Проблема восприятия мира животных человеком. Аргументы ЕГЭ
Природа в поэме находится в тесной связи с людьми. Так, солнечное затмение словно предупреждает войско князя Игоря о грядущей опасности. После поражения русских «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». В момент бегства Игоря из плена дятлы своим стуком подсказывают ему путь к реке. Река Донец также помогает ему, «лелея князя на волнах, постилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». И Игорь благодарит Донец, своего спасителя, поэтически беседуя с рекой.
К.Г. Паустовский - сказка «Растрепанный воробей».
Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный букетик, который отец, находящийся на фронте, подарил когда-то ее маме.
Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир
Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои истинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не кончена, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназначения.
Ю. Яковлев - рассказ «Разбуженный соловьями». Природа пробуждает в душе человека лучшие человеческие качества, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рассказа - эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его - Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.
Ю. Нагибин - рассказ «Зимний дуб». Природа помогает человеку совершить множество открытий. На фоне природы мы лучше осознаем свои собственные чувства, а также по- новому смотрим на окружающих нас людей. Так произошло и с героиней рассказа Нагибина, учительницей Анной Васильевной. Попав с Савушкиным в зимний лес, она по-новому взглянула на этого мальчишку, открыла в нем качества, которые не замечала раньше: близость к природе, непосредственность, благородство.
Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе - любовь к Родине
С.А. Есенин - стихотворения «О пашни, пашни, пашни...», «Спит ковыль, равнина дорогая...», «Русь». Тема природы в творчестве Есенина неразрывно сливается с темой малой родины, русской деревни. Так, ранние стихотворения поэта, наполненные христианскими образами и деталями крестьянского быта, воссоздают картину жизни православной Руси. Вот проходят деревнями калики убогие, вот появляется на дорогах странник Микола, вот дьячок поминает усопших. Каждый из этих сюжетов обрамлен скромным, незатейливым пейзажем. И до самых последних дней Есенин сохраняет верность своему идеалу, оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы». Преклонение перед красотой русской природы сливается в стихах его с любовью к России.
Н.М. Рубцов - стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны...», «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошлого в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы». Образ Родины, чувства лирического героя, красота русской природы, незыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении образу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создает образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да еще, пожалуй, русские березы ассоциируются у поэта с Родиной.
К.Г. Паустовский - рассказ «Ильинский омут». Автор рассказывает о своей привязанности к одному из маленьких местечек России - Ильинскому омуту. Такие места, по мысли автора, несут в себе что-то священное, они наполняют душу душевной легкостью, благоговением перед красотой родной земли. Так в человеке зарождается чувство Родины - из малой любви
Дата публикации: 11.12.2016
Отличные аргументы для сочинения ЕГЭ, которые подойдут к таким темам, как «Проблема восприятия окружающего мира», «Проблема отношения человека к природе», "Проблема постижения прекрасного в природе"
Возможные тезисы:
- Каждый человек видит (воспринимает) окружающий мир по-своему
- Восприятие красоты природы (окружающего мира) напрямую зависит от душевного состояния человека
И. С. Тургенев роман «Отцы и дети»
Доказательством того, что каждый человек воспринимает мир по-своему, является роман Тургенева «Отцы и дети». Романтичный Кирсанов тонко чувствовал красоту окружающего мира. Базаров, друг Аркадия, напротив, был у верен, что природа бесполезна и считал, что ее нужно изменять для удобства человека.
В произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети» описывается тонкое восприятие красоты природы. Кирсанов Аркадий, друг Базарова, наслаждался любым контактом с окружающим миром. Он очень любил прогулки по лесу. Ему было приятно единение с природой, именно так герой залечивал свои душевные раны.
В романе Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров, Главный герой, воспринимал природу, как мастерскую. Молодой человек считал, что природа бесполезна, поэтому ее нужно изучать и изменять. Евгений не привлекало общение с окружающим миром. Если герой был не в духе, он шел в лес, ломать ветви деревьев.
М. Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»
Проблема восприятия окружающего мира прослеживается и в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин, несмотря на эгоизм и черствость по отношению к людям, очень трепетно относился к природе. Дуновение ветра, цветущие весенние деревья, величавые горы - все ласкало душу героя. «Весело жить в такой земле!» - писал Печорин в своем журнале, пытаясь передать всю красоту увиденного.
То, как восприятие окружающего мира зависит от внутреннего состояния человека, отражено на страницах романа Лермонтова Герой нашего времени. Перед сражением с Грушницким Григорий Печорин видел красоту природы в каждой росинке, он любил ее «больше, чем никогда прежде». Но после дуэли, герой смотрел на мир иначе. Солнце не грело его, все казалось тусклым и мрачным.
Все знают, что человек и природа связаны друг с другом неразрывно, и мы наблюдаем ее каждый день. Это и дуновение ветра, и закаты и восходы, и созревание почек на деревьях. Под ее влиянием складывалось общество, развивались личности, формировалось искусство. Но и мы оказываем на окружающий мир ответное влияние, но чаще всего отрицательное. Проблема экологии была, есть и будет актуальной всегда. Так, многие писатели затрагивали ее в своих произведениях. В этой подборке перечислены самые яркие и сильные аргументы из мировой литературы, которые затрагивают проблематику взаимного влияния природы и человека. Они доступны для скачивания в формате таблицы (ссылка в конце статьи).
- Астафьев Виктор Петрович, “Царь-рыба”. Это одно из самых известных произведений великого советского писателя Виктора Астафьева. Главная тема повести — единство и противостояние человека и природы. Писатель указывает на то, что на каждом из нас лежит ответственность за то, что он совершил и что происходит в окружающем мире, неважно — хорошее или плохое. Также в произведении затронута и проблема масштабного браконьерства, когда охотник, не обращая внимания на запреты, убивает и тем самым стирает с лица земли целые виды животных. Так, столкнув своего героя Игнатьича и матушку-природу в лице Царь-рыбы, автор показывает, что собственноручное уничтожение нашей среды обитания грозит гибелью нашей цивилизации.
- Тургенев Иван Сергеевич, “Отцы и дети”. Пренебрежительное отношение к природе рассматривается и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров, отъявленный нигилист, заявляет прямо: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Он не наслаждается окружающей средой, не находит в ней ничего таинственного и прекрасного, всякое ее проявление для него пустяки. По его мнению, “природа должна приносить пользу, в этом ее назначение”. Он полагает, что нужно забирать то, что она дает – вот незыблемое право каждого из нас. В качестве примера можно вспомнить эпизод, когда Базаров будучи в плохом настроении, пошел в лес и ломал ветки и все остальное, что попадалось ему на пути. Пренебрегая миром вокруг себя, герой попал в ловушку собственного невежества. Будучи медиком, он так и не сделал великих открытий, природа не дала ему ключей от своих потайных замков. Он погиб от своей же неосмотрительности, став жертвой болезни, вакцины от которой он так и не изобрел.
- Васильев Борис Львович, “Не стреляйте в белых лебедей”. В своем произведении автор призывает людей бережнее относиться к природе, противопоставляя двух братьев. Лесник заповедника по фамилии Бурьянов, несмотря на свою ответственную работу, воспринимает окружающий мир не иначе, как к ресурс потребления. Он с легкостью и совершенно без зазрения совести срубал деревья в заповеднике для того, чтобы построить себе дом, а его сын Вова и вовсе был готов замучить щенка, которого он нашел, до смерти. К счастью, Васильев противопоставляет ему Егора Полушкина, его двоюродного брата, который со всей добротой души бережет естественную среду обитания, и хорошо, что есть все-таки такие люди, которые заботятся о природе и стремятся сохранить ее.
Гуманизм и любовь к окружающему миру
- Эрнест Хемингуэй, “Старик и море”. В своей философской повести “Старик и море”, которая была основана на подлинном событии, великий американский писатель и журналист затронул многие темы, одна из которых — проблема взаимоотношения человека и природы. Автор в своем произведении показывает рыбака, который служит примером того, как нужно относиться к окружающей среде. Море кормит рыбаков, но и добровольно уступает только тем, кто понимает стихию, ее язык и жизнь. Также Сантьяго понимает и ответственность, которую несет охотник перед ореолом своего обитания, чувствует вину за то, что вымогает пищу у моря. Его тяготит мысль о том, что человек убивает своих собратьев для того, чтобы пропитаться. Так можно понять основную мысль повести: каждый из нас должен понимать свою неразрывную связь с природой, чувствовать вину перед ней, и пока мы несем ответственность за нее, руководствуемся разумом, то Земля терпит наше существование и готова делиться своими богатствами.
- Носов Евгений Иванович, “Тридцать зерен”. Еще одним произведением, подтверждающим, что гуманное отношение к другим живым существам и природе — это одна из основных добродетелей людей, является книга “Тридцать зерен” Евгения Носова. Здесь показывается гармония между человеком и животным, маленькой синичкой. Автор наглядно демонстрирует то, что все живые существа — братья по происхождению, и нам необходимо жить в дружбе. Синичка поначалу боялась идти на контакт, но поняла, что перед ней — не тот, кто поймает и запрет в клетке, а тот, кто защитит и поможет.
- Некрасов Николай Алексеевич, “Дедушка Мазай и зайцы”. Это стихотворение знакомо каждому человеку с детства. Оно учит помогать братьям нашим меньшим, бережно относится к природе. Главный герой — Дед Мазай — охотник, а это значит, что зайцы должны быть для него, прежде всего, добычей, пропитанием, но его любовь к месту, где он живет, оказывается выше, чем возможность получить легкий трофей. Он не только спасает их, но и предупреждает, чтобы не попадались ему во время охоты. Не это ли высокое чувство любви к матушке-природе?
- Антуан де Сент-Экзюпери, “Маленький принц”. Главная мысль произведения звучит голосом главного героя: “Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету”. Человек — не царь, не король, и он не может управлять природой, но может позаботиться о ней, помочь, следовать ее законам. Если бы каждый житель нашей планеты следовал этим правилам, то наша Земля была бы в полной безопасности. Из этого следует, что нам необходимо заботиться о ней, бережнее к ней относится, ведь все живое имеет душу. Мы приручили Землю и должны быть за нее ответственны.
Проблема экологии
- Распутин Валентин “Прощание с Матерой”. Сильное влияние человека на природу показал в своей повести “Прощание с Матерой” Валентин Распутин. На Матере люди жили в гармонии с окружающей средой, берегли остров и хранили его, но власти нуждались в постройке гидроэлектростанции, и решили затопить остров. Так, под воду ушел целый животный мир, о котором никто не позаботился, лишь жители острова почувствовали вину за “предательство” родного края. Так человечество разрушает целые экосистемы из-за того, что нуждается в электричестве и других ресурсах, необходимых для современной жизни. Оно с трепетом и пиететом относится к своим условиям, но совершенно забывает о том, что целые виды растений и животных гибнут и уничтожаются навсегда из-за того, что кому-то понадобилось больше комфорта. Сегодня та местность перестала быть индустриальным центром, заводы не работают, а вымирающим деревням не нужно столько энергии. Значит, те жертвы и вовсе были напрасными.
- Айтматов Чингиз, “Плаха”. Разрушая окружающую среду, мы разрушаем и свою жизнь, свое прошлое, настоящее и будущее — такая проблема поднимается в романе Чингиза Айтматова “Плаха”, где олицетворением природы выступает семья волков, которая обречена на смерть. Гармония жизни в лесу была нарушена человеком, который пришел и рушит все на своем пути. Люди устроили охоту на сайгаков, а причиной такого варварства послужило то, что возникло затруднение с планом мясосдачи. Таким образом, охотник бездумно разрушает экологию, забывая о том, что он сам — часть системы, и это, в конце концов, скажется на нем самом.
- Астафьев Виктор, «Людочка». В данном произведении описывается следствие наплевательского отношения властей к экологии целого региона. Люди в загрязненном, пропахшем отходами городе озверели и бросаются друг на друга. Они утратили естественность, гармонию в душе, теперь ими правят условности и первобытные инстинкты. Главная героиня становится жертвой группового изнасилования на берегу помойной реки, где текут гнилые воды – такие же прогнившие, как нравы горожан. Никто не помог и даже не посочувствовал Люде, это равнодушие довело девушку до самоубийства. Она повесилась на голом кривом дереве, которое тоже погибает от безразличия. Отравленная, безысходная атмосфера грязи и ядовитых испарений отражается на тех, кто сделал ее такой.
Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время, в самый разгар лета...
Каждый человек индивидуален, и поэтому воспринимает окружающий мир по-своему. Проблему восприятия природы человеком раскрывает в своих произведениях русский писатель и поэт советского периода Владимир Алексеевич Солоухин.
В одном из своих творений автор знакомит читателя с молодым человеком, влюбленном в родную природу. Юноша так восхищен и очарован густым лесом, цветущим лугом и протекающей речкой, что этим рассказом вызывает у своей собеседницы Валерии стремление непременно увидеть все эти прелести природы. Желание девушки вдруг пугает молодого человека. Он сомневается в том, что Валерия сможет по достоинству оценить красоту природы, среди которой юноша провел свое детство. Ведь у каждого свой собственный взгляд на окружающий мир. Однако автор подчеркивает, что, невзирая на разное восприятие природы, не стоит бояться показывать свое восхищение красотой окружающего мира и высказывать собственное мнение, которое может отличаться от взглядов других людей.
Восприятие природы зависит от отношения к ней человека. Тот, кто по-настоящему любит и охраняет окружающий мир, не станет вредить ни одному живому существу, а будет трепетно и с восхищением воспринимать то, что даровала ему жизнь. В своих произведениях В. А. Солоухин призывает беречь и любить природу, чтобы дать возможность потомкам любоваться ее истинной красотой.
Аргументы из литературы
А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Лопахин предлагает Раневской разбить имение на участки и сдавать в аренду дачникам, но при этом вырубить вишневый сад. Любовь Андреевна возмущена, ведь ее сад - самое лучшее и замечательное место во всей губернии. Раневская говорит, что с ним связано ее детство, здесь она выросла и провела лучшие дни своей жизни.
М.А. Шолохов в романе «Тихий Дон». Вспомним эпизод возвращения раненого Григория домой. Ему хотелось отвлечься от войны и поскорей попасть в родные места. Когда он представлял, как будет вдыхать аромат молодой травы и поднятого чернозема, на душе сразу теплело. Мелехову хотелось убирать за скотиной, метать сено. Родные места напоминали ему о прежней жизни - тихой и спокойной. Эти воспоминания оказались настолько сильными, что на глазах Григория появились слезы.
Рассказ Василия Шукшина «Солнце, старик и девушка» – яркий пример отношения человека к окружающему миру. Слепой старик любуется закатом. На первый взгляд это звучит нелепо. Но какой глубокий смысл несет в себе произведение! Сколько людей, обладающих прекрасным зрением, смотрят на окружающий мир и не видят того, какая красота их окружает. Видеть – значит воспринимать и чувствовать. Именно эта мысль отображает сущность рассказа В. Шукшина.
А. С. Пушкин в своем стихотворении «Зимнее утро» очень талантливо показывает читателю красоту зимнего пейзажа. Поэт настолько живо воспринимает русскую зиму и так характерно описывает морозное утро, что читая произведение, ощущаешь звук хрустящего под ногами снега и бодрящий утренний мороз. А перед глазами встают деревенские избушки, покрытые свежевыпавшим снегом.
Сочинение ЕГЭ по тексту Д.М.Утенкова 4.25 /5 (85.00%) 8 votes
Детское восприятие мира совсем не такое, как восприятие мира взрослыми. Дети намного чувствительней взрослых, именно поэтому они видят окружающий мир немного иначе. В своем тексте Дмитрий Максимович Утенков размышляет именно об этом и затрагивает проблему детского восприятия окружающего мира. Автор рассказывает о своем сыне, и о том, как важно в детском возрасте уделять внимание ребенку, следить за его развитием, правильно направлять его в жизни.
Позиция автора мне ясна, Д.М.Утенков считает, что детское восприятие намного чувствительнее взрослого, ведь дети больше приближены к природе. Именно поэтому так важно правильно познакомить ребенка с окружающим миром, ведь для нас небо – это просто небо, трава, деревья, облака, все это для нас обыденное, и мы не видим в нем ничего необычного, а для ребенка все это новое, интересное. Очень важно отвечать на вопросы ребенка, рассказывать об окружающем мире. Так как только в детском возрасте человек так близок к природе, о проникает в сущность вещей и видит гениальное. Позиция автора содержится в следующем предложении: «Секрет гениальности – в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь…»
Я полностью согласна с позицией автора и разделяю его мнение о том, что дети ближе к природе, именно поэтому они так близко ее воспринимают. Секрет гениальности взрослого человека содержится в детском восприятии, важно сохранить детскую непосредственность и чувствительность, и тогда путь к творчеству взрослому человеку будет открыт.
Проблема детского восприятия окружающего мира хорошо освещена в литературе. Например, в рассказе А.П.Гайдая «Чук и Гек», автор показывает не только поэтическое обаяние героев, но и «безыскусственность» натуральность в том, что «мир показан сквозь призму детского восприятия».
А также, в рассказе А.П.Чехова «Гриша» автор передает восприятие ребенком «нового мира».Дома он рассказывает маме, стенам, кровати, где он был и что видел, не только языком, сколько руками и лицом. Все действующие лица изображены через восприятие автора. В его рассказе он выбирает детскую точку зрения для описания мира. Так как она более точна и объективна.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что детское восприятие мира – это гениальное восприятие. Ведь дети умеют радоваться яркому солнцу, дождю, просто хорошей погоде. Им, в отличие от взрослых, не нужно много причин для счастья. Все гениальные люди, в какой-то мере, имеют детское восприятие, и это замечательно. Потому что так легче проникать в сущность вещей и видеть гениальное в простых обыденных предметах.