Профессия: пилот гражданской авиации.

46.6

Для друзей!

Справка

В декабре 1903 года на самолёте с двигателем поднялись в воздух братья Райт. Это был первый полёт на таком технически сложном сооружении. Спустя столетие многое изменилось, и парящим в воздухе «железным птицам» уже мало кто удивляется. Люди научились передвигаться по воздуху, и теперь никакие расстояния не являются для них препятствием в путешествии по земному шару. С развитием космонавтики человек стал осваивать даже просторы Вселенной.

Пилот - это специально обученный человек, управляющий самолётом, вертолётом или космическим кораблём. Стоит ли говорить о том, что их функции во многом отличаются, ведь даже у лётчиков самолётов (неодинаковых моделей) они могут быть разными.

Большинство пилотов занимается транспортировкой людей и груза. Однако в этой области есть также проверяющие работоспособность нового летательного аппарата, участвующие в спасательных операциях, военнослужащие.

Полезные статьи

Описание деятельности

В состав экипажа обычно входят два пилота: командир и его помощник. Независимо от своего статуса пилот знает всё об устройстве воздушного судна, его управлении и правилах безопасности.

Перед полётом пилот изучает маршрут, особенности воздушной трассы, настраивает связь с аэродромами, советуется с авиаспециалистами - делает всё, чтобы избежать возникновения непредвиденных ситуаций.

Во время всего рейса пилот внимательно следит за приборами, изменениями погоды, учитывает сообщения диспетчеров. Самые напряжённые моменты для лётчика - взлёт и посадка, здесь многое зависит только от его умений.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Пилоту необходимо убедиться в готовности самолёта и экипажа к полёту. Уже находясь в воздухе, он обязан руководствоваться показаниями приборов, сообщениями, поступающими к нему через радиосвязь. Эта специальность требует готовности к постоянному переобучению, особенно при смене одного вида самолёта на другой. Пилотам международных линий потребуется знание английского языка.

Поскольку перемещение воздушного судна - сфера, требующая упорядоченности и отчётности, специалист не должен забывать про заполнение различных служебных документов.

Особенности карьерного роста

У пилота есть возможность выбрать задачу, которую он будет выполнять в ходе своей деятельности: транспортировка людей и грузов, военная служба, спасательные или испытательные работы. Гражданские лётчики занимаются перевозками пассажиров или груза. Они могут устроиться в частную компанию или управлять, например, личным самолётом известного человека. Лётчики-спасатели эвакуируют людей прямо с места катастрофы или доставляют воду для тушения крупных пожаров. Военные пилоты охраняют границы стран, проводят разведывательные операции, при необходимости участвуют в воздушных боях. Испытатели определяют, как работает новая летательная машина, отмечают их технические достоинства и недостатки, поэтому им нужны инженерные знания. В любом случае этот труд остаётся высоко оплачиваемым.

Профессиональные навыки лётчика во многом определяются количеством часов, проведённых им у штурвала. Данный критерий очень важен в случае, когда второй пилот хочет дорасти до должности командира воздушного судна.

Характеристика сотрудника

Пилот - специалист, в руках которого находятся жизни других членов экипажа и пассажиров, поэтому он должен быть максимально ответственным. Для него будут незаменимыми такие качества, как психологическая стойкость и умение быстро реагировать в экстремальных условиях. На протяжении всего полёта он должен сохранять высокую концентрацию. Также пилоту нужно иметь отличное здоровье, его состояние проверяется перед каждым перелётом. Ему не обойтись без хорошего зрения, слуха, усидчивости, способности мгновенно переключаться от решения одной задачи к решению другой.

| Евгения Васильева | 4719

Первыми летчиками в нынешнем смысле слова можно назвать братьев Райт, совершивших полет на самолете «Флайер – 1» в 1903 году после не одного года испытаний и расчетов.

Люди мечтали летать с давних времен. Древнегреческие мифы о полетах людей, русские народные сказки, истории о полетах тибетских монахов – все это свидетельствует о неисчерпаемом интересе человека к теме самостоятельного полета.

Пилот – это человек, управляющий самолетом, вертолетом или космическим кораблем, то есть любым аппаратом летательного назначения. Многие дети в детстве мечтают стать настоящими летчиками, однако для освоения этой профессии необходимо обладать рядом данных, без наличия которых стать профессиональным пилотом просто невозможно.

Обычно в состав экипажа входит два пилота, и каждый из них должен знать совершенно все об устройстве воздушного аппарата, изучить маршрут и особенности трассы, уметь ориентироваться в приборах, проверить наличие и готовность к полету всего экипажа и также правильно оформлять всю необходимую документацию.

Личные качества пилота

Профессия пилота очень ответственна. От умений, знаний и способностей такого специалиста зависит не только его жизнь, но зачастую и жизни множества других людей. Итак, какие же качества принципиальны для пилота?

Психологическая стойкость;

Умение принимать быстрые и нестандартные решения;

Высокая концентрация;

Способность быстро переключать внимание;

Усидчивость;

Храбрость;

Готовность к постоянному обучению;

Превосходное здоровье.

Пилот – профессия не творческая. Она совершенно не подходит людям глубоко эмоциональным, неуверенным в себе, медлительным или людям с нестабильной психикой.

Работа пилота. Плюсы и минусы профессии

Как известно, пилот управляет летательным аппаратом. Однако суть работы пилота не завершается только на этом. Помимо основного вида деятельности – непосредственного полета, пилот выполняет массу иных заданий перед и по окончанию полета. Профессия пилота по праву считается одной из наиболее сложных в техническом плане, потому что летчик должен постоянно контролировать множество измерительных приборов, ориентироваться в их показаниях и иметь способность принимать быстрые решения.

Профессия пилота имеет ряд преимуществ. Среди основных можно выделить следующие:

Высокий уровень оплаты труда;

Социальная защищенность;

Быстрый выход на пенсию;

Возможность путешествовать.

Наряду с плюсами, профессия летчика имеет и ряд довольно существенных недостатков:

Редкое пребывание дома;

Огромное эмоциональное напряжение в работе;

Опасность для жизни и здоровья.

Профессия летчик. Карьера, заработная плата

Социальная значимость профессии летчика довольно высока. Именно благодаря этим специалистам есть возможность доставлять грузы или перевозить население на дальние расстояния, осуществлять необходимые военные действия, спасательные и поисковые работы.

В зависимости от видов управляемой летательной техники, пилотов разделяют на несколько видов. Бывают военные и гражданские летчики, пилоты самолетов и вертолетов, гонщики и космонавты, которые также относятся к этой профессии.

У пилота существует возможность выбрать задачу и направление, в котором он хочет построить свою карьеру. Так, гражданские летчики могут начать работу с частных компаний или управлять личным самолетом известного человека, военные – с охраны границы стран, разведывательных работ. При этом судьба пилота практически гарантирована любому выпускнику соответствующего учебного заведения. Естественно, в крупные компании и на выполнение важных заданий молодого летчика вряд ли примут. Предварительно ему необходимо налетать часы и заработать опыт в маленьких организациях. По истечении нескольких лет можно задуматься о должности первого пилота либо помощника командира в крупных компаниях.

Зарплата пилота довольно высока. Одна зависит от квалификации, места работы летчика, уровня его занятости (часы полета) и типа управляемого аппарата.

В самом начале карьеры летчик без проблем может устроиться на работу с уровнем зарплаты в 30 тысяч рублей. Впоследствии можно добиться уровня зарплаты от 230 до 250 тысяч рублей. Это возможно при выработке необходимого «налета». Так, пилоты известной компании «Аэрофлот» в 2015 году зарабатывали более 250 тысяч рублей ежемесячно при выработке в восемьдесят пять часов.

Где учиться на пилота?

В Российской Федерации профессию пилота можно получить летных училищах или некоторых высших учебных заведениях:

Вы можете учиться на пилота в любом из вышеназванных заведений, выбрав при этом одну из предлагаемых специальностей. Помните, пилот – это не профессия, это призвание. И если вы твердо уверены в выбранной профессии, то легкого взлета вам, и мягкой посадки.

Многие мальчики мечтали когда-то стать пилотами, и лишь единицы воплощают детскую мечту. Это не просто романтичная профессия, она еще и крайне ответственная. Получить лицензию пилота частного самолета относительно нетрудно: необходимо пройти курсы и налетать минимум 40 часов, однако в кресло командира воздушного судна гражданской авиации можно попасть только после 15 лет стажа.

Поднимаясь на борт туристического лайнера, наверное, практически у всех пассажиров возникает подобная мысль: «Как же все-таки эта штука летает?». Чаще всего основная часть полета проходит в автоматическом режиме, а мастерство и опыт пилота требуются во время взлета и посадки. В данной статье мы расскажем в общих чертах, как управлять самолетом.

Для управления самолета предусмотрена сложная система, которая бывает трех видов:

  • неавтоматической;
  • полуавтоматической;
  • автоматической.

Управление в неавтоматическом (ручном) режиме требует от пилота высочайшего уровня мастерства, так как ему необходимо контролировать буквально каждую деталь: угол наклона носовой части самолета, высоту, положение в воздухе и так далее. Вдобавок даже само удержание рулевых поверхностей в нужном положении требует прикладывания довольно больших физических сил. Как правило, полеты в нормальных условиях не проходят в ручном режиме, ведь автоматизация позволяет гарантировать максимальную безопасность, осуществляя контроль за настолько большим количеством параметров, одинаково уследить за которыми человек практически не в силах, а также исключая влияние человеческого фактора.

В полуавтоматическом режиме пилоту оказывается помощь со стороны автоматических систем, которые многократно облегчают процесс управления. Однако все же успех по большей части зависит от действий капитана воздушного судна. Полностью автоматический режим примечателен тем, что отдельные этапы полета проходят без участия человека вообще.

Рули управления

Осуществлять управление самолетом гораздо труднее, чем автомобилем. Во-первых, это требует значительных физических усилий. Во-вторых, у авиалайнера имеется несколько рулей, которые отвечают за различные функции. В отличие от машины самолет можно направить не только влево или вправо, но также вниз или вверх, накренить вбок и так далее. Поэтому в системе управления самолетом имеется несколько рулей, отвечающих за высоту, направление, отклоняемые элероны.

Схема расположения осей относительно друг друга и движения самолета по данным осям

Связанная система координат

Самолет движется по сложной траектории, для описания перемещения судна по воздуху используются оси ОX (продольная), ОY (вертикальная), ОZ (поперечная). Так как оси движутся и вращаются вместе с самолетом, система координат была названа связанной. Все они проходят через центральную точку масс.

Ось ОХ является основной, ее называют строительной. Закладывается она на начальном этапе – при проектировании лайнера. Во время вращения вокруг данной оси самолет опускает одну консоль крыла и одновременно поднимает другую. Данное движение называют термином «крен». Осуществлять управление креном пилот может при помощи элеронов.

Вертикальная ось OY проходит перпендикулярно предыдущей. Располагается она непосредственно в плоскости симметрии конструкции. Движение вокруг данной оси в авиации называется забавным словом «рыскание». Управление движения самолета по данной оси осуществляется при помощи руля направления, в результате смещения положения которого нос воздушного судна отклоняется вправо-влево.

Ось OZ находится в перпендикулярном положении от оси симметрии. При вращении вокруг данной оси самолет совершает движение, называемое «тангажом» (говоря простым языком, самолет поднимает и опускает нос). Угол между осями OX и OZ называется углом тангажа. Если угол увеличивается, лайнер карбирует, а если уменьшается – пикирует. Тангажом управляет руль высоты.

Штурвал

Напротив кресла пилота располагается штурвал, который выполняет приблизительно ту же функцию, что и руль автомобиля, а именно, регулирует положение носа лайнера и угол наклона крыльев. Между сиденьями пилотов находятся две кнопки - газ и регулятор горючей смеси. Кнопка газа отвечает за впуск топлива.

Интересный факт: за поворот самолета на взлетно-посадочной полосе отвечают две педали, расположенные под сиденьем пилота, а не штурвал.

Пилоту необходимо не только контролировать штурвал, но и следить за информацией о полете. На приборной панели выводятся следующие данные: высота над уровнем моря, на которой находятся самолет, курс, скорость, температура за бортом и так далее.

Взлет

Для взлета пилоту необходимо получить разрешение. Закрылки должны располагаться под углом 10 градусов. Их функция - создание подъемной силы. Сам лайнер должен быть повернут навстречу ветру. Сначала двигатели необходимо тщательно прогреть. Когда самолет готовиться ко взлету, очень интересно наблюдать в иллюминатор, как меняется положение отдельных деталей на крыльях, как выезжают новые плоскости. Это закрылки, функция которых заключается в снижении скорости при взлете. Для взлета не нужна большая скорость. Более того, для полного разгона не хватило бы никакой взлетно-посадочной полосы. Однако искусственное снижение скорости уменьшает подъемную силу.

Чтобы оторваться от земли, самолету необходимо набрать определенную скорость. При достижении необходимой подъемной силы нос лайнера сам начинает подниматься над землей (в результате увеличения так называемого угла атаки). В нужный момент пилоту необходимо потянуть за штурвал, чтобы лайнер взлетел. Как правило, непосредственно полетом управляет бортовой компьютер в автоматическом режиме, лишь в зоне турбулентности требуется вмешательство пилота.

Для обучения пилотов полностью воссоздается на тренажере кабина настоящего лайнера вплоть до компьютерного изображения ВПП

Посадка

Процедура посадки начинается в тот момент, когда пилот снижает высоту и заканчивается полной остановкой самолета на ВПП. Вначале пилоту необходимо зайти на посадку и лишь после этого начать снижение. Во время захода на посадку лайнер маневрирует в пределах воздушной территории аэропорта, меняет конфигурацию самолета, снижает скорость до посадочной.

Пилот сажает самолет, ориентируясь исключительно на показания приборов. Как только лайнер опускается до высоты 100 метров, необходимо переключить внимание на взлетно-посадочную полосу. После прохождения точки, находящейся на высоте 50 метров от земли, наступает самый сложный этап: пилоту необходимо уловить правильный момент и потянуть на себя штурвал так, чтобы задние шасси аккуратно коснулись ВПП. Далее нужно подать штурвал вперед, чтобы на посадочную полосу опустились и передние колеса. Затем пилот убавляет тягу и начинает торможение. Когда самолет находится на земле, направление его движения задается вновь педалями, а не штурвалом. О процессе обучения пилотов, а также наглядно о том, как управлять самолетом, рассказывает видео.

Вконтакте

Строки популярной песни знакомы каждому. Однако мало кто знает, что в небо пускают не каждого. В рубрике расскажем о пилотах - летчиках гражданской авиации.

Небо, самолеты…

По данным Росстата, на сегодня в РФ насчитывается 15 тыс. пилотов. Возраст большинства из них приближается к 50 годам. Балансирование на грани резкой нехватки кадров - суровая действительность нашей авиации.

Кстати, среди пилотов катастрофически мало женщин. Во многом это обусловлено спецификой профессии: ненормированный рабочий день, психологическое напряжение. Ответственность за жизнь людей, находящихся в салоне в буквальном смысле давит, и далеко не каждый готов к такой нагрузке.

Будни пилота

Рабочий день пилота начинается как минимум за два часа до вылета: до того, как сесть за штурвал, необходимо успеть многое. Во-первых, медицинский осмотр - обязательная процедура, которую проходит каждый пилот перед рейсом. При малейшем подозрении на опьянение пилота заставляют «дуть в трубочку», и если подозрение подтверждается, летчик до вылета не допускается.

Затем брифинг, где экипаж получает данные для полета: NOTAMы, планы, карты погоды, бортжурналы. Капитан узнает количество пассажиров и багажа, эти сведения вводятся в компьютер, и на их основании программа рассчитывает loadsheet - данные по рейсу. От технических характеристик самолета, веса загрузки, маршрута и прочего зависит количество топлива, которое необходимо залить.

Ответственность за жизнь людей, находящихся в салоне в буквальном смысле давит, и далеко не каждый готов к такой нагрузке.

После брифинга и посещения наземных служб экипаж поднимается на борт. Начинается стандартная процедура подготовки к полету: проверка всех систем и оборудования, изучение бортжурналов, установка и устранение неполадок. У каждого члена экипажа свой участок работы, но больше всего дел у капитана воздушного судна: на его плечах проверка общего состояния самолета и контроль над действиями всего экипажа. После того как будет проверено все до мелочей, когда капитан убедится в полной исправности судна и готовности к полету, самолет пойдет на взлет.

Где учиться

Стать пилотом сложно. И одного горячего желания подняться в небо недостаточно. В первую очередь необходимо поступить в одно из летных училищ страны.

Высшие учебные заведения: Высшее Авиационное Училище Гражданской Авиации в Ульяновске, Московский Авиационный институт, Санкт-Петербургский Университет Гражданской Авиации.

Обучение в вузах длится пять лет, после них выпускник получает звание пилота первого или второго класса.

Есть и средне-специальные учебные заведения: Сасовское летное училище, Краснокутское летное училище, Бугурусланское летное училище, Омский ЛТ колледж.

В них курс рассчитан на три года. Выпускник получает звание пилота третьего класса. К полетам на воздушных судах допускаются летчики не ниже второго класса.

Обучение одного курсанта обходится дорого - 7–8 млн. руб. Государство готово идти на такие расходы, так как дефицит кадров в этой отрасли огромен.

Чтобы поступить в учебное заведение, потребуется не только продемонстрировать хорошие знания, полученные в школе, но и доказать безупречное здоровье, пройдя медицинскую комиссию.

Однако до звания командира воздушного судна или хотя бы второго пилота выпускнику еще далеко. Никто не допустит за штурвал пассажирского самолета вчерашнего ученика. Чтобы претендовать на должность хотя бы второго пилота, курсанту необходимо налетать не менее 250 часов на грузовом самолете. Вместе со 150 часами, который каждый будущий летчик обязан отлетать в училище, опыт получается приличным.

Правда, и тут есть одно «но»: не все курсанты допускаются до полетов. Инструкторы четко разделяют теорию и практику, и до последней дело доходит не у каждого. Немаловажную роль в получении разрешения на учебные полеты играет психологическая устойчивость курсанта.

Еще один немаловажный аспект обучения - иностранный язык. Все переговоры с диспетчерами и службами при международных перелетах ведутся на английском. А потому знание языка должно быть не ниже четвертого уровня. Причем не просто в разговорном, а в профессиональном варианте английского, со знанием специализированной терминологии. Языковые курсы часто организуют сами авиакомпании, однако изучение языка - добровольная обязанность пилота, соответственно и затраты на обучение он несет самостоятельно.

Выпустившись из летного училища, свежеиспеченный летчик получает квалификацию пилота 2 класса (реже - первого) и допуск на полеты на грузовом судне. Чтобы перейти в пассажироперевозки, ему необходимо «налетать» положенное количество часов, а затем получить допуск на управление уже пассажирским судном, сдав соответствующий экзамен. После этого потребуется изучать пилотирование уже большего по размерам самолета - и так далее, вплоть до Boeing и Airbus.

Марта Спирос, HR-менеджер авиакомпании: «В гражданской авиации огромный дефицит кадров. А потому даже уволенные за какие-либо проступки летчики часто могут тут же устроиться на прежнюю должность в другую авиакомпанию».

Дефицит кадров предлагается покрывать за счет привлечения иностранной рабочей силы. Однако курсанты летных училищ, наоборот, жалуются на сложности с трудоустройством.

По мнению пилота Евгения Фенцера, все дело в амбициях молодых выпускников: «Вот выпустился он - и ему сразу оклад в двести тысяч подавай, на меньшее он не согласен. У него 150 часов налета, ему в транспортники идти не по чину».

Заработок

Профессия пилота одна из самых высокооплачиваемых в стране. И это не преувеличение. По данным Росстата, заработная плата летчиков колеблется в рамках от 90 000 до 450 000 руб. И в эту сумму не входят бонусы. Не зря летчиков в шутку называют «летающими олигархами».

Почти полмиллиона рублей! Внушительная цифра, не правда ли? А теперь давайте разберемся подробнее. Во-первых, статистика озвучивает оклады только летчиков на пассажирских судах, не затрагивая транспортную и уж тем более военную авиацию. Во-вторых, конечная сумма зависит не только от занимаемой должности, но и от типа самолета, и от количества «летных часов» в месяц. И зависимость тут прямая: чем больше самолет, чем выше ответственность, тем больше зарплата. У второго пилота оклад, как правило, на четверть, а то и на треть ниже, чем у капитана воздушного судна.

По данным Росстата, заработная плата летчиков колеблется в рамках от 90 000 до 450 000 руб.

Разумеется, фантастические заработки - не выдумка статистов, и такие оклады существуют. Заработную плату в полмиллиона рублей получают летчики-«международники», специалисты высочайшего класса, обладатели различных сертификатов и допусков. У пилотов на внутренних рейсах оклады поскромнее - 150–200 000 руб.

Неимоверное напряжение, огромная ответственность, постоянные стрессы и напрочь сбитый ритм «день-ночь» - постоянные спутники летчика. Однако весь негатив от такой сложной работы перекрывает кайф от пилотирования стального гиганта и непередаваемое ощущение полета.

Евгений Фенцер, пилот: «А самое главное знаете что? Меня вот сейчас на землю посади, ну хотя бы на месяц - я волком взвою без неба и самолетов. Я потом среди ночи сам, ножками, на своих двоих в аэропорт побегу!»

Есть такие люди, которые способны спокойно соображать на большой скорости, над землёй и даже в космосе. Пилот - это человек, управляющий самолётом, вертолётом или космическим кораблём. Многие дети в детстве мечтают стать лётчиками, но для этого нужно не только желание, но и врождённые задатки. Такая работа возлагает на человека ответственность за жизнь всех пассажиров в салоне. Поэтому пилот должен в совершенстве знать работу своей машины.

Профессия пилота пассажирского самолета является одной из самых тяжелых и ответственных специальностей, но при этом одной из самых интересных. Конечно, в настоящее время в современных самолетах есть множество приборов, которые помогают пилотам в управлении лайнером, но в то же время пилоты должны постоянно анализировать поступающую информацию, представляя в деталях состояние и работу систем и агрегатов, положение самолета в пространстве, мысленно предвосхищая его поведение.


История профессии
Желание летать описано ещё в мифах античной Греции. Люди всегда хотели подняться в воздух. Осуществилась эта мечта во второй половине XVIII века во Франции. Первыми пилотами можно назвать братьев Монгольфье, которые поднялись в воздух на воздушном шаре. В XIX веке появились дирижабли - это тоже аэростаты, только с двигателем, а значит, и пилотировать такие аппараты стало уже сложнее. В нынешнем же понимании этой профессии первыми пилотами можно считать братьев Райт, поскольку они летали именно на самолёте с двигателем, начиная с 1903 года. Дальше пошло бурное развитие этого вида техники, поскольку было замечено его огромное значение для военных и гражданских целей.


Функциональные обязанности
В обязанности пилота входят подготовка к полёту, выполнение полётных заданий, будь - то перевозка людей или грузов, монтажные работы и т.д. Важнейшим является умение управлять командой на борту. И, конечно, обеспечение безопасности на любом этапе полёта. Это превыше всего!

Пример должностной инструкция пилота.


Командир воздушного судна Боинг – 747

- владеть техникой пилотирования и самолетовождения в такой степени, чтобы обеспечить безопасное выполнение полета;
- организовывать работу членов экипажа на земле и в полете в соответствии с требованиями РПП АК, руководящих документов по обеспечению безопасности, регулярности полетов и культуры обслуживания пассажиров;
- соблюдать предполетный отдых и контролировать режим работы и отдыха членов экипажа при выполнении задания на полет;
- уметь правильно оценивать метеорологическую и аэронавигационную остановку при принятии решения на вылет и в полете принимать решение на вылет с учетом действующих NOTAM и в соответствии с РПП;
- проконтролировать в органе УВД наличие и соответствие флайт-плана рабочему плану полета (CFP), а при необходимости подать (изменить) его;

- лично подписывать все сопроводительные документы с указанием точной массы коммерческой загрузки и количества мест груза и передавать экземпляр указанных документов, а также центровочный график загрузки ВС и сведения об остатке топлива, администрации аэропорта.


Второй пилот Боинг – 747
В рамках своей компетенции должен:
- владеть техникой пилотирования и самолетовождения в такой степени, чтобы обеспечить безопасное выполнение полета в случае, если командир воздушного судна по состоянию здоровья или другим причинам не может в полете выполнять свои обязанности;
- соблюдать предполетный отдых;
- уметь анализировать и правильно оценивать метеорологическую и аэронавигационную обстановку при подготовке к полетам и в полете;
- отказаться от выполнения задания на полет, если он считает его непосильным для себя или не уверен в безопасности его выполнения;
- в полном объеме готовиться к полету;
- контролировать в соответствии с AFM и технологией работы экипажа состояние и готовность воздушного судна, правильность его загрузки;
- проверять перед вылетом закрытие аварийных и грузовых люков, заправочных горловин, закрывать двери фюзеляжа на воздушных судах, где это вменено второму пилоту в обязанность;
- выполнять полет в соответствии с заданием, рабочим планом полета и требованиями РПП, эксплуатировать воздушное судно в соответствии с AFM;
- знать и соблюдать нормы поведения, законы и правила страны пребывания при нахождении за рубежом;
- знать и соблюдать правила осмотрительности, фразеологию радиообмена и правила ведения радиосвязи;
- своевременно докладывать в полете командиру воздушного судна о всех отклонениях и неисправностях в работе авиационной техники и оборудования воздушного судна и давать предложения по их устранению;- проявлять заботу о пассажирах, принимать по указанию (разрешению) командира воздушного судна меры по обеспечению их безопасности,
- сохранности воздушного судна и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации;
- принимать решение и действовать в соответствии со сложившейся в полете обстановкой, если командир воздушного судна по состоянию здоровья или другим причинам не может выполнять свои обязанности;
- выполнять в соответствии с AFM уход на второй кругу с высоты принятия решения, если к этому моменту командиром воздушного судна не было принято и не сообщено экипажу решение о выполнении посадки или об уходе на второй круг;
- осмотреть в соответствии с AFM воздушное судно после посадки и заруливания на стоянку и доложить командиру воздушного судна свои замечания;
- второй пилот обязан оформить «Задание на полет» по выполненному полёту сразу по окончании послеполётного разбора с экипажем в кабине ВС.
Заполненное «Задание на полет» второй пилот обязан отправить по e-mail (fax) по прибытии на отдых в гостиницу или через представителя в аэропорту.

К чему быть готовым, если выбрал профессию пилота
Пилоты, а особенно командир корабля, работают в условиях дефицита времени и сильной эмоциональной напряженности. Пилоту необходимо постоянно сохранять высокую концентрацию и постоянно быть готовым включиться в решение сложных задач, которые могут возникнуть неожиданно, и промедление в их решении может стоить пассажирам жизни.
Пилоту совершенно необходимы острое зрение и слух, хорошо развитый объемный глазомер, безупречное здоровье, устойчивость вестибулярного аппарата, способность к быстрому переключению внимания, высокая эмоционально-волевая устойчивость, максимально быстрая реакция, психологическая подготовленность, усидчивость, стремление овладевать чем-то новым, а для пилотов международных линий еще и знание разговорное английского языка. Кроме того, для командира воздушного судна еще нужно одно немаловажное качество – быть Личностью, так как он отвечает за работу всего экипажа и именно от его умения зависит благополучный исход полета.
К примеру, во время выполнения рейса из Москвы в Гавану, который длится 14 часов, несмотря на то, что самолетом управляет автопилот, пилотам нужно постоянно находиться в тонусе и рабочем режиме. Они должны следить за приборами, локаторами, узнавать погоду на протяжении всего маршрута, общаться с диспетчерами, при их помощи расходиться со встречными бортами, быть готовыми в любой момент столкнуться с внештатной ситуацией.


Где обучают
Стать пилотом достаточно сложно. Главные учебные заведения в России - это Ульяновское высшее авиационное училище и Санкт-Петербургская академия Гражданской авиации. Если кандидат в учебное заведение обладает хорошим здоровьем и знает технические науки, то поступить на учебу не так и сложно. Однако намного сложнее закончить учебное заведение, так как не все курсанты в итоге допускаются до пилотирования, в связи с тем, что овладеть знаниями это одно, а демонстрировать все это на практике – это другое. Общий срок обучения в высшем учебном заведении составляет 5 лет, а в средне специальном – 3 года. Кроме того, стоит учитывать, что пилоты учатся всю свою жизнь, они постоянно сдают разнообразные экзамены, переучиваются с одного типа самолета на другой.

Список средне специальных учебных заведений, аккредитованных в РФ для подготовки пилотов:
Сасовское летное училище ГА
Краснокутское летное училище
Бугурусланское летное училище
Омский ЛТ колледж ГА

Как оплачивается труд пилотов?
Вся сложность профессии пилота естественно отражается на их зарплате. Да, до зарплат в ведущих авиакомпаний мира нам еще далеко. К примеру, командир воздушного судна в США может получать в месяц до $30 тыс ., в то время как в России зарплата в ведущих авиакомпаний достигает только $10 тыс. для командира воздушного судна при налете около 90 часов в месяц.


Уровень заработной платы пилота



З/п второго пилота

Airbus и Boeing (минимум)

Airbus и Boeing (средняя)

Airbus и Boeing (максимум)


Естественно, что второй пилот получает меньше командира примерно на 20-30%. Однако сразу стоит оговориться, что подобные зарплаты существуют только в крупных авиакомпаниях, да и получают ее только опытные пилоты с большим налетом в месяц.
Большинство нынешних пилотов мечтали об этой профессии еще с детства и затем воплотили свою мечту в жизнь, многие пошли по стопам родителей или родственников. Сложно описать чувства, которые пилоты испытывают от своей работы, если ты не являешься летчиком. Одно можно сказать – это романтики неба, для которых полеты становятся делом всей жизни.
Важно отметить, что в, так называемой, бизнес-авиации пилоты, перевозящие владельцев частных самолетов, получают порой очень высокую заработную плату. Нами была зафиксирована самая высокая заработная плата командира воздушного судна бизнес-класса равная 20 000 евро в месяц + медицинская страховка.
Дефицит пилотов во всем мире диктует рынку высокие заработные платы для этих редких специалистов. Профессия пилота – одна из самых романтичный профессий и самых высоко оплачиваемых.