтян была тесно связана с ежегодными разливами Нила, они создали другой календарь, ориентирующийся на появление звезды Сатурн (она появлялась регулярно в период летнего солнцестояния, и вскоре наступал разлив Нила). Египетский солнечный год содержал 12 мес по 30 сут, по окончании последнего месяца шло еще пять дополнительных суток, так что в сумме получалось 365 суток. Однако, со временем выяснилось, что календарный год был на четверть суток короче года солнечного, и с течением временем календарь расходился все больше и больше с сезонами. Наблюдая внимательнее за восходами Сириуса, египтяне пришли к выводу, что 1461 египетский год по 365 сут равен 1460 солнечным годам по 365,25 сут. Ошибку надо было исправлять. Однако египетские жрецы долгое время препятствовали любому изменению календаря. И только в 238 до н.э. Птолемей III издал декрет о добавлении одного дня к каждому четвертому году, т.е. ввел високосный год. Таким образом, родился современный солнечный календарь.

Доисторический китайский календарь был лунным. Императора Яо около 2357 до н.э., был недоволен существующим лунным календарем, неудобным для ведения сельского хозяйства, и поэтому приказал астрономам определить даты равноденствий и создать сезонный календарь, удобный для сельского хозяйства. Необходимо было как-то согласовать 354-суточный лунный календарь с 365-суточным астрономическим годом. Для разрешения данной ситуации, китайские астрономы предложили каждые 19 лет добавлять 7 вставных месяцев, следуя подробной инструкции. В результате, солнечный и лунный годы хоть и были в основном согласованы, все же оставались определенные различия, исправляемые по мере достижении ими заметной разницы. Однако календарь был все же несовершенен: годы имели неодинаковую продолжительность, а дни равноденствия приходились на разные даты. Год в китайском календаре состоял из 24 полумесяцев. Цикл Китайского календаря составляет 60 лет, и имеет несколько внутренних периодов. Интересно, что каждый год Китайского календаря имеет довольно забавное название, например, «год коровы» , «год тигра» , «зайца» , «дракона» и т.п. Эти годы повторяются с периодом в 12 лет. В 1911 в новой Китайской республике официально был принят григорианский календарь, и хотя крестьяне продолжали пользоваться древним лунным календарем, с 1930 он был запрещен.

Календари майя и ацтеков .

Древняя цивилизация племени майя имела весьма совершенный календарь, содержащий 365 сут, поделенных на 18 месяцев по 20 суток в каждом, оставались еще 5 суток, которые не причисляли ни к одному месяцу. В году было 28 недель, каждая из которых имела по 13 суток; одни сутки оставались лишними. Календарь майя был практически таким же.

Очень интересен сооруженный на базальтовой плите размером 3, 6 м календарный камень ацтеков. Данный камень обнаружил в Мексике отряд Кортеса в 1519. В центре камня было изображено, окруженное двадцатью днями месяца, Солнце. К солнцу примыкали четыре больших прямоугольника, в которых были изображены головы, символизирующие, по-видимому, даты четырех предшествующих мировых эпох. Головы и условные знаки в прямоугольниках следующего круга обозначают 20 суток месяца. Большие треугольные фигуры являются изображениями лучей солнца, а два огненных змея в основании внешнего круга представляют жар небес.


Мы все считаем дни, кто-то до отпуска, кто-то до выходных, а также до юбилея либо какого-то другой важной даты. Возможностью считать года, месяцы и даже дни мы обязаны создателям календарей. И каждый из нас мечтает навсегда запечатлеть самый счастливый день или дорогое сердцу лицо ребенка, чтобы при взгляде на фото знать в какой именно день, год и месяц произошло это событие. Сколько было всего создано календарей за историю существования земли? Ответ на данный вопрос со стопроцентной точностью вряд ли решаться дать даже самые великие учены. С уверенностью можно сказать только одно, что у каждого народа, который жил когда-либо на нашей планете, имелись свои собственные календари, помогавшие им вести отсчет времени, причем дизайн календарей , их форма и методы времяисчисления сильно отличались друг от друга.

«Календарь» переводится с латинского как долговая книга. Его название связывают с тем, что в Древнем Риме должники обязаны были выплачивать проценты заемщику в день - календ, который припадал на первые числа месяца. Изначально исчисление больших промежутков времени основывалось на движении крупных небесных тел – Солнца и Луны, на основе которых были созданы лунные, а также солнечные календари. Сегодня календарь - это периодическое издание, в котором содержатся строгой последовательности на дни, недели и месяцы, а также в нем обязательно выделены праздничные даты различного характера.

Где возник первый календарь

Первый календарь был создан в Древнем Египте. За его основу были взяты регулярные разливы реки Нил, которые происходили через равные временные промежутки. Создание календаря было связано с тем, что разливы Нила губили урожай, если он не был собран в срок. Помимо этого во время разлива воды реки приносили огромное количество плодородных грунтов. И для того, чтобы урожай не погиб и был посажен и убран в срок, древние разработали календарь, основанный на цикличности разлива Нила.

Каждый народ имел свои способы датировки важных исторических событий. Например, некоторые народы пытались вести летоисчисление от сотворения мира. Помимо этого свой собственный календарь имелся и у каждой из когда-либо существовавших религий.

Юлианский и григорианский календари

Перевод с одного летоисчисления на другое был связан с целым рядом неудобств, что связано в первую очередь с различной продолжительностью года, так как в каждой системе летоисчисления календарный год начинался в разные дни и даже месяцы.

Отсчет года начиная с 1 января был введен в 45 году до нашей эры в Риме великим Юлием Цезарем, с течением времени календарь был назван по имени своего создателя - юлианским. Благодаря юлианскому календарю была установлена средняя продолжительность обычного года 365 дней, а каждый четвертый год считала високосным и его продолжительность равнялась 366 дням. Современный григорианский календарь появился благодаря папе римскому Григорию XIII в 1582 году 15 октября. Григорианский календарь, был введен взамен действующего в то время юлианского и был назван календарем нового стиля.

Календарь майя

Однако, пожалуй, самым загадочным календарем во всем мире по праву считается календарь древних майя. Календарь майя был создан в Центральной Америке цивилизацией майя в доколумбовый период. Он успешно использовался и некоторыми другими Центральноамериканскими народами, такими как древние ацтеки или тельтеками. Основной особенностью и загадкой этого календаря считается то, что его последней датой являлось 21 декабря 2012 года.

Викрам-самват

Еще одним известным во всем мире календарем по праву считается викрам-самват или самватский календарь. Данный календарь был некогда распространен на территории Индии. Его основной особенностью является то, что в нем продолжительность солнечного дня связана с продолжительностью лунных месяцев. На основе викрам-самват позже был создан неаполитанский календарь.

Календарь — это система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Календари существовали уже 6000 лет назад. Само слово «календарь» пришло из Древнего Рима. Так назывались долговые книги, куда ростовщики ежемесячно заносили проценты. Это происходило в первый день месяца, который раньше называли «календ».

Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей: солнечным, лунным и солнечно-лунным. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положено движение Солнца, позволяющее согласовать сутки и год. В настоящее время жители большинства стран пользуются именно этим типом календаря.

Одними из первых создателей календарей были жители Древнего Шумера (находился на территории Ирака). Они пользовались лунным календарем, основанным на наблюдении за движением Луны. С его помощью можно согласовать сутки и лунный месяц. В древнешумерском году было 354 дня, и состоял он из 12 месяцев по 29 и 30 суток. Позднее, когда вавилонские жрецы-астрономы определили, что год состоит из 365,6 суток, прежний календарь переработали, он стал лунно-солнечным.

Еще в те времена, когда только начинали формироваться первые персидские государства, древние земледельцы уже имели свой календарь и знали: есть в году сутки, когда самый короткий день сменяет самая длинная ночь. Этот день самой продолжительной ночи и самого короткого дня называется днем зимнего солнцеворота и по современному календарю приходится на 22 декабря. Много веков назад в этот день древние земледельцы праздновали рождение бога Солнца — Митры. Праздничное действо включало много обязательных обрядов, с помощью которых люди помогали Митре родиться и победить злодейку Зиму, обеспечивая приход Весны и начало земледельческих работ. Все это было для наших предков очень серьезным занятием, ведь от своевременного прихода весны зависела сама их жизнь.

Позднее из Персии бог Митра попал к римлянам и стал одним из почитаемых ими богов. В Римской империи месяцы имели разную длину (иногда длину месяца можно было изменить за взятку), но Новый год неизменно приходился на 1 января — дату смены консулов. Когда же Римская империя официально приняла христианство и выяснилось, что новый, единый Бог Иисус Христос родился 25 декабря, это еще больше укрепило традиции празднования зимнего солнцеворота и стало удобным временем для новогоднего гулянья.

В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь, который был не только полководцем, но и верховным жрецом, используя расчеты ученого Созигена, перешел к простым формам египетского солнечного года и ввел календарь, получивший название юлианского. Эта реформа была необходима, так как существующий календарь сильно расходился с природным, и ко времени проведения реформы это отставание от естественной смены времен года составляло уже 90 дней. В основу этого календаря было положено годичное движение Солнца по 12 зодиакальным созвездиям. Согласно императорской реформе год начинался с 1 января. Первый месяц года был назван в честь бога Януса, олицетворяющего начало всего. Средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года, и эта временная неточность опять стала набегать.

В Древней Греции начало лета приходилось на самый продолжительный день в году — 22 июня. А летосчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр, которые устраивались в честь легендарного Геракла.

Вторая значительная реформа календаря была проведена папой Григорием XIII в 1582 году. Этот календарь назвали григорианским (новый стиль), и он заменил юлианский календарь (старый стиль). Необходимость изменений определялась тем, что юлианский календарь отставал от природного. День весеннего равноденствия, очень важный для определения дат религиозных праздников, смещался и с каждым годом становился все более ранним. Введенный григорианский календарь стал более точным. Дата дня весеннего равноденствия закрепилась за 21 марта, из календаря изымались високосные годы, приходящиеся на последние годы столетий: 1600, 1700, 1800 и т.д., — поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет.

Григорианский календарь был сразу же принят многими европейскими странами, а в начале XX столетия утвердился в Китае, Румынии, Болгарии, Греции, Турции, Египте.

На Руси применялось летосчисление, придуманное римлянами, и действовал юлианский календарь с римскими названиями месяцев и семидневной неделей. До указа Петра I (1700 год) россияне вели свой календарь «от сотворения мира», которое, по христианскому учению, произошло 5506 лет до нашей эры, а начало Нового года праздновали где в сентябре, после уборки урожая, а где — в марте, в день весеннего солнцестояния. Царский указ привел наше летосчисление в соответствие с европейским и повелел праздновать Новый год зимой — 1 января.

До октября 1917 года Россия жила по юлианскому календарю, «отставая» от европейских стран на 13 дней. Большевики с приходом к власти провели реформу календаря. 1 февраля 1918 года вышел декрет, объявивший этот день 14-м числом. Этот год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней, так как согласно реформе календаря за 31 января предыдущего года следовало сразу... 14 февраля.

Была опасность продолжения реформирования русского календаря в духе революционной идеологии. Так, в 1930-е годы предлагали ввести вместо недель «пятидневки». А в 1939 году «Союз воинствующих безбожников» выступил с инициативой присвоить общепринятым названиям месяцев иные имена. Предлагалось называть их так (приводим соответственно с января по декабрь): Ленина, Маркса, Революции, Свердлова, Май (согласились оставить), Советской конституции, Жатвы, Мира, Коминтерна, Энгельса, Великой революции, Сталина. Однако нашлись здравомыслящие головы, и реформу отклонили.

Предложения с поправками в действующую систему летосчисления продолжают появляться. Последняя попытка реформировать календарь была предпринята в 1954 году. На рассмотрение ООН был предложен проект, одобренный многими странами, в том числе и Советским Союзом. Суть предлагаемых изменений заключалась в том, чтобы все первые числа кварталов начинались с воскресенья, причем первый месяц квартала содержал бы 31 день, а остальные два месяца — по 30. Этот вариант изменения календаря был рассмотрен и предварительно одобрен советом ООН как удобный в «сервисном обслуживании» и рекомендован на утверждение Генеральной Ассамблеи ООН, однако под давлением США и других стран был отклонен. О новых проектах изменения календаря сведений пока нет.

В ряде мусульманских стран до сих пор пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды. 12 таких месяцев составляют лунный год из 354 суток, который оказывается на 11 суток короче тропического года. В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (так называемый Метонов цикл). Лунно-солнечный календарь применяется у евреев, исповедующих иудаизм, для вычисления сроков религиозных праздников.