Проблема влияния природы на жизнь человека. Литературные аргументы

Сочинение ЕГЭ:

Незамечаемые в сутолоке дней прозрачные берёзовые перелески, ивы, скрывающие за ветвями оконца озёр, липовые аллеи по дороге в школу и обратно… Действительно ли мир, окружающий нас, способен повлиять на настроение, мировосприятие? Проблему воздействия природы на состояние, чувства человека поднимает в предложенном мне тексте известный писатель К.Г. Паустовский.

Раскрывая проблему, автор описывает ощущения главного героя, оказавшегося на берегу Оки наедине с природой. Описывая туманные видения «вековых ракит на берегах», увядшие пажити и полосы «изумрудных озимей», сравнивая курлыкание журавлей со звуками журчащей воды «из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд», К.Г. Паустовский показывает силу воздействия природы. Не случайно герой - рассказчик проводит параллель между гениальным стихотворением М.Ю. Лермонтова и шедеврами окружающего мира. Солнце, играющее трепещущим золотом, воздух «сильно отдающий вином» и тончайший слиток «из золота и бронзы» осеннего листа - всё это совершенное, с точки зрения писателя, безукоризненное произведение, изменившее взгляд героя на мир.
Позиция автора не вызывает сомнения. К.Г. Паустовский убеждён в том, что даже самое малое явление природы может открыть в человеке способность радостно воспринимать мир. В этом убеждает и риторическое восторженное восклицание, которым заканчивается текст: «Да что говорить!»

Убедиться в том, что природа, её красота способны изменить мироощущение человека и открыть его для людей, мне помог рассказ Ю. Яковлева «Разбуженный соловьями». Читая о маленьком Селюжёнке, вместе с ним ощущаешь отчуждённость и от взрослых, и от детей, одиночество героя. Казалось, нет такой силы, которая могла бы пробудить в ребёнке интерес и открыть душу героя для людей. Удивительно, но настоящим спасением стала природа! Вместе с Селюжёнком мы, зачарованные и восхищённые соловьиным пением, стоим всю ночь недвижно, боясь нарушить нить, протянувшуюся между нами и луной. Читая рассказ, понимаешь, что сбросить с себя старую, негодную шкурку и стать самим помогла герою именно встреча с чудом природы.

Свою уверенность в том, что природа способна спасти жизнь человеку, мне хотелось бы обосновать, обратившись к рассказу Ф. Абрамова «Есть, есть такое лекарство!» Писатель знакомит нас с главной героиней - не похожей на всех в деревне бабой Маней, знающей какой-то особый подход к птицам. Мы видим героиню в трудный период её жизни: от неё, маленькой, старенькой, отказались врачи, отправив дамой умирать, сказав, что от старости нет лекарства. Так бы и случилось, если бы не любимый ею птичий народ. Пение скворцов, их стук в окно заставили умирающую сделать на собой неимоверное усилие и подняться с постели. Трогательная история взаимоотношений птиц и бабы Мани не оставляет сомнений: природа способна помочь в самых трудных ситуациях!

Текст Г.К. Паустовского обращён, безусловно, к каждому из нас и позволяет задуматься о силе воздействия природы на восприятие человеком мира, отношение к происходящему вокруг.

Текст К.Г. Паустовского

(1)Осень в этом году стояла - вся напролёт - сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка (её зовут в народе «мга») затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

(5)«Мга» то сгущалась, то бледнела. (6)Тогда сквозь нее проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

(7)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (8) Вода булькала, позванивала, журчала. (9)3вуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (10)Это курлыкали журавли.

(11)Я поднял голову. (12) Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. (13) Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида.

(14) Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.

(15) 3а несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16) Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.

(17) Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».

(18) Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(20) Птицы прощались со Средней Россией, с её болотами и чащами. (21) Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.

(22) Да что говорить! (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

(К.Г. Паустовский)

В школе часто дают творческие задания по самым разным темам, к примеру, "Влияние природы на человека". Сочинение такого уровня встречается в старших классах и на ЕГЭ. Поэтому крайне важно научиться полностью раскрывать эту тему, вне зависимости от того, какой формат нужен: мини-сочинение или подробное изложение.

План

Первое, с чего стоит начать, - план произведения «Влияние природы на человека». Сочинение по этой теме имеет несколько нюансов: помимо творческой стороны задания, где ученик рассуждает, исходя из своего опыта и точки зрения, необходимо указать практические примеры взаимодействия человека и окружающей среды. Например, упомянуть о том, что каждый живущий на планете зависит от природы. План сочинения может иметь такой вид:

  1. Вступление. Влияние природы на человека можно рассматривать с разных точек зрения, главное, во вступлении указать на ту позицию, с которой будет рассмотрена эта тема.
  2. Основная часть. «Влияние природы на человека» - сочинение-рассуждение, имеющее несколько особенностей. Во-первых, тему можно раскрывать как с эмоционально-этической, так и с практической стороны. Во-вторых, эти стороны можно соединить, получив подробное изложение.
  3. Заключение. В последнем абзаце можно будет упомянуть, что не только природа играет весомую роль в жизни человека, но и человек оказывает на нее свое влияние. Исходя из написанного материала, необходимо будет подтвердить главную мысль изложения.

Виды сочинений

От ученика могут потребовать написать мини-сочинение в качестве домашнего задания. Структура плана не будет иметь особых отличий, просто мысли нужно выражать сжато, а от излишних описаний отказаться. Важно помнить, что мини-сочинение предполагает раскрытие темы кратко и по сути. Не нужно метаться от одной точки зрения к другой, чтобы сделать вывод о том, что природа незаменима и неотделима от жизни человека.

Если «Влияние природы на человека» - сочинение ЕГЭ, то здесь можно больше пофантазировать. Это задание предполагает подробное раскрытие темы, поэтому, если есть возможность проследить в сочинении, как природа затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, это нужно обязательно сделать.

О чем писать?

«Влияние природы на человека» - сочинение не из легких, часто ученики, а то и их родители, задаются вопросом о том, о чем можно написать:

  1. Проблемы. Те, кому не дает спокойствия состояние экологии, могут написать о проблемных действиях людей, что разрушают окружающую среду. Как аргумент можно использовать произведение Тургенева «Отцы и дети», Базаров говорит о современном человеке так: «Люди забыли, что природа является храмом, и превратили ее в мастерскую».
  2. Эстетическое и духовное воздействие. Можно написать, как красота природных пейзажей умиротворяет человека, дарует ему уверенность в себе и покой. Провоцирует на творческую деятельность. За основу можно взять работу М. Пришвина «Кладовая солнца» - главные герои понимают красоту окружающего мира и знают его секреты, поэтому природа для них представляется как лучший друг.
  3. Кормилица. Можно рассмотреть вопрос зависимости человека от окружающей среды. «Влияние природы на человек» (сочинение) - это не только задание для творческой деятельности, но и работа, предлагающая задействовать логическое и практическое мышление: если бы природные ресурсы были не такими богатыми, а условия более суровыми - человечество не смогло бы выжить.

Пример мини-сочинения

«Влияние природы на человека» - сочинение по литературе, может отображаться в мини-формате. Для начала необходимо обозначить конкретную тему исследования. Например, рассмотрим позицию произведения «Влияние природы на душу человека», в ней сразу указано, куда должны быть направлены мысли исполнителя:

«Возможно, природа и способна существовать без человеческого вмешательства, но человек без ее даров попросту исчезнет.

Если предположить, что когда-то изобретут химические биокомпоненты, способные заменить все природные вещества, а мир покроется плотным шаром бетонных небосводов, и все будут жить в достатке, то человек вряд ли почувствует себя счастливым. Душу человека не обманешь прочными стенами и комплексом витаминов, она требует умиротворения и эстетического удовольствия. И природа во всем своем великолепии предлагает это человеку совершенно бесплатно. Искристые блики лазурных волн, щебет тысячи птиц, алый отпечаток заката, бескрайний купол звездного неба - все это дает человеку возможность почувствовать себя частью чего-то большего.

Спокойствие, безмятежность и радость жизни. Именно эти эмоции возникают у человека, наблюдающего за природой. Ему хочется творить и созидать. А подобные стремления и ощущения невозможно синтезировать с помощью химических препаратов».

Не только на занятиях по русскому языку, но и на уроках литературы можно столкнуться с темой «Влияние природы на человека». Сочинение по литературе пишется согласно общему принципу. Однако для его правильной подачи и изложения рекомендуется воспользоваться цитатами из литературных произведений или ссылаться на книги и стихи поэтов и писателей.

Можно вспомнить Л. Толстого и его бессмертное творение «Война и мир», особое внимание обратить на сцену встречи князя Болконского с дубом - это будет отличным примером того, как природа влияет на человека, меняя его мысли и настроение, корректируя прошлое и направляя в будущее. Ведь что ни говори, а природа и человек - одно целое.

Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок России. Обломовка – патриархальный рай на земле.

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод. Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Вся природа оберегает обитателей Обломовки от невзгод, проживая жизнь в таком благословенном месте, люди находятся в гармонии с миром и самими собой. Их души чисты, здесь нет грязных пересудов, столкновений, поисков выгоды. Всё мирно, дружелюбно. Обломов – порождение этого мира. В нём есть доброта, душа, щедрость, внимание к ближнему, то, за что так ценит его Штольц и полюбила Ольга.

2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Главный герой – разночинец Базаров – в силу своих убеждений считает природу не храмом, а мастерской. Его точка зрения – все деревья одинаковы. Однако приезжая в родное поместье, он говорит Аркадию, что осина над обрывом была его талисманом в детстве. Теперь он, мол, понимает, что был маленьким и искал признаки добра во всём. Почему же во время развития своих страстных чувств к Одинцовой ворвавшаяся в окно свежесть ночи производит на него такое впечатление? Он готов упасть к ногам Одинцовой, он ненавидит себя за это чувство. Разве это не влияние той самой мастерской для исследования и опытов. Жаль, что опыт Евгения Базарова закончится так плачевно.

3. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Поездка в Европу происходит совсем не по тому плану, который составил человек, считающий себя господином. Вместо яркого солнца и светлых дней природа встречает героев пасмурно, неулыбчиво: «Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да всё гуще и холоднее; тогда пальмы у подъезда отеля блестели жестью», – вот такой была природа, она словно не хотела дарить своё тепло и свет этим слишком заевшимся господам. Однако после смерти господина небо очистилось, солнце засияло, и над всем миром: «…целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово». Рядом с такой природой могут жить только настоящие люди такие, как знаменитый рыбак Лоренцо.

4. В.Г. Распутин «В ту же землю»

Главная героиня – Пашута – женщина с неоднозначной судьбой посвятила всю свою жизнь великой советской стройке. Прошли года, когда комбинат вступил в строй и начал давать продукцию, город потерял свою прелесть чистого таёжного поселения.

Город постепенно приобретал другую славу. На дешёвой электроэнергии выплавляли на самом крупном в мире заводе алюминий, на самом крупном в мире лесокомплексе варили целлюлозу. От фтора на десятки и сотни верст вокруг чахли леса, от метилмеркаптана забивали в квартирах форточки, законопачивали, щели и все равно заходились в удушливом кашле. Через двадцать лет после того, как гидростанция дала ток, город превратился в один из самых опасных для здоровья. Строили город будущего, а выстроили медленно действующую газовую камеру под открытым небом.

Люди потеряли связи друг с другом, каждый за себя – вот девиз этого мира. Разрушая природу, мы разрушаем себя, своё будущее.

Какое воздействие оказывает природа на человека? Как смена окружения может изменить взгляды и вкусы личности? Проблему благотворного влияния природы на человека поднимает Б. П. Екимов.

Размышляя на эту тему, автор приводит в пример эпизод из своей жизни. Он вместе со своим внуком, выросшим в окружении города, решает устроить "невеликий праздник", отправляясь в поселок Пятиморск. Вдали от городской суеты и грохота ребенку, ровно как и пожилому человеку, автору, на лоне природы открывается новый мир, не испорченный выхлопными газами вездесущих автомобилей и ржавым железом гаражей.

Позиция автора не выражена в одном предложении, однако не представляет труда сформулировать ее: взаимодействие человека с природой постепенно учит его находить прекрасное в мелочах, расширяет кругозор и морально, нравственно обогащает внутренний мир человека.

Я полностью согласен с точкой зрения автора. Людям, живущим исключительно в городах, необходимо уделять больше времени, ведь ничто, кроме как девственная, нетронутая рукой цивилизации природа, не воспитывает в человеке хорошие качества и добрые намерения.

Катерина Петровна Кабанова, героиня пьесы Александра Николаевича Островского "Гроза", являет собой яркий пример личности, воспитанной в окружении любви и свободы. Детство этой искренней, открытой женщины прошло в тесном контакте с природой, что в итоге и воспитало в ней столь добрую, чувственную, ранимую натуру. Молодая, свободолюбивая и мечтательная Катерина чахнет под гнетом представителей "темного царства", единственным спасением представляя только любовь к Борису… Но и это увлечение вскоре рушится: героиня понимает, что эта любовь была страшным грехом. Не чувствуя поддержки, не находя выхода из своего положения, Катерина погибает.

Толстой Лев Николаевич в романе-эпопее "Война и мир" также изобразил силу природы, возможность изменять человека, вдохновлять его. Старый, сухой дуб, который видит в первый раз князь Андрей Болконский, не дарит ему никаких впечатлений, однако, возвратившись к этому могучему дереву во второй раз, герой вдруг осознает, что именно нужно ценить в этой жизни, находит в себе силы избавить свою жизнь от той сухости, угрюмости: князь Болконский застает дуб полным жизненных сил, что и обновляет его взгляды на мир.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что взаимодействие человека с природой действительно позволяет тому найти вдохновение, силы жить дальше, воспитать в себе важные нравственные качества.

На протяжении миллионов лет природа щедро давала человеку все для того, чтобы он мог жить, расти и развиваться.

И чем совершеннее становился человек, тем интенсивнее он использовал целительные силы природы. Влияние природы на человека весьма разнообразно, для примера расскажем о роли в нашей жизни наиболее распространённого компонента ландшафта - растений.

Общеизвестно, что растения дарят нам необходимый для жизни кислород, образующийся в процессе фотосинтеза. Помимо этого, насаждения способны улавливать до 5 процентов пыли летом и до 39 - зимой, поглощать вредные газы. По наблюдениям, проведённым в Туле, загрязнённость воздуха сернистым газом в городском парке даже зимой была почти в 7 раз меньше, чем на соседней улице.

Деревья и кустарники поглощают значительное количество свинца, содержащегося в выхлопных газах автотранспорта, который обладает нейротоксическим действием, способен накапливаться в организме человека и особенно опасен для детей. Содержание свинца в крови городского жителя значительно выше, чем сельского. Наиболее интенсивно поглощают свинец и другие загрязнители воздуха клён, тополь, липа.

В Москве загрязнённость воздуха вблизи зелёных массивов парков Сокольники, Измайлово, Кузьминки в 2-3 раза ниже, чем в районах, лишённых зелени.

Очищая воздух, насаждения способствуют лучшему проникновению солнечных лучей сквозь облака, которые так необходимы нашему организму.

Солнечные лучи богаты ультрафиолетовой радиацией, которая смертельна для многих видов болезнетворных бактерий. «Биологическую очистку» воздуха осуществляют и фитонциды, образуемые растениями биологически активные вещества, которые помимо бактерицидного действия положительно влияют на окисляемость и ионизацию воздуха. Образующиеся отрицательно заряженные ионы снимают переутомление, лечат бессонницу, гипертонию, астму. Насыщенный фитонцидами воздух создаёт ощущение запаха свежести, воздух как бы приобретает сладковатый привкус, который у нас обычно ассоциируется с запахом цветов, трав, тающего снега. В весенне-летний период фитонциды повышают содержание витамина С в надпочечниках человека, усиливают фагоцитарную активность лейкоцитов крови. Наибольшей способностью выделять фитонциды обладают дуб, клён, лиственница, сосна, пихта, берёза, черёмуха, малина.

Повышенная влажность лесного воздуха вызывает ощущение прохлады, вдыхание его усиливает биотоки мозга, увеличивает содержание кислорода в крови, улучшает самочувствие, настроение, снимает головную боль и усталость.

Значительно влияние зелёных насаждений на микроклимат, особенно на такие важные для человека показатели, как температура и влажность воздуха, скорость ветра. В жаркий летний день среди зелени лесов и парков температура на 3-8° С ниже, чем на городских улицах, зимой же за счёт снижения скорости ветра температура на 2-3°C выше, то есть создаются более комфортные условия.

Помогают нам деревья в борьбе с шумом, особенно если у них густые кроны, плотные крупные листья.

Вместе с тем природные лесные шумы: шелест листьев, журчание воды, пенье птиц - положительно влияют на настроение человека. «Лекарственное молчание леса...» - говорят японцы.

Благотворно действует на нас и зелёный цвет растений, он способствует снятию усталости, нормальному наполнению кровеносных сосудов, снижает глазное давление. «Наши чувства приобретают особую остроту, когда мы наслаждаемся видом прелестной весенней зелени», - писал Чарльз Дарвин.

Те, кто смотрел фильм «Сталкер», наверняка запомнил, как главный герой, преодолев множество препятствий, проникает, наконец, в запретную зону - небольшой оазис дикой природы, сохранившийся в мире сплошной индустриализации, и с наслаждением падает в цветущие травы. И к нему возвращаются силы, и наступает душевное успокоение.

О благотворном воздействии природы писал М. Горький: «Лес вызывал у меня чувство покоя и душевного уюта: в этом чувстве исчезали мои огорчения, забывалось неприятное» .

Мы живем в мире вещей, созданных цивилизацией, проводим время в душных комнатах у телевизоров, устаём от шума домашних приборов - пылесосов, полотеров, соковыжималок, бездумно глотаем таблетки от головной боли. Тысячи вещей, окружающих нас, объективно полезны и даже необходимы, но почти каждая из них хоть немного отгораживает нас от живой природы. Убрать пылесос, выключить телевизор и вместо анальгина или аспирина выйти бы в сад, посмотреть на небо и старые деревья, о которых Иван Алексеевич Бунин писал: «Небо и старые деревья, у каждого из которых всегда есть свое выражение, свои очертания, своя душа,- можно ли наглядеться на это?» - какая это была бы прекрасная эмоциональная разрядка.

В трактате «О любви к лесам и источникам» японский поэт Го Си пишет, что умные и добродетельные люди потому любят пейзаж, что среди гор и вод питаемые почвой произрастают деревья и травы, и даже скалы там веселятся весной, как малые дети. «Потому то в эти места удаляются от мира мудрые люди, изучающие жизнь, потому то там резвятся обезьяны и летают аисты, громко крича от радости, которую дарует им природа... Тюрьма - вот что вызывает высокую ненависть человеческого естества».

Красота цветов, деревьев и кустарников, их своеобразное влияние на настроение человека было замечено издавна. «В сосновом бору - молиться, в берёзовой роще - веселиться» - так выразил народ свое восприятие внешнего облика деревьев. Наблюдения врачей в санаторных парках подтвердили, что различные виды деревьев способны вызвать у отдыхающих разное настроение: плакучая ива настраивает на лирический лад и успокаивающе действует на нервную систему, яркоокрашенная крона клёна Шведлера, наоборот, рождает эмоциональный подъем, а стройные ряды пирамидальных тополей или кипарисов создают торжественное настроение.

Экологическому воздействию растений на человека придавалось большое значение уже в XVII веке. В одной из первых научных книг, посвящённых описанию растений России, были такие слова: «Повсюду, где обитают человеки и где есть животные, там растут и прозябения (растения). Они составляют наибольшую часть нашей пищи... они ободряют наши чувства своим благовонием и увеселяют наш взор своими многоразличными цветами и видами; они... чистят и возобновляют воздух, они снабдевают нас... целительными средствами для излечения множества различных болезней, происходящих от образа нашей жизни, уклонившегося от естественного состояния» .

Возвращаясь к вопросу об эстетическом восприятии пейзажа, хочется привести слова Михаила Пришвина: «Вы знаете, как это удивительно и чудесно бывает в лесу, когда через... раздумье станешь понимать себя самого как дерево, а вокруг все будто люди... Это сказка...»

И.П. Павлов писал о «высокой степени уравновешивания человека с внешней средой», как раз имея в виду не только физиологические, но и психологические аспекты.

Это ощущение «уравновешивания» наиболее часто возникает у человека, отдыхающего в природной среде: вечная красота природы особенно остро воспринимается и дарит нам много радости в тех благоприятных экологических условиях, которые создают нам природные факторы.

Развитие нашего общества ведёт не к ослаблению связей между человеком и природой, а к тому, что связи становятся разнообразней, глубже и теснее. И поэтому наше государство делает все возможное, чтобы приблизить природу к человеку, сохранить и улучшить прекрасные природные ландшафты, создать максимальные возможности для отдыха на природе и пропаганды полезности этого отдыха.