Психологический тренинг: определение, история возникновения. История возникновения социально-психологического тренинга
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Тема Психологический тренинг: определение, история возникновения
Психологический тренинг - это форма группового обучения, направленная на получение навыков поведения, решение внутри личностных проблем и развитие самой личности.
Проще говоря, это помощь в работе человека над самим собой для открытия его внутреннего потенциала. Психологические тренинги уникальны тем, что никто не говорит и не указывает человеку, как ему стоит строить свою жизнь. Участник сам для себя обнаруживает, как он и жизнь вокруг могут выглядеть по-иному и именно через это и делаются новые ценные открытия. психологический тренинг група психоаналитический
Проходя этот путь познаний, человек получает доступ к своим личным внутренним силам, к другим уровням свободы выбора, которые требуются для создания именно того будущего, которое абсолютно не имеет ничего общего с прошлой жизнью. В.М. Розин «Психология: теория и практика» М. 1998
Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды. Многие древнегреческие мыслители, в том числе великий Сократ, прибегали к групповой форме философствования, чтобы проверить свои идеи о природе Вселенной и человеческого рода; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена, дабы очищать душу и постигать Божественную сущность. Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами. Однако при всем том, что тяготение к различного рода группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, связь древних подходов с современными методами сознательного использования групп, имеющими задачей целенаправленное воздействие на личность, лишь недавно стала предметом научно-психологического исследования. Кьелл Эрик Рудестам «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика» М.: Прогресс, 1990 - СПб.: Питер Ком, 1998
Одним из первых репрессивно-инспирационную терапию стал практиковать Джозеф Пратт, врач из Бостона, занимавшийся лечением больных туберкулезом, которым бедность не позволяла лечиться в стационаре. В 1905 году он с целью экономии времени стал собирать пациентов в группы по 20 человек прямо по месту жительства и рассказывать им об основах гигиены, необходимости отдыха, свежего воздуха, здорового питания и т.п. Пратт был заботливым наставником и к тому же обладал недюжинным даром убеждения. В болезни своих малоимущих пациентов он видел фактор, способствующий их объединению. Пациенты вели дневники, свидетельствовавшие об улучшении их состояния и о формировании чувства общности и стремления к взаимопомощи. Поначалу Пратт рассматривал собрания групп просто как экономичную форму работы и не придавал особого значения их самостоятельному лечебному потенциалу. Более искушенным в групповой терапии он стал только через несколько лет, когда его "классный метод" работы фактически исчерпал себя. К началу 30-х годов Пратт пришел к убеждению, что основой психотерапии служит благотворное воздействие одного человека на другого, и стал планировать сеансы групповой терапии для лиц, не имеющих особых соматических нарушений. Ли Д. Практика группового тренинга - СПб.: Питер, 2002
Хотя работы Пратта и по сей день не утратили своей актуальности, наиболее сильное влияние на развитие психологии и психотерапии в Соединенных Штатах оказали теория и практика психоанализа, берущие свое начало в работах Зигмунда Фрейда. Феномен группы занимал Фрейда главным образом в связи с интересом последнего к психологии масс и склонности членов группы отождествлять себя с сильной личностью, играющей роль лидера. К групповой терапии сам Фрейд симпатий не питал, но один из его последователей, Альфред Адлер, пробовал приспособить методы индивидуальной терапии для работы с группами (Dreikers, 1959). В то время европейский психоанализ ориентировался на индивидуальную работу с пациентами и был в высшей степени элитарным, и Адлер преисполнился решимости лечить рабочий люд и с этой целью учредил несколько консультативных центров, где использовался групповой подход. Но все-таки на начальных этапах своего развития групповая психотерапия оставалась преимущественно американским явлением (Mullan and Rosenbaum, 1962). Макшанов С.И. “Психология тернинга” С.-Пб. 1997
Психоаналитические методы, направленные на лечение отдельного пациента в условиях группы, разрабатывались многими последователями Фрейда. К числу ранних попыток работать с группами в рамках психоаналитической традиции можно отнести деятельность Луиса Вендера (Louis Wender) в 1929 году и Пауля Шилдера (Paul Schilder) в 1934 году. Широко известный в научных кругах приверженец психоанализа Трайджент Барроу (Trigant Burrow) предложил термин "групповой анализ" еще в 1925 году. После нескольких лет психотерапевтической практики Барроу стал сомневаться в правомерности принципиальной для психоанализа ориентации на отдельную личность. Постепенно он пришел к убеждению, что для понимания отдельной личности необходимо изучать социальные группы, к которым они принадлежат.
Рассматривая наиболее важные фигуры начального этапа развития современной групповой психотерапии, нельзя не подчеркнуть роль Якоба Морено. Морено более всего известен как создатель метода психодрамы, но разработанные им приемы занимают центральное место в работе психокоррекционных групп всех направлений. Как автор Морено был очень плодовит, а его деятельность охватывает несколько этапов развития групповой терапии. Морено утверждал, что впервые использовал свой подход еще в 1910 году, и обычно именно ему приписывается введение термина "групповая психотерапия" в 1932 году (Corsini, 1955). Хотя в настоящее время этот термин применяется для обозначения весьма широкого спектра подходов, сам Морено употреблял его по отношению к методу, который предусматривал переход людей из каких-либо сообществ в новые группы на основании их личных предпочтений и социометрических оценок.
Если первый толчок развитию групповой психотерапии в Соединенных Штатах был дан репрессивно-инспирационным подходом Пратта, второй - применением психоаналитической теории, то третьим стало возникшее в 60-х годах гуманистическое движение в психотерапии (Appley and Winder, 1973). В.М. Розин «Психология: теория и практика» М. 1998
Сами группы называются по-разному: терапевтические группы, инкаунтер-группы, группы тренинга общения, группы лабораторного тренинга. Каждое из этих названий имеет свой смысловой оттенок. А для всех таких групп выбран термин "психокоррекционные группы". По большей части психокоррекционные группы возникли в атмосфере благоприятствования индивидуальному самовыражению, которая характерна для последних двух десятилетий. Эти группы ориентированы скорее на развитие и рост личности, чем на избавление от расстройств.
Огромный вклад в развитие гуманистической психологии внёс Карл Роджерс. В групповой психологии есть одно течение, еще не вполне осознанное психотерапевтами. Речь идет об исследованиях групповой динамики психологами и социологами академического толка. Современная социология возникла в XIX веке как наука, изучающая взаимозависимость социальных явлений и общих закономерностей социального поведения людей, порожденную всевозрастающей индустриализацией общества (Cohen and Smith, 1976). Первые социологи, такие как Эмиль Дюркгейм и Георг Зиммель, сосредоточили свое внимание не столько на обществе в целом, сколько на процессах, происходящих в группах. Считается, что первый социально-психологический эксперимент провел Триплетт (Triplett, 1897), когда определил, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов. Триплетт назвал этот феномен эффектом "социального облегчения" (social facilitation). Эффект "социального облегчения" служит примером проявления социопсихологического принципа, который помогает понять, что происходит в психокоррекционных группах. А вот второй пример: в 60-х годах исследователи пришли к заключению, что решения, принимаемые индивидами в одиночку, более консервативны, чем решения, принимаемые после обсуждения в группе. Эта тенденция идти на больший риск, когда решения принимаются с оглядкой на группу, получила название "сдвига к риску" (risky shift). Справочник по психологии и психотерапии, С-Пб. 2000
Такие британские психотерапевты, как С.X.Фоукс, У.У.Байон и X.Эзриел, считают, что группа живет по своим собственным законам, и заключают результаты экспериментальных исследований по групповой динамике. При таком подходе терапевт обращает внимание скорее на взаимодействия в группе или на развитие некоей общей для всей группы темы, чем на патологические состояния ее отдельных членов.
Терапевты, признающие необходимость учета групповой динамики, считают, что центральное место в истории психокоррекционных групп занимает Курт Левин, и рассматривают его "теорию поля" в качестве концептуального ядра теории групп. Он предположил, что "обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности" (Rosenbaum and Berger, 1975; p. 16). Благодаря Левину и его коллегам исследования малых групп специалистами стали считаться вполне оправданными и заслуживающими доверия.
Бывший социальный психолог из Гарвардского университета Шютц получил академическое признание за работы под названием "FIRO" (Schutz, 1958), в которых он предпринял попытку соотнести психоаналитическую теорию с групповой динамикой. Ко времени прибытия в Эсален Шютц имел разностороннюю подготовку, включая знание психодинамической теории, биоэнергетики и навыки проведения групп в НЛТ. Переработав свой опыт и объединив знания в единую систему, Шютц стал "гуру" движения инкаунтер-групп, назвав свою форму обучения "открытой встречей" (open encounter). Используя разработки Вильгельма Райха, Александра Лоуэна, Моше Фельденкрайса и Иды Рольф, Шютц разработал понятие о единстве тела и сознания - центральное в своей концепции открытой встречи. Его теоретические положения основываются на том, что эмоциональные конфликты выражаются через мышечное напряжение в различных областях тела, и любое психологическое воздействие, игнорирующее телесные ощущения, будет неполным. Основываясь на таком подходе, Шютц начал работать с эмоционально блокированными областями тела, изучая проблемы движения и телесные позы в условиях группы, и затем выдвинул программу активных телесных упражнений наряду с методиками вербальной конфронтации для осознания индивидуумом длительно подавляющихся эмоций.
Хотя современные группы в Эсалене используют принципы и методы психологического воздействия различных групповых подходов, складывается впечатление, что в современном групповом движении можно выделить, по крайней мере, два основных направления: первое - соматически, или телесно, ориентированные группы, например, группы первичной терапии, биоэнергетики и структурной интеграции; и второе - группы, в большей степени направленные на осознание внутриличностных и межличностных проблем. Это такие группы, как инкаунтер-группы, группы психодрамы и гештальт-группы, которые сами по себе являются очень популярными течениями, можно считать логическими предшественниками инкаунтер-групп. Многие лидеры инкаунтер-групп основывались на своем опыте гештальттерапии и психодрамы, который увеличивает способность невербального выражения эмоций.
Определение инкаунтер-группы Шютцем выделяет такие признаки этого понятия, как открытость и честность, сознавание себя и своего физического "Я", ответственность, внимание к чувствам и принцип "здесь и сейчас". Макшанов С.И. “Психология тернинга” С.-Пб. 1997
Список литературы
1. Кьелл Эрик Рудестам «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика» М.: Прогресс, 1990. СПб.: Питер Ком, 1998.
2. Битянова М.А. Журнал “Первое сентября” №13, 14, 17 2000.
3. В.М. Розин «Психология: теория и практика» М. 1998.
4. Емельянов Ю.Н. “Активное социально-психологическое обучение” Л. 1985.
5. Справочник по психологии и психотерапии, С-Пб. 2000.
6. Макшанов С.И. “Психология тернинга” С.-Пб. 1997.
7. Ли Д. Практика группового тренинга - СПб.: Питер, 2002.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Процесс переживания личностью кризиса. История появления тренинга как метода, его специфические черты и принципы. Структура и этапность социально-психологического тренинга. Роль тренинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.
курсовая работа , добавлен 17.03.2010
Понятие социально-психологического тренинга. Развитие социально-психологического тренинга как активного группового метода психологического воздействия. Соотношение понятий "социально-психологический тренинг", "психотерапия", "психокоррекция", "обучение".
реферат , добавлен 16.08.2010
Классификация социально-психологических тренингов как одной из областей применения активных групповых методов. Категории активных групповых методов. Группы трансактного анализа и бихевиористской терапии. Основные цели социально-психологического тренинга.
реферат , добавлен 15.08.2010
Тренинг как совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков саморазвития. Методы развития способностей к обучению и овладению сложными видами деятельности. Групповая динамика и этапы работы группы.
реферат , добавлен 29.08.2010
Анализ особенностей групповых форм психологической работы. История возникновения тренинга. Гуманистическая концепция К. Роджерса. Факторы, влияющие на эффективную работу группы. Цели групповой терапии. Правила проведения тренинга. Внутригрупповая этика.
курсовая работа , добавлен 17.04.2013
Сущность и принципы социально-психологического тренинга общения. Характеристика подходов развития группового психологического тренинга: гештальт-модель, психодрама, трансактная модель. Принципы организации, методические приемы и техники тренинга.
курсовая работа , добавлен 09.10.2009
Специфические особенности групповых методов, воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления. Динамика создания доверия в группах социально-психологического тренинга, состав группы, обратная связь как элемент межличностного общения.
реферат , добавлен 16.08.2010
Классификация эффектов социально-психологического тренинга и проблема изучения их долговременности. Этические проблемы применимости результатов вне тренингового пространства. Определение роли ведущего занятий и особенности отбора участников группы.
реферат , добавлен 16.08.2010
Анализ социально-психологического климата предприятия и решение следующих задач: измерение степени сплоченности – разобщенности в группе; выявление лидера группы, а также определение возможных микрогрупп. Сценарий психологического занятия "Круг помощи".
практическая работа , добавлен 22.06.2012
Общительность человека и её роль в социальной среде. Социально-психологический тренинг, принципы и этапы его проведения. Примеры проведения социально-психологического тренинга, его закономерности и оценка полученных результатов, анализ эффективности.
Со времени своего возникновения тренинг завоевал прочное место в профессиональной подготовке специалистов за рубежом и в отечественной практике. Научно обоснованные индивидуальные формы тренинга появляются в начале XX в. как средство преодоления ограничений, накладываемых на результаты обучения теоретическими знаниями, и «безопасного» приобретения трудовых навыков. Тренировки, в частности идеомоторная, психотехнические уп-
Психология тренинга 83
ражнения и игры, создавали возможности формирования и упрочения профессионально важных навыков и умений на основе приобретенных знаний и их перенос в профессиональную реальность.
Индивидуальные формы профессионального тренинга широко разрабатывались в 30-е гг. в нашей стране и за рубежом в ряде научных центров, психотехнических и психологических лабораторий. В некоторых случаях теоретический материал включался непосредственно в программу тренинга. Особенно широко индивидуальные формы нашли применение в профессиональной подготовке специалистов операторского профиля с использованием тренажеров, программированных инструкций и индивидуальных порождающих игр (Платонов, 1961; Дмитриева, Крылов, 1979; Никифоров, Филимоненко, 1986). Тренажеры способствовали овладению определенным конечным набором навыков на операциональном уровне и восстановлению их после длительных перерывов в работе. Использование тренажеров основывалось на моделировании процессов деятельности с помощью механических и электронных устройств (Платонов, 1961).
Опыт тренажерной подготовки широко использовался в разработке психологически обоснованных программ, позволяющих учитывать и в определенной степени корректировать индивидуально-психологические особенности человека (Никифоров, 1989).
Индивидуальные формы профессионального тренинга направлены на сохранение и восстановление работоспособности специалистов, подготовку их психики к работе в специфических или экстремальных условиях профессиональной деятельности. В решении перечисленных задач наибольшее распространение получили разнообразные формы психической саморегуляции (ПСР). Психосаморегуляция в ее различных модификациях позволяет оптимизировать согласованность параметров профессиональной среды с психологическими особенностями субъекта деятельности, производить коррекцию и развитие психических функций. Высокая сложность и экстремальный характер многих видов профессионального труда вызывают граничащие со стрессовыми
84 МакшановС.И.
напряженные состояния операторов, руководителей, представителей педагогических профессий, военнослужащих. Для многих операторских и управленческих специальностей характерно достижение целей деятельности в нестандартных ситуациях, когда специалисту необходимо решать задачи прогнозирования в условиях неполной информации, целостного охвата динамически развивающихся ситуаций, обнаружения и идентификации событий и объектов по слабому признаку, восстановления информации (Мансуров, Поль-шин, 1990). В связи с этим возникала необходимость подготовки профессионалов к осознанному произвольному саморегулированию состояний с целью поддержания высших психических функций на требуемом уровне активности.
В настоящее время существует значительное количество методических разновидностей психической саморегуляции, которые успешно применяются в различных профессиональных группах. Наиболее известными из них являются: аутогенная (AT), психомышечная, идеомоторная и идеа-торная тренировки.
Аутогенная тренировка в ее классическом варианте была разработана в 1932 г. И.Г.Шультцем, который отметил эффект снятия внутреннего напряжения внушенным расслаблением. Несколько раньше, в 1922 г. американский психофизиолог Р.Д.Джейкобсон предложил систему прогрессирующей релаксации для снятия нервно-психического напряжения. В последующее время AT неоднократно модифицировалась в различных аспектах. Сегодня под AT принято понимать совокупность методов овладения различными способами управления психическими и соматовегета-тивными функциями организма, непосредственной функцией которых является регуляция эмоциональных и активаци-онных аспектов состояний человека. К распространенным модификациям AT относится «активное самовнушение» (Ромен, 1971), психогигиеническая саморегуляция (Попов, Беляев, Лобзин и др. 1980), психорегулирующая тренировка (Алексеев, 1967).
В целом применение AT в различных профессиональных группах можно разделить на два класса:
1. Модификации общего действия.
Психология тренинга 85
2. Более узкие, профессионально ориентированные приемы психического самовоздействия.
Первый класс имеет преимущественно психогигиеническое действие и преследует цели общего повышения работоспособности. Модификации общего действия строятся как упрощенные циклы классической AT без лечебных упражнений. Они мало дифференцированы по различным профессиям, в содержании используются комплексы успокаивающих и мобилизующих упражнений. Первой отечественной публикацией, посвященной этому классу AT, было методическое письмо «Применение тренировки в психотерапевтической практике» (Свядощ, Ромен, 1966). Описываемое авторами построение занятий близко к методике И.Г.Шультца.
Второй класс модификаций AT предназначен для разрешения узкопрактических задач в рамках отдельных профессий и различных видов деятельности. Такие методики используются при подготовке летного состава (Беляев, Лобзин, Копылова, 1977), актеров (Никифоров, 1989), операторов конвейерного производства (Лысенко, 1992), операторов химических предприятий, водителей автотранспорта, шахтеров и др.
Общим для всех модификаций AT является то обстоятельство, что самовоздействие осуществляется на фоне специфического состояния головного мозга, возникающего при достижении глубокой релаксации, сопровождаемой развитием легкого гипнотического фазового состояния. Во время фазовых состояний (парадоксальной и ультрапарадоксальной фазы по И.П.Павлову) словесный раздражитель (самовнушение) приобретает особенно большую силу воздействия, осуществляемого на сознательном и подсознательном уровнях. При оказании воздействия на сознательном уровне второсигнальные процессы, протекающие на фоне разлитого торможения коры головного мозга, создают устойчивую доминанту, подчиняющую управленческую деятельность центральной нервной системы, и оказывают влияние на процессы, не поддающиеся произвольной регуляции в обычных условиях. Кроме того, человеческий организм в целом и психика, в частности, представляют собой
86 МакшановС.И.
высокоорганизованную систему, которая при избавлении от внешних помех обладает возможностью непроизвольной саморегуляции всего многообразия своих функций.
Применение AT способствует выработке у специалистов привычки к самоконтролю, самообладанию, сохранению высокой работоспособности, самонаблюдению за внешними проявлениями эмоций и состояний, умения самостоятельно преодолевать напряжения разных видов. В самом широком смысле эффективное применение методов психологической саморегуляции приводит к повышению восприимчивости к самообращению, самоприказу. Значение этого результата выходит за рамки декларируемых целей AT.
В последнее время разрабатываются специальные методы тренировки осознанного самоконтроля и произвольного изменения протекания непроизвольных физиологических процессов средствами биологической обратной связи (БОС). В качестве примеров использования БОС-тренинга можно привести методику использования психофизиологического контура с ОС от биопотенциалов головного мозга, что дает возможность преобразования неощущаемых субъектом изменений биопотенциалов в сенсорно воспринимаемые изменения частоты звукового тона. Произвольное изменение операторами своего состояния посредством системы образных представлений, синхронных со звуковым тоном, использовалось для повышения надежности деятельности операторов, работающих на модели компенсаторного слежения (Мансуров, Полылин, 1990).
Метод БОС получает развитие и в области обучения профессионалов в синтезированных информационно-динамических игровых средах. В отличие от традиционного БОС-тренинга, в котором информация об изменении функционального состояния поступает через звуковые, цветовые, температурные преобразования ряда физиологических показателей, таких, как электрокардиограмма, кожно-гальваническая реакция и т.п., практикуется ее предъявление через изменение значимых показателей игровой ситуации. По некоторым данным подобный подход дает более
Психология тренинга 87
высокие показатели в соотнесении с традиционным БОС-тренингом (Ежов, 1990).
По результатам наших исследований эффективной методикой, позволяющей повысить надежность профессиональной деятельности операторов систем слежения и руководителей, действующих в напряженных условиях, является применение систематической десенсибилизации в сочетании с AT. Методика систематической десенсибилизации предусматривает ряд последовательных шагов, включающих составление объективного описания стрессогенной ситуации, потребного поведения в ней и воздействия подготовленного текста в состоянии релаксации.
К разновидности индивидуального тренинга относятся программированные инструкции (Landy, 1985), которые используются для подготовки младшего медицинского персонала, военнослужащих, специалистов, готовящихся к работе за рубежом. Эти инструкции представляют собой алгоритмизированные описания последовательности действий, на этапах которой необходимо принимать те или иные решения, и их оптимальность немедленно оценивается. Программированные инструкции предъявляются в двух формах: с помощью так называемых обучающих машин, либо в буклетах.
Особенности групповых форм профессионального тренинга связаны с рядом обстоятельств. Прежде всего, они предназначены преимущественно для формирования навыков и умений, а также установок и отношений специалистов, чья профессиональная деятельность предполагает общение и управление людьми. Сквозной задачей в деятельности представителей профессий социономического типа является направленное изменение субъектных и личностных характеристик людей, их поведения и состояний, показателей совместной и индивидуальной деятельности. Профессиональное взаимодействие, управление людьми принципиально отличны от взаимодействия с техническими устройствами и материальными объектами в силу ряда обстоятельств. Субъектность человека, выделяющая его из мира вещей и технических устройств, наделяет его рядом инвариантных особенностей:
88 МакшановС.И.
1. Каждый человек обладает уникальностью и неповторимостью, «подлинностью», в силу невозможности генетической идентичности и своеобразия жизненной ситуации развития.
2. Человек, а тем более группа людей, обладают возможностью сознательного и неосознаваемого искажения информации о самом себе, своих состояниях, потребностях, результатах деятельности и т.п.
3. Человек, группы, их поведение и деятельность по-лимотивированы, что ставит результаты преднамеренного изменения в зависимость от степени действительной заинтересованности в них.
4. Человек находится в постоянном изменении, развитии, происходящих одновременно и во многих случаях вне контроля его сознания. По образным выражениям М.М.Бахтина, человек «в любой момент времени не равен самому себе», «есть бесконечная функция», незавершен и незавершим, и пока «человек жив он исходит из того, что он еще не достиг совершенства и не сказал своего последнего слова» (Бахтин, 1963. С.78). Кроме того, профессионал, работающий с людьми, имеет дело с «объектом» одного с ним уровня сложности.
Перечисленные особенности демонстрируют многообразие факторов, определяющих специфику профессиональной деятельности типа «человек-человек». Эффективная профессиональная деятельность руководителя, педагога, психолога, врача, офицера предполагает преодоление импульсивных и стереотипных элементов взаимодействия с людьми. Эта задача особенно продуктивно может быть решена в групповом контексте. В силу этого основное место в профессиональном тренинге руководителей, менеджеров, педагогов и т.д. занимают групповые формы, повышающие познавательную активность и работоспособность всех членов группы. Эти обстоятельства во многом объясняют постоянно растущий интерес к групповым видам тренинга у специалистов социономической группы.
Психология тренинга________________89
Л.Брадфорда, Р. Липпита и К.Роджерса. Разработанные К.Левиным и К.Роджерсом теории групповой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового тренинга. К.Левин утверждал, что большинство устойчивых изменений в установках и поведении личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. В связи с этим, для того чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие (Lewin, 1948). Успешная работа К.Л евина и его сотрудников в мастерской межгрупповых отношений (г. Бетель), оказывавшей помощь бизнесменам и управленцам, привела к созданию в США в 1947 г. Национальной лаборатории тренинга. Детальное описание практики Национальной лаборатории тренинга дают Брадфорд, Джибб и Бенне (Bradford, Jibb, Benne, 1964). Результаты этой работы были положены в основу практики тренинговых групп (Т-групп).
Т-группы определяют как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследования межличностных отношений и групповой динамики, которую они порождают своим взаимодействием. Отличительной особенностью Т-групп является стремление к максимальной самостоятельности участников при формировании и функционировании группы. Участники, оказавшись в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать свои отношения внутри группы и разрабатывать процедуры коммуникативной деятельности. Обучение при этом оказывается скорее результатом проб и ошибок участников группы, чем усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное поведение. В фокусе Т-групп находилось поведение участников тренинга. Проходящие подготовку в Т-группах побуждались к фиксации, интерпретации и оценке действий и поведения партнеров и самих себя. В группах поощрялись спонтанное выражение чувств, открытое обращение внимания на враждебность, неуверенность в себе и проявления психологической защиты и их интерпретация. В задачи Т-группы входило обучение управленческого персонала, ме-
90 Макшанов СИ.
неджеров, политических лидеров эффективному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Наиболее характерные задачи Т-групп сформулированы Кэмпбэллом (Campbell, 1977):
1. Добиться понимания участниками тренинга того, как и почему они ведут себя по отношению к другим людям, а также как это поведение влияет на других людей.
2. Научиться понимать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе.
3. Научить участников действительно слышать то, что говорят другие люди, не концентрируясь до этого на подготовке ответа.
4. Создание возможностей для понимания того, как действует группа и какие виды групповых процессов возникают при определенных условиях.
5. Способствовать возрастанию толерантности к поведению других людей.
6. Создание условий, в которых человек может апробировать новые пути взаимодействия с людьми и получить обратную связь о том, как влияют на них эти новые способы.
Некоторые Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей профессионала, усиление самоидентичности и получили название групп сенситивности. Термин «тренинг сенситивности» обычно используют для обозначения и ориентированных на «рост личности» род-жеровских «групп встреч» (encounter-groups) и Т-групп, или групп тренинга человеческих отношений. Задачи, сходные с задачами тренинга сенситивности и групп встреч, решались в разных концептуальных парадигмах: гешталытерапии, транзактного анализа. В гештальт-ориентированной группе создавались условия для осознания взаимосвязи между элементами единой психологической структуры человека, повышения чувствительности к сигналам, исходящим от сома-то-вегетативных источников (Перлз, 1995). В групповой работе, связанной с использованием идей транзактного анализа, основной задачей является осознание отношений между приобретенными в ходе социализации неосознаваемыми
Психология тренинга 91
инстанциями, которые обозначались Э.Берном как «родитель-взрослый-ребенок» (Берн, 1992).
В нашей стране элементы сенситивного тренинга использовались в программах подготовки руководителей трудовых коллективов и представителей профессий типа «человек-человек» (Петровская, 1982; Емельянов, 1985). Ю.Н.Емельянов, подытоживая данные ряда источников, перечисляет следующие задачи сенситивного тренинга:
1. Повышение самопонимания и понимания другого.
2. Чувственное понимание группповых процессов, познание локальной структуры.
3. Развитие ряда поведенческих навыков.
Л.А.Петровская в своих комментариях к разновидностям тренинга сенситивности выделяет два уровня целей: непосредственные и так называемые метацели, или цели более высокого уровня общности. В качестве метацелей выделены формирование у индивида духа исследования, готовности экспериментировать со своей ролью в мире; расширение объема «межличностного сознания»; достижение аутентичности в межличностных отношениях; способность взаимодействовать с коллегами, начальством и подчиненными в стиле сотрудничества. Среди непосредственных целей тренинга сенситивности выделяются обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от партнеров (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные факторы, дополняющие слова), усовершенствование диагностических навыков в области межличностных и межгрупповых отношений, приобретение навыков активного вмешательства в ситуации внутри- и внегруппового взаимодействия с целью большей удовлетворенности членов группы, а также развитие способности постоянно анализировать свое поведение в системе межличностных отношений с целью их оптимизации.
С нашей точки зрения, основные цели тренинга сенситивности могут быть сформулированы следующим образом:
92 Макшанов СИ.
Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы;
Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и сте-реотипизированными фрагментами сознания;
формирование и развитие способности прогнозировать поведение других людей, предвидеть последствия взаимных влияний.
Т-группы и группы тренинга сенситивности решали преимущественно коммуникативные задачи, обращаясь при этом к личности участников тренинга и создавая условия для осознания личностных проблем, что бесспорно является принципиальным отличием от индивидуальных тренировок и поведенческих групп, ориентированных на изменения преимущественно на уровне субъекта деятельности.
В конце 60 - начале 70-х гг. Т-группы и группы сенситивности получили широкое распространение в условиях организаций. Основной целью их использования было улаживание конфликтных ситуаций в рабочих группах, а также оптимизация отношений рабочих и служащих. В 1964 г. вышел сборник, суммирующий опыт 17-летнего развития Т-групп. В нем были обобщены четыре основные проблемы: профессионализация тренеров, модификация метода Т-групп, расширенное использование лабораторного метода в нелабораторных условиях, рост исследований и развитие теории (Пэнто, Гравитц; 1984).
Практические результаты применения Т-групп и тренинга сенситивности показали ряд ограничений их использования в связи с переоценкой возможностей метода и методическими промахами ведущих. В настоящее время Т-группы в условиях организаций используются реже и избирательней и являются одним из направлений подхода, получившего название «организационное развитие». Основу организационного развития составляют модель исследовательских вмешательств и опора на обучение, основанное на совместном опыте его участников. Традиционная Т-группа вытесняется применением тренинговых методов, обозначаемых как тренинг формирования (построения) команды.
Психология тренинга 93
Целью тренинга построения команды являются в первую очередь эффективные изменения в социальных системах и их элементах, а не только в конкретных профессионалах.
В 80-е гг. практика Т-групп в профессиональном тренинге нашла наибольшее применение в тренинге учителей и администраторов.
Вторым направлением в групповой форме тренинга является тренинг умений. В основе большинства программ тренинга умений лежат теоретические представления, обоснованные психологами поведенческого направления.
В 60-е гг. возникает опирающееся на идеи гуманистической психологии К.Роджерса движение тренинга жизненных умений (social-life skills). Тренинг жизненных умений использовался в профессиональной подготовке учителей, консультантов, менеджеров, военнослужащих.
В нем используются три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга.
Первая модель опирается на семь категорий жизненных умений: решение проблем, общение, настойчивость, уверенность в себе, критичность мышления, самоуправление и развитие Я- концепции.
В основе второй модели находятся четыре категории умений: межличностное общение и взаимоотношения, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений.
Третья модель включает в себя тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта (Cooper, 1976; Gazda, Brook; 1985).
К групповому тренингу специальных умений также относятся программы, ориентированные на профессиональную подготовку специалистов к работе в особых условиях, например психологический Тренинг, разработанный после аварии на АЭС "Three Mile Island". Тренинг преследовал цели подготовки специалистов АЭС к действиям в экстремальной ситуации, формирования навыков принятия решений, анализа принятых решений, достижения взаимопонимания, определения потенциальных критических проблем
94 Макшанов СИ.
управления и стимулирования творческой инициативы при выполнении заданий (Worsham, French, 1981).
Наряду с рассмотренными подходами, развивавшимися преимущественно в США, следует выделить опыт групповой работы в Великобритании, накопленный в основном в Тэвистокском институте и формировавшийся как альтернатива Т-группам. Созданная в Великобритании практика S-групп (study-groups) была направлена на изучение и понимание участниками детерминант и моделей поведения человека и группы, при этом значительное внимание уделялось проблеме власти и авторитета (Klein, Astrachan; 1971).
В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М.Форверга был разработан и научно обоснован социально-психологический тренинг. Теоретической основой механизмов изменений в социально-
психологическом тренинге М.Форверга стала теория установки Д.Узнадзе, согласно которой установка рассматривалась как наиболее доступная форма связи действующего субъекта с окружающей средой. Основными средствами тренинга выступили ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования навыков эффективной коммуникации. Практической областью приложения разработанных М.Форвергом методов явилась социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства (Vorwerg, 1980). Значительный опыт социально-психологического тренинга, накопленный М.Форвергом и его учениками, представлен в пяти основных типах тренинга, к которым относились:
1. Группы, направленные на усвоение необходимых для конкретной профессии моделей социального поведения (Verhaltensentwunte). Личностные проблемы участников не прорабатывались, если они не были непосредственно связаны с профессиональными затруднениями или с усвоением новой модели поведения. Основой изменений выступала коррекция когнитивных структур, ответственных за регуляцию поведения. От ведущего требовалась специализация в области психологии труда и социальной психологии, хорошее знание профессии тренируемых, допускалось только добровольное участие в тренинге. По организации работы
Психология тренинга 95
этот тип тренинга относился к наиболее гибким, эффект не поддавался полному контролю, хотя создавал предпосылки для эффективного профессионального общения и лучшей ориентации в социально-психологических аспектах профессиональной деятельности. Проведение социально-психологического тренинга этого типа практиковалось на промышленных предприятиях ГДР, в Центре повышения квалификации руководящих работников химической промышленности в Варшаве.
2. Группы, направленные на развитие отдельных психологических качеств личности, необходимых в профессиональной деятельности, подготовку к управлению групповой динамикой, решение частных психопрофилактических задач средствами аутогенной тренировки. В этом типе тренинга применяется направленное стимулирование групповой динамики, возрастает активность тренируемых и эмоциональность подкрепления требуемых моделей поведения. От ведущего требовалась подготовка в области психотерапии и индивидуальной психодиагностики. Допускалось организованное направление на тренинг по решению администрации, но предпочиталось добровольное участие. Ужесточились требования по временной организации тренинга, который стал проводиться непрерывно в течение 4-5 дней. Х.Миккин подчеркивает, что данный тип тренинга разрабатывался высококвалифицированными практиками и относительно меньше связан с научными исследованиями.
3. Основными целями тренинга становятся психогигиена и психопрофилактика, от ведущего требуется подготовка по клинической психологии и психотерапии. Группы формировались исключительно добровольно с учетом медицинских показаний из числа руководителей с повышенным риском по отношению к психогенным и психическим заболеваниям. Временной режим строго не регламентировался.
4. Ведущей целью становится развитие социальной компетентности в общении, ориентации в самом себе, партнере и социальной ситуации, профессиональные проблемы затрагивались только в случае их тесной связи с личностными особенностями участников тренинга. Тренинг прово-
96 Макшанов СИ.
лился преимущественно с высокопоставленными руководителями.
5. Цель тренинга пятого типа - развитие социальной компетентности для работы в особо сложных ситуациях межличностного общения и частичное формирование новых целей жизни. Продолжительность тренинга занимает несколько циклов по 8-10 дней каждый с годовым интервалом. Этот тренинг применялся в ГДР только для повышения квалификации психотерапевтов, врачей, психологов-консультантов, тренеров (Миккин, 1986).
Основные тенденции в развитии социально-психологического тренинга в ГДР характеризовались постепенным переходом к решению все более сложных задач в ходе тренинга, к достижению изменений на все более сложных уровнях организации психики, а в отношении рассмотренных типов - в повышении требований к профессиональной подготовке ведущих, расширении его целей от сугубо профессионально значимых к связанным с достижением физического, социального и морального благополучия.
В начале 80-х гг. социально-психологический тренинг получает широкое распространение в отечественной практике. Первая в стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л.А.Петровской в 1982 г. Социально-психологический тренинг использовался для психологического обеспечения профессиональной деятельности руководителей, педагогов и психологов, а также людей, испытывающих трудности в общении. Опыт его использования отражен в работах Л.А.Петровской (1982, 1989), Ю.Н.Емельянова, Х.Миккина (1975, 1981, 1986), В.П.Захарова, Н.Ю.Хрящевой и др.
Общей целью социально-психологического тренинга является повышение компетентности в общении, что достигается решением следующих задач:
1. Приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения;
2. Приобретение умений и навыков общения;
3. Коррекция, формирование и развитие установок, обеспечивающих успешность общения;
Психология тренинга ________________97
4. Развитие способности к адекватной оценке себя, других людей;
5. Развитие системы отношений личности (Захаров, Хрящева, 1989).
Обращает на себя внимание, что социально-психологический тренинг обнаруживает тенденцию к распространению в различных профессиональных группах как в традиционных для него направлениях, так и принципиально новых для нашей культуры. Разрабатываются и проводятся программы социально-психологического тренинга для медицинских работников, работников средств массовой коммуникации, коммерческих агентов, безработных.
Групповая форма проведения характерна и для интеллектуального тренинга. В профессиональной деятельности совершенно очевидна важность собственно интеллектуальных процессов, в ряде профессий они играют приоритетную роль. В связи с этим развитие принципов, методов и программ такого тренинга остается актуальной задачей профессиональной подготовки.
Предшественниками первых теоретически обоснованных программ интеллектуального тренинга можно считать упражнения для развития у школьников дивергентного мышления, предложенные М.Вертгеймером (Вертгеймер, 1977) и разработки, посвященные методу «мозгового штурма» А.Осборна (Osborn, 1963). В настоящее время в психологической литературе упоминаются следующие программы интеллектуального тренинга: тренинг гибкости мышления, умственный тренинг, тренинг стратегического мышления, тренинг креативности (Келасьев, 1989; Basadur, Graen, Scandura, 1986; НО)
Целью тренинга стратегического мышления, в частности, предлагаемого А.В.Дранковым, Н.М.Лебедевой, Е.А.Мироновым, является развитие интеллектуальных способностей, обеспечивающих формирование и реализацию эффективных стратегий в профессиональной деятельности специалистов управленческого типа. Конкретные задачи тренинга формулируются следующим образом:
98 Машанов СИ.
Знакомство участников тренинга с основными закономерностями актуального генеза эффективных стратегий;
Осознание механизмов, лежащих в основе типичных ошибок, допускаемых в процессе выдвижения гипотез;
Совершенствование рефлексивной регуляции мыслительной деятельности в процессе верификации гипотез;
Повышение эффективности реализации сформированной стратегии в условиях индивидуального решения мыслительных задач;
Расширение индивидуального стратегического арсенала участников в отношении конкретных классов задач;
Развитие прогностичности мышления и способности к выдвижению иерархической системы целей;
Выработка направленности на достижение глобальных стратегических целей с учетом долгосрочных прогнозов;
Формирование толерантности к «тактическим потерям» в целях достижения общего стратегического успеха;
Осознание преимуществ совместного решения задач и развитие умений пользоваться ими при формировании и реализации стратегий;
Учет специфических негативных факторов при формировании и реализации стратегий в условиях непосредственного общения (Дранков, Лебедева, Миронов, 1990).
Эффективная профессиональная деятельность, связанная с работой с людьми, исключает применение ее субъектом стереотипных, неизменяющихся стратегий так же, как и импульсивно-реактивных, не учитывающих уникальность каждого человека и группы людей. В связи с этим креативность является профессионально важным качеством субъектов многих, если не большинства, профессий. Развитию творческого потенциала личности посвящен тренинг креативности в его различных модификациях. В тренинге креативности главное внимание уделяется способности специалиста генерировать разнообразные идеи, отличающиеся нестандартностью и оригинальностью, и воплощать их в сво-
Психология тренинга 99
ей профессиональной деятельности. Тренинг креативности применяется в профессиональной подготовке руководителей предприятий и организаций, менеджеров, психологов, учителей, научных работников; креативность рассматривается как мощный фактор развития профессионально важных качеств и личности профессионалов в различных областях деятельности (Gordon, 1961; Kris, 1965; Dacey, Ripple, 1967; Хрящева, 1995).
Во многих видах профессиональной деятельности значительное место принадлежит процессам принятия решений. В ряде случаев - управление страной, регионом, отраслью, предприятием, агрегатом АЭС, воинским подразделением и т.д. - цена принимаемых решений измеряется астрономическими цифрами, а последствия их реализации (или отсутствия) носят необратимый характер. Поэтому тренинг принятия решений, безусловно, целесообразен для профессиональной подготовки специалистов в сфере управления, научных работников, операторов различных систем. Целью указанного тренинга являются развитие когнитивных и эмоционально-волевых компонентов и их интеграция, позволяющая эффективно реализовывать все этапы индивидуального и совместного принятия решений. Достижение этих целей осуществляется в результате решения следующих задач:
1. Обеспечение адекватности субъективного отражения проблемной ситуации.
2. Развитие умений структурирования неопределенных проблем и выделения необходимой для их решения информации.
3. Формирование навыков оценки элементов вероятностной среды с учетом многокритериальной значимости событий.
4. Развитие многоальтернативной системы субъективного прогнозирования.
5. Формирование многоальтернативности промежуточных решений с целью оптимизации терминального.
6. Совершенствование рефлексивной регуляции в отношении субъективных критериев принятия решений.
100 Макшанов СИ.
7. Развитие устойчивости к условиям неопределенности и риска, формирование адекватного уровня субъективной уверенности в принимаемых прогностических решениях.
8. Обеспечение как последовательности, так и гибкости в реализации принятых решений.
9. Индивидуализация способов преодоления трудностей принятия решений на различных этапах.
10. Формирование способов организации групп поддержки решений и повышения эффективности принятия решений в совместной деятельности (Дранков, Лебедева, Миронов, 1990).
Принципиальная значимость регулятивного потенциала в жизнедеятельности человека нашла свое отражение и в истории тренинга. К первым групповым формам тренинга, которые можно отнести к регулятивным программам, относятся тренинг уверенности в себе и мотивацион-ный тренинг. Обе эти программы находят широкое применение и не могут рассматриваться как строго профессиональные. В то же время такие личностные дефициты, как неуверенность в себе и недостаточное развитие мотиваци-онных структур существенно затрудняют прохождение любого этапа становления профессионала, что объясняет актуальность данных тренинговых программ для любой профессиональной группы.
Теоретическими основаниями тренинга уверенности в себе в его разных версиях выступают поведенческие и психоаналитические концепции. Бихевиористский подход исходит из положения, что неуверенные в себе люди не смогли по ряду причин овладеть социальными навыками уверенного поведения, либо получали преимущественно негативные подкрепления в процессе научения. Психоаналитики рассматривали неуверенность в себе как внешние проявления глубинного бессознательного конфликта. Общим для этих подходов является рассмотрение неуверенности как последствия микросоциальной ситуации развития. Одна из первых известных программ тренинга уверенности в себе была опубликована Р.Алберти и М.Эммонсом в 1970 г. (Alberti, Emmons, 1970). При разработке программы они использо-
Психология тренинга 101
стояний, а также условнорефлекторную терапию Э.Солтера (Salter, 1973).
Приоритет в разработке мотивационного тренинга принадлежит Д.Мак-Клелланду, установившему в лонгитюдном исследовании, что высокомотивированные студенты Гарвардского университета после его окончания занимают ведущие посты в экономике страны, и реализовавшему в 1967 г. первые программы мотивационного тренинга (McClelland, 1965). Тренинг мотивации базировался на теории атрибуции, а также идеях Мак-Клелланда, согласно которым представления и мысленные действия позволяют изменить мотивы субъекта деятельности. Тренинг мотивации, разработанный Мак-Клелландом» преследовал достижение следующих четырех целей:
Расширение, укрепление и совершенствование сети ассоциаций;
Четкое видение и осознание всех ее частей;
Связь элементов этой сети;
Выработка и упорядочивание связей новых ассоциаций с существующими, с реальностью и культурными ценностями.
В соответствии с данными целями Д.Мак-Клелланд разработал 12 элементов тренинга, объединенных в группы: изучение и отработка синдрома достижения, самоанализ, постановка целей, социальная поддержка. Средства тренинга включали в себя анализ содержания собственных рассказов по ТАТ с помощью ключевых категорий для выявления потребности в достижениях, разбор конкретных случаев направленного на достижение поведения предпринимателей, отработка реалистичного целеполагания в игровых условиях, контроль совместимости деятельности достижения с собственным образом жизни и с различными обстоятельствами.
Одним из наиболее ценных результатов тренинга мотивации следует признать возможность освоения профессионалом в любой области навыков, механизмов самомотивирования, произвольного удержания мотива на цели. Данная программа тренинга не утратила своей актуальности, и в наше время он входит в число средств, используемых UNIDO (Организация по
102 Макшанов СИ.
промышленному развитию при ООН), а также применяется при работе со школьниками.
Регулятивными по своей сути можно признать и группы, известные как Синанон (Synanon). Основное содержание работы в синанон - группах связано с проявлением и восприятием отрицательных эмоций, гнева, агрессивного поведения. Возможность конфронтации с отрицательными эмоциями и агрессией получают все участники группы. К основным результатам данного вида групповой работы относят повышение толерантности к отрицательным психологическим воздействиям. В программах этой направленности использовались специфические методики постепенной и усиленной конфронтации в реальных ситуациях, усиленной конфронтации в воображении (Casriel, 1963). Эффективность синанон-групп, в особенности используемых в них методик, признается весьма высокой.
К группе тренинга специальных умений относятся программы маловероятного взаимодействия, ведения переговоров, управления сбытом, эффективной телефонной коммуникации, формирования команды, философии и стратегии организации.
Чем отличается тренинговая форма обучения от других?
Считается, что воздействие на группу людей эффективнее, чем работа с каждым отдельно. Почему так? Известен групповой (стадный) эффект, когда человек в группе более внушаем, нежели вне ее. В группе происходит взаимное обучение ее членов. Они могут обмениваться личным опытом, пробовать новые приемы друг на друге.
Известно, что обучение может быть разным: лекционное, семинарское, моделированное, и, наконец, тренинговое. Чем же тренинги отличаются от других форм обучения?
С помощью тренинга мы развиваем способности человека к обучению и овладению любыми видами деятельности, связанными с общением. Если мы обратим внимание на темы наиболее распространенных тренингов в бизнесе, то увидим, что все они связаны с общением. Это тренинги продаж, переговоров, развития лидерских качеств и т.п.
История возникновения тренинговых групп
Первыми социологами, обратившими внимание на особенности работы людей в группе были Э. Дюркгейм и Г.Зиммель. В 1950 году в Америке была создана Национальная Лаборатория Тренинга, изучающая различные формы и методы групповой работы. Большинство школ тренингов возникло на базе психоанализа, бихевиоризма, гештальт-психологии, гуманистической психологии, нейролингвистических технологий. Зачастую тренинги сочетают в себе эти направления. Но не бывает тренингов, не имеющих в своей основе психологической школы.
Слово "тренинг" возникло в клинической психологии и применялось в работе с психическими больными. Позже и к здоровым людям стали применять тренинги. Их назвали "социально-психологическими". Поэтому современные тренинги включают в себя элементы психокоррекции и психотерапии. Различные формы ведения тренингов
Часты случаи профанации методик проведения тренингов. Ведут их "натасканные псевдо-тренеры". Такие тренеры, как правило, имеют громко звучащие дипломы зарубежных заведений, но не имеют базового психологического образования. Они знают, какие упражнения и в какой последовательности необходимо выполнять с группой, их тренинги расписаны по минутам. Руководителю нравится подобная точность и технологичность. Но при этом не учитывается специфика предприятия, тренеры не знают особенностей работы с группой, не могут справиться с непредвиденными ситуациями. В итоге, "блестяще" проведенные тренинги ничего не дают сотрудникам предприятия, кроме затраченного времени и неадекватного представления о тренинговых формах работы.
Менеджер по кадрам одного из предприятий, на котором проводился подобный тренинг, рассказывала об этом так: "Было обидно чувствовать себя ненужной. Тренеры со мной предварительно не поговорили, не узнали особенностей нашего предприятия, не соотнесли цели своих тренингов с нашими целями. В итоге, мои подчиненные так и не поняли, зачем им нужны были эти занятия. Осталось только ощущение, что все было четко расписано по времени и вызубрен преподаваемый материал".
На тренинговом рынке развивается мнение, что психологи для предприятий не нужны. Нужны менеджеры по кадрам, тренинг-менеджеры и т.п. При этом не учитывается, что работа по этим специальностям связана с людьми и подразумевает хорошее знание психологии. Поэтому оптимальный вариант - тренер, имеющий психологическое образование и образование в области менеджмента, который разбирается в механизмах работы бизнес-предприятий. Особенности тренинговой работы
Прежде всего еобходимо выяснить цели руководителя, заказывающего тренинг. Изменение поведения сотрудников, уменьшение конфликтных ситуаций, повышение продаж за счет новых форм общения с покупателями - все это результат проведения тренингов.
Например, руководитель предприятия во время предварительного собеседования задал такие вопросы: "Будете ли Вы проводить предварительную встречу с нашими менеджерами? Будет ли учитываться специфика нашего продукта при обучении?" Когда он получил положительные ответы, то сказал следующее: "Если бы вы сказали, что все это вам не нужно, я бы с вами не сотрудничал". И он был полностью прав. Только работа, учитывающая специфику предприятия, настрой сотрудников, их запросы и мотивацию, может принести эффект и решить задачу подготовки сотрудников.
Тренинги могут быть различными по форме проведения. Это может быть тренинг-дрессировка. Тренер с помощью жестоких манипулятивных приемов и положительного подкрепления формирует нужные варианты поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стирает" вредные и ненужные. Такая форма ведения тренингов дает быстрые результаты, которые так же быстро и исчезают. Участники подобных тренингов, принимая философию избавления от ненужного в себе, в конечном счете, теряют себя и перестают себе доверять. У них появляется сверхконтроль своего поведения, что влечет за собой излишнюю скованность и стресс. Варианты их поведения ограничиваются.
Другая форма тренинга прививает умения и навыки эффективного поведения. При такой форме работы участники отрабатывают до автоматизма нужные формы поведения. Но в жизни ситуаций всегда больше, нежели мы предполагаем. При такой форме обучения участники тренинга будут не готовы к нестандартным ситуациям, потому что на тренинге "их не проходили".
Следующая форма тренинга - активное обучение. На таком тренинге прежде всего даются базовые психологические знания. На их основе отрабатываются необходимые умения и навыки. Эта форма более результативна. Но здесь многое зависит от тренера. Психологические знания должны быть адаптированы к специфике работы участников тренинга.
Более результативным является тренинг, как метод создания условий для самораскрытия участников. В этом случае сотрудники учатся самостоятельно искать способы решения проблем. Задача тренера - дать необходимые психологические знания для более успешного поиска, а также раскрыть те ресурсы участников тренинга, которые они еще не используют в своей работе.
Итак, мы описали все виды тренингов. Тренер-дрессировщик полностью берет ответственность за изменения, происходящие в участниках, на себя. Но при этом абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. Таким образом, у участников формируется безответственное отношение к тому, что происходит на их предприятии.
Истинный тренер разделяет с участниками ответственность, вырабатывает у них понимание, что все происходящее на тренинге, на предприятии зависит не только от тренера или руководства, но и от них.
Из приведенных форм тренингов видно, насколько важна личность ведущего и те принципы, которых он придерживается во время обучения.
Менее важны варианты заданий и упражнений, так как одни и те же упражнения можно употреблять с разными задачами и целями.
Так как группа отражает общество в миниатюре, то во время тренинга происходит моделирование систем взаимоотношений, характерных для реальной жизни участников. Опытный тренер пользуется этим и дает возможность увидеть и проанализировать, в созданных им условиях психологической безопасности, те закономерности, которые свойственны данному предприятию.
В группе сотрудник может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений. Подобное экспериментирование в реальной жизни всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания. Таким образом, тренинговая группа выступает в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно пробовать вести себя иначе.
Если вашим сотрудникам только рассказали о конфликтах и путях выхода из них, но они сами не прочувствовали эти состояния и способы их разрешения, то такое обучение неэффективно и ничего не даст вашему предприятию. Нужно сказать, что обучение, связанное с решением конфликтных ситуаций, невозможно без практического этапа.
Правила тренинговых групп
Ведущий тренинга должен знать правила групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным. Так же, как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Это и необходимо понимать тренеру.
Каковы же наиболее распространенные правила тренинговых групп?
- Правило "здесь и теперь". Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек "здесь и сейчас" показывает, как он ведет себя "по жизни". И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
- Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работать вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.
- Правило "Я". В группе запрещается использовать рассуждения типа: "У всех такое мнение:", "Мы считаем:" и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны строиться с использованием "я". Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
- Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.
- Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
Методы, используемые в тренингах
Выделяют базовые методы, которые используют в любых тренинговых группах. Это групповые дискуссии, игровые методы, моделирование ситуаций, техники развития сенсорной чувствительности и медитативные техники. В зависимости от целей тренинг включает в себя эти методы в разных пропорциях и соотношениях.
- Групповая дискуссия - это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения участников. Этот метод дает возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, придти к какому-либо решению. Тренер может управлять дискуссией при помощи постановки тем. Но она может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.
В одной организации была поставлена цель тренинга - формирование команды. Тренинг начался с дискуссии его участников о том, что они понимают под командой и по каким критериям будут определять момент формирования у них команды. Во время дискуссии всплыло различное отношение сотрудников к самому факту формирования команды на предприятии. Выделилась группа, которая считала, что эффективнее работать индивидуально. Таким образом, дискуссия стала своеобразным диагностическим инструментом, дала возможность тренерам более точно поставить цели, как перед участниками тренинга, так и перед руководством.
- Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организацонно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой игры нужны для преодоления скованности и напряженности, снятия "психологической защиты". Игры применяют и для диагностики трудностей в общении, психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные умения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.
В организации проводилась игра "Молекулы", во время которой участники должны были по команде ведущего объединяться в группы по два, три и более человека. Во время этой игры при команде "восемь" участники одной группы стали перетаскивать к себе членов из других групп насильно, те сопротивлялись, объединение переросло в небольшую потасовку. Во время обсуждения своего поведения в игре, участники отметили, что пытались насильно перетаскивать новых членов к себе, не считаясь с их желанием. Они обнаружили, что подобное поведение свойственно их организации. Новый сотрудник подвергается необоснованно большему давлению, нежели сотрудник со стажем.
- Моделирование ситуаций. Во время тренинга необходимо понять, как сотрудник ведет себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется. Тогда предлагается разыграть наиболее привычную ситуацию, например, продавцов просят продать что-либо одному из наиболее встречающихся типов покупателей. При этом поведение покупателя воспроизводит другой продавец. Такое моделирование дает возможность участнику тренинга увидеть свои выигрышные и проигрышные шаблоны поведения, а наблюдающих приучает анализировать рабочие ситуации.
В магазине при моделировании процесса продаж после просмотра отснятого материала был проведен анализ работы одного из продавцов. Ранее продавец считал, что тренинг ему не нужен, что он сам может кого угодно научить продавать. Группа под руководством тренера обсудила этапы продажи. При этом выяснилось, что продавец успешно продает только тем покупателям, которые по типу поведения похожи на него. Другие покупатели воспринимаются им как неудобные и бесперспективные. Таким образом, за день он теряет большой процент покупателей, которые готовы были купить, но не нашли общего языка с продавцом.
- Техники развития сенсорной чувствительности - здесь участники развивают у себя умение воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. С помощью специальных упражнений сотрудники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их самовосприятие, насколько влияет общественное мнение на их поведение.
- Медитативные техники используют для снятия излишнего напряжения у участников группы, развития у них дополнительных ресурсов. Подобного рода техники тренер может проводить с участниками группы, одновременно обучая их различным приемам самостоятельной медитации. Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния - важная часть тренинга. Она повышает устойчивость сотрудников предприятия к стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает степень страха перед неопределенными или незнакомыми ситуациями.
Часто менеджеры и руководители предприятий не могут расслабиться даже на отдыхе, в голове постоянно вертятся мысли относительно проблем на работе. В таких случаях хорошо помогают медитативные техники "остановки внутреннего монолога", которым обучают на тренинге.
Итак, небольшой экскурс в мир тренингов закончен. Это краткое описание может быть полезно для руководителей, решивших повысить уровень профессионализма своих работников. С помощью данных рекомендаций они смогут составить для себя критерии, по которым будут отбирать тренинговую фирму и тренера для работы со своими сотрудниками.
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Основоположники: Курт Левин и Карл Роджерс в Америке.
Левин: в 1946 г. начал групповую тренинговую работу в области профессиональной деятельности с педагогами.
Идеи Левина:
Человек помимо предмета деятельности (сфера «человек-человек») должен осваивать и науку общения.
Обучаться общению можно только в режиме общения.
Идея групповой динамики: группа сама по себе обладает огромным развивающим ресурсом для её участников.
Роджерс разделял идею групповой динамики (человек – ресурсное существо и может решить проблемы любой сложности, особенно сообща), но работал не с профессиональными группами, а с людьми, желающими повысить коммуникативную компетентность. Разработал тренинг жизненных умений. Считал, что группа должна проявлять самостоятельность, а тренер лишь направляет её.
В Европе основоположник – М.Форверг (Лейпциг, 70-е).
Разработал СПТ. Тесно сотрудничал с Узнадзе. Считал, что приобретение новых навыков общения связано с установками, влияющими на мотивацию. Установка – максимально доступная форма связи субъекта с окружающей средой. Установки: гендерные, возрастные, статусные, профессиональные, внешности, этнические…
Основоположник Т-групп.
Т-группа - малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям (умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения; развитие самопознания). Социальные психологи часто акцентируют в работе Т-групп проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним. Т-группы относятся к совокупности методов так называемого экспериментального обучения - т.е. обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, апробирование новых форм общения. Роль тренера состоит прежде всего в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса.
Социально-психологический тренинг в отечественной практике.
Появился в 80-е гг. Существует два общих подхода:
СПб: европейский (Форверг): Хрящёва, Макшанов, Сидоренко, Зинкевич-Евстигнеева.
Москва: американский (Роджерс): Парыгин Борис Дмитриевич, Петровская Лариса Андреевна (автор первой научной работы по СПТ в 1982г.).
Оценка эффективности социально-психологического тренинга
Необходима для определения максимально эффективных и валидных программ и их компонентов. Хорошо, когда в тренинге области и факторы его малой эффективности, которые можно улучшить. Следует учитывать, что изменения отсрочены (до 6 мес) и существует разная длительность удерживания изменений.
Критерии эффективности по Киркпатрику:
- Реакции – измерить впечатления участников.
- Научение – измерить усвоенный материал.
- Поведение – насколько результаты воплотились в деятельности?
- Результат – измерить улучшение количественных и качественных характеристик труда.
Максимально вероятны изменения умений и навыков, эффективности труда, представления о себе, отношения к чему-либо, установок, уровня рефлексии.
Методика организации СПТ.
1. Формирование группы и предварительная встреча. Учесть гомогенность и гетерогенность.
2. Вступительная лекция. Обретение единого информационного пространства. Рассказ о тренинге как особой форме работы.
3. Формирование обстановки безопасности и работоспособности. Знакомство, правила поведения, ожидания от тренинга.
4. Этап ориентации. Осознать некомпетентность, понять необходимость участия.
5. Изменения. Последовательное формирование необходимых навыков с помощью сухих, полусухих, мокрых упражнений.
6. Целостное действие. Объединение полученных знаний, отыгрывание в сложной целостной ситуации.
7. Завершение/чемодан. Итоги, ОС в позитивном ключе.
Требования к ведущему СПТ
- Работа только по заказу.
- Не навреди. Не решать личных проблем за счёт тренерства.
- Соответствие идей и поведения тренера.
- Конфиденциальность.
- Осознанная спонтанность поведения.
- Искренность.
- Партнёрское взаимодействие: интересы себя + группы.
- Постоянное внимание и включённость, а не просто присутствие.
- Профессиональные границы: во времени, добровольности участников, не вступать с ними в дружеские и финансовые отношения.
Развитие и значение СПТ в современной практической психологии.
С 90-х гг. в России развивается важное направление тренингов – психотерапевтическое, помогающее людям справиться с интенсивностью и стремительностью изменений, побороть свои страхи.
Развитие бизнес-сферы повлекло за собой развитие рынка бизнес-тренингов (продаж, руководящих навыков, корпоративные тренинги). В ближайшее будущее, по прогнозам Е.В.Сидоренко, будет актуальна модель сопровождения: тренер сопровождает работу команды в решении новой для неё задачи.
5. Социальная психология личности и проблема прогнозирования социального поведения.
Теоретические источники психологии социального познания.
Примечание: МЛВ – межличностное восприятие, ТКС – теории когнитивного соответствия, КА – каузальная атрибуция.
вопросов в области гос. образования.Цели Н. л. т., основанной на работах К. Левина и др., первонач. заключались в повышении качества соц. партнерства и оценке новыгх методов изменения поведения в условиях различных групп.
Со временем, однако, участники Н. л. т. заинтересовались тж проблемой индивидуального психол. роста.
Концепция лаборатории тренинга предполагает временное существование нек-рого сообщества, к-рое призвано обеспечить своим членам учеб. опыт. Благодаря формальным и неформальным процессам, отдельные участники могут приобрести навыки, необходимые для продуктивного участия в группах демократического об-ва. Один из ключевых элементов - тренинговая группа базисных навыков, или Т-группа, к-рая была создана для обеспечения окружения, в к-ром участники смогли бы изучать групповую динамику и анализировать реакции, к-рые они вызывают у окружающих.
Идеи и технические приемы Н. л. т. использовались в педагогике, менеджменте и медицине, а тж в соц. психол.
См. также Группы достижения изменений, Групповая психотерапия, Т-группы
К. Ландау
Национальный колледж профессиональной психологии (National College Of Professional Psychology)
В 1980-х гг. люди, прибегавшие к услугам психологов, начали требовать больше информ. о тех, кто предоставляет эти услуги, их деятельности и самих услугах в сфере психич. здоровья. отребители и покупатели услуг в сфере психич. здоровья стали обращать внимание на определенность процесса лечения тех или иных психич. расстройств. Страховые компании, правительственные агентства и орг- ции регулируемого психиатрического здравоохранения стали уделять особое внимание оценке умения справляться с такими расстройствами, как употребление алкоголя и др. наркотических веществ, депрессия, тревога, а тж вопросами, относящимися к сфере совладания со стрессом. В то время как возросла необходимость более узкого определения услуг, широта законов о лицензировании в психологии не позволяла адекватно оценивать многочисленные и разнообразные виды деятельности тех, кто предоставляет психол. услуги. Одно только лицензирование не могло выполнять роль механизма адекватной оценки качества услуг, предлагаемых психологами.
Кроме того, как и потребители услуг, работодатели тж стали все больше обращать внимание на такие краткосрочные процедуры лечения, к-рые позволили бы сократить число дней, проведенных на больничном, и повысить производительность труда. Соображения возмещения расходов стали причиной того, что акцент в оказании психол. помощи сместился с изменения всей личности на лечение отдельных расстройств. Эта тенденция вместе с появлением множества «новых» профессий, претендующих на исключительные права по профессиональному лечению тех или иных заболеваний, привела к тому, что психологи все реже могли заниматься своей деятельностью так, как раньше.
В 1981 г. была предложена Национальная программа ординаторской подготовки (National Residency Training Program, NRTP) для психологов, обеспечивающая проверку квалификации и подготовку по специальностям, отвечающим специфическим потребностям об-ва, и, что более важно, в тех областях, к-рые бы могли финансироваться за счет третьей стороны в системе предоставления услуг здравоохранения. одобная подготовка позволила бы психологам предлагать более специализированные услуги. Таким орг-циям, как Гос. регистр (National Register) или Ассоц. центров интернатуры по психологии (Association of Psychology Internship Centers, APIC), было предложено начать разрабатывать соотв.
Квалификационные требования и учеб. программы. В 1983 г. NRTP была официально представлена совету представителей Американской психол. ассоц. (АРА). Для изучения связанных с ней вопросов была создана специальная президентская комиссия АРА. Предложенная программа была развита в двух направлениях.
Первая инициатива касалась создания академических центров повышения квалификации, к-рые бы предлагали программы последокторского образования, включавшие специализированную подготовку для психологов, приводящую к формированию кадров высшей квалификации и исследователей. При первоначальном обсуждении было определено около 14 областей специализации, включ. такие, как нейропсихология, психофармакология и судебная психология. На съездах АРА в 1990 и 1991 гг. специальная комиссия проводила семинары. Впоследствии для разработки предварительных положений были учреждена группа экспертов. Проводились исслед. по разработке принципов защиты курсовых работ. В Миннесоте для психологов начал создаваться целый комплекс программ послевузовского обучения, в рамках к-рого должны быть разработаны конкретные программы подготовки научных сотрудников, подобные предложенным в NRTP. Эти программы предполагали групповое обучение (с обязательным посещением занятий) в ун-тах под руководством специалистов по подготовке преподавателей и исследователей в той или иной области.
Большинство психологов - ок. 60-70 тыс. - к 1991 г. уже прошли половину своего профессионального пути, и им было бы сложно - в смысле времени и финансов - вновь сесть за университетскую скамью, чтобы выполнить требования, необходимые для получения того или иного последокторского звания, позволяющего предоставлять услуги и проводить научные исслед. Вследствие этого был предложен альтернативный путь подготовки к получению диплома, подтверждающего профессиональную квалификацию, - Н. к. п. п. Он был задуман как механизм удостоверения квалификации уже работающих психологов для признания их компетентности по определенной специализации. ринимая во внимание, что продолжительное обучение и
профессиональная подготовка, необходимые для получения докторской степени и лицензии, уже позволили психологам приобрести всесторонние знания в своей области, Н. к. п. п. предложил программу курсов непрерывного образования, к-рая позволяла бы психологам совершенствовать свою квалификацию в области узкой специализации.
Стало удовлетворяться требование более точного определения деятельности психологов и их квалификации. Это совпало с предложениями Дж. Виггинса о создании гос. справочной службы.
Теперь, когда для осн. потребителей услуг в области психич. здоровья эти услуги можно четко квалифицировать, гос. справочная служба могла бы помочь свести вместе специально подготовленных психологов и потребителей из коммерческого, правительственного и общественного секторов.
См. также Учебные потоки (разбиение учеников на группы по академическим способностям), Альтернативные докторские программы, Американская психологическая ассоциация, Клиническая психология: программы подготовки специалистов через аспирантуру, Психология потребителя, Службы системы здравоохранения, рофессиографический анализ, Оценка деятельности, Государственная
политика