Профессия: Мастер кукол. Профессия кукольника — Есть что-то в работе с куклами, что вы не любите

Ремесло мастера кукол - это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно. Профессия подходит тем, кого интересует рисование (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Если скульптор или живописец творит произведения изобразительного искусства, то ремесло художника-кукольника кажется чем-то несерьёзным.

Что такое кукла в исполнении художника-кукольника? Это художественное изображение, игрушечная имитация живого существа - человека, животного, а может, и нечистой силы. Но в то же время это сбалансированная конструкция, которая делает куклу устойчивой, а в некоторых случаях и подвижной.

Спросите у любого ребёнка, какие куклы ему интереснее: неподвижные красавицы или такие, у которых шевелятся руки и ноги? Наверняка он выберет куклу попроще, но с которой можно взаимодействовать: с гнущимися руками и ногами. На худой конец, заводную.

Для того, кто ценит куклу как художественное явление, на первом плане будет необычность замысла и мастерство исполнения.

Художественные куклы ручной работы редко попадают в руки детей. Их удел - украшать собою интерьеры, выставляться в галереях. Кроме этого есть куклы-актёры, играющие свои роли в кукольных театрах и мультфильмах. Причем в кукле-актёре важна не красота, а выразительность и простота управления.

Чтобы создать куклу, нужно придумать и воплотить её внешность, характер. Если речь идёт о заводной кукле ли кукле-актёре, нужно также продумать внутреннее устройство, механику.

Художнику по куклам приходится работать с тканями, деревом, полимерной глиной, фарфором, красками и ещё со многими другими материалами. И каждый из них требует особых технологий, которыми приходится овладевать художнику.

Недаром говорят, что ремесло кукольника - это с одной стороны искусство, а с другой - игра. Для настоящего художника кукла - это почти живое существо. А кукла для театра - это ещё и персонаж пьесы. И чем искуснее кукольник, тем живее получается персонаж.

Куклы в театре - это марионетки и планшетные куклы. Марионетка управляется с помощью ниточек, на которых подвешены части её «тела».Кукловод возвышается над куклой и, подёргивая за нитки, приводит её в движение.

С планшетными куклами всё наоборот: кукловод прячется за ширмой, а кукла находится над ней. Она управляется с помощью рукояток и рычагов.

Кукла, занятая в анимационном фильме, не нуждается ни в ниточках, ни в рукоятках. Она устроена таким образом, чтобы мультипликатор мог понемногу менять её положение. Делается огромное количество кадров, каждый из которых передаёт часть движения. Кукла оживает на экране, когда все отснятые кадры показывают друг за другом.

Рабочее место

Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии.

Важные качества

Профессия художника-кукольника предполагает художественные способности, богатое воображение, умение подмечать характерные или необычные черты в окружающих, склонность к работе руками, настойчивость, чувство юмора.

Знания и навыки

Художник-кукольник должен уметь рисовать, лепить, вязать, конструировать, работать с текстилем, деревом и т.д.

Обучение на мастера кукол

Стать кукольником для кукольного театра можно, окончив

Ремесло мастера кукол - это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.

Что такое кукла в исполнении художника-кукольника? Это художественное изображение, игрушечная имитация живого существа - человека, животного, а может, и нечистой силы. Но в то же время это сбалансированная конструкция, которая делает куклу устойчивой, а в некоторых случаях и подвижной.

Спросите у любого ребёнка, какие куклы ему интереснее: неподвижные красавицы или такие, у которых шевелятся руки и ноги? Наверняка он выберет куклу попроще, но с которой можно взаимодействовать: с гнущимися руками и ногами. На худой конец, заводную.

Для того, кто ценит куклу как художественное явление, на первом плане будет необычность замысла и мастерство исполнения.

Художественные куклы ручной работы редко попадают в руки детей. Их удел - украшать собою интерьеры, выставляться в галереях. Кроме этого есть куклы-актёры, играющие свои роли в кукольных театрах и мультфильмах. Причем в кукле-актёре важна не красота, а выразительность и простота управления.

Чтобы создать куклу, нужно придумать и воплотить её внешность, характер. Если речь идёт о заводной кукле ли кукле-актёре, нужно также продумать внутреннее устройство, механику.

Художнику по куклам приходится работать с тканями, деревом, полимерной глиной, фарфором, красками и ещё со многими другими материалами. И каждый из них требует особых технологий, которыми приходится овладевать художнику.

Недаром говорят, что ремесло кукольника - это с одной стороны искусство, а с другой - игра. Для настоящего художника кукла - это почти живое существо. А кукла для театра - это ещё и персонаж пьесы. И чем искуснее кукольник, тем живее получается персонаж.

Куклы в театре - это марионетки и планшетные куклы. Марионетка управляется с помощью ниточек, на которых подвешены части её «тела».Кукловод возвышается над куклой и, подёргивая за нитки, приводит её в движение.

С планшетными куклами всё наоборот: кукловод прячется за ширмой, а кукла находится над ней. Она управляется с помощью рукояток и рычагов.

Кукла, занятая в анимационном фильме, не нуждается ни в ниточках, ни в рукоятках. Она устроена таким образом, чтобы мультипликатор мог понемногу менять её положение. Делается огромное количество кадров, каждый из которых передаёт часть движения. Кукла оживает на экране, когда все отснятые кадры показывают друг за другом.

Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии. Художник-кукольник должен уметь рисовать, лепить, вязать, конструировать, работать с текстилем, деревом и т.д

Стать кукольником для кукольного театра можно, окончив

  • Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства

Факультет театра кукол
Квалификация «Художник-технолог театра кукол»

Мастером кукол может стать любой человек, умеющий хорошо рисовать, пройдя курсы и школу кукольного дизайна или освоив необходимые навыки самостоятельно, с помощью книг.

По сравнению с величественной и ухоженной Консерваторией, скромное здание ее театрального факультета на пресечении улиц Рабочей и Горького выглядит бедным родственником, донашивающим обноски состоятельных членов семьи. В коридоре со мной раз пять здороваются незнакомые люди: такова одна из традиций театрального факультета – здороваться с каждым, кого видишь при встрече. Актеров театра и кино театральный факультет саратовской Консерватории выпускает каждый год. Кукловодов – раз в четыре года: и востребованность меньше, и специфика особая. В 2013 году народная артистка России Татьяна Кондратьева набрала новый курс: 23 человека. TSR побеседовал с ребятами о тонкостях профессии и особенностях обучения.

В основе своей кукловоды проходят те же дисциплины, что и обычные актеры – вокал, сценическая речь, танцы, но к ним еще добавляется обучение работе с куклами.

– Когда набираем мы, многие абитуриенты сначала поступают на «драму», а если не проходят - идут на кукольное отделение, - признается Татьяна Петровна. - В этом наборе количество тех, кто поступал к нам, было выше: были люди, которых приглашали на «драму», но они пошли к нам.

Управлять куклами не проще, чем людьми, даром, что они тряпичные или деревянные. Начинают обучение с простого шарика, который надевают на палец, и «ручек» – имитации кукол, которые покрывают всю руку. Для начала нужно разработать пластику рук, овладеть техническими задачами – пройтись, сесть. Следующий уровень сложности – научить реагировать шарик на слова, создав иллюзию, что перед вами живой объект, который чувствует и думает.

– Если у куклы есть определенное лицо, значит, есть определенный характер, а здесь [показывает на безликий шарик], мы может творить все, что угодно, есть поле для фантазии, - говорит студент Владимир Решетов.

Потом переходят к куклам посложнее, например, планшетным, их студенты называют «платочками». Самая сложная в управлении – марионетка, новичкам дают управлять руками такой куклы.

– В драматическом плане тебе надо заставить зрителя поверить, в то, что ты переживаешь. Когда ты кукольник тебе надо заставить зрителя поверить в то, что чувствует кукла, деревяшка. Это сложнее. Особенность кукольных спектаклей – работа в команде. В кукольном спектакле с одной куклой работают три человека, а в драматическом сам за себя отвечаешь. Если я, например, в плохих отношениях со своим партнером, то нам приходится уживаться, - поясняет Владимир.

При поступлении будущие кукловоды показывают этюд с кукольными ножками, сделанными из подручных материалов.

– Кто-то из одноразовых или настоящих ложек делал, кто-то из палочек, кто-то из папье-маше, кто-то башмаки шил. Педагоги смотрели, насколько нам нравится это делать,- вспоминает Ирина Собгайда.

Идеальный рост для кукловода – около 170 сантиметров. Тем, кто выше, приходится приседать, чтобы не выглядывать из-за ширмы. Тем, кто ниже, – вставать на котурны – высокую деревянную платформу, крепящуюся к обуви.

Физически работать с куклами тяжело, заболевания рук для кукловодов профессиональные, из-за этого они раньше выходят на пенсию.

Есть куклы, которые весят до 5-6 килограммов, но студенческие тренировочные куклы гораздо легче, не дотягивают до килограмма.

– Куклу невозможно быстро переодеть во время спектакля, это очень тяжело. Если кукла появляется, например, зимой или летом, в разной одежде или с разными предметами, то это две разные куклы, - рассказывает Александра Божнева.

Изготовлением кукол в Саратове занимается мастер театра «Теремок», бывший ювелир. Кукол базового уровня ребята делают сами, показывают Петрушку из папье-маше: «Одежду и палку мы ему сделали, голову – предыдущий курс», - со следующего семестра пойдут перенимать опыт у мастера из «Теремка».

График студентов театрального факультета с 9 утра до 10 вечера, включая выходные дни, большую часть времени занимает подготовка к дисциплинам, репетиции.

Многие кукольные спектакли предусматривают участие не только кукол, но и человека, поэтому актер-кукловод должен быть универсален.

Саратовский зритель, чтобы мы там ни говорили, от тухлой провинциальной жизни не имеет недостатка в театрах различного направления. Есть и крупные государственные, и маленькие экспериментальные театры. Но почему-то кукольное искусство в нашем городе ассоциируется большей частью с детским развлечением. Хотя куклы давно уже часть мировой культуры: японский кукольный театр Бунраку, например, охраняется ЮНЕСКО как шедевр мирового культурного наследия. Может, когда-нибудь и русского Петрушку начнут охранять.

Беседа заканчивается аплодисментами в мою честь. На театральном факультете так принято - оканчивать занятие овацией.

В детстве мы все играем куклами, а вырастая, забываем свои любимые игрушки или дарим их малышам, считая, что взрослые куклами не играют. Но оказывается, что есть исключения! Куклами, но только уже театральными, взрослые играют, и это становится их профессией. Кукловождение – целое искусство, которому учатся и в котором совершенствуются всю жизнь. В последние годы артисты Магаданского областного театра кукол стали частыми гостями в Омсукчанском районе, и для ребятни каждый их приезд настоящий праздник. А уж если юные омсукчанцы едут с родителями в Магадан, то обязательно стараются побывать на спектакле в театре кукол. Кукловод – нелегкая профессия, но очень интересная. Стать кукольником может не каждый, но если твоя душа стремится на сцену, если ты талантлив и тянешься к искусству, то вполне можешь им стать. Получить профессию актера-кукольника теперь стало возможным не выезжая за пределы Магаданской области. На базе Магаданского Колледжа искусств совместно с областным театром кукол в 2014 году открывается отделение «Актер театра кукол». Подробнее об этой уникальной профессии рассказывает художественный руководитель ОГБУК «Магаданский областной театр кукол» Дмитрий Шаповалов.

– Кукольники – универсальные актеры. Студенты, закончившие кукольное отделение, работают в театрах других жанров – драматических, музыкальных, оперы, балета, цирка. Присутствие кукол – основное отличие кукловода от актеров остальных сфер, – подчеркнул Дмитрий Юрьевич. – Актер-кукловод воспроизводит образ при помощи тона речи, передает эмоции и чувства при помощи движения куклы, передавая тем самым зрителю содержание сцены, пьесы и так далее. Актеры кукольных театров могут работать в шоу-бизнесе, ставить концертные номера, различные представления, пародии. Они организовывают праздники, и, конечно же, снимаются в кино. Это неудивительно, ведь наряду с учебной дисциплиной «мастерство актера с куклой» студентам-кукольникам преподается «мастерство актера в живом плане». К примеру, и актеры драмы, и актеры-кукольники изучают такие творческие дисциплины, как мастерство актера, сценическая речь, танец, грим, сценическое движение. Но помимо всего, кукловоды еще изучают мастерство актера с куклой и технологию изготовления куклы. Что это дает? Поясню. Если выпускник Колледжа искусств, отделения «Актер театра кукол», захочет работать в Магаданском музыкальном драматическом театре им. Горького, то у него есть все шансы стать актером драмы, а вот возьмут или не возьмут на работу в театр кукол выпускника Российской академии театрального искусства (РАТИ), это уже 50 на 50. Среди сотрудников театра кукол есть выпускники Магаданского Колледжа искусств. Знакомьтесь, артист-кукловод Мария Бондаренко, родилась и выросла в поселке Синегорье. В 2005 году закончила Колледж искусств по специальности «постановщик театрализованных представлений, преподаватель». Как и многие школьники, Маша занималась в театральном кружке. Именно там она и полюбила театр. – На базе синегорского Дома культуры один из выпускников Колледжа искусств ставил спектакль. Эта постановка была его дипломной работой, – делится воспоминаниями Мария.

– Мне посчастливилось сыграть главную роль, с которой, по мнению зрителей, справилась успешно. После этого я приняла решение поступать в театральный, но опоздала… Чтобы не терять целый год поступила в колледж, тогда еще училище искусств, и не жалею об этом. Учиться мне нравилось. Мы окунулись в творческий процесс с первой минуты. Мы не только учились, но и вели активную концертную деятельность на различных площадках Магадана, гастролировали по районам области. Затем Мария продолжила обучение в Хабаровском институте культуры по специальности «режиссер любительского театра». Говорит, что учиться было легко, так как колледж дает хорошие базовые знания. После института пришла работать в театр кукол. – Я рада, что связала свою жизнь с театром кукол, – продолжает она.

– Мы дарим детям радость. Нигде больше нельзя увидеть столько детских улыбок. Счастливые детские лица – вот наша лучшая награда! Омсукчанец Дмитрий Мартынов тоже выпускник Магаданского Колледжа искусств. В 2011 году он с отличием окончил отделение «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» по специальности «постановщик театрализованных представлений». По итогам обучения Дмитрий был включен в справочник «Лучшие выпускники образовательных учреждений Магаданской области - 2011» и являлся участником программы «Российские интеллектуальные ресурсы». – Я с детства мечтал стать актером, – говорит Дмитрий.

– Так как в Магаданской области Колледж искусств единственное учебное заведение, выпускающее специалистов творческих профессий, то и вопрос, куда пойти учиться, не вставал. Учиться было очень интересно. В колледже замечательные педагоги, хорошая материально-техническая база. После учебы я вернулся в Омсукчан, работал в Центре досуга и народного творчества, а потом руководил театральным коллективом в Центре дополнительного образования детей. Затем меня пригласили работать в театр кукол. Начинать было сложно, ведь это только со стороны кажется, что управлять куклой легко. Для кукловода очень важны физическая сила, координация движений, ловкость. Помимо того, что куклой надо управлять, ее еще надо и озвучивать.

И нтересуюсь у Дмитрия, какими чертами, по его мнению, должен обладать актер-кукольник?

– Обязательно чувством юмора, харизмой, обаянием, правильной речью, литературными способностями, художественным вкусом, – отвечает он.

– Помимо этого актер должен иметь отличную память и сообразительное мышление. Он должен уметь разбудить море эмоций, передать зрителю каждую капельку чувств мимикой, жестами, интонацией. Продолжая разговор с художественным руководителем театра, прошу Дмитрия Юрьевича разъяснить, какие вступительные испытания ждут абитуриентов, желающих поступить на актерский факультет Магаданского Колледжа искусств.

– Абитуриенты проходят предварительные отборочные прослушивания, – поясняет Шаповалов, – которые призваны обеспечить постепенный отбор молодых людей, имеющих призвание к профессии актера и обладающих необходимыми сценическими данными. Лица, не допущенные к следующему предварительному отборочному прослушиванию, к вступительным экзаменам не допускаются. Для проведения каждого этапа отборочного прослушивания и экзамена по специальности – конкурса абитуриент должен быть готов к выполнению необходимых специальных заданий, позволяющих выявить его творческую индивидуальность и сценические возможности. Для выявления способности к выразительному образному мышлению абитуриенты должны прочесть наизусть басню, стихотворение, отрывок из прозы. Желательно, чтобы при этом были включены в программу произведения как классической, так и современной литературы. Они должны отличаться друг от друга по содержанию и форме, быть различными по стилю и жанру, что даст возможность каждому поступающему полнее проявить способности, широту своего творческого диапазона. Для определения голосовых данных, слуха и музыкальности поступающие должны подготовить исполнение двух-трех песен или романсов. Для ознакомления с возможностями поступающего в области физического развития, его пластическими данными, проверки координации движения и ритмичности абитуриент должен быть готов к исполнению элементарного танца, специального этюда по заданию экзаменатора. Для ознакомления с общим уровнем культуры поступающего, кругом его интересов, с его познаниями в области литературы, драматургии, изобразительного искусства, театра, музыки проводится специальное собеседование, то есть коллоквиум, на котором могут быть заданы вопросы об актуальных событиях общественно-политической жизни страны, международного положения и так далее. Абитуриенты, успешно сдавшие экзамены по специальности, допускаются к письменному тестированию по русскому языку и литературе.

Спрашиваю у Дмитрия Шаповалова: какие плюсы и гарантии есть у поступивших в колледж?

– На протяжении всего обучения иногородним студентам предоставляется благоустроенное общежитие, успевающим выплачивается стипендия, преподавание профессиональных дисциплин ведется работниками театра кукол, – отвечает он. – Немаловажным является то, что и во время учебы, и после студенты смогут работать в театре. А те, кто решат поступать на базе основного общего образования (9 классов), вместе с аттестатом о среднем образовании получат и диплом о среднем специальном образовании!

– Дмитрий Юрьевич, когда начнутся вступительные испытания и какие документы необходимо предоставить?

– Вступительные испытания начнутся с 6 июля. При подаче заявления о приеме поступающий предъявляет: документы, удостоверяющие личность (оригинал или заверенную копию); документ о среднем (полном) общем или основном общем образовании (оригинал или заверенную копию); 4 фотографии 3х4. Заявление о приеме, а также необходимые документы могут быть представлены поступающим лично, направлены через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением и описью вложения, либо в электронно-цифровой форме на официальный e-mail колледжа. Зачисление проводится при условии обязательного предоставления оригиналов документов об образовании государственного образца. Если абитуриент по результатам вступительных испытаний не может быть зачислен в колледж на места, финансируемые из областного бюджета, то ему предоставляется возможность обучения на местах

с оплатой стоимости обучения по договору.

– Где абитуриенты смогут узнать более подробную информацию о поступлении и куда подавать документы?

– За справками абитуриенты могут обращаться к ответственному секретарю Колледжа искусств Анастасии Александровне Болдыревой. Телефон приемной комиссии (413-2) 65-03-47. Адрес колледжа: г. Магадан, ул. Якутская, 46А, каб. 313, тел/факс: (413-2) 60-54-55. E-mail: [email protected].

В завершение беседы Дмитрий Шаповалов обратился к старшеклассникам, к тем, кто сегодня еще решает, куда пойти учиться: «Если вас заинтересовала профессия актера-кукольника, но вы сомневаетесь, стоит ли связывать свою жизнь с театром кукол или нет, приходите к нам в гости, посмотрите все сами. Будем рады встрече с вами».

От себя хочу добавить, что приходя в театр кукол, с порога попадаешь в особый сказочный мир. Мир, в котором куклы становятся живыми, а действо, происходящее на сцене, манит, завораживает и возвращает тебя в счастливое, неповторимое время – в детство. Ты смотришь на актеров и веришь, что это ожившие сказочные персонажи. А покидая театр кукол, понимаешь – кукловод – не просто профессия – это призвание!

Светлана МАРТЫНОВА

Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника (другое название праздника - Международный день театра кукол) пришла деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана еще в 2000 году.
На XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение, но тогда этот вопрос так и не был решен.

Дата празднования дня кукольника была определена в 2002 году и с 21 марта 2003 года этот день празднуют профессионалы и поклонники театра кукол во всем мире.

По традиции, в этот день работники театров и творческих кукольных коллективов организуют необычные кукольные спектакли, творческие встречи, концерты и другие праздничные мероприятия.

В Международный день кукольника можно присоединиться к торжествам, посетить представления с участием рукотворных персонажей, а можно приобрести авторскую куклу.

Наш «Календарь профессий» расскажет вам подробнее о профессии КУКОЛЬНИК.

История кукол

История профессии "Художник-кукольник"

Впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 веке до н.э.
Большинство греческих кукол было сделано из терракоты, а их конечности крепились веревкой или проволокой.
Известным центром игрушек был город Сордис.

С древних времен на Руси известна профессия кустарихи-одевальщицы, которая наряжала готовую куклу с головы до ног.
Позднее эта профессия стала называться – мастер по художественному оформлению кукол.

Художник-кукольник находит образ куклы, придает ему натуральность, чтобы получился «живой» человечек, а не просто тряпичная кукла.

Ремесло мастера кукол – это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.

Особенности профессии: На создание хорошей куклы могут уходить месяцы.

Рабочее место художника-кукольника

Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии.

Важные качества профессии
Профессия художника-кукольника предполагает наличие у человека:
художественных способностей,
творческие способности,
богатого воображения,
хороших зрения и глазомера,
наблюдательности,
склонности к работе руками,
оригинальности и находчивости,
чувства гармонии и вкуса.

Знания и навыки

Художник-кукольник должен уметь рисовать, лепить, вязать, конструировать, работать с различными материалами - текстилем, деревом и т.д.

Учебные заведения

Стать художником-кукольником для кукольного театра можно, окончив в Санкт-Петербурге факультет театра кукол по специальности «Художник-технолог театра кукол».

Помимо общих предметов специальности «Художник-технолог театра кукол» студенты дополнительно изучают технологию художественного оформления спектакля в театре кукол, конструирование и технологию создания театральной куклы, макетирование, расчет театральных конструкций, технологию художественного светового оформления спектакля в театре кукол, скульптуру и театрально-техническую графику.

После окончания обучения специалисты могут работать над оформлением спектаклей в театре кукол в сотрудничестве с художником-постановщиком, а также преподавать конструирование и технологию создания театральной куклы и технологию художественного оформления спектакля в театре кукол в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. Мастером кукол можно стать, пройдя курсы и школу кукольного дизайна.
Можно также самостоятельно учиться дома с помощью книг.

Книги о куклах

Абраменкова, В. В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка / В. В. Абраменкова. - М. : Лепта-пресс: Яуза: ЭКСМО, 2006. - 633, с. - (В помощь родителям).

На С. 500-516 в главе 9 «Делаем игрушки сами» автор рассказывает о русских игрушках и народных русских куклах, которые делают рукодельницы своими руками.

Берстенева, Е. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками: [для чтения взрослыми детям] / Е. В. Берстенева, Н. В. Догаева / [сост. Н. Астахова]. - М. : Белый город, . - 111 с. - (Моя первая книга).

Народные тряпичные куклы пришли в гости к нам из всех уголков России.
В куклы не только играли – с ними справляли календарные обряды, с ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами.
Сказки, пословицы, поговорки и обилие интересной информации, содержащиеся в этой книге, расширят представление читателей об искусстве создания кукол.
Книга расскажет о древнем искусстве и научит детей и взрослых мастерить традиционные тряпичные куклы.
В помощь читателям предложены схемы, рисунки и описания, которые помогут создать интересных кукол.

Войдинова, Н. М. Куклы в доме / Н. М. Войдинова; худож. В. Н. Конюхов. - М. : Профиздат, 1998. - 135 с. : ил. - (Ремесло и рукоделие).

В книге профессионального художника-кукольника Надежды Войдиновой собраны разнообразные материалы по куклам с авторскими комментариями.
Книга адресована всем, кто хочет заняться изготовлением кукол.
Прочитав эту книгу, вы научитесь делать своими руками кукол на чайник, кукол-карманов, мягких кукол для оформления интерьера, кукол-петрушек, кукол для этнографической коллекции и многие другие виды кукол.
Подробное описание и иллюстрации в тексте наглядно покажут, как все это сделать.
Благодаря этой книге Вы сможете наполнить свою жизнь, жизнь ваших детей и друзей полезными и оригинальными предметами быта, что создаст в доме особый уют и настроение.

Где появились куклы? // Все обо всем: попул. энцикл. для детей. Т. 1 / А. Ликум; [науч. ред. В. В. Славкин]. - М. : Слово, 1998. – С. 305-306.

Кукла – один из первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и цивилизованных народов. Но где же кукла появилась впервые? Ответ на этот вопрос Вы найдете в этой книге!

Голдовский Борис Павлович. Куклы: энциклопедия / Голдовский Борис Павлович - М. : Время, 2004. - 494, с. : ил.

Данная научно-популярная энциклопедия посвящена древнему виду человеческого творчества - искусству кукол.
Обширный материал книги собран и систематизирован учеником великого кукольника Сергея Владимировича Образцова – Борисом Павловичем Голдовским.
В энциклопедии содержится около двух тысяч статей, посвященных куклам и кукольникам, театрам и фестивалям, куклотерапии и куклам с искусственным интеллектом и обо всем том, что имеет хоть какое-то отношение к миру кукол, почти столь же разнообразному, сложно устроенному и прекрасному, что и мир людей.

Дангворт, Р. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы: [для мл. и сред. шк. возраста] / [Р. Дангворт, Р. Гибсон, К. Хайнс, Д. Харви] ; пер. с англ. Т. Ю. Покидаевой. - М. : Росмэн, 1999. - 64 с. : цв. ил. - (Наши руки не для скуки).

На С. 33-64 в разделе «Домашний кукольный театр», который написан профессиональным кукловодом и мастером по изготовлению кукол Кеном Хейнсом, даны способы изготовления различных видов кукол – от кукол из носков дол марионеток на ниточках.
Перед началом изготовления кукол даются полезные советы по общей технике изготовления кукол и по выбору материалов.
Все приемы изготовления кукол описаны от простого к сложному.
В результате получаются забавные животные из носков, куклы-перчатки, куклы с подвижным ртом, куклы на палочках, забавный клоун из фетра и куклы-марионетки на ниточках.

Зайцева, А. А. Куклы в вашем доме / А. А. Зайцева. - М. : Эксмо, 2009. - 61, с. : цв. ил. - (Азбука рукоделия). - Загл. обл. : Оригинальные куклы: изготовление своими руками.

В книге члена Международной ассоциации «Союз дизайнеров» Анны Зайцевой представлены самые популярные техники изготовления авторских кукол.
Принято считать, что сделать авторскую куклу человек, который никогда не брался за это, просто не сможет.
Однако надо попробовать начать с самого простого, довериться своей фантазии и вкусу, следовать советам опытного автора – и у Вас получатся необыкновенные куклы – на жестком или полужестком каркасе, мягкие куклы, шитые, вязаные или из помпонов.
И все Ваши куклы будут авторскими, потому что вы сами и есть – автор!

Зайцева, А. А. Сказочные куклы своими руками / А. А. Зайцева. - М. : Эксмо, 2013. - 95 с. : цв. ил.

Эта книга дизайнера Анны Зайцевой - настоящее практическое пособие, в котором подробно и понятно рассказывает, как придумать образ будущей куклы, какие материалы и инструменты понадобятся для воплощения мечты, как правильно рассчитать соотношение деталей куклы, с помощью каких приемов изготовить фигурку куклы и как снять мерки и сшить по ним кукольную одежду.
В книге содержится замечательная коллекция моделей кукол, созданных по мотивам волшебных сказок и легенд, например, эльф-лучник, королева эльфов, Рождественский ангел, Воинственный Гном, Коломбина и Принцесса на горошине.
Пошаговые иллюстрации, необходимые выкройки и шаблоны с точными размерами помогут Вам создать замечательные куклы своими руками!

Клепа в мире игрушек: [альманах] // Клёпа. - 2001. - № 74. – 33 с. : цв. ил.

Трудно представить жизнь без игрушек!
Игрушки - не только предмет забавы и развлечений, но и формирует вкус, развивает фантазию и воображение.
Игрушка, созданная настоящим мастером-художником, становится произведением искусства.
На страницах этого альманаха читатель узнает, из чего изготавливали куклы в каменном веке, с какими куклами играли девочки в Древнем Египте в Европе в XVIII веке, в каком веке начался расцвет игрушечного дела, что умеют делать «живые игрушки» и многое другое!

Клёпа в мир кукол // Клёпа. – 2014. - № 3. – 31 с. : цв. ил.

В мире много кукол, и игровых, и коллекционных, и обрядовых, а ещё есть куклы-обереги, балаганные куклы и куклы-марионетки!
Вместе с девочкой Клёпой и её друзьями читатель узнает много нового и увлекательного об истории кукол, полюбуется авторскими куклами Олины Вентцель, дымковскими игрушками и японскими церемониальными куклами, которые делаются специально для «Праздника девочек», познакомятся с самым большим и известным собранием кукол в полный рост – с Музеем восковых фигур Марии Тюссо!
В номере имеются руководства, как изготовить шикарное бальное платье для своей любимой куклы и как испечь вкуснейший кекс «Арлекин»!
В рубрике «Читалка» напечатана сказка Ганса Христиана Андерсена про кукольное представление.
А вот какая сказка Вы узнаете, прочитав этот номер журнала!

Лебедева, Т. В. Красивые стильные куклы своими руками / Т. Лебедева, Т. Шевченко. - Ростов н/Д. ; М. : Владис; РИПОЛ классик, 2012. - 190, с. - (Красивые вещи своими руками).

Стильная авторская кукла - прекрасный подарок близкому человеку и оригинальная игрушка для ребенка. Кукла, сделанная своими руками, обязательно имеет свой характер, ведь тот человек, который ее создал, вложил в нее частичку своей души. Эта книга расскажет, как сделать супермодную оригинальную куклу-тильду или даже традиционную вязаную куклу. Два замечательных мастера поделятся с Вами на страницах этой книги своими умениями и секретами.

Ликум, А. Всё обо всём: попул. энцикл. для детей. Т. 2 / А. Ликум; [науч. ред. В. В. Славкин]. - М. : Ключ-С, 1998. – 510 с.

На С. 508-509 содержится информация о том, кто и когда сделал первую куклу, а на С. 412-414 – о том, как начинались кукольные представления и где их начали разыгрывать впервые.

Почему люди играют в куклы? // Всё обо всём: попул. энцикл. для детей. Т. 13 / науч. ред. В. В. Славкин; сост. Г. П. Шалаева. - М. : Слово: АСТ, 1998. – С.119-120.

Человек играет в куклы с глубокой древности. Кого изображали первые куклы? Когда к куклам пришла настоящая популярность? Почему люди играют в куклы? Ответы на все эти вопросы ищите в этой книге!

Юрина, Н. Г. Куклы / Н. Г. Юрина. - М. : Слово/Slovo, 2002. - 48 с. : цв. ил. - (Что есть что).

Эта книга из серии «Что есть что» рассказывает о том, как и когда впервые куклы превратились в детские игрушки, какие города прославились производством кукол и в каких кукол играют дети всего мира.
На С. 26-27 содержится информация о профессии кустарихи-одевальщицы, которая наряжала готовую куклу с головы до ног. Позднее эта профессия стала называться – мастер по художественному оформлению кукол.

Я познаю мир: дет. энцикл. : Игрушки / [авт.-сост. Н. Г. Юрина]. - М. : АСТ, 1999. - 494 с.

Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели.
Книга познакомит юного читателя с историей игрушек во все времена, а также расскажет о коллекционных куклах, куклах из различных материалов от бисквита до целлулоида, о куклах аристократов, этнографических куклах и многих других.
На С. 32 и 37 описана профессия кустарихи-одевальщицы.

Я познаю мир: дет. энцикл. : История ремесел / [атв. Е. Пономарев, Т. Пономарева; под общ. ред. Е. М. Ивановой]. - М. : АСТ, 2000. - 414 с.

Страницы этой книги познакомят юного читателя с историей происхождения ремесел и откроют древние тайны гончаров, ткачей, плотников и других мастеров своего дела.
На С. 269-270 описано ремесло кожаных дел мастера, который создает кукол вайянг для театра теней.

Народные приметы, связанные с куклами

Если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если дети небрежно относятся к своим куклам - быть беде.

Куклы принесут хороший урожай, если с ними играют взрослые девушки.

Пословицы о куклах

Кто в куклы не играл - счастья не видал
С куклами возиться - бытию учиться
Первый ребёнок - последняя кукла
В поле пахать - не в куклы играть

Загадки про кукольный театр, кукольника и кукол

1. На утренник детский
Артисты спешат.
У них в чемоданах
Куклы лежат.

2. Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр?

3. Можно куклой покрутить,
Потянуть ее за нить.
На спектакле без конфетки
Послушны кто?

4. В ярко красном пиджаке,
Он с бубенчиком в руке.
Развесёлая игрушка
А зовут её ...

5. Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку -
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет? -
Ведет по сцене...

6. Он веселый и смешной,
Взгляд лукавый, нос большой,
И колпак он красный
Носит не напрасно!
Любит зрителей встречать
И немного покричать.
Кто забавный - просто душка -
Крикнет: "Здрасьте! Я... !"

7. Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые...

8. Кукла есть одна на свете,
Куклу эту любят дети.
Модница она большая –
Платья без конца меняет.